На территории Томской области живут представители многих коренных народов Крайнего Севера. Однако особое место среди них занимают селькупы, чей уклад жизни, обычаи, традиции и верования отличаются от других.
Первые упоминания о селькупах относятся к девятому веку. Согласно преданиям многих северных народов, селькупы пришли со стороны холодного моря. Легенды же селькупов утверждают, что их родиной была плодородная земля, лежавшая за льдами холодного моря, где было много дичи. Однако настал день, когда солнце больше не взошло над той благословенной землёй, и вся она покрылась толстым слоем безжизненного льда.
Селькупам известно кузнечное и ювелирное ремесло, рыбалке и оленеводству они предпочитают охоту и собирательство. В наши дни селькупы относятся к малочисленным народам Сибири.
Наши исследования мы начали с анкетирования учеников нашей школы, проявляют ли они интерес к изучению истории родного края.
Мы выяснили, что некоторые ребята ничего не знают о народах, проживающих на территории Верхнекетского района или просто что – то слышали. [Приложение 1]
Мы стали искать материал о селькупах в интернете, спрашивать у родителей, работать с энциклопедиями.
1.1 Работа с дополнительными источниками информации:
1.1.1Сведения из энциклопедии https://ru.wikipedia.org/wiki/
Сельку́пы (селькуп. сёльӄуп, суссе ӄум, чумыль-ӄуп, шельӄуп, шешӄум; устаревшее — остяки-самоеды) — народ, живущий на территории Западной Сибири. До 1930-х их называли остя́ко-самое́дами.
Из «Большой советской энциклопедии» [13, с. 213] мы узнали, что селькупы - коренное население Западной Сибири. Занимались охотой, рыбной ловлей. Жили охотники и рыбаки в низких избушках, сверху крыша утеплялась землей. С помощью лука - селькупы охотились на белку, гусей, уток. Пищей служила соленая рыба и вяленая юкола.
С незапамятных времен на Верхнекетской земле живет интересный и загадочный народ — селькупы. «Лесные люди», как они сами себя называют, живут в гармонии с природой и возрождают свою культуру. Селькупы относятся к самодийской ветви уральской языковой группе. Живут на реках Тым, Кеть, Васюган, Парабель и по Оби, между устьями этих рек. Селькупы Верхнекетского района относятся к южной группе.
Сохранившиеся к настоящему времени селькупские поселения (Максимкин Яр), утратили свое предназначение. [Приложение 2] Раньше селькупы вели полуоседлый образ жизни, а ныне осели в деревнях и поселках.
Селькупы занимаются рыболовством и охотой. Рыбу ловили как сетями, так и ловушками (котцами, мордушками, самоловами, лучением). В определенных местах в устьях притоков ежегодно устраивали весенние запоры из кольев. [Приложение 3]
Сейчас лук и стрелы вытеснило ружье, а ловушки заменены на капканы промышленного производства.
В прошлом селькупы питались преимущественно рыбой. Рыбу солили, варили, сушили, квасили в ямах вместе с ягодами, заготавливали на зиму рыбий жир, мясо боровой дичи. Из сушеной рыбы изготавливали муку — порсу. Наиболее распространенное повседневное блюдо в зимний период – квашеная рыба. Квасили ее вместе с ягодами (брусника, клюква, морошка) в ямах. В пищу готовили мясо лося и боровой дичи. Из ягод варили варенье без воды и сахара. В тайге заготавливали кедровый орех.
Чай заменял настой можжевельника, использовали также сушеную малину и листья смородины.
Основными средствами передвижения селькупов были долбленая лодка, зимой – лыжи, подбитые мехом (лосиным камусом или шкурой выдры). В тайге широкое распространение получила ручная нарта, узкая и длинная. [Приложение 4]
Пышных обрядов и ритуальных торжеств современные селькупы не проводят. Однако в быту сохраняются обычаи, идущие из глубины веков. Например, после рыбалки на лесных озерах, перед тем, как всем рыбакам начать есть свежую уху, зовут лесного духа: «Шёк, Шёк, тёленд аургу» («Лесовик, лесовик, иди есть»). Помолчав немного и подождав минутку, принимаются за трапезу. Пожилые селькупы до сих пор подкармливают огонь в очаге своего дома – кидают в пламя куски еды для «Тюн амба» («Хозяина огня»). Под влиянием русских, верхнекетские селькупы стали селиться в деревнях, заводить домашний скот, культивировать огородничество (посадки репы, картофеля, гороха). Из домашнего скота в хозяйствах селькупов преобладали лошади и коровы.
Традиционное жилище
Следы проживания предков современных селькупов можно видеть на реке Кеть. По берегу реки имеются следы старинных землянок (карамо). Землянки эти сохранили только подземную часть; никаких наземных сооружений нет. Это ямы правильной четырехугольной формы, большей частью квадратные, глубина их в настоящее время доходит до 1 м. Зимнее жилище селькупов представляло собой поставленный над 4-угольной ямой бревенчатый сруб. Крыша такого жилища обкладывалась дерном. Дверь навешивалась на кожаных ремнях, стекло в единственном окне заменяла пластина льда.
В землянках находили глиняную остродонную посуду, медные наконечники стрел, пряжки от поясов, украшения женских кос, катушки для жильных ниток из мамонтовой кости и рога оленя. [Приложение 5]
Летним жилищем селькупов обычно служили балаганы из жердей, покрытые березовой либо еловой корой. Очаг обычно располагался поблизости от жилища. Его роль выполнял обыкновенный костер, раскладывавшийся под открытым небом. На нем готовили пищу, кипятили чай. Для выпечки хлеба использовали особые глиняные печи, сооружавшиеся под навесом. Иногда летним жилищем служила крытая лодка. Сегодня большинство селькупов проживают в современных типовых домах.
Традиционная одежда
Зимней одеждой мужчинам и женщина служила парка — распашная шуба из оленьих шкур мехом наружу. Под парку мужчины надевали рубахи, сшитые из покупной ткани, штаны из ровдуги, а женщины — домотканые платья. Вплоть до начала XX в. летняя одежда шилась из рыбьей кожи и крапивной ткани. [Приложение 6]
Селькупы соблюдают правила поведения в лесу. Из леса нельзя носить лишнего, все живое беречь. Ведь любое нарушение порядка в природе — это уход зверя, рыбы, неурожай и, в конечном итоге, гибель людей.
Тысячи лет селькупы стараются беречь природу. Каждая сломанная ветка, каждый сорванный цветок — это ущерб. И его надо восполнять. Селькупы верят, что у всего есть душа — от дерева до карандаша, а потому стараются к каждой вещи относиться аккуратно.
Отношения в обществе
Взаимоотношения в семье и в обществе у селькупов традиционные и крайне уважительные. В словаре «лесных людей» целый список слов, связанных с семьей. Например, дед по материнской линии обозначается одним словом (авнека), а по отцовской — другим (энека), бабушка по материнской линии — нембика, по отцу — аджюка. Родственники всегда общаются между собой и не забывают друг друга, каждый из представителей этой народности может насчитать десятки близких и дальних родственников, поддерживать с которыми отношения считается обязательным. Если ребенок потерял родителей, его отдадут тетушкам или другим родственникам, но не чужому человеку.
Говорить или желать что-либо плохое родственникам или соседям у селькупов запрещено.
Тайга научила селькупов друг другу помогать. Они оставляют вещи в охотничьих избушках для того, чтобы другие охотники могли пользоваться. В голодное время селькупы делятся добычей со своими земляками. Потому что закон тайги суров: выжил сам — помоги другому.
Сейчас селькупов осталось всего несколько тысяч. Правда, людей с селькупскими корнями намного больше, но они не знают ни языка, ни обычаев, ни даже из какого они рода. А вопрос возрождения самосознания для селькупов сейчас является очень актуальным.
Сейчас проблемой сохранения селькупов занимаются ученые. Что они делают? Собирают данные по истории, костюму, языку. Регулярно проводятся конференции, где исследователи презентуют результаты работ. Участвуют в них и сами селькупы. И, конечно, выезжают в экспедиции, разыскивают носителей языка, культуры.
Одеяльце
Лупленый бочок
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев
Белый лист
Есть ли лёд на других планетах?