Изучение истории родного края через интересные и увлекательные исследовательские проекты.
Вложение | Размер |
---|---|
vozvrashch._k_istokam._proekt.docx | 213.49 КБ |
Конкурс проектно-исследовательских работ
младших школьников «Я - исследователь»
Номинация: «Науки об обществе»
Тема исследовательской работы:
Автор: Бабкин Иван,
ученик 3 класса
МБОУ Коробовского лицея
Руководитель: Белозерцева
Людмила Александровна,
учитель начальных классов
высшей квалификационной
категории
МБОУ Коробовского лицея
2011-2012 год
План
I. Введение. стр. 3
II. Основная часть. стр. 4
2.1. Литературный обзор.
2.2 Местоположение Шатурского района.
2.3. Место поиска - деревня Русановская.
III. Практическая часть
3.1. Подготовка монет к исследованию.
3.2 Определению монет.
3.3 Исторический материал о Екатерине II
IV. Заключение.
V. Литература.
VI. Приложение.
Во время уборки урожая, на участке моей бабушки, я нашел монету. Она была старая и грязная. Я отмыл ее и стал разглядывать. Для того, чтобы определить, какая это монета, мне понадобились книги, энциклопедии. С определением монеты я одновременно знакомился с историей моей земли. Все это было тесно связано между собой. В моих исследованиях мне помогали папа и старший брат (см. приложение 1,2). Найденная мною монета дала мне отличный повод заняться исследовательской работой. Папа попросил у своего друга металлоискатель. И мы отправились на поиски (см. приложение 3).
Объект исследования: монеты.
Предмет исследования: изучение сведений об историческом прошлом моей малой родины.
Цель: узнать историю родной земли по найденным предметам старины.
Гипотеза: если была найдена одна монета, то возможно при хорошем поиске, будет найден клад, который поможет найти сведения об историческом прошлом моей малой родины.
Исходя из цели и гипотезы, я поставил следующие задачи:
1) Изучить литературу по темам: «Археология», «Нумизматика».
2) Изучить литературу о деревне Русановская.
2) Осмотреть место поиска и найти предметы старины.
3) Найти старинные монеты.
4) Определить происхождение монет.
5) Оформить коллекцию монет.
6) Создать мини-музей.
Методы исследования: описательный, визуальный.
II Основная часть
2.1 Литературный обзор
Археология изучает историю на основании вещественных остатков деятельности людей. Эти вещественные остатки называются археологическими памятниками. Это могут быть остатки поселений, курганы, могильники, древние каналы, рудники, клады и т.д. Археология - источник знаний о древности.
Большинство археологических памятников находятся под землей. Одни из них были засыпаны землей специально (могильники), другие были засыпаны извержениями вулканов, третьи – из-за деятельности самих людей. Археология называет такие наслоения культурным слоем. Когда изучается этот культурный слой, изучается история археологического памятника. Археология как наука тесно связана с историей, и новости археологии вносят изменения в историю.
История развития археологии
Археология начала развиваться на Руси с XVI века. По приказу Петра I начали собираться и изучаться археологические памятники. В XIX веке археологи начали исследовать античные города, древнерусские и скифские курганы. В тот же период изучались археологические находки Восточной Европы. Были раскопаны знаменитые курганы Древнего Востока. Уже в XX веке особое значение имела археология городов Древней Руси, в частности Новгорода, древнерусского ремесла. Были открыты многие памятники закавказских и сибирских цивилизаций.
Перспективы развития археологии
Любое археологическое открытие связано с трудом и затратами времени, но интерес к археологии только растет. Археологические исследования проводятся сегодня во всех уголках мира. Каждый год организуются экспедиции. Они исследуют множество археологических памятников. Новости археологии иногда бывают удивительными. Именно археология дает нам основные знания о культуре и искусстве древности.
Нумизматика - наука о монетах, изучающая историю монетной чеканки и денежного обращения. Монета - слиток металла определенной формы, веса, пробы и достоинства. Название "монета" происходит от имени богини Юноны Монеты. Первые монеты появились в VIII - VII веках до новой эры на побережье Малой Азии.
Монеты чеканились не только для регулярного обращения как платежные средства, но и "на память". Были монеты "на смерть", "отпущения грехов", "на день рождение». В России начало коллекционированию монет положил Петр I.
Из известных на сегодня древних коллекций монет самая большая была найдена в Китае. Общий вес монет - около полутонны. Первые русские монеты - златник и сребреник (X-XI века). Их чеканка началась в Киевской Руси при Владимире Святославовиче. Буратино был далеко не первым сеятелем монет - злые языки утверждали, что в 1174 году Раймонд V, граф Тулузский приказал распахать землю у своего замка и посеять 3000 монет. Может быть, что-то выросло?
2.2 Местоположение Шатурского района.
Шатурский район – находится на восточной стороне Подмосковья. Имеет границы с Орехово-Зуевским, Егорьевским районами Московской области, а также с Владимирской и Рязанской областями. Протяженность района с севера на юг – 92 км, с запада на восток – 55 км. В районе проживают почти 71 тыс. человек.
Шатурский район молодой. Его границы определились в 1956 году. Тогда же присоединились поселения Коробовского района. Наш район один из самых больших по территории и самый дальний от Москвы.
В Шатурском районе много сельских населённых пунктов. Взяв карту, мы с братом выбрали направление движения нашей поисковой экспедиции.
2.3 Место поиска - деревня Русановская.
Местом поиска стала деревня Русановская (см. приложение 4). Название деревни произошло от фамилии церковного служителя Феофилакта Русанова.
Согласно карте 1850 года, при деревне была суконная фабрика. Сукно- это шерстяная ткань, которая плотно переплетена. На Русановской суконной фабрике делали белое и серое сукно для армии. Фабрика стояла вдоль современной асфальтовой дороги. На месте, где стояла фабрика, мы начали поиск. На место исследования мы выезжали не один раз. Нам попадались железные запасные части от тракторов, алюминиевые крышки, непонятные железки (см. приложение 5,6,7,8). И вот нам повезло! (см. приложение 9,10) Мы нашли клад! (см. приложение 11)
Ш. Практическая часть.
3.1 Подготовка монет к исследованию.
Найденные монеты были очищены от земли (см. приложение 12). Я замочил монеты в мыльном растворе на 7 дней (см. приложение 13). Потом промыл их под краном. Положил сохнуть на салфетку и стал их рассматривать (см. приложение 14). По красноватому цвету я догадался, что это медные монеты (см. приложение 15). После очистки на монетах осталась «патина» (см. приложение 16). «Патина» - это плёнка различных оттенков (от зелёного до коричневого). Она образуется на поверхности изделий из меди, бронзы и латуни в результате коррозии металла. Ее я счищать не стал. По зеленому цвету «патины», определил, что монеты из меди.
На лицевой стороне монет я увидел буквы. На пяти монетах, отчеканена буква Е и римская цифра II. (см. приложение 17). На двух других буква П. На оборотных сторонах монет рисунок разный. Я увидел двуглавого орла, всадника на коне. По полустёртым буквам можно определить достоинство монет. На некоторых монетах можно прочитать год выпуска (чеканки).
3.2 Определение монет.
Вооружившись книгами и энциклопедиями, я определил, что монеты относятся к 18 веку (см приложение 18). Состояние монет удовлетворительное. Имеются потертости по всей поверхности. Остались различимыми лишь крупные детали рисунков, мелкие фрагменты совсем неразличимы. Крупные царапины, насечки, зазубрины. Рельефная часть начинает сливаться с полем монеты. Не на всех монетах можно прочитать номинал и дату, а также другие надписи. Монеты, в основном, из меди. Медь - металл красноватого цвета. Химически менее стоек, чем золото, серебро и платина. На влажном воздухе покрывается «патиной» различных составов, обычно предохраняющих его от дальнейшего окисления. В два раза твёрже серебра и в три раза твёрже золота. Хорошо штампуется.
В России и в СССР разменная медная монета регулярной чеканки выпускалась с 1700 по 1928 год, после чего с 1926 года стала заменяться бронзовой. По году выпуска и чеканке монет, я определил, что некоторые из монет выпущены во время правления императрицы Екатерины II. (см .приложение 19). На рисунке вензеля Екатерины II (на медных монетах 1763-96гг.), составлены из заглавных букв «I» (Императрица) «Е» (Екатерина) и римской цифры «II» (Вторая).
Двуглавый орел со скипетром и державой, увенчанный тремя коронами, на груди орла московский герб; с 1730 г. герб дополнен изображением ордена Андрея Первозванного (на медных монетах c 1758—1830 гг.).
Вывод: найденные мною монеты относились к эпохе правления императрицы Екатерины II. (см. приложение 20)
3.3 Исторический материал о Екатерине II
Екатерина II Алексеевна
Годы жизни 21.04 1729 - 6.11.1796
Императрица Всероссийская
Годы правления 28.06.1762 - 6.11.1796
Екатерина II, обладала энергией, которая помогли ей заслужить любовь народа огромной России. За это она получила право называться императрицей Екатериной Великой. Удивительная судьба Екатерины Великой: жесткого государственного деятеля, мудрого законодателя, вдумчивого историка, талантливого литератора и просто любящей и любимой женщины. Она не была красавицей. Но имела прекрасный цвет лица, живые и умные глаза, роскошные, блестящие каштановые волосы. По-французски Екатерина говорила с изяществом, по-русски она говорит так же правильно, как и на родном ей немецком языке.
Екатерина II была брюнеткой среднего роста. Она совмещала в себе высокий интеллект, образованность, государственную мудрость. Народ называл ее - Матушка Екатерина. Екатерина, для которой русский язык не являлся первым, делала четыре ошибки в слове из трёх букв. Вместо «ещё» она писала «исчо». Только при Петре III и Екатерине II выпускалась монета достоинством в 4 копейки.
В 1775 году, Екатерина II проезжала по нашим местам и, ей приглянулось село Высокое. Она выкупила село у Чудова монастыря, заплатила по 75 рублей за каждого мужчину. Женщины и неженатые давались в придачу. В 1778 году Екатерина образует Рязанское наместничество, в 1782 году Рязанскую губернию. Село Высокое становится городом и называется Егорием Высоким (Егорьевск).
Несмотря на все старания врачей, она умерла в 9 часов 45 минут 6 ноября 1796 года.
Так завершилось царствование Екатерины II, еще при жизни получившая своим титул "Великая". Ее величие и в том, что именно при ее просвещенном правлении в России стали осознавать значение гуманных идей, а в обществе впервые, пусть и не так громко, заговорили о праве любого человека думать, размышлять о грядущем "общем благе".
При Екатерине II выпускали следующие монеты: Золотые монеты: полтина, рубль, два рубля, червонец без надписи цены, пять рублей и десять рублей. Серебреные монеты: пять копеек с орлом и без портрета, гривенник, 15 копеек, 20 копеек, пол полтинник, полтина и рубль, все с портретом и орлом. Сибирские, 10,15 и 20 копеек с соболями и портретом или без портрета с вензелем. Медные монеты: полушка, денга, деньга, две копейки, четыре копейки, пять копеек, десять копеек. Пятаки почти все с орлом и вензелем, а остальные с всадником и вензелем.
IV. Заключение.
Что же нового и интересного я открыл для себя, изучая и исследуя наши края? Моя гипотеза подтвердилась, и я нашёл с друзьями клад, который дал верное направление в поиске информации об организации государственного строя при Екатерине II; историческом прошлом земли Шатурской; укладе и жизни людей 13- 18 веков; о боевых сражениях.
Я сделал вывод, опираясь на энциклопедический материал, что наша земля Шатурская имеет богатую историю. Найденные мною монеты были выпущены во время правления императрицы Екатерины II, о чём свидетельствует заглавная буква Е и римская цифра II. Выяснил, что на территории района была суконная фабрика. Люди занимались различными ремёслами. Была налажена торговля. Имели место товарно-денежные отношения. Я узнал, что на нашей земле остались отпечатки военных событий. Здесь проходили полчища татаро - монголов, ордынцев, польско-литовские отряды. Шатура имеет много легенд и загадок.
А ещё, во время работы с металлоискателем, в деревне Пятница мною были обнаружены предметы военного вооружения прошлых лет: наконечники дротиков, наконечники стрел, копий.
Практическое применение:
Я создал свой мини-музей, где хранятся найденные мною предметы старины: копья, наконечники, коллекция монет старинных и современных.
Для одноклассников сделал презентацию на тему: «Нумизматика»
На классном часе показал коллекцию монет.
V.Перспектива
Я буду оформлять коллекцию старинных, современных, юбилейных монет. Знакомиться с историческими событиями, связанными с происхождением этих монет. Узнавать, каким образом осуществлялось изготовление монет, какой материал для этого был использован? Меня заинтересовали военные походы, события, сражения прошлых лет. Я решил тщательно изучать историю.
VI. Литература.
1.Андрианов Я. Русские монеты 1700-2000 годов. Исторический обзор и каталог. - Пермь.2001г.
2. Брикнер Александр. Императрица Екатерина II: Ее жизнь и царствование.- М.: 2009
3. Давыдов Н.В.. Шатурский край при царе Михаиле Федоровиче в письмах и мерах кн. В.П.Кропоткина. – М.: Известия, 2010.
4. Зварич В.В. Нумизматический словарь.- М.:2009
5. Казаков М. Дозорная книга. История Шатурских деревень.– М.: Изд. журнала «Москва», 1995.
6. Орлов А.П. Монеты России 1700 - 1917гг., - М.: 2010.
Рождественский венок
Шум и человек
Пчёлы и муха
Заколдованная буква
Заяц, косач, медведь и весна