Предложен комплекс упражнений для проведения физкультминуток с учениками начальной школы.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.doc | 81 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа с углублённым изучением отдельных предметов № 2»
города Котельнича Кировской области»
Физкультурные минутки на уроках в начальной школе
Работа выполнена ученицей 10 класса Досхоевой Марет.
Руководитель: Мухлынина Т.А.
г. Котельнич
2017
СОДЕРЖАНИЕ
3.1 Здоровье детей – приоритетная задача образования
3.2 Задачи и условия проведения физкультминуток
3.3 Комплекс упражнений
4. Практическая часть
5. Заключение
6. Литература
7. Приложения
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность
Здоровье для человека – актуальная тема для разговора во все времена. В последнее время средства массовой информации активно поднимают вопрос, что двигательная активность детей стала очень низкой, а это угрожает психическому и физическому здоровью.
А что происходит в нашей школе сегодня? По данным Минздрава РФ на сегодня каждый пятый школьник имеет хроническую патологию, у половины школьников отмечаются функциональные отклонения. А ведь успешность обучения в школе определяется уровнем состояния здоровья, с которым ребёнок пришёл в первый класс. Однако результаты медицинских осмотров детей говорят о том, что здоровым можно считать лишь 20-25 % первоклассников.
Вышеуказанные факты свидетельствуют о том, что необходима специальная работа школы по сохранению и укреплению здоровья учащихся.
Цель проекта
Сохранение здоровья детей в школе через использование физкультминуток на уроках.
Задачи проекта:
1. Выяснить, нравиться ли детям физкультминутки.
2. Определить, как влияют физкультминутки на здоровье детей и концентрацию внимания их во время урока.
3. Подобрать упражнения для детей, основываясь на их физических возможностях.
3. ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1 Здоровье детей – приоритетная задача образования
Выдвижение проблемы здоровья детей в число приоритетных задач общественного развития обусловливает актуальность теоретической и практической разработки данной проблемы, определяя необходимость развертывания соответствующих научных исследований и выработку методических и организационных подходов к сохранению здоровья, его формированию и развитию.
Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволят размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести к своему организму пользу. На уроках педагоги должны проводить физкультурные минутки.
Физкультурные минутки и паузы во время уроков проводятся как необходимый кратковременный отдых, который снимает застойные явления, вызываемые продолжительным сидением за партой.
Перерывы в работе необходимы для органов зрения, слуха, мышц туловища и мелких мышц спины. Для учащихся физкультурные паузы необходимы. Ученики быстро утомляются, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой, легко отвлекаются. К тому же, большая часть детей имеют сопутствующие заболевания. Физкультминутки помогают учителю преодолеть возникающие на уроке трудности, вовремя успокоить детей, снять психическое напряжение, разнообразить обучение, облегчить усвоение.
Здоровье детей – обязательное условие и цель современной концепции общего (школьного) образования, которое представляется как состояние индивида, когда все его органы и организм в целом способны полностью выполнять свои функции при отсутствии недуга и болезни. Детям школьного возраста, как правило, не знакомо всерьёз чувство боли в спине или суставах. И лишь неоднократно появляющаяся у ребёнка усталость, головные боли и снижение успеваемости в школе заставляет родителей задуматься о том, что пора бы посетить врача и получить необходимые рекомендации. К сожалению, экономические и бытовые проблемы сегодня отвлекают родителей от факта осознания неправильного образа жизни, который ведут их дети. В связи с этим разбалансированный и непродуманный режим учёбы, активного отдыха и достаточного сна наших детей оставляет желать лучшего. Причин, по которым в жизнь ребёнка вошли такие недетские диагнозы как "переутомление", "синдром хронической усталости", "синдром вегетативной дисфункции", "сколиоз", "головные боли напряжения" и "мигрень" - множество. Но все они являются звеньями одной цепочки, ведущей общество в недалёком будущем к такой глобальной проблеме как "слабое поколение". Что получаем мы при пересечении всех факторов и причин, влияющих на здоровье наших детей и в совокупности называющихся "гиподинамия"? Мышечная недостаточность, нарушения осанки, сколиозы, масса функциональных нарушений со стороны важнейших органов и систем и, как следствие, - маячащие в недалёком будущем глобальные проблемы со здоровьем. Врачи-педиатры не имеют права забывать, что за счёт прекрасных компенсаторных механизмов детский организм значительно дольше не подаёт тревожных сигналов с просьбами о помощи.
3.2 Задачи и условия проведения физкультминуток
Задачи:
- снять психическое напряжение у учащихся путем переключения на другой вид деятельности;
- вызвать у детей интерес к занятиям физическими упражнениями;
- снять усталость и напряжение;
- внести эмоциональный заряд;
- совершенствовать общую моторику;
- выработать четкие координированные действия во взаимосвязи с речью;
- тренировка скоростных навыков выполнения мыслительных операций.
Условия проведения:
- Физкультминутки проводятся в течение 2-3 минут в момент проявления у учащихся признаков утомления.
- Комплекс включает в себя 3,4 упражнения.
- Каждое упражнение повторяется не менее 4-6 раз.
- Выполнение упражнений должно быть эмоциональным, что может быть достигнуто путем произнесения несложных стихотворных текстов в ритме движений.
- Комплексы могут проводиться сидя или стоя, вслед за показом или вместе с учителем.
- Выполняют упражнения на выпрямление ног и туловища, разведение плеч, поднимание головы, расслабление кистей, дыхательные упражнения, движения для профилактики нарушения осанки.
- Следует выполнять специальные упражнения для глаз с целью профилактики близорукости. В этом случае при выполнении общеразвивающих упражнений, связанных с движением рук, рекомендуется одновременно выполнять движения глазами, фиксируя глаз на кисти.
3.3 Комплекс упражнений
Физкультурная минутка представляет собой небольшой комплекс из 3-4 упражнений, не требующих сложной координации движений, предназначенных для развития мышц туловища и шеи, рук, головы, глаз.
По времени эти упражнения занимают около 2 минут. Комплексы подбираются в зависимости от содержания учебной нагрузки на данном уроке.
Комплексы подобраны в соответствии с СанПиН 2.4.2.2821-10 (Приложение 1).
Упражнения на релаксацию.
Упражнения на мышечное расслабление необходимы для управления процессами возбуждения детей при эмоциональном напряжении, когда у ребенка возникает избыточное напряжения в отдельных группах мышц. Самостоятельно дети не могут избавиться от этого напряжения. Начинают нервничать. Что приводит к напряжению новых групп мышц. Для управления этими процессами необходимо научить детей расслаблять мышц. Упражнения на мышечное расслабление способствует профилактике заболеваний органов кровообращения. Эти упражнения облегчают дыхание, способствуют нормальной жизнедеятельности органов пищеварения. Благодаря тормозному действию, упражнения в расслаблении мышц эффективны при повышенном возбуждении с целью профилактики неврозов и перевозбуждении нервной системы. Упражнения на релаксацию можно проводить на любом уроке в течении 3-5 минут.
Упражнение для рук.
1) «Волна»: пальцы сцеплены в замок, поочередно открывая и закрывая ладони, учащиеся имитируют движения волн;
2) «Встреча с братом»: поочередно касаемся подушечками 2-5 пальцев руки с большим пальцем;
3) «Кулачки»: сжимаем и разжимаем кулачки.
Упражнения для ног.
Цель: профилактика застоя крови в нижних конечностях (целесообразна после длительной работы в положении сидя и стоя).
1) «С носка на пятку»: попеременно становимся на носки, затем на пятки (в положении сидя или стоя);
2) «Шаги (степ)»: ходьба на месте, не отрывая носков от пола;
3) «Коленками рисуем круг»: прижимаем колени плотно друг к другу, ладони рук помещаем на колени и вращаем ими, делая круги сначала в одну сторону, затем в другую;
4) Приседание.
Комплекс упражнений для улучшения мозгового кровообращения.
а) Исходное положение – сидя на стуле.
1-голову наклонить вправо; 2-исходное положение; 3-голову наклонить влево; 4-исходное положение; 5-голову наклонить вперёд, плечи не поднимать; 6-исходное положение. Повторить 3-4 раза. Темп медленный.
б) Исходное положение – стоя, руки на поясе.
1-поворот головы направо; 2-исходное положение; 3-поворот головы налево; 4-исходное положение. Повторить 4-5 раз. Темп медленный.
4. Комплекс упражнений для снятия утомления с плечевого пояса и рук.
а) Исходное положение – стоя, руки на поясе.
1-правую руку вперёд, левую вверх; 2-переменить положение рук. Повторить 3-4 раза. Затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперёд. Затем повторить ещё 3-4 раза. Темп средний.
б) Исходное положение – сидя или стоя. Кисти тыльной стороной на поясе.
1-2 – свести локти вперёд, голову наклонить вперёд; 3-4 – локти назад, прогнуться. Повторить 5-6 раз. Затем руки вниз и потрясти ими расслабленно. Темп медленный.
в) Исходное положение – сидя, руки вверх.
1-сжать кисти в кулак; 2-разжать кисти. Повторить 6-8 раз. Затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
Комплекс упражнений для снятия напряжения с мышц туловища.
а) Исходное положение – стойка, ноги врозь, руки за голову.
1-5-круговые движения тазом в одну сторону; 4-6-круговые движения тазом в другую сторону; 7-8 – руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4-6 раз. Темп средний.
б) Исходное положение – стойка, ноги врозь.
1-2-наклон в сторону, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, согнутая, вдоль тела вверх; 3-4 – исходное положение; 5-8-то же в другую сторону.
Повторить 5-6 раз. Темп средний.
Гимнастика для глаз.
90 % всей информации об окружающем мире человек получает с помощью органов зрения. Нагрузка на глаза у современного ребенка огромная, а отдыхают они только во время сна. Гимнастика полезна всем, а детям особенно, для профилактики нарушений зрения.
Цель: расширение зрительной активности, снятие утомления на уроке.
1) вертикальные движения глаз вверх-вниз;
2) горизонтальные вправо-влево;
3) вращение глазами по часовой стрелке и против;
4) закрыть глаза и представить по очереди цвета радуги (Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»)
4. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Я провела консультацию с врачом из младшей школы, на основе которой выяснила состояние детей с 1-4 класс. Результаты представлены на диаграмме. Детей 1 группы, т. е здоровых, определенно меньше, чем 2 группы, т е. имеющих какие- либо проблемы со здоровьем.
Самые распространенные заболевания:
-Миопия (проблемы со зрением в разных стадиях);
-Ожирение, связанное с малоподвижным образом жизни и чрезмерным употреблением пищи;
-ГНМ;
-Гипосомия ( маленький рост и вес);
В редких случаях дети имеют такие заболевания как:
-Гастрит;
-Астма;
-Эпилепсия;
Я проконсультировалась с медицинским работником школы о том, как можно улучшить физическую форму и здоровье детей, она дала мне следующие рекомендации:
-Как можно больше активного отдыха, прогулок, физических нагрузок;
-Меньше времени проводить перед телевизором и компьютером;
-Ограничить использование телефона;
-Соблюдать диеты и правильное питание.
В целях изучения возможностей детей, их интересов я провела опрос детей 1-5 классов.
Данные опроса показали, что детям необходимы физкультминутки не менее 3-4 раз в день.
-Такие упражнения как: прыжки и наклоны нравятся ребятам больше всего (50% и 30%).
-Урок, на котором ребята устают больше всего: математика и чтение (60% и 20%).
-Ребята на переменах чаще всего играют в телефон, однако есть и те, кто активно проводит перемену(70% и 15%).
5. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Для того чтобы помочь детям сохранить физическое и психическое здоровье, не нужно организовывать ничего невероятного. Им необходимы двигательные минутки, которые позволят размять тело, передохнуть и расслабиться, прислушаться к себе и принести к своему организму пользу. На уроках педагоги должны проводить физкультурные минутки.
И в результате своего исследования я предлагаю примерный комплекс физкультминуток, которые можно проводить с учениками начальной школы. Разработаны в соответствии с нормами САНПИНа.
А также я провела физкультминутки с учениками начальной школы. Ребятам очень понравилось.
6. ЛИТЕРАТУРА
7. ПРИЛОЖЕНИЯ
Приложение 1.
Приложение 4 к СанПиН 2.4.2.2821-10
Рекомендуемый комплекс упражнений
физкультурных минуток (ФМ)
Учебные занятия, сочетающие в себе психическую, статическую, динамическую нагрузки на отдельные органы и системы и на весь организм в целом, требуют проведения на уроках физкультурных минуток (далее - ФМ) для снятия локального утомления и ФМ общего воздействия.
ФМ для улучшения мозгового кровообращения:
1. Исходное положение (далее - и.п.) - сидя на стуле. 1 - 2 - отвести голову назад и плавно наклонить назад, 3 - 4 - голову наклонить вперед, плечи не поднимать. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п. Повторить 6 - 8 раз. Темп медленный.
3. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - махом левую руку занести через правое плечо, голову повернуть налево. 2 - и.п., 3 - 4 - то же правой рукой. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
ФМ для снятия утомления с плечевого пояса и рук:
1. И.п. - стоя или сидя, руки на поясе. 1 - правую руку вперед, левую вверх. 2 - переменить положения рук. Повторить 3 - 4 раза, затем расслабленно опустить вниз и потрясти кистями, голову наклонить вперед. Темп средний.
2. И.п. - стоя или сидя, кисти тыльной стороной на поясе. 1 - 2 - свести локти вперед, голову наклонить вперед, 3 - 4 - локти назад, прогнуться. Повторить 6 - 8 раз, затем руки вниз и потрясти расслабленно. Темп медленный.
3. И.п. - сидя, руки вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
ФМ для снятия утомления с туловища:
1. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
2. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - 5 - круговые движения тазом в одну сторону, 4 - 6 - то же в другую сторону, 7 - 8 - руки вниз и расслабленно потрясти кистями. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
3. И.п. - стойка ноги врозь. 1 - 2 - наклон вперед, правая рука скользит вдоль ноги вниз, левая, сгибаясь, вдоль тела вверх, 3 - 4 - и.п., 5 - 8 - то же в другую сторону. Повторить 6 - 8 раз. Темп средний.
ФМ общего воздействия комплектуются из упражнений для разных групп мышц с учетом их напряжения в процессе деятельности.
Комплекс упражнений ФМ для обучающихся I ступени образования на уроках с элементами письма:
1. Упражнения для улучшения мозгового кровообращения. И.п. - сидя, руки на поясе. 1 - поворот головы направо, 2 - и.п., 3 - поворот головы налево, 4 - и.п., 5 - плавно наклонить голову назад, 6 - и.п., 7 - голову наклонить вперед. Повторить 4 - 6 раз. Темп медленный.
2. Упражнения для снятия утомления с мелких мышц кисти. И.п. - сидя, руки подняты вверх. 1 - сжать кисти в кулак, 2 - разжать кисти. Повторить 6 - 8 раз, затем руки расслабленно опустить вниз и потрясти кистями. Темп средний.
3. Упражнение для снятия утомления с мышц туловища. И.п. - стойка ноги врозь, руки за голову. 1 - резко повернуть таз направо. 2 - резко повернуть таз налево. Во время поворотов плечевой пояс оставить неподвижным. Повторить 4 - 6 раз. Темп средний.
4. Упражнение для мобилизации внимания. И.п. - стоя, руки вдоль туловища. 1 - правую руку на пояс, 2 - левую руку на пояс, 3 - правую руку на плечо, 4 - левую руку на плечо, 5 - правую руку вверх, 6 - левую руку вверх, 7 - 8 - хлопки руками над головой, 9 - опустить левую руку на плечо, 10 - правую руку на плечо, 11 - левую руку на пояс, 12 - правую руку на пояс, 13 - 14 - хлопки руками по бедрам. Повторить 4 - 6 раз. Темп - 1 раз медленный, 2 - 3 раза - средний, 4 - 5 - быстрый, 6 - медленный.
Приложение 5 к СанПиН 2.4.2.2821-10
Рекомендуемый комплекс упражнений гимнастики глаз
1. Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторять 4 - 5 раз.
2. Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5). Повторять 4 - 5 раз.
3. Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторять 4 - 5 раз.
4. Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1 - 4, потом перенести взор вдаль на счет 1 - 6. Повторять 4 - 5 раз.
5. В среднем темпе проделать 3 - 4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1 - 6. Повторять 1 - 2 раза.
Приложение 2.
Анкета
Вопросы:
А) Приседания
Б) Прыжки на месте
В) Наклоны
Г) Свой вариант ответа
А) Русский язык
Б) Математика
В) Чтение
А) Играю в телефоне
Б) Общаюсь с одноклассниками
В) Готовлюсь к следующему уроку
Г) Стараюсь провести перемену активно
Сказка "12 месяцев". История и современность
У меня в портфеле
Сказка об одной Тайне
Снежная сказка
Вокруг света за 80 дней