Работа посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Проблема сохранения культурного наследия в современном обществе очень актуальна. Термин «духовная культура» воспринимается молодёжью как нечто далёкое и абсолютно ненужное. Однако невозможно быть гражданином своей страны, если ты не знаешь ее культуры. Работа содержит материал из истории села Козьмодемьяновка и храма бессребреников Космы и Дамиана. К работе прилагается приложение с фотографиями строительства и работы храма в селе.
Вложение | Размер |
---|---|
Текст тезисов доклада. | 17.48 КБ |
Текст работы. | 24.59 КБ |
Приложение1 к работе. | 2.58 МБ |
Приложение2 к работе. | 2.61 МБ |
«Село, не забытое Богом»
Лачков Александр
ученик 4 класса
Козьмодемьяновского филиала МБОУ 2-Гавриловской сош
Руководитель: Бочарова Неля Александровна
учитель начальных классов
Козьмодемьяновского филиала МБОУ 2-Гавриловской сош
Аннотация. Наша работа посвящена проблеме духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения. Проблема сохранения культурного наследия в современном обществе очень актуальна. Термин «духовная культура» воспринимается молодёжью как нечто далёкое и абсолютно ненужное. Однако невозможно быть гражданином своей страны, если ты не знаешь ее культуры. Работа содержит материал из истории села Козьмодемьяновка и храма безсребренников Космы и Дамиана. К работе прилагается приложение с фотографиями строительства и работы храма в селе.
Цель данной исследовательской работы: изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма безсребренников Космы и Дамиана села Козьмодемьяновка, Гавриловского района, Тамбовской области.
Задачи исследования:
Источники исследования: воспоминания старожилов села –участников и очевидцев событий; музейные и архивные материалы; литературные источники; материалы, полученные на Интернет – сайтах в периодической печати.
Объект исследования: храм безсребренников Космы и Дамиана села Козьмодемьяновка.
Гипотеза: если мы будем изучать историю малой родины, то это будет способствовать развитию нравственного и духовного воспитания, повышенного интереса современных потомков к познанию культурного наследия страны.
Проблема, вынесенная в названии исследовательской работы, заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизучаемая тема.
Методы исследования: сравнительно-исторический; наблюдение; сравнение; анализ; прогнозирование; обобщение.
Таким образом, мы видим, что история Козьмодемьяновского храма – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю. По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь села, твоих предков. На протяжении всего своего существования храм безсребренников Космы и Дамиана имел большое религиозное, просветительское, воспитательное и образовательное значение в жизни жителей села. Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, я пришёл к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа.
Моя исследовательская работа и приложения к ней могут быть использованы на уроках предмета «Основы православной культуры», внеклассной работе, в работе библиотеки, музея, на уроках краеведения и классных часах. Особенностью работы является также е интегрированность.
Таким образом, цель и задачи моего исследования, на мой взгляд, достигнуты. Поколение не знающее своего прошлого, не в праве надеяться на будущее.
Межрегиональная научно-практическая конференция обучающихся образовательных организаций
«ТРАДИЦИИ. НРАВСТВЕННОСТЬ. ДУХОВНОСТЬ. КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»
Номинация:
«История одного храма»
Тема:
«Село, не забытое Богом»
Автор: Лачков Александр
Руководитель: Бочарова Неля Александровна
Образовательная организация: Козьмодемьяновский филиал МБОУ 2-Гавриловской сош
2020 год
Содержание
ΙΙΙ. Заключение……………………………………………………. 6-7
ΙV. Литература…………………………………………………… 7
V. Приложение…………………………………………………. 7-8
Введение
«Если люди не знают историю,
Они снова и снова повторяют ошибки своего народа,
Ошибки предшествующих поколений.»
(Святейший патриарх Кирилл)
Село моё, родное! Вот уже, сколько поколений жителей может сказать эти слова о нашем селе. Каждый по- своему, но все мы любим своё село. Любим его за природу вокруг, за его прошлое, за то, что передали нам наши деды. Пройдет время, и мы передадим свою любовь к селу, к родной земле своим детям.
Проблема сохранения культурного наследия в современном обществе очень актуальна. Термин «духовная культура» воспринимается молодёжью как нечто далёкое и абсолютно ненужное. Однако невозможно быть гражданином своей страны, если ты не знаешь ее культуры.
Цель моего исследования: изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма безсребренников Космы и Дамиана села Козьмодемьяновка, Гавриловского района, Тамбовской области.
Для достижения этой цели необходимо решить следующие задачи:
Гипотеза: если мы будем изучать историю малой родины, то это будет способствовать развитию нравственного и духовного воспитания, повышенного интереса современных потомков к познанию культурного наследия страны.
Объект исследования: храм безсребренников Космы и Дамиана села Козьмодемьяновка.
Проблема, вынесенная в названии исследовательской работы, заключается в том, что предметом исследования избрана фактически малоизучаемая тема.
Методы исследования: сравнительно-исторический; наблюдение; сравнение; анализ; прогнозирование; обобщение.
Основная часть. 1) История села.
Самое раннее упоминание о селе Козьмодемьяновка связано с открытием церковного прихода. Большое исконно русское село Козьмодемьяновка расположилась в Гавриловском районе, по течению маленькой светлой речушки Иры. Когда-то, в начале 19 века, оно было растянуто в длину на 12 верст, но постепенно люди уходили с концов, перебираясь ближе к центру, и село к началу 20 века было 9 верст, а сейчас – 7 километров.1
Расстояние можно измерить в километрах и верстах, а как измерить нашу любовь к родной земле, к этой славной деревне, где мы родились, где сделали первые шаги по зеленому лугу, где увидели первый рассвет, где весной цветет черемуха белым кипением, соловей сводит с ума! Невольно воскликнешь: «Как не любить мне эту землю!
Речка с чистой водой и холодными родниками поила диких зверей, выбегающих на отлогие берега. Сюда-то приехали смотреть место для переселения первые выходцы из большого села Пересыпкино. Облюбовал это место Поликарп. Он пришел с шестью взрослыми сыновьями. Первый дом построили на изгибе реки в 20 шагах от берега, где сейчас стоит дом моего дедушки Лачкова Александра Ивановича. (Фото1) Здесь был отменный родник. Он цел до сих пор, и вода в нем не иссякла, такая же холодная и вкусная.
Село росло. Сюда приходили переселенцы из других старинных сел. До революции село было богатым. Избы строили из отменных бревен и никогда не обмазывались, крыли их железом. У бедноты были соломенные крыши, стены обмазаны глиной и побелены, часто земляной пол. (Фото2) В переднем углу был иконостас, под ним стол. У стола лавки, по стенам развешаны льняные утирки. По праздникам стол накрывали столешником и ставили самовар. (Фото3) Посуды было немного. Спали на широких лавках, которые назывались по- разному.2
На средства прихожан была построена церковь, а при ней в небольшой часовне открылась школа. Престол в церкви был во имя святых Космы и Дамиана, и село стали называть Козьмодемьяновская Ира. В приход же входили и два хутора помещиков Апушкиных: Курдяпино и Степь или степной хутор.1
2) История церкви.
Деревянная Космодемьяновская церковь с.Космодемьянская Ира была построена на каменном фундаменте на средства прихожан данного села. Штат церкви состоял из священника – Дмитрия Александровича Крылова, дьякона – Николая Федоровича Орлова и псаломщика – Вознесенского Юрия Васильевича, не получавших казенного жалованья и не имеющих других источников дохода, кроме кружечного сбора. Сумма последнего в 1917 году составила 1350 руб. 40 коп. Церковной земли было: усадебной вместе с церковным погостом – 4 десятины 1200 кв. сажен и пахотной 37 десятин с крестьянами. Сенокосной земли не было. Кроме того, имелись церковная школа и при ней сторожка. (Фото4) Последним священником в церкви был отец Николай, фамилия неизвестна. Церковным старостой на момент составления документа был Житинев Зиновий Иванович; крестьянин, 61 год.3
В «Историко-статистическом описании Тамбовской епархии» за 1911 г. имеются сведения о том, что приход церкви был открыт в 1790 г.
В 1868 г. на средства прихожан была построена деревянная холодная церковь.
Имелись местночтимая Иверская икона Божьей Матери, смешанная одноклассная церковноприходская школа, попечительство, опись церковного имущества и метрические книги c 1792 г. Церковная библиотека насчитывала 187 томов.
В 1934 году церковь реконструировалась, из нее сделали клуб.
3) О чем звонят колокола.
«Разрушенные храмы похожи на наши души, и нельзя возродить духовность, не восстановив поруганные святыни»
Митрополит Новгородский и Старорусский Лев (Церпицкий)
Возрождение духовной жизни в селе Козьмодемьяновка началось со строительства храма. В селе, где до этого много лет не существовало церкви, был открыт, вместо разрушенной в советские годы деревянной церкви храм бессеребреников Космы и Дамиана с настоящей звонницей и колоколами. (Фото5, 6)
Спонсорами его строительства стали вице-губернатор Лениградской области Н.И. Пустотин, генеральный директор корпорации «Орловская нива» А.С. Судоргин и частный предприниматель из г. Курска С.А. Сюсюкин (все уроженцы с. Козьмодемьяновка). Посильную помощь оказали депутат Тамбовской областной Думы Ю.В. Солуданов, начальник колонии ЯТ 30/8 поселка Зеленый С.П. Купарев и жители села. (Фото7, 8)
Решили строить храм деревянный, сруб заказали в Тверской области. Поставили её на въезде в село, недалеко от погоста. Она была освящена епископом Тамбовским и Мичуринским Феодосием 25 августа 2003 года. На освящение съехались жители всего Гавриловского района. Богослужение в храме совершал священник Фёдор Судоргин, настоятель Покровского храма села Гавриловка. (Фото9, 10, 11)
Спустя год те же спонсоры решили пристроить к зданию храма колокольню. И в ноябре 2004 года над селом уже разносился благозвучный перезвон семи колоколов. Первый долгожданный колокольный звон, возвещающий о том, что на радость всему населению появилось место, куда может прийти любой желающий, чтобы помолиться за своих близких, очиститься духовно и получить избавление от грехов земных и болезней. Внутреннее убранство церкви поражает своей простотой. Здесь не увидишь никаких изысков. Небольшое пространство для прихожан, алтарь, иконы, свечи. Это единственный храм во всём районе, который имеет звонницу с семью колоколами. (Фото12, 13)
4) Настоятели храма.
В июле 2005 года храм получил своего настоятеля, священника Владимира Авсеенко. Был решён вопрос с домом для семьи батюшки. Приход зажил полной жизнью, по уставу нашей Матери-Церкви, в служении Богу и ближнему.
16 ноября 2013 года епископ Уваровский и Кирсановский Игнатий совершил чин полного освящения храма.
25 ноября 2013 года настоятелем храма назначен священник Евгений Большов. В августе 2019 года священник Большов прекратил служение в церкви. Службы стал проводить настоятель Булгаковского храма иерей Андрей Мосолов.
5) Село, не забытое Богом.
По милости Божией наш храм, посвященный святым бессребреникам и чудотворцам Косме и Дамиану, построен в 2003-2004 годах.
Святые бессребреники и чудотворцы Косма и Дамиан радуют и утешают, облегчают наши болезни, подают духовные силы, возможности для перенесения жизненных испытаний. Находясь в храме, создаётся такое впечатление, что Господь Бог и Пресвятая Богородица незримо находятся рядом, среди верующих. Рядом с храмом находится кладбище, где похоронены многие поколения односельчан.
Дух Космы и Дамиана, небесных покровителей нашего села, ощущаются на всех иконах. Почти все они живописные, живые, старинные, намоленные. Всё, что связано со строительством храма – чудно. Такое ощущение, что строительство вёл Сам Господь. А мы лишь исполняли Его волю.
Когда в селе есть Храм, у жителей есть вера в будущее. Будет возвращаться в родные места молодежь, приедут новые семьи, которые хотят работать на земле, растить детей.
Храм – символ мира, добра, дружбы, любви, взаимопонимания. Пройдут
годы, но село, где есть храм, будет жить. И потомки будут чтить свою землю, и не станут искать счастья на чужой стороне.
Вера православная долго была гонима и подрастающее поколение отторгнуто от отеческих традиций. Зато сегодня для нас наступило время не только надежды, но и реальной совместной деятельности. Наша школа давно и тесно сотрудничает с храмом и его настоятелем. По субботам в школе работает Воскресная школа. Священник проводит полезные экскурсии в церкви, где знакомит детей с правилами поведения в церкви, иконами, устройством храма. Его можно увидеть на школьных линейках, митингах и других мероприятиях. В беседах с учащимися настоятель отвечает на вопросы, на которые не всегда может ответить учитель. Мнение священно служителя всегда авторитетно для детей в целях духовно-нравственного воспитания. Подобные мероприятия востребованы в школе, нужны детям и взрослым, так как прививают высшие нравственные идеалы. (Фото14, 15, 16, 17)
ΙΙΙ. Заключение.
Таким образом, мы видим, что история Козьмодемьяновского храма – это история родного края. А знание истории малой родины помогает лучше понять историю своей страны, крепче любить родную землю. По-особому становятся дороги те места, которые связаны со святынями, где происходили события, повлиявшие на дальнейшую жизнь села, твоих предков. На протяжении всего своего существования храм безсребренников Космы и Дамиана имел большое религиозное, просветительское, воспитательное и образовательное значение в жизни жителей села. Без прошлого нет будущего. Изучив множество источников, я пришёл к выводу, что для возрождения духовности подрастающего поколения необходимо, чтобы дети лучше знали историю своего народа.
Моя исследовательская работа и приложения к ней могут быть использованы на уроках предмета «Основы православной культуры», внеклассной работе, в работе библиотеки, музея, на уроках краеведения и классных часах.
Таким образом, цель и задачи моего исследования, на мой взгляд, достигнуты. Поколение не знающее своего прошлого, не в праве надеяться на будущее.
ΙV. Литература.
1. Андреевский А.Е. Историко-статистическое описание Тамбовской епархии. – Тамбов, 1911.
2. Архивная справка о храме с. Козьмодемьяновка.
3. Архивная справка Государственного Архива Тамбовской области: «В клировая ведомость Космодемьяновской церкви с. Космодемьяновская Ира 2-го Кирсановского окружного совета за 1917г.»
4. Статья «Церкви России: преодоление разорения» 6 абзац. 1-2 предложение.
Ссылки:
1. https://forum.vgd.ru/1324/45262/
2. http://www.temples.ru/card.php?ID=12973
3. https://top68.ru/society/oni-kak-nashi-dushi-33157
4. http://kosmadamian.cerkov.ru/main-page/
5. https://top68.ru/newspapers/selskie-novosti
6. https://www.eparhia-tmb.ru/wp-content/uploads/2010/09/martirolog.pdf
7. http://kosmadamian.cerkov.ru/category/istoriya-xrama-i-sela/
8. https://infourok.ru/tekst-ekskursii-o-istorii-sela-kozmodemyanovka-2377410.html
V. Приложение.
(В дополнительном файле)
Приключения Тома Сойера и Гекельберри Финна
Прекрасная химия
Белый лист
Как нарисовать черёмуху
Повезло! Стихи о счастливой семье