Исследовательская работа «Демографический портрет школы №241» посвящена актуальному вопросу изучения демографической ситуации в Санкт-Петербурге на примере образовательного учреждения.
Данная тема чрезвычайно актуальна на современном этапе, когда смертность в стране превышает рождаемость, увеличивается число иммигрантов.
В современной науке особенную остроту приобретает тема демографических изменений за последние десять лет.
Данная тема привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.)
Данная тема представляет особую актуальность, так как позволяет рассмотреть проблему на примере конкретной школы.
Вложение | Размер |
---|---|
demograficheskaya_rabota.doc | 845.5 КБ |
Адмиралтейский район Санкт-Петербурга
ГБОУ СОШ №241
Городская научно-практическая конференция
старшеклассников Санкт-Петербурга
«Лабиринты науки»
Секция
«Естественно-математические науки»
Демографический портрет школы
Работу выполнила
Гребнева Юлия, 10 «а» класс
Руководитель работы:
Гуйван Ю. П., учитель географии
Санкт-Петербург
2019
Тезисы к исследовательской работе:
Тема: Демографический портрет школы № 241 СПб
Выполнила ученица 10 а класса Гребнева Юлия
Руководитель Гуйван Ю.П.
Исследовательская работа «Демографический портрет школы №241» посвящена актуальному вопросу изучения демографической ситуации в Санкт-Петербурге на примере образовательного учреждения. Данная тема чрезвычайно актуальна на современном этапе, когда смертность в стране превышает рождаемость, увеличивается число иммигрантов.
В современной науке особенную остроту приобретает тема демографических изменений за последние десять лет. Данная тема привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.) и представляет особую актуальность, так как позволяет рассмотреть проблему на примере конкретной школы.
Гипотеза:
1) численность учащихся уменьшается
2) этнический состав учащихся разнообразен
3) половой состав учащихся стабилен
4) половой и возрастной состав учителей различен
5) возможно ли планировать в школе воспитательную работу с учащимися, влияя на толерантность в отношениях между учениками различных национальностей.
Цель - Изучение демографических изменений в школе за последние 10 лет.
Задачи:
1.Изучить терминологию по вопросу демографии.
2.Составить анкеты по проведению анализа демографической ситуации в школе.
3.Провести анкетирование учащихся школы.
4.Проанализировать и сделать выводы по анкетированию.
5.Собрать информацию о количестве детей в разных классах в течение 10 лет.
6.Составить гипотезу о возможных различиях в данных разных лет и их возможных причинах.
7.Собрать и обработать информацию.
8.Сделать выводы.
Методы исследования:
1.Анализ литературных и интернет источников по теме.
2.Анкетирование учащихся школы.
3.Запрос данных о наполняемости классов за 10 лет.
4.Систематизация и обобщение полученных материалов.
5.Сравнение и сопоставление.
Изучение демографической ситуации в школе
В соответствии с намеченным планом, была проведена подготовительная работа. Изучены основные понятия и термины по теме работы. Проведен анализ статистической информации в школе. Полученные данные легли в основу исследования. Было выявлено, что численность учащихся за последние 10 лет изменилась. В первые годы она уменьшалась а за последние 3 года почти достигла уровня года, который был взят за начало исследования. В течение последних десяти лет наблюдается тенденция преобладания мальчиков над девочками на 14% В ходе проведения исследования была составлена анкета для учащихся 5-11 классов, в ней приняло участие 130 учащихся. Таким образом было выявлено, что этнический состав учащихся школы разнообразен и представлен 18 национальностями. Исследовательская работа выявила, что наименьшее количество учащихся в возрастной группе 16-18 лет (10-11 классы), наибольшее количество учащихся в возрастной группе 11-16 лет (5-9 классы), это связано с тем, что большинство учащихся после девятого класса продолжают образование в колледжах, получая среднее профессиональное образование. Исследования данных по педагогам выявило, что наблюдается преобладание женщин в гендерном соотношении педагогов. Преобладают педагоги в возрастной группе от 35 лет и старше.
Демографический портрет школы отражает демографическую ситуацию Санкт-Петербурга.
Оглавление
Введение……………………………………………………………………………………4
1. Основные демографические понятия ………………………………………….…......6
2. Изучение демографической ситуации в школе ………...………………….….....7-14
2.1. Динамика численности учащихся за последние 10 лет......................7
2.2. Половой состав учащихся школы…………………………….………8
2.3. Возрастной состав учащихся школы …………………….…….......10
2.4. Этнический состав учащихся школы в 2018-19 учебном году …..11
2.5. Половой, возрастной состав учителей школы в 2018-19 учебном году………………………………………………………………………....14
Заключение (результаты исследования, их значимость, выводы, перспективы)……15
Список информационных источников……………………………………………........16
Приложения ………………………………………………………………………....…..17
Введение
Исследовательская работа «Демографический портрет школы №241» посвящена актуальному вопросу изучения демографической ситуации в Санкт-Петербурге на примере образовательного учреждения.
В работе рассматривается динамика численности учащихся за последние десять лет, говорится о демографических изменениях, дается оценка возрастного и полового состава учителей и учащихся, анализ этнического состава учащихся, обобщается вся полученная информация в виде таблиц и диаграмм, представлена точка зрения на причины демографических изменений за последние десять лет.
Данная тема чрезвычайно актуальна на современном этапе, когда смертность в стране превышает рождаемость, увеличивается число иммигрантов.
В современной науке особенную остроту приобретает тема демографических изменений за последние десять лет.
Данная тема привлекает внимание многих ученых (критиков, педагогов и т.д.)
Данная тема представляет особую актуальность, так как позволяет рассмотреть проблему на примере конкретной школы.
Цель - Изучение демографических изменений в школе за последние 10 лет
Гипотеза –
1) численность учащихся уменьшается
2) этнический состав учащихся разнообразен
3) половой состав учащихся стабилен
4) половой и возрастной состав учителей различен
5) возможно ли планировать в школе воспитательную работу с учащимися, влияя на толерантность в отношениях между учениками различных национальностей.
Задачи:
1.Изучить терминологию по вопросу демографии.
2.Составить анкеты по проведению анализа демографической ситуации в школе.
3.Провести анкетирование учащихся школы.
4.Проанаизировать и сделать выводы по анкетированию.
5.Собрать информацию о количестве детей в разных классах в течение 10 лет.
6.Составить гипотезу о возможных различиях в данных разных лет и их возможных причинах.
7.Собрать и обработать информацию.
8.Сделать выводы.
Методы исследования:
1.Анализ литературных и интернет источников по теме.
2.Анкетирование учащихся школы.
3.Запрос данных о наполняемости классов за 10 лет.
4.Систематизация и обобщение полученных материалов.
5.Сравнение и сопоставление.
Демография - это наука о закономерностях воспроизводства населения, о зависимости его характера от социально-экономических, природных условий, миграции, изучающая численность, территориальное размещение и состав населения, их изменения, причины и следствия этих изменений и дающая рекомендации по их улучшению. (https://investments.academic.ru/866/Демография).
Демографическая ситуация - это характеристика демографических процессов рождаемости, смертности, миграции, заключения браков и оформления разводов
(Демографический энциклопедический словарь).
Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов и иных социальных институтов в сфере регулирования воспроизводства населения, призванная сохранить или изменить тенденции динамики его численности и структуры. Иными словами, это политика, воздействующая на процессы рождаемости, брачности, разводимости, смертности, на возрастную структуру населения.
(В.П. Максаковский.)
Материалом исследования послужили интернет-источники, словари, научные работы, в которых активно применяют математические методы и компьютерные технологии.
II. Изучение демографической ситуации в школе
1. Организационный этап исследования
Беседа с директором школы о теме исследования и предоставлении всей необходимой информации.
Сбор предоставленной информации о динамике, половом, возрастном составе учащихся и учителей.
Анализ всей информации, составление таблиц, диаграмм. Проведение анкетирования учащихся.
2.1. Динамика численности учащихся за последние десять лет
В 2008 году в школе обучались 473 ученика, в последующие годы численность детей и подростков резко уменьшилась и достигла минимальной отметки в 2014-2015 учебном году –составила 356 человек. На сегодняшний день в школе обучается 454 учащихся, что на 4% меньше, чем в 2008 году.
2.2. Половой состав учащихся школы
В течение последних десяти лет наблюдается тенденция преобладания мальчиков над девочками на 14%
Половой состав учащихся на протяжении десяти лет стабилен.
2.3. Возрастной состав учащихся школы за последние десять лет
№ класса | Возраст лет | Количество учащихся по годам | Итого | ||||||||||
2008 | 2009 | 2010 | 2011 | 2012 | 2013 | 2014 | 2015 | 2016 | 2017 | 2018 | |||
1 | 7-8 | 39 | 48 | 40 | 36 | 44 | 33 | 37 | 44 | 38 | 31 | 32 | 422 |
2 | 8-9 | 23 | 47 | 45 | 43 | 33 | 44 | 28 | 31 | 37 | 35 | 36 | 402 |
3 | 9-10 | 34 | 27 | 43 | 39 | 49 | 30 | 34 | 27 | 22 | 36 | 25 | 366 |
4 | 10-11 | 44 | 27 | 25 | 35 | 42 | 47 | 27 | 32 | 22 | 25 | 35 | 361 |
5 | 11-12 | 29 | 45 | 29 | 29 | 39 | 42 | 42 | 29 | 55 | 43 | 75 | 457 |
6 | 12-13 | 47 | 31 | 42 | 31 | 25 | 41 | 41 | 44 | 58 | 54 | 51 | 465 |
7 | 13-14 | 56 | 49 | 38 | 41 | 28 | 26 | 47 | 42 | 39 | 54 | 58 | 478 |
8 | 14-15 | 44 | 58 | 46 | 36 | 44 | 28 | 26 | 38 | 36 | 37 | 55 | 448 |
9 | 15-16 | 70 | 46 | 55 | 45 | 34 | 43 | 27 | 24 | 38 | 37 | 33 | 452 |
10 | 16-17 | 37 | 51 | 24 | 40 | 26 | 20 | 27 | 21 | 18 | 30 | 29 | 323 |
11 | 17-18 | 50 | 37 | 41 | 25 | 33 | 24 | 20 | 24 | 18 | 18 | 25 | 315 |
Наблюдается наибольшее количество учащихся возрасте 7-8 лет среди возрастной группы, получающих начальное общее образование. Среди возрастной группы, получающих основное общее образование, наибольшее количество учащихся в возрасте 13-14 лет. Среди учащихся возрастной группы, получающих среднее общее образование, наибольшее количество учащихся в возрасте 16-17 лет.
Наименьшее количество в возрастной группе 16-18 лет (10-11 классы), наибольшее количество учащихся в возрастной группе 11-16 лет (5-9 классы).
2.4. Этнический состав учащихся школы в 2018-19 учебном году
В ходе проведения исследования была составлена анкета для учащихся 5-11 классов, в ней приняло участие 130 учащихся.
АНКЕТА
1. Русские | 6. Грузины | 11. Молдаване | 16. Китайцы |
2. Украинцы | 7. Узбеки | 12. Дагестанцы | 17. Вьетнамцы |
3. Белорусы | 8. Казахи | 13. Чеченцы | 18. Цыгане |
4. Армяне | 9. Киргизы | 14. Евреи | 19. Другое ______ |
5. Азербайджанцы | 10. Таджики | 15. Татары | 20. Затрудняюсь ответить |
Данные, полученные в ходе опроса, были обобщены и оформлены в виде таблицы:
12м | 12д | 13м | 13д | 14м | 14д | 15м | 15д | 16м | 16д | 17м | 17д | 18м | 18д | |
1 | 5 | 5 | 9 | 10 | 10 | 4 | 1 | 2 | 15 | 3 | 6 | 5 | 1 | 2 |
2 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | |||||||
3 | 1 | |||||||||||||
4 | 1 | |||||||||||||
5 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||
6 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||
7 | 1 | 1 | 2 | 1 | ||||||||||
8 | ||||||||||||||
9 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
10 | 2 | 1 | 1 | |||||||||||
11 | 1 | 1 | 1 | 1 | ||||||||||
12 | 1 | |||||||||||||
13 | 1 | |||||||||||||
14 | 1 | 1 | 1 | |||||||||||
15 | 1 | 1 | ||||||||||||
16 | ||||||||||||||
17 | ||||||||||||||
18 | ||||||||||||||
19 | 2 | 5 | 1 | |||||||||||
20 |
В таблице горизонтальная строка означает возраст и пол учащегося, вертикальная строка – принадлежность к этносу согласно выбора в анкете.
Поскольку некоторые национальности в выборке респондентов отсутствовали, то таблица и диаграмма были составлены по имеющимся данным.
№ | Национальность | Количество | Процент от общего количества |
1 | Русские | 78 | 60% |
2 | Украинцы | 8 | 6% |
3 | Белорусы | 1 | 0,80% |
4 | Армяне | 1 | 1% |
5 | Азербайджанцы | 7 | 5% |
6 | Грузины | 3 | 2% |
7 | Узбеки | 5 | 4% |
8 | Киргизы | 4 | 3% |
9 | Таджики | 4 | 3% |
10 | Молдаване | 4 | 3% |
11 | Дагестанцы | 1 | 0,80% |
12 | Чеченцы | 1 | 0,80% |
13 | Евреи | 3 | 2% |
14 | Татары | 3 | 1% |
15 | Тувинцы | 7 | 5% |
16 | Голландцы | 1 | 0,80% |
17 | Финны | 1 | 0,80% |
18 | Калмыки | 2 | 1% |
Преобладает численность русских учащихся. Затем по численности следуют украинцы, азербайджанцы, тувинцы, узбеки, киргизы, таджики, молдаване и евреи. Отсутствуют в исследуемой выборке казахи, китайцы, вьетнамцы и цыгане. Таким образом, этнический состав учащихся школы разнообразен и представлен 18 национальностями, поэтому возможно планировать в школе воспитательную работу с учащимися, влияя на толерантность в отношениях между учениками различных национальностей.
2.5. Половой, возрастной состав учителей школы в 2018-19 учебном году
Наблюдается преобладание женщин в гендерном соотношении педагогов.
Преобладают педагоги в возрастной группе от 35 лет и старше.
Заключение
Исследовательская работа «Демографический портрет школы №241» была посвящена изучению демографической ситуации в Санкт-Петербурге на примере образовательного учреждения.
Анализ демографической ситуации в Санкт-Петербурге за последние десять лет показывает, что смертность превышает рождаемость. Сокращение численности населения вызвано резким понижение уровня и качества жизни населения, связанного с кризисными экономическими ситуациями. Исследование на примере школы доказывает, что за период десятилетия численность обучающихся детей и подростков изменилась. Было выявлено, что в первые годы она уменьшалась, а за последние три года почти достигла уровня 2008 года, который был взят за начало исследования.
За последнее десятилетие в Санкт-Петербурге этнический состав города стал более разнообразен: увеличился приток приезжих на постоянное место жительства из бывших советских республик, провинциальных городов России. Причина заключается в том, что жители приезжают в северную столицу из-за сокращения производства и нехватки рабочих мест в своих населённых пунктах. В исследовательской работе было выявлено, что этнический состав учащихся школы разнообразен и представлен 18 национальностями.
В Санкт-Петербурге за последние десять лет наблюдается тенденция популяризации среднего профессионального образования, количество программ обучения и мест в колледжах постоянно растёт. Исследовательская работа выявила, что наименьшее количество учащихся в возрастной группе 16-18 лет (10-11 классы), наибольшее количество учащихся в возрастной группе 11-16 лет (5-9 классы), это связано с тем, что большинство учащихся после девятого класса продолжают образование в колледжах, получая среднее профессиональное образование.
Анализ демографической ситуации в Санкт-Петербурге показывает, что среди жителей города в возрастной группе от 5 до 19 лет в Санкт-Петербурге мальчиков 308,2 (52%) тысячи человек, девочек 290 (48%) тысяч человек В исследовательской работе было выявлено, что в течение последних десяти лет среди учащихся школы наблюдается тенденция преобладания мальчиков над девочками на 14%.
Таким образом, демографический портрет школы отражает демографическую ситуацию Санкт-Петербурга.
Список информационных источников
ИНФРА- М, 2014. – 332с.
2. https://studme.org/44130/sotsiologiya/slovar_osnovnyh_demograficheskih_terminov/Термины
3. https://investments.academic.ru/866/Демография
4.http://www.encyclopedia.ru/cat/online/detail/38349/ Демографический энциклопедический словарь
5.ttps://interneturok.ru/book/geografy/10-klass/geografiya-10-klass-maksakovskiy-v-p/ В.П. Максаковский
6.http://piterbu.ru/pozitiv/6686-chislennost-naseleniya-sankt-peterburga-na-2017-god-ego-sostav-i-natsionalnosti.html/2018 год Население Санкт-Петербурга, его состав и национальности
7.https://www.gov.spb.ru/gov/otrasl/trud/demogr/Концепция демографической политики Санкт-Петербурга
8.https://regnum.ru/news/2396538.html/Современные демографические тенденции Санкт-Петербурга
Приложение
САНКТ-ПЕТЕРБУРГ, 27 марта 2018, 12:18 — REGNUM Численность населения Санкт-Петербурга растет, в основном, за счет миграции. При этом рождаемость сокращается. Об этом заявили на заседании городского правительства во вторник, 27 марта, передает корреспондент ИА REGNUM.
По данным Смольного, к январю 2018 года количество постоянных жителей Северной столицы выросло до 5 млн 352 тыс. человек, а имеющийся прирост на 92% составили прибывшие в город мигранты.
В Петербурге в 2017 году родилось 66,6 тыс. детей, это на 6,3 тыс. меньше, чем в 2016 году. В целом естественный прирост населения составил всего около 6 тыс. человек, и этот показатель сократился вдвое. Чиновники связывают это с демографической ямой начала 1990-х.
Добавим, по официальным данным Петростата, в 2018 году падение рождаемости в Санкт-Петербурге продолжилось: коэффициент рождаемости снизился с 11,9 до 11,3 рождений на 1000 населения, по сравнению с началом 2017 года.
Подробности: https://regnum.ru/news/2396538.html
Любое использование материалов допускается только при наличии гиперссылки на ИА REGNUM.
Демография Санкт-Петербурга
Численность населения города по данным Росстата составляет 5 381 736 чел. (2019).
Весенняя гроза
Колумбово яйцо
Под парусами
И тут появился изобретатель
Сказка "12 месяцев". История и современность