Исследовательская работа «Летопись родного села: страницы истории с. Стрельцы и Пушкари».
Цель исследовательской работы:
- познакомиться с историей с.Стрельцы и Пушкари
Задачи:
- Узнать когда и как возникли села.
- Происхождение названий сел.
- Узнать об известных людях нашего села.
Вложение | Размер |
---|---|
ctreltsy_i_pushkari.konkursdocx.docx | 35.13 КБ |
«Летопись родного села: страницы истории с.Стрельцы и Пушкари»
Работу выполнила ученица 7 «А» класса
МБОУ «Стрелецкая СОШ»
Мамонтова Анастасия
Руководитель: Ермилова Ксения Александровна
учитель истории и обществознания
Стрельцы-2017
Тема моей исследовательской работы «Летопись родного села: страницы истории с. Стрельцы и Пушкари».
Цель исследовательской работы:
- познакомиться с историей с.Стрельцы и Пушкари
Задачи:
- Узнать когда и как возникли села.
- Происхождение названий сел.
- Узнать об известных людях нашего села.
Актуальность темы, я думаю, очевидна. Каждый человек должен знать о том месте, где он родился, живёт. А из множества таких маленьких родных уголков и состоит наша общая великая Родина.
При подъезде к городу Тамбову со стороны трассы «Каспий» по обеим сторонам дороги раскинулись два старых пригородных села – Стрельцы и Пушкари. Сёла эти были основаны в начале XIX века потомками первых служилых людей, основателей Тамбовской крепости. Предки нынешних жителей этих сел некогда населяли Пушкарскую и Стрелецкую слободу города Тамбова, только к тому времени, как начали переселяться они на новые места, в слободах проживали почти сплошь крестьяне-однодворцы и ямщики. А произошло это переселение вот как. В 1825 г. решило наше тогдашнее правительство выселить из города самых беднейших его жителей, которые жили в Пушкарской, Стрелецкой, Полковой и Покровской слободах потому как повинности городские нести они не могли, бедноту плодили, да и кроме того, «дома ямщиков устроены таким образом, что безобразят город». Недовольны были и купцы с мещанами, которым внутри города негде было селится, а за черту его на выгонные земли идти никто не хотел. За ямщиков заступился губернатор, предложив дать им статус городских обывателей, а вот всех крестьян решили все же выселить. Не сразу, а постепенно. Дали им участки земли в степи у истоков р. Бол. Липовица, и велели строиться там, так и образовались села Стрельцы, Пушкари и Полковое.
Стрелецкая слобода была основана в 1636 году, в период строительства крепости Тамбов. Слободу заселили стрельцами – военными служилыми людьми, в 1744 году их насчитывалось в слободе 442 человека, в 1763 г. -512. Стрельцы- это русская пехота, формирование которой началось еще в XVI веке. В ходе проведения военных реформ Ивана IV из разряда « пищальников» было образовано стрелецкое войско. В период строительства новых городов на юге России шло дальнейшее формирование стрелецкого войска и запись в стрелецкую службу. Поскольку служба в пехоте считалась менее почетной, чем в коннице, постольку в стрелецкую службу чаще попадали представители малоимущих слоев населения, в основном из числа беглых крестьян. В 30-е годы XIX века слободы были выселены из Тамбова и составили так называемые выселки. За жителями Стрелецкой слободы была закреплена земля в 7–8 км от Тамбова, которую они обрабатывали, а впоследствии и выселились на эти земли, основав село. Село Стрельцы были основаны жителями Стрелецкой слободы г. Тамбова в 30-е гг. XIX века.
При подъезде к Стрельцам со стороны Тамбова над селом слева восходят к небу
купола церкви во имя Сергия Радонежского. Он был не только основателем Троицко-
Сергиева монастыря, но являл собой характер выдающегося русского церковного и
политического деятеля, во многом способствовавшего объединению Руси в XIV веке
вокруг Москвы. Это он в 1380 году благословил московского великого князя Дмитрия
Ивановича и его воинство на победу в решающей битве с монголо-татарами,
происшедшей 8сентября у реки Непрядвы на Куликовом поле.
Деревянная церковь, была построена прихожанами еще в 1848 г. и долгое время оставалась общей для двух сел Стрельцы и Пушкари, до тех пор, пока не построили крестьяне в своих селах великолепные каменные храмы.
Главная достопримечательность села - церковь Сергия Радонежского была построенна в 1901 году. Престолов в ней два: главный во имя преподобного Сергия Радонежского и придельный в честь иконы Божией Матери «Знамение». Храня историческую память, неизвестные русские зодчие, возводя церковь, стилизовали ее внешний облик под шлемоносных воинов - защитников земли русской. Островерхие купола ―их шлемы, крыши и многочисленные окна с кокошниками ― кольчуги и латы, а прочное здание храма ― их несокрушимая стойкость и сила, прибывающие от самой земли-матушки. Сергиевская церковь нарядно украшена многочисленными декоративными элементами. Купола храма и звонницы выполнены в стиле русской эклектики.
После октября 1917 года храм действовал до 1931 г. и официально не закрывался. По архивным данным в нем в период с 1933 по 1943 год находилось зернохранилище.
В годы перестройки дело об открытии церкви дошло до самой Москвы.
Разрешение было получено. Первые добровольные взносы для реставрации
храма поступали от сельчан. Недюжинные способности в подготовке и
организации строительно-восстановительных работ проявил отец Михаил, совершивший в сентябре 1990 года малое освящение вновь открытой церкви. Из храмовых икон вернулась единственная, изображающая портрет Иоанна Крестителя в рост.
Настоятель Стрелецкой церкви во имя преподобного Сергия Радонежского,
протоиерей Михаил Кудин, в середине 1990х годов возглавлял делегацию
священнослужителей Тамбовской епархии в паломнической поездке ко Храму
Гроба Господня в Иерусалиме. 8 августа 1993 года восстанавливающуюся церковь посетил Святейший Патриарх Алексий II. В начале 60х годов ХХ века в Стрелецкой церкви снимался один из центральных эпизодов фильма «Судьба человека» по одноименному рассказу М. Шолохова.
Неизвестно, сколько стрелецких воинов сложили головы «за веру, царя и отечество» в русско-японскую и Первую мировую войны, но на селе точно знают число ушедших защищать Отчизну от фашистских захватчиков - 1180 человек, и не вернувшихся с полей Великой Отечественной - 432 человека. В самом центре села Стрельцы за фигурной оградой на постаменте возвышается звезда на стеле красного мрамора. Местные жители ею гордятся. История обелиска заслуживает отдельного рассказа. Говорят, что до вывода контингента войск из Германии он украшал мемориальный комплекс одной из расквартированных в ГДР частей. Но потом оказалось что ни часть, ни наши военные там больше не нужны. Оставлять его на чужбине было жалко, поэтому сняли с постамента и повезли на Родину. После кочевания и временного забвения красно-мраморный обелиск оказался на Тамбовщине. Представители стрелецкого сельсовета обнаружили его в Котовске. Монумент-это олицетворение памяти и уважения к погибшим землякам.
Село вправе может похвастаться своими земляками. Одна из улиц села названа в честь Григория Александровича Сметанина - известного композитора, педагога и общественного деятеля. Родился Г. А. Сметанин в 1894 году в селе Стрельцы в семье безземельных крестьян. Окончил Тамбовское музыкальное училище по классу композиции в 1911 году. В 1918 принимал участие в создании Тамбовского Пролеткульта и хора при нём, с которым выступал на фронтах гражданской войны. Сметанин был обладателем многих профессиональных премий, в том числе поощрительной премии конкурса на создание гимна СССР (1943 год).
Через центр села Стрельцы проходит улица Сергея Макаровича Филимонова. Он был директором местного совхоза. Под его руководством хозяйство бурно развивалось и процветало. Сергей Макарович управлял совхозом до самой смерти. Искренне благодарные селяне решили назвать его именем одну из улиц. На «Филимонова» сосредотачивается культурная жизнь Стрельцов и Пушкарей.
Неподалеку от села Стрельцы располагается село Пушкари. Оно было основано жителями Пушкарской Слободы, образованной в период строительства Тамбовской крепости в 1636 году. Слобода была заселена военными служилыми людьми — пушкарями. Со второй половины XVII века доступ в эту сословную группу строго регламентировался и пополнение поступало из числа родственников пушкарей. По данным в тамбовской пушкарской слободе в середине 70-х ХVII века проживало в 60 дворах- 189 человек мужского пола. В 1744г. Пушкарская слобода имела 336, а в 1763 г. 364 человека население. Пушкари меньше всех служилых людей наделялись землей, так как их служба считалась наименее трудной, не связанной с частыми отлучками. За ними были закреплены земли в 7—8 км от Тамбова, куда впоследствии они выселились в 30-х годах XIX века, основав новое поселение.
К 1834 г. в Пушкари было отселено 502 семейства, а полностью переселение завершилось к 1845 г. В епархиальных сведениях 1911 года о Пушкарях записано так; „Село Пушкарские выселки, дворов 412, мужчин - 1273, женщин — 1260. Земельный надел крестьяне имеют по 3 десятины на каждую мужскую душу по всех трех полях".
Главной достопримечательностью села является Никольская церковь. Место для своего храма крестьяне выбрали очень удачно: недалеко от реки, на высоком берегу. Церковь освященная в честь святителя Николая Чудотворца с приделом во имя Святого Духа стала центром села, на площади рядом с ней совершались все важные события сельской жизни и радостные и печальные. Построена она была на средства прихожан в 1901 г., но действовала не больше тридцати лет. Все эти годы в ней служил один единственные священник Тимофей Семенович Делицын. Крестьяне уважали этого пожилого пастыря (в 1917 г. ему исполнился 51 год), который к тому же еще был достаточно образован и, даже как он писал в анкете 1922 г. «имел научные труды по Священному Писанию». Ядром храмовой композиции является четверик, несущий световой восьмерик, завершенный куполообразной кровлей и луковичной главкой, арочные кокошники над оконными и входными проемами придают храму особую нарядность и величавость. В годы советской власти официально церковь не закрывалась, в ней находилось зернохранилище. В 1993 г. она была передана верующим без окон, без дверей, изрядно поврежденная как снаружи, так и внутри. С 19 декабря 1993 г. в церкви проводятся регулярные богослужения.
Можно сделать вывод, что села Стрельцы и Пушкари жили обычной жизнью. Люди работали, заботились о своих семьях, вносили свой вклад в развитие истории нашей родины. Наши земляки сражались на фронтах Великой Отечественной войны и многие сложили головы, защищая свое отечество. Жители сел проявляли себя и в будничных работах, не помышляя о славе и карьере.
В настоящее время, в сёлах проживают более 3 тыс. человек, есть работающая школа и детский сад. Природа поражает своей красотой и заставляет улыбаться снова и снова! Меня переполняет чувство восхищения и радости при виде красоты моего села. А когда я впервые прочла строки из русской народной песни, то сразу поняла, что это точно про моё село:
Вижу чудное приволье,
Вижу нивы и поля –
Это русское раздолье,
Это русская земля!
Литература.
В Китае испытали "автобус будущего"
В.А. Сухомлинский. Для чего говорят «спасибо»?
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Ледяная внучка
Аэродинамика и воздушный шарик
Комментарии
Интересная работа. И
Интересная работа. И актуальность, как вы правильно заметили, Ксения Александровна, очевидна. К своему стыду признаться, не знал многих фактов о своей малой родине. Ну, почти... )))
Спасибо за оценку,Игорь
Спасибо за оценку,Игорь Вячеславович!