История Тарбагатайской школы
Вложение | Размер |
---|---|
istoriya_tarbagatayskoy_shkoly.docx | 2.05 МБ |
istoriya_tarbagatayskoy_shkoly.docx | 485.41 КБ |
МКУ Управление образования МО «Тарбагатайский район»
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа»
Районная научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
Секция: Краеведение
ИСТОРИЯ ТАРБАГАТАЙСКОЙ ШКОЛЫ
Выполнила: Думнова Олеся,
10 «Б» класс
Руководитель: Вяткина Елена Валерьевна,
учитель истории и обществознания
2018
Оглавление
Введение………………………………………………………………………………………………….3
Глава 1. Страницы истории школы………………………………………………….…………………4
Глава 2. Школа в годы Великой Отечественной войны……………………………………………...6
Глава 3. Ветераны педагогического труда……………………………………………………………..7
Глава 4. Традиции школы ………………………………………………………………………………8
Глава 5. Современная школа и её достижения ………………………………………………………..8
Заключение……………………………………………………………………………………………....9 Список используемых источников……........…….…………………………………………………...10
Приложение 1…………………………………………………………………………………………...11
Приложение 2…………………………………………………………………………………………...14
Приложение 3………………………………………………………………………………….…..........15
Приложение 4………………………………………………………………………………….………..16
Приложение 5…………………………………………………………………………………….……..17
Приложение 6……………………………………………………………………………………...........18
Приложение 7…………………………………………………………………………………………...19
Приложение 8…………………………………………………………………………………………...22
Приложение 9…………………………………………………………………………………………...24
Приложение 10……………………………………………………………………………………….....25
Введение
Актуальность выбранной темы определяется тем, что в 2017 г. Тарбагатайская школа отметила 120-летие. Сегодня многие ученики, родители, жители деревни не знают историю родной школы, имена педагогов, которые внесли большой вклад в развитие и становление нашего учебного заведения. Приобщение к истории своей малой родины является темой актуальной и неисчерпаемой для каждого человека любого возраста, особенно для молодёжи. Мне было интересно узнать историю родной школы, и теперь я хочу поведать ее Вам.
Проблема исследования: история возникновения, развития и становления школы в селе Тарбагатай.
Степень изученности темы. Исследований истории Тарбагатайской школы ранее не проводилось.
Объектом данного исследования является история Тарбагатайской средней общеобразовательной школы.
Предмет анализа составляет Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа.
Цель данного исследования состоит в том, чтобы изучить и проследить историю школы в событиях, фактах, лицах, документах.
Достижение цели обуславливает наше предположение о том, что изучение архивных материалов и организация поисковой работы позволит нам расширить представление о прошлом школы, ее учителях и выпускниках для будущих обучающихся. Эта гипотеза стала ведущим ориентиром нашего исследования.
Задачи:
1. Собрать и проанализировать материал, который свидетельствует об истории школы
2. Рассмотреть историю развития школы от начала ее становления до наших дней
3.Определить ветеранов педагогического коллектива
4. Описать школу в годы Великой Отечественной войны
5. Изучить традиции и достижения школы.
Новизна настоящей работы заключается в том, что впервые описывается история нашей школы.
Значимость данной работы определяется возможностью применения её результатов для дальнейшего изучения истории Бурятии, истории нашего села; в краеведческой работе.
В нашей исследовательской работе использовались методы анализа архивных документов, фотографий, сравнения, описания, обобщения.
Глава 1. Страницы истории школы
Просвещение пришло в Тарбагатай вместе с основателями этого села – семейскими. Старообрядческие наставники (уставщики), сосланные в «страшную глушь за раскол», везли с собой не только каноны « древнего благочестия» , но и рукописные книги уставного письма. В документах 1860 года, в отчете Тарбагатайской волости за год в разделе «Просвещение и культура» сообщается, что в селе Тарбагатай и Тарбагатайской волости никаких учебных заведений нет, но в Читинском архиве говорилось, что в 1838 году в Тарбагатайском, Бичурском, Мухоршибирском районах открыты церковно-приходские школы.
История Тарбагатайской школы начинается с 19 века. В отчете Тарбагатайской волости за 1897 год в разделе «Народное просвещение» указывается: «В селе Тарбагатайском имеется церковно — приходская школа, в которой обучаются 28 мальчиков и 10 девочек. Преподаватель обучения — Михаил Иванович Писарев». В отчете за 1897 год в ведомости «О числе учебных заведений в Верхне-Удинском округе» упоминается и Тарбагатайская церковно-приходская школа, в которой училось около 15 детей. В годовом отчете Тарбагатайского волостного правления о землевладении, путях сообщения, учебных заведениях в волости, занятиях населения земледелием, промыслами, торговлей за 1900 г. указывается: «В селении Тарбагатайском имеется церковно-приходская школа, в которой обучается 20 мальчиков, 4 девочки. Преподает учение дьякон Ноздровский. <…> Народное образование ограничивается для православного населения окончанием указанных выше школ и дальше не идет; раскольники же обучают своих детей у начетчиков славянской грамоте, оканчивая часовником и псалтырем, дальнее образование по их мнению не только не нужно, но даже вредно, так как может поколебать их религиозные основы» (см. Приложение 1). В ведомости о числе учебных заведений в Тарбагатайской волости за 1903 год обозначена Тарбагатайская одноклассная церковно-приходская школа, в которой обучается 28 мальчиков и 14 девочек (см. Приложение 2).
О наличии учебных заведений в Тарбагатайской волости свидетельствует годовой отчет Тарбагатайского волостного правления о народном просвещении за 1906 г. (см. Приложение 3).
В новом мирском доме, построенном в 1910 г., была открыта вторая школа. Ее учениками были только мальчики. Ведомость о числе церквей, богослужебных и жилых зданий в Тарбагатайском селении за 1911 г. содержит сведения об одной школе (см. Приложение 4).
В 1927 году в Тарбагатае была открыта ШКМ (школа коммунистической молодежи), в создании которой принял участие учитель Грачев П. Н. Первым директором школы-семилетки (1929 г.) был Чебаков Григорий Ильич. В этой школе обучалось 200 учащихся. По воспоминаниям Чебакова Г.И. в 1933-1934 годах школа в Тарбагатае размещалась в крестьянских домах, принадлежащих колхозу «Красная заря». Начальных классов в ней не было. Учащиеся 1-4-х классов занимались в отдельном здании начальной школы (см. Приложение 5). В Тарбагатайской средней школе работали в качестве преподавателей: Громов (литератор), Капустин (историк), Толстихин (преподаватель труда) (см. Приложение 6).
Старое здание школы уже не вмещало всех желающих учиться. Тогда жителями села в 1937 г. было построено новое двухэтажное деревянное здание (см. Приложение 7). Это была уже школа — девятилетка, где работали учителя: Круглова Т. И., Низовцев Л. К., Писарева Е. М., Уланов А. С., Плотникова Н. И. Возглавлял педагогический коллектив Сергей Александрович Никифоров. В школе обучалось 563 ученика. При школе в пристрое появился буфет. Попасть в него можно было, выйдя из школы, через улицу. Также на территории школы был построен интернат для учеников из других деревень и спортивный зал. Здание интерната было разрушено, сейчас на его месте находится жилой дом по ул. Промышленная. А здание спортзала сохранилось, в нем сейчас расположен музей по ул. Промышленная, напротив церкви (см. Приложение 8).
Прошли годы. В школе сменилось уже не одно поколение учителей и учеников. В 1987 г. распахнуло свои двери новое здание школы по ул. Некрасова, ведь количество учащихся приближалось к тысяче (см. Приложение 9).
Глава 2. Школа в годы Великой Отечественной войны
Особенно памятны для школы годы войны, потому что как и все советские люди, коллектив школы как мог, помогал фронту. Но, несмотря на трудности, тяга к знаниям была огромна. В годы войны школа пополнилась новыми учителями: Авдошин А. В., Авдошина Н. Р., Адушинова О. О., Попова Н. С., Тюткина К. И. Учебно-воспитательную работу возглавляла учительница математики Писарева Е. М. В трудное время для всей страны, ученики и учителя Тарбагатайской средней школы активно помогали фронту: собирали и отправляли на фронт посылки, пропалывали зерновые, работали пахарями, бороновальщиками, ухаживали за посевами, вели борьбу с сорняками, грызунами, убирали картофель, ухаживали за телятами, выступали в бригадах и на фермах с концертами. Дети помогали в уборке урожаев, собирали колосья, металлический лом, лекарственные травы. «Тимуровцы» шефствовали над семьями фронтовиков, активно проводили другую общественную работу, но не забывали о главном - об учебе.
В 1942 году по всей стране началось новое патриотическое движение, сбор крупных сумм на строительство танковых колонн и эскадрилий боевых самолётов. В 1942 году на постройку танка «Юный патриот Бурят-Монголии» было собрано 12398 рублей. Собрано средств в фонд обороны- 79900 рублей, облигаций Госзаймов - на 15999 рублей. Для бойцов Красной армии и детей, пострадавших от немецкой окупации, послано 12698 разных вещей. Девять школ республики получили благодарность от товарища Сталина за сбор средств в фонд обороны и на строительство танка «Юный патриот Бурят-Монголии». В том числе получили благодарность школы № 34 г. Улан-Удэ, Тарбагатайская средняя школа, городская средняя школа Закаменского аймака, Нижне-Бургалтайская школа Торейского аймака.
Колхоз выделил школе участок земли, где учащиеся своими руками выращивали сельскохозяйственные продукты для школьной столовой, а на фронтовых гектарах продукты для фронта.
Новую патриотическую инициативу проявили комсомольцы, пионеры, октябрята, все учащиеся Тарбагатайской средней школы, в начале 1945 года решили собрать средства на постройку боевого самолета и дать ему имя - название «Тарбагатайский школьник». На собрание комсомольской организации, на сборе пионерской дружины обсудили текст обращения к учащимся, пионерам, комсомольцам всех школ Тарбагатайского района с призывом принять участие в сборе средств на постройку самолета. Текст был опубликован в районной газете Тарбагатайского Райисполкома ВКП (б) и Исполкома Райсовета в январе или феврале 1945 и вызвал широкий отклик. Сами учащиеся Тарбагатайской средней школы собрали денег и облигаций государственного займа на общую сумму 20 тыс. рублей. На имя Верховного Главнокомандующего Вооруженными силами СССР, т.е. Сталина И.В. была отправлена телеграмма, в которой сообщали о сборе средств на постройку боевого самолета и с просьбой о названии. 11 марта 1945 года в 10 часов утра на имя директора Чебакова Г.И. в школу пришла ответная телеграмма Правительства и И.В. Сталина: «Прошу передать учащимся, учителям Тарбагатайской средней школы, собравшим 20 тысяч рублей на строительство боевого самолета «Тарбагатайский школьник» мой горячий привет и благодарность Красной армии. И. В. Сталин». На митинге, который состоялся в тот же день учащиеся школы прослушали текст телеграммы и дали клятву впредь до полного разгрома врага помогать Красной армии высокими показателями учебы и работы на полях колхоза. Эти факты подтверждают воспоминания бывшего директора Тарбагатайской средней школы, заслуженного учителя Бурятской АССР Григория Ильича Чебакова, который работал в годы войны в нашей школе, а последующие годы жил в г. Улан-Удэ. Наши ученики в 1980-х гг писали ему письмо, в котором просили подтвердить факт того, что в 1945 году учащиеся Тарбагатайской школы собрали средства на постройку самолета «Тарбагатайский школьник» и получили телеграмму от И.В. Сталина с благодарностью. Г. И. Чебаков в ответном письме ученикам описал свои воспоминания о школе в годы войны (см. Приложение 6).
Ряд учителей и технических работников школы были награждены медалью « За доблестный труд в годы Великой Отечественной войны». Закончилась война, но и послевоенные годы были нелегкими. Многие не вернулись с фронта. Страна залечивала раны, детям приходилось много работать, помогать взрослым. Каждый год 9 мая и 22 июня ученики нашей школы возлагают цветы к памятнику, чтят память погибших солдат-односельчан.
Глава 3. Ветераны педагогического труда
В предыдущих главах уже звучали имена наших учителей , работавших в Тарбагатайской школе в разные периоды ее истории. Можно назвать следующих учителей – профессионалов своего дела: Марфина Надежда Александровна, Чебаков Григорий Ильич, Масленников Иван Федорович, Петрова Александра Васильевна, Авдошин Александр Васильевич, Авдошина Наталья Романовна, Адушинова Ольга Осиповна, Жданова Тамара Викторовна, Тюткина Ксения Ивановна, Григорьева Галина Викторовна, Чебунина Ада Михайловна, Чебунина Валентина Тимофеевна, Борисова Елена Гавриловна. Это педагоги, которых уже, к сожалению, нет в живых.
Также мы представляем педагогов, которые уже являются пенсионерами, некоторые из них находятся на заслуженном отдыхе, а часть продолжает трудиться в нашей школе (см. Приложение 10).
Глава 4. Традиции школы
Наша школа славится своими традициями: 1) «День здоровья» -день ,когда все ученики с 1-11-е классы участвуют в соревнованиях по физической культуре; 2) «Трудовой десант» -день, когда ученики 5-11-х класс наводят порядок на территории школы; 3) Смотр строя и песни - проводится в школе традиционно в период с 23 января – 23 февраля и посвящён Дню Защитника Отечества. Перед тем как проводить смотр, проходит значительная предварительная подготовка. Классные руководители и учащиеся разучивают строевую песню совместно с учителем музыки, подготавливают единую форму одежды со знаками отличия всему классу, следят за дисциплиной класса на тренировках, помогают во всем командирам. Также к смотру готовится спортивный зал: на стенах укрепляются плакаты патриотической тематики, присутствует флаг России. 4) Ежегодно в школе проводятся массовые игры «Зарница», баскетбол ,волейбол и многие другие. 5) Среди учеников 1-4-х классов проводится праздник «Золотая осень», где каждый учащийся приходит на выставку творческих работ. 6) Учащиеся школы из года в год устраивают грандиозные концерты, посвященные Дню Матери, Дню учителя, международному женскому дню и т.д. 7)В рамках праздника Дня учителя проводят, так называемый «День самоуправления», сопровождающийся перевоплощением учеников в учителей.
Глава 5. Современная школа и её достижения
В 1995 г. был заключен договор с Томским государственным университетом по довузовской подготовке. В 1997 году Тарбагатайская средняя школа отметила 100-летие со дня своего образования.
В 2001 году школа вошла в состав университетского образовательного комплекса (УОК) БГУ, были открыты гимназические классы. В 2007 году школа стала победителем в конкурсе общеобразовательных учреждений РФ, внедряющих инновационные образовательные программы, и получила грант в размере 1 млн. рублей, успешно защитив программу развития школы «Школа без границ». Ведущая идея программы — это открытость новых образовательных программ для всех учащихся школы, дающая возможность каждому ученику, достигнув определенного уровня подготовки, выбрать для себя профильный класс, соответствующий его способностям, наклонностям и интересам. В 2008 г. на базе школы открыт ресурсный центр профильного обучения для детей из школ района. В 2009 г. был открыт первый кадетский класс. В 2012 году МОУ «Тарбагатайская СОШ» получила статус бюджетного учреждения (МБОУ). В настоящее время в школе обучаются 564 ученика, которые сформированы в 24 класса, 11 из которых начальные. В школе сложился работоспособный высококвалифицированный педагогический коллектив в количестве 34-х человек.
Заключение
В ходе моего исследования я пришла к выводу, что история Тарбагатайской школы начинается в конце 19 века с возникновением церковно-приходской школы. Ее развитие приходится на 20-30-е гг. 20 века. Сначала при советской власти появляется начальная школа, затем школа-семилетка, потом девятилетка. После войны возникает средняя школа. За все время существования школа несколько раз меняла место нахождения, здания.
В годы Великой Отечественной войны Тарбагатайская школа не только работала, но и вносила большой вклад в работу тыла и оказывала помощь фронту.
На протяжении всей истории в школе работали педагоги, мастера своего дела, известные и уважаемые люди не только в селе, но и в районе.
В школе сложились свои традиции, которые органично вписались в летопись школы.
В настоящее время Тарбагатайская средняя общеобразовательная школа – это современное образовательное учреждение со своей сложившейся историей, традициями, системой работы.
Список используемых источников
Приложение 1
Из годового отчета Тарбагатайского волостного правления о землевладении, путях сообщения, учебных заведениях в волости, занятиях населения земледелием, промыслами, торговлей за 1900 г.
с. Тарбагатай Не ранее 1 января 1901 г.
<…> Земледелие составляет преимущественный промысел, которым занимаются крестьяне волости.
Всех в волости хлебопахотных земель 17607 десятин. Земли эти состоят в общем владении крестьян. Кроме этих в волости находятся казенно-оброчные, хлебопахотные земли, которые сдаются крестьянам в аренду по соглашению с казною. Арендование земель производится по недостатку собственных, вследствие большой населенности волости и потому еще, что старообрядческое население твердо привязалось к земледелию, не жалеет ни средств, ни труда к засеву удобных земель.
Урожай хлеба отчетного 1900 года против предыдущего ниже и дало такой процент: ярица сам[1] 6,025, пшеница – 4,5, ячмень – 2,5, овес – 6, греча – 7, просо
– 7, собрано всего 498849 пудов или 62356 четвертей, менее предыдущего года на 283577 пудов.
Кроме того засеваются: картофель и лук, но в незначительном количестве и служат лишь подспорьем к хлебным продуктам.
Земледельческий труд оплачивался в среднем так: пахота одной десятины 5 руб., жатва десятины – 8 руб., за молотьбу 1000 суслонов[2] - 50 руб. и за кошение трав – 2 руб. за десятину.
Сбыт хлеба преимущественно производится на Николаевский винокуренный завод и Тарбагатайскую мукомольную мельницу и в г. Верхнеудинск. В отчетном году продано 6400 пудов.
Земледелие: оно составляет исключительно и главный промысел населения вследствие местных земельных условий, так и возможности постоянного сбыта хлеба.
Для личного продовольствия населения потребуется хлеба по числу душ обоего пола – 9247 человек по 3 четверти в год, всего 27741 четвертей или 221928 рублей <…>
Общественной запашки в волости не имеется. Крестьяне волости по малоземельности скотоводством занимаются в очень ограниченном размере, так как не имеется избытка в свободных скотских выгонах <…>
Из отхожих промыслов заслуживает особого внимания работа на золотых промыслах, куда уходит ежегодно до 300 человек, получая задатки от 25 до 50 рублей и зарабатывает каждый в лето до 150 рублей.
Работа на железной дороге против 1899 г. за проведением железной дороги в Забайкалье и на Амур, местному населению дали значительно меньшие заработки за уменьшением надобности на рабочие силы <…>
В семи верстах от с. Тарбагатайского на устье р. Куйтунки при впадении ее в Селенгу с 1882 года существует паровая мукомольная мельница, на которой выделывается разного рода крупчатка.
В 1900 году было взято торговых свидетельств:
Купеческих 2-ой гильдии – 22;
На мелочный торг – 6;
Табачных свидетельств – 9;
Для питейных заведений – 12.
Ввозная торговля заключается в мануфактуре, кожевенном товаре, медных, железных изделиях, чае, осветительных материалах. Вывозная – в хлебе и мясе.
Провозная цена с пуда существовала на 20 верст – 6 коп., 50 верст – 12 коп. и 100 верст – 25 коп.
Торговое движение производится по Верхнеудинскому и Селенгинскому трактам <…>
Через Тарбагатайскую волость пролегает почтовый тракт из г. Верхнеудинска в Петровский завод и земский до Урлукской волости. Тракт этот от Верхнеудинска проходит долиной р. Селенги, а затем через горы и хребты.
В 8 верстах от Тарбагатая через р. Селенгу вблизи селения Ганзуринского имеется плошкот для переправы, арендуется от населения здешней волости почетным гражданином Верхотуровым за плату 50 руб. в год.
Почтовых и обывательских станций в волости – три <…>
В селении Тарбагатайском имеется церковно-приходская школа, в которой обучается 20 мальчиков, 4 девочки. Преподает учение дьякон Ноздровский.
В селении Пестеревском в 1898 году открыто сельское начальное училище, построенное потомственным почетным гражданином Голдобиным, в котором обучаются 34 мальчика, 6 девочек. Учитель Иван Игумнов.
Народное образование ограничивается для православного населения окончанием указанных выше школ и дальше не идет; раскольники же обучают своих детей у начетчиков славянской грамоте, оканчивая часовником и псалтырем, дальнее образование по их мнению не только не нужно, но даже вредно, так как может поколебать их религиозные основы <…>
За волостного старшину Сапунов
НАРБ. Ф.207. Оп.1. Д.7961. Л.1-5об. Подлинник. Рукопись.
Приложение 2
Ведомость о числе учебных заведений в Тарбагатайской волости 1903 г
Название училищ | Число учебных заведений | Число учащихся | |
муж. | жен. | ||
Тарбагатайская одноклассная церковно-приходская школа | 1 | 28 | 14 |
Пестеревское МНП[3] одноклассное училище | 1 | 40 | 6 |
Десятниковское МНП одноклассное училище | 1 | 11 | 13 |
Бурнашевская школа грамоты | 1 | 20 | 10 |
Итого: | 4 | 99 | 43 |
Волостной старшина Орлов
Волостной писарь[4]
НАРБ. Ф.337. Оп.1. Д.234. Л.3об.-4. Подлинник. Рукопись.
Приложение 3
Из годового отчета Тарбагатайского волостного правления о народном просвещении за 1906 г.
Не ранее 1 января 1907 г.
Учебных заведений в Тарбагатайской волости имеется: 3 министерских училища, 2 церковноприходских школы и 1 школа грамоты. Содержатся на средства частью от казны, частью от общества, в них обучается 110 мальчиков и 60 девочек, преподаватели – 4 учителя и 2 учительницы.
Народное образование ограничивается для православного населения окончанием указанных выше школ и дальше не идет, раскольники же обучают своих детей у начетчиков славянской грамоте, оканчивая часовником и псалтырем, дальнейшее образование по их мнению не только не нужно, но даже вредно, так как может поколебать их религиозные основы <…>
Волостной старшина [Савельев]
НАРБ. Ф.337. Оп.2. Д.641. Л.8. Подлинник. Рукопись
Приложение 4
Ведомости о числе церквей, богослужебных и жилых зданий в Тарбагатайском селении за 1911 г.
каменных деревянных
2. Единоверческих церквей - 1
3. Старообрядческих молелен - 3
II. 1. Жилых домов частных - 510
общественных - 3
2. Нежилых строений частных - 1617
общественных хлебозапасных
магазинов, - 3
лавок в частных домах - -
3. Сельских: церковно-приходских -
школ и начальных училищ - 1
казенных винных лавок - 1
кузниц - 6
сельских тюрем - 1
ледников - 1
мукомольных водяных мельниц - 5
паровых - 1
Староста Медведев
Писарь
Подпись не разборчива.
НАРБ. Ф.207. Оп.1. Д.1567. Л.12. Подлинник. Рукопись.
Приложение 5
Приложение 6
Письмо Г. И. Чебакова
«Здравствуйте, дорогие ребята!
На днях получил от вас письмо, в котором вы просите написать о телеграмме , подписанной И.В. Сталиным, которую получили учащиеся Тарбагатайской средней школы в 1945 году. Выполняю вашу просьбу:
В Тарбагатайской средней школе я работал дважды. Первый раз в 1933-1934 годах, когда школа В Тарбагатае размещалась в крестьянских домах, принадлежащих колхозу «Красная заря». Тогда ещё не было построено здание в котором вы занимаетесь в настоящее время. Школа тогда называлась «ШКМ» ( то есть школа рабочей молодежи ). Начальных классов в ней не было. Учащиеся 1-4-х классов занимались в начальной школе. В Тарбагатайской средней школе работал и в качестве преподавателей: Громов (литератор), Капустин историк) , Толстихин (преподаватель труда). В ноябре 1934 года я был призван на военную службу, которую проходил в 105 Ленинградском стрелковом полку. Вторично вернулся в Тарбагатай в 1944 году и работал директором школы с 26 сентября 1944 года по 1947 год.
На днях я разыскал в архиве телеграмму , датированную 11 марта 1945 г.
Привожу дословно текст этой телеграммы :
Тарбагатай ,Бурят-Монгольская АССР, директору школы Тарбагатайского аймака тов. Чебакову, копия секретарю партоорганизации тов. Беликовой, копия председателю местного комитета тов. Адушиной ,копия тов. Клейменову, копия отличникам учебы Кубычикину, Мунгаловой, Толстихиной.
«Прошу передать учащимся и учителям Тарбагатайской средней школы, собравшим двадцать тысяч рублей на строительство боевого самолета « Тарбагатайский школьник» мой горячий привет и благодарность Красной Армии. И.Сталин.»
Прочитал я эту телеграмму и вспомнил, что в начале 1945 года учащиеся Тарбагатайской средней школы решили в конце 1944 года собрать деньги в фонд постройки боевого самолета Тарбагатайский школьник и обратились с этим призывом к учащимся всех школ Тарбагатайского района, это сообщение было опубликовано на страницах газеты. Мне известно ,что инициатор сбора средств в фонд обороны секретарь комсомольской организации Чебунин ныне работает ветеринарным врачом в г. Сретенске , председатель ученического комитета Тарбагатайской средней школы Федор Клейменов работает в настоящее время в аппарате МВД БурАССР, а отличник учебы Петр Кубычикин –зав. Учебной частью медицнского училища г. Улан-Удэ. Где работают остальные товарищи, перечисленные в правительственной телеграмме ,я, к сожалению, не знаю. Думаю, что комсомольцы и пионеры Тарбагатайской средней школы сумеют разыскать их. Г. Чебаков. Заслуженный учитель школы Бурятской АССР».
[1] Так в документе.
[2] Суслон- составленные на жнивье снопы для просушки, нахлобученные снопом же (В.Даль); у семейских – суслон составляли из 10 снопов, сверху не нахлобучивали (Ф.Болонев).
[3] Министерство народного просвещения.
Сказка об осеннем ветре
Есть ли лёд на других планетах?
Философские стихи Кристины Россетти
Золотая хохлома
Две лягушки