Ничто не стоит нам так дёшево, и не ценится так дорого, как вежливость.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie.doc | 152 КБ |
Исследовательская работа на тему «Происхождение и значение вежливых слов»
Выполнили ученики 3 класса.
Учитель: Осипенкова Е. В.
Цель: определить откуда и зачем к нам пришли вежливые слова, познакомиться с употреблением вежливых слов в других странах; изучить как вежливые слова влияют на взаимоотношения людей.
Задачи исследования:
Гипотеза исследования: ежедневное употребление вежливых слов в школе создаст более дружескую атмосферу и улучшит взаимоотношения между учениками.
План исследования:
Ничто не стоит нам так дёшево,
и не ценится так дорого, как вежливость.
Актуальность темы.
Вежливость…, а что это такое? Откуда она пришла к нам? Где впервые зародилась? Кем было принято называть слова и поведение вежливым?...Эти и другие вопросы возникают у множества людей.
Еще с раннего детства нас учат как правильно говорить, как правильно вести себя в том или ином месте. Нас заинтересовал вопрос, о том что такое вежливость, откуда пришли к нам вежливые слова и насколько они необходимы.
Индийская притча
Язык — показатель истинной воспитанности.
— Эй ты, дурень! Слышал, как тут протопали солдаты? — спросил человек слепого фермера.
Через минуту к нему обратился другой человек:
— Слепец! Открой-ка рот и скажи, слышал ли ты, как здесь промаршировали солдаты?
Чуть позже раздался третий голос:
— Сэр, вы не слышали, проходили ли по этой дороге солдаты?
Наконец подошёл ещё один человек и, положив руку на плечо фермера, спросил:
— Дорогой мой, пожалуйста, скажи мне, слышал ли ты, как по этой дороге проходили люди?
И слепой человек правильно описал тех, кто задавал ему вопросы: первый был солдатом, второй — капитаном, третий — генералом, а четвёртый — царём.
Слова выявляют воспитание говорящего. Язык — это оружие сердца; он охраняет жизнь человека. Слишком долгие разговоры, громкая речь, грубые и несдержанные слова, полные злобы и ненависти, — всё это влияет на здоровье человека и порождает злобу и ненависть в других; такая речь ранит, отчуждает, ожесточает.
Почему говорят, что молчание — золото?
Молчаливый человек не имеет врагов, хотя, может быть, и друзей. У него есть досуг, возможность углубиться в себя и выявить свои недостатки и ошибки. У него нет склонности искать их у других. Если вы оступились, то можете отделаться вывихом, если же оступится ваш язык, вы нанесёте удар вере и счастью другого человека. От этого удара он может никогда не оправиться, рана будет всегда болеть. Поэтому используйте язык с большой осторожностью. Чем мягче вы говорите, чем меньше вы говорите, чем нежнее вы говорите, тем лучше и для вас, и для других.
Много мы слышим о том, что за речью нужно следить, например: «Слово не воробей – вылетит не поймаешь», «На чужой роток не набросишь платок», «Слово лечит, слово калечит!»…
Для того, чтобы дать ответы на вышестоящие вопросы, мы сначала посмотрели в словарь Д. Н. Ушакова, что значит «вежливость» - учтивость, благовоспитанность, соблюдение бытовых приличий. Слово вежливый образовалось от древнерусского слова "вежа", с помощью суффикса "лив". "Вежа" - знаток ("ведать" - знать). Буквальное значение слова "вежливый" - знающий, как себя вести. А лексическое значение этого слова следующее: Вежливость – это качество человека, для которого уважение к людям стало повседневной нормой поведения и привычным способом общения с окружающими.
Вежливость – прекрасное человеческое качество. Настоящая вежливость всегда доброжелательна. Одним из элементов вежливости – умение сразу запоминать имена. Д. Карнеги так говорит об этом: «Большинство людей не запоминают имен по той причине, что не хотят тратить энергию на то, чтобы сосредоточиться, затвердить, неизгладимо запечатлеть эти имена в своей памяти…»
Вежливые слова условно можно разделить на группы, в зависимости от вида речевой ситуации, где они могут употребляться.
Среди слов приветствий самое распространенное «здравствуй»
Здравствуй – это пожелание, просьба – будь здоров. А когда человек здоров, то у него хорошее настроение, он весел, жизнерадостен. Когда мы здороваемся, то вольно или невольно желаем друг другу что-то хорошее. А если вокруг будет много здоровых, счастливых людей, то и мир вокруг нас будет добрым и счастливым.
При встрече русские – обнимаются и целуют друг друга в обе щеки.
В Индии в знак приветствия складывают руки вместе и прижимают их к груди.
Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.
Самоанцы, жители острова Самоа, при приветствии обнюхивают друг друга.
Латиноамериканцы – обнимаются.
Лапландцы, жители Крайнего севера – трутся носами.
Японцы – кланяются.
Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо, еще высовывают язык.
Говоря «спасибо», мы обычно выражаем благодарность кому-либо и за что-либо. Но не все помнят, что в старину «спасибо» состояло из двух слов: «спаси Бог» (то есть «пусть спасет тебя Бог»). Так говорили собеседнику в знак уважения и благодарности, желая, чтобы у него все было хорошо. Позже для краткости эти слова слились в одно и приобрели современное звучание.
Издавна слово «жаловать» означало оказывать внимание, уважать, проявлять почтение. Отсюда и другое, родственное, слово – «пожаловать», то есть откликнуться на просьбу, жаловать вниманием. В слове «пожалуйста» и уважительная просьба, и ответное внимание, и благодарность, и почтение.
Если кто-нибудь причинял другому неприятность или неудобство, не желая того, ненароком. Он просил простить его, не держать обиды, не винить и говорил: «Извините!». То есть – «снимите с меня вину».
Вместе с Еленой Викторовной мы решили провести исследование в школе, чтобы выяснить, как хорошо знают дети вежливые слова и насколько часто используют их в своей речи. Письменный опрос показал, что учащиеся нашей школы знают много вежливых слов.
Мы проводили исследование на самых распространенных словах «здравствуйте», «извините», «пожалуйста».
Вот что показало наблюдение: наши ученики в речи часто используют вежливые слова. Здороваясь со взрослыми ребята используют слово здравствуйте ( 30 человек- 97 %), но есть такие, которые говорят взрослым «привет»( 1 человек). Здороваются с одноклассниками, используя слово «Привет» ( 28 человек- 88 %). Прощаясь взрослому говорят «до свидания» ( 27 человек – 85 %), есть и такие, которые ничего не говорят ( 6 %), прощаясь, детям говорят «пока» ( 25 человек- 72 %).
22 ученика ( 62%) считают, что вежливые слова связаны с культурой поведения, а 8 человек (24 %) считают что не всегда вежливые слова связаны с культурой поведения. 28 человек ( 88 %) считают, вежливые слова имеют смысл. 22 ученик ( 62 %) согласны с тем, что грубое слово отрицательно влияет на здоровье человека.
Часто используют вежливые слова 67 % учеников, здороваются с учителями 91 %, с одноклассниками-91 %. Употребляют в своей речи слово «Пожалуйста»- 29 человек ( 89 %). Употребляют слово «Извините- 32 ученика ( 94 %).
Изучая анкеты, мы проверили насколько грамотно пишут ся вежливые слова в нашей школе. Оказалось, что 3( 9%)ученика пишут с ошибками слово «привет», 10 учеников(30 %) не умеют писать слово «до свидания», 6 учеников ( 18 %) допустили ошибки в слове здравствуйте.
Итак, мы выяснили, что не все ученики нашей школы используют в речи вежливые слова и умеют их писать грамотно. Но большинство ребят знают и используют полезные слова в речи.
Вывод:
Ученые выяснили, что вежливые слова положительно влияют на человека, на его эмоциональное состояние. Конечно, если они сказаны от души, от сердца. Только в этом случае они сыграют свою «волшебную» роль. Это доказывает проведенный нами эксперимент. С одной и той же просьбой мы попросили обратиться двух учеников в разной форме: 1 - грубо, 2 - вежливо. В первом случае в просьбе было отказано, а во втором разрешено.
В результате нашей работы мы пришли к выводу, что грубые слова оказывают негативное воздействие на настроение людей, на грубость хочется ответить грубостью, а на ласковое слово – улыбкой. В течение того времени, пока мы проводили исследование, все ученики класса старались не забывать пользоваться вежливыми словами, что вызвало спад ссор и негативного отношения друг к другу, таким образом это доказывает, что наша гипотеза верна «ежедневное употребление вежливых слов создаст более дружескую атмосферу и улучшит взаимоотношения между учениками». Для того, чтобы взаимоотношения в нашем классе улучшались, мы с ребятами разработали правила вежливости. Эти правила мы оформили в виде буклета и брошюры.
Правила вежливости:
Где спят снеговики?
По морям вокруг Земли
Белый лист
За чашкой чая
Сторож