Чтобы воспитать здоровое поколение необходимо что – то срочно предпринимать и взрослым и нам, самим подросткам!!! Общество заинтересовано в здоровом подрастающем поколении, не только физически, но и духовно! Важно, чтобы подростки перенимали истинные духовные ценности, а не ложные. Чтобы не прервалась цепь поколений, воспитанных на самых важных общечеловеческих ценностях: добро, любовь, правда, свобода, взаимопомощь, сострадание и другое…
Вложение | Размер |
---|---|
isl_rabota_2.docx | 39.52 КБ |
Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение "Средняя общеобразовательная школа № 8 с углубленным изучением математики" (МАОУСОШ № 8) |
Исследовательская работа по обществознанию : «Современный подросток- это интеллектуал, владеющий ИКТ, или бездуховный потребитель? |
Подготовили: ученица 9 класса «Б» Кириллова Валерия; Руководитель Лыжина Валерия Николаевна |
16.02.2019 |
Содержание.
Введение...............................................................................................стр.2
Основная часть.
2.1 Подростки XX века, их интересы и потребности................................стр.4
2.2 Облик подростка XXI века......................................................................стр.6
2.3 С чем связано изменение интересов и потребностей подростков разных поколений........................................................................................................стр.9
2.4 Важны ли сегодня духовные ценности для подростка........................стр.13
2.5 Как сохранить духовные ценности в современном обществе и сформировать их у современных подростков................................................................стр.16
Заключение..............................................................................................стр.20
Список литературы..................................................................................стр.22
Приложения
Введение.
Актуальность исследуемой темы.
Сегодня растет преступность среди подростков, распространяется наркомания. Подростки рано начинают курить, употреблять алкогольные напитки. Проводя много время в неприличном окружении, даже самый воспитанный подросток, может стать бездуховным потребителем. Им ничего не нужно, они считают себя взрослыми.
Чтобы воспитать здоровое поколение необходимо что – то срочно предпринимать и взрослым и нам, самим подросткам!!! Общество заинтересовано в здоровом подрастающем поколении, не только физически, но и духовно! Важно, чтобы подростки перенимали истинные духовные ценности, а не ложные. Чтобы не прервалась цепь поколений, воспитанных на самых важных общечеловеческих ценностях: добро, любовь, правда, свобода, взаимопомощь, сострадание и другое…
Проблема исследования:
Почему при таком высоком информационном, технологическом уровне развития общества мы часто сталкиваемся сегодня с бездуховностью подростков?
Цель исследовательской работы:
Выяснить, в чем сущность современного подростка и что влияет на формирование его внутреннего мира?
Задачи исследования:
-сравнить интересы, увлечения, потребности подростков разных поколений;
- выяснить самые значимые ценности современных подростков;
- узнать, с чем связано изменение интересов и потребностей подростков XXI века;
Гипотеза исследования:
Возможно, бездуховность подростков XXI века связана с тем, что современные подростки проводят много времени за компьютером, потребляя готовую информацию, мало читают настоящей литературы, способной сформировать у них духовные ценности, тратят много времени на улице, попадая в неформальные компании, где перенимают ложные ценности и становятся бездуховными потребителями.
Объект исследования:
подростки XX и XXI веков.
Методы учебного исследования:
метод сбора социологической, психологической информации, метод систематизации социологических фактов и психологических сведений, метод анализа социологических, психологических сведений, метод аналогии, метод описания.
Основная часть.
2.1 Подростки XX века, их интересы и потребности.
Из видеоинтервью с Толстых Антониной
Васильевной, 1922 года рождения, жительницей с. Кирсановка, Тоцкого района Оренбургской области.
«В наше время подростки много работали на полях и в собственном хозяйстве. Подростки много помогали старшим и даже вступали в группы пионеров «Тимуровцев». Даже во время войны мы собирали пшеницу с полей и делали хлеб, который в последующем отправляли на фронт, стояли у станков и помогали делать оружие. Когда война закончилась, подростки помогли вновь отстраивать дома, ухаживать за хозяйством и т.д. Интересов было много, например: читали познавательные книги, смотрели интересные фильмы, слушали красивые песни, собирались в «читалки» там мы слушали всякие рассказы и играли на балалайке.
Подростки уважительно относились к учителям и родителям. Они во многом прислушивались к ним, старались не грубить в ответ, если поругают. У меня сохранились настолько хорошие отношения с моим учителем, что я до сих пор с ним общаюсь».
Из видеоинтервью с Толстых Ольгой Александровной, 1971 года рождения, жительницей п. Тоцкое – 2,Тоцкого района, Оренбургской области.
«В мое время подростки гуляли и играли целыми днями на улице. Все стремились быть пионерами, помогать взрослым, организовывать помощь в проведении праздников. Со своими сверстниками было дружеское отношение, но сейчас подростки не всегда хорошо относятся друг к другу. Подростки помогали друг другу с выполнением домашнего задания, моральной поддержкой. Кумирами были группа «Ласковый май», индийские фильмы. Мы собирались в клубе и смотрели разные фильмы, так же там проходили дискотеки. Подростки много читали книги, стремились познавать, что-то новое, но поколение XXI века более «развито» и поэтому они считают, что с такими технологиями много знать необязательно». Нравственными идеалами для подростков XX века были пионеры-герои: Марат Казей, Зина Портнова, Леня Голиков, Юта Бондаровская, Галя Комлева, Костя Кравчук, Вася Коробко.
2.2 Облик подростка XXI века.
Психологические особенности современного подростка.
Подростничество – это самый сложный из всех детских возрастов период развития личности, крайне противоречивый, с явлениями внутреннего беспорядка, приводящими, порой, к клиническим проблемам. Ведущий деятельностью этого возраста является эмоциональное общение со сверстниками, центральным возрастным новообразованием – чувство взрослости, социальная ситуация развития характеризуется максимальной ориентацией на сверстников.
Место и роль подросткового возраста в общем цикле жизненного развития обозначила Л. И. Божович. В своей книге «Личность и ее развитие в детском возрасте» она писала, что в течение этого периода ломаются и перестраиваются все прежние отношения ребенка к миру и к самому себе, развиваются процессы самосознания и самоопределения, приводящие, в конечном счете, в той жизненной позиции, с которой школьник начинает свою самостоятельную жизнь. Главное содержание подросткового возраста составляет его период от детства к взрослой жизни. Большинство возрастных проявлений свидетельствуют о притязании подростка на взрослость. «Чувство взрослости» развивается как специфическое новообразование самосознания. Оно является стержнем личности, т. к. выражает новую жизненную позицию, определяет содержание социальной активности, переориентацию на взрослые ценности. Чувство взрослости связанно с тем, что:
-в подражании ее внешним проявлениям (одежда, лексика, досуг), в равнения на качество «настоящего мужчины» и «настоящей женщины»- что вызывает чуткое отношение к своему физическому развитию и внешности, демонстрацию мускулистости или фенимильности;
- в понимании взрослого как образца в деятельности;
- в развитии взрослости в познавательной деятельности – появляется доминирующая направленность, познавательных интересов, развивается увлеченность, критерием оценки людей становятся знания.
Именно в этот период у современного подростка формируются важнейшие личностные качества. В этом процессе важную роль играют сверстники.Sahila-Ibrahim.jpg
Примерами проявления высокой нравственности, патриотичности, гражданственности и образцами для подростков XXI века сегодня могут быть: участница олимпийских игр – фигуристка Юлия Липницкая. Несмотря на свой юный возраст, она добилась многого. Наверное, она поставила перед собой цель добиться хороших результатов в фигурном катании, а если сильно захотеть, то можно многого добиться.
Ещё одним примером может быть для нас мусульманка Сахила Ибрахим. 16-летняя девушка прославилась тем, что поступила в Гарвардский университет в столь юном возрасте. Помимо Гарварда, Сахила была принята в 12 других престижных учебных заведений США. Мусульманка самостоятельно изучила многие предметы, которых не было в школьной программе, и овладела многими языками – в ее арсенале есть такие языки, как йоруба, арабский, испанский и латынь, помимо английского. Не важно, какой национальности человек и какого он вероисповедания, а важно то, что человек ставит перед собой цель и идёт к ней не сворачивая.
Примером для подражания для девочек-подростков может быть Кейт Миддлтон. Ведь эта девушка - не королевских кровей, но смогла при этом стать женой принца Уильяма. Кейт с отличием окончила колледж, по специальности «история искусств», занималась различными видами спорта: теннис, хоккей и нетбол, прыжки в высоту. Какой это труд - всегда быть выдержанной, интеллигентной, уметь себя вести. Уметь всегда улыбаться, даже если на душе тяжело. Читать много хорошей литературы, чтобы стать интересной собеседницей. Поэтому мы можем привести пример Кейт, как образец для подражания.
2.3 С чем связано изменение интересов и потребностей подростков разных поколений.
Подростки – это дети, которые находятся на пути к взрослой жизни. Современные подростки живут в очень сложном мире, который, конечно же, отличается от того, в котором жили их родители в подростковом возрасте.
В чем же эти отличия?
Прежде всего, в количестве информации, которое обрушивается на его голову через различные СМИ (это и радио, телефоны, телевизоры, компьютеры). Эта «технологическая» реальность дает подросткам связь с миром, а миру дает возможность влиять на них. И поэтому современный подросток находится под влиянием стольких культурных стимулов, сколько его родители не могли себе и вообразить.
Далее, немаловажным фактором является то, что подросток знает о человеческой жестокости гораздо больше, чем знали более старшие поколения. Современные фильмы, романы, песни полны сценами насилия. Подростки видят насилие не только в кино и средствах массовой информации, многие из них испытали его на личном опыте. Они видели, как их отцы бьют матерей, или их самих обижали отцы, отчимы и другие взрослые. Большая часть подростков признается, что они часто наблюдают сцены насилия в школе.
Некоторые подростки сами совершают акты насилия, в том числе убийства. Уровень убийств среди молодежи постоянно растет. Насилие становится частью нашей жизни, и современный подросток интеллектуально и эмоционально вовлечен в него больше, чем предыдущие поколения.
Следующий немаловажный фактор современного подростка – это непрочность современной семьи. Недавние исследования семей показали, что четверо из десяти подростков живут с одним из родителей. В восьми случаях из десяти отсутствует отец. 20% подростков в нашей стране живут с отчимами или взрослым мужчиной, сожительствующим с матерью. Сегодня подростки редко живут в большой семье: с бабушками, дедушками, дядями и тетями. Ввиду возрастания подвижности людей, семьи часто живут очень далеко от старших поколений. Раньше соседи могли заменить родителей, присматривать за детьми, но сегодня редко кто поддерживает тесные взаимоотношения с соседями. Современные дети лишены такого присмотра. В прошлом подростки могли положиться на родственников, здравомыслящих соседей и общественные организации. Сегодня они лишены такой поддержки.
Наконец, современный подросток живет в мире, который можно было бы назвать пострелигиозным. В области религии и морали сегодня все подвергается
сомнению. Если в прошлом большинство людей могли отличить нравственное от безнравственного, то сейчас целое поколение растет без определенных моральных ценностей. Они размыты. Подростку часто говорят, что он может делать то, что нравится. Понятие зла относительно. Современное поколение не представляет себе четко, что такое хорошо, а что такое плохо.
В таком сложном мире живут современные подростки. Именно поэтому они отчаянно нуждаются в мудрых, тактичных и любящих родителях, которые «пекутся» о них и способны дать деятельный совет.
Традиционные для сегодняшней школы ценности творчество, познание, активная деятельная жизнь отсутствуют в сознании подростков как ценности. Особенное неприятие вызывает "активная деятельная жизнь". Не надо думать, однако, что подростки не активны или не деятельны. За этим статистическим фактом, скорее всего, стоит убеждение в том, что своим трудом и талантом нельзя "пробить дорогу в жизни", добиться достойного положения и материального благополучия. Кроме этого, в личном опыте подростка, как правило, отсутствует переживание успеха как личного достижения, личной победы, заработанной с помощью собственной активности. Это не случайно, поскольку в современной постсоветской педагогике сохранились прежние установки на подчеркивание неудач и ошибок учеников при почти полном игнорировании их побед и достижений (в отличие от западной поддерживающей парадигмы, в которой акцентируются любые самые незначительные успехи), этот же стиль воспитания присутствует, к сожалению, в большинстве семей. Еще одна причина, которой можно как-то объяснить факт неприятия активности и пресыщенности "активной деятельной жизнью" это проекция современной жизни их собственных родителей, напоминающей "гонки на выживание". Подростки сталкиваются с наиболее неприглядными сторонами такой активной жизни постоянной усталостью и раздражительностью родителей, безразличием к психологическим проблемам детей, переживанием своей беспомощности и тревоги за завтрашний день. На первое место подростки ставят мирную семейную жизнь, на второе материальное благополучие и на третье... здоровье. Три первых места в рейтинге значимости занимают те же три ценности, которые подростки представляют как наименее доступные в будущем. Высокая ценность в сочетании с недосягаемостью закономерно порождают внутренний конфликт, ещё один источник стресса. Если включение "семейного счастья" и "материального благополучия" в шкалу ценностей можно объяснить, то "здоровье" как одна из высших ценностей вызывает удивление. Подростки ещё вполне здоровы и по психологическим закономерностям своего возраста любят рисковать здоровьем. Почему же такой высокий рейтинг? Мы просили их представить, что будет с ними в будущем, и современные социальные реалии определили их отношение к своему здоровью в будущем. Это отношение коротко можно сформулировать так: они боятся его потерять, но почти уверены, что так и будет. Когда в обществе нет среднего класса, когда есть очень бедные (вымирающие) и очень богатые (которых, кстати, часто убивают), подросток реально боится в будущем не выдержать "жизненной дистанции", просто не выжить.
Вместе с этим в жизни подростков (в возрасте 15-17 лет) существуют и нормальные подростковые ценности : любовь, спорт, друзья, семья.
Одной из главных характеристик подросткового возраста является продолжение обучения ребенка в различных общеобразовательных учреждениях. Одновременно ребенок все более входит в общую жизнь общества. У него появляются новые обязанности. В это же время происходит завершение ориентации ребенка на «мужскую» и «женскую» деятельность, в зависимости от его пола.
Более этого, стремясь к самореализации, ребенок начинает показывать успехи в конкретном виде деятельности, высказывать мысли о будущей профессии.
Вместе с тем в подростковом возрасте происходит дальнейшее развитие психических познавательных процессов у ребенка и формирование его личности, в результате чего происходит изменение интересов ребенка. Они становятся более дифференцированными и стойкими. Учебные интересы уже не имеют первостепенного значения.
Ребенок начинает ориентироваться на «взрослую» жизнь.
2.4. Важны ли сегодня духовные ценности для подростка?
В ходе исследования нами был проведен опрос среди подростков МАОУСОШ №8 с целью выяснения вопроса о том, какие духовные ценности для них являются самыми важными.
Опросу подлежали подростки 12-летнего и 17-летнего возраста.
Опрос 11А класса
Среди ценностей старшеклассники выделяют следующие:
1.70%-комфортные условия в семье
2.25%-современное образование
3.10%-друзья
Позиции ребят младшего подросткового возраста:
Опрос 6А класса
1.65%-комфортные условия в семье
2.35%-безопасность жизни
3.20%-современное образование
Опрос подростков 12 и 17 лет свидетельствует о том, что самое ценное для них даже в 11 выпускном классе - это комфортные условия в семье, хотя этой возрастной группе всегда была свойственна ориентация на приобретение профессии, высокая учебная мотивация. Ученики 11 класса совсем скоро уедут из своего дома в другой город, будут учиться и жить самостоятельно, но для них всё равно очень важно, что происходит в семье.
На втором месте в этом же опросе стоит безопасность жизни, как у 11 класса, так и у 6 класса. Ведь очень важно жить в безопасности. Тем более, что сегодняшний современный мир полон опасностей. В городах России совершаются теракты, мы являемся , порой, их свидетелями. Жить, учиться, работать, воспитывать детей , овладевать профессиональными навыками невозможно, если нет гарантии безопасности в обществе.
А на третьем месте у подростков стоит современное образование. Уже в школе подросток понимает, что без хорошего образования он мало чего достигнет в жизни. Простым рабочим сейчас никто стать не хочет – это не престижно и не актуально. А подросток хочет быть непременно личностью и сделать карьеру.
Далее по мере убывания по результатам опроса расположились следующие ценности:
На 4 месте - любовь(15%)
На 5 месте - хорошо проводить время (20%)
На 6 месте - духовное развитие (20%)
На 7 месте - вкусная еда (20%)
На 8 месте – друзья (20%)
На 9 месте – развлечения (25%)
На 10 месте - помощь людям (20%)
На 11 месте - дорогие подарки (35%)
На 12 месте - наличие достаточного количества карманных денег (20%)
На 13 месте - возможность ничего не делать (35%)
Подростки, участвующие в опросе, посчитали нужным поставить возможность ничего не делать на самое последнее место. Это объясняется тем, что сегодняшним подросткам просто некогда отдыхать, у них очень насыщенная жизнь. Многие занимаются в музыкальной школе, в школе искусств, в детской спортивной школе, ходят на кружки, спортивные секции.
Вывод: Современный подросток в будущем хочет иметь интересную и престижную работу, хорошую семью, материальный достаток, друзей, здоровье, красоту и славу. Чаще всего, как показывает тестирование, такие социальные ценности интересуют подрастающее поколение, и именно в таком порядке.
И ради этих ценностей терзается современный подросток, выбиваясь из сил и напрягая своих родители. Если чего-то не будет хватать из этого набора, то кажется, что теперь молодому человеку придется перенести тяжесть немого осуждения или даже прямых людских насмешек. Этот социальный стандарт задан обществом, а современное подростковое сообщество называет «отстоем» или «лохом» тех, кто своей постоянной жизненной позицией сделал что-то большее, чем земные блага. Конечно, подростки беспокоятся, удастся ли им занять достойное место в этом мире, добиться поставленных задач.
Кроме социальных, у подростка в арсенале целый набор ценностей душевных. Они поддерживают хорошее настроение, занимают свободное время и объединяют подростков в сообщества: развлечения, музыка, искусство, объединения по интересам. Таких объединений огромное множество в современном мире: рокеры, байкеры, скейтбордисты, готы, эмо и т.д.
Список литературы.
2. Энциклопедия про подростка. С56-60. Издательство «Русское слово», 2005 год, автор- Волков А.С.
3. http:// www.coolreferat.com
4.http://http://xreferat.ru/
5.http://www.1612god.ru/mpublic/834.html
6. http://7days.ru/stars/
7. Собственное сочинение по пункту 2.1;2.4;2.5.
В приложении разместить анкету и диаграммы или таблицы.
Заяц, косач, медведь и весна
Как нарисовать портрет?
Басня "Две подруги"
Белый лист
Золотой циркуль