Исследовательская работа ученицы 3 класса
Вложение | Размер |
---|---|
deti_voyny.docx | 36.42 КБ |
Тема: «Дети войны»
Пинигина Полина (3 класс)
МКОУ Мамоновская СОШ
Введение…………………………………………………………….3
Основная часть
История семьи…………………………………………………… 5
Работа в тылу…………..........................................................................5
Послевоенные годы……………………………………....................6
Награды…………………………………………………...................7
Семейные реликвии и традиции…………………………………..8
Заключение………………………………………………………....8
Источники информации…………………………………………...9
Приложение
Введение
Великая Отечественная война – одно из самых ужасных испытаний, выпавших на долю нашего народа. Ее тяжести и кровопролитие оставили огромный отпечаток в сознании людей и имели тяжелые последствия для жизни целого поколения. Никто не подозревал, что и приятные хлопоты, и задорные игры, и многие жизни перечеркнет одно страшное слово – война. У целого поколения, рожденного с 1928 по 1945 год, украли детство. "Дети Великой Отечественной войны"– так называют таких людей. И дело здесь не только в дате рождения. Их воспитала война.
Дети и война – два совершенно несовместимых понятия. Война ломает и калечит судьбы детей. Но дети жили и работали рядом со взрослыми, своим посильным трудом старались приблизить победу.
Актуальность темы
В детстве я часто ходила к моей любимой прабабушке Нине. Моим любимым занятием было рассматривание бабушкиных фотографий, в которых была отраженна её жизнь и жизнь семьи бабушки: молодость бабушки, папы, а также многочисленных родственников, друзей, знакомых. Когда я перебирала пожелтевшие от времени фотографии моей бабушки Кирпичниковой Нины Ильиничны, я чувствовала себя невольным свидетелем ярких страниц биографии бабушки и её близких на разных периодах её интересной и насыщенной необычными фактами жизни. Из фотографий, из рассказов бабушки можно узнать о занятиях, работе в годы Великой Отечественной войне и о жизни после войны. В месте с фотографиями всегда была шкатулка в которой она хранила значки и медали, они всегда у меня вызывали интерес. В разговоре с бабушкой я расспрашивала о том, как жили в войну и после нее? Многие люди: ученые, писатели, журналисты дают разные оценки прошлому от критики до восхваления. У моей прабабушки была своя оценка жизни в войну и после нее. Я считаю, что каждый человек должен иметь свое мнение о событиях прошлого, людях и давать им справедливую оценку.
Моя бабушка пользовалась уважением в семье, на работе, среди друзей и жителей нашей деревни. Всем известно, что авторитет человеком зарабатывается годами, так как в прошлом году моей бабушки не стало, я решила написать исследовательскую работу на тему «Моя бабушка – ветеран тыла и труда».
Захотелось поделиться с одноклассниками о военном времени, о людях, которые пережили трудные военные годы. Ведь о жизни в довоенные и военные годы мы почти ничего не знаем.
Цель данной исследовательской работы:
Узнать, о жизни простого народа в годы Великой Отечественной войны и после нее, а также выяснить, какой вклад внесли женщины и дети - труженицы тыла, приближая Великую Победу, на примере моей прабабушки.
При выборе методов исследования я использовала беседы со своей прабабушкой –труженицей тыла и ветеран труда.
Так определились этапы моей работы:
-Беседа с прабабушкой.
-Рассматривание фото.
-Оформление работы.
Для достижения цели были поставлены задачи:
-на примере своей прабабушки изучить условия жизни народа в военные годы(из беседы)и после военное время;
-показать, как отразилась война на судьбах тружеников тыла;
-узнать, какой вклад внесли женщины и дети - труженики тыла, приближая Великую Победу;
-донести моим сверстникам правду о той жестокой войне и тяжелом труде, который лег на плечи наших прадедушек и прабабушек.
- Познакомить со своими исследованиями своих сверстников.
Основная часть
1.История семьи
Хочу рассказать о моей прабабушке Кирпичниковой Нине Ильиничне, которая является ветераном тыла и труда, об этом свидетельствуют ее награды, грамоты, которые она заработала тяжелым трудом.
Мою прабабушку зовут Нина Ильинична. Она родилась в 1929 году 14января в Чувашии. Главой семьи был Илья Никифорович, а маму звали Анна Устиновна. В 1935.г. они переехали в Россию, в с.Дресвянка, а затем в 1938 с. Маслянино. Семья у неё состояла из 10 человек : двое родителей и восемь детей, к сожалению двое умерло в годы войны, так как было очень голодно и не хватало лекарств. Детей осталось шестеро. Во время войны по всей стране начались трудные годы.
С первых же дней началась демобилизация. Многие мужчины в селе ушли на фронт, в том числе и старший брат Семен. Отец не подошел по возрасту и работал в тылу на железной дороге. В тылу остались дети, женщины и старики.
2. Работа в тылу
Детство, украденное войной
Когда началась Великая Отечественная война моей прабабушке было 12 лет. Она успела закончить 2 класса, едва научившись читать и писать. Хоть и была совсем маленькой, но на всю жизнь запомнила она-то страшное время. Она очень рано начала работать, наравне со взрослыми выполняла разную работу. С 1941 по распределению ее направили работать нянечкой в детсад, но она сбежала от туда вскорости. Тогда ее отправили в с. Мамоново. Жили они в кульстане (кульстан- временное жилье, небольшой хуторок). Деревенские будни в то время не проходили на лавочке или за посиделками, взрослые все время уходили на работу в поле, а малыши оставались одни под присмотром старших. Так и совсем молоденькая Нина пахала поля на лошадях, пасла овец и коров, жала и вязала снопы, но по мимо этого с сестрой ещё помогали маме по хозяйству воспитывать маленьких сестер и братьев. Из воспоминаний:
Очень часто вспоминала те нелегкие годы, особенно один случай : «Пасла я овец, ближе к обеду уселась на сноп и оттуда наблюдала за овцами. Вдруг из леса вышли собаки, овцы начали нервничать. Я спрыгнула со снопа и начала отгонять собак палкой. Собаки увели одну овцу в лес. Когда нашли овцу, старшие сказали - это были волки, а не собаки».
«Как бы трудно не было, мы были молодыми. Вечерами, после тяжёлого трудодня мы собирались вместе, пели песни, шутили. Мы испытывали голод, не хватала хлеба, ели все, что можно было есть. Варили баланду (суп из травы),но сколько этого супа съешь, все равно есть хочется. Когда наступала весна собирали крапиву, коренья, а летом заготавливали грибы, ягоду, ловили рыбу, этим и питались. Мы молились каждый день, чтобы завтра было что поесть. Ходили босые, раздетые. У меня с сестрой было одно платье на двоих, носили по очереди. Вечером постираем, а утром, иногда влажным, надеваем. Никто на трудности не жаловался, все ждали конца войны.»
Когда баба Нина рассказывала об этом, я слушала затаив дыхание, и представляла её молодой, красивой. Сколько она вынесла! А ведь была такая молодая! (видео)
3. Послевоенные годы
Не сразу жизнь после войны стало легче, но работы никогда не боялась.После войны моя бабушка Нина осталась работать в колхозе «Льновод»(с.Мамоново) обычной дояркой . Где проработала всю жизнь. Хотя работать было трудно, но она никогда не жаловалась. Она родила и воспитала трех дочерей. У нее 5 внуков и 8 правнуков. За время работы в колхозе неоднократно занимала первые места в соцсоревнованиях, чему свидетельствуют грамоты и медали. После выхода на пенсию она продолжала работать бабушкой и воспитывать внуков и правнуков.
4.Награды
Моя прабабушка ветеран труда, награждена многими юбилейными медалями. Она всегда была передовым работником, у нее много наград:
5. Семейные реликвии, традиции
В каждой семье складываются свои традиции. В нашей семье это - любовь, уважение старшим и забота о близких нам людях. Еще мы любим в знаменательные даты собираться за большим столом всей родней,, слушаем песни наших бабушек. Мы внуки, пока бабушка была жива просили , чтобы она достала свои награды и фотографии, и в очередной раз показала нам свою гордость. Для нас это было поначалу игра, а теперь я понимаю как они дороги были для нее и каким трудом заработаны.
Мы часто с бабой Ниной разговаривали о её тяжелой жизни, о тревожной молодости и я удивляюсь, как она выдержала и вынесла на своих хрупких плечах все тяготы военных лет. В этом году моей бабе Нине исполнилось бы 88 лет. И я счастлива, что родилась в мирное время, а так же горжусь своей прабабушкой.
Заключение
Данная работа позволила узнать и рассказать о своей бабушке - труженице тыла и ее семье, а так же показать ту правду о той страшной войне, которая коснулась людей того времени.
Самое главное, что я поняла при написании работы, что все уходит в историю: страдания людей, разруха, голод. Наше поколение имеет возможность прикоснуться к войне в воспоминаниях живых свидетелей того времени. Сегодня рядом с ветеранами, тружениками тыла – мы их внуки и правнуки. И связь поколений никогда не прервется. Подвиг тружеников тыла в годы войны всегда будет достоин восхищения и гордости у молодого поколения.
Я выступила на классном часе «Героями не рождаются, героями становятся» и предложила учащимся нашего класса присоединиться к нашей работе и собирать информацию о своих родных.
А так же меня заинтересовали награды (медали) моей прабабушки. Их названия и значение… И это, наверное, мое следующее исследование.
Источники информации
Под парусами
Кто самый сильный?
Дерево в снегу
Заколдованная буква
Злая мать и добрая тётя