Семья занимает особое место в жизни каждого человека. Порядок домашнего воспитания обеспечивает определённый уклад семьи, традиции, обычаи, праздники, обряды. Так, домашнее воспитание девочки ориентировано на мирскую, повседневную жизнь человека. Его цель – подготовить ребёнка к этой жизни, чтобы он была ему «не в тягость, а в радость»
Титульный лист №1
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ОТКРЫТИЕ МИРА»
город Нижневартовск
Традиционное воспитание девочек
у татарских и русских народов
Секция
Культура и традиции
Автор: Сабитова Римма Рамилевна
Класс 3 В
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №21»
Руководитель: Голященкова Гульнара Равхатовна
учитель начальных классов
Муниципальное бюджетное общеобразовательная учреждение «Средняя школа №21»
2017
Титульный лист №2
РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА
«ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПОТЕНЦИАЛ РОССИИ»
МЕЖРЕГИОНАЛЬНЫЙ ФЕСТИВАЛЬ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИХ РАБОТ
«ОТКРЫТИЕ МИРА»
город Нижневартовск
Традиционное воспитание девочек
у татарских и русских народов
Секция
Культура и традиции
Шифр ___________________
2017
СОДЕРЖАНИЕ
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Теоретическая часть
1.1. Воспитание девочек в русских традициях…………………3
1.2.Воспитание девочек в татарских традициях………………..5
1.3. Сходство и различие колыбельных песен русского и татарского народов……………………………………………7
1.4. Сходство и различие пословиц о дочерях русского и татарского народов…………………………………………….8
2. Практическая часть
2.1. Сравнительная характеристика воспитания девочек в татарской и русской культуре ………………………………..8
2.2. Анкетирование……………………………..……………..…...9
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ…………………………….……………..10
V. ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………..11
I. ВВЕДЕНИЕ
Россия – поистине уникальная страна, которая наряду с современными технологиями бережно хранит традиции своих народов. Россияне продолжают отмечать религиозные праздники, верят в многочисленные народные приметы и предания.
Однако, моя бабушка Альфира Шафигуловна, ей 76 лет, часто вздыхает и говорит: «Вот когда мы были маленькими, мы были другими: уважали своих родителей, родных, умели и любили трудиться. Сейчас все по-другому». Почему же так?
Мы с родителями согласны с тем, что очень мало знаем о собственной религии, о наших обычаях. Я живу в мусульманской семье, по национальности мы татары. Нам стало интересно, а как воспитывали девочек по татарским обычаям? Потом мы заинтересовались тем, как воспитывалась русская девочка? Почему спросите Вы? Да потому что большинство моих подруг – русские. Так возникла идея изучить традиции воспитания девочек русского и татарского народа от рождения до моего возраста; выяснить, в чём схожи и различны наши обычаи.
Проблема: в современном обществе утрачены национальные традиции по воспитанию детей, в большинстве семей у девочек не воспитывается роль матери.
Гипотеза: Воспитание девочки в народных традициях поможет ей правильно построить семейные взаимоотношения в будущем.
Объект исследования: особенности семейного воспитания девочки в русской и татарской культуре.
Предмет исследования: культура семейного воспитания девочки.
Цель: опровергнуть или подтвердить ранее выдвинутую гипотезу.
Задачи:
Методы исследования: анкетирование, сравнительно-сопоставительный, описательный, аналитический, метод классификации
Предполагаемые результаты
1. Познакомить одноклассников с традициями воспитания девочек в русской и татарской семье.
2. Создать мультимедийную презентацию для внеклассных мероприятий.
II. ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1.1. Воспитание девочек в русских традициях
С давних времен у русского народа образцом была многодетная семья. Дети - это основное богатство семьи. И пословицы это доказывают: «Дети — благодать Божья», «Полна хата детей, так и счастье в ней», «Один сын – не сын, два сына-полсына, три сына - сын», «У кого детей много, тот не забыт от Бога», - говорил деревенский люд.
При традиционном воспитании детей очень важно было вовремя проходить Возрастные Посвящения.
Когда ребенок рождался на девятый день или до сорокового проводился Обряд Имянаречения. Маленькому человечку давалось тайное и явное имя.
При наречении у ребенка появлялись вторые родители – это духовные родители, которые присутствовали на всех посвящениях, научали, и наставляли ребенка по жизни.
Второе Посвящение для девочки – это Обряд Пострижен. Когда девочке исполнялся годик, ей подстригали волосы. Но полностью головку не подстригали, а только пушок.
Когда у хозяина рождалась дочь, он делал для нее особый сундучок или короб и откладывал туда каждый год всякого рода имущества, в счет будущего приданного. В то же время на долю дочери растили и скотину. Это называлось ее «наделком». «Сын – домашний гость, а дочь – в люди пойдет» или «Дочь – чужое сокровище: холь да корми, учи да стереги, а все – в люди отдашь».
Папы в воспитании маленьких детей принимали участие меньше, чем мамы. А когда малышам исполнялось 3 года, они активно включались в воспитание ребенка. С 3-х лет дети принимали пищу за общим столом: девочку брала к себе на колени мать, а мальчика – отец. И с этого момента за воспитание и поведение девочек отвечали матери, а за сыновей – отцы. Отец в воспитании дочерей выступал как авторитет, на который ссылались матери.
Таким образом, при воспитании детей с 3 - 4 лет в крестьянской семье наблюдается четкое распределение обязанностей по воспитанию девочек и мальчиков.
После Пострижен, от трех до шести лет, девочка проходила Обряд Зарницы-Провестницы.
При этом посвящении девочке обрядово надевали её первое украшение – серьги. На каждое посвящение родители готовили купель для омовения девочки. Воду настаивали на травах, добавляли зерно, как символ плодовитости, и мама клала на дно купели своё обручальное кольцо, благословляя тем самым дочь на счастливую жизнь.
С этого момента дочурка посвящалась в будущую берегиню рода.
В этом же возрасте девочку приучали к рукоделию. Учили вышивать, свивать веревочку, делать простую куклу. Развивали такие качества как нежность, мягкость, чувствительность, любовь к окружающему миру и животным.
Посвящение для девочки от шести до двенадцати лет – это Обряд Закосычения, когда девочке обрядово заплетали две косы. Одну косу заплетала мама, другую – отец. В косы заплетали красивые ленты, благоухающие травы. Девочке дарили гребешки, заколки, ленточки. С этого момента приучали девочку к домашнему труду, учили её готовить, шить, вышивать, ухаживать за младенцем.
Девочка с 6 лет садилась за прялку (отец делал ей личную прялочку, чуть меньшего размера, чем у мамы), пасли цыплят. Она умела укачивать, пеленать, изготавливать соски, вовремя кормить из рожка и развлекать ребенка песенками, пестушками и прибаутками.
С 7 лет девочки умели вышивать, в 9 лет неплохо прясть на маленькой прялке (вязали варежки для младших братьев и сестёр), учились ткать, вышивать полотенца, помогали в стряпне.
К 10 годам дочь должна была уметь мыть пол, посуду, гладить, доить корову, возиться с младшими, начинала ткать пояса. С 10-11 лет дочь помогала матери жать в поле, для чего ей изготавливали маленький серп. Чуть позже она могла уже копать картошку. Одной из обязанностей девочек-подростков была прополка огородных растений. Если в 5-6 лет маленькая хозяйка должна была присматривать за цыплятами, то в 10-12 – уже выгонять корову на пастбище и доить ее, жать, сгребать сено, теребить и обрабатывать лен, прясть, ткать, шить, вышивать, приготавливать обед, «Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та родна дочь, что на всякой работе видна», – гласит русская пословица.
Считалось, что воспитание заканчивается к 8 – 10 годам и то, что ребенок не приобрел за это время, не приобретет и в оставшуюся жизнь. Об этом говорят русские пословицы: "Ученье в детстве - как резьба по камню", "Гни деревце пока гнется, учи дитятку, пока слушается".
Вывод. Воспитание в русской семье строилось исключительно на личном примере: мама в процессе домашних или полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы.
Девочек воспитывали как будущих матерей и хозяек. Их с детства учили терпению, прилежности, аккуратности, трудолюбию, почтению к старшим, целомудрию. Развивали в ней мягкость и нежность, закладывали в неё только самые светлые образы.
1.2.Воспитание девочек в татарских традициях
Татарский народ занимает по численности второе место в Российской Федерации после русских. Подавляющее большинство татар придерживаются мусульманского вероисповедания. Именно религия во многом послужила формированию татарской культуры. Традиционно татары стремились иметь как можно больше детей. Большинство семей состояло из 8–10 человек. Важнейшей ролью современной семьи остается воспитание детей. Недаром татары говорят: «Балалы ей – базар, баласыз ей – мазар» (дословно: «Дом с детьми – базар, дом без детей – кладбище»).
Рождение ребенка сопровождалось целым рядом обязательных обрядов.
Когда ребенок появлялся на свет, то его заворачивали в нательную рубаху отца. Считалось, что это помогает установлению прочных отношений взаимного уважения и любви между отцом и ребенком. Затем совершался Ритуал Авызландыру (смысл. дать отведать). Для новорожденного делали подобие соски – в тонкую ткань заворачивали комок разжеванного с маслом и медом хлеба и давали пососать. Обряд сопровождался традиционными пожеланиями счастья, здоровья, способностей, благосостояния новорожденному.
На следующий день устраивали Бябяй мунчасы (досл. – детскую баню), купали младенца.
После трех дней жизни малыша полагается дать ему имя. Устраивали Обряд Исем кушу (имянаречения). Имя нарекали мальчику в первые семь дней, а девочке в первые сорок дней. Обряд совершал мулла, он нашептывал в ухо ребенку молитвы, отгоняющие злых духов и его имя. Считалось, что от имени зависит дальнейшее будущее младенца и его судьба. Лучшие имена для девочек – это имена матери Пророка (мир ему и благословение), его дочерей и жен, а также такие имена, как Марьям и Асият.
На седьмой день жизни ребёнка ему бреют волосы на голове. Волосы младенца нельзя выкидывать. Их надо собрать и взвесить. Соответствующее весу волос золото или серебро родители должны раздать в качестве милостыни беднякам и нуждающимся. Затем волосы лучше закопать в чистом месте.
В хадисе сказано, что по случаю рождения дочери необходимо проявлять больше радости. Если тот, у кого родилась дочь, дал ей правильное воспитание, содержал и вырастил ее на честно заработанные средства, то эта дочь в Судный день будет с ним вместе то справа, то слева и не допустит его попадания в Ад. И так до тех пор, пока он не зайдет в Рай.
Татарская семья - патриархальная семья с резким разделением полов, что можно говорить о воспитании мальчиков и девочек в двух, почти параллельных мирах.
В семье отец занимался трудовым воспитанием сыновей, а мать учила по хозяйству дочерей. Чтобы мальчик и девочка не копировали поведение друг друга, у каждого из них к семи годам должна быть своя комната или хотя бы уголок
На мужской половине избы находился семейный обеденный стол, место хозяина семьи и почетное место для гостей, а на женской - стояли зеленые или красные сундуки, которые были частью приданого.
Очень распространенным было приучение ребенка носить белую одежду, которую одобряет Ислам и воспитывать пренебрежение к одежде шелковой и пестрой. Если детям покупали подарки, конфеты, фрукты, то необходимо в начале давать их дочерям, так как у них сердца чувствительнее и слабее, чем у мальчиков. В традиционной татарской семье телесное наказание допускалось. Мальчика наказывал за проступок только отец, девочку не рекомендовалось бить вообще.
Приобщение к труду ведется постепенно: вначале дети выполняют отдельные нетрудоемкие поручения. В 3—4 года девочкам поручают кормить домашнюю птицу, в 4—5 лет — подметать пол в доме или мыть посуду. Сызмальства девочек приучают готовить пищу, присматривать за младшими детьми. В число их обязанностей входит также хождение за водой, уход за домашней птицей.
В младшем школьном возрасте у них появляются постоянные трудовые обязанности. Часто дети помогают родителям и в сельскохозяйственных работах. Девочек приучали также к рукоделию. Мать передавала дочери секреты вышивки, кружевоплетения. Восьмилетние девочки занимались ткачеством. Девочка в девять-десять лет начинала вышивать себе приданое. До выхода замуж они должны были приготовить довольно большое количество предметов, входящих в состав приданого: скатерти, салфетки, одежду и прочее.
Также девочки участвовали в «каз өмəсе» («каз» – гусь, «өмə» – помощь) – праздник в честь совместного разделывания гусей. На таких посиделках девушки, как правило, пели наизусть многочисленные баиты, мунаджаты . Древние обычаи трудового воспитания татар возрождаются ныне во многих районах Татарстана.
Девочки во всем помогали матерям и ухаживали за младшими братьями и сестрами. Она должна уметь готовить, содержать дом в уюте и чистоте, а главное — она должна быть обучена искусству нежного и ласкового обращения с братьями, отцом. Их готовили как будущих матерей. Поощрялось целомудрие, стеснительность, скромность.
Вывод: Основными нормами, правилами воспитания дочерей в татарских семьях являлись прежде всего: уважительное, заботливое отношение к родителям, к старшим, детям, ответственность родителей за правильное воспитание детей перед обществом, взаимоответственность родителей и детей друг перед другом, осуждение неразумной, нетребовательной любви к детям, высокий авторитет отца в воспитании детей, его твёрдая рука, решающее слово в семье, человечность, взаимоуважение между родственниками в семье.
1.3. Сходство и различие колыбельных песен русского и татарского народов
В воспитании большую роль играет устное народное творчество. В своей работе я рассмотрела колыбельные и пословицы о девочках, попыталась сравнить их и вот что у меня получилось.
Очень богато фольклорное творчество русского и татарского народов. Вначале, еще для совсем маленьких, - использовали колыбельные песни. Часто в колыбельных к ребёнку обращаются по имени. При этом обращение не просто к маленькому ребенку, а отдельно к девочке или мальчику. Кому поется колыбельная тому и предсказывается будущее. В русских колыбельных поется о труде девочек, который связан с жатвой, приготовлением пищи, пошивом одежды. В татарских колыбельных песнях присутствуют пожелания ребёнку: быстрее вырасти, стать умной, помогать родителям, найти жениха.
В колыбельных татар имеет место понятие «ак биляу» (белая пелёнка). Так в белую пелёнку пеленали ребёнка, чтобы у него было всё чисто – тело и помыслы. Белый цвет у татарского народа считается символом счастья, чего и желали своему младенцу родители. В татарских колыбельных поётся, чтобы ребёнок завладел терпением («сабыр») до поры до времени, например, до прихода родителей или что пока ребенок будет спать, мама будет заниматься полезными делами для всей семьи.. Так с младенчества воспитывали детей быть терпеливыми на все проявления жизни. Близость и любовь, уважение друг к другу детей и родителей воспевается во многих татарских колыбельных песнях.
В часто повторяющихся напевах русских колыбельных песен отражена нелёгкая жизнь русского народа. Также в русских колыбельных очень часто присутствует отрицательный персонаж, а иногда детей откровенно запугивают.
Вывод. Сходство русских и татарских колыбельных: обращение к ребенку по имени; использование образов животных, птиц; песни адресуются как ребенку вообще, так и отдельно мальчикам и девочкам; слова колыбельных песен несут в себе напутствие малышу на всю дальнейшую жизнь.
Различия русских и татарских колыбельных:
в татарских колыбельных: пожелания ребенку, использование эпитетов, воспитание в детях терпимости, уважения друг к другу детей и родителей;
в русских колыбельных: встречается описание природы; неодушевленные предметы олицетворяются; часто присутствует отрицательный персонаж
Различий у колыбельных русского и татарского народов больше, чем сходств. Текст русских колыбельных незамысловат «что вижу – о том и пою». Слова татарских колыбельных песен несут в себе напутствие малышу на всю дальнейшую жизнь. (Приложение 1)
1.4. Сходство и различие пословиц о дочерях русского и татарского народов
Большое значение на воспитание у детей любви и уважения к национальным традициям своего народа имеют пословицы и поговорки. Они несут в себе огромный опыт, передаваемый из уст в уста. Безусловно, нам, современным детям, чрезвычайно полезно знакомство с мудростью предков. Это поможет нам избежать ошибок в своем поведении в соответствии с культурными традициями своего народа. Сравнение пословиц двух народов показывает, как много общего имеют эти народы. Подборка самых интересных русских и татарских пословиц о воспитании дочерей для размышления ( Приложение 2)
ВЫВОД: сравнивая пословицы русского и татарского народов, я могу утверждать, что многие из них совпадают по содержанию, смыслу, цели их создания.
В пословицах осуждаются глупость, лень, нерадивость, хвастовство, восхваляются ум, трудолюбие, скромность, и другие необходимые для счастливой жизни качества человека. Я восхищаюсь мудростью наших народов, которые в пословицах и поговорках передал важный смысл и знания: как создать собственными руками счастье и взаимопонимание в семье.
2. Практическая часть
2.1. Сравнительная характеристика воспитания девочек в татарской и русской культуре
У обоих народов большое внимание уделяется воспитанию детей. И такие положения, как воспитание любви к Богу или Аллаху, заботливого отношения к родителям и старшим, трудолюбие, прилежность девочки являются общими. Если дети не воспитаны по хорошим этическим нормам, у родителей не будет радостных дней в жизни.
И мусульмане, и христиане водят своих детей в церковь и мечеть, знакомят с Кораном и Библией, должны развивать такие качества, как доброта, милосердие, уважение к старшим.
Есть, конечно, и различия, например:
После рождения ребенка принято шептать молитвы в его уши, отдаляющие его от шайтана. В правое – азан, а в левое – камат. На седьмой день следует дать имя ребенку. На седьмой, четырнадцатый или двадцать первый день следует совершить обряд Акика. Если рождается сын, то режут двух баранов, а если дочь – одного. (зарезать одну или двух овец за новорождённого и раздать мясо бедным и нуждающимся) На седьмой день надо сбрить волосы на голове у ребенка и раздать золото или серебро, равное весу сбритых волос, в качестве милостыни.
В христианстве считается, что жизнь начинается с момента крещения – одного из важнейших христианских таинств.
У обоих народов считается, что воспитание заканчивается к 8 – 10 годам и то, что ребенок не приобрел за это время, не приобретет и в оставшуюся жизнь. Поэтому в это время необходимо уделять особое внимание тому, чтобы в нем не появились такие качества как злоба, гордыня и зависть.
Вывод: несмотря на то, что у мусульман своя религия, у православных своя, воспитание в семье девочек имеет много общего, Матери очень внимательно относились к воспитанию дочерей и прохождению ими всех возрастных посвящений и обрядов. Девочек воспитывали как будущих матерей и хозяек. Их с детства учили прилежности, аккуратности, трудолюбию, почтению к старшим, целомудрию. Мама старалась подготовить дочерей к будущей жизни, в которой им придется быть женами, матерями, хозяйками ( Приложение 3).
2.2. Анкетирование
Мною было проведено анкетирование девочек начальных классов (96 человек - 3-4 классы) (Приложение 4). Результаты анкеты показали, что современные 10-11 летние девочки, к сожалению, очень мало умеют по сравнению с их ровесницами 50-70 лет назад
Конечно, наше детство отличается от детства девочек тех далеких времен. Мы живем в благоустроенной квартире, имеем телевизоры, компьютеры, стиральные машины, посудомоечные машины, можем посещать интересные кружки и секции. Однако, при таких хороших условиях многие семьи имеют по одному, двое и очень редко трое детей. Девочка, которая не имеет возможности с детства заботиться о малышах, не приобретает навыков, необходимых ей, как будущей матери.
III. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Воспитание в русской семье строилось исключительно на личном примере: мама в процессе домашних или полевых хлопот показывала и объясняла дочери, как и что она делает, затем доверяла ей выполнять более простую часть работы.
Девочек воспитывали как будущих матерей и хозяек. Их с детства учили терпению, прилежности, аккуратности, трудолюбию, почтению к старшим, целомудрию. Развивали в ней мягкость и нежность, закладывали в неё только самые светлые образы.
Основными нормами, правилами воспитания дочерей в татарских семьях являлись прежде всего: уважительное, заботливое отношение к родителям, к старшим, детям, ответственность родителей за правильное воспитание детей перед обществом, взаимоответственность родителей и детей друг перед другом, осуждение неразумной, нетребовательной любви к детям, высокий авторитет отца в воспитании детей, его твёрдая рука, решающее слово в семье, человечность, взаимоуважение между родственниками в семье.
В воспитании большую роль играет устное народное творчество. На основе анализа русских народных и татарских народных колыбельных песен и пословиц выявлена самоценность каждого народа.
Итак, мы пришли к выводу о том, что семья занимает особое место в жизни каждого человека. Порядок домашнего воспитания обеспечивает определённый уклад семьи, традиции, обычаи, праздники, обряды. Так, домашнее воспитание девочки ориентировано на мирскую, повседневную жизнь человека. Его цель – подготовить ребёнка к этой жизни, чтобы он была ему «не в тягость, а в радость».
Таким образом, наше предположение о том, что воспитание девочки в русских и татарских традициях поможет ей правильно построить семейные взаимоотношения в будущем, полностью подтвердилось.
IV. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
V. ПРИЛОЖЕНИЕ
Приложение 1
Татарские народные колыбельные песни
Әлли-бәлли, ак бәби, | Баю-бай, моя кызым, | ||
Уземнен кызым син | Ты доченька моя Сияние глаз моих, Ты доченька моя Сияние глаз моих. Весенний лучик солнца, утренняя звездочка Ты как цветочек, Весенний лучик солнца, утренняя звездочка Ты как цветочек. Моя дочь, как песня Весенний лучик солнца, утренняя звездочка Ты как цветочек, Если ты плачешь дитя, Птицы затихают, Если ты плачешь дитя, Птицы затихают. Чишма как кружево течет, старший для тебя песню поет, Чишма как кружево течет, старший для тебя песню поет, Моя дочь, моя внучка Чишма как кружево течет, старший для тебя песню поет. Брови черные дугой, Глазки закрывать пора. Брови черные дугой, Глазки закрывать пора. Смотри красивые сны, Спи любимое дитя. Смотри красивые сны, Спи любимое дитя. Моя дочь, моя песня, Смотри красивые сны, Спи любимое дитя. Смотри красивые сны, Спи любимое дитя, Спи любимое дитя. | ||
Йокла, йокла, үскәнем, Дәү үсәрсең тагын да. Йокы сине сагынган, Очып йөри яныңда. Әлли-бәлли-бәү, әлли-бәлли-бәү, Әлли-бәлли-бәү, әлли-бәлли-бәү. Баш очыңда йолдызлар, Бүләк итим кайсысын? Телим сиңа йокының Баллы, баллы, баллысын. Әлли-бәлли-бәү, әлли-бәлли-бәү, Әлли-бәлли-бәү, әлли-бәлли-бәү. Йокла, йокла, үскәнем, Дәү үсәрсең йокласаң. Онытмассың телеңне Бишек җырын тыңласаң. Әлли-бәлли-бәү, әлли-бәлли-бәү, Әлли-бәлли-бәү, әлли-бәлли-бәү. | Спи, спи дитя, Расти большим, Сон по тебе скучает, Сон ходит рядом Баю-бай… Над головою звезды, Какую тебе подарить? Ты моя родная Медовая моя. Баю-бай… Спи, спи дитя, Станешь больше. Не забудешь свой язык Слушая колыбельные. Баю-бай | ||
Русские народные колыбельные песни | |||
Танечка, баюТанечка, баю бай бай Не ложись на самый край Придет серенький волчок И утащит во лесок Под ракитовый кусток Ай баю бай бай Кусток затрясется, Таня засмеется. | Баю, баюшки, бай, байСпи дочурка засыпай.В няньки я к тебе взялаСолнце, ветер и орла.Улетел орел домой,Солнце скрылось под водой,Ветер после трех ночейМчится к мамочке своей.Ветра спрашивает мать,Где изволил пропадать,Али звезды воевал,Али волны все гонял.Не гонял я волн морских,Звезд не трогал золотых.Я дитя оберегал, Колыбелечку качал | ||
Баю баюшки баю прилети птичка с лескуБаю баюшки баю Прилети птичка с леску Прилети птичка с леску Принеси тебе сумку Принеси тебе сумку Со всего тёмно леску Со всего тёмно леску На всю тёмну ноченьку На всю тёмну ноченьку Тебе светлый денёк Уж ты спи камешком Станешь лёгким перышком Бай- бай- бай- бай Бай- бай- бай- бай Сон да дремота По новым сеням брела По новым сеням брела Да и к дочке забрела Да и к дочке забрела Где у дочки в колыбель На высоком терему В шитом браном пологу Дочка вырастет большая Будет грамоте учить Будешь грамоте учить Будешь золото носить Будешь золото носить Будешь в серебре ходить Будешь в серебре ходить Будешь нянечек дарить Бай- бай- бай- бай Бай- бай- бай- бай Баю- баю- баюшки Баю доченьку мою Баю доченьку мою Баю миленькую Приди котик ночевать Мою доченьку качать Мою доченьку качать Качать прибаукивать Как у котика- кота Колыбелька хороша У моей у доченьки Что получше его Как у котика- кота И перинушка мягка У моей у доченьки Вот пуховая лежит Как у котеньки- кота Изголовье высоко. У моей у доченьки Что повыше его У кота у котика Одеяльце теплое У моей у доченьки Соболиное лежит Баю, баюшки, баю Баю доченьку мою. Бай- бай- бай- бай Бай- бай- бай- бай. Ты собачка не лай Мою детку не буди Ой коти- коти- коти В головах та калачи В головах та калачи В ручках прянички В ручках прянички В ножках яблочки По бокам конфеточки Золотые веточки Бай- бай- бай- бай Бай- бай- бай- бай | Баю - Баюшки - БаюБаю, баюшки, баю, Баю Оленьку мою. Приди котик ночевать, Мою детоньку качать. Прибаюкивать-примяукивать. Баю, баюшки, баю Не ложися на краю Как у котика-кота Колыбелька хороша; У моей ли у Оленьки Что получше-то его. Баю, баюньки, баю Баю Оленьку мою У кота ли, у кота И перинушка мягка; У дитятки моей Есть помягче его Баю, баюшки, баю Баю детоньку мою. У кота, у кота Изголовье высоко; У моей ли Оленьки Что повыше-то его. Баю, баюшки, баю Не ложися на краю, А то с краю упадешь И головку расшибешь. У кота ли, у кота Одеялице тепло; У моей ли Оленьки Соболиное лежит. Баю,баюшки, баю Баю Оленьку мою. О, о,о, Баю, баю, баюшки, Лю-лю, лю-лю, люлюшки, О, о, о, Спи-ко, маленькая, аккуратненькая, Лю, лю-лю, Лю-лю, люлюшки, лю-лю, Тебя, баюшка, люблю, О, о, о, Баю, баю, баю, бай, Ничего ты да не бай, Ничего не говори, Только, баюшки, лежи, Бай-бай. Спи-тко, миленькой, Да спи, любименькой. Уж ты внучатко моё, Да ты прекрасно-дорого, Да ты прекрасно-дорого, Моя жемчужинка. Ты спи-тко, дитя. Да ты покрепче спи, А родитель твоя - Она уйдет от тебя На работушку. Чтобы вас пропитать Да чтобы вас прокормить, Надо хлебушко убрать Да на коровку накосить. Надо сенце да соломушку, Чтобы коровушки доили, Молочко-то вам-то было. Баю-баю, баиньки, Спи-тко, милый заюшко, Да спи-тко: Да вы ведь сытеньки, Да накормлены, Да вы ухожены, Да вы в люльку Да спать повалены. |
Приложение 2
Татарские пословицы о дочерях
Пословица | Толкование |
У кого есть дочери, тот удачлив. Кемнең кызлары бар, шул бәхетле. | Религиозные убеждения, что средства к существованию приходят с рождением дочери. |
Есть дочери как ангелы, и есть как дьяволы. Бар кызлар фәрештәләр буларак, бар кызлар шайтан кебек. | Есть хорошие дочери, и есть плохие. |
У кого нет дочери, то у того нет матери. Кемнең кызы юк, шуның анасы юк. | У дочери нежность как у матери. |
Дочь из благородной семьи –дороже. Бер игелекле гаиләдәге Кыз –кадерле. | Хорошее воспитание делает человека более ценимым. |
У кого есть дочь, к тому приходят 40 сватов Кызы бар кешего кырык яучы кило. Охотник охотиться, а свата отправляют сватать Аучы ay яулый, яучы кыз яулый | Сватовство – яучы щнбэру. |
Воспитанная дочь, жизнь с ней будет хорошей. Тәртипле кыз, тормыш аның белән яхшы булыр. | Воспитанная дочь становится хорошей женой, строит добрую семью. |
Дочери на плече носильщика. Кызлары йөкче җилкәсендә. | Значит «очень много». |
Дочь без матери играет в ее рукав. Кыз әнисе булмаганда, аның җиңе белән уйный. | Дочь без матери может делать все что угодно. |
Мать – секрет ее дочери. Әни – кызының сере. | Дочь рассказывает матери о всех своих секретах, а мать их бережно хранит. |
Пословица | ТОЛКОВАНИЕ |
Дочка ягодки ела, а у матери оскомина. | Когда дочь шалит, мать страдает. |
Дочку в колыбельку, а приданое – в коробейку. | Приданое готовят с рождения дочери. |
Мать в ворота, а дочь – в другие. | Мнение матери и дочери отличны. О ссоре матери и дочери |
Мать по дочке плачет а дочка по доске скачет. | Когда дочь шалит, мать страдает. |
Не та родна дочь, что бежит от дела прочь, а та дочь родина, что на всякой работе видна. | О заботливой, хозяйственной дочери. |
По матери и дочка пошла. | Какова мать, такова и дочь. |
Сын глядит в дом, а дочь глядит вон. | Дочь покидает отчий дом после замужества. |
Хороша дочь, как мать хвалит. | О дочери мать плохо не скажет. |
Приложение 3
Сравнительная характеристика воспитания девочек в татарской и русской культуре
Признак | Татарская традиция | Русская традиция |
Образцовая семья | Многодетная 4–6 человек | Многодетная 6-12 человек |
Религия | мусульмане | православные |
воспитание любви к Аллаху | воспитание любви к Богу | |
Нет духовных родителей | Есть духовные родители | |
Посещают мечеть | Посещают церковь | |
Читают Коран | Читают Библию | |
Возрастные посвящения | Ритуал Авызландыру (дать отведать) Ритуал Бябяй мунчасы(первое купание) | |
Обряд Исем кушу (имянаречения) | Обряд Имянаречения | |
Бритье головы | Обряд Пострижен в годик | |
На седьмой, четырнадцатый или двадцать первый день следует совершить обряд Акика | ||
Обряд Зарницы-Провестницы Обряд Закосычения | ||
Основой семьи являются любовь, взаимное уважение, четкое разделение семейных обязанностей и ответственности | ||
Распределение обязанностей по воспитанию | Четкое распределение обязанностей по воспитанию девочек и мальчиков (мальчиков воспитывает отец, девочек – мать) | Четкое распределение обязанностей по воспитанию девочек и мальчиков (мальчиков воспитывает отец, девочек – мать) |
Роль отца в семье | высокий авторитет отца в воспитании детей, его твёрдая рука, решающее слово в семье, | Отец в воспитании дочерей выступал как авторитет, на который ссылались матери. |
С 3-4 лет | Девочке поручали кормить домашнюю птицу | |
С 4-5 лет С 6 лет | Девочке поручали подметать пол в доме или мыть посуду | Девочку приучали к рукоделию. Учили свивать веревочку, делать самую простую куклу. В этом возрасте садилась за прялку. Пасла цыплят. Она умела укачивать, пеленать, изготавливать соски, вовремя кормить из рожка и развлекать ребенка |
С 7 лет | Девочек приучали также к рукоделию. Мать передавала дочери секреты вышивки, кружевоплетения. Помогают родителям и в сельскохозяйственных работах. | Девочка учились вышивать |
С 8 лет | Девочки занимались ткачеством. | |
С 9 - 10 лет | Девочка начинала вышивать себе приданое. | Умели неплохо прясть на маленькой прялке (вязала варежки для младших братьев и сестёр), училась ткать, вышивала полотенца, помогала в стряпне. Дочь должна была уметь мыть пол, посуду, гладить, возиться с младшими, начинала ткать пояса. |
С 10-11 лет.. | Девочки участвовали в «каз өмəсе» («каз» – гусь, «өмə» – помощь) – праздник в честь совместного разделывания гусей | Помогала матери жать в поле, могла уже копать картошку, пропалывать огородные растения, выгонять корову на пастбище и доить ее. |
Развивают качества | Доброта, милосердие, заботливое отношение к родителям, к старшим, детям, трудолюбие. Поощрялось целомудрие, стеснительность, скромность. | Прилежность, аккуратность, трудолюбие, почтение к старшим, целомудрие. |
Приложение 4
Анкетирование
На первый вопрос моей анкеты ответь цифрой, а на все остальные ДА или НЕТ | |
Вопрос | Ответ |
| 1 девочка (32 семьи), 2 детей (48 семей), 3 детей (16 семей) |
| 16 девочек (ДА) 80 девочек (НЕТ) |
| 15 девочек (ДА) 81 девочка (НЕТ) |
4. Всегда ли вы охотно убираетесь в вашей комнате? | 90 (ДА) 6 девочек (НЕТ) |
5. Есть ли в вашей семье младший брат или сестра? Если нет, хотели бы вы их иметь? | 64 (ДА) 25 (ДА) |
6. Можете ли вы перепеленать маленького ребёнка? | 16 (ДА) 80 девочек (НЕТ) |
7. Можете ли вы накормить маленького ребёнка? | 50 (ДА) 46 девочек (НЕТ) |
8.Знаете ли вы наизусть колыбельные песни ? | 37 (ДА) 59 девочек (НЕТ) |
9. Можно ли вам доверить нянчить маленького ребёнка, пока родителей нет дома? | 12 (ДА) 84 девочки (НЕТ) |
Большое - маленькое
Как Снегурочке раскатать тесто?
Военная хитрость
Рисуем домики зимой
Ласточка. Корейская народная сказка