Вложение | Размер |
---|---|
klintsova_natalya_etnicheskie_traditsii_samarskogo_kraya.obryadnost.docx | 542.04 КБ |
Приложение №1
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение и
«Школа №15 имени Н.А.Хардиной» городского округа Самара
Ежегодная международная (открытая) научно- практическая конференция учащихся
Регионов России,стран ближнего и дальнего зарубежья»
«2(Вторые)Хардинские чтения»
Секция: «Родная сторонушка»
Тема: «Этнические традиции Самарского края.Обрядность»
Работу выполнила:
Клинцова Наталья Сергеевна
Ученица
11 А класса
МБОУ СОШ школы №101
Учитель Лукьяннова Анжелика Владимировна
Город Самара, район Кировский, Самарский край
Самара 2017
Содержание:
Введение 4
1. Историческая справка самарского края 5
1.1.Причины заселение данной территории народами мира до 19 века 5
1.2.Статистика и этнический состав населения самарского края от 19 века до современности 6
2. Культура народов 7
2.1. Традиции и обычаи народов 7
3.Влияние культур на развитие края в целом и друг на друга 12
3.1.Схожесть и различия культур 12
3.2. Негативное отношение народов друг к другу и последствия 13
4 Мероприятия,служащие для объединения народов и национальные организации в Самаре 14
Заключение 17
Глоссарий 18
Список использованных источников 20
Приложение АПриволжский федеральный округ и его состав 21
ПриложениеБ Таблица- Национальный состав с 1960 по 2010 22
Приложение В Диаграмма численности населения 23
Приложение Г Представители русского населения 24
Приложение Д Представитель мордовского населения 25
Приложение Е Представитель чувашского населения 26
Приложение Ж Представитель башкирского населения 27
ВВЕДЕНИЕ
Самарскую землю поистине можно считать уникальной - столько здесь народов и верований, национальных культур, за тысячелетия оставивших свой след в человеческих судьбах. Безусловно, главная ценность самарской земли - это живущие на ней люди. Всем своим духовным и материальным богатством Самара обязана им. Проблема национального различия и воспитание толерантности в нашей многонациональной стране и нашей многонациональной губернии весьма значима и сегодня. Каждый народ стремиться к гармонии и безопасному существованию на определенной территории ,даже если это не его родной край. Что бы подвергнуть анализу наш край,нужно начать разговор именно с Поволжского района нашей страны,так как Самарская губерния входит в Поволжский федеральный округ.
Поволжье - один из крупнейших географических объектов РФ. В наши дни он самый заселенный и освоенный(Приложение А).Ежегодный прирост населения происходит из-за активной миграции людей из других районов. Благодаря богатым ресурсам здесь не так остро встаёт вопрос с трудоустройством. Основная часть населения занимает столицы национальных республик и крупные промышленные города, где безработица практически исключена.
Сейчас структуру населения Поволжья составляют в основном русские и татары. Одни из самых заселенных городов - Волгоград, Саратов, Казань и Самара.
Самарская область -это такое место и такая социо-культурная среда ,где самым непосредственным образом определяются судьбы миллионов ее жителей.
Стр 4
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
1. Историческая справка Самарского края.
1.1 Причины заселения данной территории до 19 века.
Самарская область занимает территорию,равную примерно 54 тысячами квадратных метров.Она граничит с Ульяновской,Саратовской и Оренбургской областями,а так же с Татарстаном.Самара — город с богатой историей. Крепость была основана в 1586 г. по указу царя Феодора Иоанновича как крепость с целью защиты судоходства на участке реки, протекавшего рядом с городом, и для охраны границ. Основателями Самары были воевода Засекин и стрелецкие головы Елчанинов и Стрешнев.За весь период существование этот города терпел ряд поражений и экономических спадов (голод в 1921-22 годах,кровопролитный бой с отрядом пугачевцев), но и ряд подъемов,которые в последствии привели его к нынешнему,современному,процветающему городу.
Самарский край в этнографическом отношении является уникальным регионом России,где на протяжении веков взаимодействовали друг с другом разные этносы, представляющие разные языковые группы - славянскую,финскую,тюркскую,германскую;множество религий -православие,католицизм,все формы протестанизма,ислам,иудаизм.
Процесс освоение Самарского края является отражением социально-экономического развития России в отдельные исторические периоды и государственной политики освоения окраинных земель,включаемых в границы государства вместе с их населением.
Освоение края:
1)В XVI столетии на южных и юго- восточных лесостепных пограничьях России и РечиПосполитой начало складываться вольное казачество.
Стр 5
Оно формировалось прежде всего на основе славянских великорусских и украинских компонентов, с известной долей тюркских и, в меньшей степени, финноугорских.
К концу ХVIв. процесс деления был в самом начале.
"Казачий период" в истории Самарского края был недолог. Складыванию казачества в этой местности помешало сооружение крепости Самары.
2)В 18 веке для царского правительства,крайне заинтересованного в наиболее эффективном использовании плодородных степных земель,кочевники представлялись населением ,препятствовавшим аграрному освоению края. Именно поэтому первыми мероприятиями правительства стали организации оборонительных линий. В эти крепости на оборонительные линии переселялись жители разных районовРоссии. Началось формирование много-национального состава населения Самарского края наряду с русскими селились мордва, татары, чуваши.
3)В 40-е гг.18 века по правительственным указам в Заволжье из-под Харькова и Полтавы были переселены украинцы
4)В 1764-1767 гг в Среднем Поволжье начали образовываться первые немецкие поселения
1.2Статистика и этнический состав населения самарского края от 19 века до современности
19 век в истории формирования населения Самарского края характеризуется заселением южных уездов -Бузулукского, Николаевского и Новоузенского. Среди кочевавших ранее в этих районах башкир,ногайцев все более проявлялась тенденция к переходу на оседлость .К концу 19 века происходит
окончательное заселение самарской губернии и определился этический
Стр 6
состав населения :ВБугульминском уезде проживали в основном татары и башкиры(49,1% от всего населения уезда);в Бугурусланском значительный процент составляли мордва(24%) и татары(9,47%).В двух южных уездах -Николаевском и Новоузенском 1/3 составляли немцы (41 %).Только два уезда-Бузулукский и Самарскийбыли со значительнопреобладавшим русским населением.
Современные же показатели указывают нам на то,что численность нашей области остается в стабильном положении,около 3 миллионов с 2000 года, и только колеблется плюс-минус тысяча ,так же и национальный состав России не несет каких либо глобальных перемен (Приложение Б и В).
2.Культура народов
2.1.традиции и обычаи народов
Как уже сказано ранее в нашем крае проживает достаточно много народов,насчитывается около 100,и у каждого разная культура, традиции и обычаи.
Русские(Приложение Г)-Представители восточнославянского этноса, коренные жители России .Издавна славянские семьи отличались большим количеством членов семьи (до 20 человек), взрослые дети, уже поженившись, оставались жить в родном доме, главой семейства был отец или старший брат, их все должны были слушаться и беспрекословно выполнять все их наказы. Обычно свадебные торжества проводились либо осенью, после уборки урожая, либо зимой после праздника Крещенья (19 января). Затем очень удачным временем для свадьбы стала считаться первая неделя после Пасхи, так называемая «Красная горка». Самой свадьбе предшествовал обряд сватовства, когда к семье невесты приезжалиродители жениха вместе с его крестными, если родители соглашались отдать дочь замуж, далее
Стр 7
проводились смотрины (знакомство будущих молодоженов), потом шел обряд сговора и рукобитья (родители решали вопросы приданного и дате проведения свадебных гуляний).И по сегодняшний день отмечаются языческие праздники, народ прислушивается к приметам и вековым традициям, помнит и рассказывает своим детям и внукам старинные предания и легенды.
Основные народные праздники:
1)Рождество 7 января
2)Святки 6 - 9 января
3)Крещение 19 января
4)Масленица с 20 по 26 февраля
5)Прощёное воскресенье (перед наступлением Великого поста)
6)Вербное воскресенье (в воскресенье, предшествующее Пасхе)
7)Пасха (первое воскресенье после полнолуния, наступающего не ранее дня условного весеннего равноденствия 21 марта)
8)Красная горка (первое воскресенье после Пасхи)
9)Троица (в воскресенье в день Пятидесятницы - 50-й день после Пасхи)
10)Иван Купала 7 июля
Мордва(Приложение Д)-Самый многочисленный этнос финно-угорской языковой группы в составе России.Культура мордовского тесно переплетается с русской культурой, однако отличается своей самобытностью.Российские лингвисты и историки считают, что когда-то существовал единый мордовский праязык, из которого позднее
Стр 8
выделились эрзянский имокшанский. У эрзян заметно преобладаниезаимствований из русского языка, а у мокшан – из различных языков тюркской группы. При этом, у обоих языков нет "чистого" литературного звучания, поскольку они распадаются на множество специфических, перемешанных друг с другом диалектов и говоров, характерных для того или иного региона традиционного проживания. Духовная культура основана на народных обрядах, состоящих из устно-поэтического творчества, плясок и декоративно-прикладного искусства. Большинство обрядов связано с временами года, семейными традициями и религиозными праздниками. У мордвы до начала 20 века существовали большие семьи, которые насчитывали до 40 человек. Мужчина имел право жениться несколько раз, все его жены жили одной семьей.
В Мордовии отмечают Рождество, Пасху, Масленицу и Троицу.Чуть позже, в октябре месяце, справляли Покров день, который считался сугубо женским праздником. На Покров совершали специфический обряд "покров баба": наряженные в нелепые одежды мордовки ходили по домам, пели песни, танцевали с метлой и веником, тем самым символически выгоняя "домашних вредителей" - сверчков и тараканов. За это хозяева угощали заботливых соседок пирогами. С давних времен эрзи и мокши играют на волынке, флейте, кларнете, трещотке и ксилофоне. Современную музыкальную культуру представляют несколько популярных музыкантов, а также ансамблей, исполняющих произведения на национальных языках.
Чуваши(Приложение Е)-Основной хозяйственной деятельностью чувашей было оседлое земледелие. Историки отмечают, что этот народ преуспел в земельном деле намного больше, чем русские и татары.
У чувашей младший сын остается всегда жить с родителями, эта традиция сохранилась и в наши дни.
Стр 9
Одним из национальных праздников является Улах. В вечернее времямолодежь собирается на вечернее собрание, которое устраивают девушки, когда их родителей нет дома. Хозяйка с подругами садились в круг и занимались рукоделием, а в это время парни усаживались между ними, наблюдали за происходящим.Они пели песни под музыку гармониста, танцевали и веселились. Изначально целью таких встреч был поиск невесты.
Другим национальным обычаем является Саварни, праздник проводов зимы. Этот праздник сопровождается весельем, песнями, плясками. Люди наряжают чучело, как символ уходящей зимы. Также в Чувашии принято в этот день наряжать и лошадей, запрягать их в праздничные сани и катать детей.
Праздник Манкун - это чувашская Пасха. Этот праздник является самым чистым и светлым праздником для народа. Перед Манкуномженщины убирают в своих избах, а мужчины прибирают во дворе и за двором. К празднику готовятся, наполняют полные бочки пива, пекут пироги, красят яйца и готовят национальные блюда. Манкундлится семь дней, которые сопровождаются весельем, играми, песнями и танцами. Перед чувашкой Пасхой на каждой улице ставились качели, на которых катались не только дети, но и взрослые.
Традиционным праздником чувашей является Сурхури. В этот день девушки гадали - ловили в темноте овец, чтобы повязать им веревочку на шею. А утром приходили посмотреть на цвет этой овцы, если она была белой, то у суженого или суженой будут светлые волосы и наоборот.
Башкиры-(Приложение Ж)-Семейный быт и празднование народных праздников Башкиров практически до конца 19 столетия был подвержен строгим патриархальным устоям, в которых еще в дополнении присутствовали обычаи мусульманского шариата. В системе родства
Стр 10
прослеживалась влияние арабских традиций, которые подразумевали четкоделение линии родства на материнскую и отцовскую часть, это было необходимо впоследствии для определения статуса каждого члена семьи в наследственных вопросах.
Действовало право минората (преимущество прав младшего сына), когда дом и все имущество в нем после смерти отца переходило к младшему сыну, старшие братья должны были получить свою долю наследства еще при жизни отца, когда они женились, а дочери когда выходили замуж. Раньше башкиры довольно рано выдавали своих дочерей замуж, оптимальным возрастом для этого считалось 13-14 лет (невеста), 15-16 лет (жених).
Народ Башкортостана отмечает Каргатуй «грачиный праздник» в то время когда весной прилетают грачи, смысл праздника – это празднование момента пробуждения природы от зимнего сна и также повод обратиться к силам природы (кстати, башкиры считают, что именно грачи тесно с ними связаны) с просьбой о благополучии и плодородии грядущего сельскохозяйственного сезона.
Важный праздник для башкир носит название Джиин (Йыйын), в нем участвовали жители сразу нескольких селений, во время его проведения проводились различные торговые операции, родители договаривались о браке детей, проходили ярмарочные распродажи.
Также башкиры чтут и отмечают все мусульманские праздники, традиционные для всех приверженцев ислама: это и Ураза-байрам (окончание поста), и Курбан-байрам (праздник окончания хаджа, в который обязательно нужно приносить в жертву барана, верблюда или корову), и Маулид-байрам (славится Пророк Мухаммад).
Стр11
3 . Как культуры влияют друг на друга и на самарский край
3.1 Схожесть и различия культур
Культура -сложное явление для освоения которого нужен определенный опыт и систематическая работа. Непосредственно каждая из культур любого народа влияет на другую и в том числе и на край: Создаются организации в области для поддержки того или иного населения,что бы было комфортнее для людей другого вероисповедания и другой национальности, строятся разные культурные достопримечательности разных этносов и тд.
Историческое значение -многовековое взаимодействие представителей более 10 национальностей в хозяйственном освоении Самарского Заволжья,дисперсное их проживаниеи наличие двух и многонациональных сел,неизбежноприводило к взаимному усвоению и обогащению приемов обработки земли и выращивания сельскохозяйственных продуктов,традиций народных ремесел ,к выработке новых тканей и сюжетов для оформления национального костюма и т.п. Заметно влияние национальных сюжетов в русском фольклоре. Общие черты существуют в сценариях народных праздников и обрядов.
-Характерные черты, объединяющие разные народности:
-Уважительное отношение и почитание старших.
-Безграничная любовь к детям.
-Тщательное изучение истории своего рода.
-Почтительное отношение к другим религиям.
Дружелюбность и открытость к людям разных национальностей. Исходя из этого,еще одно качество которое способствует объединению - это гуманность. Доброжелательность,уважение, терпимость к проявлениям
Стр 12
чужих форм культуры,есть отличительная черта образованного человека.
3.2 Негативное отношение народов и наций друг к другу (межнациональные отношения)
Подразделяют на 2 формы,это мирное сотрудничество и этнический конфликт. Если рассматривать сторону конфликта, то следует рассмотреть ряд причин,а почему происходит борьба между национальностями.
-Социально-экономическое неравенство в уровне жизни
-Культурно - языковое неравенство
-Этнодемографическая-изменение соотношений численности контактирующих народов в следствии миграции
-Культурное-от особенностей бытового поведения до специфики политической культуры народа
-Конфессиональные(принадлежность к разным религиям )и историческая
-Морально-нравственное воспитание
Здесь прослеживается общая мысль и суть,то что эти причины, ущемляют права не только человека, но и всего народа или нации, естественно следует межнациональный конфликт -это одна из форм отношений между национальными общностями ,характеризуемая взаимными претензиями,открытым противостоянием ,имеющим тенденцию к нарастанию противоречий вплоть до вооруженных столкновений .Ужасным примером в истории служит геноцид еврейского народа со стороны Гитлеровской Германии(холокост) - преднамеренное и систематическое уничтожение отдельных групп населения по расовым,национальным или религиозным признакам. Что бы таких конфликтов больше не возникало, в каждом государстве есть своя национальная политика . Она регулирует
Стр 13
межнациональные отношения в различных сферах жизни общества
Ценность-жизнь человека,его права и свободы независимо от
Главная задача:
1)обеспечить развитие культурной самобытности каждого народа
2)сохранять исторически сложившуюся целостность государства
4. Мероприятия по сплочению народов и организации по самарской области :
С 1989 года и по сей день идет активный процесс создания национально-культурных центров и ассоциаций, открытие национальных школ, национальных художественных коллективов. Возрождаются храмы, построена мечеть, открыты костел и кирха в Самаре.
Появляются такие организации как "Содружество","Светлица","Ассамблея народов Самарской области "Ассоциация корейцев","Туган Тел"(татарское общество) ГРУЗИНСКИЙ НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ ЦЕНТР "САМШОБЛО"и другие .
Но большую работу в Самарской области по организации межнационального культурного сотрудничества ведет Центр народного творчества Управления культуры Администрации Самарской области.
Центр проводит смотры и конкурсы по различным жанрам любительского искусства, праздники и фестивали фольклора, которые строились на взаимообменах, на показе образцовтворчества разных народов и национальностей, населяющих нашу область. В помощь руководителям коллективов художественной самодеятельности приглашаются специалистыиз республик Чувашии, Мордовии, Татарстана.
Стр 14
В каждую из организаций входит следующая программа
- разработка и реализация просветительских проектов для различных слоев населения Самарской области в сфере гармонизации межэтнических отношений и развития институтов гражданского общества;
- участие, организация и проведении: конференций, конкурсов, фестивалей, симпозиумов, семинаров, лекций, иных способов популяризации социального и межкультурного партнерства, в том числе методами интернет-технологий, выставок, встреч и других мероприятий укрепление гражданской идентичности благодаря соблюдениям свободы и прав человека;
-формирование благоприятных условий для создания и развития различных институтов гражданского общества в Самаре и Самарской области.
В области были проведены замечательные крупные акции: "Дни немецкой культуры на Волге", "Декада польской культуры", "Славянский ход", "Дни чувашской культуры", "Россия – сильна провинцией" и другие. Огромный интерес вызывает плодотворная деятельность многонационального "Радио-7".
Областные, районные и сельские библиотеки получают значительное количество литературы на языках народов Поволжья. В ряде школ области ведется преподавание двух курсов по традиционной культуре "Русский дом", "Русская традиционная народная духовность".С 1993 года в Самарской государственной академии искусств и культуры ведется подготовка по специализации "Региональная культура и этнография". А это значит, что этнографическое краеведение в области будет развиваться специалистами-профессионалами. От них в значительной мере будет зависеть будущее культуры народов Самарского края.
Стр 15
В программу входит:
- концерт национальных коллективов
- театр «Пластилиновый дождь»
- шоу канатоходцев
- детская и спортивная площадки
- интерактивная выставка «Все мы - Россия»
- ярмарка народных промыслов «Город мастеров»
- гимнастическое шоу
- награждение лауреатов Окружного этапа ПФО Всероссийского конкурса СМИротворец-2016
- ХОРОВОД ДРУЖБЫ с участием гостей праздника.
Ежегодный Фестиваль национальных свадеб.
В рамках фестиваля - торжественная государственная регистрация заключения брака с элементами русских, казахских, мордовских, украинских, немецких, чувашских и татарских национальных свадебных обрядов (8 пар).
Молодожены и их гости смогут окунуться в традиции и историю свадебных церемоний. Каждой паре вручат памятный подарок — свиток с национальными семейными традициями.
В рамках фестиваля работают интерактивные площадки: выставка национальных головных уборов, представленная самарским Домом дружбы народов, «Аллея ремесел» с мастер-классами ручного творчества (резьба по дереву, ткачество, традиционная русская вышивка), выставочная экспозиция национальных свадебных убранств.Для каждой пары будут звучать песни.
Стр 16
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В заключение проведенного исследования можно сформулировать следующие обобщающие выводы:
1) межнациональные отношения не должны переходить в в конфликт ,а наоборот ,должен быть переход к мирному сотрудничеству путем:
-этнического смешивания
-ассимиляцией
-созданием многонационального государства.
2) Процесс сближения должен постепенно стереть традиционные границы между народами и нациями ,превращая человечество в единую политическую систему. Государство обязано гарантировать права коренных малочисленных народов, право на свободу вероисповедания и выбора нации ,запрещать деятельность ,направленной на подрыв безопасности государства или любого вида розни.
3) Культура и традиции многочисленных народов, заселяющих Самарскую землю, тесно переплелись и дополнили друг друга своим богатством и разнообразием,между народами не должно возникать разногласий. В нашем крае созданы все условия для того, чтобы жить в любви и согласии. Нужно просто постараться усвоить простейшие,но вечные истины:
-природа сотворила людей разными,но равными в своем достоинстве и правах
-нет наций плохих и хороших,есть плохие и хорошие поступки
-национальное происхождение не является ни достоинством, ни недостатками,это просто игра случая и судьбы.
Стр 17
Глоссарий
№ п/п | Понятие | Определение |
1 | Этнос | Межпоколенная группа людей, объединенная длительным совместным проживанием на определенной территории, общим языком, культурой, самосознанием. |
2 | Геноцид | Действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, или иную исторически сложившуюся культурно-этническую группу. |
3 | Холокост | Преследование и массовое уничтожение евреев, живших в Германии, на территории её союзников и на оккупированных ими территориях во время Второй мировой войны. |
4 | Культура | Понятие, имеющее огромное количество значений в различных областях человеческой жизнедеятельности. |
5 | Народ | Историческая общность людей. |
6 | Гуманность | Система установок личности по отношению к человеку, группе, обусловленная нравственными нормами и ценностями, реализуемая в общении и деятельности в актах содействия, помощи. |
7 | Межнациональные отношения | Совокупность индивидуально переживаемых отношений между людьми, которые принадлежат либо к разным национальностям, либо же являются представителями различных этнических общностей. |
8 | Конфликт | Острый способ разрешения противоречий в интересах, целях, возникающих в процессе социального взаимодействия, заключающийся в противодействии участников этого взаимодействия и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. |
9 | Ассимиляция | Слияние одного народа с другим с утратой одним из них своего языка, культуры, национального самосознания. |
10 | Межнациональный конфликт | Конфликт между представителями этнических общин, обычно проживающих в непосредственной близости в каком-либо государстве. |
Стр 19
Список использованных источников:
1) http://fb.ru/article/278146/narodyi-samarskoy-oblasti-nazvaniya-traditsii-kostyumyi
2) http://textarchive.ru/c-1916480-p7.html
3) http://forum.sirumem.com/entry.php/530-Мы-Мир?goto=next
4) http://sonko.samregion.ru/sonko/type/nacional
5) http://fb.ru/article/278146/narodyi-samarskoy-oblasti-nazvaniya-traditsii-kostyumyi
6) http://megaobuchalka.ru/4/43315.html
7) https://samsud.ru/blogs/hroniki-samarochki/den-narodov-i-nacionalnyh-kultur-samarsk.html
8) http://www.samara-city.ru/history/studies/txt01.html
9) М.И Чувашев,И.А.Касьянова,Т.И. Волкова-духовное-Наследие народов Поволжья:живые истоки том 2
10) Э.Я.Дмитриев,П.С.Кабытов -Самарская область .учебное пособие
11) Издательство молодая гвардия 1979 –Праздники, обряды,традиции
12) Обществознание 10 класс Л.Н Боголюбов
13) https://samsud.ru/blogs/hroniki-samarochki/den-narodo..
14) http://сезоны-года.рф/Русский народ.html
Стр 20
Приложение А
Приволжский федеральный округ
Стр 21
Приложение Б
Таблица- Национальный состав с 1960 по 2010
Стр 22
Приложение В
Диаграмма численности населения
Стр 23
Приложение Г
Представители русского населения
Стр 24
Приложение Д
Представитель мордовского населения
Стр 25
Приложение Е
Представитель чувашского населения
Стр 26
Приложение Ж
Представитель башкирского населения
Стр 27
Если хочется пить...
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Рукавичка
Всему свой срок
Новогодняя задача на смекалку. Что подарил Дед Мороз?