Обозначенная тема интересна тем, что практически ни одна свадьба не обходится без соблюдения определенных обрядов. Это как часть культуры своего народа. Пока жив народ, живы и его традиции. В оживлении их, изучении и сохранении состоит актуальность темы работы. Знание обрядов своего народа обогащает духовный мир человека и всегда может пригодиться.
Вложение | Размер |
---|---|
Ах, эта свадьба пела и плясала | 39.48 КБ |
Районный отдел образования Шарангского района
Нижегородской области
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Щенниковская основная школа
Номинация: «Этно- экологические аспекты изучения
традиционных обрядов и праздников».
Проект
Свадебные обряды
жителей Шарангского района:
прошлый век и современность
Выполнили: ученица 8 класса
Пермякова Елена Александровна
МБОУ Щенниковской ОШ
Руководитель :Валова
Анастасия Федоровна
учитель английского языка
с. Щенники
2016 год.
Оглавление.
Введение……………………………………………………………………...3
1. Досвадебные обряды………………………………………………........4
1. 5. Выкуп постели………………………………………………………9
2. Непосредственно свадебные обряды……………………………….11
2. 2.Венчание…………………………………………………………….13
2.3. Свадебное торжество……………………………………………...13
3. Послесвадебные обряды……………………………………………..15
3. 1. Обряды во второй день…………………………………………..15
3. 2. Гулянье на третий день………………………………………….16
Заключение………………………………………………………………...17
Паспорт проекта…………………………………………………………. 19
Литература и источники информации………………………………….21
Приложение № 1. Словарь слов, связанных со свадебными обрядами…………………………………………………………………….22
Приложение № 2. Запись отрывка интервью………………………….23
Приложение № 3. ………………………………………………………...24
Введение
Все народы имеют свои обычаи, и каждый дорожит этими обычаями. В них он видит свое родное, которое так отрадно и так дорого для него. Здесь цивилизация нередко подает руку невежеству, и просвещенный европеец имеет нечто общее с диким обитателем островов Фиджи и Таити, хотя между ними и не может быть никакого согласия в воззрениях на свои обычаи. Обычаи под влиянием цивилизации постепенно облагораживаются, видоизменяются, наконец, совершенно утрачивают свой первоначальный вид. Наш русский народ не менее других европейских народов имеет свои собственные обычаи, которые переходя у него из рода в род, из поколения в поколение, имеют громадное значение на его отличительный уклад жизни. Всматриваясь ближе в этот уклад жизни русского народа, мы увидим большое разнообразие в его обычаях, чему главным образом способствовали разные исторические, физические и интеллектуальные силы его бытовой жизни. Житель европейской части страны отличается от азиата, не говоря уже о разных кочующих и оседлых степных обитателях нашего обширного государства.
Обозначенная тема интересна тем, что практически ни одна свадьба не обходится без соблюдения определенных обрядов. Это как часть культуры своего народа. Пока жив народ, живы и его традиции. В оживлении их, изучении и сохранении состоит актуальность темы работы. Знание обрядов своего народа обогащает духовный мир человека и всегда может пригодиться.
Цель данной работы - показать особенности свадебных обрядов жителей Шаранского района прошлого века и наших дней, определив их значение.
Задачи работы: рассказать подробно о досвадебных, самих свадебных и послесвадебных обрядах. Провести сравнение между старинными и современными обрядами.
У каждой эпохи свои изъяны, которые
прибавляются к изъянам более ранних эпох;
именно это мы называем наследием человечества.
Генрих Гейне.
1.Досвадебные обряды
На Руси свадебный цикл проходил в несколько этапов (как свидетельствуют рассказы старых жителей, в Щенниках, это так же соблюдалось):
- Досвадебные обычаи (знакомства, смотрины невест, девичьи гадания).
- Предсвадебные обычаи (сватовство, смотрины, сговор, девичник, жениховы посиделки).
- Свадебные обряды (выкуп невесты, свадебный поезд, венчание, свадебный пир).
- Послесвадебные обряды (второй день, визиты).
Досвадебные обряды были до XIX века направлены в целом на подготовку к празднеству. Впоследствии смотрины вобрали в себя сватовство и рукобитие.
Вытие подготавливало невесту к разлуке со своими близкими и подругами. На девичнике готовились подарки жениху и его родственникам.
Представим праздник в русской деревне… Весна… Красное солнышко начинает сильно пригревать, из земли выходит пар, озими встрепенулись. В селе виднеются местами зеленые лужайки, зазеленелась и береза.
Народ и стар и млад высыпал на улицу, старики уселись на бревнах и заваленках; малые ребята копошатся и там и сям, а молодежь водит хороводы: красные девицы щеголяют в московских шерстяных сарафанах, белых коленкоровых рукавах, плисовых душегрейках, из-под которых виднеется конец алой или голубой ленты, заплетенной в длинную косу, и в щегольских полусапожках, надетых на белые или расписные чулки.
Молодые парни тоже для праздника принарядились в шерстяные или кумачные рубашки, плисовые шаровары, суконные поддевки и черные с высокими подборами и медными подковами сапоги. Веселье принимает более и более оживленный характер. Местные остряки не скупятся на каламбуры; девицы то и дело хихикают. Но вот, среди хоровода похаживает статный детина; одной рукой он уперся в бок, другой покручивает усики и с самодовольным видом оглядывает всех красных девушек.
- "А пора бы, мать, нам Колюшку и поженить, как бы не избаловался; да и тебе тяжело управляться одной со всем хозяйством".
- "Как знаешь, отец, я не против этого. А к кому бы этак посвататься?".
- "Надо сперва его спросить: нет ли у него на примете какой невесты; ведь нынче не прежние времена – парни и девки сами себе выбирают суженых".
- "Да, теперь совсем ведется не по-старому; а прежде на счет этого круто было. Помнишь, как твоего-то отца бурмистр высек за то, что он не хотел тебя за меня?.. Да и тебе тогда не мало досталось за твое упрямство, однако прожили свой век, не смеша людей. А ныне все стали жениться по любови; да что-то эта любовь не очень прочна; полюбятся, потом глядишь, жена и шмыгнет от мужа или в свой дом друга приветит; и муж, глядя на нее, тоже сударушек заведет, и пойдет все в доме коромыслом". - "Что- же? Я не против Натальи, девушка она смирная, работящая; одно немного неладно, что одежонки мало, да и отец крутенек; ну да одежда – дело нажитое, а отец будет в стороне. Надо ужо покалякать с сыном, а потом и сваху пошлем к дяде Вавиле; кстати теперь лишняя работница нам очень нужна в дом"…..
Итак, начинались свадебные обряды, прежде всего, с выбора невесты и сватовства. Здесь большую роль играли родители жениха и невесты, но главную — представители со стороны жениха — сваты или женщина-сваха. Эту роль могли выполнять родители жениха или родственники-мужчины. Этим отличается обряды прежних и современных времен. Когда сваха приходила в дом невесты, то занимала определенное место. По рассказам местных жителей, она обязательно должна была сесть под «матицу», несущую часть потолочного перекрытия, соединяющую две половины избы. Что это символизировало? В этом ритуале более всего прослеживается идея купли-продажи невесты, о чем свидетельствовали соответствующие приговорки: «У вас товар, у нас купец» или «хозяюшка, хозяин, я к вам с купцом, удалым молодцом, есть ли у вас живой товар, продайте?!». Итак, место, которое занимала сваха, как бы должно было соединять две судьбы воедино.
В нашем Шарангском районе принято было не только обязательно соблюдать этот старинный обычай, но и также приветствовать гостей со стороны невесты такими словами: «Добро жаловать!».
После этого также шли переговоры о «товаре» и «купце», условиях намечающейся свадьбы, приданом невесты и другом. Примечательно, что, из рассказов старожилов села Щенники, жених прилюдно при обряде сватовства спрашивал невесту: «Идешь?». Если чувства были взаимными, невеста отвечала: «Я иду». В свою очередь она спрашивала у жениха: «Берешь?». Тот, соответственно, давал ответ: «Я беру». Эти слова должны были служить доказательством того, что будущие молодожены женятся по обоюдному согласию. А присутствующие засвидетельствовали этот факт.
Смотрины (см. словарь) проходили в доме невесты, но, случалось, и на гуляньях. Когда происходили они в доме невесты, жених с родителями и свахой ехали не прямым путем, а заезжали дальше и делали круг — по обычаю, «запутывали дело». Позже обряд смотрин вобрал в себя Сватовство и Рукобитие и мог поэтому тянуться не одну неделю, причиной чему были споры о размере приданого и т. д. После успешного сватовства, дня через 2-3 родители молодых организовывали так называемый «сговор», «запой», «рукобитье». Также под смотринами можно понимать — смотрины хозяйства жениха. Это было важно особенно в том случае, если сваты приезжали из чужой деревни. Удовлетворившись результатами «домоглядства», как ещё назывались смотрины, родители невесты назначали день гласного сватовства — рукобитья (см. словарь).
Эта терминология обозначала содержание определенного предсвадебного этапа, характерного для русских на всей территории России. Речь обыкновенно шла так: женихова родня говорила, что у них есть покупатель, у тех товар, и не согласятся ли они продать свой товар; говорят, что товар их молод, необходим в хозяйстве, не запасся еще одеждой и т.п., и в конце концов дело ладится. Порешив на счет товара, т.е. невесты, родители ее начинают высказывать свои условия, на которых они согласны выдать свою дочь замуж. Условия эти заключаются в "выговоре" столовых денег, которые женихов отец должен выдать перед свадьбой отцу невесты. Выговор этот был небольшим по тем временам, простирался от 10 до 50 и более рублей, смотря по состоянию тех и других родителей. Кроме денег, выговариваются еще известное количество пшеничной муки, говядины или других продуктов для невестиной родни; если же невеста очень бедна и не имеет задубленного или суконного полушубка, то отец ее выговаривает и этот полушубок; равно речь идет и о дарах, т.е. всякому ли свою родню дарить, или жениху и ту и другую. При этом договаривались о сроке свадьбы, о предстоящих расходах, количестве подарков, о кладке (форма материального обеспечения невесты со стороны родств жениха), приданом и т. д. Также при рукобитье распределяли свадебные чины. В заключении отцы жениха и невесты били друг друга по рукам, нередко для этого надевая холщовые рукавицы. Все это должно было означать крепость и обязательность выполнения договора. После «рукобития» невеста считалась просватанной. Здесь уже устраивали так называемый «пропой», наподобие помолвки, где гуляла молодежь, подруги невесты, в основном, и самые близкие родные. С этого момента начинались главные приготовления к свадьбе.
1. 4.Девичник
Девичник (см. словарь) - свадебный обряд, день перед свадьбой, либо дни от рукобитья до свадьбы. К невесте приходили ее подружки, которые помогали ей готовить подарки жениху и его родным и пели свадебные песни. В это время сюда могли приходить и жених с парнями. Вместе они устраивали «вечерки» за чаем и молодежными играми. А невеста все время перед свадьбой проводила «в слезах и вытье», что означало прощание молодой женщины со свободной девичьей жизнью и начало новой, сопряженной с тяжелым трудом, постоянной заботой о хозяйстве. В Щенниках на девичниках могла присутствовать и невеста, но чаще всего он проходил без неё. Важным элементом являлось также ритуальное омовение невесты в бане накануне свадьбы. Здесь подруги помогали ей вымыться и обычно тоже припевали обрядовые печальные песни.
Причитальщица пела традиционную плакальную песню:
Свет ты моя волюшка, Покрасуйтесь, подруженьки,
Куда-то свою волюшку Покрасуйтесь, любезные,
Во чистое поле, Поколь вы у батюшки,
Во чистый Лес, А я горькая, горемычная,
Во темном лесе она заплутается, Поколь вы у матушки!
Нет, пущу я волюшку Свет ты моя негушка,
По милым подруженькам. У родимой матушки!
Я уже открасовалася,
Отшутила я с вами
Все шутки шутливые.
В ответ девушки поют:
Не кличь, не кличь, лебедушка,
Не кличь во поле, белая!
Не плачь, не тужи, Прасковъюшка,
Не плачь, не грусти, душа Андреевна,
По батюшке и по матушке.
По громком соловью во саду!
Как свекор ли батюшка
К тебе будет милостив,
Как свекровь ли матушка
К тебе будет милостива…
В наши дни также принято справлять девичник с присутствием близких друзей, подруг. Только теперь его обычно проводят в кругу подруг дома в спокойной обстановке или в уютных кафе. Жених обычно проводит свои предсвадебные посиделки – мальчишник.Однако суть остается та же – то есть будущая молодая жена прощается с прежней жизнью, её ждет много перемен. Итак, в той или иной степени прослеживается связь между старыми обычаями и современностью.
1. 5. Выкуп постели.
До свадьбы у невесты женихова родня выкупает постель для молодых. Это специальный обряд, идущий именно из среды мещан, простых горожан, и крестьян, то есть людей из простого народа. Перевоз постели в дом жениха сопровождался здесь обилием игровых моментов: выкуп постели, пение "неприличных" частушек и разные игры, характерные для традиционного крестьянского свадебного цикла. Какие интересные обряды соблюдались в Шарангском районе? Например, по рассказам местных жителей, жениху зашивали рукава рубахи. Так, с зашитыми рукавами, он должен был налить одну рюмку вина для любой невестиной подруги. После этого один рукав расшивали. Затем жених наливал вторую рюмку для другой подруги, тогда ему расшивали и другой рукав.
При выкупе постели обязательно торговались. Здесь присутствовали подружки невесты и её родные. В нашем селе, при соблюдении этого обряда, на середину кровати, где была застелена постель для молодых, клали тарелку и говорили такие слова: «Сколько денег положите?». С этого начинались торги. Деньги давали сначала мелкие, а затем покрупнее. Заканчивались торги небольшим угощением для всех гостей. Затем постель увозила родня жениха, нагружая обоз (см. словарь) разным добром. Этот обоз обходила сначала мать невесты с иконой, затем отец. Родители тем самым благословляли приданое своей дочери, желая преумножения богатства молодым и долгих лет совместной жизни.
В среде городского мещанства и крестьянства приданое не достигало больших размеров. Часто его без особой торжественности перевозили на одной подводе, а иногда просто переносили на руках. Если сравнить с дореволюционными временами, когда в России было дворянство, то в его среде перевоз приданого и постели невесты не сопровождался какими-либо публичными обрядовыми действиями. В этом сословии встречался, пожалуй, единственный чисто православный обряд совместного уединенного моления на образа невесты и ее матери. Выполнялся он обычно сразу же после отъезда обоза с приданым от дома невесты. Этот обычай имел широкое распространение также в купеческой и мещанской среде. У крестьян в момент отъезда обоза с приданым и постелью невеста, окруженная подругами, произносила свои очередные обрядовые причитания.
В наше время понятие "приданое" уже не имеет того значения, как в прошлом. Тем не менее, почти на всех свадьбах считается обязательным, чтобы в общее имущество вновь созданной семьи входило постельное белье от невесты. Кроме выкупа постели, и в прошлом веке, и во многих семьях Щенниках в наши дни, особенно в сельской местности, принято также вешать занавески на окна в доме жениха. Но прежде подруги невесты ходили в дом к жениху мерить окна, чтобы знать размер занавесок. После закупки необходимого количества ткани шили занавески. Затем приходили их вешать на окна.
День накануне свадьбы был посвящен прощанию невесты с домом, родными, подругами. В деревне в этот день жених и невеста обязательно ходили в баню. Невеста с утра приглашала подруг топить баню, где мылась вместе с ними. Туда же приходили женщины петь свадебные песни. Затем девушки торжественно провожали невесту домой. Мытье в бане выполняло функцию магического и физического очищения.
2. Непосредственно свадебные обряды
2. 1. Выкуп, бранье
Никогда не гуляли свадьбы во время поста, в дни больших, «двунадесятых» православных праздников. Больше всего свадеб гуляли в старину и продолжает гулять по сей день осенью, после уборки урожая. Затем наступает Филлиповский пост и надо ждать, пока пройдут святки; После крещения и до масленичной недели снова влюблённые могут соединять свои жизни. Самой же счастливой считалась свадьба, сыгранная на Красную горку, после Пасхи, во время Фоминой недели.
Традиционно, бракосочетанию предшествует помолвка — уведомление окружающих о том, что двое собираются вступить в брак и могут оказывать друг другу знаки внимания.
Невеста перед выкупом прощалась с подругами, с родительским домом. В доме жениха также велась подготовка к бранью (см. словарь).
Свадьба начиналась с прибытия «свадебного поезда» к дому невесты -гостей со стороны жениха на лошадях в дом невесты. В Шарангском принято было приезжать и самому жениху тоже. Свадебный возок украшался ещё с вечера; утром мать чесала сыну кудри - он ведь тоже прощался со своим холостяжеством. Чтобы уберечь парня от "сглаза", крёстная мать иногда сажала его на квашенку, крестообразно вырезала из головы по пучку волос, и подпаливала места срезов. Одевали жениха, как и невесту, во всё новое - рубаху, вышитую невестой, пояс, сотканный ею же. В наши дни жених также приезжает за невестой, только разница в средствах передвижения – лошадей сменили лимузины, микроавтобусы и даже старинные кареты. Когда время лошадей прошло, машины принято было украшать куклами, лентами.
Во многих традициях сваха невесты перед приездом свадебного поезда мела дорогу перед домом. В древности во время бранья устраивались кулачные бои между родами жениха и невесты, в ходе которых родственники невесты, оказав символическое сопротивление родне жениха, сдавались. В каждом поезде непременно участвует «дружка» (см. словарь). «Дружка» этот выбирается обычно из друзей или из родственников. Прежде, чем войти в дом, "поезжане" должны были преодолеть ряд препятствий. Это делалось с целью осознания женихом тех трудностей, которые будут ждать его в будущей семейной жизни.
В нашем Шарангском районе перед венчанием, или позднее бракосочетанием, обычно искусственную преграду жениху устраивали соседи, запирая ворота или на дороге загораживая путь. Подъехав к дому невесты, дружка через запертые ворота или другую преграду вел переговоры с соседями, отцом невесты или дружкой, иносказательная форма которых напоминала переговоры на сватовстве: «Мы, купцы, торгующие красным товаром», «заблудились и просим пустить ночевать». После переговоров и выкупа, носившего скорее символический характер, дружку, а вслед за ним и весь свадебный поезд, пускали во двор. Что представлял из себя выкуп, который давали за невесту? В период середины XX века, когда люди не имели большого богатства, выкупом служили домашние наливки, которые жених брал с собой, поручая дружке это дело выкупа, а детей, которые набегали обычно в это время, одаривали пряниками. Невеста, наряженная, ждала своего суженого в углу. Те деньги, которые жених давал за невесту её подружкам, невеста клала в сапог, как символ начала накоплений. Выходила мать молодухи, благословляла сначала свою дочь, затем молодых.
Подружки: «Выпустил на тебя Кощей русалок, то есть нас. А мы не желаем тебя просто так к невесте пропускать! Мы ее к венцу собирали? Собирали! Причесывали? В бане купали? В платье наряжали? Не какую-нибудь, а лучшую подругу отдаем. Не оставаться же нам теперь с пустыми руками!
Разбей тарелку с той силой, с какой любишь невесту. А теперь каждый осколок накрой бумажной денежкой».
За невестино платье нарядное подай нам вина виноградного.
За туфли лодочкой — бутылку водочки.
За каждый каблучок — монеток с кулачок.
За фату белую — яблоки спелые.
За невестин звонкий смех — серебра на всех…
2. 2.Венчание
Венчание (см. словарь) в прежние времена было единственным официальным ритуалом при заключении брачного союза до начала XX века, единственным видом брака, влекшим за собой юридические последствия, в большинстве стран Европы. «Брак есть таинство, в котором при свободном, пред священником и Церковью обещании женихом и невестою взаимной супружеской верности, благословляется их супружеский союз, во образ духовного союза Христа с Церковью, и испрашивается им благодать чистого единодушия к благословенному рождению и христианскому воспитанию детей.» - так говорилось в священном писании. В ряде стран венчание существует наряду с институтом гражданского брака; В России был упразднён в 1918 г., затем восстановлен в постсоветский период.
Перед отправкой в церковь родители невесты благословляли молодых иконой и хлебом. Перед венчанием невесте расплетали девичью косу, а после того, как молодые были повенчаны, ей заплетали две «бабьих» косы и тщательно закрывали волосы женским головным убором (повойником). Потом следовали гулянья и свадебный пир. В наши дни многие пары также предпочитают венчаться в церкви, но, скорее, для молодежи это дань моде.
2. 3. Свадебное торжество
На свадьбе у гостей могли быть определённые роли - свадебные чины. Обязательно на наших местных свадьбах избирался дружка - часто это был не просто весельчак, а способный уберечь свадьбу от порчи знахарь; в роли свахи чаще всего выступали крёстные матери. У дружки-шафера всегда был помощник - полудружье. Невесте полагалась подневестница, жениху - подженишник. Их основная роль - держать венцы над молодыми во время венчания. А на свадьбе во всем помогать молодым.
Начинался свадебный пир (см. словарь). Обряды изначально символизировали переход девушки из рода отца в род мужа. Это влечёт за собой и переход под покровительство духов мужнего рода. В церковь невесту часто ведут под руки, символизирую тем самым отсутствие сил, безжизненность. Из церкви молодая выходит уже сама. Жених вносит невесту в дом на руках с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорожденного члена семьи, который в дом не входил, — а в доме оказался. У входа молодожёнов после того, как они расписались, всегда встречала мать, которая посыпала сына и невестку овсом и пшеном — на оберёг и богатство. Сейчас к этому добавились лепестки цветов, что сделало обряд ещё более красивым и торжественным. Потом родители должны были поподчивать молодожёнов хлебом с солью. В древности хлеб пекли сами родители, а в наши дни они вполне могут заказать каравай и свадебный торт в одной из кондитерских фирм, которые испекут их именно для молодоженов.
Обычай отламывания или отрезания кусочков хлеба, чтобы погадать, сохранился и по сей день. Раньше гадали на детей — кто первый родится, мальчик или девочка, и на то, как молодые будут распоряжаться своими доходами. Сейчас на караваях гадают на главенство в доме (раньше же об этом даже и помыслить не могли — хозяином и главой дома мог быть только муж) – кто больше откусит кусок хлеба, тот и будет главой семьи.
Если матери у молодой к моменту замужества не было в живых, то молодые должны были обязательно сходить на кладбище и попросить у неё благословение. Встречи сторон сопровождались обычаями, широко распространенными на русских свадьбах. Дружка и сваты выкупали место около невесты у девушек, после чего дружка, шутливо замахиваясь кнутом, выгонял их.
Родители невесты часто не присутствовали за свадебным столом в первый день, поэтому у русских был в таких случаях обряд «звать гордых». Это делали ряженые гости с той и с другой стороны. Они шли шумной толпой в дом к родителям невесты, приглашая их за свадебный стол.
В Шарангских деревнях и в самом селе в старину на свадьбы были вхожи, кроме приглашенных лиц, все желающие односельчане. Их поведение и отношение к ним хозяев регламентировалось местными обычаями. В определенные моменты свадьба становилась как бы «открытой» для наблюдения и участия всех пришедших на нее. За столы сажали лишь приглашенных, но и зрителям подносили водку, а часто и закуску.
В нашем селе на свадьбе обычай дарить подарки молодым назывался и до сих пор называется раскрывание (см. словарь). Причем приходят в дом жениха и гости со стороны невесты с подарками.
После «раскрывания» молодая, попробовав угощение, должна была назвать свекровь матерью, громко произнося: «Мама, подай соли!». Это означало, что теперь она обрела в лице свекрови вторую мать.
А еще принято было гадать перед отправкой молодых в спальню, кто у них появится на свет первым из детей – мальчик или девочка. Для этого гости клали деньги в разные шапочки, символизирующие головной убор ребенка разного пола: кто больше положит в ту или иную шапочку, тот и родится. Проводив молодых с прибаутками в спальню, гости обычно продолжали веселье.
3.Послесвадебные обряды
3.1. Обряды во второй день
На другой день начинались «поиски ярки», заключающиеся в том, что родители молодухи приходили в ее новый дом (в котором ее с утра прятали), искали ее и приглашали всех гостей за праздничный стол к себе в дом, где и было принято отмечать второй день. Место молодых, которые готовились к выходу к гостям, занимали обычно дети. И в наши дни это распространено. За место полагался выкуп, который платил жених.
Гостям выносили яичницу, которую жених должен был разбить. А пекли для угощения блины. На современных свадьбах вместо яичницы выносят торт, за кусочек которого иногда выкладывают немалые деньги.
В этот же день следовал обряд, который должен был символизировать породнение двух семей – жениха и невесты, теперь мужа и жены. С этой целью родные жениха идут к невесте. По дороге рядятся и поют неприличные частушки. Во дворе невестиной родни ловят курицу. Поймав, отворачивают голову, варят и едят. Невестина родня готовит угощение. Веселье продолжается. Молодые надевают другие наряды. Для невесты устраивали разные испытания. Например, разбрасывание в помещении мусора, денег, зерна - молодая жена должна была тщательно подмести пол, что проверялось гостями. Таким образом, это показывало чистоплотность «молодухи», её способности хорошо вести хозяйство.
Также во второй день молодых посылали в баню.
На третий день гулянье заканчивалось. И здесь соблюдались определенные традиции. Так, родные со стороны молодого мужа ходили опять к родственникам его молодой жены. Цель этого посещения теперь была - взять у новых родственников коромысло и ведра, чтобы жена теперь ходила по воду в новой семье. Сейчас нечасто встретишь людей с ведрами и коромыслом. А тогда без этого обязательного атрибута нельзя было обойтись в хозяйстве.
После того, как за символическую плату выкупались нужные вещи для молодой жены, «молодуха» должна была сходить по воду с двумя ведрами на коромысле. Заканчивалась свадьба гулянием молодежи по селу.
Заключение
В современной свадьбе набор обрядов отличается от местности и категории населения. Но, конечно, есть и общие моменты со старинными обрядами. Это знакомство и представление родителей и молодых друг другу. Договор о дне свадьбы и расходах. Наиболее значимыми традициями в наше время являются знакомство родителей и обсуждение бюджета свадьбы. Возможно устройство помолвки, а накануне свадьбы – мальчишника и девичника. Редкая свадьба обходится без выкупа невесты. После выкупа все едут в ЗАГС красивым свадебным кортежем.
Но и теперь свадьба сохраняет свое важное, сакральное значение как переход от одной, холостой жизни к семейной, со своими радостями и обязанностями. Решать, будут они следовать традициям, обрядам, ритуалам или нет, и каким именно: старинным или современным, в которых неким образом переплелись языческие, христианские и атеистические взгляды, молодожены должны сами.
Праздники, обычаи и обряды всегда играли положительную роль в воспитании юного поколения. Система праздников, обычаев и обрядов формировалась на ранних ступенях развития человеческого общества. По мнению А.К. Салмина, «Обряд – важнейший блок в системе культуры этноса. Он является цементирующим фактором, отличительной чертой отдельно взятого народа. В нем перекрещиваются и отражаются практически все основные стороны жизни. Обрядовые действия и моления позволяют пролить свет на сложную проблему этногенеза, отражают исторические связи и духовную общность с народные праздники и обряды были и остаются важной частью духовного наследия народа. Они обладают функцией сохранения культурных традиций и переноса их из прошлого в настоящее и будущее. Народные праздники, обряды, традиции – неисчерпаемая сокровищница народной мудрости, воспитывающая молодое поколение в национальном и общечеловеческом духе. Они считают, что национальное и общечеловеческое – две стороны воспитания, в котором диалектически взаимосвязаны биологические, психологические и социальные факторы. Преемственность создает возможность подрастающим поколениям усвоить многовековой народный опыт воспитания, собрать и систематизировать всю народную мудрость по обучению и воспитанию молодежи, развивать и обогащать в новых условиях духовные ценности общества. другими народами.
Женитесь, венчайтесь, играйте свадьбу, создавайте свои семейные традиции. А из семейных традиций будут складываться традиции общества.
Паспорт проекта
исследованиям: Руководитель – Валова Анастасия Федоровна, 1985 г. р., учитель английского языка, МБОУ Щенниковская ОШ, педагогический стаж – 10 лет, телефон: 8-952-434-64-14. адрес: Нижегородская обл., р.п. Шарпанга, ул. Советская, д. 63.Пермякова Наталья Александровна–мать автора проектной работы, 1974 г. р.
Адрес:
Осуществляли исследования в номинации «Этно-экологические аспекты изучения традиционных обрядов и праздников» по теме «Свадебные обряды жителей Шарангского района» с. Щенники, близлежащих деревни Шарангского района.
Жители поселка и деревень района, Нижнего Новгорода – источники
информации: Ванюшина Нина Васильевна, 1932 г. р., с. Щенники, ул. Центральная, д. 48. Кислицына Светлана Дмитриевна г.р.,с. Щенники, ул. Молодежная, д. 2, кв.1. Лютов Сергей Иванович, 1963 г. р., с. Щенники,ул. Полевая, д. 16. Пермякова Н.А.,
Традиции использования обрядов в современной жизни: часть обрядов продолжают соблюдаться в современных свадьбах: при сватовстве, при выкупе невесты, в праздничном застолье и на других этапах свадьбы.
Б) Отрицательного влияния каких-либо элементов обряда не обнаружено.
В) Позитивное влияние обрядов очевидно: все опрашиваемые с удовольствием соблюдали обряды. Преграды, создаваемые для молодоженов, успешно преодолевались. Эстетическое значение также велико: красота обряда, его значение для брачующихся.
Г) Некоторые опрашиваемые отмечали, что обращали внимание на приметы. Например, в день бракосочетания шел дождь. У всех этих пар жизнь впоследствии удалась.
Д) Свадебные обряды изначально символизировали переход девушки из рода отца в род мужа. Это влечёт за собой и переход под покровительство духов мужнего рода. В церковь невесту часто ведут под руки, символизируя тем самым отсутствие сил, безжизненность. Из церкви молодая выходит уже сама. Жених вносит невесту в дом на руках с целью обмануть домового, заставить его принять девушку как новорожденного члена семьи, который в дом не входил, — а в доме оказался.
Конечный продукт - результат проекта — исследовательская работа «Добро жаловать», экспозиция в школьном музее.
Оценка — были собраны материалы о свадебных обрядах и традициях жителей Сосновского района, пополнены экспозиции музея, ученицы приняли участие в конкурсе исследовательских работ.
Самооценка — получен положительный опыт проектно- исследовательской работы, опыт коммуникативной работы.
Литература и источники информации.
Приложение № 1
Словарь слов, связанных со свадебными обрядами.
1. Венчание (Церко́вныйбра́к, Церко́вноебракосочета́ние) — христианское таинство благословения жениха и невесты, изъявивших желание жить совместно, как муж и жена в течение последующей жизни. В более широком, государственно-правовом смысле, вид брака, заключаемый в религиозных институтах.
2. Выкуп, бранье — свадебный обряд, при котором жених забирал невесту из дома.
3. Вытие — свадебный обряд, ритуальный плач. Происходит на половине невесты. Цель его — показать, что в доме у родителей девушке жилось хорошо, но теперь приходится уходить. Невеста прощалась с родителями, подругами, волей.
4. Девичник — свадебный обряд, день перед свадьбой, либо дни от рукобитья до свадьбы.
5. Дружка - распорядитель в свадебном обряде, приглашаемый женихом.
6. Матица – балка потолочного перекрытия, под которую садилась сваха.
7.Обоз – возок, груженный приданым.
8. Раскрывание – обычай дарить молодым подарки на свадебном пире.
9. Рукобитье — (сговор, запой, заручины, просватанье, своды) — часть свадебного обряда, в ходе которой достигалась окончательная договорённость по поводу свадьбы.
10. Свадебный пир — свадебный обряд при котором за едой и питьём с шутками и тостами праздновалась свадьба.
11. Сватовство — свадебный обряд, главной целью которого было получить предварительное согласие родственников невесты на свадьбу.
12.Смотрины — свадебный обряд, при котором сваха/(сват), жених, родители жениха могли увидеть будущую невесту и оценить её достоинства и недостатки.
Приложение № 2
Запись отрывка интервью с одной из жительниц Шарангского района с. Щенники Пермякова Наталья Александровна, проживающей в с. Щенники 5 лет, работающая соцработником
- Жених со своими матерью, отцом, крестной идут к невесте сватать. С ними могут идти и близкие родные жениха. Говорили, что у нас товар, у вас купец. Сваты садятся под матицу.
2. А что это такое?
- А это на потолке такая балка посередине. Это показывало, что сваха соединяет две судьбы.
3. Что было затем?
- Ну, а потом спрашивали, согласна ли молодая идти замуж.
4. А могла она отказать?
- Редко, но и такое бывало. Когда все договаривались, назначали день свадьбы.
5. Было ли венчание в ваши годы?
- Нет, мне бабушка моя говорила , что когда она выходила замуж, после войны,такого не было. Было не принято. Ведь была советская власть.
6. Какие еще обряды соблюдались до свадьбы?
- Вешали занавески в дом жениху. Когда приходили родные со стороны невесты, приносили наряженный веник. Жених платил за него небольшие деньги. Занавески вешали подруги невесты.
7. Как проходила сама свадьба?
- Обычно на неё могли прийти соседи, смотрели на молодых, как гуляют. Их тоже угощали. Молодых заставляли по-разному целоваться. После раскрывания молодая дарила подарки родным жениха.
Лягушка-путешественница
Рисуем белые грибы пастелью
Хитрый коврик
Одеяльце
Сорняки