Исследовательский проект "Бурятские сказки" выполнен учениками 5 класса на основе анализа сказок о Байкале.
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_bur_skazka1.doc | 365.5 КБ |
proekt_buryatskie_skazki.ppt | 464 КБ |
Исследовательский проект на тему: «Бурятские сказки»
Актуальность проекта:
Сейчас начался настоящий всплеск интереса к культуре, традициям своего народа. Мы живем на бурятской земле и должны знать особенности национальной культуры бурятского народа. Это одна из древних культур и она неотделима от культур других национальностей. Идеи добра и торжества справедливости, свойственные бурятскому фольклору, как фольклору других народов, перешли в легенды и сказки.
Проблема проекта:
Знаем ли мы бурятские сказки?
Цель проекта:
Приобщение к бурятскому фольклору на примере бурятской сказки.
Задачи проекта:
-Познакомиться с жанром сказки;
-Изучить бурятские народные сказки;
-Создать образы сказочных героев в виде рисунков;
-Провести социологический опрос среди учащихся и родителей.
Содержание проекта:
Для достижения цели проекта решено было провести исследование жанрового своеобразия сказки, видов сказок. На примере прочитанных бурятских сказок рассмотреть их своеобразие. Создать собственные образы сказочных героев в виде рисунков. Познакомиться с информационным проектом «Байкальские сказки». Провести социологический опрос на знание бурятских сказок среди пятиклассников нашей школы.
Для достижения цели мы использовали следующие методы: исследование, наблюдение, сравнение, социологический опрос, анализ, обобщение.
Участники проекта: группа учащихся 5 «В» класса.
Содержание:
1. Введение
Сказка – ложь, да в ней намек!
Добрым молодцам рок.
(А.С.Пушкин)
Крупнейшие русские писатели от Пушкина до Горького отмечали пленительную силу сказок, признавали их образцом национального искусства, подражали сказочникам, перенимали у них приемы художественной выразительности. Образы и сюжеты сказок знакомы нам с детства. Сказка прочно вошла в нашу жизнь, читая ее, мы узнаем об устройстве быта народа, его истории, культуре, учимся мудрости.
Сказки пришли к нам из глубины веков. Сочинённые народными сказителями, чудесные истории передавались из уст в уста, из поколения в поколение. Потом пришло время, когда сказки стали собирать и записывать. Некоторые сказочные истории дошли до нас без изменений - некоторые прошли литературную обработку, став, таким образом, понятнее и доступнее современному человеку. Порой, сказки видоизменялись и дополнялись рассказчиками - ведь "возраст" многих сказок исчисляется тысячелетиями! Все народные сказки богаты всевозможными метафорами, имеют множество оттенков смысла. Часто, не понимая этих метафор, люди не вносили в повествование свои изменения, а пересказывали так, как услышали. Наверное, благодаря этому в сказках всё же сохранился тот уникальный смысл, что был заложен в них древними сказителями.
Литературные сказки собирались столетиями во всем мире, и когда фольклористы собрали их, они определили, что сказки существовали в каждой культуре. Сказки и литературные работы на основе сказок все еще пишутся сегодня.
Издавна сказки были близки и понятны простому народу. Фантастика переплеталась в них с реальностью. Живя в нужде, люди мечтали о коврах-самолетах, о дворцах, о скатерти-самобранке. И всегда в русских сказках торжествовала справедливость, а добро побеждало зло. Не случайно А. С. Пушкин писал: «Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!».
Сказка - один из основных видов устного народного творчества. Сказки любят и дети и взрослые. Они вдохновляют писателей и поэтов, композиторов и художников. По сказкам ставятся спектакли и кинофильмы, создаются оперы и балеты. Сказки пришли к нам из глубокой древности. Рассказывали их нищие странники, портные, отставные солдаты. Мудрость и ценность сказки в том, что она отражает, открывает и позволяет пережить смысл важнейших общечеловеческих ценностей и жизненного смысла в целом. С точки зрения житейского смысла сказка наивна, с точки зрения жизненного смысла – глубока и неисчерпаема.
2. Сказка как жанр устного народного творчества
Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных, часто фантастических событиях и приключениях. Главной особенностью сказки является то, что это всегда выдуманная история со счастливым концом, где добро побеждает зло. Сказки бывают трех видов: бытовые, волшебные, о животных.
Сказки волшебные. В них раскрываются лучшие человеческие качества, герои романтичны. В такой сказке обязательно есть центральный положительный герой, его помощники и волшебные предметы. Герои волшебных сказок борются со злом и несправедливостью во имя добра и любви. В качестве примеров можно привести русские народные сказки про Ивана-дурака.
Сказки о животных. Здесь постоянные персонажи - это животные (лиса, волк, медведь, заяц и т.д.). Животные взаимодействуют, каждый из них олицетворяет то или иное человеческое качество, например, кот - умный, лиса - хитрая, медведь - сильный. Примеры: "Теремок", "Репка", "Колобок".
Социально-бытовые сказки - иллюстрируют реальную жизнь, герои показаны с точки зрения их социального положения, высмеиваются отрицательные человеческие качества. Лучшими качествами в таких сказках обладают люди из народа, которые, как правило, оказываются умнее и хитрее представителей высокого социального статуса (господ, попов). Эти сказки - сатирические, в них много юмора и каламбура. Примеры социально-бытовых сказок: "Шемякин суд", "Каша из топора"."Барин и плотник", "Мужик и поп".
3. Особенности бурятской сказки
Сказки – это «душа народа», в них нашла выражение существенная черта его мировосприятия: вера в торжество добра и справедливости. Бурятские сказки являются литературным достоянием бурятского народа, которые на протяжении веков передавались из уст в уста улигершинами и онтохошинами-сказочниками. Героические эпосы и волшебные сказки дошли до нас из глубины веков и содержат всю мудрость, справедливость, красоту, доброту и героический дух бурятского народа.
В бурятской бытовой сказке воспеваются скромность, трудолюбие, уважение к старшим, забота о престарелых, больных, бедных, честность, бескорыстие и т.д. и одновременно осуждаются жадность, зависть, т.е. в ней сформированы четкие этические представления. Такие сказки, как «Ухаатай эхэнэр» (Умная женщина), «Шадамар хугшэн» (Мастерица-бабушка), «Сэсэн хаанай бэри - угытэй хунэй басаган» (Дочь бедняка - невестка мудрого хана) и другие, воспитывают в детях уважение к женщине, к матери, к бабушке. А сказки «Аргата хусэтэ хоёр» (Силач и ловкач), «Хушэтэй башатай хоё'р» (Сильный и сметливый), «Холшор хубуун» (Парень-шутник) рассматривают ловкость, сметливость и находчивость, как необходимые качества человека.
Важное место занимают и сказки о животных. Такие сказки, как «Тэнэг шоно» (Глупый волк), «Хирээ ба унэгэн» (Ворона и лиса), «Шоно ба нохой» (Собака и волк), «Шоно хурьган хоёр» (Волк и ягненок), «Унэгэн юундэ улаан бэ?» (Почему лиса красная?) и другие раскрывают детям повадки зверей и животных и тем самым выполняют познавательную функцию. За основными персонажами сказок о животных закрепились определенные характеристики, иносказательная природа которых очевидна.
Волшебные сказки - это самый популярный и самый любимый жанр. Бурятская волшебная сказка отличается лаконичным, выразительным и ритмичным языком. В ней создается свой фантастический мир: герои, окружающие его персонажи, предметы и природа. Торжество добра и истины - непременное свойство волшебных сказок.
Сказка наглядно показывает, где проходят правильные жизненные пути человека, в чем его счастье и несчастье, какова его расплата за ошибки, чем человек отличается от зверя и птицы и т.д. В сказках раскрываются нравственные нормы и законы поведения человека.
4. Знаем ли мы бурятские сказки?
Мы провели социологический опрос среди учащихся пятых классов нашей школы, которые ответили на такие вопросы:
В результате исследования было выявлено, что сказки нравятся 90% учащихся, 10% не нравятся.
Бурятские сказки знают 25% учащихся, не знают 75% учащихся.
Любимыми сказками среди учащихся стали сказки: «Солнечный цветок», «Легенда о девушке-лебеди», «Красавица Ангара», «Колобок».
Бурятские сказки услышали от бабушек и дедушек 20% учащихся, 5% учащихся прочитали их сами.
Можно сделать вывод, что сказка является любимым жанром для учащихся пятых классов, ребята с удовольствием слушают и сами читают сказки. К сожалению, с бурятскими сказками знакомы лишь 25% учащихся. Они услышали их от своих бабушек и дедушек.
Учащиеся нашего класса прочитали любимые сказки ребят и нарисовали рисунки-иллюстрации к этим сказкам. Они попытались изобразить образы героев, сохранив национальный бурятский колорит.
5. Заключение
Работая над проектом, мы познакомились с бурятскими сказками, рассмотрели их особенности. Нарисовали рисунки – иллюстрации к сказкам. Узнали об информационном интернет проекте «Байкальские сказки». Пообщались со сверстниками из пятых классов. Посетили школьную и городскую библиотеки.
Мы пришли к выводу, что бурятские сказки малознакомы ребятам. В основном их знает старшее поколение, наши бабушки и дедушки. Думаем, что сказки – это часть культуры бурятского народа, и мы должны их знать, потому что живем в Бурятии. Главная отличительная черта бурятских сказок – яркость, красочность образов, а также нравоучительный характер сюжетов, поэтому они должны быть интересны детям.
Список литературы:
1. Круглов Ю. Г. Русские народные сказки: Кн. для самост. чтения. 4 - 6 кл. - М.: Просвещение, 1983. - 320 с, ил. — (Школ. б-ка).
2. Бурятские сказки. Ред. С 48 сост.: Л. И. Тимофеев и С. В. Тураев. М., "Просвещение", 1974. 509 с.
3. www.skazki.yaxy.ru ©®§¥ 2000 – 2009
4. Сайт www.baikal-tales.ru
5. Сайт "http://l-skazki.ru/"
Слайд 1
Проект «Бурятские сказки» Выполнили учащиеся 5 «В» класса, Зимерева Уля, Бородин ВаняСлайд 2
Знаем ли мы бурятские сказки? Цель проекта: Приобщение к бурятскому фольклору на примере бурятской сказки. Задачи проекта : Познакомиться с жанром сказки; Изучить бурятские народные сказки; Создать образы сказочных героев в виде рисунков; Провести социологический опрос среди учащихся и родителей.
Слайд 3
Сказка как жанр устного народного творчества Сказка – ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок. (А.С.Пушкин)
Слайд 4
Виды сказок Сказки волшебные Сказки о животных Социально-бытовые сказки
Слайд 5
Бурятские сказки
Слайд 6
Знаем ли мы бурятские сказки? Нравятся ли вам сказки? Знаете ли вы бурятские сказки? Какие сказки вы знаете? Откуда вы знаете о бурятских сказках?
Слайд 7
Надо знать бурятские сказки!
Слайд 8
Спасибо за внимание!
Сказка "12 месяцев". История и современность
Пчёлки на разведках
Плавает ли канцелярская скрепка?
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Земля на ладонях. Фантастический рассказ