Исследовательская работа на конференцию "Шаг в будущее"
Вложение | Размер |
---|---|
onomastika_v_nazvaniyah_magazinov_i_firm_p.salym_.zip | 55.14 КБ |
Российская научно-социальная программа
для молодежи и школьников «Шаг в будущее»
Ономастика названий магазинов и фирм с.п.Салым
Исследование филологической направленности
Автор:
Белоногов Александр Александрович
6 б класс
Россия, Тюменская область
Нефтеюганский район
с.п.Салым
НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»
Руководитель:
Волокитина Елена Мавлитовна
учитель русского языка и литературы
первая квалификационная категория
Россия, Тюменская область
Нефтеюганский район
с.п.Салым
НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»
2018-2019 учебный год
Ономастика названий магазинов и фирм с.п.Салым
Автор: Белоногов Александр Александрович, 6 б класс, Россия, Тюменская область,
Нефтеюганский район, с.п.Салым, НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»
Руководитель: Волокитина Елена Мавлитовна, учитель русского языка и литературы
первая квалификационная категория, Россия, Тюменская область, Нефтеюганский район,с.п.Салым, НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»
Аннотация
Проблема. В современном стремительно развивающемся мире мы редко задумываемся об окружающих нас словах - названиях предметов, процессов, качеств, явлений. Но есть слова, занимающие особое положение в системе языка, предназначенные для обозначения конкретных предметов, явлений и выделяющие их из ряда похожих, однотипных предметов и явлений - это имена собственные. Мы сталкиваемся с ними практически каждый день - имена людей, городов, рек и т.д. В год пятидесятилетия родного поселка стало интересным узнать, что было, и сравнить с тем, что стало с магазинами и фирмами с.п.Салым. Существуют ли какие-то закономерности в названиях магазинов, фирм, парикмахерских, кафе, гостиниц, и как это связано с лингвистикой? Отражают ли товарный ассортимент современные названия?
Гипотеза. Современные названия призывают к привлечению внимания покупателей, выполняют рекламную функцию, но не отражают товарный ассортимент.
Объект исследования: эмпоронимы - названия магазинов, фирм, парикмахерских, кафе, гостиниц нашего посёлка.
Предмет исследования: имена собственные в названиях магазинов, фирм, парикмахерских, кафе, гостиниц.
Цель работы: исследовать современные названия магазинов, фирм, парикмахерских, кафе, гостиниц, выявить специфические особенности эмпоронимов.
Задачи: провести лингвистические экскурсии по посёлку, понаблюдать и собрать сведения о названиях магазинов, фирм, парикмахерских, кафе, гостиниц;
распределить эмпоронимы по тематическим группам, выявить особенности;
провести социологический опрос, сбор информации.
Методы исследования: наблюдение, метод классификации, лексического анализа, опрос, описательный метод.
Вывод: выдвинутая гипотеза полностью нашла свое подтверждение.
Оглавление
Введение…………………………………………………………………………………6
Глава 1.Из истории эргонимики……………………………………………………..7
Глава 2. Эмпоронимы посёлка Салым……………………………………………...8
Глава 3. Что мы знаем о названиях магазинов нашего посёлка?........................11
Заключение…………………………………………………………………………….12
Литература……………………………………………………………………………..13
Приложение……………………………………………………………………………14
Ономастика названий магазинов и фирм с.п.Салым
Автор: Белоногов Александр Александрович, 6 б класс, Россия, Тюменская область,
Нефтеюганский район, с.п.Салым, НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»
Руководитель: Волокитина Елена Мавлитовна, учитель русского языка и литературы
первая квалификационная категория, Россия, Тюменская область, Нефтеюганский район,с.п.Салым, НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»
План исследования
Проблемой становится в современном стремительно развивающемся мире задуматься об окружающих нас словах - названиях предметов, процессов, качеств, явлений. Но есть слова, занимающие особое положение в системе языка, предназначенные для обозначения конкретных предметов, явлений и выделяющие их из ряда похожих, однотипных предметов и явлений - это имена собственные. Мы сталкиваемся с ними практически каждый день - имена людей, городов, рек и т.д. В год пятидесятилетия родного поселка стало интересным узнать, что было, и сравнить с тем, что стало с магазинами и фирмами с.п.Салым. Существуют ли какие-то закономерности в названиях магазинов, фирм, парикмахерских, кафе, гостиниц, и как это связано с лингвистикой? Отражают ли товарный ассортимент современные названия?
Нами была выдвинута гипотеза: возможно, что современные названия магазинов и фирм призывают к привлечению внимания покупателей, выполняют рекламную функцию, но не отражают товарный ассортимент.
Эта гипотеза определила цель моей работы: исследовать современные названия магазинов, фирм, парикмахерских, кафе, гостиниц, выявить специфические особенности эмпоронимов.
Для достижения поставленной цели были определены основные задачи: провести лингвистические экскурсии по посёлку, понаблюдать и собрать сведения о названиях магазинов, фирм, парикмахерских, кафе, гостиниц;
распределить эмпоронимы по тематическим группам, выявить особенности;
провести социологический опрос, сбор информации.
Основными методами исследования стали: наблюдение, метод классификации, лексического анализа, социологический опрос, описательный метод. Для этого были опрошены 35 человек, они ответили на три вопроса. Были изучены публикации, словари, которые помогли понять суть проблемы. В результате были сделаны соответствующие выводы. Составлена таблица по результатам опроса.
В работе была использована следующая литература:
1. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка – М.: «Азъ», 1994, - 310 с.
2. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.,
3. Энциклопедический словарь, 1998 г.,
4. Романова Т. П. Проблемы современной эргонимики // Филология, Вестник Б ГУ// 2015, - с.34-48
5. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык.- 2-е изд., испр.//Ред. коллегия: М. Аксёнова, Л. Петрановская и др.- М.:«Аванта», 2005
Для работы были использованы материалы следующих сайтов: В.Г. Осипова. История посёлка Салым, история школьного музея. Статья на сайте «Инфоурок», 2017 г. Направления ономастики. // http://ru.wikipedia.org/wiki
Ономастика названий магазинов и фирм с.п.Салым
Автор: Белоногов Александр Александрович, 6 б класс, Россия, Тюменская область,
Нефтеюганский район, с.п.Салым, НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»
Руководитель: Волокитина Елена Мавлитовна, учитель русского языка и литературы
первая квалификационная категория, Россия, Тюменская область, Нефтеюганский район,с.п.Салым, НРМОБУ «Салымская СОШ № 1»
Введение
Мы живём в современном стремительно развивающемся мире и редко задумываемся об окружающих нас словах - названиях предметов, процессов, качеств, явлений. Но есть слова, занимающие особое положение в системе языка, предназначенные для обозначения конкретных предметов, явлений и выделяющие их из ряда похожих, однотипных предметов и явлений - это имена собственные. Мы сталкиваемся с ними практически каждый день - имена людей, городов, рек и т.д.
В русском языке есть специальный раздел науки, который изучает названия и наименования - ономастика (в переводе с греческого «искусство давать имена»). Ономастика как наука, изучающая имена собственные, представляет собой богатый раздел лингвистики
В ономастике есть направления в зависимости от того, какие имена собственные изучаются. Одно из направлений ономастики меня заинтересовало и будет рассмотрено в настоящей исследовательской работе.
Изучением названий магазинов, фирм, парикмахерских, кафе, гостиниц занимается эргонимика. Собственные наименования магазинов и объектов, предоставляющих услуги, называются эмпоронимами.
Актуальность данной темы в том, что в этом году мой родной Салым празднует пятидесятилетие со дня основания. Меня, как и многих, интересует история нашего поселка. Какие магазины существовали раньше? В последние годы в нашем посёлке стало появляться много разных магазинов, и названия у них тоже разные, порой даже необычные. Почему? В этой работе будет рассмотрена тема имён собственных в названиях торговых предприятий с.п. Салым. Существуют ли какие-то закономерности в названиях магазинов и фирм, и как это связано с лингвистикой?
Практическая значимость данной работы заключается в том, что данный материал можно будет передать в школьный музей для использования в проведении экскурсий.
Была выдвинута следующая гипотеза: современные названия призывают к привлечению внимания покупателей, выполняют рекламную функцию, но не отражают товарный ассортимент. Данная гипотеза определила цель моей работы.
Цель работы: исследовать современные названия магазинов, фирм, парикмахерских, кафе, гостиниц, выявить специфические особенности эмпоронимов.
В соответствии с целью исследования были определены основные задачи:
1) провести лингвистические экскурсии по посёлку, понаблюдать и собрать сведения о названиях магазинов и фирм;
2) распределить эмпоронимы по тематическим группам, выявить особенности;
3) провести социологический опрос, сбор информации.
Для решения поставленных задач была разработана программа, которая включала следующие методы исследования: наблюдение, метод классификации, лексического анализа, опрос, описательный метод.
Объектом исследования выступают эмпоронимы - названия магазинов и фирм нашего посёлка.
Предмет исследования - имена собственные в этих названиях.
Глава 1.Из истории эргонимики.
Ономастика как раздел языкознания, изучающий любые собственные имена, получила свой статус в 30-х гг.20 века. В ономастике термин «эргонимика» (от греч. «труд, дело, деятельность») существует для названия широкого круга учреждений - как «собственное имя делового объединения людей» Единицами эргонимики являются эмпоронимы - названия магазинов, фирмонимы - названия фирм. Эмпороним состоит из 2-х частей: название самого объекта (магазин, парикмахерская, ресторан) и его имя собственное («Лилия», «Светлана», «Олечка»).
Главными функциями «товарного» эмпоронима являются информативная и рекламная. Благодаря информации и способу её подачи эмпоронимы достигают своей основной цели - привлечения внимания клиентов и покупателей.
Оптимальные информативно-рекламные собственные имена удаётся создать не всегда. Этому препятствует то, что очень сложно выделить определённую рациональную информацию об объекте продажи. Например, многие магазины в настоящее время предлагают самые разнообразные товары и услуги покупателю и просто не могут иметь информативных названий. Для привлечения внимания потребителя наиболее актуальной оказывается рациональная информация, содержащаяся в эмпорониме. Обычно эта информация об объекте продажи. При этом объект может быть назван прямо: «Продукты», «Мебельный», «Стройматериалы», «Посуда», «Мир сантехники».
Современная торговая сеть с.п.Салым представлена, по нашим подсчётам, несколькими десятками магазинов. А когда-то их история начиналась с малого. С 60-х гг. основным направлением во всей стране стала специализированная розничная торговля. Появились первые магазины: продовольственные, хозяйственные, культтовары и др.
Наш поселок образовался в 1969 году. В 70-х годах в поселке было всего 2 магазина, их названия соответствовали объектам продажи: «Продукты», «Промтовары». Кроме этого еще был специализированный магазин «Кулинария».
В 80-е годы добавилась пекарня, магазин в ХРСУ, который тоже не имел названия и вел торговлю смешанными товарами.
В 90-е гг. государственная торговля претерпела кардинальные изменения: вся торговля, пищевое производство оказались в частных руках. С того момента начали появляться маленькие павильоны и магазины.
Современному периоду свойственно разнообразие. Если раньше магазины подразделялись по специализации («Продукты», «Молоко» и т.д.), классификация шла по ГОСТам (правилам торговли), то в настоящее время владельцы свободны в названиях, потому что магазины в нашем посёлке имеют и продуктовые, и промышленные, и хозяйственные , и строительные отделы.
Глава 2. Эмпоронимы посёлка Салым.
Каждый раз, открывая магазин, предприниматели задумываются о названии. Оно должно быть звучным, ярким, запоминающимся и привлекательным для потребителей. А почему бы и нет? Ведь красивое слово, а если ещё и со смыслом, пока ещё никому не помешало. К тому же здесь скрыт, наверное, и хороший рекламный приём.
Собрав всю информацию по своей теме, я провел классификацию названий по следующим группам:
Основные тематические группы эмпоронимов:
1) Имена собственные (личные имена владельцев и членов их семей, имена мифологических и литературных персонажей):
«Светлана», «Лилия», « Белый кролик», «Арсаза», « СеверЯночка», «У Камала», «Олечка», « Алма», «Любимый», «Модники и модницы», «Хоттабыч»
2) Названия растений:
«Сакура»- название японского вишневого дерева.
3) Географические названия:
«Север» - направление, сторона; местность с холодным, суровым климатом, холодные края.
«Беловежеская Пуща» - густой, непроходимый лес; крупный лесной массив, расположенный на границе Белоруссии и Польши.
«Югра», « Югория» - древнее название Северного Урала и побережья Северного Ледовитого океана; название хантов, манси и других обитателей Югорской земли в древнерусских летописях.
«Каспий»- соленое озеро, самое большое из озер земного шара, расположенное в одной из самых замечательных впадин земной поверхности, называемой Арало-Каспийскою низменностью.
«СеверЯночка»- жительница Сибири
«Эльдора́до» — мифическая южноамериканская страна, богатая золотом и драгоценными камнями.
4) Природные, астрономические явления:
«Радуга» - разноцветная дуга
«Солнышко» - уменьшительно-ласкательное от слова солнце, т.е небесное светило
«Магнит»- тело, притягивающее или отталкивающее некоторые тела, благодаря действию своего магнитного поля.
5) Эмпоронимы, обозначающие отвлечённые понятия:
«Круиз» - путешествие, первоначально морское путешествие
«Люкс» - роскошь
«Сюрприз» - неожиданный подарок
«Креатив»- в переводе с английского творчество
« Стиль» - характерная манера поведения, метод деятельности, совокупность приемов какой-нибудь работы.
«Социальный» - подразумевает под собой общественный, относящийся к обществу. Как правило, под этим термином понимается связанное с жизнью людей в обществе, а также общества.
«Красное&Белое» - название цвета
«Шанс» - условие, которое может обеспечить успех, удачу.
«Мелодия» - певучая последовательность звуков, образующая известное музыкальное единство, мотив, напев.
«Имидж» - образ человека, включающий в себя внешность, манеру поведения, общения, способствующий воздействию на окружающих.
6) Эмпоронимы, обозначающие пространство:
«Заимка» - в Сибири - название некоторых небольших отдаленных поселений
«У Камала»- имя хозяина
«Караван»- движущаяся вереница кого-либо, чего-либо.
7) Эмпоронимы, характеризующие ассортимент предлагаемых товаров:
«Цветы», « Мир сантехники», «Запчасти», «Посуда», «Стройматериалы», «Кормушка»,
«Мебельный», «Ресторан», «Ресторанчик», «Любимые шторки», «Мясной пир», «Мегафон», «МТС», «Мотив», «Мир сантехники», «Мир обуви».
Такие наименования хороши тем, что они экономят время, затраченное на поиск нужных товаров, указывая конкретно на то, что нужно купить. Это очень важно, потому что такое название является ориентиром в дороге за покупками.
8)Языковые эксперименты:
«Арсаза», «СеверЯночка», «777» (три семерки), «Боане»
Как видно из нашей классификации, владельцы магазинов предпочитают эмпоронимы, обозначающие собственные имена, отвлечённые понятия, географические названия и непосредственно характеризующие ассортимент продукции и товаров.
Основные лексические группы эмпоронимов:
1) Общеупотребительные слова:
Составляют самую большую группу, т.к почти все названия являются общеупотребительными словами: «Светлана», «Лилия», « Белый кролик», «Олечка», ««Любимый», «Север» и др.
2) Разговорные слова:
«Любимчики», «Лакомка», «Солнышко», «Ресторанчик», «Любимые шторки», «Модники и модницы».
3) Специальные слова:
«Магнит Косметик», «777», «Запчасти», «Мир сантехники», «Стройматериалы», «Посуда», «Мегафон», «МТС», «Мотив».
4) Многозначные слова:
Практически все названия являются многозначными словами.
5) Заимствованные слова:
«Караван», «Имидж», «Сакура», «Стиль», «Круиз», «Люкс».
По лексике наиболее частотные в названиях магазинов заимствованные, многозначные и общеупотребительные слова, что говорит, вероятно, о стремлении владельцев назвать магазин красиво и понятно и в то же время привлечь покупателей.
Если смотреть с морфологической стороны, то можно сделать вывод, что из собранных нами 52 названий наиболее употребительны имена существительные (их - 38); 3 эмпоронима - имена прилагательные, 1- имя числительное.
С синтаксической точки зрения: словосочетания (10).
Глава 3. Что мы знаем о названиях магазинов нашего посёлка?
Сначала мы провели социологический опрос среди продавцов и владельцев. Им задавались следующие вопросы:
*Знаете ли, что обозначает название вашего магазина?
* Нравится ли Вам название?
Так в магазине «Арсаза» владелец пояснил нам, что «название магазина обозначает содружество трёх имен семьи – Артем, Саша и Злата». Название членам семьи очень нравится.
А в магазине «Светлана» директор рассказала, что магазин назван по её имени.
Магазин «Лилия» назван в честь супруги владельца магазина.
Руководители парикмахерских «Сакура», «Имидж», «Стиль» тоже поделились историей названия: «Хотелось чего-то необычного, создающего хорошее настроение». Парикмахерские услуги пользуются большим спросом, поэтому название себя оправдывает.
По итогам опроса можно сделать вывод, что 40 % продавцов не смогли ответить на первый вопрос, но 100 % составляют ответы на 2-ой вопрос.
Потом был проведён опрос и среди населения разного возраста. Им задавались
вопросы:
*Какие магазины часто посещаете?
* Нравится ли вам название?
*Знаете ли Вы, что обозначает название?
Всего опросили 35 человек.
Кого опрашивали | Всего | 1 вопрос Какие магазины часто посещаете? | 2 вопрос Нравится ли вам название? | 3 вопрос Знаете ли Вы, что обозначает название? | ||
да | нет | да | нет | |||
Дети | 10 | «Социальный», «Белый кролик», «Красное&Белое» «Магнит», «Магнит Косметик» | 8 | 2 | 5 | 5 |
Учителя | 10 | «Социальный», «Лилия», «Радуга», «Магнит», «Магнит Косметик» | 8 | 2 | 8 | 2 |
Взрослые | 15 | «Социальный», «Лилия», «Радуга», «Лакомка», «Красное&Белое» «Магнит», «Магнит Косметик» | 14 | 1 | 8 | 7 |
Результаты опроса говорят о том, что названия магазинов многих устраивают, но не все задумываются о происхождении и значении слов.
Заключение.
Работа, показалась очень увлекательной и интересной, и можно сделать следующие выводы:
-эмпоронимы выполняют две функции: рекламную (привлекают внимание покупателей) и рациональную, но не отражают товарный ассортимент;
-проведя лексический анализ, я заметил, что в основном – это интересные, яркие слова, многие из которых заимствованные; в качестве другой закономерности надо отметить тот факт, что доминирующая часть речи эмпоронимов – имена существительные (76%);
- среди названий наиболее частотными являются: антропонимы (45 %) (единичное имя собственное или совокупность имён собственных, идентифицирующих человека), эмпоронимы, связанные с абстрактным значением (35 %);
-современные названия магазинов не регламентируются официальными актами;
-формируя спрос и сбыт товаров, владельцы пытаются найти запоминающиеся названия, чтобы выгодно представить свой магазин среди конкурентов.
Таким образом, выдвинутая гипотеза полностью нашла свое подтверждение.
Список использованной литературы
1. Направления ономастики. // http://ru.wikipedia.org/wiki
2. Ожегов С. И. и Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка – М.: «Азъ», 1994, - 310 с.
3. Новый толково-словообразовательный словарь русского языка, Т. Ф. Ефремова.,
4. Энциклопедический словарь, 1998 г.,
5. Романова Т. П. Проблемы современной эргонимики // Филология, Вестник Б ГУ// 2015, - с.34-48
6. Энциклопедия для детей. Т.10. Языкознание. Русский язык.- 2-е изд., испр.//Ред. коллегия: М. Аксёнова, Л. Петрановская и др.- М.:«Аванта», 2005
7. В.Г. Осипова. История посёлка Салым, история школьного музея. Статья на сайте «Инфоурок», 2017 г.
ПРИЛОЖЕНИЕ
Список
магазинов, фирм, парикмахерских, кафе, гостиниц с.п.Салым
Груз обид
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Как нарисовать черёмуху
Как нарисовать портрет?
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка