Уникальна и многогранна культура Донского края. Культурные традиции передавались из поколения в поколение. Фольклор, обычаи, обряды занимают в донской культуре особое место. Особой любовью пользуется старинная казачья песня. Вся история казаков нашла отражение в этих песнях. Казачья культура на протяжении веков впитала в себя традиции, быт представителей различных национальностей. Итогом этого многовекового развития стало то, что в традиционной песенной культуре донских казаков много схожего с музыкальным фольклором южнорусских областей России – украинской культуры, и черты присущие только донской казачьей песне.
Актуальность данной работы заключается в сохранении традиций и исторической памяти своей малой Родины, изучении ее уникальности и оценке ее значимости в российской истории.
Цель исследования – выявление отражения российской истории в фольклоре донских казаков.
Вложение | Размер |
---|---|
mbou_shkola_no_106_chubarova_k._istoriya_rossii_i_dona_v_kazachih_pesnyah.docx | 33.8 КБ |
Отечество - 2017
Министерство образования и науки Российской Федерации
Министерство общего и профессионального образования
Ростовской области
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»
Номинация «Культура и фольклор родного края»
Тема работы
«История России и Дона в казачьих песнях»
Подготовил:
Чубарова Кристина Александровна
учащийся класса 6 «В»
место учебы: МБОУ «Школа № 106»
Руководитель:
Корчагина Юлия Павловна
Должность – учитель истории
Место работы – МБОУ «Школа № 106»
Ростов-на-Дону
2017 год
Введение
Уникальна и многогранна культура Донского края. Культурные традиции передавались из поколения в поколение. Фольклор, обычаи, обряды занимают в донской культуре особое место. Особой любовью пользуется старинная казачья песня. Вся история казаков нашла отражение в этих песнях. Казачья культура на протяжении веков впитала в себя традиции, быт представителей различных национальностей. Итогом этого многовекового развития стало то, что в традиционной песенной культуре донских казаков много схожего с музыкальным фольклором южнорусских областей России – украинской культуры, и черты присущие только донской казачьей песне.
Актуальность данной работы заключается в сохранении традиций и исторической памяти своей малой Родины, изучении ее уникальности и оценке ее значимости в российской истории.
Цель исследования – выявление отражения российской истории в фольклоре донских казаков.
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
Историография по данной теме невелика, поэтому тема не исследована в нужной мере. В основном исследованиями исторической казачьей песни занимаются ученые-этнографы, и в редком случае – историки.
Среди собирателей произведений донского фольклора можно выделить А.М. Листопадова и Р.А. Хрещатицкого. Именно благодаря их труду у нас есть возможность изучить казачьи песни XVIII и XIX веков. Также некоторые упоминания о донском фольклоре сохранились в произведениях М.А. Шолохова.
Особенности казачьей песни
Мужская (походная) казачья песня, как одно из основных культурных проявлений традиционной жизни казаков, на сегодняшний день практически утрачена.
Ввиду утраты традиционных форм народной жизни и схемы передачи песенного искусства «отец-сын» и «дед-внук» мы имеем другую схему, когда редкие «носители» песенного наследия передают редким любителям.
Большой знаток и ценитель казачьей культуры Михаил Александрович Шолохов в романе «Тихий Дон» так описал самобытность казачьей песни: «Пели её всегда в три – четыре голоса. Над густыми басами, взлётывая, трепетал редкой чистоты и силы тенор – подголоска - «дишкант ».
Басы ещё не обрывали последние слова, подголосок уже взлётывались над ними, и звуки, трепеща, как крылья белогрудого стрепета в полёте, торопясь, звали за собой».
Для песенного фольклора донских казаков характерны такие формы бытования, как плясовой хоровод свадебные игры и календарные празднества, насыщенные яркими напевали. Многоголосье с противопоставлению нижнему голосу верхнего подголоска является яркой стилевой особенностью.
Уникальным для русского фольклора является исполнение героического эпоса в многоголосном ансамблевом распеве. В тоже время пению казаков присущие некоторые самобытные черты.
Казаки сформулировали правила «Прекрасного пения». Правила которые состоят в умении «Управлять, владеть голосом; в его гибкости и подвижности – «Играть, переливать»; в пении своём не подражать никому; «Полным голосом», то есть свободным, чтобы нигде его не «Держать».
Песенная традиция донских казаков долгое время была исключительно мужской привилегией. Это отразилось в тематике большинства песен, в чисто мужской манере исполнения, особой тональности. Форма исполнения песни у казаков была – вольная, решительная, отрывисто – эмоциональная пению донских казаков присуще и уникальные черты. Они характеризуются протяжённостью – одним из высоко оцениваемых качеств, воплощающее неограниченность пространства. «Песня казачия – чтоб ни конца, ни краю».
Былины, исторические песни предания – ведущие жанры устного народного творчества 10-15вв. подлинные записи их фольклорные текстов сделаны лишь в 17 веке.
Второй родиной стала Донская земля многим обездоленным людям. Они бежали на Дон от крепостной неволи и становились казаками. Здесь селились украинцы, поляки, турки, греки, немцы и шведы, но больше всего было русских людей. Они приносили с собой свои обычаи, привычки, уклад жизни, песни и сказки. Здесь на Дону были другие условия жизни, другая природа. Поэтому со временем и песни они стали петь по – новому. Жанр исторической песни сохранился и живет сегодня на Дону. Эти песни поют не только известные исполнители, но и народные коллективы. Исторические песни и на домашнем застолье и в дружеском кругу.
Казак – это устойчивое понятие русского фольклора, которое связывалось с былинными богатырями. Первыми казаками были Илья Муромец(матерный казак), Алёша Попович, Добрыня Никитич(Дончак).
Изначально слово казак употреблялось в смысле «Храбрец, лихач». В песнях концах 17-19вв. она связывается с понятием «Донцы» появляются различные его оттенки: «Казаки лихачи», «Храбрые казаки», «Донцы природные на все пригодные». В сборнике А.М. Листопадова «Песни донских казаков» свыше пятидесяти вариантов донских былин.
В настоящее время их почти нет в репертуаре исполнителей донского фольклора.
Особую ценность для изучения истории казачества имеет военная, походная или историческая казачья песня. Во-первых, она фиксирует основные родовые типы поведения казаков.
Во-вторых, есть песни, в которых даже проговаривается или пропевается древний татем казаков. Казаки там сравниваются с белыми или серыми гусями, с тюрского каз-ак (белый гусь). Даже существовала такая пословица «Вольный как белый (серый) гусь» (терская народная песня).
В – третьих, казачья песня фиксирует на наш взгляд самую главную несбывную драму отношений Москва – Дон, царь – казачество. Она заключается в том, что в эти отношения изначально заложена двойственность. Во-первых, это традиционное и самое главное стремление казачества к вольнице, а во-вторых, это государственная миссия – служение.
Историческая казачья песня
Одна из старейших казачьих песен «На вольных степях Саратова ("Ермак" - донская былинная песня)» в многочисленных интерпретациях текста известна практически во всех хуторах и станицах. В то же время очень немногие могут её исполнить в подлинной манере. Уходят из жизни мастера такого исполнения, все реже встречаются их ученики – последователи. «В этих песнях надо родиться и жизнь прожить», - говорит известная исполнительница казачьих песен из хутора Мрыховского Верхнедонского района Ольга Васильевна Пономарева. Казачьи исторические песни отличаются не только тематикой и сюжетами, но и приёмами изображения действительности.
В казачьих исторических песнях 16 – 18вв. главная тема – борьба за родную землю и справедливое устройство общества. Казаки хотели сохранить свою автономию и землю.
Дон – своего рода «Земля – вода» казака. Для казачества символ родины – это вовсе не земля, как для «Обычных людей». Ведь земледелием они стали заниматься гораздо позже. Река Дон вошла в песни, как образ Родины, как символ вольного казачьего жития. Река их кормила, защищала, была домом и дорогой. Дону казаки поверяли свои сокровенные, сердечные думы, радость и горе. Обращаясь в песнях к Дону казаки ласково называют его « Батюшка, православный Дон Иванович».
В конце 18-19вв. появляются строевые песни. Своеобразны особенности темпа и ритма в казачьих песнях. Темп является началом, организующим движение, скорость и точность выполнения различных действий, связанных с ездой на коне и обращением с оружием. Быстрота реакции была высокоценным качеством боевой подготовки казака. Бешеная скачка («намет») в сочетании со стремительным напором, выкриками, гиканьем и приготовленными к бою пикой или шашкой- типичная картина лавы- особого казачьего наступления. В песенной традиции донских казаков протяжная песня является центральным жанром, наиболее ярко воплотившим особенности стиля и форм бытования музыкально-песенного фольклора Дона. Широкораспевные называются в народе по-разному: «вилючными», «старыми» и протяжными. «Протяжной» называют иногда всякую старинную песню, притом не всегда медленную.
История, отраженная в казачьей песне
Одной из самых старинных песен, повествующей об исторических событиях является песня терских казаков XVI века «Не из тучюшки» (см. Приложение 1). В ней говориться о первых жалованных грамотах Ивана Грозного казакам, о даровании царем гребенским казакам воли распоряжаться землями по берегам реки Терек.
В песне кубанских казаков «В 1791 року…» (см. Приложение 2) рассказывается об указе Екатерины II, ликвидировавшем Запорожскую Сечь, и переселении запорожцев на Кубань. По всей видимости, императрица Екатерина Великая не особо почиталась среди казаков, так как еще одна песня критикует ее политику. Песня «Вражья баба Катерина…» (см. Приложение 3) как нельзя лучше демонстрирует отношение донских и кубанских казаков к своим запорожским соседям и разочарование казаков в дружбе с российским правительством. «Ой, чьи ж теперь мы дети?» - восклицают расстроенные казаки в своей песне XVIII века.
Следующим ударом по казачеству был правительственный указ 1792 года, который предписывал переселить три тысячи семей с Дона на территорию между Белой Мечетью и Усть-Лабой (современный Усть-Лабинск, Краснодарский край). Это было сделано с целью укрепления границы и создания кордона из 12 станиц. Свое возмущение казаки выплеснули в песне «Отчего Дон возмущенным стал» (см. Приложение 4).
Чтобы еще раз подчеркнуть значимость исторической казачьей песни, как народного документа, народной летописи, фиксирующей и осмысливающей в своем сознании российскую историю, хочется вспомнить интересный факт из истории донского казачества, а именно когда в 1744 году при пожаре в Черкасском городке сгорел войсковой архив, Матвей Иванович Платов, Луковкин и др. принимают решение восстановить его по казачьей песне.
Казачья песня – это все-таки в первую очередь художественное осмысление, переживание жизни казаками. Поэтому нельзя не коснуться образно-поэтического строя песни.
Казаки, ощущая особую кровнородственную связь с той рекой, где они жили, с той страной, которую они оберегали и расширяли, нередко в своих песнях одухотворяют их, вступают с ними в диалог, сочувствуют и даже просят прощения.
Дон во многих песнях предстает перед нами как «Тихий», «Иванович», «отец родной», «батюшка»:
Подходили донцы они к Дону близко
Тот час кивера с голов они долой,
Поклонились они Дону низко
Здравствуй, Дон, отец родной,
Что ты сердишься на нас?
А он отвечает:
Я не сержусь,
Вы же мои дети…
Россия в песнях упоминается как матушка Россия, которая «…много горя, нужды приняла…много крови пролила», но в тоже время много Славы про тебя, «…сабе сына, а ты родила, его Платовым а ты назвала».
Эти примеры песен говорят нам о самосознании казаков как ответственных, любящих детей свою родину, Дон, Россию.
Из песен мы узнаем? как важна для казаков слава:
Жизнь казачья, она плохая,
Вот зато Слава, она хороша…
Тема братства (товарищества) звучит в песне напоминанием призыва Александра Невского «Положим животы своя за други своя». Только зная жизненный уклад казаков, можно понять, как умирающий казак может утешать мать словами «ой, а не все друзья мои да товарищи погибают на войне».
В казачьей песне как ни в какой другой переживается античная драма не погребенного тела, например в песне «Черный ворон»:
…ты принес мне, черный ворон
Ручку белую с кольцом.
По колечку я узнала, чья у ворона рука.
…он убитый лежит, не зарытый, в чужедальней стороне…
Казачья песня, как мы уже говорили, является тем народным документом, летописью, слушая и изучая которую мы можем получить более полную и ясную картину всей российской истории.
Заключение
Казаки, как истинные патриоты своей Родины, воспевали ее в своих песнях. Все значимые события, происходившие в истории казачества, отражены в песенном фольклоре донских и кубанских казаков. Один тот факт, что на Дону после пожара в архиве, историю казачества писали, опираясь на песни и былины, составленные казаками, говорит сам за себя.
Список использованной литературы
Асталенко М.П. Донские казаки 1550-1920 гг. – Р-н-Д, 1992
Венков А.В. История донского казачества. – Р-н-Д, 1992
Гегузин И.М. Влюбленный в песню. – Р-н-Д, 1974
Екимов Б.Н. Песни донских казаков. – Волгоград, 1982
Листопадов А.М. Песни донских казаков. – М., 195
Приложения
1. «Не из тучюшки»
Ой да не серые гуси гагачут,
То расплпкались гребенские наши казаки
Перед Грозным царем стоючи.
А он им отвечает:
Ой да пожалую вас, гребенские мои казаки,
Быстрым Тереком-горынычем со притоками…
2. «В 1791 року…»
Ой, у тысяча семьсо-от девьяносто пе-ервому ро-оку.
Ой, прийшов указ вид нашой цари-ицы
С Петербургу го-оро-оду, э-гэй.
С Петербургу го-оро-оду.
Ой, шоб пан Чепига-а, ще-й пан Голова-а-а-а-а-атый
Зибрав своё ви-ийско вийско запори-ижско,
Та-й пыдвынув на Куба-аню, э-гэй.
Та-й пыдвынув на Куба-аню.
Ой, бувайтэ здоровы-ы, ой, днипривстсво на-а-а-а-а-аше,
Бувайте здоровы вы, курене на-аши,
Тут вам без нас розвалы-ыться, э-гэй
Тут вам без нас розвалы-ыться.
А мы будэм пыты-ы, пыты ще-й гуля-а-а-а-а-аты,
Роспроклятых босурманив по горам-скалам гоня-.
По горам-скалам гоня-аты, э-гэй.
По горам-скалам гоня-аты.
3. «Вражья баба Катерина…»
Катэрына, Катэрына,
Шо ты наробыла?
Степь широкый, край весэлый,
Тай занапостыла.
Зiбралыся вси бурлакы
До рiдной хаты
- «Тут нам любо, тут нам мило
Журбы заспиваты.
Зiбралыся, як тi орлы,
Добычу дилыты
С девчатами журтуваты,
Мэд, горылку пыты.
Грай бо котрий на сопилку,
Сумно так сыдиты
Что деется тэпэрь в свитi,
Ой, чiйи же мы диты.
Что деется, шо маеться,
Що будэ по тому?
Кроме Бога единога
Нэ видно ныкому.
Катэрына, вражья маты,
Нэ гарно зробыла:
Панам землю раздарыла,
Нас посыротыла.
4. «Отчего Дон возмущенным стал»
Никто та про то не знает, да никто не ведает
Отчего же наш славный тихий Дон возмущается.
Воскрутился, возмутился славный тихий Дон от трех генералушек,
Как от первого генералушки от Гудовича,
Как от второго генералушки князя от Черкасского,
Как от третьего генералушки князя Иловайского.
Как вечор-то, ночесь, Иловайский князь во игры играл.
Он не в карты играл и не в наперсточки, а во бильярд катал,
Прокатал – прогулял Иловайский сын пару вороных коней со колясочкой.
Еще пропил прокатал Иловайский сын все житье-бытье, все свое именьице,
Еще пропил-прогулял Иловайский сын весь наш славный тихий Дон.
Как пропивши, промотавши, сел на лавочку он,
Потупил свои очи ясные и призадумался
Он , призадумавшись, стал указы фальшивые писать и по войску рассылать.
Старых стариков во Кубань – реку бросать.
А девушек на фабричный двор брать,
А молодых ребят во солдаты брить…
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью
По морям вокруг Земли
Земля на ладонях. Фантастический рассказ
Нора Аргунова. Щенята
Усатый нянь