Работа для конференции
Вложение | Размер |
---|---|
ten_tekst_4.doc | 781 КБ |
ПЕТРОЗАВОДСК |
Исследовательский проект |
«Значение тени в жизни человека» |
Выполнил:
ученик 3 «Г» класса
МОУ «СОШ № 39»
Дорошкевич Аким
Руководитель:
учитель начальных классов
Плескач Елена Николаевна
2018
После прочтения книги Софьи Прокофьевой «Удивительные приключения мальчика без тени и тени без мальчика» (Прокофьева, С. Удивительные приключения мальчика без тени и тени без мальчика - М., 2015 г. – 80 с.) мне стало интересно узнать, почему появляется и изменяется тень, зачем она нужна. Так определилась тема моего проекта - исследование тени. Я считаю, что эта тема актуальна, потому что тень сопровождает людей в течение всей их жизни, но не все знают, какую пользу она может приносить.
Цель проекта – выяснить, что такое тень, почему она появляется и изменяется, и как человек может использовать это явление в своей жизни. Для достижения цели нужно решить следующие задачи:
Объект исследования - тень, предмет исследования - способы применения тени.
Методы исследования:
Гипотеза: тень приносит людям пользу, её можно использовать в жизни разными способами.
Практическая значимость исследования: материалы работы можно использовать в повседневной жизни (например, для создания домашнего театра теней) и при проведении занятий по учебному предмету «Окружающий мир».
Свое исследование я начал с изучения литературы о свете и тени. Всем известно, что в полной темноте человек не видит окружающие его предметы и их тени. Из статей я узнал, что увидеть все вокруг помогают искусственные и естественные источники света. Свет распространяется волнами, которые идут через воздух по прямой линии и могут проходить только сквозь прозрачные предметы. А тень - это такая часть пространства за непрозрачным предметом, куда не проникает свет (Откуда берутся тени? [Электронный ресурс]. - Режим доступа:http://shishkinles.ru/shishkinles/Matilda/sovinform/zasedaniya/Otkuda_berutsa_teni/).
С помощью искусственного источника света (фонарика) и непрозрачного предмета (яблока) я убедился в том, что:
Наблюдая за тенью в ясную погоду, я понял, что размер тени предмета зависит от размера самого предмета (например, тень моей младшей сестры меньше по размеру, чем моя). Но кроме этого я заметил, что тень одного и того же предмета может изменять размер, чёткость и оттенок.
Чтобы узнать, почему так происходит, я провёл эксперимент с настольной лампой и непрозрачным стаканом, который находился на столе. Сначала я изменял расстояние между лампой и стаканом, а потом размещал лампу на разной высоте и наблюдал за изменениями тени.
Оказалось, что свойства тени зависят от того, где находится источник света: чем ближе источник света к предмету, тем больше по размеру, светлее и размытее тень; чем выше находится источник света над предметом, тем короче, темнее и четче тень (Приложение, таблица 1). Так, в полдень Солнце находится высоко над горизонтом, и тени от предметов в это время самые короткие.
Во время проведения эксперимента с лампой и стаканом я обратил внимание на то, что тень может менять направление. Удерживая лампу над стаканом, я описал ею в воздухе окружность и увидел, что тень вращается вокруг стакана как стрелка часов. Получается, что направление тени тоже зависит от положения источника света относительно предмета.
Из литературы я узнал разные способы использования человеком знаний о свойствах тени.
С помощью тени можно узнать высоту предметов, определить стороны горизонта и время (Как определить стороны света и время по тени [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://vijivaka.com/orienting/sun/kakoe-napravlenie-pokazyvayut-teni-v-polden.html). Встав в полдень спиной к Солнцу, я по положению тени определил направление на север, а отмечая на асфальте направление своей тени в разное время дня - получил простейшие солнечные часы (Приложение, фото 2 и 3).
Известно, что температура предметов, расположенных в тени, ниже температуры предметов, находящихся на освещённой Солнцем поверхности, поэтому тень спасает живые организмы от перегревания.
Также тень помогает родителям и педагогам развивать детей с помощью различных игр и занятий (Фигурки из тени при помощи рук [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://studio-molino.ru/p0076.htm), а художникам - создавать портреты с помощью техники «силуэт» и придавать изображенным на картинах людям, животным и предметам объём (Приложение, фото 4 и 5).
Для меня одним из самых интересных способов использования тени оказался театр теней. Такие театры появились много веков назад в Азии (Лыкова И.А., Шипунова В.А. Теневой театр вчера и сегодня или Как приручить тень? - М., 2012. - 96 с.). Прочитав о том, как проходили теневые представления в древности, я самостоятельно подготовил и показал своей семье спектакль по сказке Г.Цыферова. Для создания домашнего театра теней мне понадобились фигурки героев, вырезанные из картона, деревянные палочки, светлая бумага, лампа (Приложение, фото 6 и 7).
Таким образом, благодаря исследованию я узнал, как появляется и почему изменяется тень. Я выяснил, что тень предмета – это область за предметом, на которую не попадает свет, а её размер, направление, чёткость зависят от положения источника света. Гипотеза о том, что тень приносит людям пользу, подтвердилась: есть разные способы использования человеком знаний о тени. Кроме этого, я сумел найти практическое применение тени в своей жизни, подготовив спектакль домашнего театра теней.
У меня возникли новые вопросы, которые я хотел бы изучить в дальнейшем (например, может ли тень быть разноцветной).
Приложение.
Фото 1. Тень от непрозрачного предмета.
Таблица 1. Ход и результаты эксперимента.
Описание эксперимента | Описание полученной тени, ее длина | Фото |
Источник света находится на расстоянии 30 см от предмета, на высоте около 5-7 см от поверхности стола. | Тень тёмная, размытая, длина тени – более 60 см. Рядом с предметом тень темнее, при отдалении от предмета тень постепенно становится светлее. | |
Источник света находится на расстоянии 30 см от предмета, и поднимается сначала на высоту 30 см, а затем на высоту 50 см от поверхности стола. | При высоте источника света 30 см: тень тёмная, но более чёткая и короткая, чем в первой части эксперимента, длина тени – около 10 см (почти равна высоте предмета). При высоте источника света 50 см: тень от предмета становится ещё короче (длина около 5 см), четче и темнее. | |
Источник света находится прямо над предметом, на высоте 50 см от поверхности стола. | Тень от предмета темная, короткая. | |
Источник света сначала находится на расстоянии 50 см от предмета, размещенного около белой стены, а затем – на расстоянии около 7-10 см. Высота источника света от поверхности стола в обоих случаях одинаковая – около 5-7 см. | Когда источник света отдален от предмета (50 см), то тень получается четкой, она имеет примерно такой размер, как сам предмет. При приближении источника света к предмету (расстояние 7-10 см) тень увеличивается в размере, становится размытой. |
Фото 2. Изменение направления тени в разное время суток.
Фото 3. Определение сторон света по направлению тени в полдень.
Фото 4. Создание фигур из тени при помощи рук.
Фото 5. Техника создания портрета по тени («силуэт»).
Фото 6. Спектакль домашнего театра теней (вид со стороны рассказчика).
Фото 7. Спектакль домашнего театра теней (вид со стороны зрителя).
Снежная книга
Рисуем домики зимой
Хрюк на ёлке
Извержение вулкана
Что такое музыка?