Актуальность исследования определена тем, что политические партии являются важнейшей частью политической системы общества, основными посредниками между обществом и государством и эффективным инструментом в реализации права народа на участие в управлении делами государства. Указанные положения подчеркивают значимость детального правового регулирования политических партий.
Политическая партия - это динамически развивающийся институт, который тесным образом связан с различными происходящими в стране общественно-политическими явлениями, и в связи с этим возникает необходимость планомерного изучения и анализа деятельности партий.
На сегодняшний день можно выделить ряд проблемных вопросов, пробелов в регулировании политических партий, которые требуют изменения действующего законодательства и его обновления в соответствии с объективно существующей реальностью общественно-политической жизни. Перед учеными и практиками стоит выбор векторов дальнейшего развития партийного права. Все это обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Целью исследования является изучение правового регулирования политических партий в Российской Федерации.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
--определить место политических партий в системе общественных объединений России;
--охарактеризовать особенности государственной регистрации политических партий в Российской Федерации;
--рассмотреть вопросы денежно-финансового контроля над деятельностью политических партий;
--проанализировать особенности приостановления деятельности, ликвидации и реорганизации политической партии.
Объектом исследования выступают урегулированные нормами права общественные отношения, связанные с правовым регулированием деятельности политических партий.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, которые устанавливают порядок и особенности деятельности политических партий в Российской Федерации, а также российская правовая доктрина и судебная практика.
Тема работы в целом достаточно полно разработана в научной литературе. Существует множество работ, посвященных как определению правового статуса партий, так и правовым основам регистрации, приостановления, прекращения деятельности и контроля политических партий в России.
Научная новизна исследования определяется тем, что в данной работе используется комплексный подход к изучению документов, регулирующих статус политических партий. Кроме того, результатами анализа действующего партийного права стали выявление спорных вопросов и пробелов в правовых нормах, регламентирующих деятельность партий, и внесение предложений по изменению законодательства с целью его совершенствования.
Практическая ценность заключается в том, что применение предложенных изменений на практике поможет наиболее полно урегулировать партийные отношения.
Методологическую основу исследования составляют общий диалектический метод познания, метод комплексного анализа, а также специально-юридические методы, в частности, формально-юридический, сравнительно-правовой.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Вложение | Размер |
---|---|
konstitutsionno-pravovo_regulir.docx | 45.59 КБ |
Муниципальное казённое учреждение
«Центр информационно-методического обеспечения муниципальных
образовательных учреждений» Лямбирского муниципального района РМ
Районный конкурс исследовательских, проектных и поисковых работ учащихся
«Юный исследователь»
«КОНСТИТУТЦИОННО-ПРАВОВЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ДИКВИДАЦИИ
ПОЛИТИЧЕСКИХ ПАРТИЙ В РФ»
Манаева Дарья
8 класс
МОУ «Саловская СОШ»
Лямбирь
2019
СОДЕРЖАНИЕ
Введение
Актуальность исследования определена тем, что политические партии являются важнейшей частью политической системы общества, основными посредниками между обществом и государством и эффективным инструментом в реализации права народа на участие в управлении делами государства. Указанные положения подчеркивают значимость детального правового регулирования политических партий.
Политическая партия - это динамически развивающийся институт, который тесным образом связан с различными происходящими в стране общественно-политическими явлениями, и в связи с этим возникает необходимость планомерного изучения и анализа деятельности партий.
На сегодняшний день можно выделить ряд проблемных вопросов, пробелов в регулировании политических партий, которые требуют изменения действующего законодательства и его обновления в соответствии с объективно существующей реальностью общественно-политической жизни. Перед учеными и практиками стоит выбор векторов дальнейшего развития партийного права. Все это обуславливает актуальность выбранной темы исследования.
Целью исследования является изучение правового регулирования политических партий в Российской Федерации.
Поставленная цель предполагает решение следующих задач:
--определить место политических партий в системе общественных объединений России;
--охарактеризовать особенности государственной регистрации политических партий в Российской Федерации;
--рассмотреть вопросы денежно-финансового контроля над деятельностью политических партий;
--проанализировать особенности приостановления деятельности, ликвидации и реорганизации политической партии.
Объектом исследования выступают урегулированные нормами права общественные отношения, связанные с правовым регулированием деятельности политических партий.
Предметом исследования являются нормы действующего законодательства, которые устанавливают порядок и особенности деятельности политических партий в Российской Федерации, а также российская правовая доктрина и судебная практика.
Тема работы в целом достаточно полно разработана в научной литературе. Существует множество работ, посвященных как определению правового статуса партий, так и правовым основам регистрации, приостановления, прекращения деятельности и контроля политических партий в России.
Научная новизна исследования определяется тем, что в данной работе используется комплексный подход к изучению документов, регулирующих статус политических партий. Кроме того, результатами анализа действующего партийного права стали выявление спорных вопросов и пробелов в правовых нормах, регламентирующих деятельность партий, и внесение предложений по изменению законодательства с целью его совершенствования.
Практическая ценность заключается в том, что применение предложенных изменений на практике поможет наиболее полно урегулировать партийные отношения.
Методологическую основу исследования составляют общий диалектический метод познания, метод комплексного анализа, а также специально-юридические методы, в частности, формально-юридический, сравнительно-правовой.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.
Свобода образования и деятельности политических партий в России конституционно признанна. Возникает, однако, важный в теоретическом и практическом плане вопрос, является ли эта свобода абсолютной или она может быть в той или иной мере ограничена. В современной конституционной доктрине по вопросу о свободе образования политических партий существуют две противоположные точки зрения. Сторонники радикального либерализма считают, что эта свобода должна быть абсолютной, ибо любое ограничение означает отрицание демократии. Другие, рассматривая многопартийность, свободу образования политических партий как неотъемлемый признак демократического правового государства, вместе с тем отстаивают право этого государства защищать демократический конституционный строй. «Следовательно, перед демократическим государством стоит задача правильно определить эти границы, то есть соблюсти разумный баланс между свободой.
Безусловно, в Российской Федерации с принятием Федерального Закона «О политических партиях» в процедуре создания политических партий произошли существенные изменения. Поскольку данный Федеральный закон был принят, когда в России уже сформировались политические партии, законодателю пришлось выделить два способа учреждения партии (п. 1 ст. 11 ФЗ « О политических партиях»):
- образование её на учредительном съезде, когда инициатива создания партии исходит непосредственно от граждан;
- создание партии путём преобразования общероссийской общественной организации или общероссийского общественного движения на их съезде, когда инициатива исходит от руководящих органов этого общественного объединения, управомоченных на то их уставом.
При первом способе образования политической партии инициатива создания партии исходит непосредственно от граждан - учредителей партии, объединившихся для достижения указанной цели в оргкомитет, в составе не менее 10 человек сроком на один год, причем в законе порядок формирования и роспуска его персонального состава не уточняется.
Далее, в соответствии со ст. 12 Закона «О политических партиях» организационный комитет вместе с пакетом документов направляет уведомление о своём намерении создать партию «в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации», на принятие решений об осуществлении государственной регистрации политических партий» О политических партиях: Федеральный закон от 11.07.2001 г. №95-ФЗ , который в свою очередь выдаёт документ, подтверждающий представление, причём единственным основанием для отказа в выдаче подтверждения является отсутствие либо ненадлежащее оформление необходимых документов. После чего руководители оргкомитета создаваемой партии в течение месяца публикуют в одном или нескольких общероссийских периодических печатных изданиях сведения о намерении создать политическую партию.[1]
Главной обязанностью оргкомитета является проведение в течение срока своих полномочий учредительного съезда политической партии, после проведения которого он прекращает свою деятельность, а денежные средства и иное имущество оргкомитета, финансовый отчёт об их использовании, с указанием источников поступления денежных средств и иного имущества, передаются созданной политической партии. Если же оргкомитет в течение одного года не проведёт учредительный съезд, то полученное им имущество возвращается жертвователям либо обращается в доход государства. [2]
Необходимо отметить, что Закон не регулирует в деталях процедуру проведения учредительного съезда, однако он даёт исчерпывающий перечень решений, после принятия которых партия считается созданной. Это следующие решения, принятые на съезде: 1) о создании политической партии; 2) об образовании её региональных отделений более чем в половине субъектов РФ; 3) о принятии устава партии; 4) о принятии программы партии; 5) о формировании руководящих и контрольно-ревизионных органов партии, которые принимаются простым большинством голосов делегатов.
При этом, вполне закономерно, что моментом образования политической партии путём учредительного съезда является не момент его окончания, а момент принятия им необходимых для создания партии решений, ведь ни одна партия не застрахована от прецедента, произошедшего на учредительном съезде Демократической партии России в 1990 году, когда вследствие значительных разногласий съезд покинула значительная группа депутатов, и он не был завершён.
Стоит отметить, широкое применение подобного способа образования новой политической партии, о чём свидетельствует тот факт, что с момента вступления ФЗ «О политических партиях» Минюстом России было зарегистрировано около 80 оргкомитетов по созданию политических партий, из которых более 40 провели учредительные съезды.
Но, несмотря на это, можно предположить, что создание политической партии путём преобразования её из общероссийской общественной организации или общественного движения представляется гораздо более приемлемым, так как позволяет опереться на уже созданные и эффективно функционирующие оргструктуры.
Действительно, при этом способе создания партии инициатива исходит от руководящих органов уже созданного общественного объединения, причём не обязательно политического характера. Однако, при таком преобразовании необходима поддержка этой идеи внутри общественного объединения, а она имеется далеко не всегда.
В случае же, если идея преобразования поддержана, организация не позднее, чем за месяц до созыва съезда, должна опубликовать в общероссийском периодическом печатном издании сведения о месте и времени его проведения.
После проведения учредительного съезда партии либо съезда общероссийской общественной организации или движения, принявшего решение о преобразовании соответствующего общественного объединения в политическую партию, созданная партия в течение месяца представляет основные положения своей программы в «Российскую газету» для опубликования, которая в течение месяца размещает их в объёме не менее двухсот газетных строк. При этом моментом создания политической партии путём её преобразования из общественного объединения является её внесение в единый государственный реестр юридических лиц.
Что касается проблемных моментов в процессе преобразования общественного объединения в политическую партию, то на практике остается неразрешенным вопрос о процедурной форме подтверждения членами общественной организации своего членства в создаваемой партии и форме такого подтверждения. В связи с этим Минюст определил, что в ходе преобразования и последующей перерегистрации общественных объединений в партии их члены обязаны подтвердить свою принадлежность к созданной партии путём подачи заявлений, форма и содержание которых регламентируются внутренним законодательством партии. При регистрации региональных отделений ими должны быть представлены личные заявления в письменной форме в количестве не менее 100 экземпляров.
Необходимо подробнее остановиться на толковании термина «создание партии». С одной стороны, Федеральный закон «О политических партиях» применяет термин «создание» только к процедуре утверждения партий на учредительном съезде, а процедура обязательной государственной регистрации регулируется отдельной главой закона и этапом создания партии, соответственно, не является. Более того, данный Федеральный закон прямо указывает, что партия считается созданной со дня принятия съездом соответствующих решений. С другой стороны, п.4 ст. 11 Закона гласит, что при создании политической партии путём преобразования в политическую партию общероссийского политического объединения партия считается созданной со дня внесения соответствующей записи в единый государственный реестр, и, кроме того, политическая и её региональные отделения осуществляют свою деятельность в полном объёме лишь с момента государственной регистрации (п.2 ст. 36). Ещё одним аргументом в пользу того, что процедура создания включает в себя и государственную регистрацию, является то, что партия приобретает право участвовать в выборах и референдумах только с момента представления в регистрирующие органы документов о государственной регистрации её региональных отделений.
Подробное рассмотрение норм закона позволяет сделать вывод о том, что термин «создание», применяемый законодательством только к процедуре учреждения партии на съезде имеет гораздо более широкое содержание и включает в себя не только её учреждение, но и прохождение государственной регистрации, поэтому, возможно, применение термина «учреждение» вместо нынешнего «создание» было бы более правильным. В связи с этим, вполне уместно внесение изменения названия Главы II с «Создания политической партии» на «Учреждение политической партии» в Законе РФ «О политических партиях».
Как следует из вышеизложенного, определённой правосубъектностью не зарегистрированная партия уже обладает со дня своего создания (например, имеет право на осуществление информационно-пропагандистской деятельности), однако юридическим лицом и полноценным субъектом избирательного процесса партия становится только после государственной регистрации, приобретая статус юридического лица. Регистрация политических партий является основной стадией институционализации политических партий, в ходе которой её правовой статус получает официальное подтверждение, при этом в отдельных странах она имеет свои особенности материального и процедурного характера.
Анализируя ФЗ « О политических партиях», следует отметить, что в нашей стране к политической партии предъявляются следующие требования: необходимым условием создания политической партии является соответствие идеологической направленности политической партии нормам, установленным законодательством: запрещается создание и деятельность политических партий, цели или действия которой направлены на осуществление экстремистской деятельности; общая численность политической партии не должна быть менее 50000 членов (при этом численность региональных отделений партии более чем в половине субъектов РФ должна быть не менее 500, а в остальных - не менее 250); руководящие и иные органы политической партии, её региональные отделения и иные органы политической партии, её региональные отделения иные структурные подразделения должны находиться на территории Российской Федерации; создание и деятельность региональных и межрегиональных партий Законом не предусмотрены; партии являются «единственной» формой общественных объединений, имеющей право самостоятельно выдвигать кандидатов на выборы т.д.
Стремление российского законодателя к формированию организационно сильных партий с фиксированным членством (ст. З ФЗ « О политических партиях») при выдвижении материальных требований при регистрации политических партий понятно, но здесь есть свои дискуссионные моменты, требующие дальнейшего осмысления и доработки. Так, Федеральный закон «О политических партиях» однозначно закрепил, что создание партий в России возможно только на федеральном уровне (ст. З). Целью данной новеллы, по всей видимости, было укрепление федеральных тенденций в нашей стране и предотвращение появления сепаратистки настроенных лидеров у власти в субъектах Российской Федерации. Однако запрет на региональные и межрегиональные партии выглядит весьма спорным, так как субъекты Федерации, согласно Конституции РФ, являются государственно-властными образованиями, что предполагает наличие в рамках этих субъектов политических отношений и соответственно форм политической организации населения, включая политические партии.[3]
Для государственной регистрации политическая партия предоставляет в орган юстиции пакет документов, определённый в статьях 16 и 17 ФЗ « О политических партиях». К этим документам относятся: заявление, подписанное уполномоченными лицами политической партии,
два экземпляра устава политической партии, программу политической партии, копии решений съезда о
создании партии, экземпляр печатного издания, в котором опубликованы сведения о месте и дате
проведении учредительного съезда, документ об уплате государственной пошлины, сведения об адресе
руководящего органа партии, копии протоколов проведённых более чем в половине субъектов РФ
конференций или общих собраний региональных отделений партии. Если же партия создаётся путём преобразования из общественной организации или движения, то в этом случае к вышеуказанному перечню документов прибавляется ещё передаточный акт общественной организации или движения, составленный в соответствии с Гражданским Кодексом РФ, и, кроме того, все необходимые документы принимаются от имени преобразуемого общественного объединения и передаются в регистрирующий орган его представителями.
После установления соответствия документов необходимым требованиям Минюст России или его территориальное подразделение принимает решение о государственной регистрации политической партии или ее регионального отделения и направляет соответствующие документы в регистрирующий орган, который, в пятидневный срок со дня их получения вносит в Государственный реестр юридических лиц запись о политической партии; после чего не позднее чем через три дня после получения от регистрирующего органа информации о внесении в государственный реестр Минюст России выдаёт уполномоченному лицу политической партии свидетельство, подтверждающее факт внесения соответствующей записи. [4]
Если же уполномоченным органом принято решение об отказе в регистрации политической партии, то заявителю сообщается об этом в письменной форме не позднее чем через месяц со дня предоставления документов на регистрацию, причём в письме должно быть указаны основания для отказа в регистрации. Отказ либо уклонение от государственной регистрации политической партии могут быть обжалованы в суде: заявление об обжаловании отказа в её государственной регистрации рассматривается судом в течение месяца со дня подачи. Отказ от государственной регистрации не является препятствием для повторных представлений документов в уполномоченные федеральные органы при условии устранения оснований, вызвавших отказ. [5]
Важным нововведением ФЗ «О политических партиях» стало требование обязательной государственной регистрации региональных отделений, которая осуществляется на местах не позднее чем через шесть месяцев после государственной регистрации самой партии. Следует заметить, что в ходе регистрации региональных отделений партий в законе «О политических партиях» были выявлены слабые места. Для отказа в регистрации ФЗ «О политических партиях» предусмотрено всего два основания: отсутствие необходимых для регистрации документов и обнаружившееся несоответствие содержащихся в них требований данному Закону.
Практически невозможно отказать в регистрации тем региональным отделения, численность которых меньше, чем велит закон, так как при необходимости партия успевает принять необходимое число новых членов. В этой связи, целесообразно привести выдержку из выступления на коллегии Министерства юстиции замминистра юстиции Евгения Сидоренко: «Часто все эти новые члены живут по одному адресу - в студенческом общежитии или в доме престарелых, что явно указывает на возмездный характер приема в партию».
Широкое распространение получила практика отказа в регистрации на основании того, что количество членов в списках, представленных на регистрацию, не совпадает с количеством членов партии, указанных в протоколе общего собрания, хотя данный отказ может быть обоснованным только в том случае, если численность членов партии в любом из указанных документов менее 500 человек.
Закон четко регламентирует процесс ликвидации политической партии, а так же предусматривает случаи, когда деятельность партии может быть приостановлена.
«В случае нарушения политической партией Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, настоящего федерального закона и иных федеральных законов федеральный регистрирующий орган выносит политической партии письменное предупреждение с указанием допущенных нарушений и устанавливает срок их устранения, составляющий не менее двух месяцев. В случае если эти нарушения не были устранены и предупреждение федерального регистрирующего органа не было обжаловано в суд, деятельность политической партии может быть приостановлена на срок до шести месяцев решением Верховного Суда Российской Федерации на основании заявления федерального регистрирующего органа»
Важным положением является то, что со дня официального опубликования решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы, либо Президента, не допускается приостановление деятельности политической партии вплоть до дня опубликования результатов соответствующих выборов.
Подобные положения распространяются и на региональные отделения политической партии.
Временное приостановление деятельности политических партий представляет собой меру, применяемую к партии в качестве санкции за нарушение определенных правовых предписаний. Приостановление деятельности политической партии влечет за собой ряд правовых последствий: запрещается любая публичная деятельность (проведение собраний, митингов, демонстраций, пользование средствами массовой информации и т. п.), ограничивается ее право распоряжаться собственными финансовыми средствами (в частности, банковскими счетами), но главное -- она лишается права участвовать в выборах.
Согласно российскому законодательству существуют следующие основания приостановления деятельности политических партий:
- деятельность политической партии может быть приостановлена
вследствие нарушения ею Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов и федеральных законов;
- деятельность партии приостанавливается, если она не соответствует положениям устава;
- деятельность политических партий может быть приостановлена в связи с введением чрезвычайного и военного положения.
Вполне естественно, что в случае приостановления деятельности политической партии или ее регионального отделения они утрачивают ряд своих субъективных прав. Приостанавливаются их права как учредителей средств массовой информации, пользоваться государственными и муниципальными средствами массовой информации, им запрещается проводить собрания, митинги, уличные шествия, пикетирования и иные публичные мероприятия, принимать участие в выборах и референдумах. Операции по банковским вкладам могут вестись ограниченно, лишь для осуществления расчетов, связанных с хозяйственной деятельностью партии, ее регионального отделения и иного структурного подразделения, возмещением причиненного их действиями убытков (ущерба), уплатой налогов и штрафов и расчетами по трудовым договорам (контрактам). В то же время партии сохраняют вещные и обязательные права, право защищать свои права и представлять законные интересы своих членов, устанавливать и поддерживать международные связи и т.д. Внутренняя жизнь партии в этот период также не прекращается (проводятся съезды политических партий и конференции ее региональных отделений, действуют руководящие органы партии).
Если в течение срока приостановления деятельности, установленного решением суда, партия устраняет нарушения, послужившие основанием для приостановления, то после истечения указанного срока она возобновляет свою деятельность. Если же нарушения так и не были устранены, то в соответствующий суд вносится заявление о ликвидации партии. При этом в партийном законодательстве предусматриваются юридические, политические и имущественные последствия приостановления деятельности партии.
В Российской Федерации партия может окончательно утратить свой статус только в результате ликвидации, которая может быть проведена как в добровольном, так и в принудительном порядке. Решение о добровольной ликвидации партии принимается в соответствии с ее уставом на съезде партии, в работе которого принимают участие представители региональных отделений, образованных более чем в половине субъектов Российской Федерации. На региональном же уровне добровольная ликвидация возможна в двух случаях: если такое решение примет руководящий орган партии, управомоченный на то ее уставом, а также в случае ликвидации самой политической партии.
Принятое решение о ликвидации политической партии направляется в Минюст России, который принимает решение о государственной регистрации факта ликвидации партии и направляет в регистрирующий орган необходимые сведения и документы, а регистрирующий орган в пятидневный срок со дня их получения вносит в Единый государственный реестр юридических лиц соответствующую запись и сообщает об этом в Минюст России.
В отношении партий, деятельность которых осуществляется с нарушением "федерального " законодательства или перестала отвечать требованиям, предъявляемым Федеральным законом «О политических партиях» применяется правовая санкция в форме ликвидации в судебном порядке.
Решение о ликвидации политической партии может быть принято в следующих случаях: при невыполнении требований пунктов 4 и 5 статьи 9 Федерального закона «О политических партиях», не устранении в установленный срок решением суда нарушений, послуживших основанием для приостановления деятельности политической партии, неучастии политической партии в выборах в течение пяти лет и т. д.
В соответствии со статьями 26 и 27 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассмотрение по первой инстанции дел о приостановлении деятельности или ликвидации политических партий относится к ведению Верховного Суда Российской Федерации, а дел о ликвидации регионального отделения и иного структурного подразделения политической партии - к ведению верховного суда республики, краевого, областного суда, суда города федерального значения, автономной области и автономного округа.
Политическая партия ликвидируется по решению Верховного Суда Российской Федерации в следующих случаях:
1) если она не соответствует ограничениям на создание и деятельность предусмотренными статьёй 9 Федерального закона «О политических партиях»;
2) при не устранении в установленный срок нарушений, послужившим для приостановлении деятельности политической партии;
3) неучастие политической партии в выборах в течении пяти лет подряд;
4) отсутствие региональных отделений политической партии численностью не менее 500 человек более чем в половине субъектов Российской Федерации, а так же отсутствие числа членов равного пятидесяти тысячам.
Решение может быть обжаловано. Кроме этого политическая партия может быть ликвидирована по решению её высшего руководящего органа-съезда, в работе которого принимают участие делегаты от региональных отделений политической партии, решение по данному вопросу принимается в соответствии с её уставом.
В случае ликвидации политической партии её имущество после завершения расчетов по её обязательствам передается: на цели, предусмотренные уставом и программой политической партии, если ликвидация политической партии осуществляется по решению съезда политической партии; в доход государства, если по решению суда. А так же ликвидация влечет за собой аннулирование свидетельства о государственной регистрации и исключение соответствующей записи из единого государственного реестра юридических лиц.
Рассмотренная правовая регламентация порядка создания, и ликвидации политических партий в современном Российском государстве свидетельствует о довольно широком правовом регулировании этого вопроса. Эта регламентация преследует две основные цели: гарантировать свободу образования деятельности политических партий, соблюдения принципа политического плюрализма и вместе с тем предотвратить возможность злоупотребления ими. Используемые для достижения этих целей правовые средства должны соответствовать принципам демократического правового государства.[6]
Но в целом, по моему мнению, можно утверждать, что для современного российского законодательства о политических партиях характерна тенденция к установлению данного соответствия.
Заключение
Основной целью данной работы являлось изучение правового регулирования деятельности политических партий в Российской Федерации.
В настоящей работе были решены поставленные задачи, проанализированы правовые основы регулирования и контроля деятельности партий, в том числе положения ФЗ РФ "О политических партиях", иные нормативно-правовые акты, регламентирующие осуществление данной деятельности. В результате исследования можно сделать следующие выводы.
Конституция РФ, закрепив идеологическое и политическое многообразие, многопартийность, тем самым, признала политические партии в качестве одного из самых важных субъектов общественно-политических отношений. В связи с принятием специального ФЗ РФ "О политических партиях" партии стали полноценными участниками государственно-политической жизни и предстали в качестве эффективного средства для решения основных государственных вопросов.
Сущность политической партии заключается в посредничестве между обществом, государством и отдельным гражданином. Можно сказать, что партия является почти единственным субъектом, способным полноценно выполнить указанную функцию.
Создание политической партии завершается процедурой регистрации, которая осуществляется в соответствии с нормами главы 3 ФЗ РФ "О политических партиях". Для успешной процедуры государственной регистрации политическая партия должна отвечать следующим основным требованиям: в партии должно состоять не менее пятисот членов; партия должна иметь региональные отделения не менее чем в половине субъектов РФ; партия и её подразделения должны осуществлять свою деятельность только в границах территории России.
Решение о регистрации политических партий принимается Министерством юстиции России, а внесение в Единый государственный реестр юридических лиц сведений о создании партии и иных сведений осуществляется непосредственно налоговыми органами.
Заслуживают особого внимания вопросы контроля и правового регулирования финансирования политических партий.
На финансирование политических партий из государственного бюджета РФ затрачивается немало финансовых и материальных средств, направленных на компенсацию затрат партий. Денежные средства распределяются между партиями, преодолевшими трехпроцентный барьер голосов избирателей.
Партия, которая не имеет достаточных финансовых средств, элементарно не сможет осуществлять свою деятельность и участвовать в борьбе за реальное представительство интересов своих избирателей и поэтому оказывается в невыгодном положении.
В связи с этим, можно предложить внести изменения, предполагающие государственное финансирование партий, хотя и не набравших трех процентов голосов избирателей на выборах, но по результатам голосования занимающих последующие два места после партий, прошедших трехпроцентный порог. Можно предположить, что такой поощрительный механизм будет стимулировать политические партии прилагать все усилия для получения поддержки каждого избирателя, а средства из федерального бюджета помогут бороться за власть на следующих выборах.
Поэтому предлагаем изложить п. 5 ст. 33 ФЗ РФ "О политических партиях" в следующей редакции: "если федеральный список кандидатов, выдвинутый политической партией на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, получил по результатам выборов не менее трех процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании по федеральному избирательному округу, либо получил менее трех процентов голосов избирателей, но по результатам выборов занимает последующие две позиции в рейтинге после федеральных списков кандидатов, получивших не менее трех процентов голосов избирателей".
В качестве основного источника негосударственного финансирования выступают пожертвования физических и юридических лиц. При анализе законодательства становится, очевидно, что оно не содержит эффективных способов защиты от обхода закона, в частности, пожертвование со стороны ненадлежащих субъектов. В связи с этим, необходимо усовершенствовать предусмотренную законодательством процедуру проверки источников, из которых поступают финансовые средства в качестве пожертвований.
В случае если политическая партия не соблюдает законодательство РФ или свой устав, то деятельность такой партии может быть приостановлена либо партия подлежит ликвидации. Федеральным законом РФ "О политических партиях" не установлен конкретный срок для устранения партией нарушений в случае вынесении второго письменного предупреждения. Установление конкретного срока для устранения выявленных нарушений во втором письменном предупреждении даст возможность политической партии исправить все недочеты. Кроме того, данное изменение позволит избежать лишних судебных расходов и снизит нагрузку на сами суды, поскольку в случае успешного исправления нарушений в установленный срок не возникнет необходимости обращения в суд.
Следовательно, необходимо внести соответствующие изменения в п. 3 статьи 39 ФЗ РФ "О политических партиях", определяющие срок устранения партией нарушений при вынесении второго письменного предупреждения. Возможно изложить п. 3 статьи 39 ФЗ РФ "О политических партиях" в следующей редакции: "Уполномоченные органы вправе внести в суд заявление о приостановлении деятельности политической партии, ее регионального отделения или иного структурного подразделения в случае осуществления деятельности, противоречащей положениям, целям и задачам, предусмотренным уставом политической партии, после вынесения двух письменных предупреждений с указанием допущенных нарушений и установлением сроков их устранения, составляющих не менее двух месяцев - в первом предупреждении, не более одного месяца - во втором предупреждении, если эти предупреждения не были обжалованы в суд в установленном законом порядке или если они не признаны судом не основанными на законе".
Существует большое количество активных политических партий, которые хотели бы занять высокие позиции в партийной системе нашей страны. Соперничество между ними возрастает, однако в настоящее время никто из них пока реально не может конкурировать с политической партией "Единая Россия".
Развитие отечественной политической системы в настоящее время характеризуется поиском такой модели, которая бы позволила добиться увеличения уровня конкуренции политических партий и сохранить устойчивость существующих политических институтов.
Возможным путем разрешения имеющейся задачи может стать создание двухпартийной модели, при которой партия, победившая на выборах, получает власть для проведения политического курса, но существование сильной оппозиции будет являться фактором, удерживающим авторитарные стремления. Мировой опыт подтверждает высокую стабильность двухпартийных систем, например, как в Великобритании, где существуют две доминирующие партии, периодически сменяющие друг друга у власти, но при этом имеют место и другие менее влиятельные партии, которые также участвуют в политическом процессе.
Исходя из всего сказанного выше, можно сделать вывод, что законодательство, регулирующее деятельность политических партий несовершенно и не совсем отвечает сложившимся в России политическим реалиям, поэтому необходимо дальнейшее его совершенствование.
Список использованной литературы
Источники
1. Конституция Российской Федерации. - Москва: Проспект. - 2017.
2. О референдуме Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 28.06.2004 № 5 (в ред. от 06.04.2015) // Собрание законодательства РФ. - 2004. - № 27. - Ст. 2710; Собрание законодательства РФ. - 2015. - № 14. - Ст. 2006.
3. О Верховном Суде Российской Федерации: Федеральный конституционный закон от 05.02.2014 № 3 (в ред. от 15.02.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2014. - № 6. - Ст. 550; Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 7. - Ст. 896.
4. Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая): Федеральный закон от 30.11.1994 № 51 (в ред. от 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1994. - № 32. - Ст. 3301; Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 27 (часть ЙЙ). - Ст. 4287.
5. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях: Федеральный закон от 30.12.2001 № 195 (в ред. от 07.02.2017) // Собрание законодательства РФ. - 2002. - № 1(ч. 1). - Ст. 1; Российская газета. - 2017. - 10 февраля. - №30.
6. Об общественных объединениях: Федеральный закон от 19.05.1995 № 82 (в ред. от 02.06.2016) // Собрание законодательства РФ. - 1995. - № 21. - Ст. 1930; Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 23. - Ст. 3303.
7. О политических партиях: Федеральный закон от 11.07.2001 № 95 (в ред. от 09.03.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 29. - Ст. 2950; Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 11. - Ст. 1493.
8. О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей: Федеральный закон от 08.08.2001 № 129 (в ред. От 03.07.2016) // Собрание законодательства РФ. - 2001. - № 33 (часть I). - Ст. 3431; Собрание законодательства РФ. - 2016. - № 27 (часть II). - Ст. 4293.
Учебники, статьи, монографии, диссертации
1.Авакьян, С.А. Конституционно-правовой статус политических партий в России: учебное пособие / С.А. Авакьян. - Москва: Норма. - 2013. - 320 с.
2. Алимов, Э.В. Некоторые тенденции конституционно-правового регулирования партийного строительства в Российской Федерации / Э.В. Алимов // Журнал российского права. - 2016. - № 2. - С. 46 - 54.
3. Аминова, Г.Г. Государственная регистрация политических партий и их региональных отделений: анализ судебной практики / Г.Г. Аминова // Сравнительное конституционное обозрение. - 2016. - № 1. - С. 121 - 138.
4. Байрамов, Э.Ю. Основы взаимодействия политических партий и государства / Э.Ю. Байрамов // Молодой ученый. - 2014. - № 8. - С. 656 - 660.
5. Богославский, Е.А. Государственный контроль и надзор как форма реализации правовой политики / Е.А. Богославский // Современная научная мысль. - 2015.- № 1. - 137 - 146.
6. Гриб В.В. Взаимодействие органов государственной власти и институтов гражданского общества в Российской Федерации: конституционно- правовые аспекты: монография / В.В. Гриб. - Москва: Юрист. - 2011. - 400 с.
7. Джалилов, Э.А. Конституционно-правовая ответственность политической партии / Э.А. Джалилов // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Юридические науки. - 2010. - № 3. - С. 59 - 60.
8. Долгих, Ф.И. Ликвидация политических партий / Ф.И. Долгих // Юридический мир. - 2013. - № 6. - С. 49 - 52.
9. Долгих, Ф.И. Создание и государственная регистрация политических партий в России: учебное пособие / Ф.И. Долгих. - Москва; Берлин: Директ- Медиа. - 2016. - 164 с.
[1] Спектор Е.И. Развитие законодательства о государственной регистрации // Журнал российский права. - 2002. - № 7. - С. 36-37.
[2] Лапаева В.В. Комментарий к Федеральному Закону «О политических партиях». - М., 2002. - С. 47.
[3] 17Лапаева В.В. Политическая партия: понятие и цели. К принятию Закона о партиях // Журнал российского права. - 2002. - №1. - С. 22.
[4] О государственной регистрации юридически лиц: Федеральный закон РФ от 9 августа 2001 года № 129-ФЗ // Справочная правовая система «Консультант Плюс».
[5] О государственной регистрации юридических лиц: Федеральный закон РФ от 9 августа 2001 года № 129-ФЗ
[6] Заславский С.Е. Правовые формы организации политических партий в России. // Законодательство и экономика. - 1997. - №1,2. - С.4.
Груз обид
Сказка "12 месяцев". История и современность
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Что общего у травы и собаки?
Рисуем белые грибы пастелью