Проблема женщины и власти была актуальна во все времена. Практически во всех исторических формациях женщины сталкивались с формальными или неформальными ограничениями при попытках получить власть. Так, словосочетание «женщина и политика» вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Ведь во многих головах крепко укоренилась мысль, что место женщины на кухне.
И сегодня чаще всего образ женщины во власти трагичен. Это и убитые Индира Ганди и Беназир Бхутто, и отстранённая от власти Дилма Русефф, читающая Маяковского, и Марин Ле Пен, ставшая мишенью для всех политиков Франции, и Хиллари Клинтон, потерявшая человечность в борьбе за власть.
Особый интерес представляет то, как женщины искали путь к власти во времена самых жесточайших формальных ограничений, которые в римской культуре были особенно сильны еще со времен архаики. С течением времени женщины начинали играть всё большую и большую роль и в семье, и в древнеримской политике. Наиболее показательны в этом примеры таких женщин, как Ливия Друзилла, Валерия Мессалина, Юлия Агриппина.
Целью работы является определение роли женщины в политической жизни общества. Для достижения цели были поставлены задачи:
Объектом работы являются женщины, занимающие роль управленца в политике.
Предметом является политическая роль женщины в обществе от Древнего Рима I в. н.э. до наших дней
В процессе написания исследовательской работы мною были использованы разнообразные методы исторического исследования, основанные на принципах историзма и объективности, на комплексном изучении исторических источников (в первую очередь, данных античной традиции) и включающих в себя как общенаучные методы, так и специально-исторические, среди которых важнейшее место занимают проблемно-исторический, историко-критический и ретроспективный методы.
Проблемы участия и роли женщин в высшей политике как описываются в ряде источников (Бхутто Беназир. Дочь Востока: Автобиография. , Светоний Гай Транквилл. Жизнь Двенадцати Цезарей, Ганди И. Мир, сотрудничество, неприсоединение и т.д.), так и затрагиваются в целом ряде работ общего характера, таких как Аннелиз Фрайзенбрук «Первые леди Рима», Теодор Моммзен «История Рима», В.С. Дуров и его книга: «Нерон, или актер на троне», исторические исследования Л.П. Репиной «Пол, власть и концепция «разделенных сфер»: от истории женщин к тендерной истории» и Е.Е. Шеховцеву «Женщина и власть в римской империи: постановка проблемы в аспекте методологии», Бем С. «Линзы Гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов» и многие другие.
Вложение | Размер |
---|---|
zhenshchiny_v_politike_kolganova_elya.docx | 60.85 КБ |
Научно-практическая конференция «Молодость - науке» памяти А.Л.Чижевского
Секция: история
Женщины в политике
Автор работы:
Колганова Элина Алексеевна
МОУ Гимназия г. Малоярославец
9 «А»
Научный руководитель:
Учитель истории
Гимназии г. Малоярославца
Бородкина Мария Сергеевна
г. Малоярославец, 2018 г.
Введение 3
Глава I. Место и роль женщины в структурах власти с античного времени до наших дней 7
1.1. Изменение образа женщин в позднереспубликанский период 7
1.2. История императорского Рима в гендерной интерпретации 9
1.3. Положение женщин в Российской Империи. 12
Глава 2. Политическая деятельность женщин XX - XXI в.в. 15
Заключение 20
Библиографический список 22
Проблема женщины и власти была актуальна во все времена. Практически во всех исторических формациях женщины сталкивались с формальными или неформальными ограничениями при попытках получить власть. Так, словосочетание «женщина и политика» вызывает у многих бурную отрицательную реакцию. Ведь во многих головах крепко укоренилась мысль, что место женщины на кухне.
И сегодня чаще всего образ женщины во власти трагичен. Это и убитые Индира Ганди и Беназир Бхутто, и отстранённая от власти Дилма Русефф, читающая Маяковского, и Марин Ле Пен, ставшая мишенью для всех политиков Франции, и Хиллари Клинтон, потерявшая человечность в борьбе за власть.
Особый интерес представляет то, как женщины искали путь к власти во времена самых жесточайших формальных ограничений, которые в римской культуре были особенно сильны еще со времен архаики. Своеобразие возможностей женщины участвовать в социально-экономической и – тем более – политической жизни общества становится заметной при взгляде на то, какое место отводилось ей по римским законам о семье и браке, основы которых были заложены в царский и раннереспубликанский периоды.
С течением времени женщины начинали играть всё большую и большую роль и в семье, и в древнеримской политике. Наиболее показательны в этом примеры таких женщин, как Ливия Друзилла, Валерия Мессалина, Юлия Агриппина.
Должна ли женщина заниматься политикой? Когда возник вопрос об участии женщин в политике? Дату можно назвать совершенно точно. В 1791 г. в разгар Французской революции мало кому известная писательница Олимпия де Гуж пророчески изрекла: «Если женщина имеет право взойти на эшафот, она должна иметь право подняться на трибуну». Такое неосторожное заявление стоило писательнице жизни, но оно же принесло ей бессмертие.
В начале 80-х годов XX века политическое поведение женщин меняется настолько резко, что западные социологи даже начинают говорить о новой женской революции. Эта революция якобы способна положить конец патриархату, утверждая взамен совершенно новые отношения между мужчиной и женщиной – отношения, основанные на признании их гендерных различий и взаимодополняемости при равных социальных возможностях. Эти новые отношения еще не закрепились в общественной жизни.
Но все же, за весь ХХ век в мире можно насчитать всего около 30 женщин, которые были избраны президентами или главами правительств, но периодичность пополнения списка не впечатляет.
Актуальность работы. Проблема женщины и власти была актуальна во все времена. Практически во всех исторических формациях женщины сталкивались с формальными или неформальными ограничениями при попытках получить власть.
Женщина-руководитель, женщина-политик укрепляет свои позиции в современном мире. Сегодня роль женщины- политика в становлении демократии, укреплении своей страны на международном уровне переоценить невозможно, ведь борьба за подлинную демократию включает в себя очень важную составляющую - полное равноправие женщин вплоть в правительствах, парламентах и во всех институтах государства, обеспечивающих социальную функцию.
Целью работы является определение роли женщины в политической жизни общества. Для достижения цели были поставлены задачи:
Объектом работы являются женщины, занимающие роль управленца в политике.
Предметом является политическая роль женщины в обществе от Древнего Рима I в. н.э. до наших дней
Работа состоит из двух глав, которые включают в себя по два пункта. В первой главе описаны место и роль женщины в структурах власти с античного времени до наших дней; во второй главе даны характеристики политической деятельности женщин XX - XXI в.в. В заключении изложены основные выводы о проделанной работе.
В процессе написания исследовательской работы мною были использованы разнообразные методы исторического исследования.
Методологическая основа исследования основана на принципах историзма и объективности, на комплексном изучении исторических источников (в первую очередь, данных античной традиции) и включает в себя как общенаучные методы: количественный, описательный, анализа, синтеза, дедукции и индукции, так и специально-исторические, среди которых важнейшее место занимают проблемно-исторический, историко-критический и ретроспективный методы[1].
Источники и историография
Основными источниками для представленной работы являются свидетельства античной традиции: прежде всего, труды историков и биографов периода Империи (I в. н.э.), произведения поэтов века Августа, а также нумизматические данные (последние привлекаются в качестве вспомогательного материала). Для данного исследования представляют особую ценность книги труда Гая Светония Транквилла «Божественный Август» и «Божественный Клавдий». Особое внимание Светоний уделяет семейным и любовным аспектам жизни правителей Рима. Во II книге «Римской Истории» Веллея Патеркула описывается заключительный этап правления Августа и Принципат Тиберия. Анализируя источник, можно отметить панегирический характер описаний римских правителей. Несмотря на это, мы не можем недооценивать труд римского историка Веллея Патеркула, так как его работа содержит много важной информации. Для данной работы важна такая огромная историческая эпопея, как «Анналы» Корнелия Тацита. «Анналы» излагают события римской истории от смерти Августа до гибели Нерона. Кроме того, в работе привлекались сочинения римских поэтов (прежде всего, Овидия, Ювенала), содержащие упоминания императоров и членов их семей.
Труды античных авторов представляют собой весьма информативный тип источников, но при этом требуют особенной аккуратности при изучении. Сообщения Тацита и Светония (ровно, как и других античных авторов) могут быть предвзяты, субъективны и тенденциозны, потому слепо верить свидетельствам о мотивации, поведении и поступках Ливии, Мессалины или Агриппины нельзя. Одной из важнейших задач современного исследователя при работе с такими источниками является выявление объективной информации и преодоление преднамеренного негативных или апологетических оценок античных авторов.
Проблемы участия и роли женщин в высшей римской политике затрагиваются в целом ряде работ общего характера, таких как Аннелиз Фрайзенбрук «Первые леди Рима», Теодор Моммзен «История Рима», В.С. Дуров и его книга: «Нерон, или актер на троне»; в нашей работе привлекались также исследования, основанные на гендерном подходе, а также работы культурологов и психологов. Среди этой группы выделяются исследования Л.П. Репиной, Е.Е. Шеховцевой и других.
Рассматривая историю Рима несложно заметить, что в первую очередь это история мужчин. Исследование осложняется этим фактом, ведь роль женщин со слов мужского пола выглядит весьма своеобразной, прежде всего в силу иного, отличного от современного взгляда на место женщины в системе социальных связей и властной структуре.
Как известно, в античном мире женщины не имели гражданских прав и не могли принимать участие в государственных делах. Древний философ Сократ говорил: «Счастьем можно назвать три вещи: радуйся, что ты не являешься диким животным; радуйся, что ты грек; и радуйся, что ты мужчина, а не женщина!»[2].
В ранний период истории Рима гражданином мог стать только мужчина, а целью жизни становилось наличие детей и собственного дома, семейные отношения в котором регулировались на основании древних традиций. Влияние женщин на развитие истории мужчин оказывалось через материнство и брак: становясь прекрасными матерями с образцовыми методами воспитания, нередко способствуя становлению блестящей карьеры своих сыновей (например, Юлий Цезарь и его мать, римская матрона Аврелия), их изображения чеканились на монетах и становились образцами красоты в искусстве. В Древнем Риме семьей (domus) руководил мужчина, и власть его подтверждалась законом, женщинам же отводился второстепенный, но немаловажный план.[3]
Хорошим тоном в римском обществе было полное ведение семейного быта женщиной, хозяйкой дома, освобождая своего супруга для дел государственной важности. Имущественные же отношения, включая рабов, и решения относительно членов семьи принимал глава семейства. Женщинам разрешался выход в свет, однако, от политической жизни представительницы слабого пола были ограждены полностью. Об этом пишет Цицерон: «Наши предки установили правило, по которому все женщины, ввиду слабости их интеллекта, должны находиться под властью защитников».
Символом семьи и государства у древних римлян был огонь, с почитанием которого была связана богиня Веста и ее культ. Существовала легенда, что Веста была рождена от бога времени и богини пространства, тем самым положив начало жизни на земле и дав толчок к эволюции.[4] В отличие от других божеств римского пантеона, Веста не имела облика, она была олицетворением животворящего пламени, а потому не имела в своем храме статуи и изображалась чаще всего с лицом накрытым покрывалом, держа в руках чашу с огнем или факел. Огонь римляне считали единственной чистой стихией, отсюда Весту сделали девственной богиней, не принявшей брачных предложений Меркурия и Аполлона. За это верховный бог Юпитер сделал ее самой почитаемой.
Главной обязанностью весталок было поддержание священного огня у алтаря богини, гашение которого происходило лишь раз в году (в первый день нового года), а затем вновь зажигали с помощью трения дерева. Когда происходило угасание огня из-за оплошности одной из жриц, Рим замирал в предвестии беды, а виновную жрицу своеручно наказывал верховный понтифик.
В I веке до нашей эры римлян накрывает волна смут, междоусобных и гражданских воин, и священные традиции граждан отходят на второй план.
Особое внимание уделяется культу Весты в императорскую эпоху.
Власть весталок усилилась во время правления Тиберия, однако нравственность и жриц святого культа мельчала. Ярким примером в истории становится рассказ Тацита об инциденте между весталкой Ургуланией и матерью Тиберия – Августы, который показывает, что весталки стали использовать свою власть и в личных целях. Ургулания занимала деньги у Августы и, вероятно, вернула бы, но появляется Луций Пизон, который «с неменьшей свободой проявил свое недовольство существующими порядками, вызвав на суд Ургуланию, которую дружба Августы поставила выше законов». Однако и в этом деле могущественность жрицы повернула ход дела. Пизон был обвинен в оскорблении величия.[5]
По завещанию Тиберия весталки были первыми, кто получал многочисленные подарки, что еще раз доказывает значимость хранительниц огня для императора. "Оставил он и многочисленные подарки, между прочим - девственным весталкам, а также всем воинам, всем плебеям и отдельно старостам кварталов" (Suet. Tib. 76).
К началу I века нашей эры цена морали нравственности становится низка, влияние женщин выходит за рамки той разумности и слаженности в семейной жизни, что была ранее. [6] Сообщения античных писателей о распущенности, причитания о падении нравов, свидетельства о том, что женщины высшего общества всё чаще предаются любовным утехам, являются скорее симптомами непонимания тех фундаментальных изменений, что происходили в римском обществе. Империя, основанная Октавианом Августом, превращается из «державы мужчин» в семейное дело, строившееся на интригах, низкой страсти и прихотях, а яркими личностями в истории становятся римские матроны из жизни будущего императора Клавдия, оставившие за собой скандальную память и во многом определившие судьбу династии Юлиев-Клавдиев. [7]
Гендерные аспекты исторических событий стали объектом изучения историков в 60-70 годах прошлого века, в связи с развитием феминистических тенденций.
Сторонники гендерного подхода исходят из постулата, что до середины прошлого века «история человечества фактически была «мужской историей», т.е. ориентированной на мужские персонажи и виды деятельности»[8]. Л.П. Репина выделяет следующие направления гендерной истории:
- «Восстановление исторического существования женщин» - наиболее актуально было до 70х годов прошлого века. Данное направление предполагает, что значительное число женщин, сыгравших важную роль в истории, вычеркнуты, забыты официальной историей. Задачей является восстановление исторической роли женщин. Недостатком этого направления Л.П. Репина считает описательный, а не аналитический подход.
- Изучение отношений господства и подчинения – подход, который возник во второй половине 1970х годов. Представители этого направления изучают «женскую историю» во взаимосвязи с историей общества, при этом задействуя феминистские и неомарксистские подходы к классовым отношениям.
- Создание комплексных объяснительных моделей и применение междисциплинарных подходов начало практиковаться с конце 1980х годов. Это касалось не только понимания диалектического характера связей между неравенством полов и социально-классовой иерархией, но, в первую очередь, самого переопределения понятий мужского и женского.
Особую важность приобрёл вопрос о соотношении понятий класса и пола, социальной и гендерной иерархий, мифологии, истории. Решения фундаментальных проблем гендерно-исторического анализа требовали практические потребности далеко продвинувшихся конкретных исследований. Эти исследования показали, с одной стороны, многообразие ролей женщин в экономических, политических, интеллектуальных процессах, с другой – противоречивое воздействие этих процессов на их жизнь, а также выявили существенную дифференцированность индивидуального и коллективного опыта, проистекающую из взаимопересечения классовых и гендерных перегородок, социальных, этнических, конфессиональных и половых размежеваний.
Однако, по мнению Е.Е. Шеховцовой, гендерные исследования по истории Древнего Рима и по сей день остаются «результатом деятельности исследователей-одиночек». Причину автор видит в отсутствии новых, пригодных для античности методов исследования[9].
Автором установлено, что тендерные исследования по истории Древнего Рима до сих пор остаются результатом деятельности исследователей-одиночек. В своей диссертационной работе Е.Е. Шеховцова полагает, что императрицы Древнего Рима стремились соответствовать представлениям о женском идеале, находясь под давлением юридического и информационного характера[10].
Как утверждала С. Бем, древнеримские социальные нормы не способствовали формированию мужественных мужчин и женственных женщин, а женщины, которым удалось достичь власти, обладали андрогинными качествами[11].
Именно этим объясняет Е.Е. Шеховцева тот факт, что этим императрицам давали отрицательную характеристику.
К числу факторов формирования стремления императриц к власти автор относит неблагоприятную психологическую обстановку в семье, повлиявшую на поступки Юлии Старшей, моральное и физическое ущемление в детстве, которые испытала, например, Агриппина Младшая, а также преемственность поведения матери и дочери (Фаустины Старшей и Фаустины Младшей). Стремление императриц к власти можно также объяснить психологической травмой, полученной ими как следствие замужества по воле отца (Юлия Старшая, Валерия Мессалина, Луцилла)
У императриц Ливии, Юлии Старшей, Валерии Мессалины, Агриппины Младшей, Поппеи Сабины, Фаустины Младшей, Юлии Домны, Юлии Авиты Мамеи были определенные цели обретения власти, которые ими осознавались осуществлять личный контроль над происходящими событиями, вмешиваться в политику, в ход принятия решений на высшем уровне, реализовать личностный потенциал.
Они осуществляли указанные цели, учитывая существовавшие в Римской империи способы передачи власти передача власти от отца сыну, усыновление императором не состоявшего с ним в родстве преемника и зачастую выдача за него своей дочери или другой родственницы в целях упрочения власти, государственный переворот, когда к власти приходил ставленник армии или группировки в сенате.
Не исключено, что потребности императриц в самосохранении личности, свободе выражения воли образовали основу их убеждений, мотивировали их политическую деятельность, удовлетворение или неудовлетворение этих потребностей во многом влияло на их желание обрести власть.
Выявлено также, что римские авторы создали яркие портреты тех женщин, чьи отношения с окружением можно соотнести с властным-лидирующим (Агриппина Младшая, Мамея), независимым-доминирующим (Ливия), прямолинейным-агрессивным (Мессалина) и сотрудничающим-конвенциальным (Фаустина Младшая, Помпея Плотина, Евсевия) стилем межличностного взаимодействия, согласно классификации Т. Лири, Л. Н. Собчик.
Однако, наиболее ценный вывод, который делает Е.Е. Шеховцова в своих исследованиях – это вывод о том, что гендерно-детерминированный взгляд может быть причиной исторических искажений, поскольку женщина, которая ведёт себя «неправильно», т.е. «по-мужски» - тем самым провоцирует нелестные оценки в свой адрес[12].
Таким образом, логичным кажется вывод, что те негативные характеристики, которыми, зачастую, наделяли римских императриц их современники, или историки, жившие в более позднее время, могли быть обусловлены тем, что данные императрицы всего лишь не соответствовали устоявшимся представлениям о «правильной женщине»[13]. Время Империи стало эпохой гендерных изменений, ярким признаком и проявлением которых становится усиление власти женщин императорского дома.
Первый период развития женского движения в России – период становления на ноги – от реформы 1861 года до революции 1905 года. Тогда решались самые насущные вопросы женского труда, образования. Вопрос об их гражданских и политических правах не вставал потому, что этих прав в России не имел никто.
Более подробно я бы хотела разобрать политическую жизнь и влияние женщин в XVIII веке.
XVIII век считается многими историками «веком женщин». Трон доставался очень разным женщинам, которые обладали особенными характерами и судьбами. После смерти Петра I власть перешла в руки Екатерины I. По сути, незаконное воцарение Екатерины I положило начало эпохе дворцовых переворотов в России и уникальному периоду в истории российского государства, который называется «женским веком». Екатерина I (1725-1727) императрица всероссийская, вошла в историю как первая женщина на троне российского государства. В государственных делах Екатерина полностью положилась на «светлейшего князя» Меньшикова Александра Даниловича и Верховный тайный сове. Екатерина I была довольна ролью хозяйки Царского села. В годы правления императрицы учрежден орден Святого Александра Невского и открылись двери Академии наук, стали чеканиться новые монеты, а именно серебряный рубль с изображением профиля государыни. Что касается внешней политики, то государство не ввязывалось в большие войны. В 1726 году Екатериной I и ее правительством был заключен Венский договор с императором Карлом VI. Условиями данного договора являлось то, что две страны должны находиться в дружеских отношениях и совместно пытаться поддерживать мир в Европе; Россия присоединялась к испано-австрийскому союзу; совместные военные действия против Турции, если она нападет на Россию и т.д.
В итоге данный договор стал основой внешней политики вплоть до Крымской войны. Эпоха Екатерины I это эпоха слабого правителя, которого контролировала властвующая элита. Правление императрицы не принесло существенных изменений в жизнь русского общества. [14]
Следующая выдающаяся правительница Анна Иоанновна (1730 -1740) – «государыня императрица и самодержица Всероссийская» Верховный тайный совет, где власть была сосредоточена в руках Долгоруких и Голицыных, выбрал в качестве кандидатуры на престол Анну Иоанновну, которая на тот момент проживала в Курляндии (часть современной Латвии). Чтобы утвердить за собой власть, Совет, послал Анне кондиции условия ее вступления на российский престол
Анна Иоанновна подписала «кондиции», которые позже разорвала и «объявила себя самодержицей».[15] Чем же по сей день запомнилась нам Анна Иоанновна? По ее приказу в Кремле началось строительство, отливка Царя-колокола под руководством архитектора Ивана Федоровича Моторина. В 1732 году вышел Указ о том, что в Москве должны быть установлены стеклянные фонари. Что и положило начало уличному освещению в городе. В этом же году был открыт первый Кадетский корпус, который готовил дворян к государственной и военной службе. В 1736 году ограничила обязательность дворянской службы 25 годами.
Также произошли изменения во внешней политике. В 1732 и 1735 годах были заключены Русско-персидские договоры. В 1735-1739 годах состоялась русскотурецкая война, итогом которой был Белградский договор: Россия получила Азов, Молдавию, было запрещено иметь флот на Черном и Азовских морях. Время правления императрицы Анны Иоанновны воспринимается в отечественной истории негативно. Вот, что говорил Ключевский В.О. о периоде царствования Анны Иоанновны: «Это царствование — одна из мрачных страниц нашей истории, и наиболее темное пятно на ней — сама императрица».
Елизавета Петровна (1741-1761) императрица Всероссийская. Она отличалась удивительной красотой, любила наряжаться, многие видели «надежду на возращение петровских времен и избавление власти от иноземцев». Внутренняя политика во время правления данной императрицы сводилась к тому, чтобы «восстановить начала Петра». Первым делом в России отменили смертную казнь. В декабре 1741 года появляется Сенат, который становится высшим государственным органом. В том же году был упразднен Кабинет министров. В 1753 году были отменены таможенные пошлины, которые ускорили развитие рынка в России. Экономика российского государства двигалась вперед.
Так, с начала XIX века потребность освобождения от этого явления породило освободительное движение, в которое женщины шли потоком и потому, что оно обещало им их личное, женское освобождение, и потому, что оно обещало освобождение России.
Если говорить о начале XIX века, то можно сказать, что в России господствовала консервативно-патриархальная концепция, в рамках которой женщины занимали подчинённое положение. Эта концепция являлась основой законодательства, поддерживалась высшими органами государственной власти, а также значительной частью населения страны.[16] Её теоретической и нравственной опорой являлось христианское учение, согласно которому жена сотворена после мужа — создана для мужа, не только помощница для мужа, но помощница «подобная ему». В научной и общественной среде России XIX в. появляются теории о природных предпосылках неполноценности женщин, в соответствие с которыми заявлялось, что женщины физически слабее мужчин и менее умны, что предполагает ограничение их в правах.
Глава 2. Политическая деятельность женщин
XX - XXI в.в.
Женщины истории доказали, что “слабый пол” способен взять на себя те проблемы и трудности, которые считаются привилегиями мужчин. Вопрос о том, может ли женщина наравне с мужчиной занимать высокие посты, уметь вертеться в кругах интеллектуалов, работать на самых высоких должностях в политической сфере, стал извечным. Но до сих пор женщина – политический руководитель – скорее исключение из правил, чем норма.
Сейчас положение изменяется. Женщины завоевывают одну позицию за другой в бизнесе, предпринимательстве, науке. Практически во всех странах мира, где женщины приходят к власти, они доказывают, что у “слабого пола” в настоящий момент есть свои особые социальные интересы, что они подчас более эффективно, чем мужчины, трудятся и более последовательны в достижении поставленных целей.
Считается, что дискриминация – явление естественное, связанное с биологической сущностью женщины, что существенно ограничивает потенциал ее социальной активности.[17] Однако в Швеции женщина может быть депутатом парламента и иметь 3-4 детей, которые прекрасно воспитываются в детских садах, где по 5-6 человек в группе. В Шведском парламенте есть специальная комната для кормящих матерей. В Финляндии президент – Тарья Халонен – женщина, премьер-министр – женщина, мэр Хельсинки – женщина. Главная государственная задача – благосостояние каждого жителя страны. А ещё сто лет назад Финляндия была слабым неразвитым придатком Российской империи.
Известные представительницы “слабого пола”, пришедшие в политику и успешно осуществлявшие ее в интересах своих государств. Среди них Маргарет Тэтчер (Англия), Моно Алин (Швеция), Мадлен Олбрайт (США), Индира Ганди (Индия), Беназир Бхутто (Пакистан), Ганди Чиллер (Греция), Мери Робинсон (Ирландия), ГРУ Харлем Брунтланд (Норвегия), принцесса Диана (Англия), королева Биатрикс (Голландия), королева Сильвин (Швеция), Валентина Матвиенко (Россия), Ирина Хакамада (Россия), Елена Мизулина (Россия), Галина Старовойтова (Россия), Татьяна Комарова (Председатель комитета по природным ресурсам ГД), Э. Панфилова, политологи Т. Нарочницкая, О. Голутовина
Примеров выдающихся женщин - множество, но мы остановимся на нескольких из них.
Первой наше внимание привлекла Маргарет Хильда Тэтчер - “Железная леди” - премьер-министр Великобритании. Железная леди была самой властной женщиной в мире в течение 10 лет. Маргарет Тэтчер была сильной, но честной, способной проявить упрямство, но и войти в положение противника, честолюбивой, но невозмутимой и хладнокровной.[18] Тэтчер достигла самой вершины власти элиты, ориентированной на мужское превосходство, и достигла этого, только посвятив всю свою жизнь целеустремленности и борьбе. Ее медленный, мелкими шажками, подъем к вершине власти начался из среды малоимущего класса Англии, это начало казалось немыслимым для достижения столь высокой цели. Она совершила невозможное: дочь непритязательного владельца магазина имела безрассудство вторгнуться в надежно защищенную крепость мужской власти и стать премьер-министром Великобритании. Она оставила неизгладимый след в истории своей страны и повлияла на образ мышления всего британского общества, но самое большое наследие она оставила для целеустремленных молодых женщин-лидеров, желающих следовать по ее стопам. Маргарет Тэтчер пришла к власти с философией, основанной на осуждении правительства, и с жестко прагматичным отношением к происходящим событиям. Этими уникальными качествами она вооружилась, чтобы тащить на себе нудную и ограниченную мелкими уступками машину политической системы. Большинство издавна назначенных бюрократов ненавидели ее, но также и боялись. И на это у них были причины. Железная леди не собиралась ходить вокруг да около и делать что-либо спустя рукава. Она осмелилась быть непохожей на других, потому что еще отец внушал ей каждый день по капле убеждение, что все будет замечательно, если она будет “не как все”. Он твердил, что “непохожие” руководят людьми, а “тунеядцы” во всем им следуют. Он убеждал ее “никогда не следовать за толпой, а вести ее за собой”. Молодая Маргарет вооружилась мудрым заветам отца и стала лидером, которого мир не забудет. Тэтчер – превосходная модель “женского лидера” для всех женщин, где бы они не находились. Она сломала ту традиционную основу, которую давно следовало сломать. Эта неукротимая леди всегда руководствовалась девизом: “Цель и направление”. Первым шагом к завоеванию национального признания было решение Тэтчер отменить программу бесплатной раздачи молока для детей. Она решила реформировать систему социальных пособий, сэкономить деньги, перераспределив суммы, предназначенные для школьных программ раздачи молока, самим преподавателям. В феврале 1975 года Маргарет Тэтчер стала первой женщиной, передать которой лидерство была готова любая партия в Англии. Она энергично проводила компанию против “государства всеобщего благоденствия” и
“Узаконьте право сохранить то, что осталось!” - стал одним из ее призывов к единству. В июне 1975 года она говорила в Национальном исполнительном комитете профсоюза: “Слишком мало богатых и слишком мало прибыли”, а в октябре утверждала еще более четко: “Путь к восстановлению лежит через прибыль”. Наконец, в выступлении на телевидении “Thames” в апреле 1979 года, Тэтчер производит смертельный залп по профсоюзам, который должен был стать прелюдией к ее будущему режиму: “В этой стране есть люди, которых можно и нужно назвать великими разрушителями; они мечтают уничтожить суть свободного общества, которое мы имеем. Многие из этих разрушителей находятся в профсоюзах”.
Её партия выиграла выборы в Пакистане в 1988 году, и Беназир, как лидер партии, автоматически стала премьер-министром. Поскольку ей было всего тридцать пять, она стала также самой молодой женщино-премьером в истории. Муж Бхутто стал министром финансов.
Бхутто и её партия успешно провели ряд социальных реформ, в основном, восстанавливая то, что было разрушено предыдущим режимом, и наконец-то восстановила худой мир с Индией, который был, конечно, лучше доброй ссоры. Тем временем муж Бхутто оказался в центре скандала из-за развязанных им размеров коррупции — сам он даже получил прозвище “господин десять процентов”. Скандалы достигли таких масштабов, что в 1990 году президент был вынужден отправить в отставку правительство в полном составе. Через три года Бхутто идёт на выборы под лозунгом… борьбы с коррупцией. На этот раз её партии, потерявшей популярность, приходится объединиться ещё с одной. Снова став премьер-министром, Бхутто национализирует добычу нефти и деньги от неё пускает на социальные программы. На этот раз её правление куда успешнее. В деревнях открыли школы, провели электричество, воду (в жарком Пакистане с водой были реальные проблемы). Здравоохранение и образование стали бесплатными.
Тем временем коррупция приобрела ещё больший размах, и снова в скандале был замешан муж Бхутто. Из-за этого популярность премьер-министра серьёзно упала. Под угрозой переворота правительству пришлось признать Талибан, а талибы отправили правительство в отставку. Усама бен Ладен объявил охоту на Бхутто, назначив за её голову награду в десять миллионов долларов. Пришедшее на смену талибам военное правительство бросило мужа Бхутто в тюрьму. Сама Беназир бежала за границу. В 2007 году президент позвал её назад, обещая амнистию по делу о коррупции. Бхутто оказалась нужна стране. Зимой 2007 года Беназир выступала на митинге перед своими союзниками. С президентом от военных она успела уже снова поссориться. Террорист-смертник дождался окончания митинга — может быть, ему самому было интересно послушать. Потом выстрелил в Беназир, в шею и в грудь, и подорвал себя. Это было уже второе покушение на Бхутто, на этот раз - успешное. Вместе с Беназир погибло около двадцати человек. Многие пакистанцы обвинили в этом убийстве президента.
В заключение, о деятельности женщин политиков XXI века можно сказать следующее: представительницы женского пола доказали, что проблемы мирового характера подвластны не только грубым, жестким, критическим, мужским умам, но и хрупким, нежным женским сердцам. Говорят, что женщина и политика – две вещи несовместимые, однако мы в который раз убеждаемся в обратном. В последние годы все более и более проявляется тенденция независимости женщин. Они “ведут за собой, а не следуют”, день за днем упорно работают над собой.
После рассмотрения античных источников и разнообразной литературы, становится возможным подведение некоторых итогов. В процессе исследования все задачи, поставленные данной работой, были достигнуты.
Политика становится все более распространенной профессией и важным видом деятельности, вовлекающим все большее количество людей в свой круг. Естественно, что женщины выбирают политическую деятельность, поскольку обладают соответствующим образованием, знаниями, амбициями, желанием реализовать свои возможности на сложнейшем политическом поприще. Время от времени женщина сама приходит во власть и правит страной, и так было во все времена. Иногда женщине удается быть мудрее мужчин, и она надолго удерживается у власти. Женщины - это большая часть населения страны и большая часть рабочей силы. Но в высших эшелонах власти и управления женщин крайне мало. Представительницы прекрасного пола доказали, что проблемы мирового характера подвластны не только грубым, жестким, критическим, мужским умам, но и хрупким, нежным женским сердцам.
В ходе данной работы было установлено:
В последние годы все более и более проявляется тенденция независимости женщин. Качества мужчины – защищать и принимать решения – проявляются все слабее, слабее. А женщины все чаще становятся ответственными и за себя, и за свою жизнь. Большинство наших проблем – это не проблемы отдельно мужчин или отдельно женщин. Это проблемы нашей жизни, и надо решать их вместе. Жизнь женщины-политика – это ее работа. Эти решительные и уверенные женщины-политики не собираются капитулировать перед всеотрицающими бюрократами, потому что у них достает мужества придерживаться своих убеждений. Возможно, именно женщины спасут нашу планету от всех разрушений и несчастий, которые она претерпела, именно женщины положат конец войнам, и на Земле будет процветать мир.
Светоний Гай Транквилл. Жизнь Двенадцати Цезарей // Пер. с лат. М. Гаспарова. – М.: ТЕРРА – Книжный клуб, 2009. – 560с. (Библиотека античной литературы).
Корнелий Тацит. Сочинения в двух томах. Том первый. «Анналы. Малые произведения»// Перевод А.С. Бобовичев. Научно-изд. центр "Ладомир", М., 1993.
«Римская история» Веллея Патеркула / Перевод: Немировский А.И., Дашкова М.Ф. — Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1985. — 211 с.
Плутарх. Сравнительные жизнеописания: В 3 т. / Под ред. М. Грабарь-Пассек, С. Маркина. М., 1962–1964.
Хвалебная речь на похоронах римской матроны (Похвала Турии) // ВДИ, 1970. №4. С. 217-230.
Ювенал. Сатиры / Пер. Д. Недовича, Ф. Петровского // Римская сатира. М., 1989.
Литература
Бем С. Линзы Гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: РОССПЭН, 2004. С. 336.
Бхутто Беназир. Дочь Востока: Автобиография. СПб.: Амфора, 2009. 527 с.
Васильева Т.Г., Пашаева О.М., Римское право: конспект лекций. М.: Высшее образование, 2008. С. 28-105.
Вержбицкий К. В. Тацит как историк принципата // Вестник СПбГУ. Серия 2. История. 2009. №3. С.60-70
Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В. К. Ронина – М.: Высш. шк., 1988, с. 17
Ганди И. Мир, сотрудничество, неприсоединение. Избранные статьи, речи, интервью о внешней политике Индии и советско-индийских отношениях. 1982- 1984. М., 315 с.
Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. СПб.: Изд-во Алетейя, 1995, С.210-228.
Голикова М. С. Трансформация концепта «Верность» (fides) в древнеримской культурной традиции // Вестник МГЛУ. 2011. №611. С.51-61
Грант М. Нерон. Владыка земного ада. М.:Центрполиграф, 2002. С. 78.
Грант М. Римские императоры: Биографический справочник правителей Римской империи. М.: ТЕРРА—Книжный клуб, 1998. 400 с.
Гревс И. М. Тацит. Издательство АН ССР, М-Л., 1946. 249 с.
Грейвз Р. Я, Клавдий. М.: Терра, 1998. 400 с.
Гуревич Д., Рапсат-Шарлье М.-Т. Повседневная жизнь женщины в Древнем Риме. М.: Молодая гвардия, 2006. С. 238.
Дуров В.С. Нерон, или актер на троне. Издательство «АЛЕТЕЙЯ», Санкт- Петербург, 1994 – 338 с.
Каменский А.Б. От Петра I до Павла I- М.: Изд-во РГГУ, 2001.- 89 с.
Капитонова Н.К. Маргарет Тэтчер: человек и политик // Новая и новейшая история. - 2007. - №2. - С. 173-187.
Кнабе Г. С. Корнелий Тацит. (Время. Жизнь. Книги).— М.; Наука, 1981. 208 с. С. 54-56.
Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987. с.32-34; Методологические проблемы истории / Под ред. В.Н. Сидорцова. Минск: Тетрасистемс, 2006.
Кокин И. А. Положение женщины в греко-римском мире // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. №3. С.210-219.
Крих С. Б., Балахин Ю. В. Образ Каракаллы: психологическая характеристика императора предкризисной эпохи // Античный вестник. Вып. 4/5. Омск: Изд-во Омск. гос. ун-та, 1999. С. 201-204.
Крыкова И. В. Феминизм в истории политико-правовой мысли правовой статус женщины в Древнем мире // Аналитика культурологии. 2008. №12. С.295-299
Куликова Ю.В. Причины и способы убийства императоров в древнем Риме (I-III вв. н.э.) // Актуальные вопросы борьбы с преступлениями. ВДИ, 2015. С. 81-86.
Левицкий Г.М. В плену страстей. Женщины в истории Рима. Изд-во НЦ ЭНАС, 2009, 227 с.
Любимова О.В. Женитьба Октавиана на Ливии: выгоды или риски?// Вестник древней истории №1 (76), 2016, с. 85-107
Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX века — М., 1989.- 105 с.
Моммзен Т. История римских императоров. По конспектам Себастьяна и Пауля Хензелей 1882–1886 гг. Пер. с нем. Т. А. Орестовой. — СПб.: Ювента, 2002. — с. 1151.
Никольский Н. Победа научного феминизма // Коммерсантъ. Власть. 2007. №6 (19 февраля) - 49 - 50 с.
Парфенов В. Н. «Злая мачеха дома Цезарей» (исторический очерк) // АМА. Вып. 9. Саратов, 1993. С. 176-189.
Парфенов В.Н. Consilium coercendi intra terminus imperium (к проблеме преемственности европейской политики Августа и Тиберия) // АМА, 2002. №11. С. 109-116.
Пио О. Жизнь римских императриц. СПб.: Издание книгопродавца В.И. Губинского (СПб), Типо-литография и переплетная С.М. Николаева, 1895. — 416 с.
Репина Л.П. Пол, власть и концепция «разделенных сфер» : от истории женщин к гендерной истории // Общественные науки и современность. 2000. № 4. С.123-137.
Семашко, И.И. 100 великих женщин/ Семашко И.И.- М.: Вече.-2004.- 146 с.
Таривердиева С. Э.-К. Октавиан и Агриппа: обстоятельства знакомства и общая юность // АМА. 2013. №16. С.132-140
Ульяновский Р.А. Три лидера великого индийского народа. Политиздат, М., 1986 – 229 с.
Фрайзенбрук А. Первые леди Рима / Аннелиз Фрайзенбрук; [пер. с англ. Н. Тартаковской].- М.: Изд-во АСТ, 2016,с.11.
Чаплыгина Н. А. Римская женщина в правление Августа // Женщина в античном мире. Сборник статей. М., 1995. С. 114.
Шеховцева Е. Е. Женщина и власть в римской империи: постановка проблемы в аспекте методологии // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №67.
Шеховцева Е.Е. Женщина и власть в культуре древних цивилизаций: римские императрицы: автореферат дис. Канд. Ист. Наук; специальность 24.00.01, Ярославль, 2008.
[1] Ковальченко И.Д. Методы исторического исследования. М.: Наука, 1987. С.32-34; Методологические проблемы истории / Под. ред. В.Н. Сидорцова. Минск: Тетрасистемс, 2006. С. 221.
[2] Цит. по: Винничук Л. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Пер. с польск. В. К. Ронина. М.: Высш. шк., 1988. С. 17
[3] Сергеенко М.Е. Жизнь Древнего Рима. Очерки быта. М.-Л.: Наука, 1964. С. 184
[4] Левицкий Г.М. В плену страстей. Женщины в истории Рима. М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2009. С. 7
[5] Гиро П. Частная и общественная жизнь римлян. СПб.: Изд-во Алетейя, 1995. С. 125
[6] Голикова М. С. Трансформация концепта «Верность» (fides) в древнеримской культурной традиции // Вестник МГЛУ. 2011. №611. С.51-61
[7] Зорина Н.С. Деформация гендерного кода поведения элиты в контексте кризиса позднеримского общества (к постановке вопроса) // Методологические и историографические вопросы исторической науки. Томск, 2008. Вып. 28.
[8] Репина, Л.П. Пол, власть и концепция «разделенных сфер»: от истории женщин к тендерной истории // Общественные науки и современность. 2000. № 4. С.130.
[9] Шеховцева Е. Е. Женщина и власть в римской империи: постановка проблемы в аспекте методологии // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №67. С.316.
[10] Там же.
[11] Бем С. Линзы Гендера. Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. М.: РОССПЭН, 2004. С. 237.
[12] Шеховцева Е. Е. Женщина и власть в римской империи: постановка проблемы в аспекте методологии // Известия РГПУ им. А.И. Герцена. 2008. №67. С.23
[13] Кокин И. А. Положение женщины в греко-римском мире // Вестник ВГУ. Серия: Лингвистика и межкультурная коммуникация. 2008. №3. С.210-219
[14] Семашко, И.И. 100 великих женщин/ Семашко И.И.- М.: Вече.-2004.- 146 с.
[15] Каменский А.Б. От Петра I до Павла I- М.: Изд-во РГГУ, 2001.- 89 с.
[16] Мироненко С.В. Самодержавие и реформы. Политическая борьба в России в начале XIX века — М., 1989.- 105 с.
[17] Никольский Н. Победа научного феминизма // Коммерсантъ. Власть. 2007. №6 (19 февраля) - 49 - 50 с.
[18] Капитонова Н.К. Маргарет Тэтчер: человек и политик // Новая и новейшая история. - 2007. - №2. - С. 173-187.
[19] Ульяновский Р.А. Три лидера великого индийского народа. Политиздат, М., 1986 – 229 с.
[20] Ганди И. Мир, сотрудничество, неприсоединение. Избранные статьи, речи, интервью о внешней политике Индии и советско-индийских отношениях. 1982- 1984. М., 315 с.
[21] Последнее интервью Беназир Бхутто израильским СМИ (27.12.2007) / Новостной портал NEWSRU.co.il // http://newsru.co.il/ [Электронный ресурс]. URL: http://newsru.co.il/world/27dec2007/bhutto_int_128.html (дата обращения: 3.06.2016)
[22] Бхутто Беназир. Дочь Востока: Автобиография. СПб.: Амфора, 2009. 527 с.
Твёрдое - мягкое
Пчёлы и муха
Хитрость Дидоны
Нора Аргунова. Щенята
Фильм "Золушка"