Учебный проект ФГОС содержит информацию об истории алхимии в Средние века
Вложение | Размер |
---|---|
npk_pavlenko.docx | 549.89 КБ |
Научно-практическая конференция «Шаг в будущее»
В подземелье алхимика
Выполнил: ученик 6А класса
МБОУ «СОШ им. Л.А. Попугаевой»
Павленко Александр Сергеевич
Руководитель: Петс С.А.
Удачный 2018
Содержание
Введение
А) Альберт Великий
Б) Арнольдо де Вилланова
4. В лаборатории алхимика
5. Проведение опыта «Невидимые чернила»
Заключение
Список литературы и источников
Приложения
Введение
АЛХИМИЯ — оккультная наука, уходящая своими корнями в X—XI вв. По одной из этимологических дешифровок "алхимия" происходит от Chymeia — наливание, настаивание, — указывая на древнюю практику восточных врачевателей-фармацевтов. По другому мнению, корень Khem или Khame подразумевает чернозем и Черную страну, т. е. Древний Египет.
Изучение земных недр: в латинском языке humus — земля — третья версия этимологии слова. Древнегреческий словарный арсенал вызывает следующие фонетические ассоциации: хюмос — сок, хюма — литье, поток, река, химевсис — смешение. Древнекитайское ким — золото — указывает на дальневосточное происхождение, а приставка "ал" — на арабское. Александрийский философ Зосима считал, что "алхимия" происходит от библейского Хама.
Практической стороной алхимии является разработка рецептов по изготовлению из неблагородных металлов благородных, главным образом золота из свинца. Философский смысл заключается в создании «химической модели космического процесса». Этический аспект алхимии подразумевает сложный путь духовного совершенствования человека. Исторически алхимия представляла собой стиль жизни, способ коммуникации, так называемую "элитарную субкультуру".
Цель работы: узнать где,когда,кто,почему и зачем проводили опыты алхимики средневековья?
Задачи:
4. Узнать, что было в лаборатории алхимика
5. Провести опыт «Невидимые чернила»
Методы исследования: решение поставленных задач осуществлялось с помощью комплекса системно-структурных методов анализа, в качестве основного из которых был избран структурно-логический метод - для изучения истории алхимии в Средние века. Использовались также методы теоретического анализа литературы по проблеме исследования. Все это позволило в сочетании с диагностическими методами (наблюдение, самоанализ) добиться решения поставленных задач.
Структура исследования: работа состоит из введения, основной части, заключения, приложения, списка использованной литературы.
Источники информации: литература, , ресурсы сети Интернет.
Практическая значимость работы заключается в том, что приложения, созданные в процессе работы над темой, могут использоваться на уроках истории.
Прежде чем охарактеризовать историю и сущность такого явления как Алхимия в Европейской и мировой культуре, необходимо разобраться с этимологией термина алхимия, понять, что вообще понимается под термином алхимия и какое происхождение имеет это слово.
Итак - Алхимия (от лат. alchemia, alchimia, alchymia) это своеобразное явление культуры, особенно широко распространённое в Западной Европе в эпоху средневековья. В первую очередь под алхимией понимают магико-эзотерическое учение, основной идеей которого является представление о трансмутации, то есть превращении неблагородных элементов в благородные с целью обретения совершенства и богатства, а также обретения бессмертия.
Например, в Толковом словаре С.В. Ожегова дается такое определение алхимии - "Донаучное направление в химии: изыскание способов превращать простые металлы в драгоценные при помощи философского камня, поиски эликсира долголетия".
Интересно также определение алхимии, которое давали сами представители данного учения, например францисканский монах 13 века Роджер Бэкон давал такое определение алхимии - "Алхимия есть непреложная наука, работающая над телами с помощью теории и опыта и стремящаяся путём естественного соединения превращать низшие из них в более высокие и более драгоценные видоизменения".
Алхимия – высочайшая ступень символического мышления. Цельная наука, которая учит, как «достичь центра всех вещей». Алхимия определяется как моделирование космического процесса и создание «химической модели космического процесса». Алхимик создавал в своей реторте модель мира и миросозидающих процессов и затем в своих сочинениях подробнейшим образом описывал химическую посуду, оборудование, весы и лабораторные приёмы. Вообще для алхимиков было характерно тщательное отношение к описанию эксперимента. Потому, что алхимик ставит своей задачей воспроизведение и одухотворение космоса, соучастие в космотворческом процессе. Исходит из представления о субстанциальном единстве мира и универсальности перемен. Как в Европе, так и на Востоке алхимия составляла одну науку с астрологией и медициной. Это – форма аксиологического и прагматического знания, пользующегося высоко символичной терминологией в сочетании с изоморфной символичностью алхимической операции, где металлы и минералы выступают в роли знаков сил универсума.
Какие же цели на самом деле преследовала алхимия? В своей книге «История химии» Джеймс Браун так формулирует цели, которые хотели достичь алхимики: «Общей целью алхимиков было выполнить в лаборатории, насколько это возможно, процессы, над которыми Природа работала внутри земли. Семь главных проблем занимали их внимание:
1. Приготовление сложного вещества, называемого эликсиром, универсальным лекарством или «философским камнем», который обладал свойством превращения основных металлов в золото и серебро и выполнения многих других великолепных операций.
2. Создание «гомункулуса», или живого существа, о котором рассказывалось много восхитительных, но неправдоподобных историй.
3. Приготовление универсального растворителя, который растворял бы любую субстанцию.
4. Палингенез, или восстановление растений из пепла. Это был бы первый шаг к искусству воскрешения мертвых.
5. Приготовление spirifus mundi — мистической субстанции, обладающей многими свойствами, главным из которых была способность к растворению золота.
6. Извлечение «квинтэссенции», или активного первоисточника всей материи.
7. Приготовление aurum polabile — жидкого золота, совершеннейшего средства для излечения, потому что золото, совершенное само по себе, может производить совершеннейшее воздействие на человеческую природу».
Многозначность словесных алхимических символов сохраняется и тогда, когда термины заменяются графическими знаками, своего рода иероглифами. Получится, пожалуй, целая книга, если попытаться описать и истолковать их со всеми основными вариантами, которых немало. Рассмотрим самые главные символы - своеобразную алхимическую азбуку.
"Святое святых" алхимической мистерии - царственный брак мужского и женского начал: "Короля" и "Королевы", "Солнца" и "Луны", "серы" и "ртути"... Первые две пары понятны, но почему же алхимики называли серу и ртуть "отцом и матерью" металлов? И почему именно металлов? Согласно логике алхимического символизма, "философская сера" (а "философы" в алхимической традиции - это адепты Священного Искусства) - носитель духовности, активного Божественного начала, поскольку слово Jeion по-гречески означает и "серу", и "Божество".
Символ серы можно, наверное, истолковать так: Божество (его универсальный знак - треугольник), воплощенное в материи (крест - один из символов проявленного мира), или же высшая алхимическая триада (сера, ртуть, соль), нисшедшая в материальный мир с его четырьмя элементами (стихиями). Для чего же совершается это нисхождение? Для преображения и очищения мира алхимической трансформацией; поэтому перевернутый ("нисходящий") знак серы - это символ Великого Делания.
Ртуть (опять-таки "философская") по-гречески буквально - "жидкое серебро". Понятно, что белая, "лунная", текучая субстанция, "Божественное молоко" - это символ женский. А знак ртути несет в себе идею священного брака - круг Солнца и полумесяц Луны соединяются на кресте материи.
Есть и третий элемент алхимической триады, третья основа первичной материи. Это связующее звено между двумя первоначалами - "соль" или "квасцы". Знак квасцов - восьмилучевая звезда - это символ Богини (Изиды, Инанны, Афродиты). Выражение "дух квасцов", встречающееся в алхимических трактатах, можно, пожалуй, трактовать как дух человека, посвященного в таинства Великой Богини.
Алхимические символы элементов. 1 — олово; 2 — свинец; 3 — золото; 4 — сера; 5 — ртуть; 6 — серебро; 7 — железо
3. Известные алхимики
А) Альберт Великий (1193-1280). Мэтр появился на свет в богатой семье графа фон Больштедта. Легенды гласят, что в детстве успехи Альберта в учебе были довольно скромными. Никто и не подумал, что в будущем он станет одним из самых видных ученых. Объясняет такую трансформацию чудо, случившееся с юношей. Вступившему в орден доминиканцев Альберту явилась Дева Мария, у которой тот выпросил ясный ум и преуспевание в философии. В ту эпоху бесконечных войн монастыри являлись спокойным местом, где можно было заниматься культурой. Хотя мэтр Альберт и относился к доминиканцам, он получил значительные послабления в соблюдении устава. Чтобы ученый мог заниматься исследованиями, ему разрешили даже пользоваться своим личным капиталом. Проведя несколько лет в Кельне, Альберт переезжает в Париж. Там он для получения степени магистра начинает читать лекции, которые пользуются бешеным успехом. Альберт был не только философом, его отличает универсальность. Альберт изучал растения, минералы, животных. Он оставил работы по неорганической химии, которые намного опередили время. Его именем подписано пять алхимических трактатов, дошедших до нашего времени. Самый знаменитый так и зовется - «Об алхимии». Любимым учеником Альберта Великого с 1244 года становится Фома Аквинский, который присутствует при опытах по получению золота. Алхимику приписывают множество чудес, о нем слагали сказки. В конце жизни ученый потерял память и заперся в монашеской кете. Когда Альберт умер, весь Кельн одел траурные одежды. В 1931 году ученый, философ, алхимик и чародей был официально канонизирован Римом.
Б) Арнольдо де Вилланова (1240-1311). Великий ученый получил отличное образование. Классические науки он изучал в Экс-ан-Провансе, в Монпелье - медицину, затем была Сорбонна. Среди близких знакомых Арнольдо значились английский монах Роджер Бэкон, автор «Зеркала Алхимии», и Альберт Великий. Надо сказать, что де Вилланова завидовал своему коллеге-доминиканцу, который имел гораздо больше возможностей для опытов. Окончив обучение, Арнольдо объездил всю Европу, став популярным и недешевым врачом. Однако необычные методики и вольные разговоры привели к преследованиям со стороны церковных властей. Странные микстуры, амулеты, гипноз - все это указывало на связь с нечистой силой. В медицине ученый использовал золото, как универсальное лекарство, не гнушаясь также пользоваться достижениями алхимии (ртути, соли, сернистые соединения). Жизнь де Вилланова отличалась от религиозных алхимиков, вроде Альберта Великого, Роджера Бэкона или Фомы Аквинского. Преподавая в Парижском университете, Арнольдо произносит столь смелые речи, что всполошилась инквизиция. Говоря об алхимии, стоит заметить, что ученый считается одним из тех, кому действительно удалось создать философский камень. Это указано в его трактате «Великие четки», правда, исторического подтверждения так и не существует. Арнольдо утверждал, что сумел осуществить превращение свинца в золото. Уже после смерти ученого церковь решила осудить его. Большая часть сочинений де Вилланова была сожжена, не помогла и дружба с понтификом. Непонятно сегодня, какие именно сочинения из дошедших до нас, собственно, принадлежат мэтру.
Лаборатории встречались повсюду: как в замках и дворцах, так и в домах простых горожан и даже жалких хижинах, в церковных приходах и монастырях, в городе и деревне.
Лаборатория, как правило, была тесной и темной и в обязательном порядке имела трубу или дымоход для отвода выделявшихся газов и дыма. Нередко это была подземная конура, но могли использоваться и старая кухня, и даже специально обустроенная комната, занимавшая (что случалось редко) целый этаж.
Приборы и инструменты
Алхимик обычно обладал весьма скромным набором приборов и инструментов. Особо следует отметить поразительное постоянство весьма незамысловатой технологии алхимиков: с начала и до конца Средних веков и даже в более поздние времена всегда использовались одни и те же предметы, применявшиеся в свое время еще арабами, а до них — греческими алхимиками Александрии, вариации касались только деталей, второстепенных частностей.
Великое Делание должно было совершаться или в печи, или в тигле. Алхимическая печь, имевшая название атанор, топилась дровами или растительным маслом (наличие множества фитилей позволяло регулировать интенсивность нагревания), ибо настоящие алхимики никогда не использовали уголь. Смотровое отверстие, устроенное в печи, делало возможным наблюдение внутри ее за варкой философского яйца (имевшего также название алю-дель — слово, тоже заимствованное из арабского языка). Филосбфское яйцо имело яйцевидную форму (отсюда и его название) и изготовлялось из обожженной глины или (что было чаще, поскольку алхимик в этом случае мог свободно наблюдать за трансформациями первичной материи) из стекла или же хрусталя.
Тигли, использовавшиеся алхимиками, работавшими по методу сухого пути, имели полость в форме креста (по-французски croix, откуда происходит древнее название тигля — crucible).
Имелись также различные резервуары и сосуды для приемки использованных веществ, приспособления для дистилляции, щипцы, кочерга и молотки, мехи, служившие, для раздувания огня.
Алхимики использовали сосуды и посуду, аналогичные тем, что применялись ремесленниками их эпохи, — керамические и стеклянные.
Средневековый алхимик обладал если и не часами, по точности не уступающими современным хронометрам, то по крайней мере уже достаточно точными инструментами для определения времени. Первый из великих западных алхимиков, монах Герберт (ставший в 999 году папой римским, приняв имя Сильвестр II), сконструировал — «не без помощи дьявола», как утверждала ходившая в народе молва, — часы, когда он находился в Магдебурге (997 год), куда его вызвал император Священной Римской империи Опоя Ш. Епископ Титмар Мерзебургский в своей хронике писал по этому поводу: «Герберт сконструировал в Магдебурге часы, которые он выверял с помощью трубы, направив ее на известную [Полярную] звезду, путеводную для мореходов.
Лишь в конце XIII или в начале XIV века появился маятник, наконец придавший часам необходимую надежность и точность хода.
В XV веке технические усовершенствования становятся все более и более хитроумными.
План опыта «Невидимые чернила»
1) Вам понадобится : Молоко,бумага,утюг.
2)Обмакните палец в молоко и напишите секретное послание на бумаге.
3)Подождите когда высохнет бумага с посланием.
4)Когда всё высохнет погладьте бумагу утюгом.
5) На бумаге должно появиться секретное послание.
Заключение
На вопрос о том, когда именно зародилась алхимия и завершилась предшествующая стадия, можно отвечать по-разному. Но можно с уверенность сказать, что алхимия связана непрерывной линией с самыми ранними теориями и представлениями человека о природе.
В ходе исследования я установил, что люди непосредственно причастные к алхимии определяют ее по-разному: естественная философия – тайная ее часть; связь с искусством врачевания; практические цели; магические приемы: «физико-химические» рукотворные процедуры; сподобленность божественному промыслу; элитарность; секретный язык. Мозаическое столкновение разнородных составляющих в цельном алхимическом деле. Такое разнообразие подходов к толкованию алхимии не исключает принадлежность или родственность ее с химией как наукой.
Алхимии изначально были присущи весьма серьёзные отрицательные черты, которые в конце концов и сделали её тупиковой ветвью развития естествознания. Ограниченность предмета лишь трансмутацией металлов; все алхимические операции с веществом были подчинены этой главной цели. Изначально характерная для алхимии закрытость являлась существенным препятствием для развития этой науки. Тем не менее, уязвимость алхимии для критики с точки зрения современной науки никоим образом не означает, что труд многих поколений алхимиков был бессмысленным и бесполезным.
Главным результатом алхимического периода, помимо накопления значительного запаса знаний о веществе, стало становление эмпирического (опытного) подхода к изучению свойств вещества. В целом алхимический период явился совершенно необходимым переходным этапом между натурфилософией и экспериментальным естествознанием.
Список литературы и используемых источников
Плавает ли канцелярская скрепка?
Одеяльце
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Учимся ткать миленький коврик
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"