В исследовательской работе автор изучает причины изменения атмосферного давления в работе лётчика, влияние изменения атмосферного давления на организм человека и рассматривает способы смягчения влияния атмосферного давления на организм лётчика, а также подбирает комплекс упражнений для будущих лётчиков на тренировку устойчивости к перепадам атмосферного давления.
Вложение | Размер |
---|---|
Влияние атмосферного давления на работу лётчика | 741.5 КБ |
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ГИМНАЗИЯ №1» МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ГОРОД БУГУРУСЛАН»
ВЛИЯНИЕ АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ НА РАБОТУ ЛЁТЧИКА
Городская научно - исследовательская конференция
«Маленький шаг – большая наука»
Выполнил:
учащийся 9 класса Б
МАОУ «Гимназия №1»
Артём Викторович Корженко
Руководитель:
учитель математики и физики
первой категории
МАОУ «Гимназия №1»
Нина Николаевна Шатилова
Бугуруслан, 2016
Аннотация
к исследовательской работе
«Влияние атмосферного давления на работу лётчика»
Ученика 9 класса МАОУ «Гимназия №1»
Корженко Артёма
В исследовательской работе Корженко Артёма рассматривается каким образом в работе лётчика учитывается атмосферное давление.
Автор владеет навыками написания исследовательских работ, поэтому для решения поставленной цели были выбраны оптимальные методы исследования: сбор информации (работа с книгами и Интернет-ресурсами), научно-поисковый, исследовательский, анализ и синтез полученных данных, которые способствовали наиболее полному раскрытию заявленной темы.
В исследовательской работе автор изучает причины изменения атмосферного давления в работе лётчика, влияние изменения атмосферного давления на организм человека и рассматривает способы смягчения влияния атмосферного давления на организм лётчика, а также подбирает комплекс упражнений для будущих лётчиков на тренировку устойчивости к перепадам атмосферного давления.
СОДЕРЖАНИЕ
Введение………………………………………………………………... | 3 | |
Глава Ι. | Атмосферное давление | |
1.1. | Определение атмосферного давления …………………... | 5 |
1.2. | Влияние изменения атмосферного давления на организм человека…………………………………………………….. | 6 |
Глава ΙΙ. | Влияние изменения атмосферного давления на работу лётчика……………………………………………………… | |
2.1. | Причины изменения атмосферного давления в работе лётчика………………………………………………………. | 8 |
2.2. | Влияние последствий изменений атмосферного давления на организм лётчика………………………………………... | 10 |
2.3. | Условия, необходимые для смягчения влияния атмосферного давления на организм лётчика……………. | 13 |
2.4. | Роль физической подготовки в работе лётчика…………... | 20 |
Заключение……………………………………………………………... | 22 | |
Литература……………………………………………………………… | 23 | |
Приложение 1. Результаты анкетирования…………………………... | 24 | |
Приложение 2. Комплекс специальных упражнений на тренировку устойчивости к перепадам атмосферного давления….. | 25 |
ВВЕДЕНИЕ
Все тела на земле испытывают атмосферное давление, многие явление с которыми мы встречаемся в жизни можно объяснить с существованием атмосферного давления. При его изменении меняется погода и самочувствие людей. При увеличении высоты над уровнем моря атмосферное давление уменьшается, поэтому играет немаловажную роль при полете на больших высотах, то есть в работе летчика. В результате проведённого анкетирования, выяснилось, что профессия лётчика является востребованной и популярной среди молодёжи города Бугуруслана, но не все знают о том, что изменение атмосферного давления оказывает влияние на работу лётчика (Приложение 1).
Актуальность
Результаты данного исследования показывают прикладную направленность предмета физики и будут интересны тем, кто решил получить профессию летчика.
Проблема
Как изменение атмосферного давления влияет на работу лётчика?
Гипотеза
Предполагаем, что изменение атмосферного давления влияет на работу лётчика.
Цель
Выяснить, как влияет изменение атмосферного давления на работу лётчика.
Задачи
Объект исследования
Изменение атмосферного давления
Предмет исследования
Влияние изменения атмосферного давления на работу лётчика.
Методы:
Новизна
Практическая значимость
Результаты работы возможно использовать как дополнительный материал на уроках и внеурочной деятельности по физике, ОБЖ, биологии, физической культуре.
ГЛАВА I. АТМОСФЕРНОЕ ДАВЛЕНИЕ
1.1. Определение атмосферного давления
Первым атмосферное давление измерил итальянский ученный Эванджелиста Торричелли в 1643 году, развивая учения Галилея.
Атмосферное давление - давление атмосферного воздуха на находящемся в нем предметы и земную поверхность. С высотой атмосферное давление убывает. В соответствии с международной системой единиц (система СИ) основной единицей для измерения атмосферного давления является гектопаскаль (Па). Нормальным атмосферным давлением (на уровне моря) принято значение 760 мм ртутного столба (мм. рт. ст.) при температуре 0 градусов по шкале Цельсия.
Атмосфера состоит из нескольких слоев, каждому из которых присущ свой характер изменений и свойств физико-метеорологических параметров. Нижний и наиболее плотный слой земной атмосферы называется тропосферой; она простирается от поверхности земли в различных частях земного шара до разных высот: над полюсом до 7000 – 8000 м, в средних широтах до 10000 – 11000 м и над экватором до 17000 – 18000 м.
Атмосферный воздух представляет собой смесь различных газов, состав которой в различных местах у поверхности земли и на высотах остается практически постоянным, причем до высоты 7000 м с примесью влаги.
На уровне моря в воздухе содержатся основные газы в следующих соотношениях: 78,08% азота, 20,95% кислорода, 0,93% аргона, 0,03% углекислого газа. Кислород в атмосферном воздухе содержится в трех формах, молекулярной, атомарной и в виде озона.
Барометрическое давление понижается по мере подъема на высоту, а с его уменьшением понижается и парциальное давление кислорода.
На больших высотах организм человека подвергается комплексному воздействию следующих неблагоприятных факторов: пониженному парциальному давлению кислорода; низкому барометрическому давлению; низкой температуре воздуха; лучистой энергии и др. Из них наиболее неблагоприятными являются – пониженное парциальное давление кислорода и снижение общего барометрического давления.
Изменение давления внутри кабины в полете является для лиц летного состава одним из профессиональных условий.
Свойства состояния земной атмосферы во многом определяют характеристики всех средств жизнеобеспечения и в первую очередь высотного и кислородного оборудования ,следовательно, условия работы экипажей.
1.2. Влияние изменения атмосферного давления на организм человека
На всю поверхность тела атмосфера оказывает чрезвычайно большое давление, равное примерно действию массы 20000 кг, или 20 тонн. Несмотря на это, тело не повреждается от действия такой силы. Дело в том, что это давление уравновешивается – внешнее давление равно внутреннему. Это обстоятельство отражено в законе Паскаля, который сформулирован следующим образом: «Атмосферное давление распространяется во все стороны с одинаковой силой и перпендикулярно к поверхности, на которую оно давит».
Изменение атмосферного давления может оказывать механическое воздействие только в тех случаях, когда нарушается равновесие внешних и внутренних сил.
В обычных наземных условиях атмосферное давление изменяется медленно, в течение нескольких часов и на небольшую величину – порядка 20-30 мм рт. ст.
Эти естественные, связанные с метеорологическими процессами, изменения атмосферного давления оказывают определенное влияние на функциональное состояние организма человека.
Изменение барометрического давления при полетах оказывает определенное влияние на организм пилота и пассажира, степень этого влияния зависит от герметичности кабины и работы систем, регулирующих давление. При понижении барометрического давления могут возникать различного рода процессы дисбаризма, то есть расстройства в организме, связанные с изменением барометрического давления, которые зависят от ряда условий, и в том числе, от времени изменения давления, разности и кратности его перепада (таблица 1).
Условия полета | Давление мм.рт.ст. | Физические процессы. |
Нормальный полет на любой высоте. Нарушение герметичности до 7 км | от 596 до 308 | Изменение объема газов, содержащихся в полостях тела. Значительное увеличение объема газов в полостях тела. |
Нарушение герметичности кабины в полете на высоте от 7 до 19 км | от 308 до 48 | Еще более значительное увеличение объема газов ,содержащиеся в полостях тела. |
Нарушение герметичности кабины в полете на высотах превышающих 19,2 км | от 47 и менее | Увеличение объема газов, десатурация газов и кипение жидкостей организма. |
Таблица 1. Физические процессы, происходящие в организме человека при разных
условиях полета.
Воздействие разреженной атмосферы на организм человека не ограничивается только падением парциального давления кислорода, а при подъеме на высоту, большую 7000-8000 м над уровнем моря, у некоторой части людей появляются декомпрессионные расстройства, сходные по симптоматике с легкими формами кессонной болезни. Обычно декомпрессионные расстройства возникают не всегда и находится в прямой зависимости от степени разрежения, времени пребывания человека в разреженной атмосфере и индивидуальных особенностей организма.
ГЛАВА II . ВЛИЯНИЕ ИЗМЕНЕНИЙ АТМОСФЕРНОГО ДАВЛЕНИЯ НА РАБОТУ ЛЕТЧИКА
2.1. Причины изменения атмосферного давления в работе лётчика
Одной из причин изменения атмосферного давления является изменение высоты полёта, объясняется это тем, что плотность воздуха при подъеме на высоту уменьшается. Но происходит это не прямо пропорционально увеличению высоты, так как воздух, как всякий газ или газовая смесь, сжимается. Наибольшая плотность воздуха находится на уровне моря, а по мере подъема на высоту разность давления в диапазоне высоты 1 км прогрессивно падает. Чем большая достигается высота, тем прогрессивнее снижается плотность воздуха и тем в большей степени падает давление, что в свою очередь влияет на парциальное давление кислорода вдыхаемого воздуха (таблица 2).
Таблица 2. Зависимость давления от плотности воздуха на различных высотах.
Эту закономерность учитывают при моделировании условий подъема на высоту в барокамерах.
Перепады барометрического давления в зависимости от направленности бывают декомпрессионные или компрессионные, то есть с понижением или повышением давления. Основные характеристики перепадов давления отличаются по скорости, кратности, величине и продолжительности.
Скорость перепада – это изменение величины давления в единицу времени (мм рт. ст./с).
Кратность перепада определяется по отношению давления в герметической кабине (при нормальном полете) к барометрическому давлению окружающей среды. Величина перепада определяется разностью барометрического давления в кабине самолета до и после разгерметизации.
Перепады давления, которые происходят менее чем за одну секунду, называют взрывной декомпрессией. Такая ситуация может наступить при внезапной аварийной разгерметизации кабины. При взрывной декомпрессии возникает звук, напоминающий взрыв или шум выходящего из кабины воздуха, за счёт конденсации паров воздуха образуется туман и пыль в кабине.
Причинами разгерметизации кабины в полетах на больших высотах и изменений барометрического давления в кабине могут быть повреждения стенок или остекления (иллюминаторов), отказ двигателей или системы кондиционирования, недостаточная герметичность отдельных элементов кабины в силу их неисправности.
Итак, можно выделить следующие причины изменения атмосферного давления в работе лётчика: естественные – связанные с погодными явлениями и изменением высоты при взлёте и посадке самолёта, а также аварийные, происходящие при разгерметизации кабины, при резком изменении высоты и катапультировании.
При полётах на больших высотах у лётчика наблюдается выраженность болезненных признаков, представленных в таблице 3.
Таблица 3.Выраженность признаков болезней при полетах на больших высотах.
При подъеме человека на высоту и при спуске с нее в его организме могут возникать три физических процесса.
Первый из них - изменение объема газов, содержащихся в замкнутых или полузамкнутых полостях тела человека. Этот процесс возникает в самом начале подъема на высоту и продолжает развиваться во время всего подъема, а затем и спуска.
Второй физический процесс - десатурация газа, т.е. переход его из растворенного состояния в газообразное. Образование газовых пузырьков в крови начинается примерно с высоты 7 км (атмосферное давление равно 308 мм рт. ст.). В литературе имеется описание случаев декомпрессионной болезни, которая возникла на высоте 6100 м и даже на 5400 м.
Третий физический процесс заключается в кипении жидкостей, содержащихся в организме при температуре тела 36,4 - 37,4 °С, на высоте 19,2 км, где атмосферное давление равно 47 мм рт. Ст. В таблице 4 приводятся данные об изменении температуры кипения воды при снижении атмосферного давления.
Давление, мм рт.ст. | 100 | 150 | 200 | 400 | 760 | 1100 | 1450 |
Точка кипения, 0С | 34,2 | 42 | 47,8 | 62,8 | 78,15 | 87,8 | 95,3 |
Таблица 4. Зависимость кипения воды от давления.
Однако следует учесть, что жидкости организма закипают при подъеме на высоту позже, чем вода.
Все упомянутые физические процессы возникают на различных высотах: первый - с самого начала подъема, второй - с высоты примерно 7 км, а третий - с высоты 19,2 км. Из этого следует, что в нормальных эксплуатационных условиях без нарушений герметичности кабины самолета на пилота и пассажиров может влиять только первый физический процесс, т.е. изменение барометрического (внутрикабинного) давления. В этих условиях давление внутри кабины удерживается на уровне 596 мм рт. ст. (2000 м). При нарушении герметичности кабины на высоте 7 км и более будет действовать первый (в более сильной степени), а также уже и второй физический процесс (десатурация газов). При нарушении герметичности кабины воздушного лайнера на высоте 19,5 - 20,0 км на организм лиц летного состава и пассажиров будет одновременно действовать все три физических процесса: расширение газов в полостях тела, десатурация газов и кипение жидкостей организма.
В соответствии с тремя физическими процессами, возникающими в организме человека при изменении атмосферного давления, развиваются и патологические процессы.
А. При изменении давления и объема воздуха (газов), содержащихся в полостях тела, могут возникнуть следующие патологические процессы:
1) баротравма среднего уха;
2) баротравма придаточных пазух носа;
3) баротравма легких;
4) высотный метеоризм;
5)«аэродентит» или пароденталогия, патологический процесс, развивающийся вследствие расширения объема воздуха, имеющегося под пломбой зуба во время понижения атмосферного давления при подъеме на высоту или в барокамере при снижении барометрического давления, имитирующего подъем на высоту в полете.
Б. Десатурация газов при падении атмосферного давления в условиях полета или барометрического давления в барокамере может вызвать высотную декомпрессионную болезнь вследствие образования газовых пузырьков в крови и тканях организма. Имеются еще и так называемые лжекессонные заболевания. Однако, несмотря на то, что патология завершается так же, как и настоящая декомпрессионная болезнь, газовой эмболией и закупоркой различных сосудов, генез этих газовых пузырьков иной. Дело заключатся в том, что при быстрой и большой по величине декомпрессии в кабинах воздушных судов при нарушении их герметичности расширяющийся воздух в легких и газы в кишечнике могут повреждать стенки этих органов и проходящие в них сосуды и проникать в основном в венулы, в которых давление невелико. В результате этого возникает такая же газовая эмболия, хотя она может возникнуть и на высотах менее 7 км.
B. Третий физический процесс, возникающий в организме человека и животных при подъеме на высоту более чем 19,2 км - это кипение жидкостей организма при обычной температуре тела. Этот физический процесс вызывает так называемую высотную подкожную эмфизему; образование пара между листками плевры; образование пара в полостях сердца.
Таким образом, в настоящее время известны 10 патологических явлений, возникающих при протекании в организме трех физических процессов во время изменений атмосферного давления в полете или барометрического давления - при моделировании в барокамере подъема на высоту.
2.3. Условия, необходимые для смягчения влияния атмосферного давления на организм лётчика
Полеты современных пассажирских самолетов происходят на эшелонах, характеризующихся значительным разрежением атмосферы, низкой температурой и недостатком кислорода, т.е. в среде, непригодной для существования человека, поэтому в кабинах этих самолетов создается искусственный микроклимат при помощи специальных систем кондиционирования воздуха.
Благодаря работе этих систем в кабинах поддерживается необходимый режим барометрического давления, температуры, скорости движения воздуха и т.д., что обеспечивает гигиенические условия летного труда и комфортность пассажирских салонов.
Уровень барометрического давления в кабинах современных самолетов является одним из определяющих параметров микроклимата.
Многочисленные исследования в области высотной физиологии показывают, что к известной степени кислородного дефицита в окружающей атмосфере организм человека может приспосабливаться, мобилизуя для этого так называемые «компенсаторные механизмы» (учащая дыхательные движения, учитывая скорость кровотока, выбрасывая в циркулирующую кровь дополнительное количество эритроцитов из кровяных депо и т.д.) без существенного ущерба для своей жизнедеятельности.
Однако возможности компенсации недостатка кислорода в окружающей среде далеко не беспредельны, и для практически здорового человека они ограничиваются парциальным давлением кислорода, равным 98 - 100 мм рт. ст., что соответствует высоте около 4000 м над уровнем моря.
Для всех пассажирских самолетов, независимо от их высотности, установлена минимальная величина общего барометрического давления в герметичной кабине, равная 567 мм рт. ст., соответствующая разрежению атмосферы на высоте 2400 м над уровнем моря. Для каждого типа пассажирского самолета устанавливается определенный перепад барометрического давления (разница между барометрическим давлением в герметичной кабине и в окружающей самолет атмосфере) в зависимости от высоты его полета, на которую рассчитываются прочностные показатели его герметичной кабины (таблица 5). Поэтому в диапазоне высот, где перепад давления начинает перерастать установленную для данного типа самолета величину перепада давления, общее барометрическое давление в герметичной кабине начинает постепенно снижаться, достигая на предельной высоте полета величины 567 мм рт. ст.
Высота, м. | Атмосферное давление, мм. рт. ст. | Внутрикабинное давление, мм. рт. ст. | Смягчение воздействия, мм. рт. ст. |
Уровень моря | 760 | 760 | 0 |
10 000 | 198 | 596 | 398 |
16 000 | 77 | 596 | 519 |
20 000 | 41 | 596 | 555 |
Таблица 5.Смягчение воздействия перепада барометрического давления.
При значениях внутрикабинного давления ниже предельных и в аварийных ситуациях лётчик прибегает к защитным устройствам, которые изолируют человека от воздействия сильных факторов внешней среды или смягчают их действие. При этом речь идет о сохранении здоровья и поддержании работоспособности.
Личное снаряжение летчика, входящее в комплект высотного кислородного оборудования самолета, состоит из высотно-компенсирующего костюма, герметического шлема или защитного шлема с кислородной маской, вентилируемого костюма и парашютного кислородного прибора.
При уменьшении внешнего давления, по сравнению с давлением в лёгких, дыхание быстро расстраивается, резко падает работоспособность. Чтобы облегчить дыхание человека в этих условиях, достаточно применения компенсирующего жилета, который создает механическое давление на грудную клетку и живот, равное давлению в легких, изготавливается из малорастяжимой ткани и плотно подгоняется по фигуре летчика. В области грудной клетки под жилет помещается соединённая с маской пневмокамера, давление в которой компенсирует давление внутри легких, помогая производить выдох.
Тем не менее, компенсирующий жилет не обеспечивает равномерной компенсации давления по всему туловищу. Более того, в случае его использования увеличивается отток крови в голову и конечности. При этом кровеносные сосуды конечностей не могут противостоять повышению давления крови и расширяются, что приводит к застойным явлениям в них, а также к ухудшению кровоснабжения головного мозга.
Компенсация избыточного давления крови в конечностях возможна с помощью высотно-компенсирующего костюма.
Этот костюм изготавливается в виде плотно подгоняемого по фигуре летчика комбинезона (с перчатками и носками) из малорастяжимой ткани. Механическое давление на поверхности тела создается либо с помощью трубок натяжного устройства (рис. 1, а), либо с помощью пневмокамер (рис. 1, б).
Рис. 1. Схема высотно-компенсирующего устройства: а – с пневмотрубками; б – с пневмокамерами; 1 – оболочка комбинезона из малорастяжимой ткани; 2 – тесьма натяжного устройства; 3 – трубка (дутик) натяжного устройства; 4 – пневмокамера
Наибольшее распространение получили высотно-компенсирующие костюмы (ВКК) с натяжными устройствами, в которых для улучшения компенсации давления в области живота применяется плоская камера, соединенная с системой дыхания, так называемый брюшной компенсатор, установленный под оболочкой костюма (рис. 2).
Масса ВКК составляет 2,8 - 3,4 кг.
ВКК должны удовлетворять следующим основным требованиям:
- оказывать на всю поверхность тела человека равномерное давление, равное давлению газа в легких;
- уменьшать нагрузку на дыхательную мускулатуру;
- не стеснять движений летчика;
- быть газопроницаемыми;
- надеваться и сниматься без посторонней помощи; быстро приводиться в состояние готовности.
|
Рис. 2. Типовые конструктивные схемы высотно-компенсирующего костюма: а – ВКК с механической компенсацией; б – ВКК с пневмомеханической компенсацией; 1 – комбинезон; 2 – шнуровка; 3 – натяжные камеры; 4 – дыхательно-компенсирующая камера |
В случае применения ВКК с кислородной маской при избыточном давлении дыхательной смеси по сравнению с окружающей средой более 10 кПа происходит расстройство зрения и слуха. Создать внешнее механическое противодавление на глаза и уши невозможно, поэтому для обеспечения продолжительного дыхания под избыточным давлением более 10 кПа вместо кислородной маски применяется герметический шлем (ГШ) (рис. 3). ВКК с ГШ позволяет довести избыточное давление в легких до 19,3 кПа (и более), т. е. обеспечить условия дыхания практически на любой высоте.
Рис. 3. Схема устройства гермошлема высотно-компенсирующего снаряжения: 1 – каска; 2 – шейный герметизирующий клапан; 3 – оболочка комбинезона ВКК; 4 – трубка к источнику компенсирующего противодавления; 5 – компенсированный клапан выдоха; 6 – шланг подачи кислорода на дыхание; 7 – клапан вдоха; 8 – смотровое остекление |
Время пребывания в компенсирующем снаряжении на высотах более 12 км ограничено в силу особенностей механической компенсации. Поэтому высотно-компенсирующее снаряжение может рассматриваться лишь как аварийное средство, позволяющее в случае разгерметизации кабины быстро снизиться на безопасную высоту.
Применение ВКК с ГШ целесообразно на самолетах, летающих на высотах более 20 км, либо при невозможности аварийного снижения на высоту 12 км в течение нескольких минут.
ГШ безмасочного типа выполняет все функции КМ. Кроме того, он полностью изолирует голову от наружной атмосферы, защищает ее от ударов, а лицо от скоростного напора воздуха при катапультировании.
В том диапазоне высот, где достаточно применения КМ и нет необходимости в ГШ, функции защиты головы летчика от ударов и лица от встречного напора воздуха при катапультировании выполняет защитный шлем (ЗШ), всегда используемый в комплекте с КМ (рис.4).
Рис. 4. Схема защитного шлемофона 1 – КМ; 2 – светофильтр; 3 – каска; 4 – амортизирующий вкладыш; 5 – «противошумы» с телефоном; 6 – ларингофон |
Защитный шлем в комплекте с шлемофоном и кислородной маской являются составной частью снаряжения летного состава и предназначены для защиты:
- головы и лица летчика от повреждений при ударах о внутренние части кабины самолета в полете и при посадке;
- головы и лица летчика от солнечной радиации и ослепляющего действия солнечных и прожекторных лучей;
- лица летчика от воздействия воздушного потока при катапультировании.
ЗШ должен быть достаточно легким, не мешать поворотам головы, не ограничивать обзор и не вызывать болевых ощущений при длительном ношении.
Светофильтр предназначен для защиты глаз от ослепляющего действия лучей, изготовляется из окрашенного органического стекла, и выполняется обычно сдвижным, чтобы не затруднять обзор в условиях низкой освещенности. Светофильтр опускается также перед катапультированием для защиты лица от скоростного потока.
Современные ЗШ имеют массу около 2 кг.
2.4. Роль физических упражнений в работе летчика
Физическая подготовка повышает устойчивость работоспособности человека при любой его деятельности, в том числе и профессиональной.
Физические упражнения улучшают свойства нервных процессов (силу, уравновешенность, подвижность) не в каких-то отдельных структурах нервной системы (преимущественно), что имеет место в процессе тренировки в производственной деятельности людей, а во всех частях центральной нервной системы и всего организма.
Физическая подготовка более, чем любая профессиональная деятельность, улучшает упомянутые выше качества человека, так как в этом заключается ее основная цель. Все ее методы и средства направлены именно на это, в то время как производственная деятельность имеет другие задачи и, как правило, до настоящего времени односторонне влияет на развитие организма человека.
Физическая подготовка имеет особенно большое значение для повышения профессиональных качеств лиц летного состава. Однако далеко не везде это важнейшее положение учитывается в должной мере, в непосредственной практике, но многие научные исследования посвящены этому вопросу и разработаны специальные комплексы физических упражнений. Для повышения устойчивости организма к перепадам атмосферного давления в подготовку летчиков включается специальные упражнения в барокамере, дыхание кислородом под избыточным давлением и др. Специальная физическая тренировка включает в себя плавание, прыжки на батуте, упражнения на перекладине, шведской стенке, дыхательные упражнения, игра в бадминтон, волейбол, теннис и др.
Общая физическая подготовка должна быть направлена на увеличение силы, выносливости и устойчивости организма к изменению атмосферного давления, поэтому особое внимание обращается на развитие таких физических качеств, как увеличение силы брюшных мышц, мышц шеи, спины, ног, увеличение статической выносливости.
Проанализировав литературу по физической подготовке к устойчивости организма к изменению атмосферного давления, были подобранны упражнения, которые можно выполнять желающим учащимся самостоятельно, без специального оборудования (Приложение 2).
Итак, следует отметить, что физическая подготовка положительно влияет на устойчивость к перепадам атмосферного давления, поэтому является необходимым условием при подготовке к профессии лётчика.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя итоги своей работы, можно сказать, что гипотеза о том, что атмосферное давление играет роль в работе лётчика, нашла свое подтверждение. В ходе исследовательской работы были изучены причины изменения атмосферного давления в работе лётчика, влияние изменения атмосферного давления на организм человека и рассмотрены способы смягчения влияния атмосферного давления на организм лётчика, а также подобран комплекс упражнений для будущих лётчиков на тренировку устойчивости к перепадам атмосферного давления. Цель работы достигнута, все задачи были решены.
Результаты работы показывают важность изучения темы «Атмосферного давления» на уроках физики и роль знаний по этой теме в профессии летчика.
Практическая значимость работы заключается в том, что материал можно использовать на уроках и внеурочной деятельности по физике, биологии, ОБЖ, физической культуре и классных часах.
ЛИТЕРАТУРА
Приложение 1
Результаты анкетирования
Анкетирование проводилось среди учащихся 9-11 классов города Бугуруслана. Количество опрошенных составляет 50 человек.
Цель анкетирования: выяснить популярность профессии лётчик среди подростков и осведомлённость о роли в этой профессии атмосферного давления и физической подготовки.
Результаты представлены на диаграмме:
Диаграмма 1.Результаты анкетирования.
Приложение 2
Комплекс специальных упражнений на тренировку устойчивости к перепадам атмосферного давления
Многократное повторение упражнения «прыгнул - встал - упал –отжался».
ТЕЗИСЫ
Общие сведения об учащемся:
Загадка Бабы-Яги
О путнике
Сказка "12 месяцев". История и современность
Рождественский венок
Шум и человек