Национальный костюм играет важную роль в жизни человека. Участвуя в народных праздниках, смотря концерты, дети знакомятся с окружающим миром. Узнают историю развития своего народа и начинают ценить и любить свою малую Родину.
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_vystupleniya.docx | 972.96 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа№ 2 г. Алдан»
МО «Алданский район»
Тема : «Чалыар, как предмет в обиходе женщины-оленевода и часть эвенкийского национального костюма»
Выполнила:
ученица 2 «А» класса
МБОУ СОШ №2
Старкова Татьяна
Руководитель:
Бушева Виктория Ивановна
г. Алдан
ОГЛАВЛЕНИЕ
1. Введение
2. Основная часть
Раздел 1. Теоретическая часть
1.1 Общие сведения
Раздел 2. Практическая часть.
2.1. Анкетирование
2.2. Проведение классного часа
3. Заключение
4. Приложения
Введение
Моя бабушка выступает в Клубе бабушек «Дылача». Когда я смотрю концерты с их участием, то мне очень нравятся их костюмы. Бабушка в национальном костюме очень красивая. Я заметила у нее очень интересную сумочку с погремушками.
Эта сумочка меня очень заинтересовала. Вот я и решила узнать о ней поподробнее.
Актуальность:
Национальный костюм играет важную роль в жизни человека. Участвуя в народных праздниках, смотря концерты, дети знакомятся с окружающим миром. Узнают историю развития своего народа и начинают ценить и любить свою малую Родину.
Проблема исследования
В наше время развивается наука, появляются новые компьютерные технологии и многие люди начинают забывать о своих исконных ценностях, в том числе о культуре своего народа.
Объект исследования – культура эвенков.
Предмет исследования – сумочка «Чалыар».
Цель моей работы:
Узнать подробнее об использовании сумочки «Чалыар».
Задачи:
Гипотеза
Если я больше узнаю об этой сумке, то я смогу проследить, как простая сумка для соли стала украшением национального костюма
Раздел 1. Теоретическая часть.
1.1. Общие сведения.
Традиционная национальная одежда эвенков отличается удивительной стройностью, даже изысканностью.
Эвенкийские женщины и девушки очень любили сумки. Они прикрепляли спереди к своим и без того нарядным шубам-паркам свои любимые маленькие сумочки. Вся лицевая сторона такой маленькой сумочки была расшита концентрическими рядами цветного бисера или тесьмы.
Традиционной эвенкийской сумкой, не встречающейся больше ни у одного северного народа, является сумка - Чалыар. Это – мягкие сумки из выделанной кожи, меха, сукна очень разнообразны. Но их основной принцип - это сумка-мешок, которая не имеет и не требует никакого специального крепления вроде замков, застежек и пр. Женщины – оленеводы клали в сумочку соль для кормления оленей. Олени прибегали за лакомством и хозяйка могла их согнать в загон.
Крой этой сумки очень прост. Сумка состоит из двух деталей: основной - в форме эллипса и второй - немного больше половины первой. Вторую деталь накладывают на первую и их сшивают; соединительный шов идет, отступая от края примерно на 3-4 см. Свободный конец первой детали согнут и образует навесной клапан, закрывающий кошелек. Из полоски кожи делается застежка. Конец полосы кожи продет через прорез в навесном клапане, а затем сквозь два прореза в передней части сумочки и закреплен узелком. Широкий конец, который не проходит сквозь прорезы, нарезан бахромой. Такая же бахрома нарезана по краям сумочки, отступая от основного шва. К бокам пришиты ушки, при помощи которых можно прицепить сумочку к поясу или повесить на ремешке на шею.
Сумочку украшали в зависимости от достатка хозяина. Чем богаче хозяин сумки, тем более богато украшена сумочка Чалыар. Эвенки предпочитают желтый, зеленый, красный цвета и, разумеется, черный и белый; эти два цвета входят в любую вышивку бисером у любого народа, так как без белого и черного остальные цвета теряют свою выразительность.
Узор часто строго геометрический и состоит из прямоугольных зигзагов, углов, ромбов, но, хотя мы воспринимаем эти формы как чистую геометрию, сами эвенки трактуют каждую фигуру как живое воспроизведение близкой им северной природы.
Общий тон сумочки — темный, темно-коричневый, в вертикальном направлении вшиты полосы геометрического орнамента. Они полны изящества, затейливы, как игрушки. Бывают и белые в основе сумки, на которых выкладывается аппликационным способом геометрический орнамент. Края сумки отделываются бахромой. Кроме того, зачастую к сумке подвешиваются звучащие, бренчащие подвески, делаются они из копытцев новорожденных оленят. Конечно, оленят специально ради этих украшений не убивают, а используют копытца тех новорожденных животных, которые по тем или иным причинам не выжили.
Раздел 2. Практическая часть
2. 1. Анкетирование.
В практической части я провела исследования, которые позволили мне сделать выводы по итогам работы.
Разработала анкету.
Вопросы анкеты:
Знаете ли Вы, какие коренные народы проживают в Алданском районе?
Знакома ли Вам их культура?
Знаете ли Вы предметы обихода этого народа?
По результатам анкетирования составила таблицу
Название вопроса | Всего опрошенных | Ответы обучающихся |
Знаете ли Вы, какие коренные народы проживают в Алданском районе? | 26 человек | Буряты Татары Русские Якуты |
Знакома ли вам их культура? | Нет | |
Знаете ли Вы предметы обихода этого народа? | Не знаю |
Вывод анкетирования
На основании полученных данных я поняла, что те обучающиеся, которые принимали участие в анкетировании, не смогли ответить ни на один вопрос утвердительно. Результаты анкетирования подтвердили актуальность, выбранной мною темы.
2. 2. Проведение классного часа в 2 а классе.
После проведения анкетирования, я решила познакомить своих одноклассников с культурой моего народа на примере сумочки Чалыар.
Мои друзья с большим интересом слушали мой рассказ. Посмотрели и потрогали Чалыар.
Потом я попросила их нарисовать рисунок Чалыар и украсить ее узором по своему желанию.
В наше время никто уже не использует сумочку Чалыар по прямому назначению. Ее носят во время выступлений и во время проведения национальных праздников.
Я считаю, что в современной одежде можно применять элементы национального костюма. Это смотрится красиво и неожиданно.
Заключение
Я много узнала в ходе своего исследования и с радостью поделилась своими открытиями с одноклассниками.
Приложение
Мой рассказ
Из коренных народов в Алданском районе проживают Эвенки. Я тоже являюсь представителем этого народа.
Моя бабушка Раиса Егоровна выступает в Клубе бабушек «Дылача». «Дылача» означает «Солнце». Когда я смотрю концерты с их участием, то мне очень нравятся их костюмы. Бабушка в национальном костюме очень красивая. Я заметила у нее очень интересную сумочку с погремушками. Это сумочка называется «Чалыар».
Бабушка рассказала, что когда она была маленькой, то видела, как использовала сумочку "Чалыар" моя прабабушка Аня. Прабабушка выходила на улицу и трясла ею. Погремушки из копыт оленя звенели. Олени слышали и прибегали к прабабушке, а она выставляла вперед ладонь с солью, которую олени начинали лизать. Так эвенки приручали оленей к человеку. Олени тогда не уходили далеко от жилища человека.
Сумочки бываю разные сумочки. В зависимости от достатка хозяина сумочки ее размер и узор менялся и становился богаче. Если сумочка без погремушек тогда хозяйка делала погремушку отдельно на рогах оленя.
Чалыар украшали разными геометрическими узорами. Каждый узор обозначает какой ни-будь предмет. Но обязательным являлось повторение его вдоль одной полосы.
В современной одежде тоже можно применять элементы национального костюма. Тогда одежда выглядит очень нарядно и необычно.
Эвенкийские женщины и девушки очень любят украшать костюм маленькими сумочками «Чалыар»
Клуб бабушек «Дылача» в г. Хабаровск на фестивале «Бубен Дружбы».
Узоры, используемые для украшения Чалыар
Литература
Рисуем кактусы акварелью
У меня в портфеле
Как нарисовать портрет?
Вокруг света за 80 дней
Три орешка для Золушки