Основу исследования составили: военно-документальная литература; произведения А.Твардовского, У. Абдукаимова, Ю.Чернова, И. Эринбурга, А. Василевского; труды ученых по истории и теории художественно-документальной прозы – П. Н.Куприяновского, Ю. М. Лотмана; по конкретным художественно-документальным жанрам - М. И. Андрониковой, Н. Ю.Донской. На основании анализа изученной литературы, результатов опроса с целью выявления понимания студентами и местными жителями событий 1945 года на территории Восточной Пруссии и противоречием между фактами истории и современного их интерпретирования отдельными историками и политиками определили актуальность данного исследования
Вложение | Размер |
---|---|
vostochno-prusskaya_operatsiya_v_hudozhestvenno-dokumentalnyh_proizvedeniyah.doc | 107.5 КБ |
rezultaty_issledovaniya.doc | 44 КБ |
Международная научно-исследовательская конференция студентов СПО «Знание-Поиск-Творчество»
Секция гуманитарных дисциплин
Тема работы: «Восточно-Прусская операция в художественно-документальных произведениях»
Работу выполнил:
Студентка гр. ПК-13 по профессии
«Повар, кондитер»
Макарова Анастасия Сергеевна
Руководитель проекта:
Преподаватель русского языка и литературы
Нанарова Оксана Александровна
г. Светлый
2015
Содержание
Введение 3
Глава 1. Литература факта 6
Глава 2. Аргументы в защиту жизни 12
Заключение 16
Библиографический список 18
Приложение 19
Введение
Великая Отечественная война — знаменательное историческое событие. Уроки этой войны имеют огромное значение для многих государств. Однако лидеры некоторых стран стремятся перекроить историю под свои политические интересы. Фальсификация истории и исход Великой Отечественной войны способны нанести непоправимый вред подрастающему поколению. Вред в том, что притупляется чувство опасности к нацизму. И в этом главная опасность для будущего страны.
Выбор темы исследования «Восточно-Прусская операция в художественно-документальных произведениях» обусловлен тем, что в сознании россиян Восточно-Прусская стратегическая операция, начавшаяся 13 января 1945 года, остается символом массового героизма советских солдат, победой, стоившей многих жертв. Но время идет, ветераны умирают, и победа советских войск в войне уже не воспринимается безоговорочно, как раньше. Растет поколение молодых людей с перевернутым сознанием. Еще недавно Германия для всех была страной, сознающей свою вину, но сегодня в средствах массовой информации прослеживается мысль, что русские и немцы - нации равно пострадавшие, а Восточно-Прусская операция 1945 года носит захватнический характер. Противоречие о характере Восточно-Прусской операции в ходе Второй мировой войны 1939—1945 годов, обнаружившееся между фактами истории и современным их интерпретированием отдельными историками и политиками определяют актуальность данного исследования.
Теоретическую основу исследования составили: военно-документальная литература; произведения А.Твардовского, У. Абдукаимова, Ю.Чернова, И. Эринбурга, А. Василевского; труды ученых по истории и теории художественно-документальной прозы – П. Н.Куприяновского, Ю. М. Лотмана; по конкретным художественно-документальным жанрам - М. И. Андрониковой, Н. Ю.Донской. На основании анализа изученной литературы, результатов опроса с целью выявления понимания студентами и местными жителями событий 1945 года на территории Восточной Пруссии и противоречием между фактами истории и современного их интерпретирования отдельными историками и политиками определяют актуальность данного исследования.
Учитывая данное противоречие, сформулирована проблема исследования: каков характер Восточно-Прусской операции в ходе Второй мировой войны 1939—1945 годов
Теоретическая актуальность и практическая значимость данной проблемы обусловили выбор темы данного исследования: «Восточно-Прусская операция в художественно-документальных произведениях».
Цель исследования: через анализ художественно-документальных произведений, касающихся Восточно-Прусской операции в ходе Великой Отечественной войны, сводя к минимуму художественный вымысел, выявить изображение исторических событий, фактов в произведениях художественно-документальной прозы А.Твардовского, У. Абдукаимова, Ю.Чернова, И. Эренбурга, А. Василевского; сделать аргументированные выводы о характере Восточно-Прусской операции весны 1945 года.
Предмет исследования: Восточно-прусская операция в ходе Второй мировой войны 1939—1945 годов.
Объект исследования: произведения документально-художественной прозы.
Гипотеза исследования основывается на предположениях, что систематическое обращение к художественно-документальным произведениям будет способствовать накоплению и систематизации доказательной базы по сохранению исторической памяти о ходе Восточно-Прусской операции 1945 года как наступательной освободительной, если:
- при изучении учитывается жанровая специфика произведений художественно-документальной литературы;
- изучение художественно-документальных произведений проводится параллельно с изучением исторических фактов;
- процесс имеет систематический и направленный характер, с постепенным развитием читательского интереса;
В соответствии с проблемой, целью, объектом, предметом и гипотезой сформулированы задачи исследования:
- проанализировать специфику художественно-документальной прозы как способ воссоздания эпического начала;
- выявить роль документа в документально-художественной прозе;
- изучить военно-исторические материалы (документы, мемуары и воспоминания, военно-исторические исследования и оперативно-стратегические очерки, посвящённые Восточно-Прусской операции 1945 г.), касающиеся характера наступательной операции на территории Восточной Пруссии в Великой Отечественной войне;
- проанализировать отражение исторических событий в произведениях А.Твардовского, У. Абдукаимова, Ю.Чернова, И. Эренбурга, А. Василевского;
- сформулировать аргументированные выводы о характере Восточно-Прусской операции весной 1945 года.
- определить роль художественно-документальной прозы в литературном и историческом процессе развития общества.
Методы исследования. В исследовании использовались следующие теоретические методы: анализ проблемы и предмета исследования. Диагностический метод: анкетирование, опрос, анализ письменных работ студентов. Практический (опытный) метод: анализ и обобщение научной литературы по изучаемому вопросу, сравнительно-сопоставительный, описательно-аналитический.
Экспериментальной базой исследования послужил ГБУ Калининградской области ПОО «Техникум отраслевых технологий», жители области.
Организация исследования включала три основных этапа.
Первый этап – диагностический. На данном этапе проводились анкетирование, анализ письменных работ и опрос студентов и населения области с целью определения общественного мнения по проблеме исследования; сформулирована тема исследования, определены цели и задачи, разработана рабочая гипотеза исследования.
Второй этап – поисково-теоретического анализа. На данном этапе определялись методы исследования проблемы, уточнялись направления деятельности по избранной теме; осуществлялся анализ научно-методической литературы по вопросам, связанным особенностями художественно-документальной прозы.
Третий этап - обобщение и синтез экспериментальных данных - предусматривает исследование и накопление фактического материала, анализ его результатов, внедрение результатов исследования в практику.
Итогом исследования стала программа, направленная на подготовленность студентов к выработке собственной позиции в оценке исторических процессов развития своей страны, а именно:
- целенаправленное и последовательное изучение художественно-документальных произведений на уроках литературы и истории;
- сохранение исторической памяти о Восточно-Прусской операция в ходе Второй мировой войны 1939—1945 годов через изучение истории семьи;
- вовлечение студентов в выполнение заданий творческо-поискового характера: создание в учебном заведении экспозиции, повествующей о самой кровопролитной операции 1945 года;
- развитию тимуровского движения с целью оказания помощи живым свидетелям весны 1945 года.
Научная ценность работы заключается в том, что через текстуально-аналитическое сопоставление художественно-документальных материалов выявлены изображения исторических событий, фактов, приведены аргументированные выводы о характере Восточно-Прусской операции весной 1945 года. Такой подход к изучению литературы позволит развивать навыки интерпретации литературных текстов, совершенствовать литературное образование и эстетический вкус читателя.
Теоретическая значимость исследования состоит в том, что определены и конкретизированы основные понятия исследования: документа́льная литерату́ра, специфика художественно-документальной прозы (документальная основа, «ослабленность» сюжета, свободная композиция, открытая авторская позиция), определена классификация жанров художественно-документальных произведений.
Практическая значимость исследования заключается в её сопоставительно-аналитическом характере. Все положения исследования вытекают из проводимых автором анализов. Материалы и выводы работы могут быть использованы при проведении уроков, факультативных, семинарских занятий, во внеклассной работе по русской литературе и истории.
Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ
Во введении раскрывается актуальность темы исследования, определяется объект, предмет, цель исследования, его гипотеза и задачи; определяется научная новизна, теоретическая и практическая значимость работы.
В первой главе «Литература факта» исследуются вопросы зарождения и развития художественно-документальной прозы в литературном процессе, конкретизируются понятия: документа́льная литерату́ра, специфика художественно-документальной прозы (документальная основа, «ослабленность» сюжета, свободная композиция, открытая авторская позиция); приводится классификация жанров и особенности художественно-документальных произведений; изучено соотношение документальности и художественности; дается обоснование необходимости изучения художественно-документальных произведений. На основе анализа изученной литературы, анкетирования, анализа письменных работ студентов и проведения опроса студентов и населения области с целью определения общественного мнения по проблеме исследования, дается оценка современного состояния проблемы.
В 1945 году одной из крупнейших стратегических операций Красной армии против фашистской Германии стала Восточно-Прусская. Однако до сих пор не прекращаются идеологические баталии, лейтмотивом которых является устоявшееся в отечественной и иностранной литературе представление о значительных потерях войск с обеих сторон и жертвах среди мирного населения. Они дают основания обвинять советское командование в том, что оно обрушило мощную группировку войск на слабый немецкий гарнизон, который должен был, помимо военных задач, обеспечивать защиту многочисленного гражданского населения.
С целью определения общественного мнения по данному вопросу проводилось исследование «Восточно-Прусская операция 1945 года глазами современников». Совокупность опрошенных (анкетирование, анализ письменных работ и опрос студентов и населения области) составила 142 человека. Участниками эксперимента выступили студенты и преподаватели техникума, жители области разного возраста. Рассмотрим вопросы. «Проявляете ли Вы интерес к событиям Великой Отечественной войны и Восточно-Прусской операции в частности?» В ходе исследования мы выявили процент зависимости в интересе к событиям Великой Отечественной войны от возраста респондентов. В возрастных группах интерес распределился по-разному: если в возрастной группе старше 40 лет практически отсутствуют те, кого война мало интересует, то в поколении от 15 до 40-лет таковых насчитывается 38,7%. На вопрос «Что для Вас является источником знаний о Великой Отечественной войне и, в частности, Восточно-Прусской операции 1945 года?» основные пункты распределились следующим образом: а) уроки истории в образовательных заведениях- 45% , б) музеи и выставки – 15% в) художественные фильмы – 30%, г) встреча с ветеранами и первыми переселенцами, рассказы родственников -5%, в) чтение документальной литературы - 5 %. На вопрос «Известны ли Вам какие-либо исторические документы или другие свидетельства о ходе Восточно-Прусской операции 1945 года?» положительный ответ дали только 3% опрошенных возрастной группы от 15 до 40 лет и 29% старше 40 лет. С заданием назвать имена полководцев и героев - участников Восточно-Прусской операции справились практически все опрошенные, однако, если в возрастной группе старше 40 лет это задание не вызывало трудностей, то у респондентов от 15 до 40 лет имела место путаница в персоналиях, например участником Восточно-Прусской операции 1945 года называли Суворова. Единодушие респондентов определил вопрос «Каковы, по-вашему мнению, основные факторы победы в Великой Отечественной войне и Восточно-Прусской операции, в частности?» Основным фактором Победы над фашистской Германией был назван общенациональный подъем, героизм и мужество народа, талант полководцев, в Восточно-Прусской операции – превосходство сил в технике и личном составе армий. Неоднозначные ответы вызвал вопрос «Как Вы считаете, Восточно-Прусская операция 1945 года носит освободительный или захватнический характер?» В возрастной группе от 15 до 40 лет 27% полагались на свою логику: «если вошли на чужую территорию – значит «захватнический», 17 % этой же возрастной группы затруднялись ответить; 56% респондентов, опираясь на знания истории, которую изучали в школе, утверждали, что Восточно-Прусская операция – это освободительный этап, в ходе которого был подавлен германский милитаризм. В возрастной группе старше 40 лет 82% респондентов утверждали, что Восточно-Прусская операция весной 1945 года является освободительной, 18% затруднялись ответить. На вопрос «Победила ли бы сейчас наша страна в такой войне?» 59% из числа всех опрошенных ответили утвердительно, 26% - не уверены в этом, 15 % - считают, что это не возможно. 41 % сомневающихся опрошенных отмечают отсутствие либо слабость патриотических настроений, что является «следствием появления в России западной идеологии, расслоения общества на богатых и бедных, деградации молодого поколения.
Анализ опроса позволил выявить следующие тенденции. Оценивая характер Восточно-Прусской операции в ходе Второй мировой войны 1939—1945 годов, большинство респондентов проявляют интерес к событиям Великой Отечественной войны, и Восточно-Прусской операции в частности. Большинство опрошенных признали основным источником знания истории - образовательные учреждения. В то же время мало кто из респондентов, интересующихся историей своей страны, обращается к историческим документам или другим свидетельствам истории, и практически не предпринимают попыток пополнить свои знания о ходе Восточно-Прусской операции 1945 года. Однако, вызывает беспокойство безразличное отношение к истории своей страны у молодого поколения (38,7%) и достаточно большой процент (41%) не верящих в победу России в войне, если бы она была сейчас. Анализ опроса дает основание полагать, что именно эта категория молодого поколения наиболее подвержена негативному воздействию западной идеологии, которая намеренно пытается исказить исторические факты - приравнять коммунизм к фашизму, приписать решающую роль в разгроме гитлеровской Германии союзникам, принизить действия советской армии на территории Восточной Пруссии.
Полученные на диагностическом этапе результаты были положены в основу разработки программы, направленной на подготовленность студентов к выработке собственной позиции в оценке исторических процессов развития своей страны, а именно:
- целенаправленное и последовательное изучение художественно-документальных произведений на уроках литературы и истории;
- сохранение исторической памяти о Восточно-Прусской операция в ходе Второй мировой войны 1939—1945 годов через изучение истории семьи;
- вовлечение студентов в выполнение заданий творческо-поискового характера: создание в учебном заведении экспозиции, повествующей о самой кровопролитной операции 1945 года;
- развитию тимуровского движения с целью оказания помощи живым свидетелям весны 1945 года.
1.2. Особенности художественно-документальной литературы
На этапе – поисково-теоретического анализа определялись методы исследования проблемы, уточнялись направления деятельности по избранной теме; осуществлялся анализ научно-методической литературы по вопросам, связанным особенностями художественно-документальной прозы, а именно: исследовались вопросы зарождения и развития художественно- документальной прозы в литературном процессе, конкретизированы понятия: документа́льная литерату́ра, специфика художественно-документальной прозы (документальная основа, «ослабленность» сюжета, свободная композиция, открытая авторская позиция); изучено соотношение документальности и художественности; дается обоснование необходимости изучения художественно-документальных произведений.
Художественно-документальная проза - один из своеобразных пластов русской литературы. Художественно-документальные произведения литературоведы и историки называют «литературой факта» и справедливо считают первоосновой литературы как вида искусства. Она родилась на заре цивилизации из потребности в обмене информацией, в передаче знаний об окружающем мире и человеческом обществе. Например, средневековая «Повесть временных лет», опиравшиеся на реальные события и биографии жития, хождения, воинские повести. Начиная с эпохи Петра I, получают развитие газетные и журнальные жанры, записки, дневники, мемуары, путешествия. В энциклопедическом словаре приводится следующее определение документальной литературы: «Проза, основанная на реальных фактах, документальных свидетельствах и рассказах очевидцев, исследует исторические события, воспроизводит факты, сводя к минимуму художественный вымысел». В отличие от исторической прозы, документальная литература не допускает вольного обращения с событиями и домысливания персонажей. Этому виду искусства отдавали дань крупнейшие русские писатели: И.С. Тургенев, Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, А.М. Горький.
Появление большого количества произведений этого жанра в России связано с Великой Отечественной войной, например, «Блокадная книга» А. Адамовича и Д. А. Гранина. В годы Великой Отечественной войны публицистические, патриотические и антивоенные очерки писали И. Эренбург, Л. Леонов, А.Толстой, М. Шолохов, В. Гроссман. В послевоенные годы получили признание очерки В. Овечкина, А.Солженицына, Ю. Казакова и др. На первый план авторы выдвигают темы, связанные с трагической историей России.
Основу художественно-документальных произведений составляет синтез фактического и художественного начал. Факт объективен, не связан с личностью автора, отличается воспроизведением реальных событий. Художественная составляющая проявляется через авторское осмысление факта или событий, их оценке, в создании образности. «Литература факта» и «литература вымысла» активно взаимодействуют между собой. Горький писал: «Факт – еще не вся правда, он – только сырье, из которого следует выплавить, извлечь настоящую правду искусства». Авторская точка зрения в документальной литературе проявляется в отборе материала, его группировке и оценке событий. Такая особенность художественно-документальных произведений создает для литературоведов немалые трудности в теоретическом обосновании особенностей ее специфики. В отношении одних и тех же произведений можно встретить самые разные определения: документальные произведения, художественно-документальные, публицистические, художественно-публицистические.
Как отмечают теоретики, объединяющим для достаточно разнородной литературы является понятие «художественно-документальная литература», так как у совершенно разных произведений есть ряд специфических особенностей, позволяющих говорить об их художественной общности, близости. Н.Ю. Донская выделяет главные отличительные черты поэтики художественно-документальной литературы: во-первых, художественно-документальные произведения имеют документальную (фактическую или достоверную) основу. Творческий вымысел сводится к минимуму, используется синтез беллетристического начала с аналитическим или публицистическим. Л.Тимофеев утверждает, что «достоверность остается основным жанровым признаком очерка»; во-вторых, художественно-документальная литература стремится широко охватить эпоху и одновременно как можно глубже постичь человеческую индивидуальность и служит культурным связующим звеном между историей и современностью; в-третьих, художественно-документальные произведения обычно не обладают сюжетом в его событийном виде. Отмечается фабульная слабость сюжета, которая роднит эпические произведения с лирическими. Это не сюжет-интрига, а сюжет-концепция, сюжет-идея. Этого же взгляда в отношении художественно-документальных произведений придерживается В.Богданов: «это эпический, по преимуществу прозаический жанр, в котором описательно-повествовательное изображение складывается в основном из наблюдений «рассказчика», составляющего композиционный центр произведения»; И. Рыбинцев утверждет, что в очерке «познание жизни осуществляется не только через характеры, но и через непосредственное исследование очеркистом реальных фактов, социальных проблем, когда он выступает не только художником, но одновременно социологом, публицистом, ученым, широко пользуясь системой логических доказательств»; в-четвертых, композиция художественно-документальных произведений свободная, часто фрагментарная, «разорванная», построенная по принципу «словесной мозаики». В системе персонажей ведущая роль принадлежит автору-повествователю, и наконец, в художественно-документальных произведениях часто присутствует публицистический пафос, что предполагает открытость, проявленность автора, выявленность его гражданской позиции, обращение к злободневным проблемам современности.
Названные особенности художественно-документальной литературы являются основанием для определения жанровой классификации: художественно-документальная проза, очерковая проза, мемуарная проза. Жанры самостоятельны и в то же время тесно взаимодействуют между собой.
Теорию очерковых жанров выстроил А.М. Горький. Он всячески пропагандировал этот жанр, считая его широким и емким. Горький требовал от очеркистов не просто документального описания жизненного факта, но рассказа о факте. Классическим стало горьковское определение очерка: «Очерк стоит где-то между исследованием и рассказом», но в любом случае он должен нести в себе достоинства художественной прозы и публицистики.
Таким образом, анализ научно-методической литературы, связанный с особенностями художественно-документальных произведений, дает основание полагать, что в основе этих произведений лежат невыдуманные факты, события, явления. Художественно-документальные произведения есть результат наблюдений автора над реальной жизнью современников. Исторические исследования, анализ актуальных общественных проблем становятся содержанием художественно-документальных произведений. Именно поэтому художественно-документальная проза и очерк как ведущий жанр всегда занимали достаточно заметное место в русской литературе и на современном этапе развития общества должны оставаться «литературой факта».
Глава 2. Аргументы в защиту жизни
Во второй главе исследуются тексты художественно-документальных произведений, касающиеся Восточно-Прусской операции в ходе Великой Отечественной войны. Через анализ текстов А.Твардовского, У. Абдукаимова, Ю.Чернова, И. Эренбурга, А. Василевского, предпринята попытка выявить изображение исторических событий и фактов в ходе Восточно-Прусской операции, проводится сопоставительный анализ различных текстов, на основе полученных результатов сделаны аргументированные выводы о характере Восточно-Прусской операции весны 1945 года.
Восточно-Прусская операция по праву считается одной из наиболее удачных с точки зрения военного искусства. По оценке историков, она была подготовлена и проведена «не числом, а умением». В материалах допроса коменданта крепости Отто фон Лаша дается высокая оценка руководства этой операцией: «Русское командование хорошо разработало и прекрасно осуществило эту операцию. Потеря Кенигсберга – это утрата крупнейшей крепости и немецкого оплота на Востоке» [15,6]. Следует отметить, что в ходе самой кровопролитной операции 1945года имело место гуманное отношение со стороны советского командования к мирным жителям и солдатам Германии. В мемуарах «Дело всей жизни» А. Василевский приводит не менее двух обращений к вражеским войскам с предложением прекратить безнадежное сопротивление и тем самым избежать ненужное кровопролитие. «Сопротивление, - говорил маршал Василевский, - приведет только к вашей гибели и к многочисленным жертвам среди скопившегося в районе Пиллау гражданского населения. Я обещаю всем сдавшимся достойное солдат обращение. Мирным жителям будет разрешено вернуться в свои города и села, к мирному труду» [10,215 ].. Этот факт нашел отражение в романе «Эшелон» Олега Смирнова, который во время боев в Восточной Пруссии и штурма Кенигсберга был корреспондентом газеты «Патриот Родины»: «Ляш не принял предложение командующего 3-м Белорусским фронтом маршала Василевского о капитуляции, однако попросил, чтоб мирному населению позволили выйти из Кенигсберга до открытия огня. Советское командование согласилось, хотя с толпами горожан у нас в тылу могли оказаться и солдаты, и это грозило опасностью» [13, 157]... В повести отражена позиция советского руководства в отношении мирных жителей Восточной Пруссии: «…с гражданскими мы не воюем… и толпы женщин, детей, стариков потянулись из осажденного города по «коридору», который был для того установлен. А потом был штурм, кровь с обеих сторон» [13, 157]. Из директивы Ставки Верховного Главнокомандования командующим войсками об изменении отношения к немецким военнопленным и гражданскому населению от 20 апреля 1945 года: «Ставка Верховного Главнокомандования приказывает:1. Потребуйте изменить отношение к немцам как к военнопленным, так и к гражданским. Обращаться с немцами лучше. 2. В районах Германии к западу от линии устье реки Одер, Фюрстенберг, далее река Нейсе (западнее) создавать немецкие администрации, а в городах ставить бургомистров – немцев. Рядовых членов Национал-социалистической партии, если они лояльно относятся к Красной армии, не трогать, а задерживать только лидеров» [8].
Страницы, взятые из записных книжек корреспондентов, назначение которых рабочая запись, кладовая памяти для будущих произведений, оказалось, имеют самостоятельное значение. «Запись для себя» обрела ценность « для всех». Об отношении к немецкому населению из дневника младшего младшего лейтенанта, участника Восточно-Прусской операции Узака Абдукаимова: «14 км от Кенигсберга – лес, где оказались большие подземные склады. Теперь немцы, немки, дети (боже!) в условиях зимней стужи возвращаются, оказавшись отрезанными. Когда мы ласкаем немецких детей, плачущих от невзгод длинной зимней дороги, немцы, разинув рот, смотрят на нас, как будто мы хотим проглотить их детей. Потом, успокоившись, улыбаются какой-то тяжелой улыбкой» [13, 183]. В «Мыслях русского офицера» Узак Абдукаимов пишет: « Мы уничтожим гитлиризм, уничтожим идеологию фашизма, уничтожим немецкую армию и всех тех, кто с оружием в руках станем на освободительном пути русской армии. Но мы не враги немецкого народа, мы не можем уничтожить ту культуру, которую создавал немецкий народ в лице таких гениев, как Гёте». Автор дневниковых записей вспоминает о том, когда и немецкие дети просили хлеба красноармейцы с удовольствием их кормили, а молодые фрау «улыбаются, боятся, но все-таки живут, работают, чистят город». В романе О. Смирнова «Эшелон» находим подтверждение дневниковых записей У. Абдукаимова: «На развороченных, присыпанных кирпичной пылью и битым стеклом улицах уже работали возвратившиеся жители Кенигсберга: расчищали проезды, разбирали груды кирпича» [13, 192]. Н. Я. Шепова, кандидат исторических наук Военной академии Генерального штаба ВС РФ пишет: «Политическая позиция об отношении к немецкому населению была впервые сформулирована Сталиным в феврале 1942 года. Отвергая нацистскую клевету о том, что Красная армия имеет целью истребить немецкий народ и уничтожить германское государство, советский лидер заявил: «Опыт истории говорит, что гитлеры приходят и уходят, а народ германский, а государство германское – остается» [ир, 4].
Многие эпизоды Восточно-Прусской операции нашли отражение в творчестве А.Т. Твардовского, Ю. М. Чернова. Александр Твардовский прошел всю Великую Отечественную войну в качестве корреспондента фронтовых газет и встретил Победу в Тапиау . Очерк Твардовского «За рекой Шешупой», посвященный пребыванию на прусской земле, отражает разную идеологию двух наций. «Бывало время, когда немцы в войне только приобретали. Они захватывали территории целых государств, вооружение целых армий, присваивали массы имущества, ценностей, материалов. Они заставляли работать на себя миллионы людей, вывозимых ими их оккупированных стран и областей» [13, 9]. В хронологии развития земли Прусской говорится о том, что при короле Фридрихе II ежегодного регулярного бюджета тратилось на военные нужды; прусская армия стала первой по численности в Западной Европе. В Пруссии укреплялся милитаристский полицейско-бюрократический режим. Любое проявление свободомыслия беспощадно подавлялось. В целях территориального расширения Пруссия вела многочисленные войны. В ходе Войны за Австрийское наследство 1740—48 Пруссия захватила большей частью Силезии. В Семилетней войне 1756—63 Пруссия намеревалась овладеть Саксонией, ещё не захваченной частью Поморья, Курляндией и укрепить своё влияние на мелкие германские государства, соответственно ослабив влияние на них Австрии, но потерпела крупное поражение от русских войск при Грос-Егерсдорфе (1757) и в Кунерсдорфском сражении 1759». Именно с территории Восточной Пруссии в первую мировую войну развернулось наступление на Прибалтику и Польшу. Отсюда же был нанесен один из главных ударов при нападении на Польшу, положивший начало новой, мировой войне, а двумя годами позже осуществлено вероломное вторжение в пределы Советского Союза. В далеко идущих планах фашистского руководства по созданию «Великой Германии» Восточной Пруссии отводилась особая роль: она должна была стать индустриальным центром восточных владений, которые простирались бы от нижнего течения реки Висла до Уральских гор. «Но с того дня,- пишет А. Твардовский, - как они (немцы) перешли нашу границу, они уже не могли приобретать не теряя». «Наш воин, встречая по пути своего продвижения в глубь Германии разноязыкий люд, бредущий из плена домой, – будь тем домом Минск или Варшава, Париж или пограничные с Германией места Литвы, - он воочию, натурально видит себя воином-освободителем. Француз, поляк и люди иных языков и наречий с благодарностью машут ему рукой, шагая по обочине тесных немецких дорог, выкрикивают где-то пойманные и заученные два-три словечка по-русски» [13, 9]. О гуманном отношении к немецким жителям говорится в рассказе Юрия Чернова «Ключи от города». В разрушенном боями городе «солдаты разгребали руины всю ночь, сбросив шинели, распахнув гимнастерки, от которых шел пар» [13, 171].
Илья Эренбург – одно из самых неоднозначных имен в русской литературе и самый популярный военный публицист СССР. В 1944 был свидетелем сражений, развернувшихся в ходе Восточно-Прусской операции. Об этом событии оставил несколько статей и очерков, а также главу в мемуарах «Люди, годы, жизнь». Если в статье «Возмездие» И. Эренбург выносит обвинительный приговор Германии как «земле злодеев», как «берлоге отвратительного зверя», где виновными оказываются все немцы, кроме разве что малолетних детей», то в мемуарах 1958 года «Люди, годы, жизнь» писатель пытается дать взвешенную и объективную оценку случившегося. Воспоминания о взятых городах Восточной Пруссии проникнуты жалостью и великодушием, в них нет места ненависти или мести: «Позднее в западногерманской печати много писали о «русских зверствах». По правде сказать, я боялся, что после всего учиненного оккупантами в нашей стране красноармейцы начнут сводить счеты. В десятках статей я повторял, что мы не должны, да и не можем мстить – мы ведь советские люди, а не фашисты. Много раз я видел, как наши солдаты, хмурясь, молча проходили мимо беженцев. Патрули ограждали жителей. Конечно, были случаи насилия, грабежа – в любой армии имеются уголовники, хулиганы, пьяницы; но наше командование боролось с актами насилия». Эренбург проводит четкую грань между Третьим рейхом и простыми немецкими жителями: «Бог ты мой, если бы перед нами оказались Гитлер или Гиммлер, министры, гестаповцы, палачи!.. Но на дорогах жалобно скрипели телеги, метались без толку старые немки, плакали дети, потерявшие матерей, и в сердце подымалась жалость».
Таким образом, сопоставительный анализ текстов художественно-документальных произведений и исторических материалов дают основание утверждать, что советский солдат вошел на территорию Германии не как завоеватель и поработитель, а как освободитель, следовательно, Восточно-Прусская операция носила освободительный характер. Правительством Советского Союза неоднократно подчеркивалось, что война ведется против гитлеровского режима, а не народа Германии. Эта позиция отражена во всех анализируемых художественно-документальных произведениях, созданных в годы войны. Художественно-документальные произведения, обладающие сегодня силой документа – прямое свидетельство непосредственного участника событий. Точность в деталях, во всем, что окружало человека на войне, приобретает особенную историческую ценность– не дать выбросить из памяти, собрать всю правду, представить человечеству все аргументы в защиту жизни.
Заключение
В заключении исследовательской работы на основе текстуально-аналитического сопоставления художественно-документальных материалов, касающихся Восточно-Прусской наступательной операции 1945 г. сформулированы выводы:
Материалы и выводы работы могут быть использованы при проведении уроков, факультативных, семинарских занятий, во внеклассной работе по русской литературе и истории.
Библиографический список:
193.
13. Шел солдат дорогою побед. Сборник произведений. Калининградское книжное издательство, 1980. – 350 с.
14. Горький M. A.-O. Жиге. Собр. соч.: В 30 т. - М., 1953. Т. 30. С. 145.
15. Ляш О. Так пал Кёнигсберг. — Москва, 1991
Интернет-ресурсы
Приложение
Опрос
«Восточно-Прусская операция 1945 года глазами современников»
Результаты исследования
«Восточно-Прусская операция 1945 года глазами современников»
Вариант ответа | Вопрос | 16-40 лет | 41-70 лет |
Интересуетесь ли вы событиями Великой Отечественной и Восточно-Прусской операции, в частности? | |||
всегда | 49,3% | 89% | |
иногда | 38,7% | 7% | |
нет | 12% | 4% |
Вариант ответа | Вопрос | процент респондентов |
Назовите основной источник знаний о Великой Отечественной войне и Восточно-Прусской операции 1945 года | ||
уроки истории в образовательных заведениях | 45% | |
музеи и выставки | 15% | |
художественные фильмы, передачи | 30% | |
встреча с ветеранами и первыми переселенцами, рассказы родственников | 5% | |
чтение документальной литературы | 5% |
Вариант ответа | Вопрос | 16-40 лет | 41-70 лет |
Известны ли Вам какие-либо исторические документы или другие свидетельства о ходе Восточно-Прусской операции 1945 года? | |||
да | 3 % | 29 % | |
нет | 97 % | 71 % |
Вариант ответа | Вопрос | 16-40 лет | 41-70 лет |
Как Вы считаете, Восточно-Прусская операция 1945 года носит освободительный или захватнический характер? | |||
освободительный | 56 % | 82% | |
захватнический | 27 % | 0 | |
затрудняюсь ответить | 17 % | 18% |
Вариант ответа | Вопрос | процент респондентов |
Победила ли бы сейчас наша страна в такой войне? | ||
да | 59 % | |
Не уверен(а) в этом | 26% | |
нет | 15 % |
Шум и человек
Есть ли лёд на других планетах?
Любили тебя без особых причин...
Госпожа Метелица
Астрономический календарь. Октябрь, 2018