В ходе исследовательской работы ребята изучили значение деревьев в духовной жизни разных народов (русских и ханты)
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 490.5 КБ |
Российская Федерация
Тюменская область
Ханты-Мансийский автономный округ - Югра
Октябрьский район
с. Малый Атлым
VIIIрайонная исследовательская конференция младших школьников
«Юный изыскатель»
Исследовательская работа
«Какой секрет таят деревья?»
Авторы: Рослик Артём Владимирович,
Ломтев Никита Сергеевич,
Черных Егор Евгеньевич,
обучающиеся 2 класса, муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Малоатлымская средняя общеобразовательная школа».
Руководитель: Киш Лариса Николаевна, учитель начальных
классов муниципального казенного общеобразовательного учреждения «Малоатлымская средняя общеобразовательная школа».
с. Малый Атлым, 2018
Оглавление
Введение .................................................................................................................................2
1. Дерево в жизни человека ..................................................................................................3
2. "Священное дерево" в представлениях людей ..............................................................3
3. Священные деревья у народов: "ханты", "русские" .......................................................4
4. Традиции, связанные с деревьями народов: "ханты" и "русские" ...............................6
Заключение ............................................................................................................................7
Список литературы ...............................................................................................................7
Введение
На территории Ханты-Мансийского автономного округа - Югры проживают люди разных национальностей. Примерно, 53% жителей - русские. К коренным жителям округа относятся "ханты", "манси", "ненцы"...
В сельском поселении Малый Атлым Октябрьского района также большую часть населения составляют русские. Проживают и представители малочисленных народов Севера "ханты". Единство русских и коренных жителей Югры подтверждается общей целью: сохранить и передать наследие прошлого своим потомкам. Поэтому необходимо изучать то, что нас окружает для того, чтобы лучше понимать народ, на земле которого мы живём.
Начиная с древних времен, разные народы поклонялись деревьям, которые символизировали жизнь. Наши предки просили у деревьев здоровья и хороших урожаев, прибавления в семействе и ответов на сложные вопросы.
Со священными деревьями связано много обычаев у народов "ханты" и "русские".
Актуальность выбранной темы исследовательской работы заключается в том, что каждый человек должен осознавать, что природа, в частности деревья, играет большую роль в культурной жизни народа.
Проблема заключается в том, что в настоящее время некоторые люди воспринимают природу в основном как средство для существования, забывая или не зная о том, что окружающая среда является важной составляющей для формирования духовной среды нашего мира.
Гипотеза: если изучить значение деревьев в жизни наших предков, то можно доказать, что природа объединяет людей разных национальностей и помогает сохранить культурное наследие родной местности.
Новизна исследования состоит в том, что впервые сравниваются обычаи народов "ханты" и "русских", связанные с деревьями.
Практическая значимость работы заключается в том, что результаты исследования могут помочь младшим школьникам ознакомиться с древней культурой народов"ханты" и "русских", осознать, что обычаи разных народов, связанные с деревьями имеют сходства.
Цель работы: ознакомиться сдеревьями-символами в жизни народов"ханты" и "русских".
Для достижения цели были поставлены задачи:
- изучить материал ороли деревьев в жизни человека;
- узнать, какие деревья являются "священными";
- сравнить "священные деревья" народов: "ханты" и "русские";
- рассмотреть значение "священных деревьев" в культурной жизни народов: "ханты" и "русские";
- оформить собранный материал в виде сборника "Священные деревья".
Объект исследования: "священные деревья".
Предмет исследования: обычаи и традиции, связанные с деревьями, народов: "ханты" и "русские".
В ходе исследования были использованы следующие методы:
- аналитический (изучены материалы Интернет-ресурсов, научной литературы, отражающие сведения о "священных деревьях" народов "ханты" и "русских"; проанализированы полученные сведения);
- социологический (проведены беседы с обучающимися и работниками муниципального казённого общеобразовательного учреждения "Малоатлымская средняя общеобразовательная школа");
- статистический (систематизированы материалы в виде сборника "Священные деревья").
Основная часть
1. Дерево в жизни человека
Деревья – это одни из самых старых обитателей Земли. Они появились задолго до первых людей. Жизнь людей и деревьев издавна связывают тесные узы.
Изучив научную литературу: энциклопедии, учебник "Окружающий мир" - узнали, что роль деревьев неоценима, так как они дают человеку много необходимого:
- кислород для дыхания;
- средство пропитания;
- сырьё для производства различных изделий.
Деревья являются также "защитниками" земли, на которой растут, и источниками вдохновения для художников, писателей, поэтов, музыкантов и т.д.
Люди с давних пор используют растения для получения пищи и тепла. Кроме того они заметили, что растения исцеляют от болезней, могут влиять на судьбу человека. Издавна люди почитали деревья и священные рощи, приходя к ним за исцелением, с мольбами о защите или любви. Деревьям приписывалась особая сила, так как считалось, что в них живут духи-хранители человека. С деревьями связано множество примет, поверий и обрядов [2].
Дерево (как и растение вообще) соотносится с человеком по внешним признакам: ствол соответствует туловищу, ветки - рукам или "детям", сок - крови и т. д. Есть "мужские" и "женские" деревья (например, "береза"-"березун", "дубица"-"дуб"), которые различаются и по форме (у "березы" ветки распускаются в сторону, у "березуна"- вверх). При рождении ребенка для него сажают дерево, веря, что ребенок будет расти так же, как развивается дерево.
Вывод: деревья имеют большое значения для человека: помимо полезных и необходимых для жизни людей свойств, деревья имеют значение в их духовной жизни.
2. "Священное дерево" в представлениях людей
Священные деревья – это многолетние растения, возведенные в культ. У разных народов некоторые деревья считаются магическими, так как они соотносятся с представлениями об устройстве мироздания: корни - подземный мир, ствол - земной, крона - небо.
Наши предки считали деревья живыми существами. Их сравнивали с богатырями, великанами. Например, дуб у разных народов - воплощение силы, символ долголетия, здоровья. Недаром на Руси говорили: "Держись за дубок, дубок в землю глубок".
Для представителей северных народов деревья также являются священными. Ханты считают, что дерево играет огромную роль в жизни человека: встречает его в виськяле-маленьком доме; берестяная малька - апа - покачивает его; пока он ползает и бывает слабее птенца, оно спасает малыша юртой - избой из вековых лиственницах; провожает в неземной мир. Деревья - друзья, деревья - пища, деревья - красота, деревья - вчера и сегодня, деревья -завтра много зим наперед [6].
У хантов священными считаются старые искореженныедеревья, или такие, у которых несколько верхушек. Так как у таких деревьев необычный вид люди верили, что именно там находится прибежище бога. Например, в сказке А. М. Конькова "Вындыр — охотник и Ялвал ходячий" говорится о том, как охотник заметил рядом с лиственницей странную сосну - внизу расходились два неохватных ствола, а вверху намертво срослись в корявую страшную голову. По верованиям хантов деревья, которые трещат в безветренную погоду укрывают духов. В таких святых местах обжитых духами под страхом смерти нельзя ни сорвать травы, ни повалить дерево [6].
Вывод: деревья, необычные по форме, обладающие общими признаками с божествами, духами, считаются священными; такие магические деревья есть у многих народов, в том числе у русских и ханты.
3. Священные деревья у народов: "ханты", "русские"
Преданья разных народов очень схожи между собой. Магическими свойствами наделяли берёзу, дуб, кедр, сосну сибирскую, ясень, рябину, вербу, осину. Эти предания живы и сейчас. С деревьями связано множество языческих обрядов.
На территории нашего округа чаще всего встречаются такие деревья: сосна сибирская (кедр), берёза, рябина, лиственница, ель, сосна, осина. Рассмотрим, какие из перечисленных деревьев считались "священными" у народов: "ханты" и "русские".
Берёза
Береза считается символом чистоты и возрождения. Само название дерева происходит от слова "берегиня", что означает языческое божество у славян - мать всех известных духов. Также берёза считается символом здоровья и плодородия, женского начала и красоты. В то же время на некоторых территориях Руси жители были уверены, что растение это несчастливое, что ней обитают злые духи и русалки. Поэтому дома никогда не строили в березовых рощах. Считалось, что нельзя топить печь березовыми дровами, иначе в доме появятся клопы. Если посадить берёзу во дворе женатого мужчины, то это может плохо для него закончиться, вплоть до смерти. В старинных песнях берёзу со снятой берестой благодарно и уважительно сравнивали с красивой женщиной в нарядном кафтане из красного сукна. Называли берёзу женским деревом, деревом жизни - оно кормило и исцеляло от болезней.
Для народа "ханты" берёза очень важное дерево. "Божественное дерево, богам угодное, духам угодное - священное дерево, святое дерево" [9]. В старину "на берёзу вешали Белому Отцу Торуму в жертву принесенного оленя шкуру с камусами, с головой вместе. Берёза - рогатого оленя в жертву принимающее дерево" [8]. В берёзовые рощи возле хантыйских посёлков приходили женщины на моление в весеннее и осеннее полнолуние, привязывали к берёзовым стволам дары - приклады, испрашивали здоровье своим близким.
Сосна сибирская (кедр)
В различных источниках обнаружились разные названия одного дерева: сибирский кедр, кедр, кедровая сосна, сибирская сосна. Научное название кедра (как мы привыкли называть это дерево) - сосна сибирская.
С давних времён кедр ценился очень высоко. У русских - это символ здоровья и долголетия, мощи и устойчивости. В Библии это величественное дерево являлось символом верности и преданности.
На территории Ханты-Мансийского округа кедр считался священным деревом, поэтому рубить его было запрещено. У "хантов" есть поверье, что кедры и люди имеют очень тесную связь. "Раньше на земле жили только кедры и люди. Кедры росли до самого неба. Хорошо им было. Люди же совсем не росли. Плохо им было. Холод на людей шёл. Болезнь на людей шла. Это Северный болезней старик зло рассыпал. Люди с холодом сражались. Люди с болезнями сражались. Умирали.
Горько деревьям смотреть на людей. Больно деревьям смотреть на людей. Оставили они свою хорошую жизнь, в сторону Севера пошли. Корни мощные из земли вытащили, на защиту людей встали.
Холод их бьёт - не шелохнутся. С каждым разом крепче становятся. Не выдержал Северный Болезней Старик. Убежал их этих мест. Но кедрам отомстил. Заколдовал их. С тех пор, если человеку холодно - кедр чувствует. Если человеку больно - Кедр чувствует. Вот и тяжело ему!" [9]
Возможно, именно благодаря этому поверью кедр считается священным деревом ханты, которому приносят дары. Это символ мужества и вечности.
Г. Сазонов и А. Конькова о кедре говорят следующее: "Кедр берегут, не касается его топор - священное оно дерево, могучее, вечнозеленое. И не оттого оно священное, что царственно красиво и могучее, не оттого, что живет пять - шесть веков, раскинув свои ветви над многими поколениями, - священно от того, что кедр кормилец, пишу всем даёт: и человеку, и зверьку пушному: белке, бурундуку, да и самому Старику, Лесному Мужику - Хозяину Леса"[4].
Лиственница.
Русичи-язычники считали, что если случалась беда, нужно "пообщаться" с Лиственницей - она успокоит, исцелит душевные раны. И сейчас люди верят, что если искренне поведать дереву о своих переживаниях, оно непременно улучшит настроение и поможет настроиться на позитив [7]. Дым горящей лиственницы способен отогнать злых духов. Дерево используют для защиты. Есть сведения, что лиственницу использовали шаманы для вхождения в транс и вызова видений [3].
Среди всех видов деревьев у ханты особым уважением пользуется лиственница. (2) Согласно "Легенде о лиственнице", "не деревья они - воины погибшие. Летом нашу жизнь наблюдают - зелёными деревья живут. Зимой в прошлое погружаются - от горя хвоинки роняют. Всё помнят. Думают. Сравнивают." [9].
У северных ханты существует обряд "дырявое дерево". "Для исцеления в стволе лиственницы прорубают отверстие, сквозь которое протаскивают вещь больного человека, после чего в дупло кладут монеты, а поверх ствол обвязывают тканью. При проведении этого обряда могут также забить оленя, рога и шкуру которого вешают на дерево. При благополучном исходе болезни возрожденный устраивает приношение и обвязывает ствол новыми тканями выше прежних, чтобы дольше жить. По окончании приношения совершается троекратный обход лиственницы" [1].
Ель
На Руси ель была священным деревом. Ей отводилась двойная роль: первая - добро в дом, защита дома, защита от болезней, исцеление и т.д.; вторая - приём покойников, их поминовение, похоронная обрядовость. Ель символизирует вечную жизнь, долголетие.
В религиозно-магических представлениях народа "ханты" ель была связующим звеном между мифологическими мирами - живых и мёртвых - и потому широко использовалась в похоронной обрядности. Ель называют "поющее дерево". Из ели делают хантыйский национальный инструмент - нарсьюх. Свою первую колыбельную ребенок слышит под аккомпанемент именно этого музыкального инструмента.
Рябина
Наши предки, древние русичи, считали рябину священным деревом. Они верили, что в кроне рябины прячутся перуновы молнии (такие же красные, как ее ягоды). Ветка рябины с ягодами - это палицы Перуна, которые защищают человека от любых бед. "Топором рябину нельзя сечь — пока не засохнет сама своею смертью", - говорилось у русских.Люди верили, что человека, сломавшего или срубившего рябину ил его родственников ждёт смерть. Поэтому, прежде чем сломать рябиновую ветку, дереву кланялись, просили прощения, поясняли, зачем берут его частицу. Только для священнослужителей и странников, отправлявшихся в дальний путь можно былосрезать для посоха крупные ветви и для украшения жилищ и проведения ритуальных действий - мелкие ветки с цветами или плодами [3].
Информации о рябине как священном дереве у народа "ханты" не нашли.
Сосна.
У русских сосна - символ Макоши, вечнозелёное дерево, символ вечности, долголетия и бессмертия, стойкости и преодоления неблагоприятных обстоятельств.
Сведений о сосне как священном дереве у народа "ханты" не обнаружили.
Осина.
С древних времён для русских осина имеет значение защитника, оберегающего от злых сил, а осиновый кол охраняет от всякого зла (по той же традиции осиновыми колышками окружают огородные грядки от медведки).
Информации об осине, как священном дереве, у хантов не обнаружили. Из легенды "Бабушкин внук" узнали, что осину невозможно срубить.
Проанализировав представления народов "ханты" и "русские" о священных деревьях, выяснили, что оба народа имеют тесную связь с природой.
Вывод: у народов "русские" и "ханты" есть общие черты духовной жизни в верованиях, связанных с деревьями.
4. Традиции, связанные с деревьями народов: "ханты" и "русские"
Изучив литературу о культуренародов: "ханты" и "русских" - узнали, что деревьяв жизни обоих народов имеют огромную роль.
Во-первых, дерево - объект поклонения.
У русских существовали духи и божества, связанные с определенными деревьями. Например, берёза как воплощение небесного сияния, света являла собой божество Берегиню. Позже берёза стала особо почитаться на "русалиях" - празднествах в честь берегинь (русалок).
У хантов существовали тотемы: у Пор – кедр, лиственница, у Мось – Мир-сусне-хум (сын Калтась) и береза.
Во-вторых, деревья воспринимались как существа живые, могущественные, способные исполнять желания.
Русские девушки просили у деревьев лучшей доли, здоровья себе и детям. Люди обращались к деревьям с заговорами: "Дубе, дубе ты черный! У тебе, дубе, белая береза, у тебе дубочки - сыночки, а у березочки - дочки. Тебе, дуб и береза, шуметь да густи, а рожденному, (имярек) спать да рости!"[4]. Предки хантов также искали поддержку у деревьев. Пару растущих рядом деревьев называли дедушкой и бабушкой. Кроме того, дерево представлялось как лестница, связывающая миры: земной, подземный и небесный [8].
В-третьих, деревья являлись частью традиционных обрядов.
На Руси молодожены сажали деревце в честь важного события в жизни, закладывая фундамент благополучия. Дерево становилось символом любви и оберегом семьи на долгие годы. Крепчало, росло деревце и с каждым годом крепли отношения между супругами.
Во время Вороньего дня или Вурна Хатл у хантов на ветки березы вешали связки калачей и баранок, символизирующие теплые весенние солнышки. Во время празднества накрывались столы, а мужчины и женщины просили благополучие своим детям: у ели - мужчины, уберезе- женщины. К веткам деревьев каждый привязывал лоскутки из ткани с завязанными на них монетами (по количеству детей), обращаясь к "туруму" и желая своим близким самого наилучшего в жизни. Затем у мужского дерева закалывали оленя, шкуру и череп которого оставляли на святом дереве. Накануне Лосиного праздника все мужчины-охотники уходили на охоту и добывали лося. На следующий день приносили на священное место кусочки органов лося и бросали в котел, череп подвешивали на дерево [5].
В-четвёртых, деревья считались защитниками.
В праздник Троицы древние славяне украшали свои жилища и подворье, входы в них зелеными ветками разных лиственных пород деревьев. Эта зелень считалась своеобразным оберегом, защищавшим людей и домашних животных от злых духов. В Троицкий день пастухи плели венки из зеленых ветвей деревьев и раздавали их селянам, венки символизировали святую животворящую защитную силу. Чтобы избавиться от лихорадки и других болезней, русичи передавали свой недуг через одежду кусту или дереву как земным представителям небесного Мирового древа. Когда истлевала оставленная одежда, должна была сгинуть и сама болезнь.
Ханты считают кедр - существом, которое защищает людей от холода и голода.
Вывод: у народов "русские" и "ханты" есть похожие обычаи, традиции, связанные с деревьями.
Заключение
В ходе исследовательской работы выдвинутая гипотеза подтвердилась. Растения, в частности, деревья занимают важное место в культуре ханты и русских. Деревья символизируют часть бытия, причем представления о многих деревьях-символах одинаковы у разных народов. Некоторые растения священны, и находиться рядом с ними запрещено, через некоторые запрещаетсябез разрешения даже переступать, другие же наоборот оказывают благоприятное воздействие на смертных.
Русский поэт С. Есенин сказал: "У россиян все от Дерева – вот религия мысли нашего народа". И пояснил, зачем и почему дерево вышивается обычно лишь на полотенцах-рушниках. В этом содержится глубокий смысл. "Дерево - жизнь, - пишет поэт. - Каждое утро, встав ото сна, мы омываем лицо свое водою. Вода есть символ очищения… Вытирая лицо свое о холст с изображением дерева, наш народ говорит о том, что не забыл тайну древних отцов вытираться листвою, что он помнит себя семенем надмирного дерева, и, прибегая под покров его, окунаясь лицом в полотенце, он как бы хочет отпечатать на щеках хоть малую ветвь его, чтобы подобно дереву от мог осыпать с себя шишки слов и дум и струить от ветвей-рук тень-добродетель"[1].
Проведённая работа показала: природа является главным фактором, первоначальным толчком к пробуждению в человеке мысли о совершенстве. Она обогащает ум важными знаниями и интересными сведениями, благодаря этому она способствует более широкому и всестороннему росту духовных сил не только детей Севера.
Во всех действиях и обычаях ханты и русские неукоснительно придерживаются правила: "Как сегодня сам относишься к природе, так завтра будет жить твой народ".
Работая над темой исследования научились:
- работать с различными источниками;
- сравнивать обычаи разных народов.
В будущем планируем продолжить работу, изучая другие традиции народов "ханты" и "русские".
Список литературы
1. Волдина Т.В. Образ древа жизни в традиционной культуре обских угров в контексте реинкарнации // Югорский мир, 2015 № 4.
2. Деревья в жизни древних славян. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.voldemort.ru/diplom/10/grifon/glava5.htm
3.Легенды и поверья о деревьях. [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://myphs.jimdo.com/2015/01/09/%D1%80%D1%8F%D0%B1%D0%B8%D0%BD%D0%B0/
4. Мистика и мифология. Деревья у славян. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://mifologies.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1124
5. Праздники народа ханты. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.surwiki.admsurgut.ru/wiki/index.php/%D0%9F%D1%80%D0%B0%D0%B7%D0%B4%D0%BD%D0%B8%D0%BA%D0%B8_%D0%BD%D0%B0%D1%80%D0%BE%D0%B4%D0%B0_%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B
6. Произведения устного народного творчества малых народов Севера. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.hintfox.com/article/proizvedenija-ystnogo-narodnogo-tvorchestva-malih-narodov-severa.html
7. Славянин. Таинства деревьев в славянской культуре. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.slavianin.ru/nasledie/stati/tainstva-derevev-v-slavyanskoy-kulture.html
8.Традиционное мировоззрение. Коренные народы Севера в современном мире. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://etnic.ru/edu/ugry/ugry17.html
9. Федотова, Е. Деревья нашего края: в помощь педагогам этноэкологической смены стойбища [Текст] / Е. Федотова - Казым, 2004.
10. Ханты и манси – люди реки, степи и леса. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://russiatomorrow.info/2017/02/25/%D1%85%D0%B0%D0%BD%D1%82%D1%8B-%D0%B8-%D0%BC%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%B8-%D0%BB%D1%8E%D0%B4%D0%B8-%D1%80%D0%B5%D0%BA%D0%B8-%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BF%D0%B8-%D0%B8-%D0%BB%D0%B5%D1%81%D0%B0/
Нора Аргунова. Щенята
Рисуем осень: поле после сбора урожая
Ералаш
Рисуем подснежники гуашью
Девчата