Всероссийский конкурс "Моя законотворческая инициатива"
Вложение | Размер |
---|---|
ozhegovetskaya_zakonotvorcheskaya_initsiativa.docx | 75.59 КБ |
ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС МОЛОДЁЖИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ И НАУЧНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ НА ЛУЧШУЮ РАБОТУ «МОЯ ЗАКОНОТВОРЧЕСКАЯ ИНИЦИАТИВА»
_______________________________________________________
Направление:
«Оборона и безопасность»
Тема:
«Содержание Пожарного кодекса РФ и новых стандартов Пожарной безопасности»
Автор: Ожиговецкая Полин Анатольевна, ученица 10 д класса
Место выполнения работы: муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 46 с углубленным изучением отдельных предметов
Научный руководитель: Беляева Евгения Николаевна учитель истории и обществознания
2018 год.
Содержание
Аннотация……………………………………………………………………………………..….……3-4
Введение……………………………………………………………………………………….…..…….5
Глава 1. Особенности пожарного законодательства в России и ряде стран мира.
Глава 2. Строительство и устройство торгово-развлекательных центров.
2.3. Как устроены торговые центры и почему из них сложно выбраться в случае пожара...15-16
Глава 3. Наши законотворческие инициативы для усовершенствования пожарного законодательства.
3.1. Принятие Пожарного кодекса в РФ и установление стандартов пожарной безопасности..16-26
3.2. Стандарты пожарной безопасности торгово-развлекательных центров................................26-28
Заключение……………………………………………………………………………….……………..29
Список использованной литературы и источников……………………………………………….…30
СОЗДАНИЕ ПОЖАРНОГО КОДЕКСА РФ И НОВЫХ СТАНДАРТОВ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ
Ожиговецкая Полина Анатольевна
Научный руководитель Беляева Евгения Николаевна
МБОУСОШ № 46 с УИОП, ХМАО-Югра, г. Сургут
Недавние события в «Зимней вишне» обнажили огромную проблему пожарной безопасности торгово-развлекательных центров. Три года назад, 11 марта 2015 года, при пожаре в торговом центре «Адмирал», в Казани, погибли 19 человек, десятки людей пострадали. В июле 2017 года в Москве загорелся торговый центр «РИО» на Дмитровском шоссе, четверо человек оказались отрезанными от выхода и дожидались спасателей в холодильном помещении, всего пострадало 18 человек, в том числе, шестилетний ребенок. Все перечисленные случаи стали следствием не соблюдения правил пожарной безопасности.
Исследование посвящено проблеме совершенствования законодательства в области пожарной безопасности. Ее актуальность определяется страшной статистикой погибших и пострадавших в пожарах людей за последнее время. В нашей работе мы предлагаем меры по усовершенствованию законодательства в сфере пожарной безопасности.
Объектом исследования является система пожарной безопасности в РФ.
Предмет исследования – законодательная база РФ, регулирующая деятельность системы пожарной безопасности в Российской Федерации.
Цель: выработать законотворческую инициативу, которая позволит повысить эффективность пожарного законодательства РФ.
Задачи:
Мы видим необходимость создания Пожарного кодекс РФ, поскольку накоплена значительная нормативно-правовая база, которая требует осмысления и систематизации. Мы сформулировали перечень разделов и глав которые должны в нем содержаться.
Как видно из норм пожарной безопасности, понятие торгово-развлекательный центр в законодательстве не существует, а также нет стандартов для такого рода объектов. Нет четких правил расположения развлекательных объектов в торговых центрах, зачастую их расположение регламентируется маркетинговыми ходами и желаниями предпринимателей в ущерб безопасности людей. Мы сформулировали ряд стандартов пожарной безопасности торгово-развлекательных центров.
На стадии проектирования можно предположить, например, где будет кинотеатр. Но кто и как будет использовать другие площади? Этого никто заранее не знает. Все торговые центры строятся для того, чтобы получать прибыль с аренды. Сегодня один арендатор, завтра другой. При сдаче объекта пришел пожарный, посмотрел, что выходы есть с обеих сторон и ушел. Все подписано. Те же окна, через которые могли выпрыгнуть люди в Кемерово, к примеру, в нормы безопасности не входят, а жаль.
Подводя итоги исследования можно сделать вывод, что цель и задачи были достигнуты. Были выявлены пробелы в законодательстве пожарной безопасности и предложены пути их решения. Данный материал можно использовать при изучении норм права, для проведения круглых столов и дискуссий.
Введение.
Недавние события в «Зимней вишне» обнажили огромную проблему пожарной безопасности торгово-развлекательных центров. Три года назад 11 марта 2015 года при пожаре в торговом центре «Адмирал», в Казани, погибли 19 человек, десятки людей пострадали. В июле 2017 года в Москве загорелся торговый центр РИО на Дмитровском шоссе, четверо человек оказались отрезанными от выхода и дожидались спасателей в холодильном помещении, всего пострадали 18 человек, в том числе шестилетний ребенок. Все перечисленные случаи стали следствием не соблюдения правил пожарной безопасности.
При пожаре в торгово-развлекательных центрах черный едкий дым образуется от пластика, которым комплексы буквально нашпигованы - это и развлекательные автоматы, и игрушки, и столы, и даже стеллажи. Именно из-за едкого дыма при пожаре ничего не видно, а люди получают сильнейшее отравление.
Исследование посвящено проблеме совершенствования законодательства в области пожарной безопасности. Ее актуальность определяется страшной статистикой погибших и пострадавших в пожарах людей за последнее время. В нашей работе мы предлагаем меры по усовершенствованию законодательства в сфере пожарной безопасности.
Объектом исследования является система пожарной безопасности в РФ.
Предмет исследования – законодательная база РФ, регулирующая деятельность системы пожарной безопасности в Российской Федерации.
Цель: выработать законотворческую инициативу, которая позволит повысить эффективность пожарного законодательства РФ.
Задачи:
Методы исследования: анализ действующего законодательства в сфере пожарной безопасности; изучение литературы.
Часть 1. Особенности пожарного законодательства в России и ряде стран мира.
1.1.Правила пожарной безопасности в РФ.
В нормативных документах связанных с пожарной безопасностью в России регламентируются требования к продукции, процессам проектирования, производства, эксплуатации, хранения, транспортирования и утилизации. В соответствии с Федеральным законом «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» статьей 4 п. 3 к нормативным документам по пожарной безопасности относятся:
- национальные стандарты;
- своды правил, содержащие требования пожарной безопасности;
- иные документы, содержащие требования дпнного Федерального закона.
Соответственно, к нормативным документам можно отнести все документы утвержденные установленным порядком и содержанием требования пожарной безопасности, это:
- ГОСТы, ОСТы;
- СП;
- СНиПы, НПБ, ВСН, ППБ (содержащие нормы) и т.п.
Часть 2. Строительство и устройство торгово-развлекательных центров.
2.1. История появления и развития торгово-развлекательных центров.
История появления и развития торгово-развлекательных центров началась примерно полтора века назад. Прообразом современных торговых центров принято считать появившиеся в XIX веке во Франции галереи, первая из них (Palais Royal) была открыта возле дворца Филиппа Орлеанского. Они, в начале XIX века названные «пассажами», быстро завоевали популярность как в Европе, так и в Северной Америке. «Аркада», появившаяся в 1827 г. в Нью-Йорке вдоль Бродвея, представляла собой более 40 магазинов, построенных вдоль длинного коридора со стеклянной кровлей [4].
В начале XIX века в Великобритании стали распространяться крытые рынки, клиентами которых были простые посетители — мелкая и средняя буржуазия. Эти крытые рынки стали, по сути, первыми многоуровневыми торговыми центрами. В этом сооружении соединились воедино концепции «блошиного рынка» и закрытого помещения. До середины XIX века в Британии боли построены десятки «Базаров». Причем здания возводились с фантастической для того времени скоростью. К примеру, «Хрустальный Дворец» в Гайд-Парке строился менее года. Таких сроков удалось достичь благодаря широкому использованию в конструкции зданий стандартных элементов. Лондонский архитектор Джозеф Пакстон реализовал при его создании принципы искусственного климата с контролем температуры, осушение воздуха, использование модульных элементов. Применение Пакстоном при постройке «Хрустального Дворца» стеклянных перегородок на прочных металлических конструкциях, по аналогу с теплицами, открыло новую эру в строительстве. Немедленно появились сразу несколько подобных сооружений в Германии, Испании, США. В Милане архитектор Джузеппе Меньони создал красивейшую Галерею Витторио Эммануэле, которая входит в список шедевров мировой архитектуры. В этом проекте соединились элементы классического кирпичного парижского пассажа и лондонского «Хрустального Дворца» со стеклянными перекрытиями. Эпоха популярности пассажей продлилась примерно до 1930 годов [4].
В середине XIX века появляется новый вид торговых сооружений – универмаг. Это здание в несколько уровней, с расположенным в центре ярко освещенным холлом. Самым знаменитым из них стал Бон Марше. Именно в нем Аристид Бусико реализовал принцип фиксированной цены на все товары и ввел возможность возвращать или менять покупки, оказавшиеся браком. В дальнейшем все универмаги следовали этим правилам. Следующим этапом развития торговых зданий стало появление моллов в середине XX века. Молл представляет из себя собрание независимых магазинов, обслуживающих учреждений, парковок, точек питания и мест досуга, строящихся и функционирующих как единое целое. В России название «молл» не прижилось – чаще всего такие объекты носят название «торгово-развлекательный центр» (ТРЦ).
В 1893 году в Москве была закончена работа по строительству Верхних торговых рядов (ныне ГУМ) с применением железобетонных стен и перекрытий, которые были остеклены (архитектор А.Н. Померанцев, инженер В.А. Шухов). Огромный комплекс насчитывал более 1000 магазинов.
В конце XIX – начале XX вв. в России появляются многоэтажные универсальные магазины. Этот вид торгового сооружения являет собой многоуровневое помещение. Торговые галереи в нем приводили посетителя к хорошо освещенному основному холлу-атриуму. В это же время строится другой тип зданий, для размещения какой-либо фирмы – торговый дом. Для их открытия требовались немалые средства.
На рубеже XIX – XX веков архитекторы отдавали предпочтение изысканности и нестандартности зданий как снаружи, так и внутри. Главным образом уделялось внимание сочетанию в помещении помпезного внутреннего дворцового убранства и ощущению выставки. Все это свойственно стилю эклектика. Роскошь была характерна «Елисеевским» магазинам в Петербурге и Москве. Индивидуальность в интерьере отличала магазины столичных производителей – такие, как магазин колониальных товаров «Чайный домик» (1890 г., проект Р.И. Клейна, фасад и интерьер оформлен в китайском стиле в 1895 году архитектором К.К. Гиппиус) и знаменитый магазин Кузнецовского фарфора (построен в 1898 году, проект архитектора Ф.О. Шехтеля) [3].
Пик развития торговой архитектуры прервала Первая мировая война. А Великая Октябрьская социалистическая революция, изменившая устройство государства, устремила торговую архитектуру по собственному пути отличному от США и стран западной Европы. Это было связано с объективными социально – экономическими, культурно-историческими условиями и процессами, происходящими в данный период времени. Только в девяностых годах XX века в России начинается активное строительство крупных торговых центров.
Строительство торговых центров в России находится на пике активности. По данным исследования CBRE, среди десяти крупнейших торгово-развлекательных центров Старого Света четыре расположены в Москве. Рейтинг возглавляет ТРЦ Мега Белая Дача, построенный в 2006 г. Также в список попали ТРЦ Мега Химки, ТРЦ Золотой Вавилон Ростокино и ТРЦ Мега Теплый Стан [10].
Топ-10 крупнейших существующих торговых центров Европы на 2016 год.
№ | Название | Страна, город | Арендная площадь, кв.м. | Год постройки |
1 | Мега Белая Дача | Россия, Москва | 222 000 | 2006 |
2 | Puerto Venecia | Испания, Сарагоса | 207 000 | 2007 |
3 | Shopping City Sud | Австрия, Вена | 190 000 | 1976 |
4 | Westfield Stratford City | Англия, Лондон | 176 000 | 2011 |
5 | Мега Химки | Россия, Москва | 175 000 | 2004 |
6 | MetroCentre | Англия, Гейтсхед (Ньюкасл) | 174 000 | 1986 |
7 | Marineda City | Испания, Ла Корунья | 170 000 | 2011 |
8 | Золотой Вавилон Ростокино | Россия, Москва | 169 000 | 2009 |
9 | Мега Теплый Стан | Россия, Москва | 155 000 | 2002 |
10 | The Trafford Centre | Англия, Манчестер | 153 000 | 1998 |
Стоит отметить, что тенденции в плане гигантомании у российских девелоперов торговой недвижимости продолжается. Самый крупный торгово-развлекательный центр «Авиапарк», находиться рядом с новой станцией метро «Ходынское поле» в Москве. Арендопригодная площадь составляет 231 тыс. кв. м [10].
Следует отметить, что процесс строительства торгово-развлекательных центров только набирает обороты. Сегодня невозможно представить современные города без них. Торговые и торгово-развлекательные центры – это своеобразные достояния нашей эпохи, действующие храмы городской жизни.
2.2. Технология строительства современных торгово-развлекательных центров.
Строительство современных торгово-развлекательных центров в современном мире осуществляется с помощью новых технологий. Возводятся быстровозводимые строительные комплекты. На практике это осуществляется следующим образом. Все детали, которые доставляются на строительную площадку, производятся на заводе с обязательным испытанием их прочностных характеристик. Детали обязательно имеют габаритные размеры, обеспечивающие возможность их транспортировки любыми традиционными видами транспорта. На строительной площадке все элементы конструкции собираются исключительно при помощи болтовых соединений.
Преимущества быстровозводимых металлоконструкций очевидны. Финансовые затраты на возведение здания из металлоконструкций в среднем на 30-40% меньше, чем на строительство аналогичного здания с использованием традиционных материалов. Например, здание, построенное из самого дешевого кирпича без дополнительной внешней отделки, будет дешевле сооружения из быстровозводимых металлоконструкций с фасадом, отделанным тонированным стеклом. Существенная экономия при строительстве зданий на базе металлоконструкций достигается и за счет снижения затрат нулевого цикла примерно на 50% [1].
Быстровозводимые металлоконструкции являются бесспорными лидерами среди всех строительных конструкций не только низкой ценой, но и кратчайшими сроками возведения. Если на строительство торгового павильона площадью около 100 кв.м необходимо затратить минимум три месяца, то аналогичное здание из металлоконструкций будет построено максимум за два месяца.
Собрать множество магазинов под одной крышей придумал австрийский архитектор Виктор Грюн. Первый свой проект он воплотил в середине XX века в США. Эффект, производимый торговыми центрами, затем назвали «переносом Грюна». Попадая в ТЦ, где нет окон, часов, где можно бродить целый день и не замечать, как летит время, человек забывает, для чего он пришёл в магазин, и легко попадает под влияние, совершая импульсивные покупки. Портал The Village выяснил, как достигается этот эффект [2].
В крупных торговых центрах, как правило, запутанная навигация. Чтобы найти товар, который нужен, и сориентироваться, иногда приходится обходить все здание. Исследования показывают, что посетители в среднем рассматривают план 22 секунды, а затем отходят от него, не найдя того, что им нужно. На это и расчет - пока человек ищет нужный отдел, он купит что-то еще. В случае опасности найти запасной выход будет проблематично, особенно в едком черном дыму тлеющего пластика.
Как правило, все развлечения и рестораны находятся где-то в глубине торгового центра. Те, кто приходит в торговый центр просто отдохнуть, не должны пройти мимо прилавков. В итоге большое количество народа сосредоточено далеко от входа.
Отсутствие окон и часов. Человек должен забыть, который сейчас час. Чем дольше он бродит по этажам, тем больше он купит. Но в случае ЧП выбежать будет некуда - везде стена.
Чтобы человек не спешил домой, в ТЦ размещают пункты питания - перекусить между походами по магазинам. Часто они располагаются на этажах повыше. При этом делать место принятия пищи комфортным нет необходимости. Адский шум «выталкивает» тех, кто уже поел, чтобы они уступили место следующим.
Люди часто ходят в торговые центры из-за того, что там сосредоточено много магазинов в одном месте. Но мало кто вспомнит, где там находятся запасные выходы и лестницы, помимо лифта и эскалатора. Так, например, в планах многих торговых центров видно, что многие запасные выходы «спрятаны» за магазинами. Найти эти выходы в состоянии паники очень сложно – люди просто не знают, куда бежать.
Безопасность людей не учитывается еще на стадии проектирования. Да, там есть запасные выходы, но никто заранее не знает, где и что будет располагаться, окажется ли игровая комната рядом с дверью или наоборот будет далеко.
Дело в том, что на стадии проектирования можно предположить, например, где будет кинотеатр. Но кто и как будет использовать другие площади? Этого даже при вводе в эксплуатацию никто не знает. Все торговые центры строятся для того, чтобы получать прибыль с аренды. Сегодня один арендатор, завтра другой. На бумаге все предусмотрено. При сдаче объекта пришел пожарный, посмотрел, что выходы есть с обеих сторон и ушел. Все подписано. Те же окна, через которые могли выпрыгнуть люди в Кемерово, к примеру, в нормы безопасности не входят.
Часть 3. Наши законотворческие инициативы для усовершенствования пожарного законодательства.
3.1. Принятие Пожарного кодекса РФ и установление стандартов пожарной безопасности.
В России необходимо всю нормативно-правовую базу касающуюся пожарной безопасности объединить в «Пожарный кодекс». В этом документе необходимо прописать промышленные товарные стандарты, нормы и правила противопожарной безопасности, электротехнические директивы и национальные законы. На основе опыта зарубежных стран создать управление по технике безопасности и гигиене труда в России, которое также будет заниматься контролем безопасности труда и охраны здоровья на рабочих местах.
Управление по технике безопасности и гигиены труда будет отвечать за обеспечение безопасности рабочих мест за счет внедрения определенных стандартов и контроля за их исполнением, проведения обучения, информирования, разъяснительной работы, образования и поддержки.
В Пожарный кодекс РФ следует включить следующие содержание.
Раздел 1 Общие положения Пожарного кодекса РФ.
Глава 1. Основные начала пожарного законодательства.
Статья 1. Цели и задачи пожарного законодательства и стандартов.
Статья 2. Основные принципы правового регулирования пожарной безопасности.
Статья 3. Пожарное законодательство и иные акты, содержащие нормы пожарных стандартов.
Статья 4. Разграничение полномочий между федеральными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере пожарной безопасности и иных непосредственно связанных с ними отношений.
Статья 5. Локальные нормативные акты, содержащие нормы пожарных стандартов.
Статья 6. Действие пожарного законодательства и иных актов, содержащих нормы пожарного права.
Статья 7. Исчисление сроков.
Раздел 2. Общие принципы обеспечения пожарной безопасности.
Статья 8. Классификация пожаров и опасных факторов пожара.
Статья 9. Цель классификации пожаров и опасных факторов пожара.
Статья 10. Классификация пожаров.
Статья 11. Опасные факторы пожара.
Глава 3. Показатели и классификация пожаровзрывоопасности и пожарной опасности веществ и материалов.
Статья 12. Цель классификации веществ и материалов по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности.
Статья 13. Показатели пожаровзрывоопасности и пожарной опасности веществ и материалов.
Статья 15. Классификация строительных, текстильных и кожевенных материалов по пожарной опасности.
Раздел 3. Стандарты пожарной безопасности.
Глава 4. Система стандартов пожарной безопасности.
Статья 16. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Общие требования.
Статья 17. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность. Термины и определения.
Статья 18. Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасностъ горючих пылей. Общие требования.
Статья 19. Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывоопасность веществ и материалов. Номенклатура показателей и методы их определения.
Статья 20. Система стандартов безопасности труда. Пожаровзрывобезопасность статического электричества. Общие требования.
Статья 21. Система стандартов безопасности труда. Техника пожарная. Требования безопасности.
Статья 22. Система стандартов безопасности труда. Установки пожаротушения автоматические. Общие технические требования.
Статья 23. Система стандартов безопасности труда. Пожарная безопасность технологических процессов. Общие требования. Методы контроля.
Статья 24. Система стандартов безопасности труда. Пожарная техника для защиты объектов. Основные виды. Размещение и обслуживание.
Статья 25. Покрытие по древесине фосфатное огнезащитное. Технические требования.
Статья 26. Покрытие по стали фосфатное огнезащитное. Технические требования.
Статья 27. Покрытие по древесине вспучивающееся огнезащитное ВПД. Технические требования.
Статья 28. Покрытие по стали вспучивающееся огнезащитное ВПМ-2. Технические требования.
Статья 29. Покрытие по стали фосфатное огнезащитное на основе минеральных волокон. Технические требования.
Статья 30. Конструкции строительные. Методы определения пожарной опасности. Стены наружные с внешней стороны.
Глава 5. Показатели пожаровзрывоопасности и пожарной опасности и классификация технологических сред по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности.
Статья 31. Цель классификации технологических сред по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности.
Статья 32. Показатели пожаровзрывоопасности и пожарной опасности технологических сред.
Статья 33. Классификация технологических сред по пожаровзрывоопасности.
Глава 6. Классификация пожароопасных и взрывоопасных зон.
Статья 34. Цель классификации.
Статья 35. Классификация пожароопасных зон.
Статья 36. Классификация взрывоопасных зон.
Глава 7. Классификация электрооборудования по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности.
Статья 37. Цель классификации.
Статья 38. Классификация электрооборудования по пожаровзрывоопасности и пожарной опасности.
Статья 40. Классификация взрывозащищенного электрооборудования.
Глава 8. Классификация наружных установок по пожарной опасности.
Статья 44. Цель классификации наружных установок по пожарной опасности.
Статья 45. Определение категорий наружных установок по пожарной опасности.
Глава 9. Классификация зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности.
Статья 46. Цель классификации зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности.
Статья 47. Определение категории зданий, сооружений и помещений по пожарной и взрывопожарной опасности.
Глава 10. Пожарно-техническая классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков.
Статья 48. Цель классификации.
Статья 49. Пожарно-техническая классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков.
Статья 50. Классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по степени огнестойкости.
Статья 51. Классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по конструктивной пожарной опасности.
Статья 52. Классификация зданий, сооружений и пожарных отсеков по функциональной пожарной опасности.
Статья 53. Классификация зданий пожарных депо.
Глава 11. Пожарно-техническая классификация строительных конструкций и противопожарных преград.
Статья 56. Цель классификации.
Статья 57. Классификация строительных конструкций по огнестойкости.
Статья 58. Классификация строительных конструкций по пожарной опасности.
Статья 59. Классификация противопожарных преград.
Глава 12. Пожарно-техническая классификация лестниц и лестничных клеток.
Статья 60. Цель классификации.
Статья 61. Классификация лестниц.
Статья 62. Классификация лестничных клеток.
Глава 13. Классификация пожарной техники.
Статья 63. Цель классификации.
Статья 64. Классификация пожарной техники.
Статья 65. Классификация и область применения первичных средств пожаротушения.
Статья 66. Классификация мобильных средств пожаротушения.
Статья 67. Классификация установок пожаротушения.
Статья 68. Классификация средств пожарной автоматики.
Статья 69. Классификация средств индивидуальной защиты и спасения людей при пожаре.
Глава 14. Система предотвращения пожаров.
Статья 70. Цель создания систем предотвращения пожаров.
Статья 71. Способы исключения условий образования горючей среды.
Статья 72. Способы исключения условий образования в горючей среде (или внесения в нее) источников зажигания.
Глава 15. Системы противопожарной защиты.
Статья 73. Цель создания систем противопожарной защиты.
Статья 74. Способы защиты людей и имущества от воздействия опасных факторов пожара.
Статья 75. Пути эвакуации людей при пожаре.
Статья 76. Системы обнаружения пожара, оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре.
Статья 77. Системы коллективной защиты и средства индивидуальной защиты людей от опасных факторов пожара.
Статья 78. Система противодымной защиты.
Статья 79. Огнестойкость и пожарная опасность зданий и сооружений.
Статья 80. Огнестойкость и пожарная опасность строительных конструкций.
Статья 81. Ограничение распространения пожара за пределы очага.
Статья 82. Первичные средства пожаротушения в зданиях и сооружениях.
Статья 83. Автоматические и автономные установки пожаротушения.
Статья 84. Источники противопожарного водоснабжения.
Статья 85. Первичные меры пожарной безопасности.
Статья 86. Требования к декларации пожарной безопасности.
Раздел 4. Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации поселений и городских округов.
Глава 16. Требования пожарной безопасности при строительстве в населенных пунктах.
Статья 87. Требования пожарной безопасности при градостроительной деятельности.
Статья 88. Требования к документации при планировке территорий поселений и городских округов.
Статья 89. Размещение взрывопожароопасных объектов на территориях поселений и городских округов.
Статья 90. Противопожарное водоснабжение поселений и городских округов.
Глава 17. Требования к противопожарным расстояниям между зданиями и сооружениями.
Статья 91 Противопожарные расстояния между зданиями, сооружениями и лесничествами (лесопарками).
Статья 92. Противопожарные расстояния от зданий и сооружений складов нефти и нефтепродуктов до граничащих с ними объектов защиты.
Статья 93. Противопожарные расстояния от зданий и сооружений автозаправочных станций до граничащих с ними объектов защиты.
Статья 94. Противопожарные расстояния от резервуаров сжиженных углеводородных газов до зданий и сооружений.
Статья 95. Противопожарные расстояния от газопроводов, нефтепроводов, ефтепродуктопроводов, конденсатопроводов до соседних объектов защиты.
Глава 18. Общие требования пожарной безопасности к поселениям и городским округам по размещению подразделений пожарной охраны.
Статья 96. Требования пожарной безопасности по размещению подразделений пожарной охраны в поселениях и городских округах.
Статья 97. Требования пожарной безопасности к пожарным депо.
Раздел 5. Требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений.
Глава 19. Общие требования пожарной безопасности при проектировании, строительстве и эксплуатации зданий и сооружений.
Статья 98. Требования к проектной документации на объекты строительства.
Статья 99. Нормативное значение пожарного риска для зданий и сооружений.
Статья 100. Требования пожарной безопасности при проектировании, реконструкции и изменении функционального назначения зданий и сооружений.
Глава 20. Требования к составу и функциональным характеристикам систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Статья 101. Требования к функциональным характеристикам систем обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Статья 102. Требования пожарной безопасности к электроустановкам зданий и сооружений.
Статья 103. Требования к системам автоматического пожаротушения и системам пожарной сигнализации.
Статья 104. Требования пожарной безопасности к системам оповещения людей о пожаре и управления эвакуацией людей в зданиях и сооружениях.
Статья 105. Требования к системам противодымной защиты зданий и сооружений.
Статья 106. Требования к внутреннему противопожарному водоснабжению.
Статья 107. Требования к огнестойкости и пожарной опасности зданий, сооружений и пожарных отсеков.
Статья 107. Требования к ограничению распространения пожара в зданиях, сооружениях, пожарных отсеках.
Статья 108. Требования пожарной безопасности к эвакуационным путям, эвакуационным и аварийным выходам.
Статья 109. Обеспечение деятельности пожарных подразделений.
Статья 110. Оснащение помещений, зданий и сооружений, оборудованных системами оповещения и управления эвакуацией людей при пожаре, автоматическими установками пожарной сигнализации и (или) пожаротушения.
Раздел 6. Требования пожарной безопасности к производственным объектам.
Глава 21. Общие требования пожарной безопасности к производственным объектам.
Статья 111. Требования к документации на производственные объекты.
Статья 112. Нормативные значения пожарного риска для производственных объектов.
Статья 113 . Требования пожарной безопасности к технологическому оборудованию с обращением пожароопасных, пожаровзрывоопасных и взрывоопасных технологических сред.
Глава 22. Порядок проведения анализа пожарной опасности производственного объекта и расчета пожарного риска.
Статья 114. Последовательность оценки пожарного риска на производственном объекте.
Статья 115. Анализ пожарной опасности производственных объектов.
Статья 116. Оценка пожарного риска на производственном объекте.
Глава 23. Требования к размещению пожарных депо, дорогам, въездам (выездам) и проездам, источникам водоснабжения на территории производственного объекта.
Статья 117. Размещение подразделений пожарной охраны и пожарных депо на производственных объектах.
Статья 118. Требования к дорогам, въездам (выездам) и проездам на территории производственного объекта.
Статья 119. Требования к источникам противопожарного водоснабжения производственного объекта.
Статья 120. Требования к ограничению распространения пожара на производственном объекте.
Раздел 7. Требования пожарной безопасности к пожарной технике.
Глава 24. Общие требования.
Статья 121. Требования к пожарной технике.
Статья 122. Требования к огнетушащим веществам.
Статья 123. Требования к автоматическим установкам пожарной сигнализации.
Статья 124. Требования к автоматическим и автономным установкам пожаротушения.
Глава 25. Требования к первичным средствам пожаротушения.
Статья 125. Требования к огнетушителям.
Статья 126. Требования к пожарным кранам.
Статья 127. Требования к пожарным шкафам.
Глава 26. Требования к мобильным средствам пожаротушения.
Статья 128. Требования к пожарным автомобилям.
Статья 129. Требования к пожарным летательным аппаратам, поездам и судам.
Статья 130. Требования к пожарным насосам и мотопомпам.
Глава 27. Требования к автоматическим установкам пожаротушения.
Статья 131. Требования к автоматическим установкам жидкостного и пенного пожаротушения.
Статья 132. Требования к автоматическим установкам газового пожаротушения.
Статья 133. Требования к автоматическим установкам порошкового пожаротушения.
Статья 134. Требования к автоматическим установкам аэрозольного пожаротушения.
Статья 135. Требования к автоматическим установкам комбинированного пожаротушения.
Статья 136. Требования к роботизированным установкам пожаротушения.
Статья 137. Требования к автоматическим установкам сдерживания пожара.
Глава 28. Требования к средствам индивидуальной защиты пожарных и граждан при пожаре.
Статья 138. Требования к средствам индивидуальной защиты пожарных.
Статья 139. Требования к средствам индивидуальной защиты органов дыхания и зрения пожарных.
Статья 140. Требования к специальной защитной одежде пожарных.
Статья 141. Требования к средствам защиты рук, ног и головы пожарных.
Статья 142. Требования к средствам самоспасания пожарных.
Статья 143. Требования к средствам индивидуальной защиты и спасения граждан при пожаре.
Глава 29. Требования к пожарному инструменту и дополнительному снаряжению пожарных.
Статья 144. Требования к пожарному инструменту.
Статья 145. Требования к дополнительному снаряжению пожарных.
Глава 30. Требования к пожарному оборудованию.
Статья 146. Общие требования к пожарному оборудованию.
Статья 147. Общие требования к пожарным гидрантам и колонкам.
Статья 148. Требования к пожарным рукавам и соединительным головкам.
Статья 149. Требования к пожарным стволам, пеногенераторам и пеносмесителям.
Статья 150. Требования к пожарным рукавным водосборникам и пожарным рукавным разветвлениям.
Статья 151. Требования к пожарным гидроэлеваторам и пожарным всасывающим сеткам.
Статья 152. Требования к ручным пожарным лестницам.
Раздел 8. Требования пожарной безопасности к продукции общего назначения.
Глава 31. Требования пожарной безопасности к веществам и материалам.
Статья 153. Требования пожарной безопасности к информации о пожарной опасности веществ и материалов.
Статья 154. Требования пожарной безопасности к применению строительных материалов в зданиях и сооружениях.
Статья 155. Требования пожарной безопасности к применению текстильных и кожевенных материалов, к информации об их пожарной опасности.
Статья 156. Требования к информации о пожарной безопасности средств огнезащиты.
Глава 32. Требования пожарной безопасности к строительным конструкциям и инженерному оборудованию зданий и сооружений.
Статья 157. Требования пожарной безопасности к строительным конструкциям.
Статья 158. Требования пожарной безопасности к конструкциям и оборудованию вентиляционных систем, систем кондиционирования и противодымной защиты.
Статья 159. Требования пожарной безопасности к конструкциям и оборудованию систем мусороудаления.
Раздел 9. Оценка соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности.
Глава 33. Оценка соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности.
Статья 160. Требования пожарной безопасности к лифтам.
Глава 34. Требования пожарной безопасности к электротехнической продукции
Статья 159. Формы оценки соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности
Статья 160. Подтверждение соответствия объектов защиты (продукции) требованиям пожарной безопасности
Статья 161. Схемы подтверждения соответствия продукции требованиям пожарной безопасности
Статья 162. Порядок проведения сертификации
Статья 163. Дополнительные требования, учитываемые при аккредитации органов по сертификации, испытательных лабораторий (центров)
Статья 164. Особенности подтверждения соответствия веществ и материалов требованиям пожарной безопасности
Статья 165. Особенности подтверждения соответствия средств огнезащиты
Раздел 9. Требования пожарной безопасности к объектам.
Глава 35. Требования Пожарной безопасности.
Статья 166. Отношения возникшие в результате обеспечения пожарной безопасности.
Статья 167. Населенные пункты.
Статья 168. Здания для проживания людей
Статья 169. Научные учреждения и учебные заведения.
Статья 170. Детские дошкольные учреждения.
Статья 171. Объекты торговли.
Статья 172. Торгово-развлекательные центры.
Статья 173. Лечебные учреждения со стационаром.
Статья 174. Промышленные предприятия.
Статья 175. Объекты сельскохозяйственного производства.
Статья 176. Объекты торговли.
Статья 177. Транспортирование взрывопожароопасных и пожароопасных веществ и материалов.
Статья 178. Объекты хранения.
Статья 179. Строительно-монтажные и реставрационные работы.
Статья 180. Пожароопасные работы.
Статья 181. Автозаправочные комплексы и станции.
Статья 182. Общие требования пожарной безопасности в культовых сооружениях.
Статья 183. Нормы пожарной безопасности по совместному хранению веществ и материалов.
Статья 184. Первичные средства пожаротушения.
Статья 185. Выполнение работ повышенной опасности.
Глава 36. Контроль пожарной безопасности.
Статья 186. График, периодичность, нормирование проверок стандартов пожарной безопасности.
Статья 187. Дисциплинарные взыскания
Статья 188. Обеспечение прав ответственных за исполнение стандартов пожарной безопасности.
Статья 189. Защита прав и законных интересов участников и агентов пожарных стандартов.
Статья 190. Самозащита участников пожарного права.
Статья 191. Рассмотрение и разрешение споров по поводу стандартов пожарного права.
Статья 192. Ответственность за нарушение пожарного законодательства и иных актов, содержащих нормы пожарного права.
Раздел 10. Подготовка специалистов пожарной безопасности.
Глава 37. Пожарная охрана.
Статья 193. Виды и основные задачи пожарной охраны.
Статья194. Государственная противопожарная служба.
Статья 195. Федеральный государственный пожарный надзор.
Статья 196. Особенности организации и осуществления федерального государственного пожарного надзора.
Статья 197. Личный состав Государственной противопожарной службы.
Статья 198. Гарантии правовой и социальной защиты личного состава Государственной противопожарной службы.
Статья 199. Страховые гарантии сотрудникам и работникам Государственной противопожарной службы.
Статья 200. Финансовое и материально-техническое обеспечение служб пожарной безопасности.
Статья 201. Имущество Государственной противопожарной службы и муниципальной пожарной охраны.
Статья 202. Муниципальная пожарная охрана.
Статья 203. Ведомственная пожарная охрана.
Статья 204. Частная пожарная охрана.
Статья 205. Добровольная пожарная охрана.
Глава 38. Полномочия органов государственной власти и органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.
Статья 206. Полномочия федеральных органов государственной власти в области пожарной безопасности.
Статья 207. Передача осуществления полномочий федеральных органов исполнительной власти в области пожарной безопасности органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.
Статья 208. Полномочия органов государственной власти субъектов Российской Федерации в области пожарной безопасности.
Статья 209. Полномочия органов местного самоуправления в области пожарной безопасности.
Глава 39. Обеспечение пожарной безопасности.
Статья 210. Нормативное правовое регулирование в области пожарной безопасности.
Статья 211. Разработка и реализация мер пожарной безопасности.
Статья 212. Тушение пожаров и проведение аварийно-спасательных работ.
Статья 213. Реализация мер пожарной безопасности в лесах и тушение лесных пожаров.
Статья 214. Пожарно-спасательные гарнизоны.
Статья 215. Выполнение работ и оказание услуг в области пожарной безопасности.
Статья 216. Противопожарная пропаганда и обучение мерам пожарной безопасности.
Статья 217. Информационное обеспечение в области пожарной безопасности.
Статья 218. Учет пожаров и их последствий.
Статья 219. Особый противопожарный режим.
Статья 220. Научно-техническое обеспечение пожарной безопасности.
Статья 221. Подтверждение соответствия в области пожарной безопасности.
Глава 40. Права, обязанности и ответственность в области пожарной безопасности.
Статья 222. Права и обязанности граждан в области пожарной безопасности.
Статья 223. Права и обязанности организаций в области пожарной безопасности.
Статья 224. Ответственность за нарушение требований пожарной безопасности.
Статья 225. Административная ответственность руководителей организаций.
Раздел 11. Заключительные положения.
Приложение.
Таблица 1. Перечень показателей, необходимых для оценки пожарной опасности веществ и материалов в зависимости от их агрегатного состояния.
Таблица 2. Классификация горючих строительных материалов по значению показателя токсичности продуктов горения.
Таблица 3. Классы пожарной опасности строительных материалов.
Таблица 4. Степень защиты пожарозащищенного электрооборудования от внешних твердых предметов.
Таблица 5. Степень защиты пожарозащищенного электрооборудования от проникновения воды.
Таблица 6. Порядок определения класса пожарной опасности строительных конструкций. - Утратила силу
Таблица 7. Противопожарные расстояния от зданий и сооружений на территориях складов нефти и нефтепродуктов до граничащих с ними объектов защиты.
Таблица 8. Противопожарные расстояния от зданий и сооружений до складов горючих жидкостей
Таблица 9. Категории складов для хранения нефти и нефтепродуктов.
Таблица 10. Противопожарные расстояния от автозаправочных станций бензина и дизельного топлива до граничащих с ними объектов.
Таблица 11. Противопожарные расстояния от мест организованного хранения и обслуживания транспортных средств. - Утратила силу.
Таблица 12. Противопожарные расстояния от резервуара на складе общей вместимостью до 10 000 кубических метров при хранении под давлением или 40 000 кубических метров при хранении изотермическим способом до зданий и сооружений объектов, не относящихся к складу.
Таблица 13. Противопожарные расстояния от складов сжиженных углеводородных газов общей вместимостью от 10 000 до 20 000 кубических метров при хранении под давлением либо от 40 000 до 60 000 кубических метров при хранении изотермическим способом в надземных резервуарах или от 40 000 до 100 000 кубических метров при хранении изотермическим способом в подземных резервуарах, входящих в состав товарно-сырьевой базы, до промышленных и гражданских объектов.
Таблица 14. Противопожарные расстояния от резервуарных установок сжиженных углеводородных газов до объектов защиты.
Таблица 15. Противопожарные расстояния от резервуарных установок сжиженных углеводородных газов до объектов защиты.
Таблица 16. Соответствие степени огнестойкости и предела огнестойкости строительных конструкций зданий, сооружений и пожарных отсеков.
Таблица 17. Соответствие класса конструктивной пожарной опасности и класса пожарной опасности строительных конструкций зданий, сооружений и пожарных отсеков.
Таблица 18. Пределы огнестойкости противопожарных преград.
Таблица 19. Пределы огнестойкости заполнения проемов в противопожарных преградах.
Таблица 20. Требования к элементам тамбур-шлюза.
Таблица 21. Нормы комплектации многофункциональных интегрированных пожарных шкафов. - Утратила силу.
Таблица 22. Перечень показателей, необходимых для оценки пожарной опасности строительных материалов.
Таблица 23. Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов на путях эвакуации.
Таблица 24. Область применения декоративно-отделочных, облицовочных материалов и покрытий полов в зальных помещениях, за исключением покрытий полов спортивных арен спортивных сооружений и полов танцевальных залов.
Таблица 25. Перечень показателей, необходимых для оценки пожарной опасности текстильных и кожевенных материалов и для нормирования требований.
Объединение и дополнение существующего законодательства в сфере пожарной безопасности в Пожарный кодекс РФ позволит сделать систему более эффективной и продуктивной. Все участники правоотношений связанными с нормами пожарной безопасности будут знать о том, где собраны нормативно-правовые акты данного направления.
3.2. Стандарты пожарной безопасности торгово-развлекательных центров.
Мы сформулировали ряд стандартов пожарной безопасности торгово-развлекательных центров.
1. В торгово-развлекательных центрах должен быть разработан план эвакуации людей, вещей и ценностей.
2. Торгово-развлекательные центры, перед открытием, должны быть проверены на соответствие требованиям пожарной безопасности и приняты межведомственными комиссиями органов местного самоуправления.
3. В зрительных залах и на трибунах культурно-просветительных и зрелищных помещений все кресла и стулья следует соединять в ряды между собой и прочно крепить к полу.
4. В зрительных залах, с количеством мест не более 200, крепление стульев к полу может не производиться при обязательном соединении их в ряду между собой.
5. Деревянные конструкции здания (колосники, подвесные мостики, рабочие галереи и т.п.), горючие декорации, оформление, а также драпировки тканей, должны быть обработаны огнезащитными составами. У руководителя торгово – развлекательного центра должен быть соответствующий акт организации, выполнившей эту работу, с указанием даты пропитки и срока ее действия.
6. Хранение различного имущества в трюмах, на колосниках и рабочих площадках (галереях), под лестничными маршами и площадками, а также в подвалах не разрешается.
7. В торгово-развлекательном центре не разрешается курение, применение открытого огня (факелы, свечи, канделябры и т.п.), дуговых прожекторов, фейерверков и других видов огневых эффектов.
8. Клапаны дымовых люков на зимний период должны утепляться и проверяться на безотказность в работе не реже одного раза в десять дней.
9. При необходимости проведения специальных огневых эффектов на открытых площадках ответственным постановщиком должны быть разработаны и осуществлены по согласованию с органами государственного пожарного надзора меры по предупреждению пожаров.
10. Временное хранение горючих материалов, отходов, упаковок и контейнеров не допускается в торговых залах и на путях эвакуации. Они должны удаляться ежедневно по мере их накопления. Хранение горючих материалов, отходов, упаковок, контейнеров разрешается только в специально отведенных для этого местах.
11. Хранение горючих товаров или негорючих товаров в горючей упаковке в помещениях, не имеющих оконных проемов или шахт дымоудаления, не допускается.
12. Хранение спичек, одеколона, духов, аэрозольных упаковок и других опасных в пожарном отношении товаров необходимо осуществлять отдельно от других товаров в специально приспособленных помещениях.
13. В торговых залах торгово-развлекательного центра запрещается:
проводить огневые работы во время нахождения покупателей в торговых залах;
при размещении торговых предприятий в зданиях иного назначения хранить ЛВЖ, ГЖ, ГГ (в том числе баллоны с газом, лакокрасочные изделия, растворители, товары в аэрозольной упаковке), пиротехнические и другие взрывоопасные изделия;
размещать отделы, секции по продаже пожароопасных товаров ближе 4 м от выходов, лестничных клеток и других путей эвакуации;
устанавливать в торговых залах баллоны с ГГ для наполнения воздушных шаров и других целей;
размещать торговые, игровые аппараты и торговать товарами на площадках лестничных клеток, в тамбурах и других путях эвакуации;
хранить более 15000 аэрозольных упаковок.
14. При проведении распродаж, рекламных акций и других мероприятий с массовым пребыванием людей руководитель должен принять дополнительные меры по обеспечению их безопасности (ограничить доступ посетителей, выставить дополнительных дежурных и т.п.).
15. Торговое оборудование должно располагаться с учетом обеспечения свободных проходов шириной не менее 2 м вдоль рядов к эвакуационным выходам; через каждые 30 м торгового ряда должны быть поперечные проходы шириной не менее 1,4 м; не разрешается торговать в лестничных клетках, холлах и коридорах.
16. Материалы стен, оборудование, оформление, должны быть из негорючих материалов.
17. В рабочее время загрузка товаров и выгрузка тары должна осуществляться по путям, не связанным с эвакуационными выходами покупателей.
18. Расфасовка пожароопасных товаров должна осуществляться в специально приспособленных для этой цели помещениях.
19. Хранить и продавать горючие жидкости (керосин, розжиг) запрещается.
20.Трубопровод, по которому подается ГЖ из резервуаров в раздаточные баки, должен закрепляться неподвижно и иметь вентили у раздаточного бака и емкости. Раздаточный бак должен быть емкостью не более 100 л. Трубопроводы и емкости должны иметь заземление не менее чем в двух местах. Надежность заземления с измерением электрического сопротивления должна проверяться не реже одного раза в год.
21. Продажа боеприпасов запрещается.
22. На каждом этаже должны быть дополнительные выходы для эвакуации.
23. Пути эвакуации должны быть оформлены светодиодными указателями, указывающие направление движения к пожарным выходам.
24. Под окнами расположенными выше второго этажа должны располагаться средства эвакуации из высотных зданий.
25. Пожарная сигнализация должна отвечать всем стандартам качества.
26. Игровые площадки, кинотеатры должны располагаться не выше второго этажа торгово-развлекательного центра.
27. Репетиции эвакуации должны проводиться не реже одного раза в полгода.
30. Электрическая проводка в торгово-развлекательном центре должна проходить проверку на стандарт качества раз в год.
Заключение.
Рассмотрев нормативно – правовые акты пожарного законодательства в России, нами были выработаны предложения по усовершенствованию законодательства в данной сфере. Необходимо создать Пожарный кодекс РФ, поскольку накоплена значительная нормативно-правовая база, которая требует осмысления и систематизации. Мы сформулировали перечень разделов и глав, которые должны в нем содержаться. В ряде стран мира, таких как ОАЭ, США, Канаде, Пожарные кодексы уже существуют и исходя из статистики пожаров и их последствий, можно сделать вывод, что у нас законодательство работает хуже.
Как видно из норм пожарной безопасности понятие торгово-развлекательный центр в законодательстве не существует, а также стандартов для такого рода объектов. Нет четких правил расположения развлекательных объектов в торговых центрах, зачастую расположение объектов регламентируется маркетинговыми ходами и желанием предпринимателей, в ущерб безопасности людей.
Мы сформулировали ряд стандартов пожарной безопасности торгово-развлекательных центров и надеемся, что наша законотворческая инициатива внесет свой вклад в предотвращение чрезвычайных ситуаций, связанных с пожарами.
Хорошо было бы создать управление по технике безопасности и гигиене труд, которое занималось бы контролем безопасности труда и охраны здоровья.
Следует отметить, что процесс строительства торгово-развлекательных центров только набирает обороты, но безопасность людей не учитывается еще на стадии проектирования. Да, там есть запасные выходы, но никто заранее не знает, где и что будет располагаться, окажется ли игровая комната рядом с дверью или наоборот будет далеко.
На стадии проектирования можно предположить, например, где будет кинотеатр. Но кто и как будет использовать другие площади? Этого никто заранее не знает. Все торговые центры строятся для того, чтобы получать прибыль с аренды. Сегодня один арендатор, завтра другой. При сдаче объекта пришел пожарный, посмотрел, что выходы есть с обеих сторон и ушел. Все подписано. Те же окна, через которые могли выпрыгнуть люди в Кемерово, к примеру, в нормы безопасности не входят, а жаль.
Подводя итоги исследования, можно сделать вывод, что цель и задачи были достигнуты. Были выявлены пробелы в законодательстве пожарной безопасности и предложены пути их решения. Данный материал можно использовать при изучении норм права по обществознанию, для проведения круглых столов и дискуссий.
Список использованной литературы и источников.
Знакомые следы
Сказка "12 месяцев". История и современность
Волшебные звуки ноктюрна
Лист Мёбиуса
Зимняя ночь. Как нарисовать зимний пейзаж гуашью