В данной работе автор рассказывает о своем семейном предании.
Вложение | Размер |
---|---|
pozharskaya_amina_-_konkus.doc | 79.5 КБ |
На районный конкурс «Моя семья в истории страны»
Номинация: «Семейное предание»
«Предание семьи Пожарских»
Конкурсант - Пожарская Амина Шамильевна
МАОУ «Школа № 187», 6 «В» класс
Руководитель – Янкавцева Юлия Александровна
учитель истории и обществознания
МАОУ «Школа № 187»
Консультант – Пожарский Михаил Иванович
603136
Г. Нижний Новгород, Бульвар 60-летия Октября 20-2
89026898134
Электронный адрес:
a.m.pozharskaya@yandex.ru
Оглавление
Введение c. 3
Глава 1. История моей семьи по воспоминаниям родственников с. 4-5
Глава 2. Биография Дмитрия Михайловича Пожарского с. 6-8
Глава 3. Отношение моих родных к семейному преданию с. 9-11
Заключение с.12
Список используемых источников и литературы с. 13
Введение
В некоторых семьях из поколения в поколение передаются рассказы и предания о далеких предках. И в нашем семейном архиве есть такое предание.
Ещё, когда я училась в начальной школе, наша учительница рассказывала нам о Дне народного единства. Мы узнали о создании второго ополчения в Нижнем Новгороде, о том, как оно освободило Москву и Россию от врагов – поляков, а самое главное – об организаторах этого ополчения – Кузьме Минине и Дмитрии Пожарском. И учительница спросила меня – не имею ли я и мои родственники отношение к этой знаменитой фамилии. Ведь моя фамилия Пожарская. Из рассказов дедушки я знала, что мои родственники относятся к потомкам воеводы Дмитрия Михайловича Пожарского. Мне захотелось узнать больше о наших предках и о нашем семейном предании.
Целью данной работы является исследование истории нашего семейного предания.
Задачи, поставленные в работе:
Большую роль в написании данной работы сыграли воспоминания моего дедушки Пожарского Михаила Ивановича и его брата Николая Ивановича, а также книги о князьях Пожарских, хранящиеся в домашней библиотеке.
Глава 1. История моей семьи по воспоминаниям родственников.
Рассказал мне о нашем семейном предании мой дедушка Михаил Иванович Пожарский. Я узнала, что в семье на тему нашего предка Дмитрия Михайловича Пожарского не разговаривали особо. Отец моего дедушки, мой прадед, Иван Фёдорович Пожарский 1906 года рождения, служил в НКВД, поэтому в семье даже речи не могло быть о дворянском происхождении и разговоры такие не поддерживались.
Мой прапрадед Фёдор Константинович Пожарский был нижегородцем, столяром-краснодеревщиком. Жил на улице Звездинке, работал в артели краснодеревщиков и выполнял деревянную отделку Государственного банка на улице Большой Покровской. Банк был построен по проекту академика архитектуры Владимира Александровича Покровского в честь 300-летия воцарения дома Романовых и воссоздает образ палат XVII века - допетровских, т.е. как раз того времени, когда была окончена Смута, иноземные захватчики изгнаны, а первые Романовы взошли на престол[1].
Дедушка рассказал, что особую ценность представляли интерьеры банка. В отделке внутренних помещений банка использовались медь, резное дерево, майолика и замечательные росписи. Лестницы банка украшены изразцами. Настенные росписи были заказаны известному художнику, иллюстратору русских сказок Ивану Билибину и знаменитым московским иконописцам братьям Пашковым. Сам архитектор сделал более тридцати эскизов мебели. Свод первого этажа украшают гербы городов Российской империи, игравших важную роль в стране в XVII веке. Все дубовые лавки, полки, двери в залах банка были сделаны моим прапрадедом Фёдором Константиновичем Пожарским. Но, к сожалению, этот заказ был последним у прапрадеда, вскоре артель разорилась. Умер Фёдор Константинович в 1921 году. Его жена, моя прапрабабушка Антонида Аверьяновна, умерла в 1919 году, оставив двух сыновей: Фёдора и Ивана.
Фёдор Фёдорович Пожарский был комсомольским вожаком, участником Гражданской и Великой Отечественной войн. После войны работал в поселке Ковернино директором леспромхоза.
Иван Фёдорович Пожарский, мой прадед, по словам дедушки, был немногословным человеком, не очень разговорчивым, служил в НКВД, был политработником. Был участником Великой Отечественной войны, участвовал в Сталинградской битве, закончил свой боевой путь в городе Львове. В его семье были дети – Елизавета, Игорь, Герман, Михаил, Татьяна, Николай, Марина[2].
Игорь Иванович в последствии служил пограничником, был участником боевых действий. Закончил службу в звании полковника пограничных войск, сейчас в отставке. Живет в Твери. Сестра Татьяна 20 лет служила в контрразведке. Николай Иванович работает управляющим хозяйством и продолжает дело своего деда Фёдора Константиновича, столяра-краснодеревщика. Михаил Иванович всю жизнь проработал шофером, он человек дела, любая работа спорится в его руках. Герман Иванович живет в Заволжье, работал на Заволжском моторном заводе начальником отдела ОТК, а Елизавета Ивановна и Марина Ивановна (врач-педиатр на Автозаводе в Нижнем Новгороде) - врачи.
Глава 2. Биография Дмитрия Михайловича Пожарского.
Д.М. Пожарский – участник важнейших событий XVII века, Смутного времени. Национальный герой русского народа князь Пожарский был храбрым воином, талантливым полководцем, возглавившим второе народное ополчение, освободившее осенью 1612 года от иноземных захватчиков Москву и отстоявшее национальную независимость Русского государства.
Пожарский – представитель старинного рода князей Стародубских, ведущего происхождение от седьмого сына Всеволода Большое Гнездо Ивана Стародубского. Родился Дмитрий 1 ноября 1578 года в семье Михаила Фёдоровича Глухого Пожарского и Марии (Евфросиньи) Фёдоровны Беклемишевой в родовом имении Сергово, в 12 верстах от села Коврово (современный город Ковров). В 15 лет Дмитрий начал дворянскую службу, был пожалован чином стряпчего. В 1598 году он был участником Земского собора, избравшего новым царем Бориса Годунова. Служил он на южном порубежье, разоряемом крымскими татарами. В 1606 году князь Пожарский участвовал в нескольких сражениях с войсками Лжедмитрия I. Осенью 1608 года он был направлен на помощь коломенскому воеводе, отбивавшему нападения сторонников Лжедмитрия II. Войско князя разбило «тушинцев» под Коломной. Дмитрий Михайлович был назначен воеводой в город Зарайск. За успешную борьбу с «тушинским вором», Лжедмитрием II, он получил богатый земельный надел в Суздальском уезде. О заслугах воеводы Пожарского в жалованной грамоте сказано так: «…он многую службу и дородство показал, голод и во всем оскудение и всякую осадную нужду терпел многое время, а на воровскую прелесть и смуту ни на какую не покусился»[3].
В начале 1611 года Пожарский участвовал в формировании первого Земского ополчения. Весной того же года во время неудачной попытки ополчения освободить Москву в тяжелом бою в районе Сретенки князь был трижды ранен. Ратники, прикрывая своими телами любимого воеводу, вывезли его с поля брани.
Залечивать тяжелые раны Пожарский уехал в свою суздальскую вотчину Мугреево. Там его и нашли нижегородские послы. Они просили князя возглавить новое ополчение, собиравшееся тогда земским старостой Кузьмой Мининым в Нижнем Новгороде. Примечательно, что нижегородцы, имея в самом Нижнем Новгороде двух воевод, избрали своим военным вождем именно князя Пожарского. Современники высоко ценили его военные способности, уважали его честность, верность долгу – «он стоял в твердости разума своего крепко и непоколебимо безо всякой шатости». Земский воевода Пожарский сыграл исключительно важную роль в освобождении Москвы и восстановлении разрушенной русской государственности. Он лично участвовал в боях и возглавил «Совет всей земли Русской» - временный орган верховной власти на освобожденной территории[4].
После длительной осады и кровопролитных боев ополчение под предводительством Минина и Пожарского осенью 1612 года вошло в Москву, взяло Китай-город, затем сдался занятый поляками Кремль. Столица была освобождена от иноземных захватчиков. Была сохранена независимость нашего Отечества.
После победы над интервентами Пожарский приобрел огромный авторитет. Он вел заседание Земского собора, на котором новым царем избрали Михаила Романова. 11 июля 1613 года в Успенском соборе Московского Кремля состоялось венчание М. Романова на царство, в котором участвовал и Дмитрий Михайлович (во время церемонии венчания он держал одну из государственных регалий - державу). Новый царь высоко оценил заслуги Пожарского и пожаловал его боярским чином.
До самой смерти князь Пожарский верой и правдой служил на разных поприщах своему Отечеству: руководил военными действиями против польских войск, вел переговоры о мире со Швецией, возглавлял различные Приказы, служил воеводой в Новгороде Великом. Дмитрий Михайлович, по словам современника, «на боях и приступах бился, не щадя головы своей». 20 апреля 1642 года Пожарский скончался. По преданию, царь Михаил Федорович, отдавая должное его заслугам, «провожал гроб сего незабвенного боярина и почтил оный слезами своими». Похоронен Пожарский в родовой усыпальнице в Спасо-Евфимиевом монастыре в Суздале.
Глава 3. Отношение моих родных к семейному преданию.
Наше семейное предание заключается в том, что мой дедушка Михаил Иванович, его братья и сестры – одни из потомков князя Дмитрия Михайловича Пожарского. Пожарские – княжеский род, отрасль князей Стародубских, происходивших от великого князя Всеволода Большое Гнездо.
Я спросила дедушку рассказать, знал ли он, что он потомок того самого Пожарского. Он ответил, что в их семье никогда особо на тему нашего предка не разговаривали. Прадедушка служил в НКВД, поэтому не могло быть и речи о дворянском происхождении, что только до третьего колена он знал свою родословную. В общем-то, дедушка предполагал, что он и его братья и сестры – потомки князя. Но не был в этом уверен на 100 процентов. Ведь краеведы рассматривали две версии происхождения фамилии. По первой, она пошла от крепостных крестьян из села Пожары, вотчины Дмитрия Пожарского. По второй, непосредственно от князя. И обе версии правдивы.
Но когда появилась книга батюшки Александра «Князья Пожарские. Род князей Пожарских от Рюрика до наших дней», где он составил полную родословную Пожарских, нашему семейному преданию нашлось подтверждение. Протоиерей Александр Соколов – настоятель храма в честь Сретения Господня города Балахны – действительный член Русского исторического общества и общества «Нижегородский краевед». На странице 59 книги были упомянуты мой дедушка Михаил Иванович (№ 229), его братья и сестры, проживающие в Нижнем Новгороде, как представители 33 колена потомков дворян Пожарских.
В своей книге протоиерей Александр Соколов пишет, что на основе имеющейся литературы по данному вопросу и проведённых им разысканий новых генеалогических материалов, у него есть все основания предполагать, что род славного воеводы Пожарского продолжился до нашего времени. Устоявшееся представление о данном роде, как об угасшем повлияло на то, что пристальным изучением родословия Пожарских практически перестали заниматься. Существовали отдельные разрозненные сведения, чаще всего не опубликованные. В среде краеведов и жителей некоторых современных городков и сёл сохранились предания и отдельные семейные родословные росписи. Таким образом, А. Соколов сделал попытку собрать из различных источников воедино, насколько это было возможно, разрозненные материалы о Пожарских[5].
Когда я спросила своего дедушку Михаила Ивановича Пожарского (1948 г.р.), считает ли он себя потомком того самого Пожарского, дедушка, подумав, ответил, что да, считает. Но вот дворянином - нет. Он простой рабочий человек, всю жизнь проработал шофёром и к дворянам себя не относит.
А вот его брат Николай Иванович Пожарский (1956 г.р.) считает себя дворянином, несмотря на то, что этот титул давно уже утерян. Он очень признателен отцу Александру Соколову за то, что тот провёл научные изыскания и написал книгу о князьях Пожарских. Николай Иванович окончательно поверил в семейное предание. Он вспоминал, что с самого детства испытывал гордость за свою фамилию, что его одноклассники и однокурсники часто называли его «барином», правда, связано это с фамилией или нет, он не знает[6].
Мне было интересно узнать, поддерживает ли Николай Иванович какие-нибудь отношения с другими потомками Дмитрия Пожарского? Он ответил, что одно время у него было увлечение: ездил с командировками по всей стране и в каждом городе брал телефонную книгу, разыскивал Пожарских и звонил им, пытаясь узнать, какие у них корни. Но реакция всегда была отрицательная, ни одного радушного ответа он не получил, так что интерес к такому занятию у него пропал[7]. Когда я спросила его, как он относится к церкви и к учреждению Дня Народного единства, он ответил, что ходит в храм и уважительно относится к тем, кто верит в Бога. Помогает церкви, передал дореволюционный колокол в церковь Николая Чудотворца в селе Березняки рядом с деревней Суроватихой. Николай Чудотворец был покровителем Дмитрия Михайловича Пожарского. И ко Дню народного единства относится положительно. В тяжелые времена всегда вспоминают таких героев, как Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский. К тому же раньше мало кто знал, что это день иконы Казанской Божьей Матери, а сейчас об этом вспомнили.
Вот такие разные родные братья Михаил и Николай Пожарские, и разное у них отношение к своему происхождению. Но в одном они, конечно, едины. Они помнят и уважают своего предка Дмитрия Михайловича Пожарского, князя, воеводу, предводителя второго нижегородского ополчения.
Заключение
Проведя данное исследование, я многое узнала о князе Дмитрии Михайловиче Пожарском, о его участии во втором нижегородском ополчении, освободившем Москву и Россию от поляков. Я узнала от своего дедушки и его брата много интересного об истории своей семьи, о своем прапрадеде и его детях. И сейчас, гуляя по улице Большой Покровской, я с уверенностью могу сказать своим друзьям, что внутреннее убранство красивейшего Государственного банка связано с именем моего прапрадеда Фёдора Константиновича Пожарского – столяра-краснодеревщика.
Мне интересно было узнать о книгах протоиерея Александра Соколова, который занимался изучением рода князей Пожарских и считает, что род воеводы Д.М.Пожарского не угас, а продолжился до нашего времени. Особенно интересны сведения о том, что мой дедушка, его братья и сестры относятся к 33 колену потомков дворян Пожарских в родословной князей Пожарских. И мое семейное предание находит подтверждение. Я горжусь своими предками! Теперь я понимаю, как важна для человека семья, её ценности и традиции, реликвии и предания! И закончить свое исследование мне хотелось бы стихами:
«В семейном кругу мы с вами растем
Основа основ – родительский дом.
В семейном кругу все корни твои,
И в жизнь ты входишь из семьи.
В семейном кругу мы жизнь создаем,
Основа основ – родительский дом". Тараданова Дарья
Надо знать, чтить и уважать историю, предания и традиции своих семей!
Список используемых источников и литературы:
[1] Воспоминания Михаила Ивановича Пожарского
[2] Воспоминания Михаила Ивановича Пожарского
[3] Д.М. Пожарский Вечная память и трава забвения. – ООО «Владимир Полиграф», 2007. – с.3
[4] Д.М. Пожарский. Вечная память и трава забвения. – ООО «Владимир Полиграф», 2007. – с.4
[5] Князья Пожарские. Род князей Пожарских от Рюрика до наших дней. Сост.: А.Н. Соколов (Александр Соколов, протоиерей). – Нижний Новгород, 2004. – с. 4-5
[6] Воспоминания Николая Ивановича Пожарского
[7] Горбунова Анна «С фамилией Пожарский нельзя быть шалопаем»//»Нижегородский рабочий», 2009. – 3 ноября - № 176 – с. 9
Извержение вулкана
«Яндекс» открыл доступ к нейросети "Балабоба" для всех пользователей
Рисуем кактусы акварелью
"Портрет". Н.В. Гоголь
Солнечная система. Взгляд со стороны