В данной статье рассматривается основной принцип кодирования информации в штрих-кодах, а также чтение информации о товаре по штрих-коду.
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.71 КБ |
Орехов Д.
г.Челябинск
О чем расскажет штрих-код
Сегодня, если взять в руки практически любой товар, то на его упаковке можно найти характерную картинку из черных (или какого-нибудь другого цвета) вертикальных черточек разной толщины, называемую штрих-кодом.
Что это за рисунок, и для чего он нужен? Ответ можно получить на кассе почти любого сегодняшнего магазина: когда вы оплачиваете покупку, кассир подносит к этой картинке специальное считывающее устройство (либо, наоборот, подносит товар к окошку считывающего устройства), раздается характерный «писк», и на экране кассового аппарата сразу же появляется вся информация о товаре.
Большинство людей, покупающих товар, не знают, а зачастую даже не задумываются, что значит штрих-код. Какую же информацию несет в себе это изображение, можно ли по штрих-коду товара определить, не является ли товар подделкой? Попробуем разобраться.
Немного истории… Штриховое кодирование изобрел молодой инженер Давид Коллинз. По окончании в 1950-х годах инженерного факультета Массачусетского технологического института он поступил работать на Пенсильванскую железную дорогу, где ему пришлось столкнуться с кропотливой, рутинной работой – сортировкой вагонов. К нему пришла идея освещать номера вагонов прожекторами и считывать их с помощью фотоэлементов. Инженер-изобретатель, чтобы упростить распознавание, предложил записывать номера не только обычными цифрами, но и специальным кодом, состоящим из красных и синих полос, расположенных на стенке вагона в прямоугольнике длиной до полуметра.
В 1968 году он использовал вместо прожекторов, расходовавших много энергии, жестко сфокусированный лазерный луч. Размеры сканирующей установки стали намного меньше, уменьшилась и сама кодовая маркировка, что навело Коллинза на мысль использовать придуманный им штриховой код не только на железной дороге, но и в качестве товарного кода.
Штриховой код выполняет примерно ту же роль, что и почтовый индекс. Он представляет собой индивидуальный символ, состоящий из четкого рисунка полос и пространства между ними, иллюстрирующий машинный код букв и чисел в двоичной системе, который закрепляется за каждым товаром. Штрих-код присутствует во всех документах, фиксирующих товарные операции, что позволяет, в частности, в сфере розничной торговли сократить время на суммирование цен, вероятность допустить ошибки на контрольно-кассовом пункте, сократить время обслуживания покупателя. Наличие штрихового кода на товаре или на его упаковке поднимает престиж фирмы, играет роль рекламы товара и самого предприятия.
Получить определенную информацию со штрих-кода можно даже невооруженным глазом. Штрих-код дополняет, но не заменяет обычную потребительскую информацию. Важные сведения о товаре обязательно должны присутствовать на упаковке в виде текста или графических изображений.
"Товарный" штрих код содержит следующую информацию:
По контрольной цифре можно выявить фальшивый штрих-код, нанесенный недобросовестным производителем или продавцом. Для этого нужно просчитать по определенной формуле сумму всех остальных цифр и сравнить ее со значением контрольной.
В качестве примера проверим контрольную цифру в штриховом коде
880 8993 50516 6
- сложим цифры, размещенные на четных позициях: 8+8+9+5+5+6=41
- умножим эту сумму на 3: 41х3=123
- сложим цифры на нечетных позициях, кроме контрольной: 8+0+9+3+0+1=21
- сложим числа, полученные во втором и третьем вычислениях: 123+21=144
- отбросьте сотни и десятки, оставив только единицы: 4
- из 10 вычтите оставшееся число: 10-4=6
Товар неподдельный, его номер зарегистрирован в Южной Корее (первые три цифры 880)
Нередко на товаре можно увидеть надпись, например, «Сделано в Голландии», а код, нанесенный на этикетку, этой стране не соответствует. Тут причин может быть несколько. Первая: фирма была зарегистрирована и получила код не в своей стране, а в той, куда направлен основной экспорт ее продукции. Вторая: товар был изготовлен на дочернем предприятии. Третья: возможно, товар был изготовлен в одной стране, но по лицензии фирмы из другой страны. И, наконец, четвертая, когда учредителями предприятия становятся несколько фирм из различных государств.
Интересные факты о штрих-коде.
Со времени появления штрих-кодов ввод информации стал более точным и быстрым, и соответственно все процессы, связанные с обработкой информации. Штрих-коды помогают отслеживать движения товаров и благодаря этому позволяют экономить время, оперативно отвечать на запросы и реагировать на любые изменения. С помощью штрих-кодов сбор и запись информации становятся более быстрыми и точными процессами, что и позволяет снижать цены, сводить к нулю вероятность ошибок, а также упрощать все процессы товарооборота.
В Китае испытали "автобус будущего"
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Проказы старухи-зимы
Лиса и волк
Флейта и Ветер