Весьма интересная работа в котором исследование родного края происходит на основе путешествия по проложенному маршруту. В ходе пешеходного туризма тоже можно много узнать про родной населенный пункт. В будущем есть возможность создание актуального проекта путешествия по родным известным местам.
Вложение | Размер |
---|---|
Путешествие по родному Краю. | 93 КБ |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 3 города Чадана
Дзун-Хемчикского кожууна Республикики Тыва.
Кожуунный конкурс защиты научно-исследовательских проектов: «Отечество» в номинации: «К туристическому мастерству». Проект туристко – краеведческого похода на тему «Пешеходный туризм - как способ познания своего края», посвященный Году молодежных инициатив в Республике Тыва и Году экологии в России.
Населенный пункт: Дзун-Хемчикскийкожуун, город Чадан. 2017г.
Группа пешеходного следования: учащиеся 8-го «в» класс МБОУ СОШ № 3 города Чадана.
Защита проекта: Куулар Дажням Радикович, ученик 8 «в» класса.
Руководитель проекта: Ооржак Чаяна Владимировна, учитель истории, обществознания и истории Тувы первой категории МБОУ СОШ № 3 города Чадан.
Оглавление
Введение
Мы, дети современности, периода информатизации и компьютеризации должны интересоваться туризмом. Это один из старых и проверенных способов узнать свой родной уголок, жителей этой земли и обогатить свои знания по родным местам. Также это способ укрепить дружбу, взаимоотношения со сверстниками и обучение самостоятельности. Посещение интересных, малоизученных памятных мест своего места жительства, должна стать основной чертой современного подростка, который интересуется всем. Зная лучше свое место жительства, ее достопримечательности мы будем еще больше оберегать ее природу, результаты труда населения,ее культуру. В своей будущей взрослой жизни, несомненно, мы побываем в самых разных уголках нашей страны, невольно сравнивая ее с другими землями. В условиях все большей компьютеризации и сидячего образа жизни подростков, молодежи, учащихся школ, когда часто используют мобильные телефоны, актуальным становится туризм по Туве в любой форме. Сидячий образ жизни подростков приводит к таким заболеваниям как сколиоз, остеохондроз, апатия, замедление процессов умственного труда. Поэтому нужно увеличивать время и возможности для туризма с участием подростков, в том числе сделав ее безопасной. Вместе с тем многие мои сверстники толком не знают исторические памятные места своей малой Родины, не знают кожууны и их кожунные центры, не знают названия населенных пунктов. Все эти пробелы можно решить с помощью краеведческого туризма.
Целями нашего маршрутного проекта являются:
- изучение и исследование природных богатств нашего маршрута;
-изучение трудовых, хозяйственных традиций Дзун-Хемчикскогокожууна;
-изучение исторических памятных мест нашего кожууна;
-сбор и изучение материалов по культуре, искусству и народному творчеству в рамках маршрута;
-развивать в себе чувства коллективизма, дружбы и сплоченности;
-развивать в себе чувство патриотизма;
-провести экологическую деятельность на маршруте;
-укрепление физического здоровья;
-профориентационная работа.
При выполнении данного туристско-краеведческого маршрута мы преследовали следующие задачи:
- начертить новый маршрут и составить схему следования и обратить внимание общественности на то, что в любом кожууне есть достопримечательности, которых нужно сохранять;
-рассчитать расстояние от отправления в путь и до пункта назначения;
Во время выполнения проекта на уровне практики и теории мы научились быть сознательно дисциплинированными, самоорганизованными, выполнять порученные роли, уважать друг друга и стали намного дружнее. Немаловажным является расширение кругозора по Родному краю, и приобретение активной жизненной позиции.
Новизна данного проекта заключается в том, что такой маршрут нигде не составлялся. Также в этом маршруте впервые включается памятный скульптурный объект «Авамга» (Моей матери), вблизи села Бажын-Алаак, который был поставлен этим летом. В этом маршруте переплетаются культурные, исторические, искусствоведческие, хозяйственные и экологические направления. Практическая значимость нашего туристического маршрута заключается в том, что наш проект и собранные материалы пригодятся для исследовательских работ студентов естественно-географического, исторического факультетов ТыВГУ, в проведении ими экологических практик, для методистов туристско-краеведческого направления различных учреждений, для учащихся и учителей школ Дзун-Хемчикскогокожууна и Республики Тыва для проведения экскурсий. Таким образом, все они будут знать заранее какие памятные места можно посетить в Дзун-Хемчикскомкожууне. Особенно значимыми будут наши данные для исследователей истории происхождения тувинских родоплеменных групп Ондар и Ховалыг. Наш маршрут может пригодиться для иностранных туристов, особенно в период проведения фестиваля живой музыки и веры «Устуу-Хурээ» - 2018г.
В теоретическом плане наши составленные данные, расчеты, сметы, схемы могут быть полезны для составления статистических данных архива кожууна и инженеров-проектировщиков, данные могут войти в сборники и в библиотечные фонды нашего кожууна.
Краеведческое описание достопримечательностей нашего маршрута.
Наш туристско-краеведческий маршрут начинается в выходной день сентября рано утром в 7 часов. Маршрут начинаем с здания школы № 3 города Чадана, и заканчивается в этой же точке. Первый объект, которую мы посетили – это скульптурный памятный объект, посвященный матери «Авамга», который был поставлен в июле 2017 году. Автор проекта Геннадий Куулар, инициаторы проекта: Владимир Монгуш, Чылгычы Ондар, Виктор Кара-Сал. Этот памятник можно считать образцовым культурным изображением, так как по нашим наблюдениям выполнен очень оригинально и с любовью. Все люди, которые посетят этот памятник, вспомнят свою маму, огромную любовь к матери и они будут вспоминать ее с большой теплотой. Памятник изображен в виде молодой женщины в тувинской национальной одежде, в возрасте примерно 23-25 лет, которая держит в руках здорового, крепкого мальчика - младенца. Молодая мама очень удобно восседает на камне с узорами. У нас было такое ощущение, что вокруг этого памятника веет ласка, тепло и материнская любовь. От пункта следования и до этого памятника мы потратили 45 минут, расстояние всего 5 километров.
Следующий объект следования это оваа Ондаров, который находится рядом с селом Бажын-Алаак в местечке Кезек-Дыт. Родоплеменная группа Ондаров, как написано в учебнике по истории Тувы М.Х. Манай-оола, И.А. Достая для 9-го класса 2004 года, это потомки пришлых кочевых народов уйгуров в 8-9 вв на территории древней Тувы. Расстояние от памятника до оваа Ондаров 7 километров, потратили при пешей ходьбе примерно час ходьбы. В целом на территории Дзун-Хемчикского кожууна всего более 200 памятников разного значения. И они все остались неисследованными, плохо изученными или просто не открытыми предыдущими исследователями. В дальнейшем нам, молодому поколению, необходимо обратить внимание на сохранение памятников, исследования курганов в местечке Бора-Холь, чтобы поглубже узнать родной край. В результате беседы мы пришли к предположению о том, что может быть на территории нашего кожууна тоже имеются курганы царей как в Пий-Хемском кожууне. Таким образом, нам будущим поколениям, следует быть внимательными к историческому прошлому нашей маленькой Родины. Как показали наши наблюдения, данный оваа посещается хозяевами рода Ондаров, имеются признаки подношений и вешания разноцветных лент, чалама. Оваа представляет собой пирамиду, сложенную из деревянных срубов небольшой толщины. Ее освещение говорит о том, что у нас до сих пор сохранились древние религиозные обряды наших предков. Культ оваа очень распространен у многих народов Центральной Азии, был связан с почитанием природы и духов предков. В древние времена и в современный период количество и качество подношений были разные. Люди к оваа в прошлые времена несли пушнину, клочки шерсти домашних животных, отрезки шелка, китайский кирпичный чай, золотые и серебряные украшения. Запрещалось брызгать молочную водку. Местом проведения обряда были горы, возвышенности так как по мнению тувинцев это любимое место обитания духов-хозяев. Развлекательная часть обряда включала обильную трапезу, соревнования по сложению хвалебных гимнов и благожеланий, состязания по борьбе хуреш и конные скачки. В современный период по нашему мнению изменились виды подношений: стали приносят в основном только кадаки и разноцветные ленты, флажки, современные конфеты, шоколады, монеты вместо пушнины, шелка и украшений. Неизменными остались подношения белой пищи. Сооружение оваа имеет огромное значение. Для того чтобы возводить оваа выбирали особые места. Нужно учитывать то, где изначально жили их предки на этой территории. Только после этого нужно возводить оваа, именно с той стороны, где их предки начали жить на этой местности. На территории нашего кожууна по нашим подсчетам около 10 таких оваа. Это означает, что жители нашего района почитают память и культуру своих предков. («Культ оваа у тувинцев» В. П. Дьяконова// Краткое содержание докладов годичной научной сессии Института этнографии АН СССР. – Москва.,1970г.)
Следующий пункт назначения нашего похода это Чаданский угольный разрез открытого типа. По мере того как мы возвышались в горы, флора и фауна менялась, восновным были кустарники и низкорослые растения. По пути следования мы очищали территорию от незначительного мусора. Наш угольный разрез был впервые открыт в 1964 году. В настоящее время там работают свыше 100 рабочих различной квалификации, различной национальной принадлежности. Угольный разрез для нас представляет не только хозяйствующий объект, но также это наша будущая профессия с которым мы хотим связать наше будущее, когда вырастим. Мы беседовали со специалистами, получили большую информацию об их работе и профессии, а также о свойствах самого угля. Следующим этапом прибытия является еще одна оваа Ховалыгов. Родоплеменная группа Ховалыг в Туве появились от тюркских племен. Также есть версия о том это группа Ховалыг являются основоположниками народов Алтая. Вместо буквы «Х» также пишется буква «К». От угольного разреза до этого оваа мы потратили в общем 1 час ходьбы, прошли расстояние 6 километров. Оваа находится в местечке Бора-Булак, рядом с угольным разрезом, – это ровная степь с многочисленными оседлыми аратскими хозяйствами. В результате сравнения 2-х оваа, мы пришли к выводу о том, что овааХовалыгов давно заброшено, отсутствуют подношения и разноцветные ленты и кадаки. Само конструкция в виде пирамиды или шалаша разрушено частично. Причиной такого явления возможно были следующие факторы: оваа не находится в возвышенности и потому она легко доступна стадам крупного рогатого скота, вокруг оваа очень много фермерских аратских хозяйств, вблизи оваа находится большая трасса которая связывает все кожууны нашей Республики, что очень шумно. В этом месте мы устроили большой привал для отдыха и подкрепления в течение одного часа. Последний объект в нашем маршруте это - аратская стоянка нашей знаменитой фронтовички Веры ЧульдумовныБайлак, которой нет среди нас в живых. Расстояние от оваа до этого кыштага 6 километров, потратили полтора часа. Нас встретил внук Веры БайлакМонгушХерел Николаевич, сын Хаплак Светланы Сарыгооловны. Светлана Сарыгооловнаявляется средней дочерью Веры Чульдумовны. По словам Херел Николаевича мы поняли, что он хочет продолжить дело своей бабушки, хочет внести свой вклад в развитие сельского хозяйства нашего кожууна. Он держит хозяйство вместе со своими детьми, также их поддерживают другие родственникиих семьи. После беседы мы провели шефскую работу, очистили стойбище большого размера, помогли семье в их нелегкой работе. В целости и сохранности стояла юрта, в котором жила Вера Байлак много лет и нам было очень приятно находиться в том месте, где жила наш знаменитый фронтовик, участница Великой Отечественной войны. Из зимней стоянки мы отправились в последний наш пункт нашего назначения – школа № 3 города Чадана, все были довольны увиденным, получили массу впечатлений о своей родной земле, были горды тем что живем в такой необычной земле нашей Республики. Нам удалось в процессе следования кольцевого маршрута поближе узнать флору, фауну, хозяйство этих местностей. Весь маршрут следования нам показывает то, что основным видом хозяйства, как и прежде, остается скотоводство, заметили, что идет рост численности крупного и мелкого рогатого скота, но земледельческих работ, выращиваниепшеницы, ячменя, просо не наблюдали. Наш угольный разрез,несомненно, является одним из основных объектов по добыче угля в России,дает рабочие места, направляет нас получать соответствующие профессии, чтобы мы в будущем работали там. Таким образом, такие пещие походы туристско-краеведческого направления очень полезны для подростков, тем что не только укрепляем здоровье и пополняем кругозор но и по новому взглянув на памятные исторические места, будем еще больше ценить и оберегать нашу природу и малую родину. (Ховалыг У.Т. «Ховалыглар дугайында», /«Ондар уйгур» стр 178, Ховалыг А.А.)
Заключение
В представлениях тувинского народа такие природные объекты, как реки, озера, горы, деревья олицетворяли силы реального и мифического космоса, и человек призывал их к себе в союзники, в честь их устраивал различные культовые обряды. Одним из таких культов является культ «оваа», подношения для духов «оваа». Также в современный период часто в Туве наблюдаем, как много строятся памятных и скульптурных сооружений. Все эти памятные и хозяйствующие объекты, несомненно, останутся на долгие годы как культурные объекты для дальнейшего изучения и посещения новыми поколениями. Наш проложенный маршрут еще раз доказывает не только красоту и уникальность этих исторических мест, но и обращает наше внимание на то, чтобы мы будущее поколение почитали память наших предков, сохраняли и приумножили это богатство.
Таким образом, подводя итог, проведенной работы мы пришли к следующим выводам:
Список использованной литературы:
Паспорт туристического маршрута:
по направлению - поход выходного дня.
Территория (район путешествия) | Дзун-Хемчикскийкожуун, город Чадан. |
Проводящая организация | МБОУ СОШ № 3 города Чадана. |
Место проведения | РТ, Дзун-Хемчикскийкожуун, город Чадан. |
ФИО, адрес, руководителя | Ооржак Чаяна Владимировна, учитель истории, обществознания, город Чадан, ул: ЧурметДажы 39-2. |
Вид туризма: | Кольцевой, походный. |
Способ передвижения: | Пешеходный, частично на машине. |
Сезонность: | Осень |
Сведения о маршруте: | |
-общая протяженность в днях, часах | 7-10 часов. |
-общая протяженность в км | 29 километров |
-количество ночевок | нет |
-пункт начала маршрута | Школа № 3 города Чадана. |
-пункт окончания маршрута | Школа № 3 города Чадана. |
-количество оборудованных стоянок с местом для разведения костра | 2 |
-количество водоемов | 1 |
-количество мест пригодных для купания | нет |
-количество источников питьевой воды | 3 |
-количество экскурсионных объектов | 5 |
-количество населенных пунктов | 1 |
График движения:
№ | Дни пути | Участок пути | Протяженность км | Чистое ходовое время, час | Способ передвижения | Наличие объектов (экскурсионных, природных, хозяйственных) |
1 | Раннее утро. | Трасса. | 5 км | 15 минут | На автобусе |
|
2 | День. | Тропа. | 7 км | 1 час. | Пешеходный |
|
3 | День | Тропа. | 6 км | 1 час | Пешеходный |
|
4 | День | Тропа | 6 км | 1, 30 мин | Пешеходный |
|
5 | Полдень | Тропа | 5 км | 2 часа | Пешеходный |
|
6 | Полдень | Трасса | 5 км | 20 мин | На автобусе |
|
Шелковая горка
Л. Нечаев. Яма
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Бабочка
Почта