КОНКУРСНАЯ РАБОТА
Целью исследовательской работы является изучение общественного школьного движения, как один из путей профилактики наркомании в молодежной среде.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- раскрыть пагубность влияние наркотиков на организм подрастающего поколения;
- информировать подростков о правонарушениях, связанных с распространением и употреблением наркотиков;
- пропагандировать здоровый образ жизни через общественные движения «Форпост» и «Юнармия»;
Вложение | Размер |
---|---|
rol_obshchestvennyh_obedineniy_molodezhi_v_profilaktike_narkomanii.doc | 108 КБ |
ОЛИМПИАДАНАУЧНЫХ И СТУДЕНЧЕСКИХ РАБОТ В СФЕРЕ
ПРОФИЛАКТИКИ НАРКОМАНИИ И НАРКОПРЕСТУПНОСТИ
КОНКУРСНАЯ РАБОТА
«Роль общественных объединений молодежи в профилактике наркомании»
Авторы : Кинзибаева Камиля Артуровна, Дудина Регина Сергеевна,
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Лицей № 14»
Научный руководитель: Адиатова Ольга Николаевна , учитель истории и обществознания.
г. Нижнекамск- 2017год
Содержание
Глава 1. Организация юнармейского движения в школе. 5
Глава 2. Организация правоохранительное движение «Форпост» в лицее 9
Глава3. Организация мероприятий по профилактике наркомании школьными общественными движения………………………………………………………. 10
Введение
Как считал, Франсуа Мориак, наркомания – это многолетнее наслаждение смертью. Подростки, гоняющиеся за мимолетным наслаждением, становятся проблемой современного общества. Благодаря этому, распространение наркотиков в подростково-молодежной среде становится одной из самых актуальных проблем нашего общества. С каждым днем все больше людей попадает в страшные сети порока, стараясь при помощи него скрыться от ежедневных проблем. Плата за подобные эксперименты над собственной жизнью безгранично велика, а результаты порой необратимы.
Из всех болезней, разрушающих организм, психику и социальную жизнь человека, наркомания является самой тяжелой. За последние 100 лет наркомания из проблемы, бывшей предметом узкой области медицины – психиатрии. Перешла в разряд глобальных общесоциальных проблем.
Поэтому современный подход к решению данной проблемы, злоупотребления наркотических веществ, предполагает приоритет профилактической работы с детьми и подростками. Основная задача педагогической профилактики заключается не столько в предотвращении реального знакомства с психоактивными веществами, сколько в том, чтобы помочь овладеть учащимся определенными навыками поведения, которые помогут следовать здоровому образу жизни. Каждый из нас знает, что установка на здоровье и соответственно здоровый образ жизни не появляется у человека сама по себе, а формируется в результате определенного педагогического воздействия.
На наш взгляд, одним из эффективных вариантов профилактической деятельности является общественное школьное движение, которое в предупреждении наркомании среди несовершеннолетних в нашей стране является новым направлением. Ведь подросткам легче понять сверстников, а тем в свою очередь доверить свои проблемы и переживания и отнестись к полученной информации от сверстников с большим доверием.
Целью исследовательской работы является изучение общественного школьного движения, как один из путей профилактики наркомании в молодежной среде.
Для реализации поставленной цели были выдвинуты следующие задачи:
- раскрыть пагубность влияние наркотиков на организм подрастающего поколения;
- информировать подростков о правонарушениях, связанных с распространением и употреблением наркотиков;
- пропагандировать здоровый образ жизни через общественные движения «Форпост» и «Юнармия»;
Актуальность темы. Произошедшие в России в начале 90-х гг. XX века существенные социальные, экономические, политические изменения сопровождались обострением и возникновением большого количества социальных проблем. Среди наиболее опасных социальных явлений выделяется массовое распространение в стране наркомании, прежде всего среди молодежи. В то же время, поскольку будущее любого общества связано с данной социально-демографической группой населения, решение задачи успешной социальной адаптации молодежи имеет важное значение.
Методы исследования: метод причинно-следственных связей, конкретно-исторический, социологический (анкетирование) и другие методы познания.
Глава 1. Организация юнармейского движения в школе.
«Юнармия» — всероссийское военно-патриотическое общественное движение, созданное 29 октября 2015 года.
Главная заявленная цель движения: вызвать интерес у подрастающего поколения к географии, истории России и её народов, героев, выдающихся ученых и полководцев. В движение вступить может любой школьник, военно-патриотическая организация, клуб или поисковый отряд. Предполагается, что члены движения в свободное от учёбы время будут заниматься волонтерской деятельностью, принимать участие в культурных и спортивных мероприятиях, получать дополнительное образование, навыки оказания первой помощи.
Начальником Главного штаба всероссийского военно-патриотического движения является Дмитрий Труненков.
Региональные штабы открыты во всех 85 субъектах Российской Федерации, а также в некоторых других странах.
По инициативе Министра обороны Российской Федерации С. К. Шойгу, 29 октября 2015 года Президент Российской Федерации В. В. Путин подписал указ о создании Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников». В целях совершенствования государственной политики в области воспитания подрастающего поколения, создания благоприятных условий для гармоничного развития личности детей, формирования нравственных ценностей и ориентиров, а также военно-патриотического воспитания. Движение призвано объединить все организации, органы, занимающиеся допризывной подготовкой граждан. Структура движения будет привязана к местам дислокации воинских частей, военно-учебных заведений, инфраструктуре Добровольного общества содействия армии, авиации и флоту (ДОСААФ) и Центрального спортивного клуба армии. От Минобороны России движение курирует статс-секретарь – заместитель Министра обороны России Николай Панков.
29 июля 2016 года движение «Юнармия» получило государственную регистрацию, и с этого момента организация получила свой флаг, эмблему, и зарегистрировано как юридическое лицо.
1 сентября 2016 года движение начало свою официальную работу. Для проведения мероприятий под эгидой движения используется инфраструктура Министерства обороны Российской Федерации, ЦСКА и ДОСААФ. До 2020 года на территории России планируется создать более 100 центров военно-патриотического воспитания, часть из них станут специализированными, где будут подготавливать отряды юных десантников, летчиков и танкистов.
Масштабные мероприятия проходят в военно-патриотическом парке культуры и отдыха Вооруженных сил Российской Федерации «Патриот», где открыт сектор «Юнармия». Там же на 1-м слёте движения в июне 2016 года Министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу вручил «Юнармии» знамя.
Количество участников военно-патриотическое движения «Юнармия» на конец октября 2016 года составляет более 26 000 тыс. человек в возрасте от 11 до 18 лет. Членство в организации является добровольным и открытым. Вступить в ряды военно-патриотического движения «Юнармия» может любой школьник, общественная организация, клуб или поисковый отряд.
22 мая 2016 года в Ярославском центре военно-патриотического воспитания ДОСААФ имени Валентины Терешковой в рамках пилотного проекта в ряды военно-патриотическое движение «Юнармия» вступили первые 104 школьника. Также общественности были представлены комната юнармейца и элементы учебной базы, с помощью которых планируется проводить военно-патриотические занятия. Подобные классы откроются в каждом образовательном учреждении и общественной организации, где будут сформированы юнармейские отряды.
На апрель 2017 года численность движения составила 70 000 членов, штабы открыты во всех 85 субъектах Российской Федерации. На июнь 2017 года движение насчитывает более 117 тысяч человек, в сентябре 2017 года — более 160 тысяч членов
Юнармейское движение зародилось ещё в 1990 году на основе детско-юношеской добровольной общественной организации «Движения юных патриотов» (ДЮП), которая была образована путем слияния военно-спортивных игр «Зарница», «Орленок», «Гайдаровец», постов у Вечного огня Славы, военно-патриотических клубов и других. Девиз организации звучал так: «Во славу Отечества!». Направления работы ДЮП строились вокруг программ по подготовке к военной службе, патриотическому воспитанию, приобщению молодого поколения к отечественной истории. Под знаменами «Движения юных патриотов» проводились различные конкурсы, сборы и слеты детей и подростков. Создание военно-патриотического движения «Юнармия» — это возрождение традиций военно-патриотического воспитания молодежи.
Юнармейцев обучат стрелять, оказывать медицинскую помощь, ориентироваться по карте. В свободное время, юнармейцы будут нести вахту памяти у Вечного огня, заниматься волонтерской деятельностью, вести работу по сохранению мемориалов, а также принимать участие в других мероприятиях. Кроме того, участников движения планируется привлекать к ликвидации чрезвычайных ситуаций, поисковым работам в местах боев Великой Отечественной войны и помощи ветеранам.
В каждом образовательном учреждении и общественной организации, где будут сформированы юнармейские отряды, будут открыты Комнаты Юнармейца. Комната Юнармейца — это место досуга и отдыха, предназначенное для учёбы и творческих занятий школьников. В ней хранятся: знамя, книга отряда, а также познавательная художественная, справочная и другая литература.
В качестве учителей привлечены преподаватели, военнослужащие, офицеры запаса. Военное и спортивное направления станут основополагающими в программе обучения участников движения. Кроме того, в базовый курс войдут отечественная история и основы православной культуры, дополнительные программы останутся на усмотрение региональных властей.
Руководители региональных отделений выбираются на слетах участников «Юнармии». Руководителем столичного отделения движения в октябре 2016 года избран экс-командующий ВДВ Владимир Шаманов. Региональный штаб Московской области возглавляет олимпийский чемпион Александр Легков. В Главный штаб военно-патриотического движения «Юнармия» входят известные спортсмены, космонавты и актёры, такие как: космонавт Сергей Крикалёв, комментатор Дмитрий Губерниев, актёр Михаил Галустян и другие.
2.Цели и задачи Юнармии в школе.
2.1. Целями Движения является:
1) участие в реализации государственной молодежной политики Российской Федерации;
2) всестороннее развитие и совершенствование личности детей и подростков, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании;
3) повышение в обществе авторитета и престижа военной службы;
4) сохранение и приумножение патриотических традиций;
5) формирование у молодежи готовности и практической способности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите Отечества.
6)пропаганда здорового образа жизни, укрепление физической закалки и выносливости;
7)приобщение к военно-техническим знаниям и техническому творчеству;
8)совершенствование ценностно-ориентированных качеств личности, обеспечение условий для самовыражения обучающихся, их творческой активности;
9) содействие развитию активной гражданской позиции подростков.
Такое движение растет и развивается в нашей школе. Мы являемся его активными участниками. После принятия торжественной клятвы, принимаем участие во всех мероприятиях школы, города и республики. Пропаганда здорового образа жизни одно из направлений этого движения. Это и традиционный осенний кросс, фестиваль сдачи норм ГТО, в котором приняли участие все учащиеся нашего лицея с 1 по 11 класс, а мы являлись его организаторами и кураторами. Экологический, песенный, танцевальный, патриотический, марафон «Добрые стихи»- это только малая часть тех мероприятий, которые проводятся в стенах нашего лицея. Давая возможность ребятам проявить свой талант, занять свободное время, развиваться и не искать ложных удовольствий. Смотр строя и песни, юнармейские игры «Инстинкт самосохранения» развивают нас физически, воспитывают патриотизм и гордость за нашу страну.
Глава 2. Организация правоохранительное движение «Форпост» в лицее
Наравне с юнармейским движением, в лицее традиционно действует молодежное правоохранительное движение «Форпост». Этих спортивных подтянутых, серьезных ребят знает вся школа. Они главные помощники в сохранении порядка и пресечении правонарушений.
Молодежное правоохранительное движение в МБОУ «Лицей № 14»:
-это разновозрастный отряд из 30 человек учащихся 8-10 классов, который создаётся сроком на 1 учебный год;
-это разновозрастный отряд, который за 1 учебный год попробует быть единым коллективом на 4 коммунарских однодневных сборах;
-это конкурс разновозрастных отрядов, побеждает каждый, так как был с нами всегда и везде!
-это форма работы с трудными подростками, которым не привлекателен учебный процесс и которых поманила улица своей неизвестностью. Попробуем создать ей достойную конкуренцию и выиграть у неё!
-это форма работы с подростками вообще и не стоит делить подростков на трудных и лёгких! Все они могут вместе, и решать общие проблемы!
-это форма взаимодействия взрослых и детей! Педагоги вместе с подростками пройдут этот конкурсный путь! Пусть тоже попробуют вновь себя ощутить подростком!
-это набор социальных ролей для каждого! Хочешь быть лидером – будь! Хочешь быть просто активным участником – пожалуйста!
-это мир, где всем хорошо и уютно, потому как Форпост – это передовой отряд, в чём-нибудь, где-нибудь, когда-нибудь!
2.Цели и задачи отряда «Форпост» в школе.
1) профилактики правонарушений в МБОУ «Лицей № 14»;
2) развитие добровольного участия молодых граждан в охране школы во время школьных мероприятий;
3) оказания помощи подросткам и молодежи, пострадавшим от криминала;
4) пропаганда правовых знаний и здорового образа жизни среди учащихся;
5) содействие государственным организациям и учреждениям системы профилактики, общественным организациям в снижении уровня правонарушений в молодежной среде;
6) содействие развитию добровольного участия учащихся в деятельности
7) общеобразовательного учреждения по обеспечению внутреннего распорядка;
8) ранняя профессиональная ориентация учащихся.
И наши ребята с этим справляются. Этому подтверждение призовые места на соревнованиях разных уровней. Снижение нарушений в стенах учебного заведения. Порядок и дисциплина, выполнение правил устава лицея.
Глава 3. Организация мероприятий по профилактике наркомании школьными общественными движения.
Наркомания в наше время достигла масштабов эпидемии. Ее распространение идет гораздо быстрее, чем принимаются меры по борьбе с этим страшным явлением. Поэтому немаловажное значение в современном обществе приобретает профилактика наркомании. Она подразумевает комплекс мер, предупреждающих появления наркомании.
Наркотическая зависимость – это состояние человека, когда он постоянно думает о наркотиках, стремится получить их для определенных приятных ощущений или избавления от психического дискомфорта. Ради того, чтобы получить ощущение эйфории, наркоман идет на все. Он легко переступает границы морали, разрушает свою семью, становится преступником и даже убийцей. Личность больного наркотической зависимостью становится эгоцентричной, а тело истощается, в результате чего наркоман с невероятной скоростью «катится» к своей гибели.
Так как интересы наркомана сосредотачиваются только на добыче и употреблении наркотиков, в кругу его общения находятся, в основном, антисоциальные личности. Наркоман с опытом не имеет работы, друзей, семьи. Для общества он совершенно бесполезен и только доставляет проблемы. Поэтому общество не только ради своего комфорта, но и в гуманных целях стремится уменьшить рост наркомании и вернуть к полноценной жизни людей, зависимых от наркотиков.
И самым доступным и современным способом для этого является профилактика наркомании и токсикомании в школах. Ведь именно подростки чаще всего становятся жертвами этих пагубных пристрастий. Дети при нужном подходе и доступной информации способны сформировать собственное мнение о таком явлении, как наркомания. Они в состоянии четко понимать, что такое наркотики, как они действуют на организм, и каковы последствия их употребления.
От качества профилактической работы зависит жизнь потенциальных наркоманов, членов их семей и общества вообще. Поэтому профилактика наркомании у подростков не должна, проводится халатно и «ради галочки». Профилактика наркомании должна стать неотъемлемой частью просвещения. Для этого в школах проводятся лекции и занятия по профилактике наркомании, демонстрируются документальные и художественные фильмы. Хорошая профилактическая работа среди подростков дает ощутимые результаты, и она должна вестись постоянно и в широких масштабах. Правильно проведенные профилактические мероприятия среди подростков обязательно станут сдерживающим фактором и уменьшат количество молодых людей, «присевших» на наркотики.
Педагоги, психологи и социальные работники в своей работе по профилактике наркомании среди подростков и детей могут пользоваться методами, разработанными в России. Основной принцип этой методики основан на заполнении информационного вакуума и предполагает создание действующего и постоянно финансируемого потока рекламы и публикаций в СМИ о мерах профилактики наркомании и алкоголизма. Здесь главными их помощниками становятся сверстники ребят, которые стали зависимы. Общественные движения активно участвуют в профилактике правонарушений, в пропаганде здорового образа жизни. Проводят беседы, флешмобы, акции, распространяют просветительскую литературу, выпускают стенгазеты, выступают с агитбригадами.
Информация по профилактике наркомании должна соответствовать следующим требованиям:
Это очень важная работа. Наркомания в школе достигла возрастной категории детей в 10-12 лет. Профилактика наркомании в школе должна начинаться с первых классов, иначе будет поздно. В современной культуре много встречается информации в фильмах, песнях, литературе, которая намекает или прямо утверждает о положительных свойствах наркотиков.
На обратную чашу весов в сознании ребенка следует постоянно класть информацию о разрушительной силе наркотиков. Наркомания в школе и профилактика наркомании в школе – это обратно пропорциональные величины. Подросток является самоопределяющейся личностью. Навязывание идей не сработает. Необходимо дать ему в доступной форме правду о наркотиках, а он сделает правильный выбор. Эффективная профилактика наркомании должна быть внедрена в каждой школе.
Профилактика наркомании в школе должна проводиться стандартным образом специально обученным специалистом. Важно донести до каждого ребенка информацию, которая в будущем может спасти его жизнь. Наркомания в школе не сможет развиваться, если дети осознанно примут твердое решение не принимать наркотики. Для тех школьников, кто уже пробовал наркотики – для закрепления информации можно проводить экскурсии в морг для обозрения изможденных мертвых тел наркоманов.
Профилактика наркомании в школе – это не только ответственность государственных органов, но и нас с вами. Вместе мы сможем остановить рост этой заразы.
Профилактика наркомании в нашей школе состоит в применении воспитательно - педагогических методов с помощью правоохранительного движения «Форпост» и военно-патриотического «Юнармия»:
-формирование у подростков представлений об общечеловеческих ценностях и здоровом образе жизни, препятствующих вовлечению в наркогенную ситуацию;
- передача учащимся знаний о социальных и психологических последствиях наркомании с целью устойчивого отказа от приема психоактивных веществ;
- привитие учащимся, вступившим на путь первых проб психоактивных веществ, умений и навыков активной психологической защиты от вовлечения в процесс употребления наркотиков и анти-социальную деятельность.
Антинаркотическая работа в нашей школе ведется по трем направлениям:
Работа с учащимися включает следующие мероприятия:
-Проведение индивидуальной профилактической работы с несовершеннолетними, склонными к употреблению ПАВ, профилактическая образовательная программа: «Быть здоровым – это просто! Быть здоровым – это классно!», «14 шагов на пути к повышению самооценки и уверенности в себе», «Любите ребенка», «Здоровый образ жизни», «Как выйти из конфликтной ситуации»; классные часы на следующие темы: «О вреде курения», «О здоровом образе жизни»; Общешкольный классный час «О вреде наркомании и принятии ПАВ», «Береги здоровье смолоду».
- Встречи с ребятами форпост и юнармейцев;
- Спортивные соревнования в рамках мероприятий: «Спорт как альтернатива вредным привычкам», «Школьное многоборье» соревнования по всем видам спорта: волейбол 8-11 классов, баскетбол 5-9 классы, футбол 8-11 классов, «Веселые старты» 1-4 классы, «День Здоровья» 1-11 классов, участие во Всероссийском Месячнике Здоровья, участие в соревнованиях по лыжному спорту (5-11 классы).
- Анкетирования учащихся 5-11 классов «Твой выбор», «15 ответов на трудные вопросы».
- Конкурс рисунков на тему «Здоровый образ жизни», «О зависимости» 1-11 классы.
- Тематические беседы с просмотром видео - роликов: «Алкогольное опьянение», «Детский алкоголизм», «Наркомания, токсикомания среди несовершеннолетних» (6-11 классы); «Вступай в Юнармию!»; « Форпост-мы за здоровый образ жизни!».
- Просмотр и обсуждение фильма Эдуарда Пальмова «Голоса ускользающих истин» ( 8-9 классы).
Основные формы профилактической работы с родителями:
– индивидуальные консультации;
– групповые консультации, родительские собрания;
– всеобуч родителей по программе «Школа ответственного родительства» (лекции, практикумы, групповые дискуссии, обмен опытом семейного воспитания);
– организация совместного с детьми проведения досуга;
– организация совместных с детьми мероприятий и классных часов.
Успешность профилактики во многом зависит от способности педагогов к установлению контакта с родителями, особенно проблемных, трудных детей. С родителями ведется просветительская работа, которая включает в себя: родительские собрания, на которых осуждаются следующие темы и лекции с привлечением специалистов: «Роль семьи в предупреждении наркомании, табакокурения, токсикомании», «Значение двигательной активности и физической культуры для здоровья», уроки этикета для взрослых и детей «Как научиться быть ответственными за свои поступки», «Родительская ответственность». Помощь школьного психолога и информация на сайте школы для родителей «Что надо знать о своих детях?»; «Куда обращаться за помощью в разных ситуациях», «Действие наркотиков и ПАВ на организм детей и подростков», спортивный праздник с привлечением родителей «Мама, папа, я - спортивная семья», рекомендации для родителей по проведению детьми летного отдыха.
Методические рекомендации разработаны в помощь педагогическим работникам образовательных учреждений, психологам, социальным педагогам, родителям и раскрывают основные моменты, связанные с организацией тестирования обучающихся общеобразовательных учреждений, начального, среднего образования.
Лицей активно взаимодействует с различными службами, работающими в этом направлении. Профилактика наркомании среди несовершеннолетних - это особый раздел в наркологии, работа которого направлена на снижение факторов риска заболевания наркологической зависимостью среди подростков. В основном борьба наркологических и социальных служб идет против таких факторов риска, как: воспитание детей в семьях больных наркоманией;
общение несовершеннолетних со сверстниками, употребляющими наркотики;
особенности личности ребенка - неуверенность в себе, отсутствие восприятия социальных норм и ценностей, заниженная самооценка; нестабильность в семье, низкий доход; проблемы общения в школе и в семье, частые прогулы учебных занятий.
Выработка у подрастающего поколения устойчивости к наркотическому давлению среды требует пристального внимания, так как общество остро нуждается в работе по ограждению детей и подростков от пагубного влияния наркотиков. При этом профилактика употребления ПАВ среди школьников должна быть неотъемлемой частью всей системы воспитания. Профилактика – это не только и не столько предупреждение чего-либо, сколько активный процесс создания условий и формирования личных качеств, поддерживающих благополучие. Важнейшим в профилактической работе является:
обучение школьников умению противостоять жизненным трудностям и конфликтным ситуациям; формирование у школьников отрицательного отношения к психоактивным веществам и последствиям их употребления.
Заключение
Наблюдается рост числа учащихся, употребляющих сигареты и алкоголь. Кроме того, ежегодно увеличивается количество учащихся, склонных к употреблению наркотиков. Наша страна стоит перед лицом опасного и безжалостного врага, имя которого наркомания, стала колоссальным потребителем наркозелья. В России около 4 миллионов потребителей наркотиков, преимущественно это молодые люди, которые только делают первые шаги в самостоятельной жизни. «Средний возраст» впервые попробовавших наркотики не превышает 14 лет.
Образовательные учреждения ведут профилактическую работу среди подростков по наркомании. В настоящее время все чаще прибегают к привлечению волонтеров.
«Юнармия» и «Форпост» - это люди, работающие на безвозмездной основе.
Мы – юнармейцы и члены «Форпост» считаем, наибольшей ценностью помощь другим в преодолении себя при отвыкании от вредных привычек, в распространении информации о последствиях употребления алкоголя, наркомании и других психотропных веществ, в приобретении навыков поведения и общения, направленных на установление плодотворных контактов с окружающими.
Развитие движения среди подростков, является, на наш взгляд, очень важным. Не только потому, что наш труд - весомая поддержка и сила в решении важных социальных проблем, но это еще и самая настоящая первичная профилактика наркомании, так как, наша деятельность способствуют формированию у добровольцев таких важных качеств, как милосердие, ответственность за себя и порученное дело.
Из выше сказанного, можно сделать следующие выводы:
- активная школьная деятельность может помочь увести детей с «улицы»;
- воспитать у них чувство сострадания и милосердия;
- волонтеры помогут найти любому желающему, занятие по душе, в образовательном учреждении, нужно лишь желание и воля;
-юнармейцы и члены «Форпост» – это носители убеждений и ценностей жизни без наркотиков, они помогут доказать их значимость.
Таким образом, поставленная цель исследовательской работы достигнута. Общественные школьные движения, являются одними из путей профилактики наркомании в молодежной среде.
Литература
Два Мороза
Если хочется пить...
У меня в портфеле
Знакомимся с плотностью жидкостей
По морям вокруг Земли