Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире существует множество проблем связанных со здоровьем человека и общества. Эти проблемы могут быть как сугубо индивидуальными (заболевания каждого отдельного человека), так и носить массовый характер (эпидемии). Глобализация, экологические проблемы, ускорение ритма жизни, регулярные стрессы поджидают человека на каждом шагу. В силу регулярной занятости бывает сложно найти время для полноценного лечения, мы проглатываем таблетки на бегу и спешим дальше. Но зачастую таблетки лишь облегчают симптоматику заболевания, не оказывая должного лечебного эффекта. При всем том, что стоят они совсем недёшево, актуальной становится ориентация на здоровый образ жизни и народные способы лечения.
Цель нашего исследования - изучить виды лечения боро арга, возможности их использования при лечении в домашних условиях, а также установить степень их влияния на организм.
Методы исследования:
1. Мониторинг наиболее распространённых заболеваний в селе Узон, поддающихся «боро арга» (опрос респондентов: 1. Цындымеева Бальжинима - мануальный терапевт, костоправ; 2. Вамбуев Балдоржи - костоправ);
2. Консультация медицинского работника по составлению рейтинга лечения заболеваний народными и фармакологическими средствами (в виде таблицы);
3. Практический прием – эксперимент лечения раны от ожога на поверхности кожи с помощью желчи из желчного пузыря животных (свиньи);
4. Изучение и анализ литературы, материалов СМИ по теме исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы над данной темой, мы пришли к выводу, что этномедицинские традиции бурятского народа «боро арга» продолжают существовать и развиваться и сегодня, утрачивая определенную долю традиционных компонентов и обретая новые.
Это объясняется, с одной стороны, верой в древний врачевальный опыт, стремлением сохранить народные традиции, с другой – наличием практического подтверждения жизнеспособности методов и средств традиционной медицины, которые на общем фоне кризиса официального здравоохранения приобретают популярность и притягательность. Традиционная бурятская медицина представляет собой сложный многомерный феномен, различные аспекты содержания которого раскрываются в зависимости от ракурса, в котором он рассматривается.
Простые методы лечения бурят являются не только данью прошлому наших предков, но во многом и альтернативой современной фармацевтике в области лечения некоторых заболеваний. Простые методы лечения можно использовать самостоятельно, либо в сочетании с классической медициной. Их действительность доказана вековым опытом бурятского народа.
Боро арга, даже при поверхностном нашем знакомстве, как бурятская медицина, является своеобразной системой лечебно- оздоровительных и профилактических мероприятий, которая выдержала многовековую конкуренцию с тибетской и европейской медициной и тем самым доказала, что имеет широкие возможности как для применения, так и для изучения. Поэтому мною планируется продолжить работу по изучению бурятской народной медицины, как неотъемлемого фактора популяризации традиционной этнокультуры наших предков в целом.
Вложение | Размер |
---|---|
Научно - исследовательская работа Моритоева Милена Баировна | 51.88 КБ |
Всероссийский форум научной молодежи и школьников
«Шаг в будущее»
«Народная медицина как неотъемлемая часть культуры бурят»
Российская Федерация, с.Узон
«Народная медицина как неотъемлемая
часть культуры бурят»
Автор: Моритоева Милена Баировна, 11 класс
МБОУ «Узонская средняя общеобразовательная школа»
Научный руководитель: Моритоева Галина Цыбендоржиевна
Учитель биологии МБОУ «Узонская средняя общеобразовательная школа»
«Народная медицина как неотъемлемая часть культуры бурят»
Моритоева Милена Баировна
Российская Федерация, Забайкальский край
Дульдургинский район, село Узон
«Узонская средняя общеобразовательная школа»
11 класс
Аннотация
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире существует множество проблем связанных со здоровьем человека и общества. Эти проблемы могут быть как сугубо индивидуальными (заболевания каждого отдельного человека), так и носить массовый характер (эпидемии). Глобализация, экологические проблемы, ускорение ритма жизни, регулярные стрессы поджидают человека на каждом шагу. В силу регулярной занятости бывает сложно найти время для полноценного лечения, мы проглатываем таблетки на бегу и спешим дальше. Но зачастую таблетки лишь облегчают симптоматику заболевания, не оказывая должного лечебного эффекта. При всем том, что стоят они совсем недёшево, актуальной становится ориентация на здоровый образ жизни и народные способы лечения.
Цель нашего исследования - изучить виды лечения боро арга, возможности их использования при лечении в домашних условиях, а также установить степень их влияния на организм.
Методы исследования:
1. Мониторинг наиболее распространённых заболеваний в селе Узон, поддающихся «боро арга» (опрос респондентов: 1. Цындымеева Бальжинима - мануальный терапевт, костоправ; 2. Вамбуев Балдоржи - костоправ);
2. Консультация медицинского работника по составлению рейтинга лечения заболеваний народными и фармакологическими средствами (в виде таблицы);
3. Практический прием – эксперимент лечения раны от ожога на поверхности кожи с помощью желчи из желчного пузыря животных (свиньи);
4. Изучение и анализ литературы, материалов СМИ по теме исследования
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе работы над данной темой, мы пришли к выводу, что этномедицинские традиции бурятского народа «боро арга» продолжают существовать и развиваться и сегодня, утрачивая определенную долю традиционных компонентов и обретая новые.
Это объясняется, с одной стороны, верой в древний врачевальный опыт, стремлением сохранить народные традиции, с другой – наличием практического подтверждения жизнеспособности методов и средств традиционной медицины, которые на общем фоне кризиса официального здравоохранения приобретают популярность и притягательность. Традиционная бурятская медицина представляет собой сложный многомерный феномен, различные аспекты содержания которого раскрываются в зависимости от ракурса, в котором он рассматривается.
Простые методы лечения бурят являются не только данью прошлому наших предков, но во многом и альтернативой современной фармацевтике в области лечения некоторых заболеваний. Простые методы лечения можно использовать самостоятельно, либо в сочетании с классической медициной. Их действительность доказана вековым опытом бурятского народа.
Боро арга, даже при поверхностном нашем знакомстве, как бурятская медицина, является своеобразной системой лечебно- оздоровительных и профилактических мероприятий, которая выдержала многовековую конкуренцию с тибетской и европейской медициной и тем самым доказала, что имеет широкие возможности как для применения, так и для изучения. Поэтому мною планируется продолжить работу по изучению бурятской народной медицины, как неотъемлемого фактора популяризации традиционной этнокультуры наших предков в целом.
Содержание
Теоретическая часть.
Глава 1. Боро арга как исконная медицина бурятского народа..………………….…стр.7
Практическая часть.
Глава 2. Народные доктора……………………………………………………………..стр.10
2.3. Консультация с медицинским работником по рейтингованию
лечений заболеваний народными и фармакологическими средствами………………стр.13
«Народная медицина как неотъемлемая часть культуры бурят»
Моритоева Милена Баировна
Российская Федерация, Забайкальский край
Дульдургинский район, село Узон
«Узонская средняя общеобразовательная школа»
11 класс
План исследований
Актуальность темы исследования обусловлена тем, что в современном мире существует множество проблем связанных со здоровьем человека и общества. Эти проблемы могут быть как сугубо индивидуальными (заболевания каждого отдельного человека), так и носить массовый характер (эпидемии). Глобализация, экологические проблемы, ускорение ритма жизни, регулярные стрессы поджидают человека на каждом шагу. В силу регулярной занятости бывает сложно найти время для полноценного лечения, мы проглатываем таблетки на бегу и спешим дальше. Но зачастую таблетки лишь облегчают симптоматику заболевания, не оказывая должного лечебного эффекта. При всем том, что стоят они совсем недёшево, актуальной становится ориентация на здоровый образ жизни и народные способы лечения.
Гипотеза: предположительно, наряду с распространёнными фармацевтическими средствами существует ряд народных видов боро арга, эффективных для лечения распространённых заболеваний.
В ходе проведения исследования нами была изучена и проанализирована литература, материалы СМИ по данной теме, проведён мониторинг наиболее распространённых заболеваний в селе Узон, поддающихся «боро арга». Также мы сочли нужным получить консультацию медицинского работника по рейтингованию лечений заболеваний видами боро арга и фармакологическими средствами. С результатами вы можете ознакомиться в приложении IX.
Одной из практических задач исследования было проведение эксперимента - лечение гнойных ран и некоторых других заболеваний при помощи желчи свиньи в домашних условиях. Эксперимент был успешно выполнен, результаты показали, что данный способ практически применим и достаточно эффективен. Это вдохновило нас на выпуск памятки рецептов лечения с применением желчи свиньи в домашних условиях. (приложение X)
Список источников и литературы
«Народная медицина как неотъемлемая часть культуры бурят»
Моритоева Милена Баировна
Российская Федерация
Забайкальский край
Дульдургинский район
село Узон
«Узонская средняя общеобразовательная школа»
11 класс
Буряты, являясь частью Монгольской империи, принадлежали к представителям кочевой цивилизации. Поэтому устройство повседневной жизни разительным образом отличалось от жизни представителей оседлой (земледельческой) цивилизации. Это касается ментальности, питания и многих других аспектов жизни, в том числе и лечения. К примеру, особенностью питания является преимущественное потребление мясной пищи. Бурятская народная медицина также имеет свои особенности, в методах лечения используется не только растительный компонент, но и животное сырье, а также минералы - полудрагоценные камни и металлы. [1]
Все существующие ныне народы ранее лечились народными средствами, используя все те блага, что дает нам природа. Буряты также не стали исключением. Они занимались своевременной заготовкой лечебных трав, корней и листьев, многовековой опыт их использования передавался из поколения в поколение. Но нельзя сказать, что буряты в использовании народной медицины были костны, с пришествием на территорию Забайкалья буддизма бурятская медицина претерпела значительные изменения и дополнения. Традиционная тибетская медицина прочно вошла в обиход и пользовалась большой популярностью, преимущественно, среди восточных бурят.
Возрождение народной медицины в последние годы стало реальностью культурной жизни и быта бурятского народа. Поэтому под понятием «бурятская народная медицина» в наши дни могут подразумевать самые разные варианты лечебно-оздоровительных практик, которые к началу ХХ в. были распространены среди коренного населения бурят. [2]
Народная медицина существовала и развивалась на всём протяжении истории человечества, совершенствуясь и обогащаясь, ее традиции передавались из поколения в поколение. Развитие народной медицины происходило в соответствии с природно-климатическими особенностями местности, например, сбор лекарственного растительного сырья осуществлялся в определенные времена года, посезонная заготовка в лечебных целях животных органов или продуктов их жизнедеятельности - с учетом их возраста и т. п. Она вобрала в себя существенный багаж рациональных знаний и приемов (лечебные средства растительного, животного и минерального происхождения, психологическое воздействие, гигиенические навыки). Народная медицина как неотъемлемая часть культуры бурятского народа способствовала сохранению здоровья населения. Изучение народной медицины обусловлено не только теоретическим, но и практическим значением, т. к. дает возможность использовать положительный опыт в области профилактики и лечения заболеваний в современной медицине, накопление которого происходило
через познание окружающего мира. [3]
Одним из видов бурятской народной медицины является боро арга (простые методы лечения).
Цель нашего исследования - изучить виды лечения боро арга и их возможности использования при лечении в домашних условиях и установить степень их влияния.
Задачи:
1. Изучить и проанализировать литературу, материалы СМИ по теме исследования. Раскрыть понятие «боро арга»;
2. Провести мониторинг наиболее распространённых заболеваний в селе Узон, поддающихся «боро арга»;
3. Получить консультацию медицинского работника по рейтингу лечений заболеваний видами боро арга и фармакологическими средствами.
4. Рассмотреть и изучить виды лечения гнойных ран с помощью желчи животных и возможности их использования при лечении в домашних условиях.
Объектом нашего исследования является: Боро арга, как исконная медицина бурятского народа.
Предмет исследования: Методы лечения боро арга.
Новизна нашей работы заключается в том, что следует вспомнить известное высказывание, что все новое – это давно забытое старое. Начинать нужно с простого- с умения читать и понимать природные секреты, находя в них мудрость бытия.
Теоретическая часть. Глава I. Боро арга как исконная медицина бурятского народа
В современном мире существует множество проблем, связанных со здоровьем человека и общества. В результате процессов глобализации становятся весьма актуальными ценностные ориентации на здоровье и здоровый образ жизни. Познание закономерностей культуры здоровья является важной научной, теоретико-методологической задачей. Здоровье – это системный по своей сущности феномен, который имеет свою специфику проявления в физическом, психологическом и духовном компонентах, функционирующих на индивидуальном и общественном уровнях.
Словосочетание «боро арга» в дословном переводе с бурятского языка означает «простое лечение», или бурятская медицина, представляющая собой наследие наших предков. Также слово «боро» переводится как «простой», исходит из того, что буряты употребляли простую пищу, одевались просто, сами были просты в общении. Формирование бурятской народной медицины происходило в условиях определенной этнокультурной и этноязыковой общности, в которую входили монгольские, тунгусские и тюркские этнические компоненты. Как и многие стороны традиционной культуры, простые методы лечения бурят в наши дни могут служить ценными источниками, позволяющими восстановить историю. Удивительно, как выживали буряты до появления тибетской медицины. Распространение в Бурятии и Агинском округе тибетской медицины не привело к полному вытеснению методов бурятской народной медицины из быта населения. До распространения традиционной тибетской медицины буряты лечились и выживали за счет простых методов лечения. В тибетской медицине каждое лекарство имеет определенный состав, дозу, его принимают строго по отведенному времени, а простые методы лечения имели более обобщенные понятия, передавали друг другу устно, понаслышке Буряты вели кочевой образ жизни, соответственно, происходило культурное взаимодействие с разными племенами и культурами. В ходе перекочевок на пастбища, буряты перенимали у них многое, в том числе и методы врачевания. Поскольку взаимодействие происходило с различными племенами и этносами, то и методы простого лечения у бурят весьма разнообразны. Именно простота их применения и несомненная эффективность привлекали кочевой народ, располагающий минимумом условий для комфортного лечения болезней. [4]
Традиции культуры здоровья бурятского народа большинством ученых классифицируются следующим образом:
1. Религиозные традиции, выступающие основным фактором, составляющим основу духовной культуры любого этноса, формирующие систему ценностей человека и в целом народа. Именно религия предопределила представления бурят о здоровье и здоровом образе жизни. В религиозной традиции бурят (где тесно слились представления шаманизма, буддизма и христианства) основой нездоровья рассматривалась нарушение гармонии между человеком и окружающим миром в его сознании, эмоциях и поведении. Здоровье, с точки зрения традиционной культуры бурят, невозможно достичь, игнорируя духовную гармонию. Ярким примером этому служат практикуемые шаманские трансы, буддийские медитации, христианские посты.
2. Культурно-просветительские предопределяет возрождение и распространение традиций, основанных на знании своей истории и культуры, любви к Родине и своему народу и выступают основой духовного здоровья всего общества и каждого его члена.
3. Культурно-развлекательные традиции бурят рассмотрены через призму главных народных праздников (Сагаалган, Сурхарбаан, Тайла-ган) как в духовно-символическом, так и в культурно-психологическом контексте.
4. Физкультурные (культурно-спортивные), связанные с гармонией тела, духа и души, а также человека, общества и природы. В первую очередь, как отмечено нами, это три национальных вида спорта (Эрын гурбан наадан - три игры мужей): скачки, стрельба из лука, вольная борьба (Бухэ Барилдаан). Кроме того, в Бурятии успешно развиваются и другие общемировые виды спорта.
5. Культурно-бытовые традиции бурят включают в себя многочисленные обряды, ритуалы и церемонии (рождение, свадьбы, похороны и др.). Они увязывались со здоровьем и безопасностью человека и общества, наделялись особой символической значимостью, часто проводились во избежание возможной угрозы благополучию и здоровью. В связи с известными ограничениями мы не имеем возможности подробно изложить здесь особенности всех культурно-бытовых традиций бурятского народа. Они детально раскрыты нами в тексте диссертационного исследования, так как имеют весьма существенное значение в культурологическом аспекте оздоровления человека и общества.
6. Целительские традиции основаны на народных методах лечения. Среди них выделяют различные виды массажа, грелки и компрессы (соляные, песочные, войлочные), водолечение (прием ванн в минеральных и горячих источниках - аршаанах), прижигание, травничество. В традиционной бурятской медицине существовали методы лечения, имевшие глубокий сакральный смысл. [ 5]
В последние годы народные массы все чаще обращаются к боро арга, причем даже дипломированные врачи не гнушаются рекомендовать «народные рецепты». Думаю, что многие согласятся, что заботиться о своем здоровье люди начинают после того, как недуг даст о себе знать. Часто обстоятельства заставляют человека самостоятельно искать путь к выздоровлению или оказывать помощь близким людям в домашних условиях. Поэтому особое внимание в своей работе мы хотим уделить вековой практике применения простых и доступных методов лечения. Определение темы исследования определялось нашим интересом к тому, как же буряты, не имевшие современных знаний в медицине, боролись с болезнями, пользовались ли они лекарственными травами, использовали ли хирургические вмешательства, заботились ли о применении профилактических мер для предупреждения болезней.
В результате проникновения буддизма на территорию Забайкалья в XVII веке, традиционные методы лечения трансформируются, усложняются. Тибетская медицина находит широкое применение на данных территориях. Ламы-лекари специализировались на лечении составами растительного происхождения и не могли составить конкуренцию местным баряаша, наследственно владевшим умением править кости и мануальной терапией. В свою очередь, лекари, сторонники боро арга, существенно проигрывали тибетским врачевателям в лечении отдельных болезней. Вместе с тем, традиция народного врачевания вполне мирно уживалась с дацанской «ученой» медициной. Различные заболевания лечились применением боро агра и посредством тибетской медицины соответственно. Ввиду того, что образ жизни бурят того периода весьма суров и безжалостен, быт предполагал скотоводство и охоту, травматизм занимал одно из первых мест в списке недугов. Как следствие, искусство рук костоправа всегда было в цене. Костоправы (баряаши) и по сей день пользуются почетом и играют большую роль в жизни бурят. По оценкам историков, в начале XX века, в Забайкалье было около 100 костоправов на 1000 лам-лекарей. Обычное право не только защищало народных лекарей от притеснений со стороны буддийского духовенства, которое могло увидеть в них конкурентов, более того, уравнивало врачебный статус этих людей, зачастую не знавших ни монгольской, ни, тем более, тибетской грамоты с дацанскими образованными ламами. Костоправы всегда пользовались спросом на свои услуги, тогда как при некоторых заболеваниях применение боро арга теряет смысл. Еще можно отметить, что буряты хорошо разбирались в болезнях с точки зрения «заразные – незаразные». Люди трезво осознавали свое бессилие против эпидемических болезней и поэтому чутко следили за любыми слухами о появлении в округе признаков очередной напасти. Меры принимались чрезвычайные, начиная от изоляции больных и вплоть до массовой откочевки из зараженной местности, оставляя больных с некоторым запасом провизии. [6]
В современное время, когда медицина не стоит на месте, а стремительно развивается, перенимает опыт других государств, синтезируются новые препараты и выращиваются человеческие органы, простые методы лечения по-прежнему остаются популярными среди бурятского народа. Происходит даже своеобразное возрождение данного направления. Все больше и больше людей обращаются за помощью не в больницы, а к народным врачевателям. Отчасти, данное решение принимается, потому что боро арга исстари было развито среди народа, и его методы передавались из поколения в поколение, что говорит об их эффективности. Испытание временем могут перенести лишь те способы, помощь которых была доказана. Среди сторонников возрождения боро агра числится и наш земляк Мункожаргалов Бадмажаб Эрдынеевич – доцент, кандидат медицинских наук, председатель ИООО «Центр бурятской культуры» травматолог- ортопед с 40-летним стажем. Бадмажаб Эрдынеевич почти три десятка лет преподавал в Иркутском медицинском университете, а с ноября 2013 года ведет прием больных (приложение I). При этом отмечает, что многие аспекты боро арга до сих пор хорошо не изучены. Сегодня он стремится возродить исконную бурятскую медицину, которая, по его словам, попала в тень и незаслуженно забыта. [7]
Вторым аспектом возрождения традиционной медицины является экономический. Лечение больных все более становится разновидностью бизнеса. Фармакологические компании зарабатывают огромное количество денег, продавая современные препараты людям. Львиную долю стоимости лекарства составляет упаковка, ей уделяется особое внимание. Также немаловажен приятный вкус. После идут различные пищевые красители, для придания жизнерадостного окраса. А себестоимость действующего вещества ничтожна. В основе многих лекарственных препаратах лежат растительные компоненты. Возьмем, к примеру, прогревающие гели и мази, популярные при радикулите, остеохондрозе, артрите, переломах и т.д. Они облегчают боль, снимают опухоль. Но всего этого можно достигнуть и применяя боро агра, вот почему люди все чаще обращаются к традициям наших предков и предпочитают народные методы лечения современным.
Практическая часть. Глава 2. Народные доктора
К боро арга относятся костоправы- баряаши. Для того чтобы заниматься практикой баряаши, претенденту приходилось проходить через многочисленные испытания и обряды. Приемы, которыми пользовались костоправы, можно обнаружить в современной медицине- травматологии, мануальной терапии, массаже.
2.1. Мониторинг наиболее распространённых заболеваний в селе Узон, поддающихся боро арга
В ходе проведения исследования, нами была изучена и проанализирована литература, материалы СМИ по данной теме, проведен мониторинг наиболее распространённых заболеваний в селе Узон, поддающихся «боро арга». При проведении мониторинга респондентами выступили Цындымеева Бальжинима- мануальный терапевт и костоправ, и Вамбуев Балдоржи – костоправ.
Для начала мы встретились с потомственной целительницей Цындымеевой Бальжинима. (приложение II) Она нам поведала о своем отце Максарове Вамба 1908 года рождения. Максаров Вамба на протяжении долгих лет лечил людей, используя методы костоправства, жэн табиха (прикладывание органов животных, прогретых семян разных растений на больные места), обертывания и т.д. Этот удивительный, бесценный дар врачевания он перенял у своего отца, ламы Борын Шанзаба (амба Бавай), что жил и работал в Чиндалейском дацане. По словам Бальжинимы, амба Бавай был сильным ламой, он мог противодействовать любым чарам черной магии и был способен излечивать от самых разных болезней. Перед смертью он наказал своим детям, чтобы дар врачевания они передавали по наследству. Так, в свою очередь, Максаров Вамба передал свои знания и умения в лечении методами боро арга своей дочери, Цындымеевой Бальжиниме.
В настоящее время дар перешел дочери Бальжинимы, Баярме 1974 года рождения. Она не пренебрегла этим даром и в настоящее время делает массаж при остеохондрозе, головных болях, нервных защемлениях. Цындымеева Бальжинима является в основном костоправом – баряаши. Ее специализация - переломы конечностей, вывихи, сотрясения головного мозга. Вот некоторые рецепты врачевания, которые она успешно применяет на практике:
При лечении остеохондроза: необходимо взять свежие шкуры от конечностей лошадей (до применения их можно заморозить), намазать теплым молоком и прикладывать на больное место в течении 1 часа. После необходимо сделать массаж.
При болях в суставах: при разделывании рогатого скота на мясо содержимое (травяную массу) сычуга, желудка необходимо взять, и горячим обкладывать больные суставы (жэгнэхэ). После такой процедуры беречься от переохлаждения суставов.
При лечении заболеваний печени: отварить овес, в отвар добавить подорожник, дать настоять. Принимать в теплом виде по 0,5 стакана- 1 стакана в день. Отвар хранить в прохладном месте.
Болезни опорно-двигательного аппарата (вывих, растяжение мышц, переломы, сотрясения головного мозга) - массаж (эльбэхэ, бариха), вправление суставов при вывихе.
По мнению Тагарон Оксаны, которая в свое время обратилась за помощью к Цындымеевой Бальжиниме с жалобами на остеохондроз, лечение шкурами конечностей лошадей пошло ей на пользу, ее боли значительно уменьшились.
Здесь же мы можем привести яркий пример жизнеспособности и конкурентоспособности боро агра в современном мире – лечение гнойных ран от ожогов с помощью желчи свиньи в домашних условиях.
Считается, что свиная желчь обладает слабым действием, однако именно её чаще всего консервируют для изготовления в дальнейшем медицинских препаратов в традиционной медицине. В народной медицине эту жидкость применяют наружно в виде компрессов для суставов при радикулите, в виде мази для заживления гнойных и других ран на коже. Проникая в клетки кожи, она устраняет воспаление, рассасывает опухоли и снимает болевой синдром.
Лечебные свойства желчи диких кабанов и домашних свиней известны с древнейших времен. Рекомендации по применению их в основном соответствуют рецептам древней медицины. Препараты, получаемые из желчи кабана, применяют при остром и хроническом гепатите, холецистите, холангите, артрозе.[8]
В ряде стран Азии в народной медицине лекарства из желчи кабана используют при лечении заболеваний печени и желудка, желтухи, дизентерии, воспалений глаз, злокачественных нарывов и язв, ревматизма и заболеваний суставов, а также как антгельминтик.
Врачеватели древности подметили, что лечебные свойства желчи более высоки у животных, добытых в осенне-зимний период. У самок, обладающих более интенсивным обменом веществ, лечебные свойства желчи значительно выше, чем у самцов. При добыче зверя изъятие пузыря следует производить незамедлительно, так как опыт народной медицины свидетельствует, что желчь, изъятая через 2-3 ч, теряет свои лечебные свойства.
При сильных ожогах применяется свиная желчь. Она непременно должна быть свежей, хранить её следует в холодильнике. В чистой закрывающейся посуде не более 3 месяцев. Ожоги нужно смазывать стерильной ватой, смоченной в этой целебной биологической жидкости. После обработки ран нужно дождаться, когда они высохнут, только потом можно их перевязать чистым бинтом. Даже большие поражения кожи поддаются лечению этим способом. Уже через 10-12 дней больные места начинают чесаться, потом постепенно кожа обновляется и рубцы заживают. Самое главное, соблюдать строгую стерильность в процессе обрабатывания ожогов.[9]
Рассказ жителя нашего села, у которого был случай излечения раны. «Беда приходит неожиданно, когда её не ждешь. Так случилось со мной в тот роковой день. Был обычный выходной. Время стирки и уборки в доме. В бане при переливании горячей кипящей воды я неловким движением пролила кипяток на ногу и получила ожоги на пальцах левой ноги. Полмесяца я применяла разные мази (тетрациклиновую, «Левосин», линимент бальзамический), но при ношении обуви пальцы опухали, и мне приходилось терпеть ужасную ноющую боль. Рана никак не заживала, хотя она была небольшая, она воспалилась и перегнила, стала глубже. Помог случай. Наш сосед посоветовал смазывать раны свиной желчью. Он сам и принес свежий желчный пузырь свиньи. После первого использования желчи за ночь ушла боль и припухлость. После второго использования рана стала сухой и безболезненной. Желчь мы сохранили в холодильнике в закрытом сосуде. После третьего применения боль ушла совсем, рана заживает. Для применения рецепта советую, чтобы желчь обязательно была свежей от только забитой свиньи. Срок хранения – 3-4 месяца. Хранить в сухом, прохладном, темном месте. Строго соблюдать стерильность! Перед применением желчи рану необходимо обрабатывать перекисью водорода. Тогда будет результат. И держать участки тела открытыми до высыхания жидкости». (приложения IV- VIII)
Жидкость из желчного пузыря некоторых животных, в том числе свиньи, поистине является ценным биологическим материалом, способным противостоять разным недугам. Она обладает противовоспалительным, ранозаживляющим, рассасывающим действием. Многим людям она помогла при проблемах с пищеварительным трактом и болезнях печени, другим приостановила рост злокачественных образований, кто-то исцелился от артрита и радикулита.[9]
лечений заболеваний народными и фармакологическими средствами
Для чистоты исследования, мы решили получить консультацию медицинских работников по определению (сравнению) лечения заболеваний народными и фармакологическими средствами.
Моё исследование построено следующим образом: определив наиболее распространённые заболевания, поддающиеся лечению народными средствами, мы составили таблицу, в которой разместили народные методы боро арга и попросили работников здравоохранения дать свои рекомендации, по которым составили рейтинг наиболее часто встречающихся недугов у жителей нашего села.(приложение IX таблица ) Медицинским работникам предлагалось:
В ходе проведения исследовательской работы:
1. Изучена и проанализирована литература, материалы СМИ по теме исследования.
2. Проведен мониторинг наиболее распространённых заболеваний в селе Узон, поддающихся «боро арга». По мнению и по опыту народной целительницы Цындымеевой Бальжинимы самыми распространенными недугами с которыми обращаются являются: хондроз, боли в суставах, болезни печени, повреждения опорно - двигательного аппарата. (опрос респондентов: 1. Цындымеева Бальжинима- мануальный терапевт, костоправ; 2. Вамбуев Балдоржи - костоправ);
3. Проделан практический прием - эксперимент лечения гнойных ран с помощью желчи свиньи и их возможности использования при лечении в домашних условиях. Выпустили памятку рецептов лечения по применению желчи свиньи в домашних условиях.
4. Получена консультация медицинского работника по рейтингованию лечений заболеваний видами боро арга и фармакологическими средствами. Мы составили таблицу, в которой разместили народные методы боро арга и попросила работников здравоохранения дать свои рекомендации по которым составили рейтинг наиболее часто встречающиеся недуги у жителей нашего села:
- дать оценку этим «чудо – рецептам», отметив их следующим образом: «П» - полезный народный рецепт; «Б» - бесполезный рецепт; «С» - сомнительный рецепт.
- предложить эффективный фармацевтический рецепт или указать народное средство, которое можно предложить в качестве альтернативы химиотрепаии.
г. Улан- Удэ,2015 г.
9. http://lechec.com.ua/medicinal_raw_materials_of_animal_origin/rawanimal_origin-gk.html
Что такое музыка?
Ветер и Солнце
"Не жалею, не зову, не плачу…"
Вокруг света за 80 дней
Волшебные звуки ноктюрна