Исседовательский проект
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_word.docx | 60.26 КБ |
Содержание
1.Введение _________________________________________________________стр.2
2. Свойства звуковых волн. Основные характеристики звука______________стр.3
3. Практическая часть «Влияния шума на здоровье человека»_____________стр.4-6
4.Заключение________________________________________________________стр.7
5. Список литературы_________________________________________________стр.8
Приложение 1_______________________________________________________стр.9
Приложение 2______________________________________________________стр.10
Шум довольно распространен в наши дни. Шум – звук, в котором изменение акустического давления, воспринимаемое ухом, беспорядочно и повторяется через разные промежутки времени. Как и все физические явления, шум имеет и положительные качества и отрицательные. Человек слушает приятную музыку, чтобы расслабиться, снять усталость, поднять себе настроение. Отсюда можно сказать, что шум оказывает благотворное влияние на нас. Но шум имеет много вредных и опасных для человека свойств. Наиболее распространённые симптомы шумового влияния - раздражительность, рассеянность. Шумовое загрязнение ограничивает продолжительность труда, приводит к преждевременному расстройству и разрушению слухового аппарата, вызывает у человека различные болезни: тугоухость, глухота, неврозы, психические расстройства, сердечно-сосудистые заболевания (гипертония, аритмия), нарушения нервной системы и др. Шум обостряет хронические заболевания.
В связи с этим возникла серьезная проблема защиты людей от звуковых явлений. Сильный продолжительный и особенно постоянный шум - скрытый и опасный враг человека и других живых существ.
Наш интерес в подготовке данного исследовательского проекта вызван желанием узнать, что такое шум, как он влияет на человека и как сохранить хороший слух до преклонного возраста.
Обозначив проблему, мы выдвигаем следующую цель проекта: изучить влияние шума на здоровье человека.
Объект исследования: шум как звуковое явление.
Предмет исследования: воздействие шума на организм человека.
В соответствии с проблемой, объектом, предметом и целью исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать литературу по проблеме исследования.
2. Выяснить влияние шума на состояние человека.
3. Разработать здоровьесберегающие рекомендации для учащихся.
Гипотеза: Исследование опирается на предположение о том, что учащиеся могут обезопасить себя от вредного воздействия шума и повысить умственную работоспособность, если:
· получат знания об особенностях звука и его влиянии на слух человека;
· понизят «шумовое загрязнение» на переменах;
· внимательно отнесутся к нашим рекомендациям, разработанным в ходе выполнения проекта.
Звук - это то, что мы слышим: нежная мелодия скрипки, тревожный звон колокола, грохот водопада, слова, произносимые человеком, грозовые раскаты грома, землетрясения.
Мы выяснили, что источником звука всегда служит какое-либо колеблющееся тело. Это тело приводит в движение окружающий воздух. Если бы на Луне были живые существа, слух им не понадобился бы: на Луне нет атмосферы, и в безвоздушном пространстве нечему колебаться, там нет звука.
Звуковые волны распространяются со скоростью, которая зависит от среды. В сухом воздухе, при 0˚С, она равна 331,5 м/с, а при 20˚С – 344 м/с. А в алюминии и стали – примерно 5000 м/с. Если сказать точнее, то при 0˚С скорость звука равна 330 м/с, в воде при 8˚С она равна 1435 м/с, в стали – 5000 м/с.
Хорошие звукоизоляционные материалы – вата, ворсистые ковры, стены из пенобетона или пористой сухой штукатурки – как раз тем и отличаются, что в них очень много поверхностей раздела между воздухом и твёрдым телом.
Первое различимое качество звука – это его громкость. Для разных людей один и тот же звук может казаться громким и тихим.
Вторым качеством звука является высота его тона. Звук, соответствующий строго определенной частоте колебаний, называется тоном.
Если бы вибрирующие тела создавали при звучании в каждый момент только один тон, мы не смогли бы отличать голос одного человека от голоса другого, а все музыкальные инструменты звучали бы для нас одинаково. Всякое вибрирующее тело создаёт одновременно звуки нескольких тонов и при этом различной силы. Самый низкий из них называют основным тоном; более высокие тона, сопровождающие основной, – обертонами. В совместном звучании основной тон и обертоны создают тембр звука. Каждому музыкальному инструменту, каждому человеческому голосу присущ свой тембр, своя «окраска» звука. Один тембр отличается от другого числом и силой обертонов. Чем больше их в звучании основного тона, тем приятнее тембр звука.
Шум и его влияние на организм человека
Шум — беспорядочное сочетание различных по силе и частоте звуков. Под бытовым шумом понимают всякий неприятный, нежелательный звук или совокупность звуков, нарушающих тишину, оказывающих раздражающее или патологическое воздействие на организм человека [27].
Нами также установлено, что учёные выделяют такое понятие как «шумовое загрязнение» – шум, воспринимаемый человеком в качестве помехи, один из вариантов физического загрязнения среды [28]. Единица измерения шумового загрязнения – децибел. Шепот – это 20-40 дБ, обычный разговор – 50-70 дБ, транспортный шум оживленной городской магистрали – 120 дБ.
Таблица №1. Интенсивность шума различных источников (Приложение 1)
Уровень шума | (дБ) |
Допустимый | 0-60 |
Предельно допустимый | 60-100 |
Недопустимый | 100-170 и более |
Микроисследование № 1
Исследование остроты слуха учащихся 5 В класса по тесту.
Острота слуха – это минимальная громкость звука, которая может быть воспринята ухом испытуемого. Нормальным слухом считается такой, при котором тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10 - 15 см.
Тест «Определение остроты слуха»
Оборудование: механические часы, линейка.
Порядок работы:
1. Приближайте часы до тех пор, пока не услышите звук. Измерьте расстояние от уха до часов в сантиметрах.
2. Приложите часы плотно к уху и отводите от себя до тех пор, пока не исчезнет звук. Опять определите расстояние до часов.
3. Если данные совпадут, это будет приблизительно верное расстояние.
4. Если данные не совпадут, то для оценки расстояния слышимости нужно взять среднее арифметическое двух расстояний.
Таблица 2. Оценка результатов теста (Приложение 2)
Нормальным слухом будет такой, при котором тиканье ручных часов среднего размера слышно на расстоянии 10-15 см. Результаты исследования представлены в Приложении 2.
Вывод: из 24 учащихся нормальный слух имеют 89,2%, у 10,8% - слух понижен. Т.е. у каждого 10 испытуемого - слух ниже нормы.
Микроисследование № 2
Особую опасность представляют плееры для подростков. Громкость звука плеера составляет 100-114 дБ. Здоровые барабанные перепонки без ущерба могут переносить громкость плеера в 110 дБ максимум в течение 1,5 мин.
Цель работы: определение количества учеников, которые слушают музыку через наушники.
Ход работы:
Мы провели общешкольный опрос среди 5 и 8 классов. Определив количество людей, слушающих музыку через плееры или сотовые телефоны с наушниками. Среди 168 человек, 117 слушают музыку таким образом, что составляет 70%.
Вывод: 70% учащихся 5 и 8 классов нашей школы, при регулярном использовании плееров, к 30 годам могут ощутить понижение слуха.
Микроисследование №3
Учащимся 8-х классов была предложена анкета, включающая следующие вопросы (представлены в таблице):
1. Какое направление в музыке вы предпочитаете? | Рок -28%, Рэп-54%, Поп-15,4%, клас.муз.-2,6% |
2. Включаете ли вы музыку, когда делаете уроки? | Да-51%. Нет-38%. Иногда-11% |
3. Каким образом вы предпочитаете слушать музыку (через колонки (динамики), наушники)? | Динамики – 61,5%, наушники - 5,2%, когда как – 33,3% |
4. Раздражает ли вас посторонний шум? | Да - 61,5%. Нет – 20,5%. Иногда – 18%. |
5. Можете ли вы отвлечься от окружающих шумов? | Да – 69,2 %. Нет - 23%. Иногда – 7,8% |
6. Бывает ли, что вы перестаете воспринимать объяснения учителя на уроке? | Да - 59%. Нет - 20,5 %. Иногда – 15,5% |
7. Можете ли вы заснуть под громкий, надоедливый шум? | Да – 74,4%. Нет – 25,6% |
8. Просыпаетесь ли вы под звук будильника? | Да – 74,4%. Нет – 20,5%. Иногда – 5,1% |
9. Уровень шума в городах постоянно увеличивается. Задумываетесь ли вы о том, что это может привести к печальным последствиям? | Да - 33 %. Нет - 67%. |
Вывод:
Результаты неутешительны. Большинство восьмиклассников любят слушать тяжёлую музыку (рок, рэп), которая больше всего раздражает ушные перепонки. Наиболее благоприятная музыка, к сожалению, на последнем месте. Т.к. многие учащиеся слушают музыку во время выполнения уроков, то качество умственной работы при этом снижается.
Большая часть школьников предпочитает слушать музыку через колонки, и это правильно, т. к. звук рассеивается, тем самым менее воздействует на перепонки, в отличие от наушников (при одинаковой громкости).
Раздражение от постороннего шума зависит в основном от темперамента человека. Более половины очень часто бывают «на взводе».
Бывает ли, что вы перестаете воспринимать объяснения учителя на уроке? Если человек о чем-то задумался, он перестает воспринимать все вокруг себя - «летает в облаках». Те, кто ответили «нет» судя по всему очень внимательные люди.
Можете ли вы заснуть под громкий, надоедливый шум? Сильно уставший человек не обращает внимания на посторонние раздражители. Меньшинство – эмоциональные или бодрые люди.
Просыпаетесь ли вы под звук будильника? Здесь слух большой роли не играет. Просто во время сна у одних мозг «отключается» сильнее, чем у других.
Задумываетесь ли вы о том, что постоянное увеличение уровня шума в городах может привести к печальным последствиям? Очень жаль, что многие не задумываются над этой важной проблемой. Однако мы считаем, что с возрастом они поймут ее значимость.
Рекомендации школьникам по защите от шума
Девчонки и мальчишки МБОУ «СОШ №23», если вы не хотите в подростковом возрасте иметь слух такой же, как у пожилых людей, страдать от тугоухости, переутомления, головной боли, депрессии, гипертонии, заболеваний сердечно-сосудистой системы, прислушайтесь к нашим рекомендациям.
1. Не говорите слишком громко (не кричите) на переменах.
2. Не включайте громко телевизор, музыкальные центры.
3. Не слушайте музыку через наушники продолжительное время, иначе с возрастом вы вынуждены будете пользоваться слуховыми аппаратами.
4. На дискотеке постарайтесь находиться подальше от акустических колонок.
5. Отдыхайте в выходные дни - «слушайте тишину».
6. Терпимо относитесь к людям с пониженным слухом.
В ходе работы над проектом нами были изучены свойства и особенности шума. Было рассмотрено физическое понятие шума, тема, к которой относится явление шума (акустика, звуковые колебания).
Ухо – единственный орган, при помощи которого мы можем почувствовать шум. Но оказывается человеческое ухо, также как и другие органы, нуждается в защите, в данном случае – защите от шумового загрязнения. Шум оказывает вред на наш организм незаметно для нас, т.е. мы не можем видеть воздействие шума на нас. Экспериментальная проверка гипотезы исследования нашла своё подтверждение. Нами сделаны следующие выводы:
1.Чрезмерный шум – одна из важнейших проблем. Его вредное воздействие на организм совершается незаметно. Нарушения в организме обнаруживаются не сразу. К тому же организм человека против шума практически беззащитен.
2. С гигиенических позиций относительно комфортным считается акустический режим при уровне звука до 60 дБ, для нервной системы вреден шум свыше 50— 60 дБ, а при уровнях выше 80 дБ начинается область максимального дискомфорта.
3. Чтобы обезопасить себя от ненужных звуков в школе, не следует кричать на переменах, включать музыку на полную мощность.
4. На улице нельзя слишком громко включать наушники, т. к. на уличный шум, ставший уже обыденным, будет накладываться музыка, и тем самым превысит допустимую норму.
5. Полностью оградить себя от шума невозможно, но мы можем сами уменьшить его влияние на себя и окружающих.
Надеемся, что школьники будут бережнее относиться к своему здоровью, стараясь как можно меньше подвергаться вредному воздействию шума.
1. Буянова Н.Ю. Я познаю мир: Дет. энцикл.: Медицина/Я 11. – М.: ООО «Издательство АСТ-ЛТД», 1997., С.244-246.
2. URL адрес : www.health-for-family.com/article
3. URL адрес : www.veritas.kiev.ua/view/shum
4. Гулиа Н.В. Удивительная физика: О чем умолчали учебники. – М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005., С.135-138.
5. Леонович А.А. Я познаю мир: Физика: Дет. энцикл. – М.: ООО «Издательство АСТ», 2002., С.325-327
6. URL адрес : www.webasto-msk.ru
7. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательных учреждениях. - М.: Поиск, 2005.
8. URL адрес: www.conf.muh.ru
9. URL адрес: http://www.wikipedia ru
10. URL адрес : http://www.sobinform.ru
Приложение 1
Таблица №1. Уровни шумов от различных источников и реакция организма на акустические воздействия (в дБ).
Зимний лес в безветренную погоду | 0 | Комфортный акустический режим (при уровне звука 10-60 дБ) |
Шелест листвы | 10-30 | |
Тиканье часов в 1м от уха | около 10-25 | |
Шёпот | 20-30 | |
Спокойный разговор | 40-60 | |
Шум в салоне легкового автомобиля | 60 | |
Урок в школе | 40-60 | |
Шум на перемене в школе | 50-80 | Появляется чувство раздражения, утомляемость, головная боль. |
Будильник | 60-80 | |
Телевизор | 60-90 | |
Поезд (метро, на железной дороге) | 70 | |
Громкий разговор | 75 | |
Пылесосы | 80 | |
Игра на пианино | до 80 | |
Детский плач | 80-90 | |
Реактивный самолет (на высоте 300 м) | 95 | Постепенное ослабление слуха, нервно-психический стресс, язвенная болезнь, гипертония. |
Школьный шум на переменах | 80-110 | |
Цех текстильной фабрики | 100 | |
Автомобильный гудок | 100 | |
Плеер | 110 | Вызывает звуковое опьянение, нарушает сон, разрушает психику, приводит к глухоте. |
Транспортный шум оживлённой городской магистрали | 120-130 | |
Реактивный двигатель | 130-150 | |
Шум на дискотеке | 175 | |
Удар молнии | 120-130 | |
Взлет реактивного самолета | 140 | |
Старт космической ракеты | 150-160 | |
Выстрел из орудия | 170 |
Приложение 2
Таблица 2. Оценка результатов теста
№ Испытуемого | L1, см | L2,см | (L1+L2)/2 | Результаты |
№1 | 7 | 9 | 8 | ниже нормы |
№2 | 12 | 10 | 11 | норма |
№3 | 9 | 12 | 10,5 | норма |
№4 | 13 | 12 | 12,5 | норма |
№5 | 9 | 12 | 10,5 | норма |
№6 | 10 | 14 | 12 | норма |
№7 | 8 | 9 | 8,5 | ниже нормы |
№8 | 14 | 17 | 15,5 | выше нормы |
№9 | 9 | 9 | 9 | ниже нормы |
№10 | 13 | 15 | 14 | норма |
№11 | 10 | 11 | 10,5 | норма |
№12 | 15 | 13 | 14 | норма |
№13 | 8 | 9 | 8,5 | ниже нормы |
№14 | 12 | 11 | 11,5 | норма |
№15 | 12 | 13 | 12,5 | норма |
№16 | 13 | 12 | 12,5 | норма |
№17 | 16 | 12 | 14 | норма |
№18 | 10 | 12 | 11 | норма |
№19 | 11 | 12 | 11,5 | норма |
№20 | 9 | 7 | 8 | ниже нормы |
№21 | 12 | 12 | 12 | норма |
№22 | 13 | 14 | 13,5 | норма |
№23 | 15 | 12 | 13,5 | норма |
№24 | 16 | 13 | 14,5 | норма |
Под парусами
Круговорот воды в пакете
Н. Гумилёв. Жираф
Компас своими руками
Мальчик и колокольчики ландышей