Наша страна каждый год празднует День Победы в Великой Отечественной Войне и чествует ветеранов. О них говорят, как о великой армии, одержавшей славную Победу. Но не стоит забывать, что эта мощь и сила формировались только благодаря отдельным личностям. И каждая судьба важна, каждая история имеет вес.
В военные годы человек доказал, что герой не может быть сломлен жизненными трудностями, потому что в нем есть то, что будет никому не под силу сломать: человеческое достоинство, стремление выжить любой ценой, нескончаемая любовь к Родине, близким и душевная доброта. Это помогает жить дальше, бороться за будущее, трудиться на благо страны.
Объект исследовательской работы: Орджоникидзевское военно- пехотное училище и история Сталинградской битвы. Предмет исследовательской работы: военный путь и общественная деятельность ветерана ВОВ Петра Ивановича Ботина в послевоенные годы.
Цель исследования: установить связь бывшего курсанта Орджоникидзевского военно- пехотного училища Петра Ивановича Ботина со страницами мировой истории.
В соответствии с этим были определены и поставлены следующие задачи: исследовать жизнь и быт Ботина П.И. в довоенное и послевоенное время; изучить литературу о Великой Отечественной войне;
собрать и проанализировать материалы о ветеране войны.
оценить связь военного пути и дальнейшей патриотической деятельности;
на примере жизни ветерана Великой Отечественной войны, способствовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Историография: П.И. Ботин упоминался в трудах научного сотрудника ММВИТП 1941-1945 гг. Забненковой О. В., а так же Л. С. Сандиной - зав. отделом Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 гг., заслуженного работника культуры РМ.
Новизна: учитывая вышесказанное, мы установили, что о Ботине П.И. писали в совокупности, говоря о нем, как о части армии, а не как об отдельно взятой личности. Данная исследовательская работа призвана изучить личный опыт ветерана ВОВ Ботина П.И., уроженца Мордовии.
Актуальность исследования: на протяжении нескольких послевоенных десятилетий проблема войны и мира, предотвращения новой мировой войны была важнейшей глобальной проблемой человечества. Когда мир снова идет к войне через насилие, террор, локальные конфликты, борьба за мировое господство человечество вновь встало на грань великой катастрофы, которая может затмить Отечественную войну, ведь теперь есть ядерное оружие...
Во многих странах мира, в том числе и в России, сегодня все активней предпринимаются попытки «перекодировать общество», подчинив его власти тех или иных влиятельных групп. Подобная «перекодировка», по мнению главы Российской Федерации, сопровождается процессом фальсификации и переписывания истории в угоду чьим-то геополитическим интересам. Несмотря на то, что тенденция эта приобретает все более массовый характер, Владимир Путин выразил уверенность в том, что сегодня у власти и общества есть немало средств, чтобы ей противостоять.[1] Поэтому тема Великой Отечественной Войны приобретает актуальность, как никогда прежде. Мы не должны забывать подвиг наших предков.
Методология: теоретические методы- изучение литературы по истории Великой Отечественной войны; практические методы - встреча и беседа с Ботиным П. И. , изучение фото- документов, личных вещей ветерана, исследование архивных материалов музея Боевой славы им. П. И. Ботина МОУ «СОШ №32, Мемориального музея боевого и трудового подвига 1941-1945 г.г РМ.
[1] Статья «Социум. Россия. История и правда. Цивилизации. Бюро информации Notum ©. Последняя редакция статьи: 06-ноя-2014.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа | 45.22 КБ |
ФГБОУ ВО «Мордовский государственный педагогический институт имени М.Е.Евсевьева»
Республиканский научно- образовательный центр «Академия успеха»
Всероссийский конкурс проектных и исследовательских работ школьников
«Первый шаг к успеху»
Тематическое направление-
историко- обществоведческое
Номинация- «История»
Проектно- исследовательская работа
Тема: «Живая легенда... Биография Ботина П. И. -ветерана ВОВ, участника Сталинградской битвы»
Подготовила:
Баринова Анастасия Юрьевна
Ласкуткина Ольга Васильевна
учащиеся 10 Б класса
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32»
Руководитель:
Трубникова Светлана Евгеньевна,
учитель истории и обществознания
МОУ «Средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов №32»
Саранск, 2017
Содержание.
Введение | 3 | |
Глава I | Сталинградская битва- коренной перелом в ходе Великой Отечественной войны | 5 |
Часть 1 | Уроженцы Мордовии в битве за Сталинград | 5 |
Часть 2 | Значение Сталинградской битвы | 10 |
Глава II | Биография ветерана ВОВ Ботина П.И. | 12 |
Часть 1 | Военный путь ветерана ВОВ Ботина П.И. | 12 |
Часть 2 | Жизнь и быт ветерана ВОВ Ботина П.И. в послевоенное время | 15 |
Часть 3 | Общественная деятельность ветерана ВОВ П.И. Ботина | 16 |
Заключение | 18 | |
Список использованной литературы, источников | 19 | |
Приложение | 21 |
Введение.
Наша страна каждый год празднует День Победы в Великой Отечественной Войне и чествует ветеранов. О них говорят, как о великой армии, одержавшей славную Победу. Но не стоит забывать, что эта мощь и сила формировались только благодаря отдельным личностям. И каждая судьба важна, каждая история имеет вес.
В военные годы человек доказал, что герой не может быть сломлен жизненными трудностями, потому что в нем есть то, что будет никому не под силу сломать: человеческое достоинство, стремление выжить любой ценой, нескончаемая любовь к Родине, близким и душевная доброта. Это помогает жить дальше, бороться за будущее, трудиться на благо страны.
Объект исследовательской работы: Орджоникидзевское военно- пехотное училище и история Сталинградской битвы. Предмет исследовательской работы: военный путь и общественная деятельность ветерана ВОВ Петра Ивановича Ботина в послевоенные годы.
Цель исследования: установить связь бывшего курсанта Орджоникидзевского военно- пехотного училища Петра Ивановича Ботина со страницами мировой истории.
В соответствии с этим были определены и поставлены следующие задачи: исследовать жизнь и быт Ботина П.И. в довоенное и послевоенное время; изучить литературу о Великой Отечественной войне;
собрать и проанализировать материалы о ветеране войны.
оценить связь военного пути и дальнейшей патриотической деятельности;
на примере жизни ветерана Великой Отечественной войны, способствовать патриотическому воспитанию подрастающего поколения.
Историография: П.И. Ботин упоминался в трудах научного сотрудника ММВИТП 1941-1945 гг. Забненковой О. В., а так же Л. С. Сандиной - зав. отделом Мемориального музея военного и трудового подвига 1941-1945 гг., заслуженного работника культуры РМ.
Новизна: учитывая вышесказанное, мы установили, что о Ботине П.И. писали в совокупности, говоря о нем, как о части армии, а не как об отдельно взятой личности. Данная исследовательская работа призвана изучить личный опыт ветерана ВОВ Ботина П.И., уроженца Мордовии.
Актуальность исследования: на протяжении нескольких послевоенных десятилетий проблема войны и мира, предотвращения новой мировой войны была важнейшей глобальной проблемой человечества. Когда мир снова идет к войне через насилие, террор, локальные конфликты, борьба за мировое господство человечество вновь встало на грань великой катастрофы, которая может затмить Отечественную войну, ведь теперь есть ядерное оружие...
Во многих странах мира, в том числе и в России, сегодня все активней предпринимаются попытки «перекодировать общество», подчинив его власти тех или иных влиятельных групп. Подобная «перекодировка», по мнению главы Российской Федерации, сопровождается процессом фальсификации и переписывания истории в угоду чьим-то геополитическим интересам. Несмотря на то, что тенденция эта приобретает все более массовый характер, Владимир Путин выразил уверенность в том, что сегодня у власти и общества есть немало средств, чтобы ей противостоять.[1] Поэтому тема Великой Отечественной Войны приобретает актуальность, как никогда прежде. Мы не должны забывать подвиг наших предков.
Методология: теоретические методы- изучение литературы по истории Великой Отечественной войны; практические методы - встреча и беседа с Ботиным П. И. , изучение фото- документов, личных вещей ветерана, исследование архивных материалов музея Боевой славы им. П. И. Ботина МОУ «СОШ №32, Мемориального музея боевого и трудового подвига 1941-1945 г.г РМ.
Глава I.
Сталинградская битва- коренной перелом в ходе ВОВ.
Часть 1. Уроженцы Мордовии в битве за Сталинград.
По характеру боевых действий Сталинградскую битву кратко принято делить на два периода. Это оборонительные операции (17 июля – 18 ноября 1942 года) и наступательные операции (19 ноября 1942 – 2 февраля 1943 годов). Готовясь к летней кампании 1942 года после поражения под Москвой, гитлеровское командование главной целью ставило окончательно разгромить советские Вооруженные Силы и в этом году закончить войну против СССР. Намечалось овладеть территорией Советского Союза до линии Архангельск — Волга. Прежде всего, захватить Сталинград и Кавказ с его нефтяными месторождениями. Нарушить связь Советского Союза с внешним миром через Кавказ — Иран и через северные порты. Втянуть Турцию и Японию в войну против СССР. 17 июля 1942 года противник вышел на Сталинградском направлении к р. Дон. В большой излучине Дона в 140–200 км от Сталинграда вела наступление на Сталинград группа армий «Б». В ее состав входили немецкие 6-я и 4-я танковые армии. В августе прибыла 6-я армия — итальянская, в сентябре — декабре — 3-я и 4-я армии — румынские. Оборонительные действия вели три фронта Красной Армии: Юго-Западный, Южный (ЮЗФ, ЮФ) и вновь образованный 12 июля Сталинградский (СФ). Мужественно сражались с захватчиками на подступах к Сталинграду и уроженцы Мордовии. В середине июля 1942 года 2-е Оржоникидзевское ВПУ в полном составе (куда входило более 600 молодых ребят, наших земляков)[2], прибыло на Сталинградский фронт. В этот же день в районе Суровикино полк принял первый бой. Батальоны училища сдерживали напор врага, хотя были плохо вооружены, не было достаточной артиллерийской поддержки и совсем не было прикрытия с воздуха. Неважно было и с питанием, хорошо, если выдавали сухой паек. Неудивительно, что многие ребята погибли в первые дни сражения. Им было немногим за 20, этим ребятам, которые навеки остались молодыми, отдав свою жизнь за Родину среди них: Александр Каталов, Михаил Шагалов, Степан Черняев, Александр Коротин, Михаил Щекин и др. 7 августа 1942 года противник вышел к реке Дон в районах Качалинская, Калач-на-Дону и Нижне-Чирская.[3] Нанесенными контрударами 1-й та и 4-й та СФ противник остановлен и даже отброшен от р. Дон. Противнику не удалось с ходу, как он рассчитывал, захватить Сталинград. 19 августа – танковая группировка армии Паулюса прорвалась к Волге. Причём, отрезав с севера от главных сил фронта оборонявшую город 62-ю армию. Попытки уничтожить образованный войсками противника 8-километровый коридор успехом не увенчались. Хотя советские воины являли примеры удивительного героизма. 33 бойца 87 стрелковой дивизии, оборонявшие высоту в районе Малые Россошки, стали неодолимой твердыней на пути превосходящих сил противника.[4] В течение дня они отчаянно отбивали атаки 70 танков и батальона гитлеровцев, оставив на поле боя 150 убитых солдат и 27 подбитых машин. Курсанты в течении десяти дней и истребляли вражеские танки.[5] В одном из сражений Владимир Кувыркин со своим товарищем подбили 8 немецких танков, но и сами погибли.[6] Во второй половине 23 и 24 августа немецкая авиация нанесла по Сталинграду сильный удар. Город с 600-тысячным населением превратился в груды развалин. Вот что вспоминал уроженец села Пичеуры Чамзинского р-на Петр Иванович Ботин об этих днях: «Август 1942 года стоял жаркий и сухой. Впереди, слева и справа – бескрайняя степь. За спиной – Сталинград. К концу дня он был охвачен огненным смерчем. Это было 23 августа. С раннего утра все вокруг наполнилось сплошным гулом. Небо потемнело от вражеских самолетов. Бомбежка и артобстрел чудовищной силы продолжались одновременно более часа. Степь почернела и сплошь была изрыта воронками. Отчаянно дрались наши артиллеристы, минометчики, пулеметчики и автоматчики. В середине дня курсанты перешли в атаку и выбили немцев из Малых Россошек…»[7]. Курсант П. Ботин 25 августа 1942 года был в пулеметном расчете. Раненый в бою, при отражении танковой атаки, он продолжал истреблять вражескую пехоту... 13 сентября противник начал штурм города силами 13 дивизий. Он упорно рвался к Волге. Оборонявшие Сталинград 62-я а (В. И. Чуйков) и 64-я а (М. С. Шумилов) к 13.10. оказались разрезанными на части.[8] Противник вышел к Волге и в центре, и в южной части города, и в районе Купоросное. Начались оборонительные бои в городе. В оборонительный период Сталинградской битвы задача обескровить на этом направлении врага, остановить его и тем самым создать условия для перехода в контрнаступление была решена. К концу обороны 62-я а прочно удерживала район севернее тракторного завода, завод «Баррикады», северо-восточные кварталы центральной части города, а 64-я армия — подступы к южной части города. В ходе оборонительных сражений возникла идея перехода Красной Армии в наступление. План утвержден Ставкой ВГК с учетом предложений фронтов в октябре 1942 года под кодовым наименованием «Уран». 19 ноября подразделения Юго-Западного и Донского фронтов, а 20 ноября и Сталинградского – с двух сторон обрушили на расположения Бока тонны огненного металла. После прорыва вражеской обороны войска стали развивать наступление в оперативной глубине. Встреча советских фронтов произошла на пятый день наступления, 23 ноября, в районе Калач, Советский. В эти боевые дни, под Сталинградом, погиб Иван Федотович Мартюшин - директор Ромодановской средней школы, ушедший добровольцем на фронт вслед за выпускниками.[9] В свободное от боевых действий время Иван Федотович писал родным: «Положение на наших фронтах (пишу о Сталинградском направлении) заметно улучшилось… Будьте спокойны за меня и надейтесь, что Красная Армия с честью выполняет свой долг по разгрому фашизма. Безусловно, начало должно быть здесь, у нас под Сталинградом. Надеюсь, что я приду, жив и здоров с победой»[10]. Инициированные гитлеровским командованием попытки деблокировать окружённую армию Паулюса, окончились провалом. Таким образом, были созданы условия для полного разгрома окружённых войск. 10 января 1943 года советские войска приступили к их осуществлению. Сталинградская битва вступила в свою завершающую фазу. Тяжелые бои продолжались три недели. Во второй половине января в Сталинград ворвалась с запада 21-я армия (генерал И.М. Чистяков), а с востока усилила натиск 62-я армия. 26 января обе армии соединились, прижав неприятеля к Волге и расчленив находившиеся в городе немецкие войска на две части. 31 января Южная группа во главе с Паулюсом (накануне он получил чин фельдмаршала) капитулировала. 2 февраля 1943 года, когда сдалась и Северная группа войск, Сталинградская битва завершилась. В плен попали 91 тыс. человек, в целом в период советского контрнаступления под Сталинградом немцы и их союзники потеряли свыше 800 тыс. чел., до 2 тыс. танков и 3 тыс. боевых и транспортных самолетов.[11] Особо стоит отметить существенные потери германской авиации (в самолетах и кадровом составе), после которых она перестала безраздельно господствовать в воздухе. Свой вклад в эту победу внесли и наши мордовские летчики. Среди них – Павел Данилович Архипов, Владимир Игнатьевич Стрельченко, Александр Котов.[12] Владимир Игнатьевич Стрельченко родился в 1917 году в г. Саранске. В Отечественную войну вступил рядовым пилотом – сержантом и вырос до авиационного командира – капитана. Имел высокую аэронавигационную подготовку и за весь период войны летал в самолетах в самых сложных метеоусловиях, не имея ни одного случая потери ориентировки. В совершенстве владея самолетовождением высокой техникой пилотирования из числа 192 боевых вылетов Стрельченко 127 раз был ведущим групп и потерял при этом только 3 экипажа.[13] Владимир Игнатьевич за время участия в Великой Отечественной войне совершил 192 боевых вылета, подтвержденных наземным командованием, истребителями сопровождения, повторными налетами, фотоконтролем и контролерами в группах.[14] Высокое мастерство воздушного бойца и командира, личную храбрость, отвагу, мужество и геройство Стрельченко показал на целом ряде воздушных боев на смелых и грамотных штурмовых и бомбардировочных налетах по живой силе и технике противника. На его личном счету уничтожено и повреждено до 140 подвод с боеприпасами, более 145 автомашин с грузами, 28 танков, убито и рассеяно до батальона солдат и офицеров противника.[15]
Часть 2. Значение Сталинградской битвы.
Победа в Сталинградской битве имела для СССР огромное международное и военно-политическое значение. Она наметила коренной перелом в ходе Второй мировой войны. После Сталинграда наступил период изгнания немецких оккупантов с территории СССР. Став триумфом советского военного искусства, Сталинградская битва укрепила лагерь антигитлеровской коалиции и вызвала разлад в странах фашистского блока. Народы всего мира восприняли победу Красной Армии как залог неизбежного разгрома фашизма. Это поняли и многие руководители государств, находившихся в союзе с фашистской Германией. И милитаристская Япония, придвинувшая к границам СССР треть сухопутных войск, и державшая 25 дивизий у границ Советского Союза Турция, официально отказались от вступления в войну против СССР в союзе с фашистской Германией.[16] Значение Сталинградской битвы оценил сам Гитлер, заявивший 1 февраля 1943 года в своей ставке: «Возможности окончания войны на Востоке путём наступления больше не существует…».[17] В Сталинградской битве принимали участие многие наши земляки. Среди них: Константин Николаевич Архипов - уроженец с. Полковка Чамзинского района, Иван Семенович Шестаков - уроженец с. Ст. Шайгово, Василий Гаврилович Авдюшкин - уроженец с. Н. Турдаки Кочкуровского района, Евгений Иванович Пушкин - уроженец с. Наченалы Чамзинского района, Дмитрий Степанович Решетов - уроженец с. Горяйновка Кочкуровского района, Иван Тимофеевич Круш - уроженец х. Лопатино Лямбирского района, Александр Васильевич Лилов - уроженец г. Саранска, Федор Павлович Моисеев - уроженец с. Левжа Рузаевского района, Дмитрий Николаевич Денисов - уроженец Ичалковского района, Евгений Петрович Гридин, Федор Григорьевич Бутусов.[18] Огненными дорогами Сталинграда прошли и будущие Герои Советского Союза – Владимир Михайлович Михеев и Александр Иванович Семиков. И многие другие.[19] Вечная Слава павшим и живым участникам Сталинградской битвы.
В 1962 г. в городе Саранске бывшая Сталинградская улица была переименована в улицу Волгоградскую в честь города- героя на Волге.
Глава II.
Биография ветерана ВОВ Ботина П.И.
Часть 1. Военный путь ветерана ВОВ Ботина П.И.
Петр Иванович родился в селе Пичеуры Чамзинского района Мордовской АССР 12 июля 1923 года.
В марте 1942 года был призван в 2-е Ордженикидзевское военно-пехотное училище. В составе курсантского полка 87-й стрелковой дивизии участвовал в Сталинградской битве (оборона хуторов Власовка, Большая и Малая Россошки). С октября 1942 года после ранения направлен в роту разведки 32-й мотострелковой бригады 18-го танкового корпуса 5-й танковой армии. Освобождал Запорожье, участвовал в штурме Бреслау. За годы войны был неоднократно ранен; лечение проходил, не оставляя части. В августе 1945 года инвалидом II группы вернулся на родину. Работал бригадиром, председателем колхоза. С 1982 года занимается поиском курсантов 1-го и 2-го Ордженикидзевских военно-пехотных училищ - участников Сталинградской битвы. Результатом стало открытие в 1987 году музея при школе № 32 города Саранска. Установлена стела с 400 именами курсантов 1-го и 2-го Ордженикидзевских военно-пехотных училищ - уроженцев Мордовии.
Награжден орденом "Красной звезды", медалями "За отвагу", "За оборону Сталинграда" и юбилейными.
Всего в семье было 4 сына: Иван, Михаил, Николай, Петр. «Только представьте, сколько потребовалось сил этой неграмотной деревенской женщине, работавшей с утра до ночи сначала в своем хозяйстве, а потом и в колхозе, чтобы в такое трудное время прокормить, одеть, обуть и, конечно же, воспитать столько детей».[20] Без сомнения, основой воспитания детей стал пример трудящейся матери.
Петр Иванович вспоминает, что уже с 13 лет все летние каникулы он, его братья и все их друзья и одноклассники работали в колхозе полный рабочий день, наравне с взрослыми. Конечно, подростки выполняли работу, которая была им по силам, но постепенно они постигали главную человеческую мудрость: основа всей жизни – труд.
И когда началась война, мобилизация взрослых мужчин переложила все заботы об урожае на плечи женщин, стариков и подростков. Петр Иванович и его шестнадцати - семнадцатилетние друзья стали основной рабочей силой в колхозе. К тому моменту они уже многому научились. В 1941 году даже занятия в школе были отложены до октября, потому что каждая пара рук была на вес золота.
23 марта 1942 года на большой перемене многим старшеклассникам принесли повестки. В их числе был и Петр Иванович, но только 18 апреля, с большими задержками в пути, ребят из Мордовии, а их было более шестисот, привезли в город Орджоникидзе и распределили по трем училищам.
Петр Иванович попал во второе училище. Спали на трехъярусных нарах, кормили курсантов по тем трудным временам неплохо, но молодым ребятам этой еды не хватало. Занятия проводились по 18 часов в день, ведфронту срочно были нужны обученные люди. Погода стояла жаркая, гимнастерки были белыми от соленого пота.
Даже в таком плотном графике находили время, чтобы дать курсантам отдохнуть. По воскресениям особо отличившимся давали увольнительные на 4-6 часов. Иногда удавалось сводить курсантов в цирк. Большинство ребят были из деревень и никогда не видели цирковых представлений. Такие посещения были праздником для совсем еще молодых ребят. Во второй половине июля курсантов перевезли в Ростовскую область для продолжения занятий.
16 июля 1942 года второе ОВПУ в полном составе прибыло на Сталинградский фронт. В этот же день в районе Суровикино полк принял первый бой.
«В донских степях они приняли боевое крещение. Они познали тяжесть и горечь отступления, но они не дрогнули духом, первые неудачи не подорвали у них веру в свои силы. Они отступали с боями, сдерживая натиск врага, о силе которого они порой не имели представления».[21]
Эти слова по праву можно отнести и к курсантам второго ОВПУ, среди которых были ребята из Мордовии: Петр Ботин, Михаил Злобин, Виктор Давыдов, Владимир Кувыркин, Виктор Большаков, Виктор Краснов, Александр Галактионов, Николай Новиков и многие другие.[22] Девятнадцатилетние курсанты сдерживали напор врага, хотя были плохо вооружены, не было достаточной артиллерийской подготовки, и совсем не было прикрытия с воздуха. Неважно было и с питанием. Часто приходилось есть одни арбузы, а хлеб и горячая пища были редкостью.
Однако наши ребята дрались самоотверженно. Многие курсанты погибли в первые дни сражений. «Курсанты-комсомольцы Владимир Кувыркин и Виктор Давыдов первыми вступили в бой с немецкими танками: из ПТР, гранатами и бутылками с горючей смесью они уничтожили восемь танков. Их окоп был разворочен гусеницами немецких танков, а ПТР лежало, согнутое в дугу и обгорелое, сами они были раздавлены танками, но не отступили".[23]
Посланцы Мордовии с честью выполнили свой долг перед Родиной, защищая Сталинградскую землю.
В боях за Малые Россошки Петр Иванович был контужен, когда в нескольких метрах от его пулемета разорвалась бомба, сброшенная с самолета.
Всю войну прошел Петр Иванович, всегда честно выполняя свой долг перед родиной. Был неоднократно ранен, после излечения – снова на фронт. Последнее ранение Петр Иванович получил, освобождая город Бреслау, когда он из огнемета уничтожал фашистов, засевших в доме.
Ранение было настолько серьезное, что потребовалось отправить Петра Ивановича в глубокий тыл. И только в августе 1945 года он вернулся в родное село инвалидом второй группы.
Часть 2. Жизнь и быт ветерана ВОВ Ботина П.И. в послевоенное время.
Возвращались с фронта воины в разрушенные села и города. Даже там, где не было боев, была разруха, был голод. Требовались крепкие мужские руки для восстановления хозяйства страны. Петр Иванович пошел в сельское хозяйство, потому что с детства прикипел душой к земле. Работал там, куда посылала партия, где был нужнее.
Уже в марте 1946 года, несмотря на травмы, П. И. Ботин влился в работу и стал полеводом- бригадиром колхоза Памяти А. Матросова.
С января 1951 года по май 1954 года был председатель колхоза имени Демьяна Бедного Сокол- Гартовского сельсовета.
С января 1955 года по январь 1958 года - председатель сельпо села Большое Маресьево.
С января 1955 года по 1962 год – председатель колхозов «Красная семья» и «Садовод» села Новоселки и Мичурино.
1962-1964 годы – начальник снабжения ЦемСтроя 13 треста.
С апреля 1964 года по 1968 год – управляющий отделения села Ольза-Репьевского совхоза.
1968 - 1973 годы – директор заготконторы Кочкуровского райпотребсоюза.
1973 - 1978 годы – начальник охраны Экскаваторного завода.
1978 - 1983 годы – инженер снабжения завода Технологического оборудования.
С 1983 года ушел на пенсию.
Много и честно работал Петр Иванович. Кажется, будто бы любая работа за которую он брался, была ему по силам. Но проходят годы, все дальше и дальше от нас война, но все чаще тревожат память ветеранов воспоминания тех лет. Петр Иванович, выйдя на заслуженный отдых, посещал многие места боев, принимал активное участие в патриотическом воспитании молодежи.
Часто бывал Петр Иванович на родине, обязательно заходил в Чамзинскую школу, беседовал с молодежью.
Выступление на встречах ветеранов войны с молодежью – почетная обязанность Петра Ивановича. И это - всего лишь маленькая частичка его большой работы.
Часть 3. Общественная деятельность ветерана ВОВ П.И. Ботина.
Будучи на заслуженном отдыхе, с 1982 года П.И. Ботин начал собирать материал для создания музея, посвященного памяти курсантов 1 и 2 Орджоникидзевских военно-пехотных училищ – уроженцев Мордовии, участников Сталинградской битвы.
19 мая 1987 году состоялось открытие музея в МОУ «Средняя школа № 32» г. Саранска, позднее установлена стела и отлиты памятные плиты с именами 400 курсантов, погибших под Сталинградом.[24] Первым директором музея являлась учитель математики Кочеткова Людмила Анатольевна.
Первоначально музей был посвящен курсантам 2-го Ордженикидзевского военно-пехотного училища — уроженцев Мордовии, многие из которых погибли в боях под Сталинградом. С 19 мая 2000 года, по решению Совета ветеранов, тематику музея решили расширить. В 2015 года было принято решение дать музею имя участника Сталинградской битвы Ботина Петра Ивановича. В настоящее время музей посвящен памяти защитников Сталинграда — уроженцев Мордовии. Ветераны войны во главе с П. И. Ботиным поддерживают связь с ветеранами, с музеями районов и городов, с архивами, ищут спонсоров. Многие годы руководителем музея являлась Трескина Надежда Александровна.
Музей сразу стал любимым местом встреч участников Сталинградской битвы. На одной из них и было решено соорудить на территории школы стелу в память о павших. И снова основную работу на себя берет Ботин Петр Иванович. В 1993 торжественно перерезали ленточку на открытии стелы директор школы Щекочихин Виктор Алексеевич и ветеран войны Ботин Петр Иванович. И вознеслась ввысь стела как напоминание всем живущим на земле, что «никто не забыт, ничто не забыто». Позднее, на стеле появились плиты с именами погибших курсантов. И в этом заслуга Петра Ивановича. Петр Иванович часто бывал в школе № 32. Из-за болезни, Петр Иванович появляется все реже. Но все равно Петра Ивановича ждут в классах на Уроки Мужества.
Ботин П.И.- живая легенда Сталинградской битвы, идейный вдохновитель музея боевого подвига.
Заключение.
Великая Отечественная война навсегда останется в памяти и сердцах людей нашей страны, никогда она не будет забыта. Сохранить в памяти потомков имена и подвиги наших предков, солдат ВОВ -вот главное, что мы, живущие сегодня, можем и должны сделать. Именно поэтому нам, подрастающему поколению, необходимо чтить память о погибших в этой ужасной, кровопролитной войне, а так же с большим уважением относиться к тем, кто пережил то страшное время. Мы должны трепетно относиться к их воспоминаниям, воспринимать их не как данность, а как нечто, чем мы должны гордиться.
Выбранная нами тема как никогда актуальна в настоящее время. Мы со скорбью предвидим, что вскоре не останется ни одного ветерана и некому будет рассказать настоящую, неискаженную историю войны. Данная тема не только интересна, но и имеет практическую значимость. Материалы, собранные нами в ходе написания работы, могут быть использованы, как часть школьной экспозиции ко Дню Великой Победы. Данная работа может послужить основой для дальнейшего, более полного изучения автобиографии ветерана Великой Отечественной войны, П.И.Ботина.
Поставленная цель об установлении связи бывшего курсанта Орджоникидзевского военно-пехотного училища, ветерана Великой Отечественной войны, Петра Ивановича Ботина, со страницами мировой истории, достигнута. Петр Иванович действительно принимал участие в военных действиях, тем самым защищая Родину от захватчиков. Подобные воспоминания подтолкнули его к созданию музея, который бы вдохновлял наше поколение и напоминал о истории нашей Родины. Мы, будущее своей страны, должны поименно знать истории героев-земляков и не забывать, что вклад каждого отдельно взятого человека, солдата или работника тыла, важен и ценен.
Никто не забыт, ничто не забыто.
Список использованной литературы.
Список использованных источников.
[1] Статья «Социум. Россия. История и правда. Цивилизации. Бюро информации Notum ©. Последняя редакция статьи: 06-ноя-2014.
[2] Статья МБУК "Мемориальный музей ВиТП 1941-1945 гг., 06.11.2012
[3] Статья МБУК "Мемориальный музей ВиТП 1941-1945 гг., 06.11.2012
[4] Статья МБУК "Мемориальный музей ВиТП 1941-1945 гг., 06.11.2012
[5] Газета "Междуречье", 31.01.2017
[6] Газета "Междуречье", 31.01.2017
[7] Воспоминания П.И. Ботина- ветерана ВОВ
[8] Военная газета «Во славу Родины», выпуск № 219 17.11.2011
[9] Статья МБУК "Мемориальный музей ВиТП 1941-1945 гг., Т.В. Яковлева, Крепость на Волге, 24.05.2013
[10] Статья МБУК "Мемориальный музей ВиТП 1941-1945 гг., Т.В. Яковлева, Крепость на Волге, 24.05.2013
[11] Николай Шефов. Битвы России. Военно-историческая библиотека. М., 2002
[12] Статья Ю.П. Калямина, полковник авиации в отставке. Авиаторы Мордовии в боях за Родину.
[13] Шефов Н. Битвы России. Военно-историческая библиотека. М., 2002
[14] Статья Ю.П. Калямина, полковник авиации в отставке. Авиаторы Мордовии в боях за Родину.
[15] Шефов Н. Битвы России. Военно-историческая библиотека. М., 2002
[16] Шефов Н. Битвы России. Военно-историческая библиотека. М., 2002
[17] Шефов Н. Битвы России. Военно-историческая библиотека. М., 2002
[20] Из воспоминаний ветерана ВОВ П.И. Ботина.
[21] Чуйков В.И. Сражение века. Издательство: Советская Россия. Год: 1975, стр. 3
[22] Архив Музея военного и боевого подвига Ботина П.И.
[23] Из воспоминаний ветерана ВОВ П.И. Ботина.
[24] Архив Музея военного и боевого подвига Ботина П.И.
Что общего у травы и собаки?
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Плавает ли канцелярская скрепка?
За чашкой чая
Вокруг света за 80 дней