Представляем творческий проект "Создание книжки ребусов"
Вложение | Размер |
---|---|
rebusy_dorzhi.doc | 655 КБ |
Содержание
I. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Выбор темы и обоснование проекта…………………………… 2
1.2. Определение критериев……………………………………………2
II. ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. История появления ребусов……………………………………….3
2.2. Правила разгадывания ребусов…………………………………..4
III. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
3.1. Охрана труда и рабочее место……………………………………..5
3.2. Необходимые материалы и инструменты………………………..5
3.3.Технологическая карта по изготовлению «Азбуки ребусов»…..6
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4.1. Анализ проделанной работы……………………………………….7
4.2. Экономическое и экологическое обоснование проекта………...7
Литература ………………………………………………………………..8
Приложение 1……………………………………………………………..9
I. ВВЕДЕНИЕ
1.1. Выбор темы и обоснование проекта
На уроках русского языка нам предлагают задания, связанные с решением ребусов. У меня это получалось не очень хорошо. Единственно заметил, что в отгадках стоят имена существительные в именительном падеже. Некоторые ребусы я просто не мог разгадать и решил познакомиться с основными приемами, научиться самому составлять простые ребусы. Литературу по разгадыванию ребусов я не нашел в библиотеке. Тогда мне и пришла в голову мысль о том, чтобы создать «Азбуку ребусов», в которой показать правила составления и разгадывания ребусов и примеры на эти правила. Думаю, что эта «Азбука» поможет и другим ребятам научиться разгадывать и составлять ребусы, заодно повторять русский язык.
Цель моей работы – создать «Азбуку ребусов».
Задачи:
1.2. Определение критериев
1.Моя азбука будет выполнена из доступных и недорогих материалов.
2.Она будет изготавливаться для учащихся младших классов нашей школы.
3.Она обязательно будет интересной, красочной и оригинальной.
4.В единственном экземпляре.
II. ПОИСКОВО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ЧАСТЬ
2.1. История появления ребусов
Ребус — "Загадка, в которой искомое слово или фраза изображены комбинацией рисунков, фигур, букв или знаков” С.И. Ожегов. В настоящее время слово «ребус» часто употребляется и в более широком смысле. Оно стало нарицательным для обозначения всего замысловатого, загадочного и непонятного.
Ранняя форма ребуса встречается в рисуночном письме, при котором слова, трудные для изображения, были представлены изображениями предметов, названия которых произносились аналогичным образом. Позднее изображения ребусов использовались для передачи названий городов на греческих и римских монетах.
Древнеегипетская письменность
В России первые ребусы появились на страницах журнала "Иллюстрация" в 1845 году. Позднее, в 1881 году начинает издаваться специализированный "Еженедельный загадочный журнал "Ребус"
Журнал «Ребус» 1881 год
Журнал "Ребус" был очень популярным и просуществовал до 1918 года.
В 1937 году появились раскладывающиеся буклеты, которые носили название "Как читать ребусы" (составитель П.Д. Соколов). Ребусы вышли пятью частями и содержали, кроме самих ребусов, краткое описание правил их разгадывания. Ответы к ребусам были спрятаны в отдельном конверте.
В 1950-1980 года ребусы по-прежнему пользуются популярностью в основном у юных читателей. Их печатают в детских газетах и журналах.
Бурное развитие информационных технологий и телекоммуникаций также оказалось под влиянием ребусов. На рубеже веков, с ростом популярности мобильной связи сформировался особый SMS-сленг, основной характеристикой которого стала краткость. Буквально это обозначало, чем меньшее количество букв или знаков - тем лучше. Подобно ребусу отдельные буквы и цифры заменяют созвучные слова и выражения. А "смайлики"-это простое и эффективное средство выражения эмоций, без которого сетевое общение просто невозможно представить. ;)
2.2. Правила разгадывания ребусов
Особенность ребусного письма состоит в том, что слова в нем обозначаются изображениями разных предметов, «вещами». Разгадывать ребус несложно - что нарисовано, то и нужно читать.
Знаки препинания в ребусах не показываются; при расшифровке они восстанавливаются по смыслу. Не показываются они потому, что могут быть поняты иначе. Запятую – знак препинания – легко спутать с ребусной запятой – знаком исключения буквы от названия рисунка. Вопросительный знак ставится обычно там, где он необходим.
Чтобы правильно разгадывать ребусы, нужно знать «ребусную азбуку» и правила разгадывания (Приложение 1).
III. ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Изучив литературу по данной теме, я выделил 13 основных правил составления ребусов. Теперь нужно было как-то оформить «Азбуку ребусов». Она должна быть красочной, понятной и удобной для использования. Я решил для каждого правила составить по несколько примеров (Прил. 2)
3.1. Охрана труда и рабочее место
Правила по охране труда:
3.2. Необходимые материалы и инструменты
Часть ребусов я нарисовал сам, часть мы рисовали вместе с сестрой.
Материалы и инструменты:
В ходе работы я столкнулся с проблемой – не все предметы получалось нарисовать красиво и понятно. Тогда на помощь пришел компьютер. Используя программу Microsoft Office, Интернет-ресурсы, я создал рисунки с ребусами.
Материалы и инструменты:
3.3.Технологическая карта по изготовлению «Азбуки ребусов»
Последовательность выполнения работы | Эскизы | Оборудование, инструменты, материалы |
Рисование ребусов | листы А4, цветные карандаши, фломастеры | |
Создание ребусов на компьютере в программе Microsoft Office |
| компьютер, программа Microsoft Office |
Распечатывание листов на принтере | листы А4, цветной принтер | |
Сборка «Азбуки ребусов» |
IV. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
4.1. Анализ проделанной работы
В начале своей работы я поставил перед собой цель – создать «Азбуку ребусов». Я изучил литературу по данной теме, выделил 15 основных правил составления ребусов, выполнил на каждое правило по несколько примеров. Оформил все свои рисунки в «Азбуку ребусов», которая, на мой взгляд, получилась красочная и интересная, а главное полезная.
Работая над этой темой, я многому научился: искать нужную информацию, работать с литературой, Интернетом, выделять главное из множества информации. Создавая рисунки на компьютере, я узнал о новых (для себя) возможностях программы Microsoft Office.
Моя работа может иметь практическое применение. Ее можно использовать на уроке русского языка, на внеклассных мероприятиях (КВН, викторина и т.д.)
4.2. Экономическое и экологическое обоснование проекта
Наименование | Цена, руб. | Единица измерения | Количество | Сумма |
Цветные карандаши | Нет затрат, т.к. использовал имеющиеся | |||
Листы А4 | 250 | 1 пачка (500 листов) | 25 | 12,5руб. |
Распечатка на цветном принтере | 10 | 1 лист | 16 | 160 руб. |
Скобы | Нет затрат, т.к. использовал имеющиеся | |||
Итого: | 172,5 руб. |
1.Я не нанес вред окружающей среде.
2.Нет выбросов загрязняющих веществ в атмосферу, почву, водоёмы.
3.Безотходное производство.
ЛИТЕРАТУРА
приложение 1
Правила разгадывания ребусов
Правило 1. Изображенные на рисунках предметы и живые существа чаще всего (за редким исключением) читаются как слова в именительном падеже и единственном числе. Иногда нужный объект на картинке указывается стрелкой.
Правило 2.
Запятые после картинки указывают, сколько букв нужно убрать с конца слова, обозначающего то, что изображено на картинке. Например, нарисована коза с двумя запятыми после нее - читаем КО. Запятые перед картинкой указывают, сколько букв нужно убрать в начале слова, обозначающего то, что изображено на картинке. Например, нарисован слон с запятой перед картинкой - читаем ЛОН.
Правило 3. Над картинкой или под ней могут появиться цифры. Каждая цифра - это номер буквы в слове: 1 - первая буква слова, 2 - вторая буква, 3 - третья, и так далее. Определенный набор цифр под или над картинкой говорит о том, что нужно взять только эти буквы и прочитать их в указанном порядке. Например, нарисован конь и цифры 2,1 под ним - читаем ОК.
Правило 4. Знак равенства между буквами означает замену определенной буквы (или сочетания букв) слова на другую букву (или на сочетание букв). Знак равенства может быть заменен на стрелку. Действие замены обозначается и третьим способом - буквы, которые заменяются, перечеркиваются, а над ними пишутся заменяющие. Например, нарисован крот, а рядом перечеркнутые буквы РО и сверху буква И - читаем КИТ.
Правило 5. Буквы могут быть изображены внутри других букв.
Правило 6. Буквы могут быть изображены по поверхности других букв. Например, изображена большая буква Н, а по ней разбросаны маленькие И - читаем ПОНИ.
Правило 7. В ребусах встречаются, так называемые, скрытые предлоги (на, перед, в, у, по, к, от, над, с, из, за, под). В таких случаях необходимо понять, в каких пространственных отношениях состоят изображенные буквы. При чтении рисунка с ними следует добавлять соответствующие рисунку предлоги. Например: под «В» ал (подвал), в «О» л (вол) или перед «А» ч а (передача) и т. д.
Правило 8. В ребусах используют числительные. Например: 40 А (сорока), 100 г (стог), 7Я (семья), рас100яние (расстояние).
Правило 9. Зачеркнутая буква говорит сама за себя, то есть при чтении данного слова зачеркнутую букву не читать. Если вместо зачеркнутой буквы стоит другая буква, следует данное слово читать с незачеркнутой, а с вновь написанной буквой.
Правило 10. Зачеркнутая цифра над рисунком или около него указывает, что в данном слове такую по счету букву не читать.
Правило 11. Если какая-либо буква состоит из другой буквы, то читают с прибавлением «из». Например: «из-б-а» или «вн-из-у» или «ф-из-ик»
Правило 12. Если предметы, цифры или буквы изображены один (меньший) возле другого (большего), то их названия читаются с добавлением предлога "у" или "при" (перед или между названий). Если одна буква лежит у другой, прислонена к ней, то читают с прибавлением «у». Например: «Л-у-к», «д-у-б».
Правило 13. Очень часто в ребусах отдельные слоги «до», «ре», «ми», «фа» изображают соответствующими нотами. Например, слова, записанные нотами читаем: «до-ля», «фа-соль».
Перечисленные выше приемы могут объединяться друг с другом. Знание этих основных правил поможет без особого труда разгадать тот или иной ребус.
Есть ли лёд на других планетах?
Шум и человек
Как представляли себе будущее в далеком 1960-м году
Три коробки с орехами
Серебряное копытце