В данной работе рассмотрены текущие системные проблемы экономической модели России, ориентированной в первую очередь на экспорт сырьевых ресурсов. Проанализированы конкурентные слабости и преимущества страны, определены наиболее проблемные зоны, выявлены точки роста. Обоснована необходимость структурных преобразований, а также реформирования неэффективных и устаревших институциональных решений. На основе проведенного исследования автором работы были выдвинуты способы последовательного решения важнейших проблем системы народного хозяйства России.
Вложение | Размер |
---|---|
nauchnaya_rabota_skripin_denis_srednyaya_shkola_no82_g._ulyanovska.doc | 145 КБ |
Девиз: “Экономический рост России”
Тема: “Системное достижение долгосрочного устойчивого социально-экономического роста России за счёт изменения экономической модели и развитии уникальных преимуществ страны” / “A systemic achievement of a sustainable long-term socio-economical growth of Russia due to changes in the economic model and the development of the unique advantages of the country”
Сведения об авторе: Скрипин Д.С. 10 класс “А” / Skripin D.S. 10 form
Наименование образовательной организации: Муниципальное Бюджетное Образовательное учреждение “Средняя школа №82” / Secondary School №82
Данные о научном руководителе:
Лазарева Светлана Александровна / Lazareva Svetlana Alexandrovna
Аннотация
В данной работе рассмотрены текущие системные проблемы экономической модели России, ориентированной в первую очередь на экспорт сырьевых ресурсов. Проанализированы конкурентные слабости и преимущества страны, определены наиболее проблемные зоны, выявлены точки роста. Обоснована необходимость структурных преобразований, а также реформирования неэффективных и устаревших институциональных решений. На основе проведенного исследования автором работы были выдвинуты способы последовательного решения важнейших проблем системы народного хозяйства России.
This article gives a brief characteristic of current system problems of Russian economic model, which is focused primarily on the export of raw materials. The competitive benefits and drawbacks of the economic situation of the country were analyzed, the most problematic areas were identified, new terms of growth were revealed in the article. The necessity of structural reforms and the reorganisational update of inefficient and outdated institutional solutions were explained. The author of the article tries to put forward some ways of solving the most valuable problems of national economic system in Russia.
Содержание
2.1. Вывести регионы на самообеспеченность и добиться их экономической автономии.
2.2. Вкладывать большие инвестиции в развитие инфраструктуры
2.3. Добиться роста производительности труда, сфокусироваться на развитии. востребованных навыков населения страны
2.4. Работать над повышением благосостояния населения
2.5. Развивать инвестиционный климат, а также привлекательность России для ведения в ней бизнеса.
2.6. Бороться с высокой долей теневой экономики в стране
2.7. Развивать инновационные программы и высокотехнологичные проекты, продолжить создавать научные кластеры
3. Заключение, выводы
4. Литература, ресурсы сети Интернет
5. Приложения
В начале 21 века по заказу Всемирного банка был подготовлен уникальный доклад, в котором исследовались успешные истории экономического развития в разных странах мира. В ходе глубокого анализа стало возможным сделать важный вывод: действительно качественного и системного ускорения экономического роста (увеличения ВВП не менее чем на 7%, 25 и более лет) на протяжении полувека удалось добиться лишь в странах догоняющего развития с ориентацией на интенсивную интеграцию во всемирную экономику и экспорт своей продукции на мировой рынок. С точки зрения авторов доклада, низкая попытка развития с опорой только лишь на собственные силы, с опорой на спрос внутри государства не может обеспечить долгосрочной акселерации экономики. Но существует ли в России такой потенциал, который мог бы обеспечить ускоренный рост? Эксперты убеждены, что это возможно, но для решения ключевых институциональных проблем требуется длительный период времени и усилия нескольких поколений политических деятелей.
Подводя итоги ушедшего 2016 года с точки зрения экономического развития России, стоит отметить разнородный характер результатов. Правительство усердно старалось решить самые волнующие экономические проблемы и выполнить ключевые цели по социальному развитию, но достичь желаемого в полной мере не удалось. Подавляющее большинство экономических показателей, вероятно, останутся отрицательными в первой половине 2017 года, поэтому в качестве ключевой тенденции уходящего года можно выделить продолжение затяжного кризиса, начавшегося еще в 2014 году.
Но с другой стороны, почти все негативные тренды в российской экономике начали демонстрировать признаки улучшения, а по некоторым направлениям даже стал наблюдаться рост. К примеру, в 2016 году удалось добиться рекордно низкого уровня инфляции. Вообще, 2017 год представляется мне поворотным моментом для национальной экономики. Как будет работать новая экономическая модель, станет ли она по-настоящему эффективной, насколько она будет стабильной?
В своем эссе я сделал акцент на системных проблемах текущей модели экономического роста. На данный момент существует много признаков того, что она уже исчерпала себя. Я провел анализ наиболее значимых вопросов и поставил перед собой цель определить способы последовательного решения важнейших проблем системы народного хозяйства России.
2. Основная часть
Экономика, ориентированная в первую очередь на экспорт сырьевых ресурсов, уже не позволяет обеспечить государственный бюджет доходами на необходимом уровне. Под “необходимым” я подразумеваю такой уровень доходов, который бы мог способствовать устойчивому развитию социально-экономического положения страны. В реальности в условиях высокой волатильности курса национальной валюты падение реальных доходов населения стремительно продолжается. Несмотря на то, что подконтрольные государству СМИ часто заявляют о нормализации в экономике, реальность несколько отличается. Наблюдается ухудшение уровня жизни населения, в стране растет бедность. Обращаясь к статистическим данным Федеральной службы государственной статистики, численность населения с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в 2015 году (по сравнению с 2014 годом) увеличилась на три миллиона человек.
Согласно исследованию, проведенным Всемирным Банком, в течение следующих двух лет экономика России вновь перейдет в стадию роста, но темпы роста будут очень медленными. Я убежден, что основные препятствия, мешающие экономическому росту на данный момент, включают кризис реальных доходов населения и общую несбалансированность государственного бюджета.
В 2018 году Россию ждут президентские выборы, государственный аппарат уже сейчас начал подготовку к этому важному событию. Можно предположить, что правительство возьмет курс на продолжение программы «тихих реформ», однако абсолютно очевидно, что наиболее болезненные и сложные для реализации реформы будут проводиться после избрания нового президента. Государственная инициатива провести значительные преобразования в налоговой системе России в скором будущем может оказать на малый и средний бизнес негативное влияние. Но крупные компании, которые принимают участие в импортозамещении, с большей вероятностью, получат преимущества от налоговой реформы.
В текущем же году у России есть шанс и возможность возвратиться к стабильным, сбалансированным темпам роста экономического благосостояния. Однако это будет зависеть от способности правительства грамотно провести структурные реформы, наладить продуктивный и конструктивный диалог с предпринимательским сообществом и продолжить борьбу с коррупцией (в первую очередь на высших эшелонах власти).
После проведения глубокого анализа актуальных проблем, я постарался сформировать комплекс приоритетных задач, решение которых позволило бы России выйти на качественно новый уровень экономического развития.
2.1. Вывести регионы на самообеспеченность и добиться их экономической автономии
Субъекты РФ сегодня вынуждены отправлять свои заработанные средства на перераспределение в столицу. Из-за этого эксперты отмечают ухудшение жизни населения как в столичном регионе, так и в субъектах страны. Одной из причин этому послужила централизация большей части потоков денежных ресурсов в Москве. Но насколько такой подход оправдан? Я убежден, что наибольшая часть собранных в рамках региона налогов не должна отправляться на повторное распределение в Москву. Материальные ресурсы должны оставаться внутри субъектов, в юрисдикции местных властей.
Регионы должны обеспечивать себя самостоятельно и стать экономически независимыми. Товары первой необходимости должны производиться внутри регионов, это должно стимулировать внутренний спрос и усиливать конкуренцию среди производителей (которая в свою очередь обеспечит потребителей широким выбором качественных товаров разных ценовых категорий на рынке).
2.2. Вкладывать большие инвестиции в развитие инфраструктуры
Наша страна имеет титул самой большой в мире по площади. Большинству людей кажется, что от этого наша страна только выигрывает, но почти никто не задумывается об отрицательных сторонах этого вопроса. Так или иначе, с детства мы гордимся этим фактом. Однако же, изучая вопрос с точки зрения экономической науки, мы увидим, что существует и немало трудностей. Восточная часть России очень разреженно заселена (плотность населения низкая). Очевидно, что большая территория подразумевает наличие масштабной дорожно-транспортной сети, которая требует дорогого обслуживания и систематической поддержки.
Что уж говорить про огромные логистические издержки, дороговизну перемещения из одной части страны в другую. Если гражданину будет необходимо оперативно добраться, скажем, из Санкт-Петербурга во Владивосток (на самолете, а/к Аэрофлот / S7 Airlines / Ural Airlines, в эконом-классе), то билет туда-обратно в среднем обойдется ему более чем в 25 тысяч рублей (данные с сайта aviasales.ru). Отмечу, что государство субсидирует подобные стратегически важные внутренние перевозки. Однако же, стоимость билетов все равно остается слишком высокой для подавляющего большинства населения нашей страны.
Также в качестве примера я хотел бы взять реальный кейс одного предпринимателя, у которого я взял небольшое интервью. Он управляет предприятием общественного питания в Сибирском регионе и постоянно сталкивается со множеством логистических проблем, особенно в зимний период. Поставщики везут большую часть сырья с производственно-распределительных центров, преимущественно расположенных в европейской части России. Грузы долгое время проводят в пути, из-за изношенности дорожного полотна фуры часто застревают, ломаются и приезжают позже установленного срока.
В результате точка общественного питания не может в полной мере удовлетворить потребности потребителей, когда необходимое сырье невозможно закупить на местном рынке. По этой причине предприниматель теряет прибыль. Более того, качество таких ингредиентов оставляет желать лучшего - производители вынуждены использовать вредные искусственные консерванты, чтобы продлить срок годности. Экономическая автономия регионов способствовала бы появлению качественного сырья на локальных рынках.
К сожалению, транспортная инфраструктура относительно хорошо развита лишь в европейской части России. Но это ведет к ряду проблем, в том числе снижается мобильность населения. Огромные территории никак не эксплуатируются и просто простаивают, не принося хоть какой-либо пользы.
Также сейчас четко прослеживается острая необходимость совершенствовать рынок жилищного строительства и снижать издержки, связанные с переездом на новые места. Особое внимание государству необходимо обратить на жилье эконом-класса, молодежь не должна влезать в длительную кредитную кабалу. Очевиден тот факт, что развитие и улучшение инфраструктуры - это очень длительный процесс, требующий огромных ресурсов. Однако без хорошо развитой инфраструктуры будет невозможно добиться поставленных целей в долгосрочной перспективе.
2.3. Добиться роста производительности труда, сфокусироваться на развитии востребованных навыков населения страны
Исходя из исследования индекса эффективности национальных систем образования, проводимого влиятельной британской компанией Pearson (отчет опубликован в 2015 году), Россия занимает 34 место в рейтинге с индексом 49,1. В нашей стране довольно высокий уровень образования населения (в сравнении с некоторыми другими развитыми государствами, в том числе группой стран БРИКС, в России доля людей, получающих высшее образование, значительно выше).
Несмотря на это, существует серьезный дефицит квалифицированных кадров, в стране недостаточно узкоспециализированных специалистов. У россиян наблюдается нехватка некоторых когнитивных навыков, к примеру, навыков командной работы, способности рационально принимать решения и прочих.
Непрерывной образовательной системы В России фактически не существует. В сравнении с ровесниками из других государств наши учащиеся получают более глубокие знания и даже могут похвастаться более высокими достижениями по целому ряду дисциплин, но во взрослом возрасте это превосходство исчезает. Образовательная система нуждается в дестандартизации, ей следует стать более гибкой. Она должна предусматривать возможность применения экспериментальных проектов и обучение по нестандартным программам. Сегодня многие называют российские образовательные учреждения “фабриками шаблонных взглядов”. Образовательная система кажется мне излишне консервативной, она губит в людях способность нестандартно мыслить, проводить всесторонний, беспристрастный и объективный анализ той или иной ситуации (что важно для принятия правильных решений).
Люди получают слишком мало практических навыков, приоритет отдается теоретической составляющей. Но это объяснимо, связано это с тем, что далеко не все образовательные учреждения хорошо финансируются. Во многих школах можно увидеть устаревшее оборудование, недостаточно средств инвестируется в развитие профессиональной квалификации педагогического состава.
Молодое поколение часто работает не по специальности, достойных и хорошо оплачиваемых вакансий крайне мало, что вынуждает людей непродуктивно использовать свои возможности. В итоге не происходит перераспределения людей в более эффективные и востребованные сектора экономики.
Образовательная система нуждается во многочисленных структурных реформах, также непрерывная система образования позволила бы компенсировать последствия старения населения.
2.4. Работать над повышением благосостояния населения
Бедность населения и социальное неравенство в России всегда являлись одними из важнейших проблем, тормозящими рост экономики.
Население не имеет равного доступа к качественным услугам здравоохранения. Качество услуг зависит от социально-экономических факторов. В результате обостряется, например, проблема сердечно-сосудистых заболеваний. Система социальной защиты населения на данный момент не защищает наших граждан от шоков. Помощь и поддержка населения в России должна стать более адресной и направленной.
Министр экономического развития России Максим Орешкин в ходе одного из недавних интервью обратил особое внимание на проблеме низкого благосостояния наших граждан. Вот так он прокомментировал сложившуюся ситуацию:
«Бедность является серьезным ограничением. Это не только социальная проблема, но в том числе и серьезная угроза для экономического роста, учитывая, что значительная доля малообеспеченных сегодня у нас это семьи с детьми.» [1]
Сегодня Россия вовлечена в демографический кризис, страна находится на пороге критического этапа развития, когда численность трудоспособного населения страны будет снижаться резкими темпами. Конечно, интенсивное привлечение трудовых мигрантов из соседних стран будет позволять решать проблемы нехватки рабочей силы в секторах, не требующих высокой квалификации работников (строительство, транспорт, торговля). Но это не сможет обеспечить восполнение работников хотя бы со среднероссийскими уровнями образования и профессиональной квалификации.
Множество споров и дискуссий последнее время ведется о проблемах пенсионной системы, её давлении на бюджетную систему России. Это неизбежно будет означать рост нагрузки на бизнес – и с долгосрочной точки зрения не очень важно, будет это происходить в форме повышения налогов либо в форме сокращения расходов на инфраструктурные инвестиции или развитие человеческого капитала.
2.5. Развивать инвестиционный климат, а также привлекательность России для ведения в ней бизнеса
Для обновления инфраструктуры нашей стране потребуются немалые финансовые вложения и инвестиции в большом объеме. Сразу встает вопрос - как привлечь иностранных инвесторов, которые согласятся вложить свои деньги в отечественную экономику? Необходимо добиться стимулирования притока высокотехнологичных инвестиций в промышленный и аграрный сектор, проводить эффективную социальную политику. Несмотря на укрепление позиций России в авторитетном рейтинге, составляемом группой Всемирного банка (Doing Business Report), многие проблемы еще только предстоит решить.
Государство участвует практически во всех секторах экономики, это однозначно негативно сказывается на привлечении инвесторов и появлении новых игроков. Во многих частных компаниях бытует мнение, что государственное управление недостаточно эффективно, что нет ясности в вопросе защиты прав собственности. Постепенно эти проблемы решаются, но темпы урегулирования данной проблемы определенно оставляют желать лучшего. Ведь по сравнению со всеми развитыми государствами в Россия на порядок более коррумпирована, многие показатели нетранспарентны, неудачные шаги государства часто “заминаются” и намеренно скрываются от широкой общественности
2.6. Бороться с высокой долей теневой экономики в стране
На фоне кризиса серьезно начал расти “теневой” сектор экономики, в первую очередь из-за массовых сокращений в малом бизнесе. В большей степени от этого экономического феномена ущерб несут государственные структуры, предприниматели (законно ведущие свой бизнес), а также простое население. Очень любопытную позицию касаемо реальной доли “теневой” экономики, серьезно отличающуюся от официальной статистической информации и заявлений высокопоставленных чиновников, высказал замдиректора Федеральной службы по финансовому мониторингу - Владимир Иванович Глотов. На мой взгляд, его цитата очень правдиво иллюстрирует сложившуюся на сегодняшний день ситуацию.
“В начале 2013 года министром финансов РФ Антоном Силуановым была приведена цифра теневого сектора российский экономики – 15-20% от ВВП Российской Федерации. Данная цифра подтверждается и данными Росстата. Однако учитывая, что Росстат не включает в свои оценки криминальную экономику, мы оцениваем реальную долю «теневой» экономики в 40-50% ВВП. Социологические исследования, проведённые более чем в 20-и субъектах федерации, показывают, что почти 12% граждан работают на теневом рынке. Это проведение работ и оказание услуг без заключения предусмотренных законом договором, отсутствие налоговых и социальных перечислений в бюджеты различных уровней и внебюджетные фонды. Если же говорить о людях, охваченных «серыми» отношениями (например, получение части зарплаты в конверте), то речь идёт уже о 30 млн. граждан России, что составляет более 40% экономически активного населения нашей страны.” [2]
Государственная казна ежегодно теряет миллиарды рублей от этой проблемы, ведь с “теневых” взаиморасчетов не уплачиваются налоги в бюджет, в “тени” процветают коррупция и воровство. Люди, вовлечённые в эту отрасль экономики, фактически не имеют никаких социальных гарантий, они не защищены юридически. Соответственно, список прав, которыми они могли бы воспользоваться, серьёзно ограничен.
2.7. Развивать инновационные программы и высокотехнологичные проекты, продолжить создавать научные кластеры
Технологическая отсталость напрямую влияет на эффективность и производительность труда. На многих российских предприятиях установлено устаревшее оборудование, многие технологические стандарты не менялись со времен СССР, они потеряли свою былую актуальность. Специализированным государственным ведомствам следует идти в ногу со временем и использовать те блага, которые дают нам новые технологии.
На недавно проходившем Гайдаровском экономическом форуме премьер-министр России Дмитрий Медведев высказал свою позицию, согласившись с большинством тезисов, в которых неизбежно фигурировали намеки на то, что Россия выступает лишь в роли догоняющего. Далее представлены его слова:
“Я считаю, что нарастание технологического отставания в нашей стране является одним из наиболее серьезных вызовов, может быть, самым серьезным вызовом, который стоит перед нашей экономикой”. [3]
Новые технологии позволяют автоматизировать многие рутинные процессы, без сомнений их обязательно нужно внедрять и активно применять. Весьма хорошим примером может служить единый портал госуслуг, дающий гражданам широкий спектр возможностей. Да, разумеется, это далеко не идеальный сервис, однако с уверенностью можно сказать, что на платформе этого портала в будущем можно будет создать полноценную и удобную систему взаимодействия между гражданами и государственными ведомствами.
Для решения этой задачи необходимо начать готовить высококлассных специалистов, которые были бы готовы трудиться в России на благо Отечества. На данный момент в России развиваются два крупнейших наукограда, экономика которых основана на высокотехнологичной индустрии - это Сколково в Московской области и Иннополис в республике Татарстан. На базе этих научных кластеров я предлагаю создать места притяжения талантливой молодежи со всей России для реализации генеральных задач, которые стоят перед обществом и государством. Такие площадки позволяют находить единомышленников, дают возможности для профессионального роста и разнообразных коллабораций.
Инновации являются одним из самых действенных рычагов влияния на долгосрочный рост экономики России в рамках ограниченности других ресурсов. В стране остается огромный потенциал для развития инноваций, невзирая на факт, что за последние годы в стране сформировались ключевые элементы российской инновационной экосистемы.
3. Заключение
В России накопилось действительно немало проблем, страна жаждет решительных преобразований. В последние несколько лет ситуация серьёзно усугубилась в связи с осложнившейся международной обстановкой, экономическими санкциями со стороны стран Запада, падением цен на сырьевые ресурсы и как следствие падением курса рубля. Существует ли у России светлое экономическое будущее, возможен ли устойчивый экономический рост? Однозначно сказать нельзя, ведь предстоит длительная сложнейшая работа. Но совместными усилиями можно будет достичь поставленных целей и вывести страну на траекторию устойчивого роста. Необходима политическая воля и адекватное сознание ситуации. Стоит развиваться с осознанием того, что преодолеть многие конкурентные слабости нашей страны практически невозможно, решение некоторых трудностей займет не одно десятилетие.
Давая понятию “экономический роста”, необходимо включить в него расширение возможностей, капитала, информации, труда, технологий; это широкие серии, значительная номенклатура выпуска продукции; это экологически чистое и дешевое продовольствие на отечественной ресурсной базе; это наукоемкая и обширная по охвату медицина и образование. На все эти подсистемы нужны большие денежные ресурсы. Но все это - производительные сферы деятельности людей, в отличие от спекуляций на фондовой, валютной и других биржах.
На мой взгляд, для вывода российской экономики на принципиально новый курс требуется изменить, пересмотреть модель госуправления, на основе уже принятой законодательной базы расширить функции этого управления. В первой очереди я имею в виду федеральные законы, касающиеся стратегического планирования и политики промышленной отрасли. Пора прекратить дорогостоящие и провальные эксперименты, как например реформы Российской Академии Наук и образования, фактическая цель которых - приватизация и фискальные ограничения из-за уменьшения числа финансовых возможностей.
Обеспечение роста экономики и уровня народного благосостояния - пожалуй ведущая цель для любого цивилизованного государства. Для России задачей первостепенной важности становится обеспечение высоких темпов роста экономики и её развитие на основе высокого уровня жизни в обществе, а как следствие, качества человеческого капитала.
4. Литература, ресурсы сети Интернет
5. Приложения
Диаграмма №1 показывает динамику изменения количества населения с уровнем дохода ниже прожиточного минимума (в миллионах)
[1] goo.gl/tpXlk9
[2] goo.gl/O7K3ky
[3] goo.gl/o0vXuG
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Сочные помидорки
Машенька - ветреные косы
Плавает ли канцелярская скрепка?
Л. Нечаев. Яма