Данная работа представлена на областной конференции школьников "Байкальское кольцо"(посвященная 80-летию Иркутской области)
Вложение | Размер |
---|---|
титульный лист | 11.38 КБ |
содержание работы | 29.52 КБ |
приложение 1 | 551.06 КБ |
Региональная краеведческая конференция школьников
«Байкальское кольцо-2017 год»,
посвященная 80-летию образования Иркутской области
«История Прибайкалья».
Автор:
Антипина Елизавета Аркадьевна, 11 класс
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Магистральнинская средняя общеобразовательная школа №2».
Руководитель:
Царькова Галина Николаевна,
учитель истории и обществознания
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Магистральнинская средняя общеобразовательная школа №2».
666504, Иркутская область, Казачинско- Ленский район, поселок Магистральный, улица Российская 1-а,
E-mail: moumsoch2@mail.ru, телефон: (395 62) 4-15-21
Великий Сибирский путь.
С появлением железнодорожного транспорта, еще в XIX веке, умные государственные мужи, поглядывая на карту империи, разрабатывали дерзкие проекты – связать единой дорогой восток и запад России. Так считал и министр путей сообщения граф Сергей Витте — главный вдохновитель строительства Великого Сибирского пути. Противников строительства великой магистрали было множество: пугали гнилые болота, дремучая тайга, беспощадные морозы и т.д. Но идея пробилась в жизнь: в 1890 году Александр III утвердил Положение Комитета министров о строительстве сплошной линии Сибирской железной дороги от Златоуста до Миасса. 19 мая 1891года император лично отвез первую тачку земли для полотна новой железной дороги. По темпам строительства Великий Сибирский Путь (а ныне Транссиб) поражал воображение современников: за 13 с половиной лет (с марта 1891 по сентябрь 1904 года) был проложен непрерывный рельсовый путь - около 9100 верст, или немногим менее 10000 километров, по 740 километров в год. Цена Транссиба для России составила почти полтора миллиарда рублей. Вдоль магистрали расположились 87 городов. Транссиб пересек 16 рек. Дорога стала самой протяженной на планете — 9288,2 километра.
Зачем начали строить БАМ?
Строительства Байкало-Амурской магистрали, проходящей на 400 километра севернее Транссиба, было обусловлено тем, что Транссиб в основном проходит по южной границе, но в связи с возможной военной агрессией Японии и Китая, он мог выйти из-под контроля России. Кроме военной была еще одна причина: для начала стройки районы Дальнего Востока и Севера нужно было осваивать, разрабатывать, населять и продолжать защищать.
В 1932 году Совет народных комиссаров принял постановление «О строительстве Байкало-Амурской магистрали». Строительство планировалось завершить через 3 года. Страшные морозы, вечная мерзлота, ветры, болота, каменоломни, глубокие реки и ручной труд, — и всё это при необеспеченном быте времянок, с отсутствием столовых, с плохо организованным подвозом продуктов, стройматериалов, оборудования… Строители практически разбежались. Программа была сорвана. Для реализации задуманных планов стройку передали в ведение ОГПУ. В результате был организован Байкало-Амурский исправительно-трудовой лагерь. Вдоль всего БАМа были выстроены бараки с вышками, заборами и колючей проволокой. Основную часть работавших составляли «политзаключенные». Стройка продолжалась и в начале Великой Отечественной войны, но в 1943 году многие железнодорожные пути были разобраны и высланы в Сталинград для противотанковых укреплений.
Осенью 1972 года начался новый виток работ на БАМе. Но особым этапом стал 1974 году, когда на XVII съезде комсомола БАМ был объявлен всесоюзной ударной стройкой.
За годы строительства «дороги века» обработано 570 миллионов тонн грунта, построено 2230 больших и малых мостов, пересечено 11 крупных рек, преодолено 7 горных хребтов, пробито 8 тоннелей, стоимость стройки составила почти 20 миллиардов рублей. Протяженность дороги составила — 3105 километров.
Медалью «За строительство Байкало-Амурской магистрали» с 1976 по 1990 год награждено 88 610 человек. Многие люди, ехавшие на БАМ на время, остались здесь навсегда, а те, кто по разным причинам разъехались, приезжая в гости, встречаются друг с другом, как фронтовики. Для них бамовец – это Человек особого качества, ведь там «гнилые» не выживали.
Живые свидетели «стройки века»!
Знаковой датой в истории зарождения посёлка является 24 мая 1974 года, когда в районе Седанкина приземлился вертолёт, на котором прибыл первый отряд строителей из 26 человек. Их называли квартирьерами. Они подготовили местно для дальнейшей работы. Группу квартирьеров возглавил Коротнев Анатолий Алексеевич, который впоследствии стал начальником строительно-монтажного поезда №391, организованного для строительства БАМа.
Анатолий Алексеевич Коротнев родом из Козельска, что в Калужской области. Работал на Козельском ремонтно-механическом заводе, учеником слесаря. А в 1958 году по комсомольской путёвке уехал в Сибирь. Начиналась Братская ГЭС. Был назначен на должность бетонщика. В 1961 году поступил в Хабаровский институт инженеров железнодорожного транспорта. А всё остальное в жизни Анатолия Алексеевича связано с БАМом.
Анатолий Алексеевич с теплотой в голосе говорит о молодых людях, которые работали по двадцать часов, потому что знали: скоро приедет отряд имени XVII съезда комсомола – 200 человек.
Каждый из этих парней и девчат ощущал себя героем, которому выпала честь строить Байкало-Амурскую магистраль.
По мнению Анатолия Алексеевича, жизненная задача руководителя должна диктоваться добротой к людям, любовью к семье, к своему посёлку, своему народу, стране.
В июне 1974 года Коротнев А.А. был назначен начальником СМП-391 с местом дислокации на станции Киренга. Под его руководством стали строить палаточный городок – в будущем посёлок Магистральный.
За сорокатрехлетний период своей деятельности трудовой коллектив СМП-391совместно с подрядными организациями построили 120 км. железнодорожных путей, уложили 136 стрелочных переводов, построили жильё и промзоны на 5-ти бамовских станциях. Бамовские строители построили Киренскую нефтебазу с подъездными путями, фермы, дороги, комплекс объектов для ЛПК-99, Забайкальского военного округа и охраны железнодорожного моста через реку Киренга.
Вспоминая работу на БАМе, Коротнев Анатолий Алексеевич говорит: «Мы были молоды, хотели многое сделать, и трудности заставляли нас думать о своей особой роли в строительстве магистрали. А посёлок назвали Магистральный потому, что строили магистраль века».
Анатолий Алексеевич уверен, что ещё многое нужно сделать на БАМе, и его радует то, что за старшим поколением уже идут их дети.
Еще одним первопроходцем БАМа является Красовский Борис Иванович, Как и все первопроходцы жил в палатке, встречал первый поезд на станции Киренга. Свой трудовой путь он начал механиком СМП-391, затем стал секретарем партийной организации данного предприятия. На вопрос: «Какие были молодые люди, которые приехали на БАМ?», Борис Иванович говорит: «Они приехали с боевым чувством, с чувством любопытства. Я никогда не забуду в их глазах света, желания построить дорогу и город Корчагинец (впоследствии вместо города воздвигли посёлок Магистральный), который будет цвести и развиваться. А вообще, молодёжь приехала искать что-то новое: кто-то нашёл, а кто-то поехал искать дальше. Те, кто остались, обзавёлся семьёй. У некоторых сейчас уже и внуки, и правнуки в школу пошли». Борис Иванович награжден медалью за строительство БАМа, являясь активным членом общественной организации «Союз Строителей Первопроходцев БАМ», он частый гость нашей школы: на классных часах, праздниках доносит до молодого поколения историю великой стройки.
История БАМа связана с судьбой нашей семьи. Среди строителей дороги были мои дедушка и бабушка: Тетерин Александр Иннокентьевич и Тетерина Людмила Владимировна. Дедушка после школы поступил в училище, окончив его, стал сварщиком, ушёл в армию. Летом 1974 года демобилизовался. События, происходящие на берегу реки Окукихта (здесь, 2 июня 1974 года на Казачинской земле высадился Иркутский отряд комсомольцев, отправленный сюда решением Иркутского обкома ВЛКСМ для строительства одного из участков БАМа), круто изменили судьбу демобилизованного солдата. И уже 7 августа 1974 года он был принят на строительство Байкало-Амурской железной дороги электрогазосварщиком в СМП-391. Дедушке довелось познать быт палаточного городка. Жил в палатке № 14. Позже перебрался в общежитие. Вместе со всеми в зной и стужу поднимал к небу опоры линии электропередач, варил жёсткие поперечины на опорах при строительстве домов. Дедушка был почётным пассажиром первого пассажирского поезда. 40 лет рядом с ним всегда его жена - Тетерина Людмила Владимировна – надёжная опора и поддержка. Она работала контролёром-кассиром в первой бамовской сберкассе.
Здесь родились их дети: дочь Галина, сын Вячеслав. Здесь же родились четверо внуков.
БАМ в Казачинско- Ленском районе строила вся страна! Здесь трудились строители из Ростова-на-Дону и Кабардино-Балкарии, они внесли огромный вклад в создание «дороги века». Но тянули не только железную дорогу, здесь возводили комплекс жилых домов, построили первую школу и больницу.
Молодой медсестрой приехала на БАМ Храмко Ирина Андреевна. «Когда я приехала сюда, меня, прежде всего, покорил свежий воздух и тайга и стремление молодых работать, работать и работать!» Сегодня она председатель районной общественной организации «Союз Строителей Первопроходцев БАМ». Члены организации бережно хранят и пропагандируют историю строительства дороги и посёлка среди земляков.
В 2015 году, в рамках празднования 40-летия БАМа в Магистральном, члены организации активно участвовали в проведении торжественного митинга и парада. Ирина Андреевна в своём архиве сохранила множество фотографий из истории БАМа.
Приехав на стройку, Ирина Андреевна работала в детской консультации, ей достался самый большой участок. Она вспоминает, что в то время была самая большая рождаемость, она помнит многих молодых строителей дороги и поселка, которые создавали на БАМе семьи, рожали детей…
Ирина Андреевна известна в поселке не только потому, что является первопроходцем, она сдавала кровь детям (свыше 50 раз, более 20 литров), ей присвоено звание «Почётный донор России». Всех детей, которых она спасла, помнят её, поддерживают с ней связь, называют её второй мамой.
«Чего не хватает нашему бамовскому посёлку сегодня?» - спросила я у Ирины Андреевны при личной встрече.
«Я считаю, что не хватает бассейна, потому что у детей, начинает формироваться неправильно позвоночник. Хороший спортзал, чтобы ребятишки смогли заниматься с удобным оборудованием, ведь БАМ - это не просто путь, это люди, которые связали с ним свою жизнь.
Среди тех, кто ехал на стройку, были и молодые педагоги, ведь БАМ - это стойка молодых!
Жданова Тамара Гавриловна приехала в Магистральный по комсомольской путевке, вместе со своим мужем, Ждановым Владимиров Петровичем. Ее супруг до самой пенсии работал в Мостоотряде-45 крановщиком, за добросовестный труд, был награжден медалью за строительство БАМа, а она сама учила детей в первой бамовской школе поселка Магистральный.
Тамара Гавриловна вспоминает, что старшеклассники школы участвовали в строительстве БАМА, работая на субботниках.
Здесь, на БАМе, у нее родились двое детей, которые продолжают жить и работать в родном Магистральном.
Российская дорога в будущее!
В 80-ых годах, с началом перестройки в СССР, финансирование БАМа стало постепенно сокращаться, и стройка остановилась. Основную стратегическую задачу БАМ выполнил, но дорога стала убыточной. «БАМ — дорога в никуда» — такой слоган звучал в те непростые годы. Но БАМ «не умер», он долгие 20 лет ждал государственной хозяйской руки.
В 2008 году Правительство РФ утвердило Стратегию развития железнодорожного транспорта РФ до 2030 года, в которой описан комплекс мероприятий по строительству и модернизации железных дорог. Цена проекта оценивается в 562 миллиарда рублей.
Программа разбита на два этапа: 2008—2015 (1-й этап) и 2016—2030 (2-й этап) и содержит два сценария развития: минимальный (ориентированный на ресурсно-сырьевое развитие России) и максимальный (инновационное развитие). Стратегия, в частности, предусматривает строительство 5,1 тысяч километров дорог на 1-м этапе и от 10,8 до 15,5 тысяч километров (в зависимости от сценария) — на втором этапе.
В случае реализации Стратегии общая протяжённость железных дорог России достигнет к 2030 величины от 102,9 (+18 %) до 107,6 (+24 %) тысяч километров.
Живя в Магистральном, я вижу, что строительство второго пути на БАМе началось.
В 2014 году начались работы по сооружению вторых путей по существующей насыпи. Работы на участке ведутся компанией «БАМ- строймеханизация», которая строила здесь в конце 70-ых годов и вот спустя 40 лет работает вновь. Компания уложит бесстыковый путь, стрелочные переводы будут оборудованы системной пневмообдува сжатым воздухом.
Что ждет страна от новой «стройки века»?
Почему я решила написать эту работу? Мне интересна история моего поселка, в которой БАМ сыграл судьбоносную роль, потому что из таких историй, складывается история моей страны, прослеживается связь поколений, потому что без прошлого не может быть и будущего. А будущее у нашей железной магистрали есть!
Стучат по рельсам БАМа поезда…
А сердце помнит счастье и утраты,
Как будто бы часы, а не года
Прошли с тех пор,
И БАМ мы помним свято.
И бамовчата, взрослые совсем,
Ведут внучат по солнечной планете,
И будет время, БАМ мы назовем
Дорогой в новое тысячелетье!
Татьяна Ветрова .
Список используемых источников:
1.Семейный архив Коротнева А.А.
2.Семейный архив Храмко И.А.
3.Семейный архив Красовского Б.И.
4.Семейный архив Тетерина А.И.
5.Интервью Ждановой Т.Г.
6.Материалы районного краеведческого музея.
7.Районная газета «Киренга», номер от 16.06 , 2009 год.
8.Фотоальбом «30 лет СМП -391», автор ООО «Сибторгреклама», г.Иркутск, 2004 год.
9.Специальный выпуск газеты «Восточно –сибирский путь», от 25.03.2014 года, издательский дом «Гудок».
Члены общественной организации «Союз Строителей Первопроходцев БАМ» на мероприятиях посвященных 40-летию бамовского поселка Магистральный, июнь 2014год.
(из архива Храмко И.А.)
Есть ли лёд на других планетах?
Глупый мальчишка
Сказка "Узнай-зеркала"
Попробуем на вкус солёность моря?
Новый снимок Юпитера