Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно. Эти птички наши друзья, но жить в городах им не очень легко! Всего в Воронежской области встречается около 290 видов птиц. Из них около 50 видов - зимующие птицы Воронежской области.
К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода.
Задачи проекта:
2. Расширение представлений о пернатых друзьях, их важной роли в природе.
3. Побуждение к необходимости беречь пернатых друзей, защищать их.
4. Организовать участие в операции «Кормушка» и «Скворечник».
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Бутурлиновская средняя общеобразовательная школа
г. Бутурлиновка Воронежской области
СОЦИАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ
«Покормите птиц зимой»
Участники проекта
члены биологического кружка
«Юный исследователь»
Руководитель:
учитель биологии Романцова Л.Н.
г. Бутурлиновка, 2017
Пояснительная записка
Бутурлиновский район занимает площадь 1970 км2, расположен на юго-востоке Воронежской области в пределах Калачской возвышенности и представляет собой высокую равнину, сильно расчлененную оврагами и речными долинами. Нашему городу в этом году исполняется 100 лет. Площадь города — 37,72 км². Под городом — богатые месторождения мела, глины, песка; в настоящее время они, впрочем, не разрабатываются, так как закрыты промышленные предприятия. В Бутурлиновском районе выращивают пшеницу, кукурузу, рожь, ячмень, гречиху, горох, но прежде всего в больших объёмах подсолнечник. Построены свиноводческие и молочные фермы, где разводят крупный рогатый скот, свиней. Бутурлиновский район продолжает развиваться, построена новая школа, поликлиника, спортивный комплекс. Бутурлиновский район- самый красивый район Воронежской области. Гордостью и красой района, да и всей области, является знаменитый Шипов лес, в районе много прудов. Всего водоемами занято 1685 гектаров земли. Самая значимая река для нас — Осередь. Она является левым притоком Дона, свое начало берет из ключа в 8 километрах юго-восточнее Бутурлиновки. Общая длина ее — 89 километров. В Осередь впадает шесть речек, длина которых превышает 10 километров.
Но как бы не был красив город, но даже в самом красивом и замечательном городе было бы очень плохо жить нам без птиц. Какая радость, весной, услышать у себя под окнами пение соловья! Веселые и шумные воробьи, мы к ним так привыкли, гурливые голуби наши постоянные соседи, к ним мы привыкли и почти перестали замечать, но кроме них в наших городах живут и другие птицы, многие из них улетают на зиму в теплые края, но есть и такие что зимуют вместе с нами. И нет такого уголка, где бы нельзя было встретить птиц. Часто мы не замечаем этих маленьких пернатых, но, познакомившись с ними поближе, мы понимаем, что они делают очень много полезного. Значение птиц в природе и для человека велико и многообразно. Эти птички наши друзья, но жить в городах им не очень легко! Всего в Воронежской области встречается около 290 видов птиц. Из них около 50 видов - зимующие птицы Воронежской области. К сожалению, с лица Земли полностью исчезло 94 вида птиц, а еще 187 видов птиц находится в Красной книге. Много птиц погибает во время зимней бескормицы, которая начинается с появлением устойчивого снежного покрова, от голода.
Мало кто знает и задумывается о том, как тяжело выжить птицам зимой.
Мы задались вопросом: всё ли мы знаем о птицах, которые остаются зимовать в наших краях? А может быть, птицы улетают на юг не потому, что становится холодно? Ведь за счёт температуры своего тела они могут выдерживать сильные морозы. Отлёт большинства птиц, возможно, связан с отсутствием необходимого количества корма.
Наблюдения за птицами зимой позволили выдвинуть гипотезу: если постоянно подкармливать зимующих птиц, то можно помочь им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега. Также можно сохранить их численность.
Проблема: как помочь птицам выжить в зимних условиях?
Цель проекта:
Воспитывать защитников природы, научить быть милосердными.
Задачи проекта:
2. Расширение представлений о пернатых друзьях, их важной роли в природе.
3. Побуждение к необходимости беречь пернатых друзей, защищать их.
4. Организовать участие в операции «Кормушка» и «Скворечник».
Гипотеза:
Задачи:
Актуальность: птицы – наши друзья, мы должны помочь в зимнее время, так как они приносят пользу нам! Сколько вредных насекомых, гусениц уничтожают наши пернатые друзья.
Используемые методы исследования: наблюдение, анкетирование, исследование, агитация, операция «Кормушка» и «Скворечник»
Сроки работы: декабрь 2016 по февраль 2017 г.
План работы над проектом:
Развешивание кормушек и создание природоохранной зоны для птиц на территории школы.
IV. Разработка проекта.
№ | Этапы | Деятельность |
1. | Подготовка: выбор темы проекта, определение темы и содержания проекта, формирование творческих групп, определение форм выражения проектной деятельности. | Уточняем информацию, обсуждаем задания, принимаем общее решение по теме, формируем творческие группы. |
2. | Планирование: анализ проблемы, определение задач, средств реализации проекта, выбор критериев оценки результатов, формулировка вопросов, на которые нужно ответить, разработка заданий для творческих групп. | Вырабатываем план действий (собрать информацию), осуществляем постановку конкретных задач, определяем средства реализации проекта, уточняем источники информации, распределяем роли в группе. |
3. | Принятие решения: сбор и уточнение информации, обсуждение различных гипотез, выбор оптимального варианта, уточнение плана деятельности. | Работаем с информацией, выполняем исследование, корректируем план деятельности. |
4. | Выполнение проекта. | Работаем над проектом и его оформлением. |
5. | Оценка результатов: оценка выполнения проекта (поставленных целей, достигнутых результатов, анализ причин недостатков). | Обсуждаем полученные результаты, исполняем возможные недочёты, формулируем выводы. |
6. | Презентация: защита проекта. | Докладываем о результатах совместной деятельности. |
Ресурсное обеспечение проекта:
Вид Ресурсов | Перечень действий |
Информационные | Спланировать рекламно-разъяснительную кампанию среди учащихся школы. |
Кадровые | Создать инициативную группу из учащихся класса и их родителей по реализации проекта; |
Нормативно-правовые | Утвердить местоположение уголка птиц на пришкольной территории. |
Программно-методические | Подготовить подборку материалов по оформлению птичьих кормушек. |
Материально-технические | Подготовить строительный инструмент, эскизы, строительный материал. |
Содержание работы | Срок |
| Декабрь-январь |
Изготовление и установка птичьих кормушек на территории школы. | январь-февраль |
Развешивание кормушек на пришкольной территории. | 23 января 2017 года |
Производство мультфильма «Покорми птиц зимой» | Февраль 2015 года 25 |
Выступление участников проекта с результатами работы Дальнейшее развитие проекта. | февраль |
Социальная оценка результатов реализации проекта
План проекта был полностью реализован. Инициативная группа (все учащиеся класса) награждена грамотами. Доброе дело не прошло незамеченным.
Администрация школы и учащиеся положительно оценили деятельность учащихся.
Результат проекта.
2. Изучение общественного мнения и определение актуальной социальной проблемы.
Анкетирование учащихся.
Пронумеруйте мероприятия, какие вы считаете самыми необходимыми в зимний период, в порядке значимости.
В результате анкетирования получились следующие результаты:
80% детей считают первоочередным делом сделать кормушки
1% - расчистить дорожки
2% - залить каток
3% - проложить лыжню
4% - построить снежный городок
10% - поиграть в снежки
Участники проекта: учащиеся 1-6 классов члены кружка «Юные исследователи» МБОУ Бутурлиновская СОШ
Описание проекта.
1. Теоретический этап.(1–я группа учащихся)
Задачи: расширить представления о жизни зимующих птиц в условиях городской местности, о приспособленности, особенностях их поведения и питания. Птицы Воронежской области делятся на перелетных и зимующих. К зимующим видам относятся: оседло-живущие, полуоседлые и кочующие.
К зимующим относятся те виды птиц, для которых сезонные изменения в природе не влияют на доступность корма. Большинство таких птиц живут в тропическом и субтропическом поясе Земли. В Воронежской области таких птиц немного. На холодный сезон года с нами остаются птицы, являющиеся зерноядными, хищными, или имеющие смешанное питание. Для насекомоядных птиц, большинство из которых составляют певчие, зимой пищи нет. Также не могут питаться на замерзших водоемах водоплавающие птицы, цапли, аисты.
К оседлым видам относятся, например, птицы-синантропы, т. е. те, которые обитают рядом с человеком и зависят от него: домовой воробей, ворона, галка, сизый голубь и другие.
Часть птиц, которых называют полуоседлыми, могут перемещаться на небольшие расстояния от места своего обитания. Это сорока, глухарь, тетерев, овсянка и другие.
Кочующие птицы, вне сезона размножения постоянно перелетают в поисках пищи с места на место. Это синицы, сойки, поползни, снегири, свиристели, чижи и другие. Кочуют и редкие в наше время крупные орлы: беркут, орлан-белохвост
На дворе стоит зимняя стужа. Все дорожки покрылись снежным ковром. Ночью бывают сильные морозы. Тяжело в такую пору птицам, которые зимуют в наших краях. Многие птички погибают.
Воробьи держатся вблизи жилья человека, сооружают себе особое зимнее гнездо в щелях домов, под крышами, даже в пустых скворечниках. Как бы ни было голодно, если воробей нашёл корм, он, прежде всего своим щебетом приглашает своих собратьев к обеду.
Синицы селятся в самых разных местах. Любят жить в лиственных лесах, устраивают гнёзда в старых гнёздах белок, в дуплах дятлов. Зимой часто ищут ночлега возле жилых домов. Иногда поселяются и в почтовых ящиках. Зимой птицам могут помочь только люди. Когда ночная температура упадёт до –10 градусов и ниже, синички за ночь теряют 10% собственного веса. Голодные, ослабевшие птицы быстро замерзают. В суровую зиму из 10 синичек выживает только одна. А вот сытой птице и сильный мороз не страшен. Вот и летят птицы поближе к жилью человека. С самого раннего утра им нужен корм.
На ветках рябины устраивают столовую снегири. Кормится ягодами, выедая из них семена, оставляя мякоть.
Основные зимние корма: семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, семена подсолнечника (не жареные, не солёные), сушёные ягоды боярышника, шиповника, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Нельзя давать чёрный хлеб.
Мы составили листовку – обращение к ребятам «Покормите птиц зимой», в которой поместили памятку «Как подкармливать птиц» (приложение №1).
Вывод: зимуют в нашей местности, только те птицы, которые приспособились к выживанию в наших зимах.
2.Практический этап. (2–я группа учащихся).
Задачи: сделать и развесить кормушки для птиц, содержать их в чистоте. Следить, чтобы в кормушках постоянно был корм.
Чтобы помочь птицам, надо знать, какие из них зимуют и чем кормятся. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Потому-то так важны кормушки! Кусочки сала и мяса - для синиц. Но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь. Дятлы предпочитают семена тыквы и подсолнечника. Воробьи – просо, овёс, пшено. Свиристели, снегири любят полакомиться гроздьями ягод рябины, калины. У каждой птицы свои предпочтения. Главное – не дать им погибнуть от голода в зимнюю стужу, когда найти корм птицам значительно труднее, чем летом.
А они будут нам за это благодарны и очистят наши сады весной от вредителей.
Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим. При изготовлении кормушки не стоит увлекаться слишком сложными и причудливыми конструкциями.
Виды кормушек
Конечно, можно купить готовую кормушку, но гораздо интереснее сделать ее самим.
Вывод: зимующие птицы постоянные гости кормушек
Во всех классах проведены классные часы, викторины о зимующих птицах города. Среди учащихся младших классов была проведена викторина «Знаете ли Вы птиц?», акция «Покормите птиц зимой!», сняли пластилиновый мультфильм на тему акции и показали 1- классникам. (Приложение 2), раздали буклеты «Покорми птиц зимой»
Чтобы помочь зимующим птицам нашего города, необходимо знать, чем они кормятся? Зимой птицам не только холодно, но и голодно. Зимой для птиц, особенно маленьких, с быстрым обменом веществ, самое неприятное – голод. У многих пернатых температура тела постоянно держится в пределах 42 градусов по Цельсию, а у мелких птиц достигает 45 градусов. Вот такая закономерность: чем мельче птица, тем напряженнее у нее тепловой баланс, тем выше температура тела. При наличии пищи птицы переносят даже сильные морозы. Чаще всего птицам самим сложно найти корм и тогда на помощь приходит человек. Потому-то так важны кормушки!
Мы объявили в школе акцию «Покормите птиц зимой!». Ученики вместе с родителями изготовили кормушки из различных материалов. (Приложение 3) Далее мы выяснили, что кормушки лучше делать самые простые из тетра-пакетов или пластиковых бутылок, укреплённых вверх дном, чтобы зерно постепенно высыпалось на подставку. Более долговечные кормушки, сделанные из дерева. Многие дети принесли картонные коробки-кормушки, в которых были подарки к Новому году. Это очень хорошо, что они их не выбросили, а проявили заботу о птицах. 23 января мы совместно с 11-классниками, родителями вышли на территорию школы, в городской парк для того чтобы развешать кормушки и наполнить их кормом. (Приложение4) Мы старались развешивать их в доступных местах, чтобы была возможность постоянно пополнять их кормом. Прибивать кормушки на гвозди к деревьям нельзя, чтобы не повредить деревья. Кормушки должны быть в чистоте, чтобы не стать источником болезни. Птицы возле кормушек появляются с самого рассвета, поэтому корма надо засыпать с вечера. Во время морозов и метелей — это нужно делать каждый вечер. Составили Памятку для рябят «Чем кормить птиц» (Приложение 5) Каждый день ребята из группы продленного дня, совершая прогулки на свежем воздухе, кормят птиц.
3. Результаты проекта
Изучив литературу, мы составили таблицу о видах корма для птиц, которых мы наблюдаем на территории школы (Приложение 6). Из таблицы видно, что основной корм для птиц семена подсолнечника (не жаренные, не солёные), семечки арбуза, дыни, тыквы, пшеничные отруби, овсяные хлопья, пшено, крошки белого хлеба, несолёное свиное сало, говяжий жир. Мясо и сало можно давать сырое и варёное, но обязательно несолёное. Белый хлеб нужно, предварительно подсушив, мелко растолочь – крупные замершие куски они не смогут клевать. Чёрный ржаной хлеб птицам вреден. Нельзя предлагать птицам (перловую крупу, горох и чечевицу), разбухая в желудке, они могут вызвать мучительную смерть. Из круп птицы охотно любят поедать овсянку "Геркулес" и пшённую. Любят птицы клевать ягоды рябины. Каждый день мы наполняли кормушки различными видами корма и проводили наблюдения за кормушками в течение часа. Наблюдения проводились как на улице - на территории школы, так и из окна кабинета.
Члены кружка «Юные исследователи» провели наблюдения за зимующими птицами в городе, составили таблицу
Наблюдения за зимующими птицами в городе.
Птица | Где живёт? | Где и чем питается? | Примечания |
Воробей | Воробей ведет оседлый образ жизни. Гнёзда птицы располагают в укрытиях, обычно в пустотах деревянных и каменных строений, за наличниками и карнизами, иногда в кучах мусора, скворечниках. Бесформенное гнездо они забивают ветошью, соломой, паклей. | В городе придерживается мест, где есть корм. Это кормушки, тротуарные дорожки, возле складских помещений. Любит подсохший покрошенный белый хлеб. Из сухих кормов охотно клюют пшено, гречку, мелкую сухую вермишель. | Среди остатков человеческой пищи для птиц пригодно многое. Чаще всего это белый хлеб. Свежий будет смерзаться, поэтому лучше покрошить подсохший. И именно покрошить, а не нарезать на кубики, которые не сможет сразу проглотить мелкая птичка. У наших питомцев ржаной хлеб может вызвать расстройство пищеварения, а в зимнее время это может привести к гибели птицы. Нельзя кормить птиц и солёной пищей. Уж так они устроены, что соль для них – яд. Поэтому, если увидите, что кто-то положил в кормушку или около неё солёное сало, снимите и уберите подальше. |
Синица Это оседлая птица. | Гнездо делает из пуха, перьев и шерсти животных, в таком гнезде синичка сидит как на перине. В морозные дни стайки синиц прячутся в дупла деревьев, щели домов и спят, тесно прижавшись, согревая друг друга. | Зимой птички прилетают к нашим домам. Любит подсохший покрошенный белый хлеб, сырое, несолёное сало или фарш, склюют они любой сырой жир. Из сухих кормов охотно клюют пшено, гречку, мелкую сухую вермишель. А самым лучшим кормом для них считаются семена подсолнуха, но только сырые. | |
Ворона Ворона так названа за чёрный цвет в оперении, который по-старинному назывался «вороной». Ворон – вещая птица – живёт, по преданию, до трёхсот лет. Но на самом деле вороны живут не больше 75 лет. | Зиму проводят у жилья человека, где могут легче прокормиться на свалках с различными отходами и отбросами. Ночь они проводят в центре города – в парках, скверах, на крыше зданий, а на день вылетают кормиться на окраины города или в его окрестности. | Ворона – всеядная птица. Зимой питается в основном отбросами из мусорных баков или с тротуарных дорожек, отнимая корм у голубей. Любит ворона серый и черный хлеб, если его мелко покрошить, а не нарезать она ест с удовольствием. | |
Сорока | В зимнее время совершает небольшие местные кочёвки, собираются небольшими стайками и перемещаются поближе к поселениям человека. Здесь они проводят всю зиму. | Сорока - всеядная птица. Зимой питается различными отбросами. |
Где повесить кормушку?
Для птиц был собран корм:
Выводы: после того как мы повесили кормушки, мы заметили, что птиц на территории школы стало больше. В холодную погоду на кормушки прилетает больше пернатых гостей, чем в тёплую, поэтому обязательно нужно подкармливать птиц, чтобы их прилетало ещё больше и следить за кормушками). Сытой птице мороз не страшен. Главное правило: не забывать подсыпать корм в кормушки. Нерегулярное наполнение кормушки может вызвать гибель привыкших к подкормке пернатых. Птицы - наши друзья! Больше всего на кормушки прилетало воробьёв. При анализе наблюдений мы выяснили, что синицы прилетали в те кормушки, в которые мы клали кусочки сала, мяса и семечки, а воробьи в любую кормушку, снегирь же прилетал в удалённые кормушки с семенами и ягодами рябины, но птиц нужно кормить правильно, т.к. любое заболевание зимой для птиц- смерти подобно! От черного хлеба у птиц начинается понос, от избытка сала - проблемы с печенью и конечно птиц нельзя кормить жирной, жареной пищей (беляши, пирожки и т.п.), избыток жареных семечек тоже вредны для птиц! Плохой признак если птицы слишком распушают свое оперенье- значит они плохо себя чувствуют и не здоровы!Таким образом, наша гипотеза подтверждается, если постоянно подкармливать зимующих птиц то, тем самым мы помогаем им пережить холодный период года, когда птицам сложно добывать корм из–под снега, и сохраняем их численность.
В результате проекта:
Мы научились:
1) Делать кормушку из бросового материала (пластиковой бутылки, коробки из-под сока или молока…), а также прикреплять на кормушке-булавке кусочки сала;
2) Кормить птиц различным кормом;
3) Наблюдать и вести дневник наблюдений;
4) Рисовать птиц.
5) Создавать буклет
6) Научились создавать мультфильм
Узнали:
1) Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
2) Как различить птиц по окраске;
3) Какие корма предпочитают птицы;
Заключение
После всей проделанной работы мы пришли к таким выводам:
Диагностический опрос «Помоги зимующим птицам!»
Приложение №3
Наблюдения за птицами на кормушках.
Цель: изучить зимующих птиц
Фамилия, имя, отчество _______________________
___________________________________________
Кружок, школа, класс____________________________________
______________________________________________________
Где проводились наблюдения? _________________
______________________________________________________
Когда проводились наблюдения?___________________________
Описать растительность села, деревья, кустарники
_____________________________________________________
______________________________________________________
Дневник наблюдений
Дата | Погода | Вид | Описание птицы Если самец и самка отличаются по внешнему виду, то каждого описать отдельно | Наблюдение за птицами:
предпочитает и т.д. |
Слайд 1
Кроссворд (ответы): 1. Снегирь 2. Щегол 3. Дятел 4. Свиристель 5. Ворона 6. Голубь 7. Чечетка 8. Овсянка 9. Воробей 10. Синица 11. Сорока 12. Поползень Что почитать о птицах… 1. В. Чаплина. Лесная кормушка 2. С. Алексеев. Снегирь 3. В. Бианки. У кого дом лучше всех? 4. Г. Скребицкий. Сиротка 5. М. Пришвин «Лесной доктор» 6. Н. Сладков «Синичий запас» МБОУ Бутурлиновская СОШ МБОУ Бутурлиновская СОШ Помогать мы будем птицам! Им так голодно зимой. Птицам мы морозным днём Зерна и крошек принесем. Бутурлиновка,2017Слайд 2
Угощения для пернатых Даже в зимнее время каждый вид птиц питается определенным типом корма. Подкармливая птиц это надо учитывать! Виды кормушек 1 2 3 4 7 8 9 10 12 5 Пшено, просо, овес, пшеница Насыпав в кормушку пшено или овес, вы привлечете к ней воробьев, щеглов, зеленушек и других зерноядных птиц. Семена подсолнечника Наиболее универсальный корм для зимующих птиц. Его могут поедать синицы, поползни, дятлы и т.д. Большое количество растительных жиров делает их важным источником энергии в условиях зимних холодов. Сало, мясо Их очень любят синицы, поползни и некоторые другие виды птиц. Помните, что птицам можно предлагать только несоленое сало или мясо. Сушеная рябина и боярышник Ягоды рябины и боярышника привлекают самых красивых зимних обитателей — снегирей и свиристелей. Плоды нужно заготовить и высушить заранее, с осени. Семена клена и ясеня Крылатки собирают осенью и вывешивают на кормушки. Их любят поедать снегири, свиристели и некоторые другие посетители птичьих столовых. 1.Начинайте подкормку птиц поздней осенью и продолжайте до весны. 2. В кормушке всегда должен быть корм. 3. Корм должен подходить птицам. 4. Очищайте кормушку от снега. 5. Не бросайте возле кормушки пакеты и банки, в которых принесли корм. 11 6
Девочка-Снегурочка
Император Акбар и Бирбал
"Морская болезнь" у космонавтов
Весёлые польки для детей
Композитор Алексей Рыбников