Данная работа была представлена на окружную конференцию "Я-личность". Заняли 1 место.
Вложение | Размер |
---|---|
glagol-udivitelnaya_chast_rechi.docx | 39.6 КБ |
Министерство образования и науки РБ
Хоринский район
Центральный Образовательный Округ №1
МБОУ «Хоринская СОШ №1 им Д.Ж.Жанаева»
Научно-практическая
конференция учащихся 4,5,6 классов
« Я – личность!»
Номинация: русский язык
Тема: «Глагол – удивительная часть речи»
Выполнил: Авдеева Полина, 6 кл
Руководитель: учитель русского языка и литературы Скворцова С.В.
Телефон: 89148377464
Санномыск
2017 г.
Содержание
Введение …………………………………………………………………………………….3
Что значит слово «глагол»? ………………………………………………………………..4
Частотность употребления глагола ………………………………………………………..4
Смысловые группы глаголов ………………………………………………………………6
Морфологическое богатство глагола ………………………………………………………7
Лексическое богатство глагола …………………………………………………………….7
Глагол как средство выразительности …………………………………………………….7
Интересные факты о глаголах ……………………………………………………………..8
Заключение ………………………………………………………………………………….10
Список литературы ……………………………………………………………………....... 11
Введение
Актуальность. Что такое часть речи? Для того чтобы это понять, вернёмся в те далёкие времена, когда люди начали говорить, когда они звуками голоса научились обозначать окружающие их предметы и выражать словами своё отношение к ним и друг другу. Тогда начали появляться первые слова, и сначала они были очень простыми. Видел человек растение с листьями и съедобными плодами – придумывал ему название: яблоня. Капала с неба вода – называл: дождь. Слышал, как жужжанием летит насекомое, - называл: жук. Так появились слова, обозначающие предметы и вопросы к ним: Кто это? Что это?
Постепенно люди стали обращать внимание на качество предметов, которые их окружали, на качество своих действий и предметов, которые они сделали своими руками. Так появились слова, обозначающие качество предмета: Какой это предмет? Какая это пища? Какие это стрелы?
А когда люди делали орудия труда и охоты, им надо было рассказать друзьям и соседям, как и из чего эти орудия сделаны. Так появились слова, обозначающие действие, и первые вопросы: Что сделал человек? Что надо делать? Что не надо делать?
Представьте себе, каким бы был наш язык, если бы состоял только из одних существительных и прилагательных. Мы бы бесконечно называли предметы и их признаки, но никогда бы не узнали, что они делают, что с ними происходит. К счастью, этого не случится, потому что в русском языке существуют глаголы.
Гипотеза: обладает ли глагол достаточным количеством признаков и свойств, чтобы быть средством изображения информационной картины мира?
Цель работы: выявить особенности части речи глагол: грамматические признаки, употребление, распространение.
Задачи:
- трактовка понятия «глагол» в словарях;
- проанализировать частотность употребления глаголов в текстах разных типов речи;
- определить смысловые группы глаголов
- проанализировать употребление глагола как средства выразительности.
Предмет исследования: глагол как часть речи
Методы исследования:
анализ методической литературы (словари);
анализ текстов разных типов;
обобщение.
Практическая значимость: материалы работы можно использовать во внеурочной деятельности, при проведении предметной недели.
Глагол – самая огнепышущая, самая живая часть речи.
В глаголе струится самая алая, самая свежая,
артериальная кровь языка.
И назначение глагола – выражать само действие!
А.Югов
Что значит слово «ГЛАГОЛ»?
В переводе со старославянского языка «глагол» означает «слово», «речь». Например, у А.С.Пушкина: «Глаголом жги сердца людей», т.е. словом.
Наши предки рассматривали его как слово из слов, важнейшим видом слов.
Глагол как часть речи обозначает «процесс». С помощью глагола мы узнаем, как все в этом мире двигается, говорит, меняет краски, как звучит, как чувствует себя.
Этимологический словарь: «Глагол – слово греческого происхождения, означающее «речь».
Словарь В.И.Даля: «Глагол – грамматическая часть речи, разряд слов, выражающих действие, состояние».
Иллюстрированный толковый словарь современного русского языка: Глагол,-а,м. В грамматике: часть речи, обозначающая процесс (действие или состояние) и изменяющаяся по временам, числам, лицам.
Справочник школьника. 1-4 кл.: Глагол – это часть речи, которая обозначает действие предметов и отвечает на вопросы что делать? Что сделать?
Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона: Глагол в индоевропейских языках часть речи, обозначающая известный преходящий (меняющийся) признак, свойственное предмету в ограниченный промежуток времени состояние или действие.
Во всех толкованиях указывается на основной признак глагола: обозначают действие или состояние предмета.
Частотность употребления глагола
В «Частотном словаре русского языка» части речи располагаются по частоте употребления в такой последовательности:
1) существительное — 26,65–1 место
2) глагол — 17,12–2 место
3) местоимение — 13,27–3 место
4) предлог — 11,1–4 место
5) прилагательное — 9,37–5 место
6) наречие — 8,096–6 место
7) союз — 7,39–7 место
8) числительное — 1,17
9) частица — 1,002
Глагол занимает второе место после существительного.
Рассмотрим эту закономерность на примерах:
Скоро весна
Над полями и лесами все ярче и ярче светит солнышко. Потемнели в полях дороги, посинел на реке лед. Прилетели белоносые грачи, торопятся поправлять свои старые растрепанные гнезда.
Скоро, скоро оденется лес листвою, зацветет на опушках черемуха, защелкают над ручьями голосистые соловьи.
(И.Соколов-Микитов)
Мы взяли текст Соколова-Микитова, количество слов 41. Существительных в этом тексте:15 (36%), глаголов: 9 (21%), прилагательных: 3 (7 %), остальные части речи (наречия, союзы, предлоги): 14 слов (34%).
Зависит ли частота употребления глагола от типа текста? Для анализа мы взяли тексты: повествование, описание и рассуждение.
Текст – повествование
Ехала мать в город с малыми детьми в бричке. Вот въехали они на улицу, вдруг лошади чего-то испугались и понесли. Кучер со всей силы вожжи натянул, совсем назад отвалился, - ничего лошади не чуют, несут во весь опор, вот-вот бричка перевернется.
(По Б.Житкову)
Всего слов: 41
Существительные: 10 (24%)
Глаголы: 9 (21%)
Прилагательные: 1 (2%)
Текст – описание
Красив, чуден русский лес зимою. Глубокие, чистые лежат под деревьями сугробы. Над лесными тропинками кружевными белыми арками согнулись под тяжестью инея стволы молодых берез. Тяжелыми шапками белого снега покрыты темно-зеленые ветви высоких и маленьких елей.
(По Соколову-Микитову)
Всего слов:35
Существительные: 10 (28%)
Глаголы: 2 (5 %)
Прилагательные: 13 (37 %)
Текст – рассуждение
Разберемся в нескольких видах дождя, чтобы понять, как оживает слово, когда с ним связаны непосредственные впечатления, и как это помогает писателю безошибочно им пользоваться.
Чем, например, отличается спорый дождь от грибного?
Слово «спорый» означает – быстрый, спорый. Спорый дождь льется отвесно, сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом.
(По К.Паустовскому)
Всего слов: 47
Существительные: 8 (17%)
Глаголы: 9 (19%)
Прилагательные: 7 (14%)
Вывод: На основе приведенных текстов наблюдаем, что в повествовании и рассуждении частота употребления глаголов почти одинакова 21% и 19%. Много глаголов в повествовании, так как этот тип речи характеризуется тем, что его тема раскрывается в процессе развития действий, состояний, событий. В описании глаголы почти не употребляются, так как основной вопрос при описании: КАКОЙ?
Самыми употребительными являются следующие глаголы: мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, пойти, есть, стоять, жить, смотреть, казаться, взять, понимать, сделать, значить.
Смысловые группы глаголов
Мы знаем, что основное значение глагола как части речи – действие: ходить, бежать, строгать и т.д. Но с помощью глагола мы выражаем и бездействие: стать, лежать, думать, лежать и т.д.
В «Лингвистическом энциклопедическом словаре» говорится о динамических и статических глаголах. Динамические глаголы обозначают действия в прямом смысле «бежать, стоять, лечить, учить» или же события и процессы, связанные с теми или иными изменениями: чашка разбилась, дерево растет, снег тает.
Статические глаголы обозначают состояния, зависящие от воли субъекта (стою) либо не зависящие от его воли (болею, мерзну), обозначают проявление качеств и свойств: «трава зеленеет» в значении «видится зеленой».
Проанализировав известные глаголы, мы выделили следующие смысловые группы:
Морфологическое богатство глагола
Глагол – настоящий богач среди частей речи: имеет лицо, время, наклонение, вид – ни у одной другой части речи нет такого количества форм.
Решить – (я) решу, (мы) решим, (ты) решишь, (вы) решите, (он, она, оно) решит, (они) решат; решил, решаю, буду решать; решаю, решил бы, реши; решить – решать.
Для согласования с существительным, местоимением глаголу необходимы род и число:
Решить – он решил, она решила, оно решило; решил – решили.
Лексическое богатство глагола
Богатство не только в количестве слов, но и в лексических возможностях. К глаголам можно подобрать синонимы, антонимы. Глаголы употребляются в прямом и переносном значении. Это делает речь яркой и выразительной.
ГОВОРИТЬ. Антонимы: молчать, безмолвствовать,
Синонимы: беседовать, болтать, лепетать, вещать, упоминать, чирикать, базарить (жарг.), баять, выражаться, заливаться соловьем, заговаривать зубы, точить лясы.
Лексическое значение слова:
Говорить - 1. Пользоваться, владеть устной речью. Ребенок еще не говорит. // перен. Владеть каким-л. иностранным языком. Я говорю на английском языке.
2. Выражать в устной речи какие-л. мысли, сообщать что-л. Говорить медленно. Говорить о новых открытиях. // Высказывать что-л. печатно, письменно. Говорится в газете. // Высказывать какое-л. мнение, суждение; обсуждать что-л. Говорить об успехах товарищей. // перен. Вызывать какие-л. чувства, мысли, воспоминания и т.п. // перен. Подсказывать, предсказывать (о предчувствии, интуиции). Говорит внутренний голос.
3. Вести беседу, разговаривать. Я говорю с братом по телефону.
4. перен. Свидетельствовать о чем-л., указывать на что-л. Данный факт ни о чем не говорит.
5. перен. Проявляться в чьих-л. действиях, поступках и т.п. В нем говорит гордость.
Глагол как средство выразительности
Часто при помощи глаголов создаётся метафора. Это одно из средств выразительности, помогающее автору более ярко и образно нарисовать картину:
Розовеют сугробы под лучами зари.
Полыхают рябины, и горят снегири…
( Я. Хелемский )
Переносное употребление будущего времени в значении настоящего придаёт описанию большую яркость, живость, красочность; события, о которых повествует автор, словно приближаются к читателю, и он становится как бы их участником. Понаблюдаем это явление в тексте: «Хорошо сидеть и прислушиваться к тишине: то ветер подует и тронет верхушки берёз, то лягушка зашелестит в прошлогодней листве, то за стеной колокольни часы пробьют четверть…». ( А. П.Чехов).
Переносное употребление настоящего времени в значении прошедшего как бы делает читателя участником событий: « До ближайшей деревни оставалось ещё вёрст десять, а большая тёмно-лиловая туча, взявшаяся бог знает откуда, без малейшего ветра, но быстро продвигалась к нам…Изредка вдалеке вспыхивает молния и слышится слабый гул…» (Л. Н.Толстой)
В художественных текстах часто употребляются глаголы-синонимы: « Уж я и не ворочусь тогда, я просто сгину куда-нибудь…» (Ф. М.Достоевский).
А также глаголы-антонимы. Такое противопоставление обычно лежит в основе русских пословиц: дело веди, а безделье гони; человек от лени болеет, а от труда здоровеет и другие.
Глаголы в сочетании с союзами передают динамичность действия или, наоборот, замедленность: «Завевает, кружит, заносит. Свистит, скулит, воет. Лепит в глаза, в спину толкает, дышать не дает». (Н.Сладков) Передается насыщенность, стремительность выражения.
«Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал, и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность». (Короленко В. Г.) Намеренное использование повторяющегося союза для замедления действия с целью усиления выразительности.
Интересные факты о глаголах
Изучая справочную литературу, я обнаружила для себя глаголы, употребление или строение которых объяснить известными нам причинами невозможно.
Недостаточные глаголы
Каждый, кто пользовался когда-нибудь глаголом победить, помнит своё недоумение: он победит, ты победишь, я... победю? Побежу? Побежду? Приходится употреблять заменяющую словесную конструкцию: я одержу победу или я стану победителем. У этого глагола отсутствует форма первого лица единственного числа, поэтому глагол является недостаточным. А недостаточным глагол победить стал по закону благозвучия.
Но есть недостаточные глаголы, ставшие такими из-за смысла. Например, глагол вызревать. Мы можем сказать, что сыры вызревают, арбузы на бахче вызревают, но не можем — мы вызреваем, а значит, все личные формы этого глагола, кроме третьего лица, будут невозможны. И этот глагол недостаточный.
В русском языке есть также глагол, который употребляется всегда только в одной форме — это глагол неймётся. У него нет никакого другого времени, и даже неопределённой формы.
Глагол БЫТЬ
Всем известен этот глагол. Но употребляем мы его чаще всего в прошедшем времени: я был дома, мы были в зоопарке, она была занята. А в настоящем времени глагол быть мы почти никогда не употребляем, мы его пропускаем: я — спортсмен, ты — ученик, оно — насекомое. Правда, этот глагол встречается в изречениях вроде это есть наш последний и решительный бой. Философы и математики тоже любят это слово: человек есть существо разумное, квадрат есть прямоугольник с равными сторонами. А во множественном числе они употребляют слово суть: люди суть разумные существа, квадраты суть прямоугольники. Слово суть, конечно, очень устаревшее слово, даже незнакомое для многих, а слово есть употребляется чаще: у меня есть собака, у них есть предложение, у нас есть родственники. В общем, всё настоящее время глагола быть мы выражаем одной распространённой формой: есть. А вот как было в древнерусском языке:
Прошедшее время (современный язык) | Настоящее время (древнерусский язык) |
Я (что делал?) был. | Я (что делаю?) есмь. |
Ты (что делал?) был. | Ты (что делаешь?) еси. |
Он (что делал?) был. | Он (что делает?) есть. |
Мы (что делали?) были. | Мы (что делаем?) есмы. |
Вы (что делали?) были. | Вы (что делаете?) есте. |
Они (что делали?) были. | Они (что делают?) суть. |
Все глаголы несовершенного вида при образовании будущего времени требуют, как правило, вспомогательного глагола: я буду ехать, ты будешь учиться. А глагол быть — единственный глагол несовершенного вида, который образует будущее время без вспомогательного глагола: я буду, ты будешь, они будут и т. д.
Глагол без корня
Такой глагол существует в русском языке! Это глагол вынуть. В нём есть приставка вы-, окончание |ть| и суффикс -ну- (выражает однократность действия), а корня, как видите, нет! Он исчез в результате звуковых изменений, которые претерпело слово. Глагол вынуть (вынимать — несовершенный вид) — родственник глаголов отнять (отнимать), занять (занимать), снять (снимать). Все эти родственные глаголы имеют древний корень -Я- со значением "брать". Состав этих слов с исторической точки зрения можно изобразить так:
от-н-я-ть,
за-н-я-ть,
с-н-я-ть,
вз-я-ть.
А что такое звук [н] в составе этих слов? Этот звук — часть суффикса. Он появляется после некоторых приставок в тех случаях, когда корень слова начинается с гласного звука. Теперь нам осталось понять, почему Я изменяется в У.
Я очень короток, невыразителен, самостоятельно перестал употребляться в словах без приставок. Значение его забылось. Сочетание НЯ в слове вынять (как было ранее) стало непонятным. Зато во многих глаголах встречался деятельный и активный НУ. По аналогии с этими глаголами слово вынять изменилось в вынуть, потеряв при этом корень. Во многих народных говорах, правда, и теперь ещё вместо глагола вынуть говорят вынять: он выняет.
Заключение
Движение в русском языке выражается глаголом. Все в жизни движется, меняется. Движение сопровождает человека всю жизнь. Изучая глагол, мы поймем, что радуга может расцвести, дождь – шептаться с листвой, а осень – плакать.
Выводы:
глаголы, обозначающие движение, трудовые процессы, состояние человека, состояние природы, процессы речи, проявление цвета.
Список литературы:
Как напиться обезьяне?
Свадьба в Малиновке
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Белый лист
Стрижонок Скрип. В.П. Астафьев