Тема данной работы «Влияние индивидуальных особенностей голоса преподавателей на уровень восприятия информации обучающимися» раскрывает проблему значимости учёта индивидуальных особенностей и потенциала участников образовательного процесса для эффективного обучения.
С развитием социально-гуманитарной картины мира все больший интерес вызывает проблема понимания человека человеком: механизмов передачи информации, феноменов восприятия собеседника, социально-психологических факторов, способствующих или препятствующих здоровой коммуникации. Крайне важное значение приобретает изучение специфично человеческой формы общения – речи, несущей в себе как вербальную, так и невербальную информацию от человека к человеку. Особый интерес вызывает голос человека – феномен, как выясняется, очень информативный, но малоизученный психологической наукой.
Актуальность исследования определяется значимостью учета индивидуальных особенностей и потенциала учащегося и преподавателя для эффективного обучения. При этом, исследования в данной области имеют не просто научный интерес, но и могут принести практическую пользу в разработке новых подходов реализации общего государственного экзамена, а также могут быть интересны для повышения эффективности работы педагогов.
Гипотезой исследования является предположение о том, что существует взаимосвязь между особенностями голоса преподавателя и спецификой восприятия информации обучающимися.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 416.7 КБ |
ПСИХОЛОГИЯ.
ТЕМА: «ВЛИЯНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ГОЛОСА ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ НА УРОВЕНЬ ВОСПРИЯТИЯ ИНФОРМАЦИИ ОБУЧАЮЩИМИСЯ»
АВТОР: Гронская Виктория Сергеевна,
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов», 9Б класс
РУКОВОДИТЕЛЬ: Палагина Маргарита Николаевна
педагог-психолог,
Муниципальное бюджетное
общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №9 с углубленным изучением отдельных предметов»
Содержание
Введение ……………………………………………………………………………………………3
Глава 1. Теоретическое исследование голоса и его основных физических параметров.…………………………………………………………………………………………5
1.2. Уникальность и свойства голоса………………………..……………………………………... ..6
1.3. Педагогическое воздействие с помощью голоса. ……………………………………..….. ..6
Глава 2. Сравнительный анализ и интерпретация полученных результатов изучения способов восприятия информации через голосовой набор.………………………………….9
Заключение ………………………………………………………………………………………11
Список литературы ………………………………………………………………………..…... 12
Приложения....................................................................................................................................13
Голос ... это то, чего не подделаешь!
Это — сама душа, вернее говорящая о сокровищнице сердца,
о характере, чем взгляд, чем улыбка.
Все поддельно, кроме голоса.
В. В. Розанов
Введение
Тема данной работы «Влияние индивидуальных особенностей голоса преподавателей на уровень восприятия информации обучающимися» раскрывает проблему значимости учёта индивидуальных особенностей и потенциала участников образовательного процесса для эффективного обучения.
С развитием социально-гуманитарной картины мира все больший интерес вызывает проблема понимания человека человеком: механизмов передачи информации, феноменов восприятия собеседника, социально-психологических факторов, способствующих или препятствующих здоровой коммуникации. Крайне важное значение приобретает изучение специфично человеческой формы общения – речи, несущей в себе как вербальную, так и невербальную информацию от человека к человеку. Особый интерес вызывает голос человека – феномен, как выясняется, очень информативный, но малоизученный психологической наукой.
Актуальность исследования определяется значимостью учета индивидуальных особенностей и потенциала учащегося и преподавателя для эффективного обучения. При этом, исследования в данной области имеют не просто научный интерес, но и могут принести практическую пользу в разработке новых подходов реализации общего государственного экзамена, а также могут быть интересны для повышения эффективности работы педагогов.
Гипотезой исследования является предположение о том, что существует взаимосвязь между особенностями голоса преподавателя и спецификой восприятия информации обучающимися.
В соответствии с выше изложенным целью исследования является определение влияния индивидуальных особенностей голоса преподавателей на процесс восприятия информации обучающимися и их достижения в учёбной деятельности.
Для достижения поставленной цели необходима последовательная реализация следующих задач:
4. Определить мнение обучающихся об эталонных характеристиках голоса преподавателя для комфортного восприятия информации.
5. Изучить влияние голосовых наборов на соотношение рационального и чувственного компонентов в познавательной сфере личности.
6. Провести изучение способов восприятия информации среди обучающихся 6 и 9 классов, выявить их типологию.
7. Изучить зависимость способов восприятия информации между аудиозаписью и голосов преподавателей.
Объектом исследования выступает социально-перцептивный процесс участников образовательной деятельности, а его предметом - особенности восприятия голоса преподавателя обучающимися.
Для решения поставленных задач был использован комплекс методов исследования, включающий теоретический анализ психологической и педагогической литературы, опрос обучающихся и преподавателей, БИАС-тест (определения репрезентативных систем) описанный в 1982 г. Lewis В. А. и Pucelik F., наблюдение, методы качественной и количественной обработки эмпирических данных.
Глава I. Теоретическое исследование голоса и его основных физических параметров.
1.1 Исторический взгляд феноменологии голоса.
Человек всегда строит психологический портрет того, с кем включен в общение, который создается на основе анализа множества данных. И голос зачастую может рассказать о человеке больше, чем содержание сказанного. Иногда не так важно, что говорят, гораздо важнее - как. Так, по мнению П.Экмана, крупнейшего специалиста по вопросам распознавания лжи, слова являются одним из наименее достоверных источников информации (Экман П., 2000).
Интерес к феноменологии голоса был проявлен еще много веков назад. Так, на мифологическом этапе становления научного знания возник образ сирен в «Одиссее» Гомера; на более позднем этапе важное значение приобрели навыки владения голосом и речью в школах ораторского искусства в Древней Греции и Риме. В средневековой Италии данные о голосе вносились в паспорт наряду с антропометрическими.
Однако проблема голоса не подвергалась научному системному исследованию, поскольку, в отличие от зрительного, слуховое восприятие не является ведущим для человека.
Ситуация стала меняться в последние десятилетия, когда была поставлена задача разработки современных методов дистанционной идентификации личности. И на сегодняшний день голос человека - явление весьма сложное и далеко не полностью изученное. По сути, нет даже единой общепризнанной теории голосообразования. До недавнего времени господствовала мышечно-эластическая теория, согласно которой частота звуковых колебаний и образование голоса зависит от длины и напряжения голосовых связок, что обусловливается функциональным состоянием вовлекаемых в этот процесс мышц гортани.
Сейчас более актуальна нейро-мышечная теория голосообразования, согласно которой частота звуковых колебаний совпадает с числом поступающих из центральной нервной системы импульсов, что и определяет его уникальность и своеобразие. Встречаются похожие голоса, но нет одинаковых. Даже имитаторы копируют не сам голос, а только манеру говорить или петь, интонации и жесты. Более того, эксперименты профессора Р. Фарманн доказали: изменить собственный голос - сделать его неузнаваемым - можно на протяжении всего 3-5 слов, затем индивидуальные признаки берут свое (Ю.И.Александров, 2001).
Голос каждого человека уникален и полиинформативен. Существуют факторы, обуславливающие его различные специфические параметры, способные отражать индивидуально-психологические характеристики человека. Существуют психологические феномены восприятия человеком голоса своего собеседника, дающие возможность выявлять его индивидуально-психологические характеристики. Вопрос в том, насколько адекватно происходит восприятие человека по его голосу!
1.2. Уникальность и свойства голоса.
Человеческий голос - в своем роде уникальное явление и как акустический феномен, и как анатомо-физиологическое действие, а также в силу своего социального значения. Голос столь же уникален, как отпечатки пальцев или строение сетчатки глаза.
Когда к Сократу однажды привели человека, о котором он должен был высказать свое мнение, мудрец долго смотрел на него, а потом воскликнул: «Да говори же ты, наконец, чтобы я мог тебя видеть!»
И действительно, как много смысла, помимо слов, кроется в самом звуке голоса! Прислушайтесь к звукам речи незнакомого человека... Разве тембр голоса, манера говорить, интонации не расскажут вам многое о его чувствах и характере? Ведь голос бывает тёплый и мягкий, грубый и мрачный, испуганный и робкий, ликующий и уверенный, ехидный и вкрадчивый, твёрдый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли.
Способность говорить, выражать свои мысли характеризует человека как личность. С социальной точки зрения голос является не только средством информации и общения между людьми, но и ценным капиталом, если профессиональная деятельность связана с использованием голоса (например, у певцов, артистов разговорного жанра, конферансье, пародистов-звукоподражателей, дикторов радио и телевидения и т.д.), а также своеобразным «орудием производства» (у учителей школ, преподавателей институтов и университетов, лекторов, ораторов, экскурсоводов, диспетчеров, телефонисток справочной службы и людей многих других профессий).
1.3. Педагогическое воздействие с помощью голоса.
Педагог воздействует на иителлектуально-эмоциональную сферу ученика, его поведение главным образом с помощью устной речи, которая меняет свои акустические параметры в соответствии с решаемой коммуникативной задачей. Звуковая форма речи во многом определяет результат педагогического воздействия. В частности, говоря о поддержании дисциплины в классе, А. С. Макаренко отмечал: «Можно послать самого боевого, самого «свирепого» человека в класс; он войдет и скажет: «Тише, не кричите!» Но над ним будут хохотать. А можно послать в класс нежнейшее существо, почти не обладающее никакой властью, которое так скажет: «Иванов, сядь на место», — что и он сядет, и все остальные сядут, довольные тем, что заметили Иванова, а не его». Но характер звучания того или иного произнесенного слова, высказывания в целом, в свою очередь зависит от особенностей голоса педагога. Свойства голоса обусловлены, с одной стороны, индивидуальными (анатомическими и психофизиологическими) особенностями человека, а с другой — задачами профессиональной деятельности и условиями, в которых она осуществляется.
Педагогическая деятельность, в частности работа школьного учителя, выдвигает перед человеком ряд требований, в том числе касающихся качества его голоса. (Например, очень важно, чтобы голос не только не срывался, но и сохранял звучность даже при длительной речевой нагрузке).
Можно выделить ряд параметров, которые в совокупности составляют специфическую характеристику профессионального голоса педагога. Среди них — следующие:
1) потенциально высокий уровень громкости (голосовой «запас прочности», позволяющий учителю в любой ситуации быть услышанным);
2) большой динамический диапазон (возможность придавать голосу множество градаций громкости, переходов от максимальной звучности к минимальной);
3) широкий высотный диапазон (значительные повышения и понижения голоса, то есть частоты колебаний голосовых связок, обеспечивающих разнообразную мелодику речи);
4) большой тембральный диапазон, разнообразие тембров (изменения звуковой окраски голоса, позволяющие «раскрашивать» отдельные слова или целые высказывания в те или иные тона, придавая им большую выразительность);
5) благозвучность (чистота и ясность тембра);
6) полетность (хорошая слышимость при наименьших усилиях говорящего, когда голос легко «долетает» до слушателей в любой части аудитории);
7) помехоустойчивость (способность голоса противостоять внешним звуковым помехам, быть услышанным на фоне посторонних шумов);
8) суггестивность (способность голоса воздействовать на эмоции и поведение учеников независимо от словесно-понятийного содержания речи);
9) устойчивость (потенциальная стабильность высоты, громкости и тембра);
10) гибкость, подвижность (способность голоса быстро и непринужденно варьировать высоту, громкость и тембр);
11) адаптивность (способность голоса обеспечивать хорошую слышимость, разборчивость и комфортное восприятие речи в любых акустических условиях),
12) выносливость (высокая работоспособность голоса, позволяющая выдерживать длительную речевую нагрузку).
На основании перечисленных параметров мы вводим понятие педагогического голоса. Педагогический голос - это идеализированное представление о таком звучании голоса, с помощью которого наиболее эффективно решаются задачи обучения и воспитания. Процесс педагогического общения включает в себя необходимым компонентом воздействие учителя на ученика, воспитателя на своего подопечного. В этой связи очень важным представляется вопрос о суггестивном воздействии, педагогическом внушении. Внушение (суггестия) — это особый вид психического воздействия (главным образом словесного) на человека, вызывающий у него некритичное восприятие того, что внушается (С. Я. Рубинштейн).
Внушающее воздействие на ученика оказывает вид учителя, в обстановке школы, и своеобразие коллектива. Г. Лозанов указывает на такие факторы, как авторитет педагога, псевдо пассивность учащихся, ритм, интонация. И. М. Бехтерев отмечал суггестивность жестов. С помощью слова педагог можем вызвать в ребенке чувство бодрости или страха, радости или угнетения, веры в себя или безверия, интереса или скуки, доверия или подозрительности. Причем эти чувства вызываются не смысловым значением слова, не содержанием и логикой речи, вернее, не столько этим, сколько самой интонацией слова и речи, их яркостью, выразительностью, а также подкрепляющими их жестами, мимикой, движениями, которые непосредственно воздействуют на ребенка. Сущность суггестивности голоса в том, что говорящий с помощью некоторых нюансов тембра апеллирует к слушателю, овладевая его вниманием, вызывая в нем сопереживание и стимулируя поведенческие реакции, минуя аналитическую сферу сознания, ослабляя критическое отношение к говорящему и говоримому.
Таким образом, рассмотренные в первой главе вопросы подтвердили уникальность и свойства голоса. Введением понятия «педагогический голос» мне хотелось подчеркнуть специфику профессиональной речи учителя, преподавателя, воспитателя, что имеет непосредственное воздействие на обучающихся.
Глава II. Сравнительный анализ и интерпретация полученных результатов изучения способов восприятия информации через голосовой набор.
Проанализируем полученные результаты по проведенному опросу, направленного на изучение представлений голоса преподавателей для комфортного восприятия обучающимися. После качественного анализа индивидуальных ответов составим диаграмму распределения ответов по категориям с учетом двух сравниваемых классов испытуемых. (Приложение 1). Анализируя ответы 6 классов можно утверждать, что ответы сравниваемых 9 классов не очень сильно отличаются. Значит возрастной ценз, не является, различен для восприятия голоса. Самое наибольшее количество процентов в опроснике составило 36% -спокойный голос и наименьшее количество 3%- не грубый голос. Из этого можно утверждать, что для детей, обучающихся в школе лучше воспринимать информацию от педагога со спокойным голосом. Правильно поставленный насыщенный тембральными красками и интонациями голос поможет убеждать, добиваться целей, стать успешным, от частоты и тембра голоса зависит впечатление собеседника.
Теперь рассмотрим ситуацию, как тембр голоса преподавателя влияет на усвоение учебного материала обучающимися. (Приложение 2) Количественный анализ ответов показал, что для 76% опрошенных голос влияет на усвоения учебного материала, а остальные 24% ответили - нет. Для более достоверной обработки, я решила опросить и педагогов (Приложение 3). Их мнение оказалось не слишком различно с мнением учеников. 77% ответивших решили, что голосовой набор влияет на соотношение рационального и чувственного компонентов в познавательной сфере личности.
С целью выявления тембра голоса наиболее приятного и неприятного для слуха обучающихся, мы провели анонимное анкетирование среди 6 и 9 классов (Приложение 4). При анкетировании подтвердилось, что восприятие голоса субъективно: один и тот же голос два учащихся могут воспринимать по-разному.
Для анонимности мы ввели условное обозначение для каждого упомянутого в анкете преподавателя, где буква П означает преподаватель, а цифра, порядковый номер по общему списку:
Заглавные буквы ФИО | Условное обозначение |
КЮН | П1 |
ЛАР | П2 |
ЧНС | П3 |
СНА | П4 |
БСИ | П5 |
ПВВ | П6 |
ЕЕС | П7 |
КАА | П8 |
КГШ | П9 |
ШЛН | П10 |
БНВ | П11 |
ДАВ | П12 |
АМВ | П13 |
БАВ | П14 |
Обучающимся нужно было оценить голосовой набор преподавателей по 5 бальной шкале. Из 14 преподавателей, 8 отметили как с наиболее благоприятным голосом, а 4 менее благоприятным голосом для восприятия учебного материала.
Из диаграммы (Приложение 4) видно, что набрали максимальное количество выборов 3 человека - П2,П7, П13, а с минимальным количеством положительных выборов можно выделить 2 человека – П5, П6. Сравнивая с результатами мониторинга учителя, можно отметить, что преподаватели с более благоприятным голосом показывают лучшие результаты в усвоение учебного материала.
После проведенного исследования для меня возник вопрос, который волнует большинство выпускников 9 классов. В процессе написания общего государственного экзамена есть часть, где обучающиеся пишут изложение по средствам аудиозаписи. И многим весьма тяжело в написании данного изложения. Имея выше изложенные результаты, я рассмотрела этот вопрос с двух сторон. Сначала провела тестирование среди обучающихся 6 и 9 классов для обозначения типологии способов получения человеком информации из внешнего мира - репрезентативная система (Приложение 5). Визуалов оказалось больше (57% и 46%), аудиалов меньше 13% и 17%). Из этого можно сделать вывод о том, что одна из причин плохого восприятия информации через аудиозапись обуславливается тем, что для большинства обучающихся, чтобы воспринимать информацию нужно видеть человека которую эту информации им доносит. Но на этом я не решила останавливаться. И провела социологический опрос среди обучающихся, на тему более благоприятного восприятия информации или учебного материала со стороны голосовых наборов преподавателей или аудиозаписи (Приложение 6). Полученные результаты только подтвердили моё предположение, о том, что для написания изложения в рамках общего государственного экзамена для обучающихся лучше воспринимать информацию по средствам голосовых наборов от преподавателей со спокойным, понятным и не громким голосом.
Заключение
Выполняя исследовательскую работу, я пришла к выводу, о том, что общение – основа педагогической деятельности. Педагогическое мастерство заключается и в постановке голоса воспитателя, и в управлении своим лицом... От того, как педагог общается с учащимися, зависит степень их познавательного интереса к предмету, а значит, и учебная мотивация. Поставленная мною цель была достигнута, все задачи решены. Гипотеза нашла подтверждение, на основе исследований и практической работы.
Данная работа выявила, что физические характеристики звука влияют на качество обучения. А так же отметила наиболее благоприятные и неблагоприятные для восприятия учебного материала голоса преподавателей. Я бы рекомендовала включить программу обучения студентов педагогических ВУЗов узкой специальности такие предметы как «Основы педагогического мастерства»; «Риторика» и т.д. По возможности проводить курсы повышения квалификации и тренинги по устранению дефектов речи среди педагогов с неблагоприятными для восприятия слуха голосами.
Выявленные тенденции, большое число гипотез по данному вопросу говорят и о том, что тема восприятия человеческого голоса пока ещё мало изучена. Полученные знания очень фрагментарны, но заставляют взглянуть на некоторые вопросы серьёзно. Остаётся надеяться, что более масштабные экспериментальные исследования постепенно изменят ситуацию.
Считаю, что решила выявленную проблему и достигла поставленные цели на высоком уровне, я самостоятельно выполнила исследовательскую работу используя определенныё комплекс методов исследования.
Список литературы.
http://prepod.jv3.ru/22182-professionalno-pedagogicheskaya-kultura-prepodavatelya-isaev-i-f-.html
6. Миронова Н., Тереховой О. — (СПб.: Питер, 2000)-270 с. Власова Ю.Ю, Личностный аспект проблемы восприятия информации. // Информатика и образование, 2009
Приложения 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Золотой циркуль
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Плавает ли канцелярская скрепка?
Щелкунчик
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018