Каждый год в России празднуется множество государственных и религиозных праздников. Весной мы празднуем Масленицу и Навруз. Но почему-то празднуем в разное время. Мне стало интересно, что это за праздники такие, Масленица и Навруз? Мне захотелось сравнить эти праздники и выяснить, похожа ли Масленица на Навруз. Поэтому цель моей работы – сравнение обычаев и традиций празднования праздника Масленицы и Навруз.
Вложение | Размер |
---|---|
navruz_i_maslenitsa.docx | 41.36 КБ |
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 с углубленным изучением отдельных предметов» г. Буинска РТ
Районная научно-практическая конференция школьников
«Иностранный язык – диалог культур»
Секция: Краеведение
Тема: «Изучение традиций русского и татарского народа. Праздники Масленица и Навруз-Байрам».
Замальтдинова Рамина,
ученица 4 а класса
МБОУ «СОШ №1 с углубленным
изучением отдельных предметов»
г. Буинска РТ
Научный руководитель: учитель
английского языка Нахтармина
Тамара Михайловна
Буинск - 2016
Содержание
1. Введение ……………………………………………………………………. 2
2. Масленица: история и традиции праздника ………………………………..3
3. Праздник Навруз ……………………………………………………………..6
4. Сходства и различия …………………………………………………………8
3. Выводы ……………………………………………………………………….9
4. Заключение ………………………………………………………………….. 9
5. Список литературы …………………………………………………………. 11
Введение
Каждый год в России празднуется множество государственных и религиозных праздников. Весной мы празднуем Масленицу и Навруз. Но почему-то празднуем в разное время. Мне стало интересно, что это за праздники такие, Масленица и Навруз? Мне захотелось сравнить эти праздники и выяснить, похожа ли Масленица на Навруз. Поэтому цель моей работы – сравнение обычаев и традиций празднования праздника Масленицы и Навруз.
Данная цель определила задачи:
Гипотеза состоит в том, что праздники, традиции, обряды у разных народов разные, в чём-то схожие, но самое главное в них - жизнелюбие, вера в дружбу между всеми народами Земли! Нами была выдвинута гипотеза – если сравнить праздники Масленицы и Навруз, то можно выявить схожие и отличительные черты.
Таким образом, объектом нашего исследования становится праздники Масленица и Навруз, а предметом - сходства и различия.
Методы, использованные в данной работе:
Актуальность изучения темы заключается в том, чтобы помочь школьникам осознать общность идеи праздника, при различии в традициях, культуре празднования Масленицы и Навруз, преодолеть непонимание, непринятие другой культуры, воспитывать толерантность, исключить случаи экстремизма
Масленица: история и традиции праздника.
Масленица – древний славянский праздник, пришедший к нам из языческой культуры и сохранившийся после принятия христианства. В этот день празднуются проводы Зимы и встреча Весны. Это - веселые проводы, озаренные радостным ожиданием близкого тепла, весеннего обновления природы. Даже блины, непременный атрибут масленицы, имели ритуальное значение: круглые, румяные, горячие, они являли собой символ солнца, которое все ярче разгоралось, удлиняя дни. Ведь именно бога солнца Ярило призывали прогнать зиму, а круглый румяный блин очень похож на летнее солнце.
Проходили века, менялась жизнь, с принятием на Руси христианства появились новые, церковные праздники, но широкая масленица продолжала жить. Ее встречали и провожали с той же неудержимой удалью, что и в языческие времена.
Даже православная церковь сейчас считает Масленицу не языческим праздником, а своим, православным и рассматривает его как подготовку к долгому Великому посту. Так происходило со многими праздниками, но масленица – наиболее яркий пример.
Масленица на протяжении многих веков сохранила характер народного гулянья. Все традиции Масленицы направлены на то, чтобы прогнать зиму и разбудить природу ото сна. Масленицу встречали с величальными песнями на снежных горках. Символом Масленицы было чучело из соломы, обряженное в женские одежды, с которым вместе веселились, а затем хоронили или сжигали на костре вместе с блином, которое чучело держало в руке.
Исстари сложилось убеждение, что "не потешишь на широкую Масленицу - значит, жить в горькой беде и жизнь худо кончить". Поэтому Масленицу всегда встречали широко, весело: на улицах устраиваются забавы и игры, гулянья с песнями, плясками, ряжеными... На Масленицу было принято "есть до икоты, пить до перхоты, петь до надсаду, плясать до упаду". Ряженые, балаганы, взятия снежных городков, кулачные бои, купания в прорубях, лазания по шесту за призом, игры с медведями, музыка, пение, пряники самые разные (лепные, резные, жатые, печатные да расписные), застолья, сжигание соломенного чучела Масленицы - всё это развлечения, происходившие на праздновании Масленицы.
Имя Масленицы носит и чучело из соломы, которое обряжают в женскую одежду с масляным блином или сковородой в руках (от блина, круглого и масляного и образовалось название и праздника, и персонажа). С этим чучелом весело проводили время всю масленичную неделю: с ним разъезжали на тройках, а в конце праздника хоронили Масленицу или провожали, разрывая чучело в мелкие клочья на краю села. Но, чаще всего, чучело Масленицы сжигали на весело горящем костре, который разводили обязательно " на горке" - на какой - нибудь возвышенности.
Ритуальные похороны Масленицы всегда сопровождались процессиями ряженых, карнавалами, громким смехом, призывами Весны и демонстративными поношениями Масленицы в специальных куплетах. В этих песнях Масленицу обзывают (в связи с Великим постом, который наступает сразу после обильных пиров масленичной недели) обманщицей, объедалой, блиноедой и другими обидными прозвищами. Соломенное чучело, наряженное в праздничную одежду или же в лохмотья, всей толпой выносили из селения и швыряли в воду или разрывали на части. Солому от распотрошенного чучела разбрасывали по полям для того, чтобы обеспечить хороший урожай и придать земле плодородие.
Жители маленьких провинциальных городков и деревень сами становились действующими лицами необычной баталии - взятия снежного городка. Собравшись, они дружно возводили из снега крепость с затейливыми башнями и двумя воротами. Чаще всего ставили ее на льду реки и посередине прорубали полынью. Затем участники игрища делились на две партии. Конные удальцы осаждали крепость, а ее защитники отбивались снежками, размахивали хворостинами и метлами, пугая лошадей. Победителя, ворвавшегося первым в ворота, ожидало испытание: его заставляли искупаться в ледяной проруби. Потом всем участникам игры подносилось угощение, а победителя награждали подарком.
Распространенной масленичной забавой, особенно в глубинке, были кулачные бои. Начинается с традиционной "стенки", когда выстраиваются друг против друга бойцы двух партий. А кончается тем, что "все дерутся, столпившись в одну кучу, не разбирая ни родных, ни друзей, ни знакомых".
Но самым любимым и красивым масленичным обрядом было катание на санях. Выезжали все, у кого был конь, и по улицам городов и деревень наперегонки неслись разномастные упряжки: богачи щеголяли холеными рысаками и расписными санками, крытыми ковром или медвежьей шкурой, а вслед неуклюже скакали крестьянские лошаденки, вычищенные до блеска, украшенные цветными ленточками и бумажными цветами. Гремели конские копыта, звенели бубенцы и колокольчики, заливались гармоники. Мальчишки с наслаждением дули в глиняные свистульки, выводя птичьи трели и даже не подозревая, что подражание голосам птиц - тоже остаток языческих обрядов зазывания Весны-Красны.
Широко праздновали Масленицу на Руси! Недаром же в народе нашем и по сей день сохраняются поговорки - "не все коту Масленица, будет и Великий пост", "не житье, а Масленица".
Масленица - самый веселый и сытный народный праздник, длящийся целую неделю. Народ его всегда любил и ласково называл "касаточка", "сахарные уста", "целовальница", "честная масленица", "веселая", "пеpепелочка", "пеpебуха", "объедуха", "ясочка". Каждый день этой недели имеет свое название, которое говорит о том, что в этот день нужно делать. Конечно, сегодня очень трудно соблюсти все обычаи и обряды праздника, ведь масленичная неделя у нас сегодня это не выходные, а обычная рабочая неделя. Но узнать о традициях и обрядах будет интересно.
Понедельник — это «встреча» праздника. В этот день устраивали и раскатывали ледяные горки. По поверьям верили, что чем дальше катятся салазки или сани, чем громче шум и смех над ледяной горкой, тем намного лучше будет урожай и длиннее уродится лен. А для того, чтобы лучше росли растения, нужно по поверьям качаться на качелях, причем, чем выше, тем многим лучше.
Вторник - "заигрыш". В этот день начинаются веселые игры. С утра девицы и молодцы катались на ледяных горах, ели блины. Парни искали невест, а девушки женихов (причем свадьбы игрались только после Пасхи).
Среда - "лакомка". На первом месте в ряду угощений, конечно же, блины.
Четверг - "разгуляй". В этот день чтобы помочь солнцу прогнать зиму, люди устраивают по традиции катание на лошадях "по солнышку" - то есть по часовой стрелке вокруг деревни. Главное для мужской половины в четверг - оборона или взятие снежного городка.
Пятница - "тещины вечера", когда зять едет "к теще на блины".
Суббота - "золовкины посиделки". В этот день ходят в гости ко всем родственникам, и угощаются блинами.
Воскресенье - это заключительный "прощеный день", когда просят прощения у родных и знакомых за обиды и после этого, как правило, весело поют и пляшут, тем самым провожая широкую Масленицу. В этот день на огромном костре сжигают соломенное чучело, олицетворяющее уходящую зиму. Его устанавливают в центре костровой площадки и прощаются с ним шутками, песнями, танцами. Ругают зиму за морозы и зимний голод и благодарят за веселые зимние забавы. После этого чучело поджигают под веселые возгласы и песни. Когда же зима сгорит, завершает праздник финальная забава: молодежь прыгает через костер. Этим состязанием в ловкости и завершается праздник Масленицы.
Широко праздновали Масленицу на Руси! Масленица, как правило — это не только блины дома, в гостях и в трактире, и прямо на улице. В Масленицу первым делом долг каждого человека был — помочь прогнать зиму и разбудить природу ото сна. На это и направлены все традиции масленицы.
Народ во все времена, как только мог, так и старался отпраздновать ее веселее, сытнее, богаче. Считалось, что если так отпразднуешь масленицу тогда и весь предстоящий год будет настолько же благополучным и сытым.
Прощание с Масленицей завершалось в первый день Великого поста - Чистый понедельник, который считали днем очищения от греха и скоромной пищи. В Чистый понедельник обязательно мылись в бане, а женщины мыли посуду и "парили" молочную утварь, очищая ее от жира и остатков скоромного.
С днями Масленицы связано много шуток, прибауток, песен, пословиц и поговорок: "Без блина не масляна", "На горах покататься, в блинах поваляться", "Не житье, а масленица", "Масленица объедуха, деньги приберуха", "Хоть с себя все заложить, а масленицу проводить", "Не все коту масленица, а будет и Великий Пост", "Боится Масленица горькой редьки да пареной репы" (т.е. поста).
Праздник Навруз.
Навруз – праздник весеннего равноденствия и начала нового сельскохозяйственного года у персоязычных и некоторых тюркоязычных народов Казахстана, Средней и Малой Азии, Ирана, а также среди башкир и татар.
Навруз в переводе с фарси означает "новый день". Навруз символизирует обновление природы и человека, очищение душ и начало новой жизни.
В сентябре 2009 года Навруз был включен в репрезентативный список нематериального культурного наследия человечества ЮНЕСКО, а в конце февраля 2010 года 64-я сессия Генеральной Ассамблеи ООН объявила 21 марта Международным днем Навруза.
Праздник Навруз является одним из самых древних на Земле. Его отмечали еще до VII века до н.э. Он считался главным праздником. Древнегреческий историк Страбон писал об этом празднике: "В самые древние, давние времена и по сегодняшние жители Междуречья (Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи) собираются в этот день в Храме огня. Это самый почитаемый праздник, когда торговцы закрывают свои лавки, ремесленники прекращают работу, все веселятся, угощают друг друга теми напитками и кушаньями, которых коснулся огонь".
Считается, что происхождение праздника – древнеиранское, связанное с культом Солнца. Празднование Навруза в день весеннего равноденствия связано с возникновением календаря солнечного летоисчисления, который появился у народов Средней Азии и Ирана семь тысячелетий назад, задолго до возникновения ислама. Согласно ему, год начинался весной 20 или 21 марта, в день весеннего равноденствия, когда день уравнивается с ночью и весна окончательно вступает в свои права. Наступает пора новой полевой страды, время забот и надежд земледельца.
Этим Навруз отличается от мусульманского Нового года, так как в основе мусульманского календаря лежит лунный годичный цикл.
Значимость этого периода года для жизни людей с древнейших времен породила множество обычаев и обрядов, связанных с магией, культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскрешающуюся природу.
Задолго до праздника, примерно за две недели, на блюдах высевают пшеницу или чечевицу. К празднику их зеленые ростки должны достичь 5-7 сантиметров и стать украшением стола, символом рождения новой жизни, Нового года. Но на этом приготовления не заканчиваются. Ближе к празднику зерно проращивается еще раз – чтобы стать основой для праздничного блюда.
Перед Наврузом нужно покаяться в грехах, примириться с недругами, простить долги. В дни Навруза добрые ангелы-фаришта приносят изобилие и благоденствие тем, у кого чисты помыслы, кто светел душой, у кого убрано в доме, потому что люди верили - чистота пространства вокруг человека отражает ясность его внутреннего состояния. Кроме того, к злопамятным и вредным грязнулям добрые ангелы даже заглядывать не станут.
Поэтому перед Наврузом хозяева стараются привести в порядок дом, побелить и подремонтировать его. Также перед праздником украшают дома, убирают мусор на улице. Обязательно стирается одежда, особенно детская – ведь дети считаются больше всех подвержены сглазу, а вода все должна смыть. Еще до ислама неделя перед Наврузом считалась посвященной душам предков. Предков поминали, делая им подношения и прося у них помощи в будущем году, защиты от бед.
Наступлению Нового года предшествуют символические обряды очищения. В "среду радости" (последнюю среду перед Наврузом) на улицах городов и сел зажигают костры, и люди должны семь раз перепрыгнуть через один костер или по одному разу через семь костров. В последнюю ночь старого года принято обрызгивать друг друга водой и перепрыгивать через проточную воду, чтобы очиститься от прошлогодних грехов.
Навруз – это время гаданий. Особенно увлекаются этим заневестившиеся девушки, которые в этот вечер бросают через голову ботинок и по направлению его носка определяют – останутся они в родительском доме еще на год или переедут в дом суженого.
Сам праздник начинается затемно, когда, надев новые одежды, вся семья собирается за столом, на который ставят новую посуду. Стол на Навруз накрывают особый и называют его "хафт-син". Обязательно на столе должны быть семь (хафт) продуктов, названия которых начинаются с арабской буквы "син". Магические семь предметов и продуктов на столе становятся символическим даром Солнцу, которое, принимая сей дар, должно позаботиться о богатом урожае.
Кроме того на столе ставится зеркало и зажигают свечи по числу членов семьи. Эти свечи нельзя гасить, пока они не догорят до конца. Обязательно подают на стол большой праздничный хлеб или лепешки, чаша с водой, на которой должен плавать зеленый лист, чаша с розовой водой, фрукты, орехи, миндаль, рыба, петух, молоко, простокваша, сыр, крашеные яйца. В древности каждая из составляющих имела особое значение для урожая будущего года, для судеб членов семьи. Сейчас эта символика утеряна, но традиция осталась.
На Навруз готовится плов - в Центральной Азии ни один праздник не обходится без него. Но главными на столе будут гуджа (у некоторых народов халим или халиса) и сумалак (сумаляк, саману). Процесс приготовления этих блюд длительный и трудоемкий. Эти блюда очень полезны для здоровья, поскольку богаты витаминами и аминокислотами.
Для приготовления сумалака у огромных котлов собираются все женщины в большой семье, а в городах – соседки, по очереди беспрерывно помешивая в них, чтобы блюдо не пригорело. Ночь превращается в женские посиделки с разговорами, песнями и даже танцами. Утром сумалак раздают всем, кто участвовал в приготовлении блюда или внес свою долю продуктов. В свою очередь, эти люди угощают им своих родственников и знакомых, разнося его в пиалах по домам.
После охлаждения блюдо подается к столу. При этом считается, что по изображению, которое проявится на поверхности сумалака, определяют, что сулит новый год, а само блюдо наделяет людей физическими и духовными силами.
Праздничный ритуал не ограничивается застольем. В этот день дети ходят по домам и поют песни про Навруз, а их одаривают сладостями. На улицах выступают артисты, соревнуются острословы, звучат песни, шутки. До позднего вечера длятся веселье и смех, а утром праздник продолжается, хотя уже и не с той пышностью, а просто в домашнем кругу.
В древние времена Навруз праздновали 13 дней. В конце торжеств люди выходили в поле, где и встречали Новый год. Считалось, что вышедшему в эти дни в поле насладиться природой в течение всего предстоящего года будут сопутствовать счастье и благополучие.
Сходства и различия праздника Масленица с праздником Навруз.
Таким образом, проанализировав разные источники и сравнив праздник Масленицы и праздник Навруз можно сделать следующие выводы: многие обычаи и традиции очень похожи, несмотря на то, что в каждого народа есть свои отличия, связанные с некоторыми культурными, климатическими особенностями.
Самое первое отличие - дата празднования. Навруз отмечается 21 марта, в день весеннего равноденствия. Масленица – восьмая неделя до Пасхи, которая отмечатся в первое воскресенье, следующее за первым полнолунием после весеннего равноденствия. Таким образом, праздник "кочует" во времени и выпадает каждый год на разные дни в период с 22 марта по 25 апреля по старому стилю
Следующее отличие: традиционная еда. На Навруз – сумалак, на Масленицу – блины. Но нельзя есть мясную пищу. На масленицу можно есть молочные продукты и рыбу.
Ещё одно отличие в том, как проходят праздничные мероприятия.
В целом, традиции празднования Масленицы и Навруз очень похожи.
И Масленица и Навруз – древнейшие праздники, связанные с культом Солнца,с культом природы и плодородия, верованиями в умирающую и воскрешающуюся природу.
Оба праздника начинаются с поминания предков.
Наврузу предшествует ряд подготовительных дней, когда люди очищают свои жилища и души – запрещено ругаться, ссориться. Перед Наврузом нужно покаяться в грехах, примириться с недругами, простить долги.
На Масленицу в прощеное Воскресенье - просят прощения у родных и знакомых за все обиды.
А Чистый понедельник считали днем очищения от греха и скоромной пищи.
На празднике Навруз жгут костры - с огнём уходили все беды, несчастья. Обычай сжигать чучело Масленицы сохранился и сейчас.
Символическая цифра «7» характерна и для Навруз ( семь продуктов на столе) и для Масленицы ( семь дней гуляний).
И обязательно все праздники сопровождаются подарками. Принято одаривать и угощать не только родственников, друзей и знакомых, но даже нищих, больных и тех, кому трудно.
ВЫВОДЫ.
В заключение я задаю себе вопрос: Чем была полезна для меня эта работа?
Во-первых, я узнала много нового и интересного.
Во-вторых, я научилась работать с дополнительной литературой, анализировать полученные данные.
В-третьих, я поняла, что современные школьники мало знакомы с обычаями других народов, и моя задача: познакомить их поближе.
А что изменилось за это время вокруг меня?
Мой класс стал дружнее, у меня появилось больше друзей. Я поняла, что праздники, традиции, обряды у разных народов разные, но что-то в них есть общее, одинаковое. Это доброе отношение людей друг к другу, уважение традиций каждого народа, вера в счастливое будущее, мир на всей Земле!
Литература
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Просто так
Как нарисовать портрет?
Северное сияние
Глупый мальчишка