Исследовательский проект по теме: «Отношение к историческим памятникам как критерий духовности нации», выполненный Денисовым Степаном (9 класс), имел цель изучить отношение людей к историческим памятникам как критерий духовности нации.
Тема актуальна, в том числе и после событий 2016 года, когда в Симферополе неизвестные осквернили мемориальную доску, посвящённую советскому лидеру Иосифу Сталину. Доску разрисовали красной краской, на стене рядом с ней написали большими буквами слово «палач». А в сентябре 2016 года в Сургуте бюст Сталина также облили краской.
Проблемой для автора проекта явилось отношение людей к памятникам в зависимости от политической ситуации.
Поэтому объектом исследования стали памятники.
Предмет исследования является отношение людей к историческим памятникам как критерий духовности нации.
Новизна исследовательского проекта заключается в том, что был проведен опрос среди подростков от 14-16 лет об отношении учеников к памятникам и анкетирование среди параллели 9-ых классов о причинах вандализма.
Практическая значимость исследования заключается в иллюстрации на уроках обществознания критериев духовности нации через отношение к историческим памятникам и вандализму.
Работа состоит из двух глав, заключения, литературы и приложения. В первой главе дается понятие «памятник» в прошлое и настоящее время, перечисляются типы памятников, приводятся сведения о первых в мировой истории памятниках, а также о первых памятниках в истории России.
Во второй главе содержится пояснение понятия «духовность», приводятся примеры отношения людей к памятникам от почитания до осквернения.
В результате проведенного опроса об отношении подростков от 14-16 лет к памятникам была составлена и проанализирована таблица, подтверждающая гипотезу о том, что понимание уровня духовности в России будет более качественным, если изучить отношение людей к историческим памятникам.
В заключении автор делает вывод о том, что в современном обществе уровень духовности в России по-прежнему высок, а равнодушных людей по отношению к памятникам гораздо меньше, чем людей, уважительно относящихся к памятникам
Вложение | Размер |
---|---|
denisov_stepan.docx | 407.92 КБ |
МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова»
Научная конференция в рамках XXII гимназических
Дней науки
Исследовательский проект
по теме:
" Отношение к историческим памятникам как критерий духовности нации"
Исполнитель: Денисов Степан,
гимназист 9 А класса
МБОУ гимназия «Лаборатория Салахова»
Руководитель: Игошева Надежда Антоновна,
учитель истории и обществознания
г. Сургут
2017 г.
Оглавление
Введение.......................................................................................................................3
ГЛАВА I
1.1. Определение понятия «Памятник» в прошлое и настоящее время….............5
1.2. Типы памятников..................................................................................................5
1.3. Первые в мировой истории памятники..............................................................6
1.4. Первые памятники в истории России.................................................................7
ГЛАВА II
2.1. Духовность............................................................................................................9
2.2. Отношение людей к историческим памятникам...............................................9
2.3. Отношение к историческим памятникам в Советский период и в современности……………………………………………………………………...13
2.4. Вандализм и его причины..................................................................................12
Заключение.................................................................................................................13
Литература..................................................................................................................14
Приложение................................................................................................................15
Введение
Зачем нужны памятники? Памятники нужны чтобы помнить, почитать что-то, кого-то. Чтобы будущие поколения знали об исторических личностях или событиях. Но в наше время есть люди, которые оскверняют памятники. Так, например, ночью с 5 по 6 марта 2016 года в Симферополе неизвестные осквернили мемориальную доску, посвящённую советскому лидеру Иосифу Сталину. Доску разрисовали красной краской, на стене рядом с ней написали большими буквами слово «палач». В сентябре 2016 года в Сургуте бюст Сталина также облили краской. Тема актуальна, как свидетельствую сегодняшние события.
Проблема заключается в отношении людей к памятникам в зависимости от политической ситуации.
Поэтому объектом исследования стали памятники.
Предметом исследования является отношение людей к историческим памятникам как критерий духовности нации.
Цель исследования состоит в изучении отношения людей к историческим памятникам, являющимся критерием духовности нации.
Гипотеза исследования предполагает, что понимание уровня духовности в России будет более качественным, если изучить отношение людей к историческим памятникам.
В соответствии с целью и гипотезой были определены следующие задачи исследования:
Для решения поставленных задач были использованы методы исследования:
В соответствии с гипотезой и задачами был определен ход исследования, который проводился в несколько этапов.
Первый этап: поисково-теоретический. На этом этапе осуществлялось изучение теоретических вопросов о происхождении и развитии понятия «памятник» в истории человечества.
Второй этап: исследовательский. В исторической литературе изучалась информация о самых первых памятниках в истории СССР и современном периоде России.
Третий этап: обобщающий. Формулировались выводы, оформлялось проектное исследование.
Глава I
1.1. Определение понятия «Памятник» в прошлое и настоящее время
В толковом словаре имени Сергея Ивановича Ожегова даётся следующее определение слова «памятник» - скульптура или архитектурное сооружение.
В словаре русского языка XI—XVII веков слово «памятник» фигурирует только в одном значении, как «памятная запись» или «свидетельство». Однако уже к концу XVIII века «памятник» практически утрачивает своё нарративное значение.
В словаре Российской академии, известном проекте Екатерининского Просвещения, «памятник» определяется как скульптурный или архитектурный монумент ушедшему человеку, месту или эпохе.
Таким образом, современное понимание понятия «памятник» не имеет принципиального расхождения с тем, как оно понималось в прошлое время.
1.2. Типы памятников
Существует много типов памятников. Одни посвящены политике, другие какому-то событию, третьи какой-то личности. Таким образом, можно выделить следующие типы памятников:
1.3. Первые в мировой истории памятники
Прообразами памятников в современном понимании этого слова были древние погребальные комплексы (например, древнеегипетские пирамиды (Приложение №1), надгробные памятники в некоторых странах Востока), однако у таких сооружений мемориальная функция ещё не превалировала над культовой и погребальной.
Первые полноценные памятники (то есть сооружения, несущие исключительно мемориальную функцию) появились в Древнем Риме. К ним относятся конные статуи императоров, мемориальные арки и колонны (Приложение №2).
В средневековой Европе на памятных местах нередко устанавливали кресты. Существовала также традиция строительства храмов-памятников. Такие храмы сочетали в себе две функции — мемориальную и культовую. Примером могут служить характерные для России храмы «на крови» (Приложение №3).
Первые статуи-памятники появились в Европе в эпоху Возрождения. Образцом таких памятников служили древнеримские памятники императорам. В XVIII—XIX веках в мемориальных целях возводятся и большие мемориальные сооружения, например, получают распространение триумфальные арки (Приложение №4) (создающиеся по образу и подобию древнеримских).
В конце XX — начале XXI века распространение получили небольшие, «камерные» памятники-статуи. Часто они выполнены в натуральную величину и установлены не на постаменте, а прямо на уровне улицы. Примером таких памятников в городе Сургуте является памятник строителю (Приложение №5).
1.4. Первые памятники в истории России
Первый памятник в России был поставлен военному человеку Сергею Леонтьевичу Бухвостову (Приложение №6). Когда Петр I вознамерился умножить число набранных потешных войск, то Бухвостов 30 ноября 1683 года, "побуждаемый собственной охотой", предстал перед государем. По приказу Петра первому добровольцу русской регулярной армии было присвоено почетное звание Первого Российского Солдата. За 69 лет жизни (1659-1728) Бухвостов дослужился до майора.
Чтобы сохранить память о первом русском солдате, Петр I приказал скульптору Карло Растрелли отлить из бронзы скульптурный портрет Бухвостова и поставить его "на некое возвышение" - то есть, на пьедестал. Но этот памятник, к сожалению, не сохранился. Позже, с этого бюста, портрет Бухвостова нарисовал и отгравировал петербургский художник Михаил Махаев.
7 августа 1782 - В Санкт-Петербурге открыт памятник "Медный всадник" (Приложение №7). До этого церковь была против, но с Екатериной II не поспоришь...
Глава II
Отношение людей к историческим памятникам есть духовность
2.1. Духовность
Согласно толковому словарю С. И. Ожегова, «духовность» - это свойство души, состоящее в преобладании духовных, нравственных и интеллектуальных интересов над материальными. Большая психологическая энциклопедия даёт определение понятия «духовность», как высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности, на котором основными мотивационно смысловыми регуляторами ее жизнедеятельности становятся высшие человеческие ценности.
Духовность – специфическое человеческое качество, характеризующее мотивацию и смысл поведения личности. Духовность характеризуется бескорыстностью, свободой, эмоциональностью. Она занимает ведущую роль в сфере моральных отношений. Так, например, в селе Троица школьники добровольно начали заниматься уборкой территории вокруг памятника погибшим воинам-землякам в Великой Отечественной Войне, что является уважительным отношением к памятникам.
Отношение людей к памятникам выражается в либо почитании, либо осквернении, либо в равнодушии.
2.2. Отношение людей к историческим памятникам
Почитание проявляется в виде возложения цветов, уважении, то есть знании истории, рассказывании этой истории остальным. Проявляется в содержании этого памятника в чистом виде, распространении информации об этом памятнике. В проведении вовремя реставрационных работ над этим памятником. Примером может являться Исаакиевскиевский собор в Санкт-Петербурге, являющийся историческим памятником (музеем) (Приложение №8).
Осквернение памятника выражается в виде порчи его, обливании краской, разрисовывании, нецензурными надписями. Так же памятники разрушают, то есть полностью уничтожают. Так в крымском Судаке разрушен памятник Владимиру Ленину (Приложение №9), установленный в 1930 году. Или разрушения на Украине, в Львовской области памятника полякам, погибшим от рук украинских националистов (Приложение №9).
В процессе исследования мной был проведён опрос среди подростков от 14-16 лет об отношении учеников к памятникам.
Таблица 1
№ | Количество опрошенных | Соотношение абсолют.(%) | Отношение к памятникам |
1 | 27 человек | 73% | Уважительно |
2 | 10 человек | 27% | Равнодушно |
3 | 0 человека | 0% | Считаю их бесполезными и ненужными |
Анализ ответов, показал, что 73% всех участников опроса имеют уважительное, бережное отношение к памятникам. 27% опрошенных равнодушно относятся к памятникам. Никто из опрошенных не считает памятники «бесполезными и ненужными». Следовательно, подтверждается гипотеза о том, что понимание уровня духовности в России будет более качественным, если изучить отношение людей к историческим памятникам.
2.3. Отношение к историческим памятникам в Советский период и в современности
В Советском Союзе особенно после Великой Отечественной Войны создавалось много памятников посвящённых Великой Победе. Практически в каждом населённом пункте были свои патриотические символы (памятники). Проводились разъяснительные, просветительские работы о событиях и участниках увековеченных в этих памятниках. Вместе с созданием памятников возникали и традиции. Например, молодожёны в день бракосочетания возлагали цветы к памятникам Великой Отечественной Войны (Приложение №11), тем самым выражая свою благодарность за победу. Школьники в дни торжественных событий устанавливали почётный караул. Организовывались встречи с участниками войны в школах.
В Советское время исторические памятники поддерживались в должном виде. Были «тимуровские» отряды, следившие за состоянием памятников. Школьники, студенты активно учувствовали в уборке территории памятников, подготовке к торжественным мероприятиям. Люди относились к памятникам с уважением и почитанием. Но когда были единичные случаи проявления вандализма по отношению к историческим памятникам, тогда принимались меры по поиску и наказанию вандалов, проводились реставрационные, восстановительные работы.
В Советское время было бережное, уважительное отношение к памятникам. Уровень духовности и культуры был высок.
Сейчас мы наблюдаем другую картину. За памятниками не ведётся уход, их не восстанавливают. Следят, в основном, только за главными историческими памятниками. Нет такой отзывчивости как в Советские времена. Традиции уважительного отношения, почитания памятников замещается материальной выгодой. В настоящее время нередки случаи вандализма по отношению к памятниками.
2.4. Вандализм и его причины
Вандализмом по отношению к памятникам считается осквернение памятников. Под осквернением понимается приведение внешнего вида памятника в непристойное состояние.
Было проведено анкетирование среди параллели 9-ых классов о причинах вандализма.
Таблица 2
№ | Количество анкетируемых | Соотношение абсолют.(%) | Причина вандализма |
1 | 21 человек | 45% | Плохое воспитания, низкий уровень культурного, духовного развития |
2 | 19 человек | 40% | Люди хотят самовыразиться, показать себя |
3 | 4 человека | 15% | Люди выплескивают свою агрессивность, хотят кому-то отомстить |
Исходя из данных анкетирования, 45% анкетированных считают, что причиной вандализма является плохое воспитание и низкий уровень культурного, духовного развития. Другие 40% анкетированных, считают, что люди хотят самовыразиться, показать себя. Ещё 15% считают, что Люди выплескивают свою агрессивность, хотят кому-то отомстить.
Заключение
Проведённое исследование позволяет сделать вывод о том, что несмотря на большое количество недостатков в отношении к историческим памятникам, в современном обществе уровень духовности в России по-прежнему высок.
Проведённый мною опрос свидетельствует, что равнодушных людей по отношению к памятникам гораздо меньше, чем людей, уважительно относящихся к памятникам.
Литература
Интернет-ресурсы:
Приложение
Приложение №1
Египетские Пирамиды
Приложение №2
Конная статуя Марка Аврелия
Приложение №3
Храм «на крови» в Екатеринбурге
Приложение №4
Триумфальная арка на площади Карусель ( Париж, Франция)
Приложение №5
Памятник строителю в городе Сургуте
Приложение №6
Памятник первому русскому солдату
Приложение №7
Медный всадник
Приложение №8
Исаакиевский собор
Приложение №9
Приложение №10
Приложение №11
Таблица 1
№ | Количество опрошенных | Соотношение абсолют.(%) | Отношение к памятникам |
1 | 27 человек | 73% | Уважительно |
2 | 10 человек | 27% | Равнодушно |
3 | 0 человека | 0% | Считаю их бесполезными и ненужными |
Таблица 2
№ | Количество анкетируемых | Соотношение абсолют.(%) | Причина вандализма |
1 | 21 человек | 45% | Плохое воспитания, низкий уровень культурного, духовного развития |
2 | 19 человек | 40% | Люди хотят самовыразиться, показать себя |
3 | 4 человека | 15% | Люди выплескивают свою агрессивность, хотят кому-то отомстить |
Три способа изобразить акварелью отражения в воде
В чём смысл жизни. // Д.С.Лихачев. Письма о добром и прекрасном. Письмо пятое
Вокруг света за 80 дней
Зимний дуб
Барсучья кладовая. Александр Барков