Работа, представленная учениками 10 класса Андреевым М. и Вербицким Е. посвящена проблемы хамства водителей на дорогам России, последствиям такого поведения и меры борьбы с этим негаитвным явлением.
Вложение | Размер |
---|---|
avtohamy_na_dorogah.docx | 33.17 КБ |
Автохамы на дорогах: «наказать нельзя помиловать»…
Ученики 10А класса
МОУ «СОШ №76» г.Саратова
Андреев Максим Олегович
Вербицкий Евгений Вячеславович
Худшая беда - … не дураки и дороги, а тотальное хамство.
(Б. Акунин)[1]
Существование современного человеческого общества преимущественно обеспечивается различными достижениями научно-технического прогресса последних трёх столетий в истории цивилизации. Некоторые изобретения особенно влияют как на жизнь отдельных индивидов, так и на функционирование, деятельность государственной системы в целом, способствуя изменениям во многих сферах. Подобным свойством обладают транспортные средства, из-за их широкой распространённости. В настоящий период времени быстрота глобальной автомобилизации общества значительно возросла, позволив почти каждому 6-му из 7 миллиардов жителей планеты иметь собственную машину. По дорогам России данным на 1 января 2016 года передвигаются 41 млн. легковых автомобилей (т.е. почти каждый третий россиянин имеет автомобиль). Из них почти 697 тысяч зарегистрировано в Саратовской области, сообщили в аналитическом агентстве «Автостат»[2].
Вследствие такого увеличения числа транспортных средств на душу населения и общего снижения уровня правосознания граждан повсеместно актуальной становится проблема дорожного автохамства и поиск её разрешения. Подробному рассмотрению и анализу этого вопроса посвящена наша работа.
В законодательствах всех государств мира не существует юридического понятия «автохам», нет такого определения и в нашем законодательстве. Данный термин возник в информационном пространстве общества и широко распространился в социальной среде, обретя различные формы истолкования оценочно-субъективного характера. Хамское поведение на дорогах проявляется в самых разных формах: это могут быть сигналы, крики, неприличные жесты, ругань в любой спорной ситуации на дороге. Более же серьёзной формой автомобильного хамства является нарушение правил ПДД, причём наглое и демонстративное, создающее явную помеху для движения других автомобилей и нередко приводящее к ДТП. Поэтому, опираясь на общие черты, автохамство можно определить, как умышленное, виновное, противоправное деяние в сфере дорожного движения, несущее материальный или моральный ущерб физическому либо юридическому лицу и влекущее юридическую ответственность.
В настоящее время автохамство есть недопустимое проявление правового нигилизма, подрывающее основы нашей государственности, социальной стабильности в обществе[3]. Причины подобного кроются в отсутствии нужных нравственных «регуляторов» поведения личности «на дороге» и несовершенстве законодательной системы Российской Федерации.
Если обратиться к опыту европейских стран, то с хамством за рулем борются самым жесточайшим образом. Например, в Германии водитель может расстаться на трассе с деньгами не только за «дело», но и за «крепкое» словцо и даже жест. Если человек водит так, что количество нарушений ПДД зашкаливает, в той же Германии выдают такому водителю права с ограничениями – ездить в сопровождении опытного водителя. В Америке нарушителям могут вообще оставить только один маршрут – от дома до работы и обратно. Явное же автохамство, выраженное в превышении скорости и опасную езду в Италии и Франции неизбежно «даст» квитанцию на 700-1500 евро и т.п.[4] Подобные меры российским специалистам кажутся жесткими, но за рубежом сами водители подобные меры считают благом, ведь они защищают общество от тех, кого сажать за руль бывает просто опасно.
Статистические данные в нашей стране поражают неутешительными цифрами: так в 2016 году произошло 173694 ДТП, погибло – 20308 человек[5]. В Саратовской области только за январь 2017 года из-за нарушения ПДД водителями уже произошло 157 ДТП, погибло 30 и ранено 199 человек[6]. В. Путин на заседании президиума Госсовета по вопросам безопасности дорожного движения в Ярославле 14 марта 2016 года подчеркнул: «Напомню, что за прошедшее десятилетие в результате таких происшествий получили ранения более трёх миллионов человек, погибло при этом, обращаю ваше внимание на эту ужасную цифру, за десятилетие 350 тысяч человек. Это население достаточно приличного города. Страшные, бессмысленные жертвы, которых можно было бы избежать. И абсолютное большинство таких трагедий произошло по вине водителей: именно агрессия и неуважение к другим участникам дорожного движения, как правило, приводят к тяжелейшим авариям»[7].
Среди этих правонарушений особенную группу составляют преступления, связанные с «гонками» «золотой» молодёжи. Юные лихачи являются выходцами из элитарного слоя общества, наследниками богатейших лиц России. Чувствуя политическое и «денежное» могущество собственных семей, эти «стритрейсеры» устраивают скоростные заезды в городах (часто в состоянии сильного алкогольного опьянения), нарушая ПДД, что ведёт к кровавым последствиям. Если верить статистике, по вине таких «крутых» водителей происходит 80% ДТП в стране[8].
Дмитрий Медведев подписал постановление об опасном вождении, которое вступило в силу 8 июня 2016 года. Однако стритрейсеры продолжают гнуть свою линию — лихачат «по-черному». А наказания, как правило, являются «несущественными», имея административный характер, – налагается штраф (составляющий менее 0,04 % от стоимости автомобиля) или непродолжительный арест… Поэтому штрафы их не пугают, они на них не обращают внимания, а зачастую просто не платят (показательна история с Марой Багдасарян за которой числятся 55 неоплаченных административных штрафов за нарушения ПДД, общая сумма которых превысила 144 тысячи рублей[9]). К сожалению, можно приводить еще много примеров, по которым отчётливо «видно» отсутствие правосознания у «золотой» молодёжи, пагубное влияние денежной свободы и мягкость российской системы государственного принуждения.
В последнее время «атакам» автохамов регулярно подвергаются и транспортные средства, управляемые сотрудниками различных государственных структур (МЧС, МВД, системы здравоохранения и т.д.). Напомним, очередная волна поднялась после случая на Камчатке, когда из-за лихача, перегородившего дорогу машине медиков погиб пациент. Потом было еще несколько случаев, в том числе в Санкт-Петербурге: пока в карете скорой помощи врачи спасали пожилую женщину, водитель Porsche Cayenne держал глухую «оборону», не пропуская медиков. Что это — черствость и бездушие или что-то еще? И самое страшное наказание, которое грозит водителю «неуступчивого» автомобиля всего лишь административный штраф в 500 рублей…
Некоторые наиболее социально активные граждане, наблюдая возмутительнейший «расцвет» российского дорожного произвола, взяли инициативу в собственные руки и создали ряд общественных организаций, самая известная (в 2014 по итогам опроса около 52 % россиян поддержали движение) и «эффективная» из них - «СтопХам» (основана в 2010 молодёжным движением «Наши»). Данное некоммерческое движение, возглавляемое Д.А. Чугуновым, ведёт деятельность по борьбе с автохамством, несоблюдением водителями транспортных средств правил дорожного движения, используя в основном словесные методы, а также специальные круглые наклейки на лобовое стекло автомобиля для особо упрямых. Такой процесс снимается активистами на видеоносители и выкладывается во Всемирную сеть(WWW)[10]. Несмотря на провокационность и неоднозначность методов «СтопХама», его действия приносят значительную пользу обществу, помогая бороться с неправомерным поведением автомобилистов и формируя необходимую правовую культуру граждан в сфере дорожного движения.
Череда громких происшествий, связанных с автохамами заставила политическую власть России прислушаться к гневному «гласу» общественности и предложить дополнения и исправления к существующему законодательству. Например, Государственной Думой в первом чтении 27 января 2017 года принят проект федерального закона № 37057-7 («О внесении изменений в КоАП РФ в части установления административной ответственности за опасное вождение»). На данный момент продолжается его совершенствование и подготовка ко второму чтению. Этот законопроект рассматривает введение отдельной санкции за опасное вождение (запрет на которое введён Правилами дорожного движения в мае 2016) в виде фиксированного штрафа в размере 5 тысяч рублей[11].
В думском комитете по безопасности намерены подготовить поправки, радикально ужесточающие наказание за нарушения ПДД, если те представляют опасность для водителей или пешеходов. За непропуск «скорой» депутаты предлагают лишать водительских прав. Глава комитета Госдумы по безопасности, экс-замглавы Следственного комитета Василий Пискарев («Единая Россия») заявил, что необходимо лишать «лихачей, вроде тех, что гоняют на «гелентвагенах» по пешеходным дорожкам», водительских прав сроком на пять, а то и на десять лет, а за неоднократное нарушение — «вплоть до пожизненного [лишения прав], с возможностью конфискации транспортного средства вне зависимости, в чьей собственности оно находится — нарушителя или его родственника»[12].
Что касается смертельных историй ДТП, в современном российском законодательстве целый ряд статей позволяют наказывать более сурово виновных за опасное вождение со смертельным исходом, но этого, к сожалению, не происходит, так как существует практика, по которой смерть человека, наступившая в результате дорожно-транспортного происшествия, рассматривается как причинение смерти по неосторожности. Это не верно, по нашему мнению в случае гибели человека в результате опасной езды виновному в этом преступлении необходимо давать сроки сопоставимые как по статье за убийство, совершенное с косвенным умыслом. Часть 3 ст.25 УК РФ гласит: «Преступление признается совершенным с косвенным умыслом, если лицо осознавало общественную опасность своих действий (бездействия), предвидело возможность наступления общественно опасных последствий, не желало, но сознательно допускало эти последствия либо относилось к ним безразлично»[13].
Человек, который устраивает несанкционированные гонки по улицам городов и гоняет со скоростью 240 км/час по городу относится к последствиям безразлично, а значит, полностью его действия попадают под эту статью, фактически у нас все в праве описано, остается только применять...
Таким образом, проблема автохамства в нашем государстве есть вопрос, имеющий глубокие нравственно-духовные и правовые истоки. И полное его решение возможно лишь при рассмотрении обоих аспектов в равной степени, т.е. это и реформирование существующего законодательства в области дорожных правонарушений, с опорой на успешный опыт иностранных стран и одновременно собственные прецеденты, способствовать формированию современной правовой культуры российских граждан и морально-ценностных установок общества. Формирование правосознания в обществе, по мнению президента В.В. Путина, является ключевой задачей государственной политики. Неприятие к нарушению закона должно воспитываться со школьной скамьи: «И в школах, и в вузах, и в средних учебных заведениях, и, конечно, на работе и в семье нужно всегда об этом помнить. Работы здесь очень и очень много»[14].
Особое внимание необходимо уделить развитию социальных движений, направленных на борьбу с автохамством, поддержку «власти» закона в стране и «передачу» верных правовых ценностей населению. Борьба с такими негативными явлениями имеет высокую эффективность там, где активность общества высока, где каждый гражданин понимает, что, только уважая себя можно требовать уважения в ответ.
[1] http://citaty.socratify.net/sokol-i-lastochka-boris-akunin/80038
[2] http://delovoysaratov.ru/news/world/saratovskaya-oblast-v-top-17-4455/
[3] http://studydoc.ru/doc/660900
[4] https://auto.mail.ru/info/ru/na_avtomobile_za_granicei/
[5] http://www.1gai.ru/518148-statistika-dtp-v-rossii-za-yanvar-dekabr-2016-goda.html
[6] http://www.gibdd.ru/r/64/stat/
[7] http://www.rbc.ru/politics/14/03/2016/56e6b8f59a7947bbf7a79a22
[8] http://www.ntv.ru/novosti/1633397/
[9] https://lenta.ru/news/2017/01/09/mara_again/
[10] https://ru.wikipedia.org/wiki/СтопХам
[11] http://docs.cntd.ru/document/456039518
[12] http://www.rbc.ru/society/17/01/2017/587e0f019a79477719c20271
[13] http://stykrf.ru/25
[14] http://tass.ru/politika/2615593
Мать-и-мачеха
Рисуем крокусы акварелью
Весенняя сказка
Пока бьют часы
Выбери путь