Материал по математике для использования по внеурочной деятельности
Вложение | Размер |
---|---|
prazdnik_pervogo_desyatka.docx | 23.26 КБ |
ПРАЗДНИК ПЕРВОГО ДЕСЯТКА
Чтец 1.
Давайте, ребята, учиться считать,
Делить, умножать, прибавлять, вычитать.
Запомните все, что без точного счёта
Не сдвинется с места любая работа.
Чтец 2.
Без счёта не будет на улице света.
Без счёта не сможет подняться ракета.
Без счёта письмо не найдёт адресата.
И в прятки сыграть не сумеют ребята.
Чтец 3.
Летит выше звёзд математика наша,
Уходит в моря, строит здания, пашет,
Сажает деревья, турбины куёт,
До самого неба рукой достаёт.
Чтец 4.
Считайте, ребята, точнее считайте,
Хорошее дело смелей прибавляйте,
Плохие дела поскорей вычитайте.
Учебник научит вас точному счёту,
Скорей за работу, скорей за работу!
Начинаем наше путешествие в сказочное королевство Математики, где весело живут все десять цифр. Вы подружились с ними и узнали много интересного.
Цифра вроде буквы О –
Это ноль иль ничего.
Круглый ноль такой хорошенький,
Но не значит ничегошеньки.
Похожа единица на крючок,
А может, на обломленный сучок.
Два на ножке приседает
И головку наклоняет.
Так красиво шею гнёт –
Прямо лебедем плывёт.
Погляди на цифру 3 –
Точно ласточка, смотри.
Гляди, четыре – это стул,
Который я перевернул.
На что похожа цифра 5?
На серп, конечно, как не знать.
Цифра шесть - дверной замочек:
Сверху крюк, внизу кружочек.
Цифра 7, цифра 7! Цифра лёгкая совсем!
Я косу принесу и срисую ту косу!
Цифра восемь так вкусна:
Из двух бубликов она.
Цифра шесть, как обезьянка,
Кувыркалась спозаранку,
Что за чудо приключилось:
Цифра 9 получилась.
Ноль встаёт за единицей –
Цифра 10 на странице.
Как нету на свете
Без ножек столов,
Кторов без усов,
Без панцирей раков,
Так нет в математике
Действий без знаков.
Я – Плюс,
И этим я горжусь.
Я для сложения гожусь.
Я – добрый знак соединенья,
И в том моё предназначенье.
Я – Минус,
Тоже добрый знак.
Ведь не со зла я отнимаю,
А свою роль лишь выполняю.
Вы знаете цифры, знаете знаки «+» и « - » и умеете с помощью них решать примеры. Давайте послушаем математическую сказку «Единица – озорница».
Единица шла-шла-шла
И ещё одну нашла.
Ухватила бойко,
Превратила в двойку,
Длинношеего гуся.
Сказка тут ещё не вся. (1 + 1 = 2)
С двойкой единица
Сотворила чудеса.
Поглядите, что за птица
Полетела в небеса!
Нет, её не удержать,
Будем сказку продолжать. (2 + 1 = 3)
Единица, как стрела,
Мигом тройку догнала.
Выстрел меткий,
Точно в тире.
Превратилась три в четыре. (3 + 1 = 4)
Цифра сильная четыре,
Выжимать умеет гири.
Поднимает целый пуд.
Единичка тут как тут.
-Четвёрка, я с тобой дружу.
Хочешь, фокус покажу?
Единичка её хвать –
Превратила в цифру пять. (4 + 1 = 5)
Эта цифра непростая,
Как пружинка завитая.
5 – пятёрка в дневнике,
5 – пять пальцев на руке,
5 – у звёздочки концов,
5 – в скворечнике скворцов.
Вдруг примчалась единица,
Единица – озорница.
Скачет, забавляется,
К цифрам прибавляется.
Поэтому и сказочка
Наша не кончается. (5 + 1 = 6)
Вот шестёрка в дом стучится.
Дверь открыла единица:
-Проходите, проходите,
Ой, ребята, поглядите,
Ведь шестёрки нет теперь,
А семёрка входит в дверь. (6 + 1 = 7)
Что с тобою, цифра семь,
Что ты сгорбилась совсем?
-Единицу я ищу,
Стать восьмёркою хочу.-
Озорница вмиг нашлась.
Сказка дальше понеслась. (7 + 1 = 8)
Цифра восемь – два колечка –
Выбегает на крылечко,
Поскакала вперевалку,
Зацепилася за палку,
И упала, и пропала.
Нет, она девяткой стала. (8 + 1 = 9)
По тетрадке, как лошадка,
Скачет весело девятка.
Единичку к ней приделать –
Будет палка и кружок.
Было девять, стало десять.
Цифры знаем назубок. (9 + 1 = 10)
Хорошо зная цифры от 1 до 10 можно многое сосчитать.
Чтение стихотворения «Считать умею»
Мне целый день
Считать не лень:
Спешу скорее встать,
Потом ищу я целый день –
Чего бы сосчитать?
Корова во дворе одна.
А овечек – две.
Три котёнка у окна,
Четвёртый на траве.
Девочки идут гулять –
Две и три, а вместе – пять.
Идёт автобус – шесть колёс,
А пассажиров – семь.
Шофёр их по дороге вёз,
Увёз от нас совсем.
Сели птички на забор –
Восемь невеличек,
А одна летит во двор –
Значит, девять птичек.
Десять нам яиц снесла
Курица рябая…
Считать я больше не могу –
Устал я, всё считая.
Чтобы так не уставать,
Надо больше чисел знать.
Я все числа изучу –
Ведь я в первый класс хожу.
«Трудная задача»
«Десять ребят играли в футбол
После занятий в школе.
Один ушёл и второй ушёл,-
Сколько осталось на поле?»
Трудно Гале задачу решить,
Ответ никак не даётся.
«Если бы нужно было сложить,
А здесь вычитать придётся!»
«Один ушёл, и второй ушёл…»
Сколько же вычесть Гале?
«Уж лучше б они играли в футбол
Или все вместе играли!»
Прямо хоть плачь от таких задач!
Галя к окну подходит.
Видит на поле футбольный мяч
Десять мальчишек водят.
Десять ребят играют в футбол…
И вдруг, совсем как в задаче,
Один ушёл и второй ушёл.
«Восемь осталось, значит!»
Довольная Галя стоит у окна:
Вот и задача её решена!
А теперь поиграем.
Чтение стихотворения учителем «Считаем дружно». Дети досказывают недостающее слово.
Бежал раз зайчик вдоль равнин,
И зайчик, значит, был… (один).
К нему зайчиха прибежала,
Тогда всего… (два) зайца стало.
Ещё одни к ним сел, смотри:
Теперь уж зайцев стало… (три).
Мчит новый заяц: «Пусть мне шире!»
Ну, стало быть, их уж … (четыре).
Ба! Вот бежит один опять –
Теперь уж зайцев будет … (пять).
Спешит ещё один из рощи –
Так, значит… (шесть), чего же проще.
Тут прибежал ещё косой –
Так зайцев… (семь), ведь он седьмой.
К ним одного ещё попросим.
Тогда всех зайцев будет… (восемь).
Прыг новый заяц: «В сборе все ведь?»
Он их спросил: «Так нас тут… (девять)?»
«Да, девять, - молвят те в ответ.-
Но вожака всё нет, как нет».
А тот бежит, болотце месит.
Примчал и молвил: «Нас тут … (десять)»
Задачки в стихах
Повезло опять Егорке,
У реки сидит не зря.
Два карасика в ведёрке
И четыре пескаря.
Но смотрите – у ведёрка
Появился хитрый кот…
Сколько рыб домой Егорка
На уху нам принесёт? (0)
У домика утром два зайца сидели
И дружно весёлую песенку пели.
Один убежал, а второй вслед глядит.
Сколько у домика зайцев сидит? (1)
Карандаш один у Миши,
Карандаш один у Гриши.
Сколько же карандашей
У обоих малышей? (2)
На поляне у дубка
Крот увидел два грибка,
А подальше, у осин,
Он нашёл ещё один.
Кто ответить нам готов,
Сколько крот нашёл грибов? (3)
Ну-ка, сколько здесь ребят
На горе катается?
Трое в саночках сидят,
Один дожидается. (4)
Только я в лес зашла –
Подосиновик нашла,
Две лисички, боровик
И зелёный моховик.
Сколько я нашла грибов?
У кого ответ готов? (5)
Загадки
Проживают в трудной книжке
Хитроумные братишки.
Десять их, но братья эти
Сосчитают всё на свете. (Цифры)
Есть у меня работники,
Во всём помочь охотники.
Целый десяток верных ребяток! (Пальцы)
Братцев этих ровно семь.
Вам они известны все.
Каждую неделю кругом
Ходят братцы друг за другом.
Попрощается последний –
Появляется передний. (Дни недели)
Отгадайте-ка, ребятки,
Что за цифра – акробатка?
Если на голову встанет,
Ровно на три больше станет. (Шесть)
Есть, друзья, такая птица:
Если сядет на страницу,
Очень рад бываю я,
А со мною вся семья. (Пятёрка)
Есть, друзья, другая птица:
Если сядет на страницу,
То с поникшей головой
Возвращаюсь я домой. (Двойка)
Отгадайте-ка, ребятки,
Тоже цифра – акробатка!
Если на голову встанет,
Ровно на три меньше станет. (Девятка)
Я так мила, я так кругла,
Я состою из двух кружков,
Как рада я, что я нашла
Себе таких, как вы, дружков. (Восьмёрка)
Математические бусы
Из разных цифр я сделал бусы,
А в тех кружках, где чисел нет,
Расставьте минусы и плюсы,
Чтоб данный получить ответ.
Кто самый внимательный?
2 ученика становятся лицом к классу, а перед ними на столе кладётся приз. Приз достанется тому, кто окажется самым внимательным:
Расскажу я вам рассказ
В полтора десятка фраз.
Лишь скажу я слово «три»,
Приз немедленно бери.
-Понятно, когда брать приз?
-На слове «три».
-Тогда я продолжаю рассказ:
Мечтает мальчик закалённый
Стать олимпийским чемпионом.
Смотри, на старте не хитри,
А жди команду: «Раз, два … марш!»
Когда стихи запомнить хочешь,
Их не зубри до поздней ночи,
А про себя их повтори
Разок, другой, но лучше … пять.
Недавно поезд на вокзале
Мне три часа пришлось прождать.
Ну что ж вы приз, друзья, не взяли,
Когда была возможность взять!
Две из трёх (Весёлое состязание)
На полу ставят три кегли. Двое играющих пляшут вокруг них, держа руки на бёдрах или за спиной. По команде «Стоп!» каждый старается схватить две кегли. Тот, кому достанется одна, проиграет.
Сядь первым
К спинке стула привязывают две ленты (или два шнура). Одну ленту оттягивают вправо, а другую – влево от стула. Двое играющих прикрепляют ленты к поясу. По сигналу они начинают кружиться, стараясь как можно быстрее обвить ленту вокруг себя, чтобы первыми приблизиться и занять место на стуле.
Вдвоём одну верёвку (Весёлое состязание)
Двое играющих садятся на стулья спиной друг к другу. Под стульями протянута верёвка. По сигналу надо вскочить, обежать оба стула, сделав вокруг них два полных круга, затем сесть на свой стул, наклониться и вытянуть верёвку. Кто схватит верёвку быстрее, тот и выиграет.
Магия чисел
В Древней Греции создали науку – нумерологию. В ней каждое имя имеет своё число, получаемое при переводе букв имени в цифры.
Именам – Вера, Наташа, Оксана, Толя, Костя, Илюша, Слава, Денис, Марсель, соответствует число 1. Единица – это символ славы и могущества, действия и честолюбия. Единица означает личность полную энергии и желания действовать, уверенность в своих силах и возможностях. Но надо избегать непродуманных решений, рискованных мероприятий.
Ира, Саша, Лида, Вася, Коля – им соответствует число 2. Это число – символ любви и непостоянства и равновесия. Число имени два символизирует изменчивый характер и даже какое-то внутреннее беспокойство. Не волнуйтесь по мелочам и всяким незначительным поводам, избегайте споров и ссор. Наибольший успех принесёт совместная работа с друзьями.
Катя, Витя, Алёша, Дима, Федя, Гульназ, Алия, Айнур – число имени 3. Это талант, разносторонность, весёлость, указание на науку, мир искусства, на спорт. Учтите это при выборе профессии и придёте к успеху и славе.
Аня, Вадим, Петя, Света, Зоя, Алина, Ильгиз ваше число 4. Вас ждёт успех в науке и технике. Вы трудолюбивы, надёжны, стойки и честны. На вас можно положиться в трудную минуту.
Вова, Гриша, Валя, Нина, Марина, Виталий, Серёжа, Руслан, Никита – число 5. Вы любите путешествия и приключения. Больше энергии уделяйте труду и учёбе. Из вас могут получиться учёные, философы.
Галя, Боря, Даша, Лиза, Игорь, Юля, Таня – число 6. Предвещает успех в делах, большая известность в обществе благодаря ценным научным и философским открытиям. Ваши честные, добрые, благие поступки приведут вас к высокой цели.
Ваня, Максим, Люся – число 7. Люди с числом имени 7 нередко становятся лидерами и учителями самого высокого класса. Но для этого должны много и упорно трудиться.
Оля, Гена, Женя, Лена, Андрей, Зина – число имени 8. Они умеют управлять коллективом, увлекать за собой. Они достигнут успехов на военном поприще, в политике, в деловом мире. Может быть, среди нас сидят будущие президенты и маршалы?
Надя, Регина – число 9. Природа щедро одарила вас талантом. Вы пользуетесь авторитетом. Можете даже стать лидером. Нужно только отказаться от излишней гордости и эгоизма и видеть достоинства других.
Число 10 то же, что и 1.
В конце праздника исполняется песня «Дважды два – четыре».
Лиса Лариска и белка Ленка
Есть ли лёд на других планетах?
Кто должен измениться?
Сказка об одной Тайне
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны