Правовые аспекты несовершеннолетних в сети Интернет
Вложение | Размер |
---|---|
statya_informatsionnaya_bezopasnost_nesovershennoletnih.docx | 36.65 КБ |
Информационная безопасность несовершеннолетних: правовой аспект
Малышева Олеся Владимировна
Руководитель Пархоменко Ирина Сергеевна
Республика Северная Осетия-Алания
г. Владикавказ
ГБПОУ «Владикавказский торгово-экономический техникум», группа 31 «Ю»
Стремительное развитие информационных технологий заставило современное поколение детей и подростков (далее – дети) столкнуться с принципиально новыми вызовами. Взросление, обучение и социализация детей проходят в условиях гиперинформационного общества. Процесс социализации через традиционные институты (семьи, школы) все активнее дополняется средствами массовой информации и массовых коммуникаций, особенно информационно-телекоммуникационной сетью "Интернет" (далее – сеть "Интернет"), которые становятся важнейшими институтами социализации, образования и просвещения нового поколения, в определенной мере замещая традиционно сложившиеся формы. Главным образом это происходит в тех случаях, когда родители (законные представители) в семье отстраняются от своих обязанностей по воспитанию и развитию детей и перекладывают их на внешних игроков. При разумном и эффективном сотрудничестве общественных и государственных институтов информационные и коммуникационные технологии могут быть ключевыми элементами политики, способствующими сохранению культуры России, укреплению нравственных и патриотических принципов в общественном сознании, а также развитию системы культурного и гуманитарного просвещения.
В современных условиях развития общества компьютер стал для ребенка и «другом» и «помощником» и даже «воспитателем», «учителем». Всеобщая информатизация и доступный, высокоскоростной Интернет уравнял жителей больших городов и малых деревень в возможности получить качественное образование. Между тем существует ряд аспектов при работе с компьютером, а в частности, с сетью Интернет, негативно влияющих на физическое, моральное, духовное здоровье подрастающего поколения, порождающих проблемы в поведении у психически неустойчивых школьников, представляющих для детей угрозу. «Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. В силу возраста, отсутствия жизненного опыта и знаний в области медиаграмотности они не всегда умеют распознать манипуляции, используемые при подаче рекламной и иной информации, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции. Они должны знать, какие опасности подстерегают их в сети и как их избежать» (П.А.Астахов, уполномоченный при Президенте Российской Федерации по правам ребенка с 2009-2016 г.г.).
Обеспечение государством информационной безопасности детей, защита их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиауслугах и электронных СМИ – требование международного права (рекомендации Европейского парламента и Совета ЕС от 20.12.2006 г. о защите несовершеннолетних и человеческого достоинства в Интернете, решение Европейского Парламента и Совета №276/1999/ЕС о принятии долгосрочного плана действий Сообщества по содействию безопасному использованию Интернета посредством борьбы с незаконным и вредоносным содержимым в рамках глобальных сетей).
Согласно российскому законодательству «информационная безопасность детей – состояние защищенности детей, при котором отсутствует риск, связанный с причинением информацией вреда их здоровью и (или) физическому, психическому, духовному, нравственному развитию».[1] Это и определяет актуальность выбранной темы.
Цель данной работы: изучить правовые аспекты информационной безопасности несовершеннолетних.
Объект исследования: информационная безопасность несовершеннолетних как целостное социальное явление.
Предмет исследования: виды угроз; законодательная база Российской Федерации (далее – РФ), обеспечивающая информационную безопасность несовершеннолетних.
Гипотеза исследования: состоит в том, что государство своей политикой и правовыми документами обязано обеспечивать информационную безопасность детей, защиту их физического, умственного и нравственного развития во всех аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ.
Цель и гипотеза определили постановку задач работы: проведение теоретического анализа вида угроз в аудиовизуальных медиа-услугах и электронных СМИ; изучение законодательной базы РФ, обеспечивающей информационную безопасность несовершеннолетних. Для осуществления поставленной цели используются следующие методы исследования: изучение научной литературы по вопросу информационной безопасности школьников, законодательной базы Российской Федерации. Теоретическая значимость заключается в обобщении материала по вопросам информационной безопасности детей. Практическая значимость – в разработке конкретных рекомендаций по обеспечению информационной безопасности подростков в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
При рассмотрении вопроса информационной безопасности детей в качестве объекта выступают ребенок или лицо, не достигшее возраста 18 лет, а в качестве угрозы - информация, причиняющая вред объекту безопасности. Причем, вред в норме права определен как «вред здоровью и (или) развитию детей».
Основополагающим понятием в области правового обеспечения информационной безопасности является информация. Так Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 10.01.2016) определяет понятие информация как «сведения о лицах, предметах, фактах, событиях, явлениях и процессах независимо от формы их представления».[2] При этом организационно-правовые основы обеспечения информационной безопасности исходят из того, что информация подпадает под нормы вещного права, что дает возможность применять к ней нормы Уголовного и Гражданского права в полном объеме.
В ст 5 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 10.01.2016) указаны виды информации в зависимости от категории доступа к ней. В частности она подразделяется на общедоступную информацию, а также на информацию, доступ к которой ограничен федеральными законами (информация ограниченного доступа).
В п. 3 Статьи информация в зависимости от порядка ее предоставления или распространения подразделяется на:
К четвертому виду информации будем относить и информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей.
Информация, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей, – информация (в том числе содержащаяся в информационной продукции для детей), распространение которой среди детей запрещено или ограничено в соответствии с Федеральным законом.[3]
До принятия Федерального закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", в ч. 1 ст. 14 Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ (действующая редакция, 2016) нравственному и духовному развитию, в том числе «…от распространения печатной продукции, аудио- и видеопродукции, пропагандирующей насилие и жестокость, порнографию, наркоманию, токсикоманию, антиобщественное поведение».[4]
Сам Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ (действующая редакция, 2016) призван урегулировать отношения, связанные с защитой детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию, в том числе от информации, содержащейся в информационной продукции, распространяемой посредством сети Интернет.
К информации, запрещенной для распространения среди детей, в том числе посредством сети Интернет, относится информация:
К информации, ограниченной для распространения среди детей определенных возрастных категорий, относится информация:
Законодатель предусмотрел особые правовые условия распространения информации посредством информационно-телекоммуникационных сетей. Доступ детей к информации, распространяемой посредством информационно-телекоммуникационных сетей (в том числе сети Интернет), должен предоставляться операторами связи, оказывающими телекоммуникационные услуги связи (провайдером интернет-услуг) в пунктах коллективного доступа, только при условии применения указанными операторами связи технических, программно-аппаратных средств защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию.
Оборот информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, без знака информационной продукции не допускается, но при этом указаны исключительные позиции в виде: учебников и учебных пособий, рекомендуемых или допускаемых к использованию в образовательном процессе в соответствии с законодательством РФ в области образования; телепрограмм, телепередач, транслируемых в эфире без предварительной записи; информационной продукции, распространяемой посредством радиовещания; информационной продукции, демонстрируемой посредством зрелищных мероприятий; периодических печатных изданий, специализирующихся на распространении информации общественно-политического или производственно-практического характера.
В 2015 году была принята КОНЦЕПЦИЯ информационной безопасности детей, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 2 декабря 2015 г. № 2471-р. КОНЦЕПЦИЯ состоит из пяти частей: общие положения, основные принципы обеспечения информационной безопасности детей, приоритетные задачи государственной политики в области информационной безопасности детей, механизмы реализации государственной политики в области информационной безопасности детей, ожидаемые результаты.
Приоритетными задачами государственной политики в области информационной безопасности детей являются:
Семья, государство и, заинтересованные в обеспечении информационной безопасности детей общественные организации, имеют следующие приоритетные задачи:
Кроме того, совместные усилия всех участников медиарынка должны быть направлены на минимизацию рисков десоциализации, развития и закрепления девиантного и противоправного поведения детей, включая такие недопустимые формы поведения, как:
агрессивное поведение, применение насилия и проявление жестокости по отношению к людям и животным;
совершение действий, представляющих угрозу жизни и (или) здоровью ребенка, в том числе причинение вреда своему здоровью, суицид;
употребление наркотических средств, психотропных и (или) одурманивающих веществ, табачных изделий, алкогольной и спиртосодержащей продукции, пива и напитков, изготавливаемых на их основе;
занятие проституцией;
бродяжничество;
попрошайничество;
иные виды противоправного поведения и (или) преступлений.
Механизмами реализации государственной политики в области информационной безопасности детей являются:
Совместные усилия семьи, общественных организаций и государства должны быть направлены на выработку у детей навыка самостоятельной оценки контента, умения анализировать и отличать настоящие новости от дезинформации, противостоять манипулированию и зловредной рекламе асоциального поведения. Кроме того, необходимо продолжение активной деятельности контролирующих и правоохранительных органов по пресечению фактов незаконного распространения на территории страны печатной и аудиовизуальной продукции, запрещенной к обороту законодательством Российской Федерации, в том числе пропагандирующей культ насилия и жестокости, порнографию, экстремистскую деятельность, потребление наркотических средств и психотропных веществ, а также информационной продукции, запрещенной или ограниченной для реализации несовершеннолетним. Необходимо продолжать работу по совершенствованию механизма блокировки сайтов в сети "Интернет", содержащих запрещенную информацию. В настоящий момент доказала свою высокую эффективность существующая система включения (по решению уполномоченных Правительством Российской Федерации федеральных органов исполнительной власти) пяти видов особо социально опасной информации в Единый реестр доменных имен, указателей страниц сайтов в сети "Интернет" и сетевых адресов, позволяющих идентифицировать сайты в сети "Интернет", содержащих информацию, распространение которой в Российской Федерации запрещено. К таким видам информации относится детская порнография, информация о продаже и изготовлении наркотиков, призывы к осуществлению самоубийств, информация о несовершеннолетнем, пострадавшем в результате противоправных действий (бездействия), информация, нарушающая требования Федерального закона "О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр" от 29.12.2006 N 244-ФЗ (действующая редакция, 2016) и Федерального закона "О лотереях" о запрете деятельности по организации и проведению азартных игр и лотерей с использованием сети "Интернет" и иных средств связи.
Выводы: основными направлениями правового обеспечения информационной безопасности детей являются: защита от информации, причиняющая вред здоровью и (или) развитию детей. К 2020 году в Российской Федерации будет сформировано поколение молодых граждан, которые смогут свободно и самостоятельно ориентироваться в современном информационном пространстве. Будет создана новая медиасреда, соответствующая следующим характеристикам: наличие развитых информационно-коммуникационных механизмов, направленных на социализацию молодого поколения и раскрытие его творческого потенциала; свободный доступ детей к историко-культурному наследию предшествующих поколений; качественный рост уровня медиаграмотности детей; увеличение числа детей, разделяющих ценности патриотизма; формирование среди детей устойчивого спроса на получение высококачественных информационных продуктов; снижение уровня противоправного и преступного поведения среди детей; формирование у детей уважительного отношения к интеллектуальной собственности и авторскому праву, сознательный отказ от использования "пиратского" контента.
ЛИТЕРАТУРА
[1] Федеральный закон от 29.12.2010 № 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию"(действующая редакция, 2016) // http:// pravo.gov.ru/
[2] Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» (с изменениями и дополнениями, вступающими в силу с 10.01.2016) http:// pravo.gov.ru/
[3] Федеральный закон "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" от 29.12.2010 N 436-ФЗ (действующая редакция, 2016)
[4] Федерального закона "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" от 24.07.1998 N 124-ФЗ (действующая редакция, 2016) // http://pravo.gov.ru/
Чайковский П.И. "Детский альбом"
Рукавичка
Сочинение
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Рисуем гуашью: "Кружка горячего какао у зимнего окна"