Данная работа посвящена изучению анархистской теории П.А. Кропоткина. Изучены источники и литература по теме; рассмотрены биографические данные апостола анархии, его политические искания, основы анархизма; полученная информация систематизирована. Несомненным достоинством работы является вовлечение в исследование различных источников. Визуализация основных вопросов работы облегчает восприятие текста. Вашему вниманию представлены реферат, текст выступления при защите работы, презентация.
Вложение | Размер |
---|---|
anarhizm_p.a._kropotkina_melkonyan_vyatkino_2017.doc | 151 КБ |
vystuplenie_-_anarhizm_p.a._kropotkina.doc | 50 КБ |
prezentatsiya_-_anarhizm_p.a._kropotkina.rar | 2.13 МБ |
Министерство образования и науки РФ
Владимирская область
Судогодский район
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
"Вяткинская средняя общеобразовательная школа"
РЕФЕРАТ
Анархизм П.А. Кропоткина
СЕКЦИЯ:
история
ВЫПОЛНИЛ:
ученик 8 класса
Мелконян Тигран
НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:
учитель истории
Каракин И.С.
Вяткино
2017
Оглавление
Введение 3-5
Глава I. Формирование политических взглядов П.А. Кропоткина 6-12
§ 1. Детские и юношеские годы П.А. Кропоткина 6-9
§ 2. Политические искания П.А. Кропоткина в 1867-1872 гг. 10-12
Глава II. Революционная борьба и анархизм П.А. Кропоткина 12- 24 § 1. Сотрудничество с кружком "чайковцев" 12-13
§ 2. Деятельность П.А. Кропоткина в Западной Европе 13-14
§ 3. Теория анархизма П.А. Кропоткина 14-20
§ 4. Деятельность П.А. Кропоткина в 1906-1917 гг. 20-21
§ 5. Последние годы жизни П.А. Кропоткина (1917-1921 гг.) и современное состояние анархизма 21- 24
Заключение 25
Список источников и литературы 26
Введение
Конец XIX-1-ая четверть XX в. не без основания считается переломным периодом в общественно-политической жизни России. Характерной чертой того времени стало формирование и функционирование множества политических партий и движений, стремящихся найти своих приверженцев, воздействовать на определенные слои общества и вписаться в многообразный веер альтернатив общественного развития. В годы российской революции 1905-1907 гг. окрепла довольно многоликая и пестрая многопартийная система. Ее своеобразным звеном были анархисты, ставящие своей целью уничтожение государства и любой политической власти, рассматриваемой исключительно как орган насилия; мечтающие объединить приверженцев в свободные и добровольные ассоциации граждан. Наиболее ярким и последовательным представителем анархизма того времени являлся П.А. Кропоткин.
Следует, однако, подчеркнуть значительную идейную неоднородность, политическую аморфность, организационную раздробленность анархистского движения. Анархисты никогда не составляли партии в традиционном ее понимании, т.к. не стремились прийти к власти. По их убеждениям, главная, если не единственная задача в политике - революционное разрушение "эксплуататорского строя" и его главного орудия - государства. С середины 1918 г. российское анархическое движение переживает полосу расколов, а после окончательной победы большевиков - затухает.
Однако на рубеже XX-XXI вв. в России вновь, после долгого перерыва, появились анархистские черные знамена. "Сегодня есть основания полагать, что только в европейской части бывшего Союза, существует свыше 50 анархистских групп различных направленностей, действующих в 30-40 городах и населённых пунктах"[1]. Возглавляют перечень "анархистских" городов Москва и Санкт-Петербург. Но мы наблюдаем удивительную вещь. Даже сами активисты современного анархического движения, многие исследователи мало знакомы с подлинным лицом и местом анархизма в системе российских политических партий рубежа XIX-XX вв.; еще менее осведомлены о деятельности и теоретических построениях российских анархистов указанного периода рядовые граждане.
Сейчас анархизм считается чем-то грязным, страшным, само значение - ругательным: анархизм видится "ядовитым цветком на русской почве"[2]. Обыватели совершенно не разбираются в сущности данного явления. Кроме того, в настоящее время, в связи с ростом проблем в социально-экономической сфере, особенно возрос интерес к леворадикальным политическим движениям, в том числе - к истории российского анархизма. Идеи и настроения П.А. Кропоткина приобретают сегодня невиданную актуальность - особенно в плане изучения федерализма, организации муниципального управления и кооперации.
Таким образом, объектом изучения будет являться российское общество конца XIX-1-ой четверти XX в.; предметом - анархистская теория П.А. Кропоткина. Цель работы - изучить жизненный и творческий путь князя-бунтовщика, для того чтобы представить широкой аудитории современную взвешенную оценку анархизма, а также показать возможность решения текущих социально-экономических проблем через призму рассмотрения концепции П.А. Кропоткина. Достижению поставленной цели служат следующие задачи: изучить источники и литературу по теме; рассмотреть процесс формирования политических взглядов и основные вехи революционной борьбы П.А. Кропоткина; систематизировать полученную информацию и постараться ответить на поставленные проблемы; оформить работу в виде реферата и презентации; представить результаты исследования.
Отметим, что интерес специалистов к указанной тематике имел место преимущественно в советское время, но изученная историография носит в большинстве своем описательный характер и практически не рассматривает вопрос под тем углом зрения, который обозначен в данной работе. В этом также проявляется новизна и актуальность нашего исследования.
Работа построена на основе принципов конкретности, историзма, объективности, всесторонности, системности, что предоставляет возможность более четко исследовать поставленные проблемы.
В исследовании были применены историко-генетический, историко-типологический, историко-системный методы, позволяющие наиболее полно изучить тему.
Глава I. Формирование политических взглядов П.А. Кропоткина
§ 1. Детские и юношеские годы П.А. Кропоткина
Петр Алексеевич Кропоткин родился в 1842 г. в Москве, в Штатном переулке. Князь П.А. Кропоткин происходил из старинного княжеского рода. В пергаменте, выданном Сенатом деду П.А. Кропоткина, говорится, что род Кропоткиных происходит от князей смоленских. Смоленский князь Святослав Иванович (прямой потомок Владимира Мономаха) имел внука Дмитрия Васильевича Кропотку, получившего это прозвище за черту характера - кропотливость, медлительность. Потомки его рода служили российскому престолу в знатным чинах и жалованы были от государей поместьями и другими почестями. Все это доказывается Бархатной книгой и справкой Разрядного архива. По Бархатной книге П.А. Кропоткин родился в 30-ом колене от первого русского князя Рюрика.
Алексей Петрович (отец) был военным, принимал участие в войне против поляков во время революции 1831 г. В Варшаве он познакомился с младшей дочерью корпусного командира генерала Сулимы и влюбился в нее. Свадьбу с Екатериной Николаевной (матерью Петра Кропоткина) торжественно отпраздновали в Лазенковском дворце. Посаженным отцом со стороны невесты был Паскевич.
Почти до 12 лет Кропоткин-младший учился дома. Осенью 1853 г. поступил в I-ую Московскую гимназию, для домашних же уроков отец пригласил студента Московского университета Н.П. Смирнова. Именно ему Петр Кропоткин обязан первому толчку в своем развитии. Князь читает Тургенева, Гоголя, Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Дюма. Благодаря своему учителю пробует писать. Определяется негативное отношение Кропоткина-младшего к крепостничеству, хотя отец и, в особенности, дед были крепостниками.
В 15 лет П.А. Кропоткин поступает в Петербургский Пажеский корпус. От недовольства порядками в Пажеском корпусе он незаметно переходит к более широким размышлениям и к выводам общественно-политического характера. При всем этом огромное влияние на развитие молодого князя оказали учителя Беккер, Классовский, Эберт. Особым звеном в становлении взглядов Петра Кропоткина была переписка с братом Александром. "Саша сильно опередил меня в развитии и побуждал меня развиваться. С этой целью он поднимал один за другим вопросы философские и научные, побудил меня читать и учиться. Ему больше всего и больше всех обязан я моим развитием"[3].
Оба молодых человека активно следили за подготовкой крестьянской реформы. В марте 1858 г. Петр делится своими наблюдениями с братом: "Старая система разрушается, новая не создана, ввели эмансипацию, но теперь самодержавие невозможно, оно должно измениться, и если не удалось в 1825 г., то удастся теперь в скором времени, и авось мы увидим Россию наряду с прочими европейскими государствами"[4].
Своеобразие складывающегося мировоззрения Кропоткина - его активность. Как только у него созревают определенные взгляды, он стремится довести их до окружающих. Ему уже мало переписки с братом - он хочет приобрести и других единомышленников, агитировать, разъяснять.
В 1859-1860 гг. П.А. Кропоткин стал издавать свою первую революционную газету: "Отголоски из корпуса". Здесь князь видится конституционалистом, но пишет, что самодержавие не есть самый лучший строй, критикует бюрократию, ратует за необходимость правопорядка, необходимость объединиться всем во имя свободы. Издание остановилось на втором номере, но эту газету можно считать началом общественной деятельности П.А. Кропоткина.
Нам мало что известно о его взглядах в этот период, можно полагать, что формирование шло в значительной мере под влиянием передовой идеологии того времени - народничества. У Кропоткина обнаруживается тяготение к народу, стремление познакомиться с его нуждами. В книге "Записки революционера" князь вспоминает как обогатило его общение с крестьянами Никольского (родовое поместье Кропоткиных). Думается, что это "узнавание" народа, сближение с ним, оказалось серьезным моментом в развитии взглядов Кропоткина. Оно уже само по себе проходило под знаком революционно-демократических идей, которыми и была пронизана атмосфера передовых 60-х гг. XIX в.
В мае 1861 г. Петр Алексеевич был произведён в фельдфебели Пажеского корпуса. Фельдфебель занимал особое положение и пользовался преимуществами офицера, но самое главное - был камер-пажем императора. Таким образом, он становился известен лично государю, что считалось, конечно, важным шагом в дальнейшей карьере. Но ближе насмотревшись на придворную жизнь, Кропоткин еще более уверился в необходимости немедленных реформ. Изменилось его отношение и к Александру II. "В начале моей службы я относился восторженно к Александру II как к царю-освободителю, но ряд мелких случаев, а также реакционный характер, который все более и более принимала политика Александра II, стали поселять сомнения в моем сердце"[5]. Все большей критике начинают подвергаться мероприятия правительства, взгляды молодого князя заметно левеют.
После окончания Пажеского корпуса П.А. Кропоткин добровольно избрал военную службу в Сибири в казачьих частях. Доклады и сообщения Кропоткина о путешествиях по этому чудесному уголку России, публиковавшиеся в изданиях Русского географического общества, вызвали оживленные отклики. За отчет об Олекминско-Витимской экспедиции князю Кропоткину была присуждена золотая медаль общества. Позже Петр Алексеевич станет профессиональным географом с мировым именем. Этот статус не раз выручит его в сложных ситуациях.
Изучение городов Сибири дало Кропоткину материал для многих социальных исследований и выводов: о незаметной, подспудной, созидательной работе народных масс, об их решающей роли в переселениях, в войнах, колонизациях, в выработке форм общественной жизни. Эти выводы, хотя и не сразу оформившееся, определили решающие сдвиги в мировоззрении П.А. Кропоткина.
В дневнике и письмах сибирского периода (1862-1867 гг.) все более отчетливо прорываются идеи, сближавшие Кропоткина с передовыми современниками - революционерами-демократами. Он делится соображениями о восстании в Польше (1863 г.), высказывая мысль о бессилии революции, не опирающейся на народ. "Между тем революционерам, которым не удается убедить массу, что для нее начинается новая эра, готовят верную гибель собственному делу"[6]. Кропоткин уже твердо убежден в этой истине, которая станет одним из кардинальных положений его учения: если бы поднялся народ, то и одними косами он что-нибудь да сделал.
Мысли о революции как о пути общественного преобразования, о ее справедливости, целесообразности Кропоткин высказывает тем определеннее, чем яснее видит крах своих реформаторских иллюзий. Ведь он отправлялся в Сибирь с надеждами на широкие преобразования, в которых думал участвовать лишь демократическим натиском на самодержавие, но волна реакции добралась до дальневосточных окраин империи. Деятельность князя по проведению судебной реформы принесла ему уверенность, что с помощью правительственного аппарата для народа ничего сделать нельзя. "Я быстро понял, что для народа решительно невозможно сделать ничего полезного при помощи административной машины. С этой иллюзией я распростился навсегда"[7]. Ненависть к государственным учреждениям, отвращение к чиновничеству и бюрократизму зарождается у будущего анархиста именно здесь. "Я все-таки могу сказать теперь, что в Сибири я утратил всякую веру в государственную дисциплину: я был подготовлен к тому, чтобы сделаться анархистом"[8]. С этого пути князь не свернет до конца жизни.
§ 2. Политические искания П.А. Кропоткина в 1867-1872 гг.
Весной 1867 г. князь уезжает из Сибири в Петербург, оставив военную службу. Там он поступает на математическое отделение физико-математического факультета Санкт-Петербургского Императорского университета, считая что основательное знание математики - единственный солидный фундамент для всякой дальнейшей работы. Князь служит в Статистическом комитете Министерства внутренних дел под началом П.П. Семенова (Тян-Шанского). Одновременно П.А. Кропоткин публикует ряд работ как член Русского географического общества. Путешествуя, Кропоткин все более убеждается в необходимости коренных изменений в политическом устройстве России. Он сравнивал западный прогресс в крестьянском хозяйстве с тем, что было в России ("американскую машину для корчевания пней" с "жалкой клячонкой"[9]). Князь понял, что никакой прогресс в сельскохозяйственной технике не сможет поднять крестьянское хозяйство в России без решения коренных проблем. "Что за польза толковать крестьянину об американских машинах, когда у него едва хватает хлеба, чтобы перебиться от одной жатвы до другой"[10]. Кропоткин осознает теперь в большей степени в каком направлении ему следует работать и кто те люди, для кого он должен работать.
В Петербурге братья Кропоткины завязали знакомства как среди радикалов (кружок "Отечественных записок"), так и умеренных славянофилов, но были разочарованы. Новая волна реакции вызвала у молодого вольнодумца желание активного противодействия, стремления пригодиться на что-нибудь там, где идет борьба.
В 1872 г. П.А. Кропоткин едет за границу и знакомится в Цюрихе с Интернационалом и социалистической литературой. Это оставило глубокое впечатление в душе вольнодумца. Мир социалистических отношений поразил князя. "Чтение социалистических и анархических газет было для меня настоящим откровением. Из чтения их я сильнее убеждался, что примирения между будущим социалистическим строем, который уже рисуется в глазах рабочих, и буржуазным было невозможно. Первым делом уничтожить второй"[11]. Всё больше и больше Кропоткин чувствовал, что обязан посвятить себя всецело массам: "Я дал себе слово, что должен посвятить себя трудящимся. Мы им нужны, наши знания, наши силы им необходимы - я буду с ними"[12].
Кропоткин знакомится с Юрской федерацией (основной очаг анархизма в Интернационале). Это событие сыграет впоследствии видимую роль в развитии анархических идей Кропоткина. В 1872 г. Юрская федерация восстала против авторитета Генерального совета Интернационала. Этот Совет стремился захватить все движение в свои руки. Его действия наглядно доказывали, как невыгодно иметь правительственное ядро. "Многие увидали тогда всю нежелательность правительства, как бы демократично не было его происхождение. Так начинался современный анархизм, и Юрская федерация стала центром его развития"[13]. Кропоткин симпатизирует Юрской федерации, активно беседует на политические темы с ее руководителями. "Теоретические положения анархизма, критика государственного социализма, который грозит развиться в экономический деспотизм еще более страшный, чем политический, и революционный характер агитации среди юрцев неотразимо действовали на мой ум. Но сознание полного равенства всех членов федерации, независимость суждений и способов выражения их, которые я замечал среди этих рабочих, а также их беззаветная преданность общему делу еще сильнее того подкупали мои чувства. И когда, проживший неделю среди часовщиков, я уезжал из гор, мой взгляд на социализм уже окончательно установился. Я стал анархистом"[14]. Другого пути П.А. Кропоткин для себя более не видел.
Глава II. Революционная борьба и анархизм П.А. Кропоткина
§ 1. Сотрудничество с кружком "чайковцев"
Вернувшись в Россию из-за границы, П.А. Кропоткин (май 1872 г.) присоединяется к "чайковцам" - значительной народнической организации того времени. Именно Кропоткину было поручено составление проекта программы кружка "чайковцев", что он и выполнил, представив записку под условным названием "Должны ли мы заняться рассмотрением идеала будущего строя ?". В ноября 1873 г. Записка обсуждалась и была в основном принята "чайковцами".
Записка П.А. Кропоткина - выдающийся документ русского утопического социализма. Многое из того, что было высказано здесь, Кропоткин впоследствии развивал в своих произведениях. Крестьянская революция мыслилась им как социальная: уничтожая существующий строй, она утверждала в жизнь социализм и анархию. Обоснованию анархического и социалистического идеала посвящена значительная часть записки. При составлении данного документа П.А. Кропоткин активно опирался на теорию "апостола анархии" М.А. Бакунина. Он много узнал во время поездки за границу о взглядах этого идеолога анархизма и солидизировался с ним.
Кропоткин и "чайковцы" вели активную революционную работу: завели типографии, в Петербурге установили контакты с рабочими. В январе 1874 г. полиция захватила главную цитадель кружка на Выборгской, многие из членов кружка "чайковцев" были схвачены. Весной 1874 г. по доносу провокатора был арестован и заключен в Петропавловскую крепость и Кропоткин.
Просидев в крепости два года, Кропоткин был переведен в Николаевский военный госпиталь, при котором имелась тюрьма (состояние здоровья П.А. Кропоткина было крайне тяжелое). В госпитале князь начал поправляться. Затем был совершен побег (1876 г.). В Петербурге оставаться было невозможно и Кропоткин едет в Финляндию, а затем в Швецию. Оттуда князь отплыл в Англию.
§ 2. Деятельность П.А. Кропоткина в Западной Европе
Идеолог русского анархизма надолго задержался за границей. В то время (1876 г.) Кропоткин пишет: "В России я не видел поприща деятельности для себя"[15]. А также отмечает: "Меня скоро захватила волна анархического движения, которая шла на прибыль в Западной Европе"[16]. Следует отметить, что многие русские товарищи считали Кропоткина чуть ли нем изменником русскому делу за то, что он отдал свои силы агитации в Западной Европе.
В январе 1877 г. князь был уже в Швейцарии и присоединился к Юрской федерации Интернационала. Здесь Кропоткин продолжил анархическую деятельность. "Главная наша деятельность состояла в формулировке социалистического анархизма в теории и в практических приложениях. И в этом направлении Юрская федерация выполнила работу, которая не умрет"[17].
В этот ранний период пребывания в эмиграции (конец 70-х-начало 80-х гг.) теоретическая мысль Кропоткина сосредотачивается на критике существующего строя, на отвержении общепринятых понятий о государстве, власти, политической борьбе, мешавших усвоению анархистских идей.
В 1883 г. во Франции, куда перебрался Кропоткин, он был арестован вместе с рядом других анархистов и бывших коммунистов, судим по обвинению в принадлежности к Интернационалу и приговорен к пяти годам тюремного заключения. Однако пребывание в тюрьме сократилось до трех лет под воздействием общественного мнения (в середине января 1886 г. освободили французскую революционерку Луизу Мишель и П.А. Кропоткина).
По выходе из тюрьмы князь оседает в Англии. Он объехал с лекциями об анархизме крупнейшие города Англии и Шотландии. В этот период Кропоткин печатает в "Бунтаре" и английском либеральном журнале "Девятнадцатое столетие" серию статей, посвященных организации производства при анархизме. Эти статьи составили самые значительные из книг П.А. Кропоткина: "Хлеб и воля, "Поля, фабрики и мастерские, "Взаимная помощь как фактор эволюции", "Государство и его роль в истории".
В 90-е годы, когда Кропоткин продолжал создавать свою анархическую теорию, можно, казалось бы, считать расцветом его творческой деятельности. На самом деле это было тяжелое для него время. Даже в романских странах с их "латинским духом", бывших оплотом анархизма, растет рабочее движение, а вместе с тем усиливается тяга к научному социализму. Все труднее становится анархистам бороться с марксизмом: ход исторического времени против них. В 90-е годы заметно удаление Кропоткина от практической революционной деятельности, погружение его в научные занятия сильнее, чем когда бы то ни было.
Последние работы П.А. Кропоткина, по анархизму в частности, издававшиеся им в начале 1900-х гг. совместно с русскими эмигрантами в Лондоне - листки "Хлеб и воля" - не несут уже никаких свежих мыслей. Даже стиль его как бы потускнел.
Но так или иначе Кропоткину принадлежит заслуга создания анархической теории, которую мы обязаны рассмотреть.
§ 3. Теория анархизма П.А. Кропоткина
Последовательно П.А. Кропоткин начал формировать свою теорию анархизма с 1879 г., начав издавать "Бунтарь" и став членом Юрской федерации[18]. По мере работы в Федерации князь лучше осознает то, как следует разрабатывать теорию анархизма. "Я пришел к заключению, что анархизм – нечто большее, чем простой способ действия или, чем идеал свободного общества. Он представляет собою, кроме того, философию, как природы, так и общества, которая должна быть развита совершенно другим путем, чем метафизическим или диалектическим методом. Анархизм должен быть построен теми же методами, какие применяются в естественных науках, на солидном фундаменте индукции, примененной к человеческим учреждениям. И я сделал все, что мог, в этом направлении"[19]. Сложно определить, когда теория полностью оформилась, но надо полагать, что к началу XX в. она уже точно имела законченный характер.
Историю анархизма князь начинает вести с древнейших времен. Черты анархизма он находит у Аристиппа, циников, Зенона и некоторых стоиков, епископа Альбского, Марка Джироламо Видо, гуситов, первых анабаптистов и у их предшественников 9 в., армянских рационалистов, Ф. Рабле, Ф. Фенелона, Д. Дидро, ряда деятелей Великой французской революции, У. Томпсона, Дж. Грея, Т. Годскина, И.Т. Брея, Дж. Уоренна, М. Гесса и К. Грюна, В. Марра, дарвинистов (свободная община без правительства, инстинкт общественности в человеке, объединение людей в "космос", где не будет нужды ни в законах, ни в судах, ни в деньгах, "склады", где продукты обменивались бы на основании ценности, измеряемой часами труда и трудовыми марками). Но первым изложил политические и экономические положения анархизма англичанин Уильям Годвин в 1793 г. в своем "Исследовании относительно Политической Правды и ее влияния на общую нравственность и счастье". Он не употреблял слово "анархия", но очень хорошо излагал ее основные положения.
Прудон первый употребил слово "анархия" в смысле общественного строя без правительства и первый подверг строгой критике тщетные усилия людей дать себе правительство, которое мешало бы богатым угнетать бедных и вместе с тем оставалось бы под контролем управляемых. Он развивал понятие о "взаимности", которое сделало бы излишним всякое правительство.
П.А. Кропоткин хотел показать, что разработкой теории анархизма занимались во все времена, что анархизм исторически обусловлен. Мы видим, что князь-бунтовщик имел массу предшественников, на которых он в какой-то степени опирался. Галактионов А.А. и Никандров П.Ф. отмечают: "Он (Кропоткин П.А. - прим. автора) систематизировал их учения под определенным углом зрения, широко использовав для обоснования анархического коммунизма политическую экономию, исторические науки, философию, социологию и даже естествознание. Однако при всем многообразии идейных истоков, которые легли в основание кропоткинского анархизма, он ближе всего стоит к Бакунину"[20]. От Бакунина Кропоткин взял отрицание государства и политики, враждебное отношение к политической теории марксизма, особенно к учению о диктатуре пролетариата, идеал безгосударственного анархического коммунистического общества. Но были и отличия в работе двух теоретиков российского анархизма. Галактионов А.А. и Никандров А.Ф. выделяют следующие[21]: в характере деятельности (агитация и практическая организаторская работа Бакунина и преимущественно - кабинетная - у Кропоткина); Бакунин использовал диалектический метод, Кропоткин же его не признавал и был позитивистом; Бакунин плохо изучал естествознание, но хорошо владел философией, Кропоткин - наоборот. Указанные авторы подытоживают: как ученый Кропоткин имел несомненное преимущество перед Бакуниным, но как мыслитель уступал ему в методологических и общетеоретических обобщениях.
Перейдем к непосредственному рассмотрению теории П.А. Кропоткина. Центральное место в социологии князя занимает проблема исторического процесса, которую Кропоткин пытался решить с помощью теории Дарвина. Важнейшим законом эволюции князь-бунтовщик считал закон взаимной помощи. Взаимная помощь - это "инстинкт общительности, который медленно развивается среди животных и людей в течение чрезвычайно долгого периода эволюции, который научил животных и людей сознавать ту силу, которую они приобретают, практикуя взаимную помощь и поддержку, и осознавать удовольствия, которые можно найти в общественной жизни"[22]. Ступенями общественного прогресса, происходящего на основе взаимопомощи, Кропоткин считает род, племя, деревенскую общину, гильдию, средневековый город, рабочие союзы и другие организации, созданные трудящимися для объединения действий главным образом с целью завоевания экономической и политической свободы. Кропоткин пишет, что с давних времен дикари должны были видеть, какие происходят плачевные последствия, как только люди позволяют завладеть властью кому-нибудь из своей среды. Вот почему наши предки уже в самые отдаленные времена старались выработать учреждения, мешающие захвату власти отдельными лицами (роды, племена, общины, цехи и т.д.). Все это были учреждения, возникшие среди народа и установленные самим народом, чтобы противодействовать захвату власти интервентами или членами своего же рода, племени или города. Таким образом, оказывается, что анархизм вытекает чуть ли не из самого народного инстинкта, тогда как государство - результат хитроумных козней колдунов, военачальников и других людей, стоящих над массой.
Мы вышли на проблему государства. Между обществом и государством князь проводит резкую грань. Государство - это лишь одна из форм, которые принимало общество в своем историческом развитии; но, приняв эту форму, общество встало на противоестественный путь, ибо государство и есть "самое серьезное препятствие для развития общества на началах равенства и свободы, т.к. государство представляет историческую форму, выработавшуюся и сложившуюся с целью помешать этому развитию"[23].
Только революция может и должна вывести человечество из царства насилия. Вопросами революции князь-бунтовщик занимался много. В этом вопросе он более последователен, чем Бакунин. Кропоткин хочет уложить проблему революции в общую теорию исторического процесса. П.А. Кропоткин понимал под революцией коренную ломку всего общественного уклада, включая идеологию, общественную психологию и нравственность[24].
Целью революции в условиях капиталистического общества князь считал "довольство для всех", а средством - экспроприацию всех средств производства, всех общественных богатств и передачу их в полное распоряжение народа. Движущей силой революции в европейских странах Кропоткин считал пролетариат, а в России - крестьянство. В подготовке революции он большее значение предает не партии, а единицам и группам. По прогнозам анархо-коммунистическое общество утвердится после революции через три-четыре года и более[25].
Кропоткин очень глубоко изучил проблему государства. В теории князя-бунтовщика оно не может играть никакой роли. На вопрос, может ли государство служить освобождению рабочих, Кропоткин однозначно отвечает - нет. "Разве можно говорить об уничтожении классов, не касаясь учреждения, которое было орудием для их основания и которое остается орудием для их увековечения ?"[26]. "Требовать от учреждения, чтобы оно служило разрушению тех привилегий, которые оно старалось развить - это значит не знать, что новые отправления требуют новых органов и что эти отправления сами должны выработать эти органы"[27].
П.А. Кропоткин верил, что революция, начавшись с экспроприации частной собственности на орудия и средства производства (землю, фабрики, заводы), должна установить безгосударственный строй, принципом которого будет "каждому по потребностям". Этот строй будет представлять собой федеративный союз производительных общин-коммун - сельских и городских. Члены коммуны сами, на основе добровольного соглашения, без какого бы то ни было верховного правительства, решают свои внутренние и внешние, хозяйственные и общественные дела. Идеолог российского анархизма просит учесть неудачи маленьких коммунистических общин, которые основывались в силу полурелигиозного увлечения, строились по принципу семьи, в силу своей незначительности не могли долго существовать, а также из-за отсутствия союзного договора между общинами, уединения от мира сего и тоталитарного характера власти вождей[28].
От вышеописанного идеала мыслитель переходит к изложению конкретных путей и средств его достижения. Кропоткин считал, что общество достаточно самостоятельно, чтобы обеспечить "довольство для всех". Но главное богатство он видел не в том, что уже имеется, а в том, что можно было бы получить от земли, заводов, фабрик, нации, знаний, если бы они были приложены к достижению благосостояния для всех. Уничтожение частной собственности на орудия и средства производства, новая коллективная организация труда в будущем обществе приведут к небывалому расцвету нации, неизмеримо увеличат общественные производительные силы[29].
Такая картина мира, нарисованная рукой талантливого художника, отвечает самым давним и сокровенным чаяниям людей. Но так ли здесь все безоблачно ? Можно ли поверить тому, что, работая по 4-5 часов в день, каждый производитель сможет обеспечить себе полное довольство. Получается неразрешимое противоречие: для достижения анархического коммунизма нужен высокий уровень производительных сил, который может быть достигнут путем организации общества в анархический коммунизм. Смогут ли члены коммун сами наладить экономическую жизнь, планировать ее, разумно пользоваться плодами труда в этом новом обществе, всеми корнями связанном с прошлым, где действует странная привычка традиций собственнического мира ? Стремясь в своей теории освободить человека от всякой зависимости, Кропоткин подчинил его массе условностей. Кропоткин не замечает угрозы возможной контрреволюции, перед которой молодое новое общество будет бессильно.
§ 4. Деятельность П.А. Кропоткина в 1906-1917 гг.
П.А. Кропоткин продолжал активно следить за политической ситуацией в России, пытался помочь революционному движению и критиковал "продажные партии", которые собираются участвовать в выборах во II Думу. "Поломавшись во время прошлых выборов, они теперь не утерпели и решили разыграть в Таврическом дворце роль, назначенную им петергофскими царедворцами. Место революционера не в Думе, а среди народа"[30]. Цель анархистов и рабочих - уничтожение капитализма.
В "Бунтаре", листках "Хлеб и воля" и ряде других (некропоткинских) газетах и журналах ставится вопрос об организации Союза русских анархистов-коммунистов (СРАК), 1908 г. Вопрос был действительно актуален, т.к. к 1903 г. в России уже появился ряд анархистских групп. "Первые анархистские группы в России появляются в Белостоке Гродненской губернии среди еврейской интеллигенции и ремесленных рабочих весной 1903 г., летом - в городе Нежине Черниговской губернии. К концу 1903 г. функционировало 12 организаций в 11 городах. В 1903-1910 гг. деятельность анархистов проявилась в 218 населенных пунктах империи, в 51 губернии и 7 областях. Общая численность анархистов - 7 тыс. человек"[31].
Когда началась Первая мировая война, имя Кропоткина, окруженное почетом, появилось на страницах официальной русской прессы, незадолго до того травившей "апостола анархии". "Русские ведомости" опубликовали его письма о войне. Князь-бунтовщик призывал к войне "до победного конца". Этот лозунг оттолкнул от него многие революционные организации: "Набат" (Женева), "Рабочий мир" (Цюрих). "Кропоткин обосновал свою позицию, главным образом, тем, что "торжество Германии в этой войне значило бы порабощение всей Европы", а "о последствиях победы Германии над Россией думать не хотелось – так они были ужасны". Он рисовал картины захвата немцами Польши, Литвы, Бессарабии и Прибалтики, откуда они "смогут бросить 200-тысячное свое войско с артиллерией, готовые идти на Петроград"[32].
В 1917 г. г. П.А. Кропоткин возвращается в Россию. "А.Ф. Керенский делал невероятные усилия, чтобы великий ученый и мыслитель вошел во Временное правительство. Кропоткин отказался, ответив: "Я считаю ремесло чистильщика сапог более честным и полезным"[33]. Мы видим, что Кропоткин остается верен своим убеждениям и не примыкает ни к одной из политических группировок, так или иначе связанных с угнетением рабочего класса.
§ 5. Последние годы жизни П.А. Кропоткина (1917-1921 гг.) и современное состояние анархизма
"Вернулся П.А. Кропоткин в Россию 12 июня 1917 г. Сначала жил в Петрограде, а потом перебрался в Москву. Весной 1918 г. Кропоткин принял предложение своего друга Олсуфьева и переехал в Дмитров"[34]. В Дмитрове и прервется жизненный путь великого мыслителя.
Отношение у Кропоткина к Октябрьской революции было сложное. В апреле 1919 г. он пишет: "Согласно моему взгляду эта попытка построить коммунистическую республику на основе строго централизованного государственного коммунизма под железным законом партийной диктатуры, в конце концов, потерпит банкротство. На России мы учимся как нельзя вводить коммунизм. Все возлагать на гений партийных диктаторов – значит, разрушить независимые центры нашей жизни, профсоюзы и местные кооперативные организации, превращая их в бюрократические органы партии, как это имеет место теперь"[35]. Но имеются и положительные отзывы об Октябрьской революции и действиях большевиков. Это звучит беседе с В.Д. Бонч-Бруевичем (1918 г.), в письме Г. Брандесу (1919 г.). Но всегда "апостол анархии" критиковал большевистский террор, говоря, что это только отталкивает народ.
Вернемся к жизни Кропоткина в Дмитрове. Она была уже не так насыщена, как в былые годы. Но "до последних дней своей жизни П.А. Кропоткин трудился над книгой "Этика". Считал: никакие социальные достижения и перевороты не сделают людей счастливее, а жизнь их достойнее без высоких нравственных идеалов. Верил в великие возможности свободной человеческой личности. Полагал, что по сути своей, человек, по природе, устремлен к добру, и только жизнь в неволе, под гнетом капитала или государства уродует человеческую природу, пробуждая злобу, зависть, ложь, лицемерие, лихоимство"[36]. Видимо, это была работа, завершающая его деятельность как великого революционера-анархиста.
22 февраля 1919 г. Кропоткину за подписью В.И. Ленина было выдано удостоверение как "известному русскому революционеру", где говорилось, что власти Советских республик должны оказывать Кропоткину всяческое содействие, им же вменялось в обязанность принимать меры, чтобы жизнь П.А. Кропоткина и его семьи была максимально облегчена.
Как только выяснилось, что Кропоткин заболел, 19 января 1921 г. в Дмитров специальным поездом выехала особая правительственная медицинская комиссия во главе с наркомом здравоохранения Н.А. Семашко и управделами Совнаркома В.Д. Бонч-Бруевичем. Была установлена прямая телеграфная связь между Дмитровом и Москвой. 8 февраля в 3 часа 20 минут передали в Кремль: "Петр Алексеевич Кропоткин в 3 часа 10 минут утра тихо скончался"[37]. 8 февраля днем поступила телефонограмма на имя В.И. Ленина от Комиссии анархических организаций по устройству похорон Кропоткина: "Комиссия … просит Вашего распоряжения об освобождении из всех мест заключения анархистов для участия в похоронах Кропоткина"[38]. Совнарком постановил передать этот вопрос на рассмотрение во ВЦИК. 9 февраля с похожим письмом (об освобождении товарищей-анархистов Кропоткина, например, В.А. Рычкова из Бутырской тюрьмы) обратилась Александра Петровна Кропоткина, дочь князя-бунтовщика. 10 февраля Президиум ВЦИК постановил: "Предложить ВЧК по ее усмотрению отпустить содержащихся в местах заключения анархистов для участия в похоронах П.А. Кропоткина"[39].
Моссовет решил похоронить Кропоткина на Новодевичьем кладбище, а все расходы отнести на свой счет. Около 7 часов вечера гроб установили на три дня в Колонном зале Дома Союзов, открытом для прощания с П.А. Кропоткиным. Похороны состоялись 13 февраля. Анархисты, выпущенные из Бутырской тюрьмы не дали установить гроб на катафалк, а весь путь несли его на руках. Могилу также рыли друзья и последователи покойного, не доверив это безразличным могильщикам. Затем был открыт траурный митинг. Около 11 часов ночи анархисты-"бутырцы" сдержали слово и все как один вернулись в тюрьму. Примечательно, что во время похорон не было ни одного милиционера или красноармейца для охраны правопорядка. Еще более удивительным, чем возвращение заключенных в тюрьму, было то, что им дали возможность, находясь в заключении, составить и выпустить альманах на смерть Кропоткина.
Анархическое движение в это время угасает. К 1929 г. в России оно под действием репрессий и террора сошло на нет. Но умерло ли оно ? Умерли ли идеи великих "апостолов анархии" ?
"В 1982 г. на историческом факультете МГПИ им. В.И. Ленина возник небольшой студенческий кружок, издававший рукописный журнал. Весной 1987 г. эта организация студентов получила определенную известность и приняла название "Община". Спустя год лидеры "Общины" заняли ведущее положение в Федерации социалистических общественных клубов (ФСОК). Наметившийся вскоре кризис в Федерации привел к образованию "Альянса федералистов". В сентябре 1988 г. его переименовали в "Союз независимых социалистов" (СНС). В 1989 г. на базе СНС была образована "Конфедерация анархо-синдикалистов" (КАС). КАС объединяла 60-70 человек, в числе которых оказалось около 30 бывших членов "Общины". Завершающим этапом в становлении КАС стал созванный в 1989 г. в Москве 1-ый Учредительный съезд КАС, на котором присутствовали делегаты 15 городов страны, представлявших около 300 членов КАС[40]. В 1995 г. была создана "Конфедерация революционных анархо-синдикалистов" (КРАС-МАТ). В 2002 г. было создано полу-анархистское (либертарно-коммунистическое) объединение "Автономное действие". И это лишь некоторые примеры. В настоящее время действует множество групп, сект и союзов анархистов. Точные данные представить очень трудно. Но мы видим, что анархизм не умер. Его продолжают разрабатывать, в него верят. В газете "Общины" написано, что пусть анархизм – это мечта, но почему люди должны отказываться от нее, от мысли о свободе во всех сферах жизни, о равенстве, от отсутствия насилия и подавления со стороны государственной машины.
Заключение
Петр Алексеевич Кропоткин - виднейший представитель анархизма конца XIX-1-ой четверти XX в., ученый-географ, историк, философ, публицист, редактор, общественный деятель. Уникальность жизненного пути князя состояла в том, что он, будучи с рождения обласкан всеми благами жизни, смог проникнуться чаяниями простого народа и заслужить его уважение.
Именно в анархизме Кропоткин увидел возможность построения справедливого и свободного общества на основе подлинной демократии. Гонения, аресты, эмиграция - все это лишь подстегнуло князя-бунтовщика к более решительным действиям. Пусть он не был практиком, как Бакунин, но сумел создать стройную, обоснованную и привлекательную для простого народа теорию анархизма - общества, где будут царить равенство и взаимопомощь.
Опираясь на труды предшественников, Кропоткин показал возможности перехода к анархизму, способы организации и функционирования коммун. Эта часть его работы остается актуальной и в наши дни, демонстрируя варианты решения насущных проблем в области федерализма, муниципального управления и кооперации.
Дело князя-бунтовщика до сих пор живо. Его труды изучают, строят вариации безгосударственных обществ, поднимают животрепещущие вопросы, которые требуют немедленного решения, ищут ответы ...
Мы убедились, что анархизм - это не что-то страшное и зловещее. Но, тем не менее, анархия - это утопия.
Список источников и литературы
Официальные документы и материалы
1. Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М.: Наука, 1990.
Сборники документов
1. Анархисты: документы и материалы 1883-1935 гг. в 2 т., т. 1. // под ред. В.В. Кривенького. М.: РОССПЭН, 1998.
Мемуары
1. Кропоткин П.А. Великая французская революция 1789-1793. М.: Наука, 1979.
2. Кропоткин П.А. Записки революционера. М.: Мысль, 1966.
Данные Интернета
1. Кропоткин П.А. Анархия, ее философия, ее идеал. М.: б.и., 1906, с. 29 // http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KROPOTKIN_Petr_Alekseevich/_Kropotkin_P.A..html (дата обращения: 31.03.2017).
2. Кропоткин П.А. Государство, его роль в истории. Женева, б.и., 1904 // https://www.directmedia.ru/book_237479_gosudarstvo_ego_rol_v_istorii/ (дата обращения: 31.03.2017)
Научно-исследовательская литература
1. Анархисты // Родина, 1993, № 5-6, с. 70-76.
2. Баландин В. Не хаос, а свобода // Неделя, 1990, № 2, с. 7.
3. Баранченко В.Е. Кончина и похороны П.А. Кропоткина // Вопросы истории, 1995, № 3, с. 149-155.
4. Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. М.: Наука, 1970.
5. Костин Н. Никогда не забывайте справедливости // Рабочая трибуна, 1995, 21 января, с. 3.
6. Твардовская В.А. Предисловие // Кропоткин П.А. Записки революционера. М.: Мысль, 1966, с. 5-32.
[1] Анархисты: документы и материалы 1883-1935 гг. в 2 т., т. 1. // под ред. В.В. Кривенького. М.: РОССПЭН, 1998, с. 5.
[2] Там же, с. 9.
[3] Кропоткин П.А. Записки революционера. М.: Мысль, 1966, с. 117.
[4] Твардовская В.А. Предисловие // Кропоткин П.А. Записки революционера ..., с. 8.
[5] Кропоткин П.А. Записки революционера ..., с. 156-157.
[6] Там же, с. 180.
[7] Там же, с. 206.
[8] Там же, с. 208.
[9] Там же, с. 224-225.
[10] Там же, с. 224.
[11] Там же, с. 252.
[12] Там же, с. 254.
[13] Там же, с. 257.
[14] Там же. с. 260-261.
[15] Там же, с. 347.
[16] Там же, с. 346.
[17] Там же, с. 364.
[18] Там же, с. 363-364.
[19] Там же, с. 369.
[20] Галактионов А.А., Никандров П.Ф. Русская философия IX-XIX вв. М.: Наука, 1970, с. 531.
[21] Там же. с. 531-532.
[22] Там же, с. 542.
[23] Кропоткин П.А. Государство, его роль в истории. Женева, б.и., 1904, с. 4 // https://www.directmedia.ru/book_237479_gosudarstvo_ego_rol_v_istorii/ (дата обращения: 31.03.2017).
[24] Кропоткин П.А. Великая французская революция 1789-1793. М.: Наука, 1979. с. 3.
[25] Кропоткин П.А. Анархия, ее философия, ее идеал. М.: б.и., 1906, с. 29 // http://publ.lib.ru/ARCHIVES/K/KROPOTKIN_Petr_Alekseevich/_Kropotkin_P.A..html (дата обращения: 31.03.2017).
[26] Кропоткин П.А. Хлеб и воля. Современная наука и анархия. М.: Наука, 1990, с. 521.
[27] Там же, с. 523.
[28] Там же, с. 378-385.
[29] Твардовская В.А. Предисловие // Кропоткин П.А. Записки революционера ..., с. 23.
[30] Анархисты: документы и материалы 1883-1935 гг. в 2 т., т. 1 ..., с. 188-189.
[31] Анархисты // Родина, 1993, № 5-6, с. 71.
[32] Баранченко В.Е. Кончина и похороны П.А. Кропоткина // Вопросы истории, 1995, № 3, с. 150.
[33] Анархисты // Родина ..., с. 74.
[34] Костин Н. Никогда не забывайте справедливости // Рабочая трибуна, 1995, 21 января, с. 3.
[35] Баландин В. Не хаос, а свобода // Неделя, 1990, № 2, с. 7.
[36] Там же.
[37] Баранченко В.Е. Кончина и похороны П.А. Кропоткина ..., с. 150.
[38] Там же.
[39] Там же, с. 151.
[40] Анархисты // Родина ..., с. 76.
Сначала включить презентацию (1 слайд).
Здравствуйте ! Позвольте представиться.
Мелконян Тигран, 8 класс, МБОУ "Вяткинская СОШ".
Тема моей работы: " Анархизм П.А. Кропоткина"
Научный руководитель: учитель истории Каракин Илья Сергеевич.
ПАУЗА
Прошу Вас ознакомиться с планом моего исследования (2 слайд).
ПАУЗА
3 слайд
Конец XIX-1-ая четверть XX в. не без основания считается переломным периодом в общественно-политической жизни России. Характерной чертой того времени стало формирование и функционирование множества политических партий и движений, стремящихся найти своих приверженцев, воздействовать на определенные слои общества и вписаться в многообразный веер альтернатив общественного развития. В годы российской революции 1905-1907 гг. окрепла довольно многоликая и пестрая многопартийная система. Ее своеобразным звеном были анархисты, ставящие своей целью уничтожение государства и любой политической власти, рассматриваемой исключительно как орган насилия; мечтающие объединить приверженцев в свободные и добровольные ассоциации граждан. Наиболее ярким и последовательным представителем анархизма того времени являлся П.А. Кропоткин.
4 слайд
С середины 1918 г. российское анархическое движение переживает полосу расколов, а после окончательной победы большевиков - затухает.
Однако на рубеже XX-XXI вв. в России вновь, после долгого перерыва, появились анархистские черные знамена. Но мы наблюдаем удивительную вещь. Даже сами активисты современного анархического движения, многие исследователи мало знакомы с подлинным лицом и местом анархизма в системе российских политических партий рубежа XIX-XX вв.; еще менее осведомлены о деятельности и теоретических построениях российских анархистов указанного периода рядовые граждане. (это актуальность)
Сейчас анархизм считается чем-то грязным, страшным, само значение - ругательным: анархизм видится "ядовитым цветком на русской почве". Обыватели совершенно не разбираются в сущности данного явления. Кроме того, в настоящее время, в связи с ростом проблем в социально-экономической сфере, особенно возрос интерес к леворадикальным политическим движениям, в том числе - к истории российского анархизма. Идеи и настроения П.А. Кропоткина приобретают сегодня невиданную актуальность - особенно в плане изучения федерализма, организации муниципального управления и кооперации. (это тоже актуальность)
5 слайд
Таким образом,
6 слайд
Позвольте мне немного отойти от вышеуказанного плана работы, чтобы сэкономить Ваше время и остановиться на действительно важных вопросах исследования.
Предлагаю Вам познакомиться с краткой биографией Петра Алексеевича Кропоткина. (этот слайд не рассказываешь, они сами читают (20 сек)).
+ сразу потом 7 слайд (15 сек) - (сами читают тоже).
8 слайд
Последовательно П.А. Кропоткин начал формировать свою теорию анархизма с 1879 г., начав издавать "Бунтарь" и став членом Юрской федерации. Историю анархизма князь начинает вести с древнейших времен, приходя к выводу, что разработкой теории анархизма занимались во все времена, что анархизм исторически обусловлен.
9 слайд
Центральное место в социологии князя занимает проблема исторического процесса, которую Кропоткин пытался решить с помощью теории Дарвина. Важнейшим законом эволюции князь-бунтовщик считал закон взаимной помощи. Ступенями общественного прогресса, происходящего на основе взаимопомощи, Кропоткин считает род, племя, деревенскую общину, гильдию, средневековый город, рабочие союзы и другие организации, созданные трудящимися для объединения действий главным образом с целью завоевания экономической и политической свободы.
10 слайд
Все это были учреждения, возникшие среди народа и установленные самим народом, чтобы противодействовать захвату власти интервентами или членами своего же рода, племени или города. Таким образом, оказывается, что анархизм вытекает чуть ли не из самого народного инстинкта, тогда как государство - результат хитроумных козней колдунов, военачальников и других людей, стоящих над массой.
11 слайд
Между обществом и государством князь проводит резкую грань. Государство - это лишь одна из форм, которые принимало общество в своем историческом развитии; но, приняв эту форму, общество встало на противоестественный путь, ибо государство и есть "самое серьезное препятствие для развития общества на началах равенства и свободы, т.к. государство представляет историческую форму, выработавшуюся и сложившуюся с целью помешать этому развитию".
12 слайд
Только революция может и должна вывести человечество из царства насилия. П.А. Кропоткин понимал под революцией коренную ломку всего общественного уклада, включая идеологию, общественную психологию и нравственность. Целью революции в условиях капиталистического общества князь считал "довольство для всех", а средством - экспроприацию всех средств производства, всех общественных богатств и передачу их в полное распоряжение народа. Движущей силой революции в европейских странах Кропоткин считал пролетариат, а в России - крестьянство. По прогнозам анархо-коммунистическое общество утвердится после революции через три-четыре года и более.
13 слайд
П.А. Кропоткин верил, что революция, начавшись с экспроприации частной собственности на орудия и средства производства (землю, фабрики, заводы), должна установить безгосударственный строй, принципом которого будет "каждому по потребностям". Этот строй будет представлять собой федеративный союз производительных общин-коммун - сельских и городских. Члены коммуны сами, на основе добровольного соглашения, без какого бы то ни было верховного правительства, решают свои внутренние и внешние, хозяйственные и общественные дела.
14 слайд
Однако, теория Кропоткина не лишена явных изъянов.
Можно ли поверить тому, что, работая по 4-5 часов в день, каждый производитель сможет обеспечить себе полное довольство. Получается неразрешимое противоречие: для достижения анархического коммунизма нужен высокий уровень производительных сил, который может быть достигнут путем организации общества в анархический коммунизм. Смогут ли члены коммун сами наладить экономическую жизнь, планировать ее, разумно пользоваться плодами труда в этом новом обществе, всеми корнями связанном с прошлым, где действует странная привычка традиций собственнического мира ? Кропоткин не замечает угрозы возможной контрреволюции, перед которой молодое новое общество будет бессильно.
15 слайд
К 1929 г. в России анархическое движение под действием репрессий и террора сошло на нет. Но умерло ли оно ? Умерли ли идеи великих "апостолов анархии" ? (смотрят на этот слайд сами, не читаешь) - 10 сек
16 слайд
К каким же выводам мы пришли.
Петр Алексеевич Кропоткин - виднейший представитель анархизма конца XIX-1-ой четверти XX в., ученый-географ, историк, философ, публицист, редактор, общественный деятель. Уникальность жизненного пути князя состояла в том, что он, будучи с рождения обласкан всеми благами жизни, смог проникнуться чаяниями простого народа и заслужить его уважение.
Именно в анархизме Кропоткин увидел возможность построения справедливого и свободного общества на основе подлинной демократии. Князь-бунтовщик сумел создать стройную, обоснованную и привлекательную для простого народа теорию анархизма - общества, где будут царить равенство и взаимопомощь.
Опираясь на труды предшественников, Кропоткин показал возможности перехода к анархизму, способы организации и функционирования коммун. Эта часть его работы остается актуальной и в наши дни, демонстрируя варианты решения насущных проблем в области федерализма, муниципального управления и кооперации.
Дело князя-бунтовщика до сих пор живо. Его труды изучают, строят вариации безгосударственных обществ, поднимают животрепещущие вопросы, которые требуют немедленного решения, ищут ответы ...
Мы убедились, что анархизм - это не что-то страшное и зловещее. Но, тем не менее, анархия - это утопия.
17 слайд
Спасибо за внимание !
ПАУЗА
Готов ответить на Ваши вопросы.
Засекай - на все выступление - 10 минут.
Император Акбар и Бирбал
Мост Леонардо
Рисуем тыкву
О чем поет Шотландская волынка?
Сказка об осеннем ветре