Конкурсное эссе для всероссийской олимпиады "Покори Воробьевы горы".
Вложение | Размер |
---|---|
esse_kosti.docx | 46.22 КБ |
Сочинение по теме: «Из наук в большей мере мудрость та, которая желательна ради неё самой и для познания, нежели та, которая желательна ради извлекаемой из неё пользы»
Аристотель - древнегреческий философ
Выполнил: Жигачёв Константин Юрьевич,
ученик 11-2 класса БОУ г. Омска «СОШ № 135
им. А.П.Дмитриева».
В своем высказывании Аристотель поднимает проблему ценности знания для человека вообще, и какое именно знание важно и значимо для человека в частности.
Принято считать, что знание должно иметь сугубо практическую направленность, приносить человеку какую-то ощутимую пользу, иначе оно бесполезно. Процесс теоретического познания очень долгий, трудоемкий и бессмысленный. Теория представляется сухим набором той или иной ненужной информации, которая зачастую оказывается трудноприменимой к реальной практике. Поступая в институт студент слышит: «Забудьте все, чему вас учили в школе». Приходя на предприятие, он слышит: «Забудьте все, чему вас учили в институте». Отсюда напрашивается простой вывод, что теоретическое обучение совершенно не нужно, а годы потрачены впустую. Однако освоение практических навыков совершенно невозможно без мощного теоретического знания, не говоря уже о том, чтобы добиться серьезного успеха в жизни и профессии.
Любая наука дает нам пищу для ума. Получая и накапливая знания, мы приобретаем возможность развивать свое мышление, что, в свою очередь, позволяет нам понимать различные сложные явления и процессы, объяснять факты и события, с которыми так или иначе мы сталкиваемся и в повседневной и в профессиональной деятельности.
Человек, освоивший лишь практические навыки, не может грамотно выстроить свою линию поведения в непредвиденной ситуации. Он теряется, не зная, что и как он должен делать. Не обладая знаниями, он не может понять и суть происходящего вокруг него. Знающий же человек найдет способ решения той или иной проблемы, сможет разобраться в сложной ситуации, выстроить алгоритм своего поведения. А приобретенный таким образом опыт он добавит к своим знаниям. Так постепенно человек становится умнее и мудрее, ведь мудрость – это знание, умноженное на опыт, и этот опыт не всегда непосредственно связан с практикой. Стремясь извлечь из знания конкретную пользу, человек обрекает себя на невежество и тьму, в которых будет блуждать всю свою жизнь. Конкретные знания предназначены для их использования в узких конкретных ситуациях. Они не дают увидеть полную картину происходящего, ограничивают кругозор определенными рамками и не позволяют развиваться интеллекту. Знание же как таковое открывает путь к познанию, расширяет горизонты разума, а, значит, увеличивают его силу и мощь, способность видеть и понимать суть предметов и явлений. Оно дает возможность и способность человеку добиваться любых целей и решать любые задачи. Для такого человека нет ничего невозможного в жизни и в выбранной профессии.
Я согласен с Аристотелем, потому что, чем больше мы знаем, тем больше мы можем. Это понимали ученые и философы, начиная с древнейших времен. Замечательный английский историк и философ XVII века, основоположник эмпиризма Френсис Бэкон заметил: «В истории черпаем мы мудрость; в поэзии — остроумие; в математике — проницательность; в естественных науках — глубину; в нравственной философии — серьезность; в логике и риторике — умение спорить».
Каждая наука развивает различные стороны мышления и в целом развивает наш разум. В этом и состоит величайшая ценность знания для человека. Френсис Бэкон подтверждает этот вывод словами: «Должно стремиться к знанию не ради споров, не для презрения других, не ради выгоды, славы, власти или других низменных целей, а ради того, чтобы быть полезным в жизни». Он подчеркивает, что знание важно не для какой-то конкретной пользы или выгоды, это залог успешного будущего во всех отношениях.
Словно продолжая рассуждения Бэкона, его соплеменник Джозеф Аддисон писал: «Знание — это то, что наиболее существенным образом возвышает одного человека над другим».
Знание не только дает человеку мудрость и силу интеллекта, оно раскрывает безграничные возможности творчеству, полету человеческой фантазии. И действительно, можно научиться вбивать гвоздь в стену и на этом остановиться, считая, что больше тебе об этом знать ничего не нужно. Однако знание физики и химии, свойств различных материалов позволит понять, какие гвозди лучше использовать и для каких покрытий, и использовать ли гвозди вообще. А, может, применить что-то уж совсем необычное. И вот обычная комната превращается в уютный и романтический уголок, не похожий ни на какой другой.
«Знание – сила»,- эта фраза, сказанная Френсисом Бэконом еще в XVII веке, давно стала афоризмом и не зря. Это не только сила разума, это еще и сила духа, и сила воли, которые помогают нам собраться в самой критической ситуации и принять правильное решение.
В качестве примера можно привести «Записки юного врача» Михаила Булгакова, где он описывает начало своей врачебной практики. Он, молодой врач, приехал из Москвы в уездный город Грачевку, получив медицинское образование врача, но не имевший совершенно никакой практики. В Мурьевской уездной больнице он оказался один на один с больными людьми. Прежний доктор уехал, и наставлять молодого врача, обучать его на практике оказалось совершенно некому. Сразу же, в первые дни, ему пришлось делать сложнейшую операцию – кесарево сечение. От этой операции зависела жизнь женщины-роженицы. Преодолевая свой страх, собрав в кулак всю свою волю, юный врач выполнил эту операцию и тем самым спас жизнь человека. Спасая жизнь молодой девушки, ему пришлось проводить ампутацию нижней конечности, после чего у него еще долго тряслись руки от напряжения. Что же позволило Михаилу Булгакову на заре его врачебной практики решиться на эти сложнейшие манипуляции, ни разу их не делая до этого? Огромные познания в медицине помогли ему сделать правильный выбор и спасти жизнь людей. Знание истории и психологии дали возможность найти общий язык с местными жителями и персоналом больницы, помогли уговорить родных решиться на хирургическое вмешательство. Удалось бы ему все это, ограничься он в институте только практической полезностью изучаемых наук? Возможно, он смог бы сделать саму операцию. Но как заставить женщину, темную и безграмотную, согласиться на операцию? Как объяснить ей и ее мужу, что от этого зависит не только ее жизнь, но и жизнь будущего ребенка? А как самому решиться на такое, не имея практики? Ответ очевиден.
Хочется привести пример и из моей школьной жизни.
Каждый год, осенью и весной, все классы выходят на субботник убирать школьную территорию. Каждый класс убирает свой участок. Происходит это всегда одинаково. Мы выходим всем классом, кто-то взял лопаты, кто-то – грабли, метлы, а кому-то инструмента не хватило. Классов в школе много, и выходят, как правило, все одновременно. Организовать работу класса в такой ситуации сложно, но, главное, чтобы участок был чистым.
В десятом классе мы начали изучать экономику, социологию в рамках обществознания, право и другие предметы. Новые знания позволили нам грамотно и четко организовать наш труд. Перед очередным субботником собрался трудовой сектор класса, разделил весь класс на звенья, а сам участок расчертил на квадраты. Строго был распределен порядок и фронт работ. И на субботнике уже никто не стоял. На работу вышли только два звена. Каждый сразу взял нужный ему инструмент, что было продумано заранее, и встал на свой квадрат. Весь участок был убран в течение получаса, а не двух-трех часов, как раньше. Что помогло нам рационально использовать наш труд и время? Конечно, знания. Но изучая материал на уроках, мы не выбираем только тот, который может нам быть полезен, и не отбрасываем то, что считаем ненужным. Мы внимательно и тщательно изучаем все темы. Сегодня эти знания помогли нам грамотно организовать работу на субботнике. Где оно нам поможет завтра, мы не знаем.
Таким образом, мы можем с уверенностью заключить, что изучая разные науки, накапливая знания, мы развиваем свой разум, мышление, расширяем границы своего познания. Вместе с этим мы приобретаем способность выявлять причинно-следственные связи, видеть и понимать суть происходящего вокруг нас, творить и совершать новые открытия и вместе с тем приобретать бесценный опыт познания и мудрости, которые возвышают нас над теми, кто сознательно загоняет себя в узкие рамки конкретной полезности.
Рисуем "Осенний дождь"
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
«Течет река Волга»
Император Акбар и Бирбал
Заколдованная буква