ЕРМЕКЕЕВСКИЙ РАЙОННЫЙ ОТДЕЛ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА села имени ВОСЬМОЕ МАРТА
Исследовательская работа на тему:
«Влияния санитарно-гигиенического состояния кабинета математики на здоровье обучающихся»
Автор: Васильева Елена Сергеевна
ученица 8класса МОБУ СОШ с.имени Восьмое Марта
Руководитель: Шайлина Г. Г.
учитель биологии
2012 г
Оглавление
Введение………………………………………………..2-3 стр.
Глава I. Основная часть .................................................4-8 стр.
1.1. Размеры помещения……………………………….4 стр.
1.2 Внутренняя отделка помещения и оборудование классной комнаты……………………………………………........4-5 стр.
1.3. Воздушно-тепловой режим.....................................6 стр.
1.4. Световой режим........................................................6-8 стр.
Заключение.......................................................................9 стр.
Список использованной литературы.............................10 стр.
Приложение…………………………………………….11-12 стр.
Введение
Для ребенка 6-17лет средней жизнедеятельности является школа, где дети проводят до 70% времени бодрствования. Поэтому вполне естественно, что кроме задачи усвоения ребенком определенной суммы знаний, умений и навыков, которые ставит перед собой школа, она должна предполагать создание условий учебной деятельности, раскрывающих резервы организма, способствующих росту, развитию и сохранению здоровья. От качества среды учебных помещений во многом зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья.
Проводя анкетирование среди своих товарищей по классу и учащихся других классов, мы поняли, что не все дети знают, от каких факторов зависит их здоровье и как окружающая среда класса влияет на учеников. (Приложение №1) Получение сведений о своей рабочей среде-необходимое условие ее изменения и улучшения.
Школьная гигиена изучает особенности развития и гигиену организма школьника; гигиеническое значение природных факторов внешней среды и использование их для закаливания школьников; гигиенические требованию к зданию школы и санитарно-техническим устройствам в школе, к оборудованию класса и к учебным пособиям; гигиенические основы обучения и воспитания детей. Школьная гигиена – это наука об охране, укреплении и развитии здоровья подрастающего поколения, детей и подростков.
В школах миллионы детей и подростков проводят значительную часть своего времени, и их развитие происходит при непрерывном воздействии факторов этой среды. От качества среды в учебных помещениях во многом зависит их самочувствие, работоспособность, состояние здоровья.
Целью нашей работы является изучение влияния условий классного кабинета МАТЕМАТИКИ на здоровье учащихся.
Актуальность нашей исследовательской работы состоит в том, что знание вопросов санитарных прав и норм необходимо для каждого ученика и педагога, так как несоблюдение требований школьной гигиены может повлечь нарушение нормального развития детского организма и вызвать различные заболевания.
Самое драгоценное у человека – здоровье и только здоровый человек способен быть настоящим творцом собственной судьбы и судьбы своей страны. Начиная с первого класса, детям даются элементарные представления об индивидуальных и личностных особенностях человека, в том числе о чувствах, настроении, эмоциональных переживаниях, о способах самопознания: определения ведущего глаза, уха, индивидуального места посадки в классе как одни из приемов саморегуляции. Мы узнаем, что здоровье зависит от микроклимата в классе, что такое психологическое и личное пространство. Мы узнаем, что здоровье человека связано с его образом жизни, исследуем свой образ жизни, составляем правила и нормы здорового образа жизни. Мы предлагаем вам сегодня послушать нашу исследовательскую работу «Санитарно-гигиеническое состояние кабинета математики и здоровье учащихся»
Объект исследования: «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.2.1178-02), которые вступили в силу 1 сентября 2003 года.
Предмет исследования: учебный кабинет математики МОБУ СОШ села имени Восьмое Марта.
Задачи:
-сделать измерения, расчеты, провести опыты, поработать со справочной литературой, сравнить полученные результаты с нормами СанПиНа;
-через исследовательскую деятельность сделать вывод - соответствует ли нормам СанПиНа классная комната: мебель, её цвет; температурный режим; освещенность; чистота помещения (запыленность воздуха); площадь, объем воздуха?
-выявить факторы, положительно и отрицательно влияющие на здоровье товарищей моего класса.
Гипотеза. Если в классной комнате все будет соответствовать санитарным нормам, мы меньше будем болеть и сохраним своё здоровье и конечно, будем лучше учиться.
Приемы и методы: исследование, сравнение, наблюдение, анализ, анкетирование, опыт.
Глава I. Основная часть
1.1. Размеры помещения.
С.И.Ожегов в «Словаре русского языка» писал, что здоровье- это правильная нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. На организм человека влияет много факторов внешней среды, и одним из определяющих, является размеры помещения.
Размеры класса обусловлены рядом педагогических и гигиенических требований. Ширина класса более 6 м неблагоприятно сказывается на освещенности парт третьего ряда естественным светом. При длине класса более 8 м затрудняется для учащихся, сидящим на последних партах, четкое восприятие речи учителя и ясное различение написанного на доске. Скопление углекислого газа, аммиака, летучих жирных кислот происходит в верхних слоях воздуха помещений. При высоте помещений в 3,0 м наиболее загрязненный слой воздуха не достигает зоны, в которой находится человек во время обычной работы.
Определение полезной площади и кубатуры классной комнаты.
1. С помощью рулетки я измерила длину (D), ширину (Ш), высоту (В) класса.
D - 9м; Ш = 5,95 м; В - 3 м.
2. Рассчитали площадь пола и кубатуру помещения:
S клacca = 5,95 * 9 = 53,55 м2
V класса = 53,55 * 3м =160,65 мЗ
3. Определили площадь и кубатуру в пересчете на одного учащегося, разделив полученные результаты на количество посадочных мест:
S1 =53,55м2/6чeл..=8,925м2/чeл
VI = 160,65м2/6 чел.=26,775 мЗ/чел.
Результат занесли в таблицу (приложение№2)
Вывод: площадь и кубатура помещения на одного учащегося соответствует санитарно-гигиеническим нормам, тем более, что нас всего лишь в классе 6 учеников. Нужно только поддерживать чистоту в классе. Выполнять правила поведения на перемене: не бегать по классу, не мусорить, дежурным протирать пыль на подоконниках и партах.
1.2. Внутренняя отделка помещения и оборудование классной комнаты.
Внутренняя отделка и оформление помещения оказывают значительное влияние на зрительный анализатор, определяют состояние экологической комфортности учащихся.
Советские гигиенисты провели много опытов по влиянию цвета на организм человека. Оказалось, что наиболее благоприятное влияние на производительность труда оказывают зеленый и желтый цвета. Они обостряют зрение, ускоряют зрительное восприятие, создают устойчивость ясного видения, понижают внутриглазное давление, обостряют слух, повышают работоспособность руки.
Гигиенисты доказали, что светлые (бежевые, салатные) тона школьной мебели повышают освещенность, благоприятно влияют на работоспособность.
Дадим характеристику внутренней отделки классной комнаты. Стены классов окрашены в персикового цвет. Светло-персиковый цвет имеет отражающий эффект 60%, в сравнении с белым 80%.( Приложение таблица №3) Проанализировав это, я считаю, что этот цвет соответствует требованиям(60%) нормам СанПиНа.
Стоит также отметить, что загрязненные стены отражают света в 2 раза меньше, чем только что выкрашенные или вымытые. Мы проводим генеральную уборку на каникулах.
При оборудовании помещения соблюдаются следующие размеры проходов и расстояния между предметами оборудования в см:
-Между рядами двухместных столов- не менее 60см.(в действительности65см)
-Между рядом столов и наружной продольной стеной- не мене 50-70см.
(в действительности55см)
-От задней стены, являющей наружной,- не менее 100см ( в действительности150см)
-От первой парты до учебной доски –2,4-2,7м ( в действительности-2,5м)
Высота нижнего края учебной доски над полом -80-90( в действительности-80см)
-Наибольшая удаленность последнего места обучающегося от учебной доски-860см (в действительности-440см)
Я измеряла все эти расстояния и убедилась, что вся мебель в классе стоит по требованию норм к оборудованию в учебном помещении. В нашем классе парты желтого цвета, что повышает отражающий эффект. По требованию санитарных норм мебель должна быть цвета натурального дерева. Полы должны быть без щелей и иметь покрытие дощатое, паркетное или линолеум на утепленной основе. В нашем классе есть щели, и из них выходит пыль. Я считаю, что пыль вредит нашему дыханию. Значительное содержание пыли в воздухе оказывает неблагоприятное воздействие на организм. Попадая в легкие, пыль частично задерживается там и может вызвать различные заболевания. Вместе с ней в организм проникают болезнетворные микробы. Они могут длительное время сохраняться на пылевых частичках и переноситься на значительные расстояния. Пыль затрудняет потоотделение и препятствует испарению пота, оказывает также отрицательное действие на кожные покровы, что может привести к некоторым кожным заболеваниям. В связи со сложившими обстоятельствами, мы стараемся чаще проветривать свой класс сквозным проветриванием на переменах.
Для оздоровления воздушной среды помещений необходимо их озеленять, используя комнатные растения. В нашем классе разведено много цветов.
1.3. Воздушно-тепловой режим.
Условия воздушной среды оказывают существенное влияние на заболеваемость, работоспособность и самочувствие. В закрытых помещениях во время пребывания детей меняется химический состав и физические свойства воздуха: нарастает количество углекислого газа, водяных паров, тяжелых ионов, уменьшается содержание кислорода, легких ионов, повышается температура воздуха, запыленность. О запыленности говорилось выше.
Узнаю, какой должна быть температура воздуха в классной комнате по норме. Измеряю температуру у окна класса – 25%, на среднем ряду – 23, у дальней стены от окна -23%. Температура воздуха в зависимости от климатических условий должна составлять- в классных помещениях 18-20*(25-1ряду)
Средняя температура поверхности нагревательных приборов не должна превышать 80*С.(Я измеряла температуру нагревания батарей-80*) В теплые дни проводим занятия при открытых оконных створках.
Вспомните, как вы себя чувствовали в душной комнате, где много народу? Очень тяжело.
Какой газ необходим человеку для дыхания? Кислород. Этот же газ поддерживает и горение.
Где в помещениях скапливается воздух, менее обогащенный кислородом: у потолка или у пола? Для доказательства своих предположений проделаю опыт: возьму две свечи разных по высоте, укрепленных на подставке. Попрошу взрослого зажечь их. Помещу свечи под стеклянный колпак, плотно прилегающий к столу. Наблюдаю, что произойдет. Какая свеча потухла раньше, почему? Потухла быстрее большая свеча, потому что не хватает кислорода вверху. Значит, хорошо, что потолки в классе высокие? Конечно. Скопление углекислого газа, аммиака, летучих жирных кислот происходит в верхних слоях воздуха помещений.
Сможете ли теперь ответить на вопрос: “Почему нужно проветривать помещение, где работает много людей?”
Вывод: В связи с этим я рекомендую для поддержания должного воздушного режима придерживаться следующих «маленьких хитростей»:
- не следует заклеивать все окна на зиму, - одно окно, ближайшее к доске лучше не заклеивать;
- во время урока держать приоткрытой дверь помещения;
- осуществлять проветривание во время перемен (даже зимой, не опасаясь значительного перепада температуры в помещении);
- осуществлять «сквозное» проветривание, удалив детей из класса.
1.4. Световой режим.
Биологическое значение солнечного света для человеческого организма огромно. Известны общие тонизирующее и укрепляющее действия лучистой энергии на организм, повышение сопротивляемости организма к заболеваниям.
Особенно велика роль лучистой энергии солнца в формировании растущего организма. Она способствует правильному росту и развитию. Ультрафиолетовые лучи переводят витамин Д, находящийся в коже ребенка, из недеятельного состояния в деятельное, который обеспечивает нормальное костеобразование. Свет оказывает и психологическое воздействие: обилие света создает эмоционально-приподнятое, радостное настроение. Известно бактерицидное действие ультрафиолетовой части солнечного спектра. Это является важным гигиеническим фактором, способствующим оздоровлению внешней среды.
Роль света важна для полноценной деятельности зрительного анализатора. Проведенные исследования свидетельствуют о том, что у значительной части учащихся (20-30%) к концу обучения в школе наблюдается снижение остроты зрения, связанной преимущественно с близорукостью.
В развитии близорукости существенную роль играет недостаточная освещенность. Доказано, что все зрительные функции (острота зрения, устойчивость видения) резко снижаются при плохой освещенности и повышаются с ее возрастанием. Это убеждает нас в создании максимально благоприятных условий для работы глаза. Лучшие условия освещения обеспечивают легкость зрительного восприятия.
Должно быть боковое левое освещение. В классе при естественном освещении коэффициент естественной освещенности должен быть 1,5%.Неравномерность естественного освещения не должна превышать 3:1. показателем, наиболее полно характеризующим естественную освещенность помещения. Для оценки уровня освещенности пользуются специальным прибором- люксметром. В отсутствии прибора весьма простым, эффективным методом оценки освещенности помещения является следующий: если ученик с нормальным зрением читает мелкий шрифт книги на расстоянии 50 см, то освещенность принято считать нормальной. Мы провели этот опыт.
Вывод: освещенность классной комнаты нормальная.
Светопроемы оборудуются жалюзи, тканевыми шторами светлых тонов, сочетающими с цветом стен, мебели. У нас в классе нет жалюзи, но есть шторы под цвет наших стен.
Для максимального использования дневного света следует:
-не расставлять на подоконниках цветы выше 20-30см
-очистку и мытье стекол производить 2 раза в год (осенью и весной) Загрязненные стекла также поглощают до 30-40% световых лучей, поэтому нужно следить за чистотой и качеством стекол, осуществлять мытье окон, не только перед началом учебного года и весной, но во время зимних каникул.
В учебных кабинетах уровень освещенности должен соответствовать следующим нормам:
Освещенность рабочего места в классе _380_ люкс, а по норме300 люкс.
Освещенность классной доски в классе _600_ люкс, а по норме500 люкс.
Вывод: Освещенность в классе соответствует нормам САНПиНа.
Следует своевременно проводить чистку осветительной арматуры светильников. Родители делают генеральную уборку, моют осветительные приборы.
На протяжении учебного года естественное освещение в течение большей части суток является недостаточным. Недостаток света восполняется искусственным освещением, к которому предъявляются следующие гигиенические требования: оно должно быть достаточным по силе, равномерным.
Достаточное общее равномерное освещение достигается расположением световых точек не менее чем по одной на каждые 8-10 м2 пола. В классных помещениях в 50 м2 располагается 6-8 светильников (в 3 ряда по 3-4 светильника в ряду).
Оптимальный световой режим подразумевает рациональное смешанное освещение - сочетание естественного и искусственного освещения. До сих пор бытует мнение, что смешанное освещение оказывает негативное влияние на глаза, но специальные исследования этого не подтверждают. Вреднее выполнять работу при недостаточном естественном освещении. Поэтому нужно включать искусственное освещение, не дожидаясь пока совсем стемнеет. Для профилактики и сохранения зрения мы выполняем зрительную гимнастику.
Заключение.
Фундамент здоровья человека закладывается в детском возрасте, в период обучения в школе. Поэтому проведение мероприятий, направленных на сохранение здоровья школьников является важным делом.
В ходе данного исследования был проведен анализ состояния классной комнаты. На основании результатов данного исследования доказано, что классная комната математики соответствует нормам САНПиНа.
Как мы увидели из вышеизложенного, оптимальные условия воздушной среды и светового освещения, являются важным фактором сохранения здоровья и работоспособности. Неблагоприятные изменения воздуха могут вызвать нарушения в организме: перегревание или переохлаждение тела, возникновение инфекционных заболеваний, снижение работоспособности.
Данная работа мы думаем, заинтересует многих ребят. Каждый сидящий здесь, наверняка, задал себе вопрос: «А моя классная комната соответствует нормам и правилам школьной гигиены?» Ответить на этот вопрос поможет наша исследовательская работа.
Нами исследованы лишь некоторые гигиенические параметры и требования к школьным помещениям и из этого следует, что необходимо:
1. Озеленять классы, с целью очистки воздуха от микробов и пыли. Особенно эффективно очищает воздух хлорофитум, а герань создает благоприятный микроклимат.
2. Чаще проветривать классные комнаты и следить за световым режимом.
3. Необходимо следить за чистотой стекол, стен, чаще проводить влажную уборку.
4. При окраске стен использовать теплые тона, максимально отражающие свет.
5.Проводить на уроках зрительные паузы.
6.Постоянно проводить на уроках физкультминутки.
Список использованной литературы:
1.О.В.Нестерова. Материалы санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях» (СанПиН 2.4.4.1178-02), которые вступили в силу 1 сентября 2003 года.
2.Кондратьев В.Г «Общая гигиена», издательство «Медицина», Москва 1972 год
3. Кардашенко В.Н «Гигиена детей и подростков» Москва, «Медицина» 1980 год:
4.А.И.Савенков. Учебное исследование в начальной школе. // Начальная школа, 2000, № 12
5.О.В.Нестерова «Санитарные правила и нормы в организации деятельности образовательных учреждений.» Волгоград:Учитель,2006г.
6. В.Н. Кардашенко, Е.П. Стромская, Л. П. Кондратова - Варламова. «Гигиена детей и подростков» - М.: Медицина, 1989 г. - 512 с.
7.М.В. Андропова. «Школьная гигиена». - М.: Медицина, 1970 г. - 284 с.
8.С.И. Розонов, Р.Ю. Лосуков. «Основы системной экологии в помощь учителю». Пособие для учителей и практические занятия для учащихся 8-11-х классов.
9. Научно-методический журнал «Биология в школе» (июнь - август 1998 г.) Издательство «Школа-Пресс»
Приложение
Приложение №1
Анкета для учащихся
1.Влияет ли школа на твое здоровье?
____________________________________________________________________________
2.Что на твой взгляд мешает здоровью в школе, в классе?
____________________________________________________________________________--
3.Можно нарушить свое здоровье сидя неправильно за партой?
_____________________________________________________________________________
4.Влияет ли освещенность класса на твое здоровье?
____________________________________________________________________________
5.Тебе комфортно в классе?
___________________________________________________________________________
6.Удобно тебе сидеть за своей партой?
__________________________________________________________________________
7.Часто болит у тебя голова?
_______________________________________________________________________
8.Чувствуешь ли ты себя после школы усталым и вялым?
____________________________________________________________________________
9.Как ты себя чувствуешь в смысле здоровья?
(очень хорошо, средне, нехорошо- нужное подчеркнуть)
10.Чувствуешь ли ты себя несчастным?
_________________________________________________________________Спасибо!
Приложение №2
Школьное помещение
Площадь- 53,55м2
Кубатура-160,65 мЗ
Приложение №3
Цвет поверхности стен
Отражающая способность, %
белый
80%
светло-желтый
60% .
темно-голубой
6%
светло-зеленый
40%
светло-зеленый
40%
светло-голубой
30%
Глупый мальчишка
Алые паруса
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Одеяльце
Сказка "Дятел, заяц и медведь"