...
Вложение | Размер |
---|---|
000218e9-410cd7ab.doc | 59.5 КБ |
МБОУ «Мотызлейская ООШ»
Сретенские чтения
Номинация «Православное краеведение»
«История храма села Мотызлей»
Работу выполнила:
ученица 8 класса
Фоломкина Оксана
Руководитель:
Гуркина Нина Ивановна
учитель истории
Мотызлей 2015 г.
Содержание
I. Введение……………………………………………………………………...3-5
II. Основная часть.
III. Заключение…………………………………………………………………..9-10
IV. Список литературы………………………………………………………….11
V. Приложение
Введение
Существует поверье, что при возведении божьего храма ему от Бога даётся Ангел, который оберегает церковь. Если же церковь насильно разрушают, то Ангел никуда не уходит, он сидит и печалится. И ждёт, когда к нему вернутся люди. Сколько в России разрушенных за годы Советской власти храмов, значит, столько и Ангелов печалится….
Кроме видимой стороны храмов существует и невидимая. Православие говорит нам, что на месте каждого храма, где хоть раз совершалась Божественная литургия, и происходило причащение Святых Христовых Тайн, неколебимо стоит Ангел Престола (даже если храм осквернён, разрушен, превращён в склад или тюрьму).
Незримыми ангелами заполнены пространства России. В ожидании сроков, известных только Богу, стоят они до сих пор среди болезненных развалин, на щебне и битом кирпиче уничтоженных монастырей, на месте взорванных, исчезнувших или приспособленных под «земные» нужды церквей – деревянных и каменных, в виде корабля и виде креста, в виде звезды и в виде круга, шатровых и купольных; Некоторые Ангелы стоят даже под водой, в водных могилах, где в результате создания рукотворных морей оказались погребёнными русские города, погосты, храмы. С точки зрения религиозной, это вообще страшно. И перекрестится православный и вспомнит о видении Иакова: «Как страшно сие место! Это не иное что, как Дом Божий, это – врата небесные»…
Для иных ангелов сроки Божьи уже несколько сдвинулись. Это там, где храмов коснулось восстановление, и где возобновились службы. И вот Господь торопит: прямо в руинах, похожих на катакомбы первохристиан, службы идут практически по всей стране: стены храмов можно было взорвать, алтари разбить — но уничтожить Ангелов Престола невозможно.
О том, как напряглось время Боже, можно судить по тому, что Господь не ждёт, пока мы всё обустроим. Он застал нас врасплох. И для Него не резон, что не хватает священников, а те, что есть,- работают на износ.
Молись Россия, сейчас, в этой разрухе,- нет у тебя другого времени! Молись, пока не отозваны твои ангелы! Богу угодно именно сейчас крестить и причащать твоих детей.
Распространении христианства на Руси сопровождалось строительством храмов. Они становились сосредоточением церковной жизни и православной культуры. Но прошло время и в советский период изменилось отношение к церкви. Сегодня в обществе происходит своеобразная реабилитация религии и религиозного мировоззрения. Люди вновь обращаются к вере.
Почему же не удалось вытравить религиозную веру из людских сердец, стереть из памяти? Наверное, дело в том, что религия веками сохраняла культурно-национальные традиции, особенности многовекового уклада жизни. Духовная музыка, поэзия, храмовое зодчество – часть нашей культуры. И поэтому, наверное, не удалось искоренить религиозное сознание людей. История России и история Русской Православной церкви – это одно целое. Церковь помогала народу выстоять в самые трудные периоды нашей истории.
Тема исследовательской работы – история храма «Покрова Пресвятой Богородицы» села Мотызлей.
Данная исследовательская работа актуальна, так как в ней рассматривается тема изучения наших духовных и исторических корней.
У каждого храма есть своя собственная история, свои особенности. Сведений о нашей церкви нет в архивах и фондах библиотек, их хранит народная память. Вот об этом мне и хотелось бы написать в своей работе.
Цель исследовательской работы – изучить историческое прошлое и сегодняшний день храма села Мотызлей и показать историческую значимость храма в жизни села и людей.
Задачи работы:
▪ Найти сведения о возникновение села и возникновение храма в селе.
▪ Изучить историю храма в различные периоды истории.
▪ Определить роль церкви в жизни села.
Новизна исследовательской работы заключается в том, что предметом исследования избрана малоизученная тема.
При написании работы были использованы материалы статьи из районной газеты, воспоминания старожилов, помогли материалы, собранные библиотекарем села Боченковой В. А.
Основная часть
Село Мотызлей образовалось в 1561 году. Спустя сто лет в 1659 году начали строить деревянную церковь, так как мужского пола душ было 130, женского 195. Каменную церковь Покрова Пресвятой Богородицы начали строить сразу после Отечественной войны 1812 года. К тому времени деревянная церковь пришла в негодность. Храм возводили на народные пожертвования. Значительные суммы были пожертвованы заводчиком Баташовым. Строили 8 лет. И стоять бы Церкви Покрова Богородицы тысячу лет – умели строить на совесть. Но настали лихие времена двадцатого столетия. Церкви стали закрывать одну за другой. И некому было противостоять этому святотатству, ибо немало голов сложили за одно только слово в защиту религии. Покровскую церковь постигла участь большинства святынь России. В 1931 году церковь закрыли. Священника отца Сергия (в миру Никольский Сергей Гаврилович 1875 года рождения) уроженца села Мотызлей арестовали 23 февраля 1931 года. Он был приговорен к высшей мере наказания – расстрелу.
В 1937 году храм был разорен: кресты с колоколами сбросили, утварь церковную растащили. В осквернённом храме открыли клуб, но не прижилось увеселительное заведение в храме, хотя и тщательно заштукатурили лики святых. Один из очевидцев рассказывал, что когда на месте алтаря устроили сцену, во время первого же заседания вдруг поднялся такой ветер, что казалось сами ангелы, лики которых сохранились на куполе, машут крыльями. Все были напуганы. Позднее здание отдали под магазинные и совхозные склады. Без хозяйственного догляда здание с годами ветшало. Исчезла церковная ограда, осыпалась штукатурка, у южных врат рухнули колонны, стала протекать крыша. Склады перевезли в более надёжные места. Пустующее здание превратилось в руины.
В нашем селе, находящемся в самой глубинке России, всегда было много истинно верующих людей, для которых храм всегда был главным местом в селе, святым местом. И потому, когда храм в 30-е годы двадцатого века был закрыт и стал разрушаться, многие восприняли это как настоящую трагедию и никогда не смирились с этим. Берегли по домам иконы, молились и не переставали верить, что храм будет когда-нибудь восстановлен. Для богобоязненных людей вид запустения храма был постоянным укором совести.
Но времена изменились, и спустя почти 70 лет по России прокатилась волна восстановления храмов. В 1991 году по Вознесенскому району первыми пример показали жители Сар-Майдана. Всего за год они сумели открыть в селе храм. Спустя два года загорелись идеей восстановления из руин Покровской церкви мотызлейцы. Инициаторы Поликанова Мария Фёдоровна, Федонина Татьяна Ивановна, Гусев Алексей Фёдорович. 18 июля 1993 года прошел первый сход села. В повестке значился вопрос «Восстановление церкви в селе Мотызлей». Многим тогда это казалось нереальным. Времена были трудные, а даже на начало требовались немалые средства. С 18 августа начинается сбор средств. В Мотызлеях собрали около миллиона рублей. Давали некоторые по 10 тысяч рублей, кто по 200-500 рублей – сколько могли.
Отказывали редко. Были и такие, кто целиком пенсию свою отдавал. Сумма вроде бы большая, но расходы – незримо больше. Собирали по жителям райцентра, по другим селам.
25 июля сход жителей села проходил под председательством благочинного Ардатовского округа протоирея отца Виктора. Он благословил людей на богоугодное дело и предостерёг, чтобы не было распрей, вражды и раскола при возрождении святого храма. И хотя много было сомневающихся и даже противников сему святому делу – быть или не быть в селе церковному приходу, решили начинать. Были выбраны делегаты для поездки в епархиальное управление к владыке митрополиту Николаю Нижегородскому и Арзамасскому. 15 августа состоялся первый воскресник по расчистке храма от накопившегося за десятилетия мусора. Там, где был обрушен потолок, всякого хлама накопилось на метр высоты, росла бузина и терновник, Свисали обгоревшие балки. Работали 60 человек.
Неоценимую поддержку в деле восстановления порушенного храма оказал уроженец села Фомин Анатолий, проживающий в Н.Новгороде. Пожертвовал железо на купола, стекло, цемент, гвозди. И закипела работа всем селом. Кто валил деревья, кто стеклил окна, кто крыл железом крышу, кто обустраивал колокольню, кто выделял транспорт, кто штукатурил и красил. Каждый вносил свою лепту в святом деле.
Бывший односельчанин Алексей Попков, приехав из Москвы, где поживает, проходя мимо церкви, загорелся покрыть купол, сагитировал ребят-земляков. Приехали, покрыли купол без единой копейки, в дар церкви. Работали целой бригадой. Это Алексей Попков, Александр Попков, Михаил Медведев, Григорий Янкавцев, Виктор Юткин, Алексей Ленин, Александр Филимонов, Алексей Ермаков.
Многие бывшие односельчане внесли свой вклад в дело восстановления.
5 марта 1994 года – день официального открытия Покровской церкви. При стечении большого количества народа в богослужении участвовали отец Виктор, отец Агафангел, отец Иоанн. Церковь в этот день вновь обрела Икону Божьей Матери «Призрино смирения». И хотя церковь не до конца восстановлена, верующие остались довольны службой. Делились впечатлениями, говорили, что получили истинное наслаждение от проповеди и песнопений. 8 июля 1994 года на Покровскую церковь поднят крест, освящённый о. Агафангелом. 23 августа 1994 года, впервые после открытия, таинство крещения в православную веру приняли 25 человек. Обряд совершал отец Агафангел. 25 сентября 1994 года впервые совершалось венчание отцом Павлом.
30 мая 1995 года на колокольню Покровской церкви поднят крест, освящённый отцом Виктором. Крест упал с колокольни в 2001 году – сгнило деревянное основание. Новый был изготовлен в Сарове.
Богослужения в храме начались, но проходили нерегулярно, так как не было своего священника. Они были в дефиците. В 1996 году храм обрел священника. Им стал отец Алексей. Нелегко ему пришлось. Культуру поведения в храме люди совсем забыли, пришлось учить всему заново. Много сил уходило на продолжавшееся восстановление церкви. Закончил он свою службу в 2005 году по состоянию здоровья. После него в храме сменилось несколько священников.
Сейчас богослужения в храме проводит отец Николай.
Обустройство нашего храма продолжается и сегодня. Проблем в церкви Пресвятой Богородицы еще много, но главное уже сделано – в церкви ведутся богослужения. В результате общих усилий церковь Покрова Пресвятой Богородицы начинает приобретать первоначальный вид: на свои места встали кресты, сверкают на солнце купола, колокольный звон созывает прихожан к Богослужению.
Когда храм восстанавливался, требовалось немало средств и усилий людей. К сожалению, оставалось немало недоделок. В последние годы в нашем храме был проведен капитальный ремонт, установили новый иконостас. Средства собирали верующие. Большую спонсорскую помощь оказал Фомин Анатолий, без его поддержки такой объем работ не смогли бы провести. Церковь преобразилась.
Церковь сейчас играет важную роль в жизни нашего села. Во время церковных праздников туда приходит большое количество людей. Церковь является регистратором всего течения семейной жизни (рождение, брак, смерть – официально фиксируются ей). Священник знает изнанку многих семей и является примиряющей силой.
В горе и радости люди приходят в церковь. К сожалению, чаще всего в горе. Просят у Господа защиты и помощи. Больше всего в храм ходят люди пожилые. Со слов моей бабушки, сам чистый воздух церкви лечит все немощи, помогает преодолевать все трудности. В храме становишься чище и добрее. После посещения церкви приходит чувство легкости и успокоения. По-моему, новое поколение тоже начинает это осознавать, поэтому в храме все чаще можно увидеть и молодых людей.
Храм выполняет просветительскую роль, знакомит с православной культурой, ее традициями. При храме работает Воскресная школа, куда охотно ходят дети.
Становится ясно, что большинство жителей села считают храм источником мудрости и веры.
Заключение
На основании собранного материала, можно сделать вывод, что исторические события государства повлияли как на рождение, так и на закрытие и возрождение храма. История нашего храма типична и похожа на истории многих храмов России. Каким только гонениям не подвергалась церковь, но все это проходило, а церковь стоит. Значит, и дальше будет стоять. А вместе с ней будет стоять и наша Россия.
Прошло время. Закончился советский период, ознаменовавшийся гонениями на церковь. Но забывать этого не стоит. Это наше прошлое, мы должны его знать, возможно, для того, чтобы не повторять таких ошибок в будущем.
Для возрождения духовности необходимо, чтобы люди лучше знали историю своего народа. Уважение к памятникам старины, бережное отношение к вере своих предков – одна из сторон нравственной характеристики человека. Она помогает молодому поколению ощущать себя наследниками прошлого и осознавать свою ответственность перед будущим.
Церковь - духовный щит общества. Она всегда имела миротворческую, объединительную миссию и является источником культурного, образовательного роста России.
Список литературы
Приложение
По морям вокруг Земли
Самый богатый воробей на свете
Юрий Визбор. Милая моя
Отчего синичка развеселилась
Кто должен измениться?