Физика – это наука постоянно развивающаяся, обогащаемая новыми теориями. Эффективно воздействуя на характер мышления, помогая лучше ориентироваться в шкале жизненных ценностей, физика может способствовать, в конечном счете, выработке правильного отношения к окружающему миру.
Как войти в мир физики? Ощутить его красоту, почувствовать дыхание его тайн? Преподавание физики в школах России насчитывает более 350 лет. Возникновение же интереса к этой науке зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена технология обучения этому предмету.
Можно предложить такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и научному поиску.
На первой стадии – удивления и любопытства – у школьников возникает ситуативный интерес, проявляющийся при демонстрации эффектного опыта, слушания рассказа об интересном случае из истории физики и т. д.
Любопытство, как начальная стадия познавательной направленности личности ученика, характеризуется тем, что его объектом является не содержание предмета, а чисто внешние моменты урока – оборудование, мастерство учителя, формы работы и т. д.
Следующая стадия – наличие познавательного интереса – проявления в стремлении к прочным знаниям по предмету, что связано с волевыми усилиями и напряжением мысли, с применением знаний на практике.
Метапредметный подход – до изучения физики учащиеся уже знакомы со многими физическими понятиями и терминами, которые встречались на уроках природоведения, биологии, географии.
Целостность – при изучении физики должен соблюдаться целостный подход – позволяющий создать целостную картину окружающего нас мира.
Системность – подразумевает регулярное изучение данной науки и связанных с ней явлений в окружающем мире для проявления учениками ключевых компетенций, как на практике, так и при решении теоретических задач.
Новизна – должна привлекать учащихся к изучению материала по данному предмету и метапредметным связям.
Результативность – данный параметр показывает уровень полученных знаний при решении тех или иных задач и результаты, полученные при этом.
Важно отметить, что именно интересное преподавание приводит к интересному учению, поэтому их в совокупности следует считать одним из основных критериев ценности учебного процесса.
Вложение | Размер |
---|---|
o_klube_lyubiteley_fiziki.docx | 29.07 КБ |
Введение
Физика – это наука постоянно развивающаяся, обогащаемая новыми теориями. Эффективно воздействуя на характер мышления, помогая лучше ориентироваться в шкале жизненных ценностей, физика может способствовать, в конечном счете, выработке правильного отношения к окружающему миру.
Как войти в мир физики? Ощутить его красоту, почувствовать дыхание его тайн? Преподавание физики в школах России насчитывает более 350 лет. Возникновение же интереса к этой науке зависит в большей степени от методики ее преподавания, от того, насколько умело будет построена технология обучения этому предмету.
Можно предложить такую схему воспитания у учащихся увлечения учебным предметом: от любопытства к удивлению, от него к активной любознательности и стремлению узнать, от них к прочному знанию и научному поиску.
На первой стадии – удивления и любопытства – у школьников возникает ситуативный интерес, проявляющийся при демонстрации эффектного опыта, слушания рассказа об интересном случае из истории физики и т. д.
Любопытство, как начальная стадия познавательной направленности личности ученика, характеризуется тем, что его объектом является не содержание предмета, а чисто внешние моменты урока – оборудование, мастерство учителя, формы работы и т. д.
Следующая стадия – наличие познавательного интереса – проявления в стремлении к прочным знаниям по предмету, что связано с волевыми усилиями и напряжением мысли, с применением знаний на практике.
Метапредметный подход – до изучения физики учащиеся уже знакомы со многими физическими понятиями и терминами, которые встречались на уроках природоведения, биологии, географии.
Целостность – при изучении физики должен соблюдаться целостный подход – позволяющий создать целостную картину окружающего нас мира.
Системность – подразумевает регулярное изучение данной науки и связанных с ней явлений в окружающем мире для проявления учениками ключевых компетенций, как на практике, так и при решении теоретических задач.
Новизна – должна привлекать учащихся к изучению материала по данному предмету и метапредметным связям.
Результативность – данный параметр показывает уровень полученных знаний при решении тех или иных задач и результаты, полученные при этом.
Важно отметить, что именно интересное преподавание приводит к интересному учению, поэтому их в совокупности следует считать одним из основных критериев ценности учебного процесса.
Актуальность
В системе средств оптимизации обучения, большая роль принадлежит средствам формирования познавательных интересов школьников. Среди многих проблем, совершенствования учебного процесса, проблема формирования познавательных интересов учащихся является одной из самых значимых. Познавательный интерес является такой основой учебной деятельности, которая обеспечивает активное и сознательное усвоение знаний. Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности.
Физика формирует творческие способности учащихся, их мировоззрение и убеждения, способствует воспитанию высоконравственной личности. Эта основная цель обучения может быть достигнута только тогда, когда в процессе обучения будет сформирован интерес к знаниям.
Пути разрешения педагогических противоречий тесно связаны с решением следующих задач:
Теоретическая интерпретация
Сущность познавательного интереса заключается в стремлении школьника проникнуть в познавательную область более глубоко и основательно, в настоятельном побуждении заниматься предметом
Моя цель: сформировать не сумму знаний, а сформировать потребности и умения учащихся организовать свою деятельность по описанию окружающего мира языком физики.
Знания - лишь средства развития мышления. Ум развивается в деятельности. Поэтому все, что стимулирует активную умственную деятельность, создаёт условия для неё (проблемные ситуации, увлечённость, интерес, сознание надобности изучаемого), самым прямым образом соответствует развитию мышления.
Эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учеников, но и от наличия у них целенаправленной мотивации учения, от их обученности, обучаемости, прилежания, трудолюбия и, конечно, интереса к предмету.
Мотивация деятельности ученика будет разной, он будет учиться, если:
Новизна.
Развитию интереса учащихся к предмету физика, формированию прочных и глубоких знаний, умению объяснять происходящие в природе физические явления, использовать законы физики в жизни способствуют:
Самое главное - это заинтересовать учащихся содержанием изучаемого материала, Это возможно благодаря особенностям физической науки, ее универсальности, тесной связи с научно-техническим прогрессом и повседневной практической деятельностью человека. При этом нужно учитывать, что сегодняшние дети получают огромное количество информации по самым разным каналам.
Таким образом, повышение эффективности физического образования имеет в своей основе именно принцип создания и сохранения устойчивой положительной мотивации и осознанного интереса к обучению. Если изучаемые физические законы необходимы для описания и объяснения явлений, составляющих круг интересов учащегося: будь то танцы, спорт, военная техника, строительство и конструирование, криминалистика, экология, литература, фотография и т.д. и задания преподносятся в увлекательной форме, то получаемые знания воспринимаются не как обуза, а как большая жизненная ценность. Это справедливо для классов любых направлений, профилей и возраста.
КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ
Одним из направлений повышения качества образования является организация внеурочной деятельности. Внеурочная работа – это обязательное звено учебно-воспитательного процесса. Школьников привлекают разнообразные формы внеурочной работы: экскурсии, физические вечера, конференции, турниры, познавательные игры. У них появляется возможность удовлетворять свои интересы и наклонности, проявить способности, а иногда и дарования.
В НАШЕЙ ШКОЛЕ УЖЕ МНОГО ЛЕТ РАБОТАЕТ КЛУБ ЛЮБИТЕЛЕЙ ФИЗИКИ, ОБЪЕДИНЯЮЩИЙ В СВОИХ РЯДАХ УЧЕНИКОВ С 7 ПО 11 КЛАСС.
ОДНИМ ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ РАБОТЫ ЭТОГО КЛУБА ЯВЛЯЕТСЯ ФОКРУЖОК;
ДРУГИМ НАПРАВЛЕНИЕМ ЯВЛЯЕТСЯ МОДЕЛИРОВАНИЕ.
При подготовке и во время проведения внеурочных мероприятий, а также при обсуждении его итогов решается целый комплекс общеобразовательных и воспитательных задач: расширить и углубить знания по данной теме: проявить эрудированность, показать разнообразие использования физических знаний на практике и в повседневной жизни, помочь ученику найти дорогу к научным и техническим идеям, воспитать устойчивый интерес к физике, научить его работать самостоятельно. Организация, подготовка внеурочных мероприятий оказывают на учащихся огромное воспитательное воздействие, формирует у них чувство коллективизма, умение отстаивать свои убеждения, обосновывать свою точку зрения по тем или другим вопросам, развивает чувство ответственности за порученное дело. Целенаправленная, систематическая внеурочная деятельность приучает учащихся к самостоятельному творческому мышлению, к сознательному усвоению знаний.
Метапредметный подход – проходит изучение физики, математики, информатики и технологий..
Целостность – создается целостная картина мира и уровня применения своих знаний, в зависимости от компетенций.
Системность – систематизация полученных знаний и навыков и использование их в рельной жизни..
Новизна – различные виды деятельности учащихся и их новизна побуждают к изучению материала по данному предмету и метапредметным связям.
Результативность – данный параметр показывает уровень полученных знаний при решении тех или иных задач и результаты, полученные при этом.
Такие мероприятия положительно воздействуют на эмоциональную сферу учащихся. Внеклассная работа невозможна без положительных эмоций и радостных переживаний. Организация внеурочной деятельности служит и сплочению школьного коллектива.
Петушок из русских сказок
Л. Нечаев. Яма
Где спят снеговики?
Самарские ученые разработали наноспутник, который поможет в освоении Арктики
Глупый мальчишка