Исследовательская работа по теме "Формирование правосознания и правовой культуры"
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_zaharovoy_kritiny.doc | 80.5 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение Большенагаткинская средняя общеобразовательная школа муниципального образования «Цильнинский район» Ульяновской области
Исследовательская работа по теме:
«Формирование правосознания и правовой культуры»
Работу выполнила:
Захарова Кристина, 11 класс Б
Учитель: Захарова Т.Н.
2016
Исследовательская работа
по теме: «Формирование правосознания и правовой культуры»
«Если культуры нет у людей в сердцах,
то нигде больше её быть не может»
Ж.Дюамель
Я не случайно выбрала данную тему. Проблема, которую она затрагивает интересует меня не только как школьника, но и как гражданина, живущего интересами своего времени и своего поколения. Сегодня коренным образом меняются отношения гражданина России с государством и обществом. Поэтому при формировании личности, необходимо сочетать гражданскую, правовую, политическую культуру. Что такое правосознание и правовая культура? На сколько развиты правосознание и правовая культура в нашем современном российском обществе?
Исследовательская проблема – определяется противоречием между социальным заказом в современных условиях на личность, обладающую высоким уровнем правосознания и правовой культуры, с одной стороны, и несформированностью у молодёжи основных компонентов правовой культуры, с другой стороны.
Гипотеза: формирование правовой культуры – длительный процесс, ориентированный на личность, её индивидуальные особенности. Субъект-субъектный подход, самодеятельность учащихся в рамках волонтёрского движения и просветительской деятельности способствует повышению уровня и качества правовых знаний, формирует осознанное ценностное отношение к необходимости соблюдения правовых норм и активное правомерное поведение
Цель: определение условий и наиболее эффективных направлений, методов и способов, которые наиболее полно позволят реализовать воспитательный потенциал просветительской работы и волонтёрства в процессе формирования правовой культуры обучающихся. Для достижения цели необходимо было решить следующие задачи: проанализировать формы и методы работы по правовому воспитанию в общеобразовательных учреждениях МО «Цильнинский район»
Объект: правовое образование учащихся средствами и методами волонтёрской и просветительской работы.
Предметом исследования выступают правосознание и правовая культура личности в общеобразовательных учреждениях МО «Цильнинсктй район» .
Вопросы воспитания подрастающих поколений всегда волновали выдающихся педагогов и общественных деятелей прошлого. Эта проблема поднималась в трудах В.Г.Белинского, Е.Р.Дашковой, Н.А. Добролюбова, Н.М. Карамзина, М. В. Ломоносова, Н. И. Новикова, А.Н. Радищева, Л. Н. Толстого. К. Д. Ушинского, Н.Г. Чернышевского и др. Они заостряли внимание на том, как важно воспитать сознательных граждан, способных отстаивать интересы государства, любящих свое отечество. Их идеи нашли свое отражение в современных концепциях Е.В.Бондаревской, В.А.Караковского, В.В.Серикова, Н.Е. Щурковой.
Проблема правосознания и правовой культуры личности становится наиболее острой в периоды общественных изменений, когда происходит разрушение большинства институциональных и нормативных образцов, меняются цели, ценности, допустимые средства реализации социальных потребностей, в обществе устанавливаются новые правила правового взаимодействия, а роль индивидуального поведенческого выбора неизмеримо возрастает.
Особую роль эта проблема играет в российском обществе, где законы воспринимаются воспринимаются довольно вариативно, а правовое поведение населения зачастую нельзя назвать «законопослушным». Это обусловлено рядом причин: низкой правовой компетентностью граждан, их общей неинформированностью о своих правах и обязанностях; противоречиями законодательного процесса, правовым нигилизмом.
Заглянув в словарь - справочник И.Ю. Аверьянова я обнаружила, что под понятием правосознание понимается сфера общественного или индивидуального сознания, включающая в себя комплекс представлений, правовых знаний, взглядов, оценок и отношений к праву и правоприменительной деятельности. Правосознание выполняет познавательную, оценочную и регулятивную функцию, которые характеризуются отношениями взаимосвязанности и взаимодополнительности. В электронной энциклопедии «Википедия» правовая культура - это общий уровень знаний и объективное отношение общества к праву; совокупность правовых знаний в виде норм, убеждений и установок, создаваемых в процессе жизнедеятельности и регламентирующих правила взаимодействия личности, социальной, этнической, профессиональной группы, общества, государства и оформленных в виде законодательных актов. Проявляется в труде, общении и поведении субъектов взаимодействия. Формируется под воздействием системы культурного и правового воспитания и обучения. Правовая культура является компонентом духовной культуры.
В правовом образовании приоритетным является аспект нравственного развития личности, его реализация играет значимую роль на всех стадиях образовательного процесса - от дошкольного до среднего (полного) общего образования.
Ребенок должен научиться самостоятельно определять себя в качестве полноправного участника созидательного развития общества. Сегодня под правовым образованием в школе следует понимать, находящуюся в рамках образовательного процесса и организованную на идее права, систему воспитательных и обучающих действий, направленных на формирование у обучающихся уважения к праву, собственных представлений и установок, опирающихся на современные правовые ценности общества, правовой культуры, основанной на функциональной правовой грамотности; компетенций, достаточных для защиты прав, свобод и законных интересов личности и правомерной реализации ее гражданской позиции, а также позитивного опыта деятельности в социально-правовой сфере.
Из этого я делаю вывод, что успешно действует в современном обществе лишь тот, кто обладает развитым правовым сознанием, кто понимает суть происходящих событий, их причины и возможные последствия. Теоретический уровень правового сознания дает возможность верно определить направленность своего правового поведения, сделать осознанный выбор, найти эффективные способы решения жизненных задач. Такой уровень сознания не возникает сам по себе. Тот, кто не хочет заблудиться в дебрях права, должен обогащать свои правовые знания и развивать умение применять их на практике.
Теоретические знания в области права могут стать компасом в жизни человека.
Как же на разных ступенях образования в МО «Цильнинский район» идет формирование правосознания и правовой культуры. Я провела исследование.
В МО «Цильнинский район» действуют 3 Дошкольных Образовательных Учреждения: «Сказка», «Березка», «Ромашка». Я решила выяснить, как ведется работа по правовому воспитанию дошкольников? Проведя интервью с заведующей ДОУ «Ромашка» Аникиной Маргаритой Николаевной, я узнала, что одна из приоритетных задач учреждения – приобщение дошкольников к культурно-историческим ценностям родного края. В ходе решения этой задачи реализуется и правовое воспитание детей. Правовое воспитание основано на включении ребенка в естественные виды деятельности: занятия, дидактические игры, изобразительная деятельность, игры - драматизация, чтение художественных произведений, этические беседы, конкретные поступки и ситуации. Для каждого конкретного возраста детей ДОУ создана схема становления личности: мир самого ребенка, мир родной семьи, мир первого общественного коллектива - детский сад, мир родного края, мир родной Отчизны.
В результате целенаправленного правового воспитания у детей старшего дошкольного возраста формируются знания о правах и гражданское поведение.
В начальной школе формирование правовой культуры продолжается. В моей Большенагаткинской школе используются следующие формы работы с учащимися 1-4 классов: ролевые игры, индивидуальные и групповые беседы, диалог, дискуссия, практические занятия, метод конкретных ситуаций и т.д. Задачи правового воспитания в начальной школе:
Научить, как можно использовать приобретенные знания и умения в повседневной жизни.
Мне стало интересно, как понимают мои одноклассники термины «правосознание» и «правовая культура». Данный вопрос подтолкнул, меня провести опрос среди моих одноклассников.
Среди 20 опрошенных половина (10 человек) затрудняются ответить на поставленный вопрос. Остальные (10 человек) имеют представление о понятиях «правосознание» и «правовая культура». Они утверждают, что правосознание – это осознание своих прав, но не упоминают о наличии своих обязанностей. А на вопрос о правовой культуре ответа не последовало.
Почему же у моих одноклассников так слабо сформированы правосознание и правовая культура?
Ответ на этот вопрос неоднозначен. Причин несколько. Одной из причин является, на мой взгляд, противоречивая роль СМИ в современном обществе. В настоящее время значительно возросло влияние средств массовой информации на личность. По эмоциональному воздействию на граждан телевидение остается пока непревзойденным. Телеканалы собирают наибольшую аудиторию. Телевидение транслирует бесконечные фильмы и сериалы, в которых созданы образы благородных и справедливых «бандитов», а представители власти показаны в негативном свете. Дискредитируются практически все представители власти, полицейские, чиновники, политики. Это уникальный и вероятно на сегодня единственный инструмент для формирования общественного мнения, который очень эффективно используется государством для решения политических задач, но почему то совершенно не используется для повышения уровня правовой культуры граждан. Не маловажную роль играет сегодня Интернет. Чтобы в этом убедиться я провела опрос среди родителей моего класса. Из 18 опрошенных родителей половина опасаются, что электронное общение может негативно сказаться на их социальном развитии, заменить общение лицом к лицу, отрицательно повлиять на их социальные навыки
Следующей причиной, является, безусловно снижение воспитательной функции семьи. Это связано с реалиями индустриального общества, которые негативно сказались на формировании личности ребенка, в том числе и правовой культуры. В настоящее время происходят изменения парадигмы отношений семьи, школы, государства. Если раньше семья помогала школе, государству воспитывать детей, то сегодня государство и школа помогают семье воспитывать детей. Сегодня происходит коммерциализация спорта, образования, культурного досуга. Образование требует все больше материальных затрат на приобретение учебников, канцелярских товаров, спортивных принадлежностей, одежды и обуви; родители озабочены поиском дополнительных источников существования, и это не лучшим образом сказывается на характере общения их с детьми. Они видят друг друга все реже, не говоря уже о том, чтобы поговорить по душам, вместе пойти в кино, театр, парк.
Правовое воспитание в школе заключается в формировании правосознания и правовой культуры школьников, подготовка их к сознательной и активной жизни в условиях рыночной экономики.
В Большенагаткинской школе сложилась комплексная система воспитания детей, которая включает различные направления для формирования у ребят чувства патриотизма и правосознания. Работа учителей истории и обществознания занимает в ней особое место и значение. Наша школа является социокультурным комплексом, что позволяет решить задачи правового воспитания.
Содержание гражданского образования реализуется во всех учебных курсах, но в первую очередь на уроках обществознания и истории. Эти предметы позволяют учащимся усвоить наиболее актуальные знания о человеке, обществе, отношениях человека к природе, самому себе, об основных областях общественной жизни.
Одним из путей её практического решения и стала работа, проводимая в нашей школе с 2002 года учителями истории в рамках учебно–деловой игры «Выборы». В процессе подготовки и проведения игры обучающиеся имеют возможность на практике познакомиться с основами парламентской процедуры, риторики, основами журналистики. Результатом проведение игры являются выборы президента школьной республики и органов школьного самоуправления.
С 2007 года в школе издается школьная газета «Вливайся», которая способствует формированию коммуникативной культуры личности современных подростков, что в будущем позволит молодым людям найти свое место в обществе, грамотно строить отношения с людьми, быть эмоционально чуткими и отзывчивыми. Участие в подготовке выпусков газеты является способом реализации личности.
С 2010 г. в школе организована работа военно-патриотического клуба «Щит» (руководитель - Разенков С.М.) Целью военно-патриотического клуба является содействие патриотическому, физическому, интеллектуальному, духовному и правовому развитию личности гражданина России, его лидерских качеств. Девиз клуба «Щит»: «Защита Отечества - дело чести!».
Изучение нормативно – правовых актов на уроках обществознания помогает получать юридические знания, которые должны помочь нашим детям лучше, быстрее адаптироваться в обществе. И этой цели служит созданный в 2011 году полицейский класс. Данный класс образован с целью воспитания у учащихся муниципального общеобразовательного учреждения высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов РФ и в целях формирования правосознания в молодежной среде, профилактаики правонарушений среди несовершеннолетних, популяризации службы в органах внутренних дел и внутренних войсках МВД России. Примечательно, что в данный класс принимаются и подростки, состоящие на учете в правоохранительных органах, а также на внутришкольном учете, но с обязательным условием – в случае повторного совершения правонарушения учащийся исключается из класса. По итогам работы «полицейского класса» 2 подростков-нарушителей были сняты с учета ОВД по исправлению. В 2014 полицейский класс занял 1 место в области в «Первом слете полицейских классов» и почетное 2 место в традиционной районной легкоатлетической эстафете на призы газеты «Цильнинские Новости». По данным инспектора ПДН Гафуровой Э.И. по Цильнинскому району на протяжении последних 5 лет отмечается значительное снижение подростковой преступности, и, следовательно, уменьшение количества несовреннолетних, поставленных на профилактический учет в ОВД за совершение уголовно-наказуемых деяний.
Таким образом, ранняя профилактика, правовое просвещение не только подростков, но и их родителей сыграло в этом первостепенную роль.
С 2014 года в МОУ Большенагаткинской школе создан отряд волонтеров. Его работа осуществляется при поддержке отдела работы с молодежью при администрации МО «Цильнинский район» (руководитель – Шигирданов О.В.) Было разработано положение, определены цели и задачи отряда, его структура. Задачами отряда волонтеров являются: профилактика отклонений в поведении обучающихся, оказание помощи руководству школы в проведении мероприятий по профилактике алкоголизма, табакокурения и др.Волонтёры используют различные методы работы: лекции, семинары, интервьюирование, круглые столы, конференции. Ребята принимали участие в областном агитпоезде «За здоровый образ жизни», который проходил на территории МО «Цильнинский район» 3 ноября 2016 г. Волонтёры организовали танцевальный флешмоб на территории Села Большое Нагаткино для обучающихся 5-7 классов.
Я и обучающиеся моей школы посещаем смены УРМОО «Новая Цивилизация», целью которых является формирование знаний в области экономики, политики и права, формирование лидерских качеств. Одним из проектов является региональный проект «Лига Молодых». Цель проекта: привлечение как минимум 20 образовательных учреждений Ульяновской области к развитию органа школьного ученического самоуправления в виде Школьной демократической республики, совета старшеклассников или отделения УРМОО "Новая цивилизация". Основной инструмент: создание первичных организаций с последующим официальным открытием отделений УРМОО «Новая цивилизация» на базе школ г. Ульяновск и муниципальных образований области.
Следующим проектом является «Ньюландия».
«Ньюландия» - это не просто смена. Каждый из участников с первых дней становится полноправным гражданином данного государства. На смене выбирается Президент, Парламент, Правительство. В государстве есть своя конституция, законы, а так же, самостоятельная валюта – рудолы! Каждый гражданин вправе выдвинуть свою кандидатуру на пост Президента или депутата Парламента. Кроме того, можно занять такие места, как: министр Правительства, судья, служащий банка или налоговой службы. Но самое главное, ты можешь себя попробовать в роли бизнесмена: открыть свою фирму и стать индивидуальным предпринимателем.
Технология фестивали «Диалог цивилизаций» моделирует международное политическое и экономическое сотрудничество цивилизованных государств (школьных делегаций). Это первый конкурс социальных проектов органов самоуправления общеобразовательных учреждений Ульяновской области. Целью проведения конкурса является развитие потенциала органов, а также внедрение системы выявления и поддержки успешных молодежных проектов Ульяновской области, направленных на развитие органов самоуправления. Спортивно-техническая игра «Ралли выживания»: эта игра полностью моделирует основные этапы спасательной операции: преодоление полосы препятствий во время пути до пострадавшего, оказание первой помощи и разбивка лагеря, транспортировка пострадавшего до условного места эвакуации. В 2015 г. команда Большенагаткинской школы стала победителем! (см. Приложение)
Интерес к праву приводит к нарастающей тенденции ежегодного поступления выпускников МОУ Большенагаткинской школы в ВУЗы юридической направленности (см.Приложение)
Неотъемлемым элементом правового воспитания является открытие в 2015 году на базе МОУ Большенагаткинской сош опорной площадки Молодежной правовой академии, в состав которой я вхожу. Наша школа, участвуя в мероприятиях, организованных Областным Дворцом творчества принимала участие в Открытом областном правовом турнире «Ювеналия» и получила Диплом 2 степени – победителя. В мае 2016 года я принимала участие в конкурсе «Моя законотворческая инициатива» .
Свою будущую профессию я хочу связать с юриспруденцией.
Заключение.
Таким образом, подводя итог исследованию, я сделала вывод, что формирование правосознания и правовой культуры должно прививаться с раннего детства, это интегративный процесс, происходящий в тесном единстве всех институтов воспитания и образования.
В процессе написания исследовательской работы, я изучила специальную литературу, провела интервьюирование с заведующей ДОУ «Ромашка» Аникиной М.Н., инспектором ПДН по МО «Цильнинский район» Гафуровой Э.И.,, зам.директора по воспитательной работе МОУ Большенагаткинской сош Хвойницкой Е.А., зам.директора по учебно - воспитательной работе государственного технологического техникума и сервиса Хаванской А.А.; провела опрос родителей и учащихся моего 11 класса Б. В опросе приняло участие 20 обучающихся 11 класса Б, 18 родителей обучающихся. Что и помогло, как мне кажется, раскрыть тему, осветить все проблемы и вопросы. Всё это оказалось довольно познавательным процессом.
Я ответила на такие вопросы как: «Что такое правосознание?», «Как формируется правовая культура».
Я надеюсь, что моя работа будет полезной в распространении опыта работы по формированию правосознания и правовой культуры.
Правовая культура как часть гражданского образования, выступает необходимым условием построения правового государства. Если каждый гражданин знает, в какие структуры следует обратиться в случае возникновения проблемы; осведомлен о введении новых законов, поправок, подзаконных актов — о деятельности законодательства страны в целом; владеет основами частного права (семейного, трудового, гражданского), с которыми он сталкивается ежедневно, то государство и личность смогут нести взаимную ответственность, права и свободы человека будут неукоснительно соблюдаться. Таким образом, каждый индивид сам заинтересован в получении основ юридического образования ради стабилизации социальных и других отношений. Правовая культура устанавливает границы дозволенного поведения, свободы субъектов правоотношений, благоприятствует повышению активности граждан, укрепляет законность, социальную справедливость — в целом создает нравственную атмосферу для комфортной жизни каждого человека.
Литература.
Учимся ткать миленький коврик
Новогодние гирлянды
В какой день недели родился Юрий Гагарин?
Шелковая горка
Астрономический календарь. Июнь, 2019