Данная презентация посвящена рассмотрению движения хиппи. Присутствует информация об истории движения, символике, взглядах хиппи. Особое внимание уделено движению хиппи в СССР. Имеются фото известнейших представителей хиппи.
Вложение | Размер |
---|---|
hippi.ppt | 507 КБ |
Слайд 1
-ИСТОРИЯ -СИМВОЛИКА -ЛОЗУНГИ -ХИППИ И НАРКОТИКИ -ХИППИ И ПОЛИТИКА -ХИППИ В СССР -ТРАДИЦИИ( “ СОБРАНИЕ РАДУГИ ”) -ЗНАМЕНИТЫЕ ХИППИ Над презентацией работали ученики 9 класса МБОУ «Вяткинская СОШ» : СМБАТЯН ЛУИЗА ПРИБЫЛОВА ТАТЬЯНА САХРАТОВ РАГИМ ХИППИСлайд 2
ХИППИ Хи́ппи (англ. hippy или hippie ; по одной из этимологических версий, происходит от разг. hip или hep — «понимающий, знающий»; не путать с hipsters — хипстерами , старое название субкультуры поклонников бибопа) — философия и субкультура, изначально возникшая в 1960-х годах в США. Расцвет движения пришёлся на конец 1960-х — начало 1970-х годов. Первоначально хиппи выступали против пуританской морали некоторых протестантских церквей, а также пропагандировали стремление вернуться к природной чистоте через любовь и пацифизм Один из самых известных лозунгов хиппи: «Make love, not war l » , что означает: «Занимайтесь любовью, а не войной!» . Обычно считается, что хиппи верят в следующие положения: человек должен быть свободным ; достичь свободы можно, лишь изменив внутренний строй души; поступки внутренне раскованного человека определяются стремлением оберегать свою свободу, как величайшую драгоценность; красота и свобода тождественны друг другу и что реализация того и другого — чисто духовная проблема; все, кто разделяют сказанное выше, образуют духовную общину; духовная община — идеальная форма общежития; все, думающие иначе, заблуждаются. Тем не менее, у хиппи не существует чётко сформулированного символа веры, который уже в силу своей точной формулировки был бы противоречием в определении.
Слайд 3
ИСТОРИЯ В 1940—1950-х годах в США среди представителей «бит-поколения» существовал термин хипстеры , обозначавший джазовых музыкантов, а затем и богемную контркультуру, которая формировалась вокруг них. Культура хиппи в 1960-х годах развилась из бит-культуры 1950-х параллельно развитию рок-н-ролла из джаза. Одним из передовых и известных сообществ хиппи было сообщество «Весёлые проказники», о котором Том Вулф пишет в книге «Электропрохладительный кислотный тест». Первое использование слова «хиппи» зафиксировано в передаче одного из нью-йоркских телеканалов, где этим словом была названа группа молодых людей в майках,джинсах и с длинными волосами, протестующих против вьетнамской войны. В то время было популярным сленговое выражение «to be hip», означавшее «быть в курсе», «быть „мировым“», а нью-йоркские сторонники контркультуры из Гринвич-Виллиджа назывались «hips». В данном случае телевизионщики использовали слово hippie уничижительно, намекая на претензии намеренно плохо одетых демонстрантов, пришедших из пригородов Нью-Йорка . Началом движения хиппи можно считать 1965 год в США. Основным принципом субкультуры являлось ненасилие (ахимса). Хиппи носили длинные волосы, слушали рок-н-ролл (в особенности «I’ve Got You Babe» Сонни и Шер), жили в коммунах (самые известные ныне коммуны находились в Хайт-Эшбери, районе Сан-Франциско, позже в Дании Свободный город Христиания ), путешествовали автостопом, увлекались медитацией и восточной мистикой и религиями, главным образом дзэн-буддизмом, индуизмом и даосизмом, многие из них были вегетарианцами. Имели так же место «Jesus movement» и «Jesus Revolution» (рок-опера Иисус Христос — суперзвезда 1970 года). Поскольку хиппи часто вплетали цветы в волосы, раздавали цветы прохожим и вставляли их в оружейные дула полицейских и солдат, а также использовали лозунг «Flower Power» («сила», или «власть цветов»), их стали называть «детьми цветов». Пик популярности движения пришёлся на 1967 год (так называемое «лето любви»), когда были выпущены неофициальные гимны хиппи — «San Francisco (Be Sure To Wear Some Flowers In Your Hair)» (автор — Джон Филлипс из The Mamas & the Papas, исполнялась певцом Скоттом Маккензи), «All You Need Is Love» и «She’s Leaving Home» The Beatles. Музыкальной проекцией движения стала психоделическая музыка. В 1967 году в Нью-Йорке состоялась премьера психоделического мюзикла«Волосы», участники которого появлялись на сцене обнажёнными: с движением хиппи связана популяризация нудизма. Несмотря на закат хиппи-движения в мировом масштабе, его представителей до сих пор можно найти во многих странах мира. Некоторые идеи хиппи, казавшиеся в 1970-е годы консервативным обывателям утопическими, вошли в менталитет современного человека.
Слайд 4
Культура «хиппи» имеет свою символику, признаки принадлежности и атрибуты. Для представителей движения хиппи, в соответствии с их миропониманием, характерно внедрение в костюм этнических элементов: бус, плетенных из бисера или ниток, браслетов («фенечек») и прочее, а также использование текстиля, окрашенного в технике «тай-дай» (или иначе — «сибори»). Примером могут служить так называемые фенечки. Эти украшения имеют сложную символику. Фенечки разных цветов и разных узоров обозначают разные пожелания, изъявления собственных музыкальных предпочтений, жизненной позиции и т. п. Так, чёрно-жёлтая полосатая фенечка означает пожелание хорошего автостопа, а красно-жёлтая — признание в любви. Следует отметить тем не менее, что эта символика трактуется в разных местах и тусовках произвольно и совершенно по-разному, и «хиппи со стажем» не придают ей никакого значения. Распространённые тексты типа «Значения цветов в фенечках» считаются уделом так называемых «пионеров» (то есть начинающих) и в среде опытных, как правило, вызывают ироническую реакцию. Джинсы стали «фирменной» одеждой хиппи. Российская исследовательница молодёжных движений Т. Б. Щепанская установила, что «системная» символика напоминает голограмму — даже из небольшой её части, как из семечка, вырастает всё богатство неформальной культуры СИМВОЛИКА
Слайд 5
ХИППИ НА ФЕСТИВАЛЕ “ РОССИЙСКАЯ РАДУГА ” Символ Инь и Ян, используемый и популяризируемый хиппи Одним из символов движения хиппи считается старый микроавтобус, обычно «Фольксваген», который хиппи традиционно раскрашивали в стиле «Flower Power Пацифик(«лапка») — символ мира. Логотип Организации ядерного разоружения, используемый и для антивоенных демонстраций
Слайд 6
ЛОЗУНГИ ХИППИ 60-Х « Make love, not war» ( « Занимайтесь любовью, а не войной!» .) « Off The Pig!» (« Выключи свинью!») (игра слов — «свиньёй» назывался пулемет M60, немаловажный атрибут и символ Вьетнамской войны) « Give Peace A Chance (« Дайте миру шанс») (название песни Джона Леннона) « Hell No, We Won’t Go!» (« Ни черта мы не уйдём!») « All You Need Is Love!» (« Всё, что тебе нужно, — это любовь!») (название песни The Beatles)
Слайд 7
ХИППИ И НАРКОТИКИ Относительно роли галлюциногенов хиппи придерживаются двух мнений. Согласно и первому и второму взгляду, психоделики способствуют «расширению сознания», создают условия, в которых человек начинает осознавать в себе наличие «души». Разногласия существуют лишь в вопросе о том, является ли наркотическое опьянение необходимым и достаточным условием или только одним из возможных средств «расширению сознания», для обретения «ви́дения». Согласно первой интерпретации, тот кто не вполне принял и усвоил опыт психоделических трипов, остается чужд «ви́дению» и, следовательно, не способен признать истинность идеологии хиппи. Затем, с той же точки зрения, любой, прибегнувший к психоделикам, по необходимости обретает «видение» в его идеологически фиксированной форме. Неудачный или катастрофический опыт галлюцинаций в таких случаях объясняется какими-либо обстоятельствами: «видение» было истинным, но новичок оказался неподготовленным к его правильному пониманию, или был слишком тесно связан с «обычным миром», или находился в неподходящем окружении, помешавшем «правильному» воздействию психоделика. Согласно другому, более распространенному мнению, прием психоделиков не является идеологическим императивом: психоделики только одно из средств, помогающих разрушить границы привычного восприятия, но сами они не преображают личность: « Хотя „кислота“ не имеет ценности сама по себе, не делает вас ни святым, ни добрым, ни мудрым, а всего лишь одурманенным, её можно использовать достойным образом. Она может быть воспитательным средством — с её помощью можно кое-чему научиться ». С этой точки зрения, помимо психоделиков, существуют и другие способы достижения «ви́дения»: медитация,восточные культы и до некоторой степени «западная» религия. В соответствии с такой интерпретацией нет никаких гарантий насчёт того, что именно человек обретет под действием галлюциногена: «видение» ли, которое лежит в основе исповедуемой идеологии, или «видения», совершенно не совместимые с этой идеологией. Однако, независимо от описанной разницы во мнениях, некоторые хиппи считают, что приём психоделиков непосредственно связан с идеологическими предпосылками, на которых основано их движение .
Слайд 8
ХИППИ И ПОЛИТИКА Если под политикой понимать выборы, заседания, голосования и продвижения по службе, то хиппи изначально аполитичны. Живя вне «цивильного» общества, в мире, основанном на любви, дружбе и взаимопомощи, хиппи предпочитают менять мир своим творчеством, в том числе творчеством социальным. Идея революции сознания в чём-то продолжает идеи рюкзачной революции битников — вместо изнурительных политических дебатов и вооружённых столкновений предлагается уход из дома и общества, чтобы жить среди людей, придерживающихся твоих убеждений. В США Джерри Рубином, Эбби Хоффманом и Полом Красснером в 1967 году было основано движение Йиппи (от аббревиатуры YIP —англ. Youth International Party — международная молодёжная партия). Йиппи представляли собой гремучую смесь хиппи и новых левых, сотрудничали с «Чёрными пантерами» и устраивали многотысячные марши и демонстрации. Самой известной их акцией, вызвавшей бурный резонанс в обществе, считается выдвижение от своей партии кандидата на пост президента США. Этим кандидатом была свинья по имени Пигасус (Свинтус) . Опыт театральной герильи Эбби Хоффмана можно сравнить с «Маршем Любви» в советской Москве, когда советские хиппи вышли на улицу голышом, но были задержаны милицией. Советские хиппи были культурно связаны с диссидентской средой. Многие были недовольны коммунистическим режимом и его идеологией, другие просто хотели жить вне политизированного строя.
Слайд 9
ХИППИ В СССР Представителей субкультуры хиппи (в просторечии — хиппари , хиппаны , хиппанутые ) в конце 60-х— 70-х годах легко можно было отыскать почти в каждом крупном городе СССР, на т. н. «тусовках» (или «тусовочных местах»). К примеру, в Москве — «Психодром № 2», «Фрунзенский садик» (улица Знаменка), «Пушка» (площадь Пушкина), Арбат или «Гоголя» (Гоголевский бульвар), в Ленинграде —«Сайгон» (кофейня на Невском), «Казань» (площадь перед Казанским собором), в Киеве— Андреевский спуск и др. Приехавший в город иногородний «пипл», отправившись вечером на место тусовки, мог всегда рассчитывать на обретение там новых друзей и «вписки» (размещения на врем. проживание, у кого-либо из знакомых). Советская (русская) культура хиппи сформировала свой сленг, на основе английского языка и арго. Например: « ксивник » (от «ксива» — документ) маленькая сумочка для переноски сего документа), « хайратник » (или « хаератник », от «хаер» — волосы), ленточка на лбу (по легенде — чтоб « не срывало крышу »), «фенечка» (браслет из ниток, кожаных полосок или бисера, дарится «на память» или друзьям, существует символика фенечек) и други е. Немного примеров слов хиппового сленга, которые пережили время и остались в активном употреблении и поныне: «вписка», «герла», «пипл», «сейшен», «трасса», «цивил», «пионер», «олдовый», «флэт»… Помимо внешней атрибутики — «фенечек», к культуре хиппи относится также фольклорная традиция «заморочек». В основном это песни, стихи и «телеги», забавные истории из жизни системы. Одно из традиционно хипповых занятий — «аск» (от ангд. ask — просить, спрашивать), попрошайничество. Обычно это собирание денег с проходящих сограждан. В СССР это было опасным и подсудным делом, но сейчас «а́скерами» часто называют уличных музыкантов — играющих не из романтических убеждений, а просто по нужде. Для такого «хиппового» образа жизни существовал специальный термин — хипповать , означающий внешнее и внутреннее состояние и поведение человека, с соответствующей атрибутикой (также нередко во время длительного безденежья в жизни), и обязательно лёгкое, ненапряжное отношение к такому состоянию.
Слайд 10
Появившись на исходе «хрущёвской оттепели», субкультура хиппи в СССР (в целом) была распространена среди весьма немногочисленных представителей молодёжи. В массовом сознании слово «хиппи» вызывало ассоциации скорее негативные — «хиппи» воспринимался как неопрятно одетый молодой человек с длинными волосами, бездельник, выпивоха и наркоман, часто аполитичный и безыдейный, — противопоставление культивировавшемуся тогда образу «советского человека», «строителя коммунизма» — опрятно одетого и коротко подстриженного, целеустремлённого, обладающего чёткими политическими воззрениями по поводу «линии партии». О существовании представителей «хиппи» не только за границей, но и в СССР можно было узнать только из критических статей в центральной прессе начала 70-х. 1 июня 1970 г. Московские хиппи организовали демонстрацию против войны во Вьетнаме у посольства США. По слухам это им провокационно предложили сотрудники КГБ. Но когда около 150 молодых людей собрались во дворе исторического факультета МГУ, чтобы отправиться к посольству, их посадили в автобусы и развезли по разным отделениям милиции. Часть были приговорены к краткосрочному аресту по обвинению в «мелком хулиганстве», остальных освободили. Но затем многие из них были исключены из институтов и призваны в армию, некоторых принудительно поместили в психиатрические больницы
Слайд 11
ТРАДИЦИИ ( “ СОБРАНИЕ РАДУГИ ” ) Среди многочисленных традиций и обычаев субкультуры хиппи, важнейшим событием является ежегодное «Собрание радуги», которое проводится иногда и дважды в год. История возникновения этого собрания уходит своими корнями в культуру индейских племен Америки, и впервые собрание было организовано в Соединенных Штатах в 1972 году, а с 1991 года Радуга успешно собирается и на территории России. Радуга – это многонациональный фестиваль, куда приезжают не только россияне, но и гости из-за границы. Каждый раз для Радуги отводится новое место, которое исследуется инициативной группой хиппи. Основными требованиями для выбора места являются удаленность от людских поселений, близость водоема и леса и возможность проехать до места на личном, или общественном транспорте. Дорога до Радуги может быть очень долгой, утомительной, иногда приходится пересаживаться с автобусов на электрички, добираться автостопом. Как правило, Собрание проводится в относительно глухих местах, доехать до которых можно по специальной карте Радуги, которая распространяется среди хиппи в апреле-мае каждого года. Радуга не имеет чёткого направления деятельности: не являясь ни музыкальным, ни экологическим фестивалем, это, скорее, собрание людей по интересам. На Радуге можно встретить представителей различных субкультур: панки, хиппи, растаманы, но все они на время Собрания становятся Народом Радуги и обязаны чтить традиции фестиваля. Как правило, на Радуге запрещены алкоголь, тяжелые наркотики и коммерческая деятельность, поэтому на Радугу приезжает множество семейных пар хиппи с детьми, обстановка на фестивале достаточно непринужденная и, конечно, неагрессивная. На территории лагеря действует палатка с врачами для оказания возможной помощи, любой хиппи придет с радостью на помощь при возникновении экстренной ситуации. Для питания на Радуге существует система добровольных взносов, на которые покупаются крупы, консервы, сладости и каждый день два раза на общей поляне специальная бригада добровольных поваров готовит угощение для всех гостей Радуги. Каждый вечер лагерь оживает: тут и там слышатся песни у костра, многие танцуют, на общей поляне зажигается общий костер, на который приходит практически вся Радуга, чтобы помузицировать, поговорить, рассказать интересные истории, или поучаствовать в играх и представлениях. Распространены разнообразные мастер-классы, которые проводят профессионалы в своём деле и посетить которые может любой желающий, чтобы научиться чему-то новому и с пользой провести время.
Слайд 12
ЗНАМЕНИТЫЕ ХИППИ Эбби Хоффман Джерри Рубин Коля Васин
Слайд 13
СВЯЗАННЫЕ С ДВИЖЕНИЕМ The Doors The Beatls Аквариум
Слайд 14
Спасибо за внимание !
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
Белый лист
Сказка "Морозко"
Л. Нечаев. Про желтые груши и красные уши
Почему люди кричат, когда ссорятся?